Особенности построения воспитательного процесса в лагере отдыха

Обновлено: 08.07.2024

Особенности построения воспитательного процесса в лагере отдыха

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации лагерной смены: организационный период. основной период; итоговый период лагерной смены.

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ.

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения

Современный детский оздоровительный лагерь − это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 года), оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

Основные задачи идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере:

  • создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире;
  • формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;
  • формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;
  • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;
  • создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  • обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;
  • формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ

В процессе воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности. При планировании и организации воспитательной работы в оздоровительных учреждениях (лагерях, центрах, оздоровительных и санаторно-курортных организациях, предоставляющих базу для оздоровления детей в летний период) следует учитывать следующие особенности:

− развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива;

− специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей;

− воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью;

− широкое использование возможностей социально-территориального окружения способствует приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную творческую деятельность.

Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ и методов их реализации.

Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка, которая существен­но отличается от домашней, прежде всего, отсутствием ро­дителей, и необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности и большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря подразделяют на три периода: организационный, основной, заключительный.

3. Система организации лагерной смены

Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

Лагерная смена (Л.В. Воронкова) – это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

Специфика лагерной смены:

  • неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
  • функционирование временных детских объединений – отрядов;
  • общение;
  • событийность.

В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климата во временном детском коллективе, познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря.

Основными характеристиками организационного периода являются:

  • это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям;
  • это первая стадия формирования детского коллектива – отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
  • это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;
  • как правило, длится 2-3 дня от заезда детей и завершается открытием лагерной смены;
  • чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Этот период очень насыщен в плане вожатской деятельности, поэтому ему мы посвятим отдельную лекцию (тема 4).

В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. В этот период очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной период характеризуется:

  • реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого;
  • организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере;
  • включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря;
  • развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;
  • активным общением и конфликтами воспитанников;
  • формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде;
  • этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены;
  • на данном этапе важно не замыкаться на деятельности внутри отряда, необходимо выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере.

Задачи основного периода:

  • Развивать творческий потенциал воспитанников.
  • Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
  • Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
  • Создать условия для самореализации воспитанников.

Содержание деятельности вожатого:

  • реализация программы воспитательной деятельности вожатого;
  • организация и включение детей в различные виды деятельности;
  • проведение коллективных творческих дел;
  • деятельность профильных детских объединений по интересам;
  • корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • функционирование органов самоуправления в отряде.

Примерными формами работы в основной период являются: конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п.

В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития.

Заключительный (итоговый) период является:

  • периодом эмоциональной напряженности от предстоящей разлуки;
  • временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и вожатыми.

Вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем!

Задачи заключительного периода:

  • Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
  • Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
  • Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
  • Подготовить детей к отъезду из лагеря.

Содержание деятельности вожатого включает: анализ работы на совете отряда и сборе, церемония награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной смены.

К примерным организационным формам работы можно отнести КВН «Было, братцы, было!», отрядный (общелагерный) костер, выпуск газеты «По секрету всему свету», игру-эстафету «Вместе весело и интересно», закрытие лагерной смены (итоговый концерт).

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ

Кодекс Республики Баларусь об образовании от 13 января 2011
№ 243-З.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 марта2011 г. № 8 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта2007 г. № 27».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 № 125 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 декабря2002 г. № 55 «Об утверждении положения об оздоровительном лагере».

Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 1 апреля2011 г. № 13.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам организации летнего оздоровления детей.

Министерство образования ежегодно направляет для использования в работе методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха, разработанные в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь.

Особенности построения воспитательного процесса в лагере отдыха

1. Деятельность вожатого в организационный период.

2. Планирование воспитательной работы в отряде.

3. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда.

1. Деятельность вожатого в организационный период

В организационный период вожатый должен решить следующие задачи:

  • Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
  • Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.
  • Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
  • Сформировать органы самоупраления.
  • Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
  • Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.
  • Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Содержание деятельности вожатого в организационный период:

  • заезд детей;
  • знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;
  • выработка плана жизнедеятельности в отряде;
  • выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;
  • Формирование органов самоуправления;
  • планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере;
  • благоустройство жилых помещений и территории отряда;
  • подготовка к открытию лагерной смены.

