Особая охрана лечебно оздоровительных местностей и курортов

Обновлено: 07.07.2024

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Снятие ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов: все-таки, возможна ли их приватизация?

Принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 406-ФЗ) вызвало в свое время массу критики.

По мнению экологов, изменения, внесенные указанным законом, направлены на ослабление положений законодательства об охране земель особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

Одной из главных проблем противники закона видели в наличии теперь возможности преобразования заповедников в национальные парки (ст. 14 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", далее – Закон № 33-ФЗ), которые в соответствии со своим режимом особой охраны имеют более слабую защиту от антропогенного воздействия, чем заповедники. Ведь в отличие от заповедников, где полностью исключена экономическая и иная деятельность, некоторые зоны национальных парков такую деятельность допускают в некоторых случаях (статьи 6 и 12 Закона № 33-ФЗ)

Другой серьезный вопрос, поставленный экологами, касался выведения земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов из состава ООПТ и снятие тем самым запрета на приватизацию земельных участков, на территории которых они расположены. По их мнению, фактически, это приведет к утрате земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Очевидно, что такая логика сводится к тому, что, с точки зрения возможности принуждения к соблюдению экологических требований, воздействие на собственника является менее эффективным, чем воздействие на арендатора (являющегося более слабым титулом, чем титул собственника).

Не вдаваясь глубоко в обоснованность такого подхода, необходимо все-таки отметить, что эффективность правового регулирования в области охраны окружающей среды должна достигаться не административным воздействием на более "слабого" арендатора, а соответствующим правовым регулированием.

В частности, направление этой деятельности видится в совершенствовании таких механизмов, как: экологическая экспертиза планируемой хозяйственной деятельности и экологическое нормирование; установление общих экологических требований к отраслям и видам хозяйственной деятельности; экологический мониторинг, а также обеспечение их должной реализации.

Вместе с тем необходимо отметить, что критика, основанная на том, что с выведением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов из состава ООПТ на них не будут распространяться требования по экологической экспертизе, является справедливой, так как ст. 11-12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливают такое требование в отношении земель ООПТ. А так как земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из них, предписание данной нормы к последним не относится.

Законопроект предполагает внесение в ст. 11-12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" изменений, в результате которых проектная документация на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, будут отнесены к объектам государственной экологической экспертизы.

Между тем, правоприменение положений в сфере регулирования оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов говорит, что вышеуказанные опасения оказались преждевременными.

Как следует из судебной практики по спорам, возникающим между органами исполнительной власти публично-правовых образований и землепользователями и арендаторами муниципальных и государственных земельных участков, расположенных в пределах границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов, у судов, в настоящее время, складывается следующий подход.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 406-ФЗ в законодательство, регулирующее использование и распоряжение земель особо-охраняемых территорий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов выведены из состава ООПТ, и, следовательно, теперь не ограничены в обороте.

При этом, как следует из вышеуказанных судебных актов, фактически суды применяют буквальное прочтение п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ, причем без учета основных целей и задач всего Закона № 406-ФЗ.

Однако с таким подходом к толкованию данной нормы трудно согласиться.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. № 