Среди примерных организационных форм работы можно назвать: сбор отряда «Давайте познакомимся», тест-игра «Рейтинг», экскурсия по лагерю, операция «Уют», круглый стол «Хочу, могу и надо», оформление отрядного уголка и выпуск газеты, диспут «Мой верный и надежный друг», сбор отряда (определение задач на смену, выбор актива, план работы), вечерние «огоньки».

2. Планирование воспитательной работы в отряде

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко):

– государственные и местные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;

– приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха;

– календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;

– режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

– информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

– природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;

– модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

– опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.

План воспитательной работы – это:

  • основа деятельности отряда;
  • конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;
  • содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.

План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. Он служит средством повышения качества воспитательной работы отрядного вожатого, поэтому план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.

Вожатый в соответствии с планом оказывает определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении.

Вместе с тем план работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной работы в отряде.

План должен отражать цели будущей деятельности, систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели, конкретные формы работы по решению основных воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Реальность выполнения плана обусловливается определением сроков реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены, а также ответственных за выполнение конкретных дел.

План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.

При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.

В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:

– принципы педагогического моделирования;

– принципы воспитательной работы в лагере.

К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:

  • системности;
  • конкретности;
  • оптимальности;
  • диалога;
  • индивидуальности;
  • научности;
  • непрерывности.

Принципы воспитательной работы:

  • добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • системность в организации деятельности отряда;
  • личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
  • сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
  • сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
  • диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
  • создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:

  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;
  • координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;
  • воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.

По мнению М.П. Кулаченко, плане вожатого должен отвечать следующим требованиям:

- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);

- учет возрастных особенностей, интересов и поотребностей детей;

- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников (по видам деятельности, по срокам).

Вся практическая работа по составлению плана проходит в несколько этапов:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана.

При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов.

Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

  • моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
  • определяем приоритетный вид совместной деятельности;
  • продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде

3 этап. Коллективное планирование.

В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники.

Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела.

План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления

4 этап. Оформление документа – плана работы.

При планировании воспитательной деятельности вожатый наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

В пособии Л.В. Воронковой предложены следующие формы планов:

  • Характеристика отряда.
  • Цель и задачи воспитательной деятельности.
  • Содержание жизнедеятельности отряда.
  • Индивидуальная работа с воспитанниками.
  • Работа с родителями.
  • Анализ воспитательной работы в отряде.

Таблица 1 – План работы отрядного вожатого

Направления деятельности

Задачи

Содержание

Форма

Результат

1. Организация деятельности детского коллектива

2. Организация деятельности органов самоуправления

4. Индивидуальная работа с воспитанниками

5. Работа с родителями

6. Анализ результатов деятельности

7. Повышение мастерства

Таблица 2 – План работы детского коллектива

№ п/п

Содержание деятельности

Дата

Ответственные

1.

ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ ДЕЛА

2.

РАБОТА СОВЕТА ОТРЯДА

3.

ОБЩИЕ ДЕЛА ОТРЯДА

Таблица 3 – План работы отряда

п/п

Воспитательное дело

Место проведения

Участники

Ответственные

Отметка о выполнении

3. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда

Одним из важных атрибутов презентации отряда при открытии лагерной смены является отрядный уголок, который должен отражать специфику лагерной смены и жизнь отряда.

Отрядный уголок – это информационный орган отряда. Он содержит основную, полезную, интересную информацию об отряде и его воспитанниках, о планах и основах жизнедеятельности отряда, о событиях и развлечениях на протяжении лагерной смены (Г.Л. Шереш).

Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда: его успехи и победы, фантазии, изобретательность и мастерство ребят (Г.В. Коджаспирова и др.).

Отрядный уголок в лагере имеет воспитательное значение. Он помогает вожатому сосредоточить внимание воспитанников на важнейших вопросах жизни лагеря и отряда. Отрядный уголок – это средство влияния на общественное мнение; передачи информации, работы органов самоуправления в отряде (Л.В. Воронкова).

Отрядный уголок должен создаваться детьми , однако вожатый должен управлять этим процессом, быть его организатором и идейным вдохновителем.

Отрядный уголок содержит основные и дополнительные, постоянные и сменные части.

К основной части можно отнести такие рубрики, как:

– информация об отряде:

  • название отряда,
  • девиз,
  • отрядная песня,
  • эмблема отряда,
  • речевка,
  • список отряда;

– информация об органах самоуправления и их деятельности:

  • поручения,
  • совет отряда,
  • план работы,
  • решения совета отряда,
  • график дежурств на смену,
  • экран соревнования;

– информация о вожатых и воспитателях отряда;

– законы и правила отряда;

– план работы на смену.

Сменные рубрики отражают информацию, которая нуждается в постоянном обновлении:

– достижения отряда в делах,

– короткие заметки на разные темы,

К дополнительным относятся любые рубрики, которые будут интересны воспитанникам и вожатым:

– «почтовый ящик» отряда;

– впечатления ребят о походе, экскурсии (рубрика ведется в свободной форме. Это могут быть выставки рисунков, текстовые зарисовки и т. п.);

– «Книга жалоб и предложений».

Таким образом, отрядный уголок – это постоянно действующая, живая и творческая газета, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность воспитанников. Отрядный уголок должен отвечать следующим требованиям:

– отрядный уголок должен быть оформлен красиво и красочно, отражать специфику отряда, быть оригинальным;

– содержание и рубрики уголка должны периодически меняться (об этом должны заботиться вожатые, дежурные, редакционная коллегия во главе с редактором);

– отражать различные стороны жизни отряда (самообслужавание, спортивные достижения, достижения и награды, участие в лагерной жизни, участие отряда в жизнедеятельности лагеря, дни рождения и т. п.);

– воспитанники должны быть активно вовлечены в оформление уголка, обновлять содержания рубрик, то есть отрядный уголок должен быть по-настоящему «рабочим».

В процессе работы над созданием отрядного уголка можно выделить несколько этапов:

1. Определяем общую идею отрядного уголка в процессе коллективного обсуждения:

– форма отрядного уголка (может быть связана с названием отряда, может быть представлена в форме эмблемы отряда).

2. Распределяем обязанности между воспитанниками, совместно с ними определяем ответственных:

– избирается редактор и редколлегия, действующие на постоянной основе;

– создается рабочая группа (совет дела) на этапе разработки и оформления отрядного уголка;

– распределяются временные поручения по отдельным видам деятельности).

3. Обсуждаем систему рубрик отрядного уголка. Здесь важно услышать предложения тех воспитанников, которые имеют опыт лагерной жизни. Вожатый должен занять позицию старшего товарища, советчика.

4. Приступаем к оформительской работе. Отрядный уголок – это плакатный жанр, поэтому важно подобрать размеры шрифтов, красочно иллюстрировать рубрики. Следует уделить внимание целостности композиции, продумать композиционно-графическую модель отрядного уголка. Это может быть и комплекс, где центральное место занимает информация об отряде, а остальные рубрики представлены на отдельных листах, объединенных единой идеей.

5. Вывешиваем уголок на всеобщее обозрение, готовимся к презентации отрядного уголка на смотре-конкурсе.

6. Продолжаем работать над содержанием отрядного уголка на протяжении всей лагерной смены, используем отрядный уголок в работе отряда как основной информационный источник жизнедеятельности отряда.

Особенности построения воспитательного процесса в лагере отдыха

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности.

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе, характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104].

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют выбранные органы (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря») и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Особенности организации, цели, задачи и направления воспитательной деятельности в лагере: укрепление здоровья, лечение, физическое развитие. Методы развития творческих способностей детей, формирование нравственного опыта отношений с окружающим миром.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 29.08.2013
Размер файла 33,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: «Организация воспитательной деятельности в лагере»

Цель - ознакомиться и осознать особенности организации воспитательной деятельности в лагере

1. Цели и задачи воспитательной деятельности в лагере;

2. Направления воспитательной деятельности в лагере;

3. Методы и средства воспитательной деятельности в лагере;

4. Формы воспитательной деятельности в лагере;

5. Планирование воспитательной деятельности в лагере.

1. Цели и задачи воспитательной деятельности в лагере

Воспитание великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский

Воспитание - процесс взаимодействия взрослых и детей, направленный на реализацию общих целей в условиях социально организованной педагогической системы (лагеря).

Цель - организация деятельности детского коллектива как важного средства для самореализации способностей каждого.

1. развитие творческих способностей детей, их индивидуальности;

2. укрепление здоровья, лечение, физическое развитие и совершенствование;

3. развитие духовной сферы детей, формирование у них нравственного опыта отношений с окружающим миром. [1]

2. Направления воспитательной деятельности в лагере

3. Методы и средства воспитательной деятельности в лагере

Формирование у воспитанников лагеря разнообразных отношений и личностных качеств происходит только путем включения их в разнообразные виды деятельности. Содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у воспитанников положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию понимания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств. Методы воспитания имеют своей конечной целью формирования запланированного отношения, определенных качеств личности воспитанника.

Метод воспитания - специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников для развития у них личностных качеств. [2]

Выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений воспитанников и в побуждении их активной работе по совершенствованию свойств и качеств.

Разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, конференции, встречи с деятелями науки, техники и искусства.

Метод положительного примера

Использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитанников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Большое воспитательное влияние оказывает пример вожатого, его эрудиция, высокая духовность и нравственная культура.

Метод упражнений (приучения)

Многократное повторение действий и поступков воспитанников с целью образования у них необходимых навыков и привычек поведения.

Повторение одних и тех же действий - необходимое условие для установления привычки.

Признание, положительная оценка поведения или качества воспитанника со стороны вожатого, коллектива или сверстников, выражаемое публично или в личном общении.

Личная похвала вожатого, устная благодарность, награждение ценными подарками, похвальными грамотами.

Неодобрение, порицание и отрицательная оценка неблаговидных действий и поступков воспитанников, противоречащих нормам и правилам повеления в лагере.

Замечания, устный или письменный выговор.

Требование как метод

Непосредственное побуждение воспитанников к тем или иным действиям и поступкам, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины.

Просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания.

Перевод внимания, интереса и устремления воспитанников на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения.

Культурные, нравственные, политические ценности; творческие, спортивные интересы и т.д.

Со стороны вожатого повседневное наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения в лагере, а также выполнению предъявляемых требований.

Наблюдение за деятельностью и поведением, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины.

4. Формы воспитательной деятельности в лагере

Форма воспитания - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. лагерь воспитательный творческий здоровье

Функции форм воспитания:

· Организаторская - устанавливает логику взаимодействия вожатого и детей;

· Регулирующая - позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;

При отборе форм работы учитывают интересы и возможности детей, равномерно распределяют их эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, соотносят логическую взаимосвязь и последовательность разнообразных форм коллектива. [1]

5. Планирование воспитательной деятельности в лагере

План воспитательной работ - основа деятельности лагеря. Планирование воспитательной работы лагеря предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Обоснованный план позволяет определить конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы лагеря. Главная цель деятельности вожатого - в соответствии с планом оказать определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении. План работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и является моделью организации воспитательной работы в отряде. [2]

Список литературы:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. - Яр., 2003.

2. Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде. - М., 2007.

Подобные документы

Летняя педагогическая практика

Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

отчет по практике [168,1 K], добавлен 03.09.2014

Организация работы культурно-досуговой деятельности в Детском образовательном оздоровительном лагере "Ромашка" с детьми и подростками

Приоритетные направления воспитательной деятельности в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей. Программа реализации маркетинговой стратегии лагеря. Оценка результативности педагогической деятельности. Организация оздоровительной среды.

дипломная работа [488,7 K], добавлен 18.11.2014

Программа воспитательной деятельности "Человек человеку лекарство"

Разработка воспитательной программы для детей в возрасте 7-15 лет, находящихся в больнице. Целью программы является создание педагогических условий для снятия эмоциональной напряженности, проведение досуга детей и развитие их творческих способностей.

творческая работа [422,0 K], добавлен 10.02.2011

Воспитательная система в школе

Структура воспитательной системы. Социализация школьников как цель. Цели, задачи и направления воспитательной деятельности. Модель личности выпускника. Социально - психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

реферат [16,5 K], добавлен 18.10.2008

Основные направления воспитательной работы

Создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы. Значение развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

презентация [72,4 K], добавлен 11.04.2015

Организация летнего отдыха детей в оздоровительном лагере

Исследование содержания и приемов организации жизни детей и подростков в условиях летнего отдыха. Изучение методики планирования и проведения основных форм воспитательской деятельности в оздоровительном лагере. Педагогическое взаимодействие с детьми.

отчет по практике [16,8 K], добавлен 16.03.2015

Развитие творческих способностей подростков средствами фольклора

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Принципы, формы и методы учебно-воспитательной работы, детерминирующие успешность процесса развития творческих способностей. Оценка влияния занятий фольклором на уровень креативности подростков.

Читайте также: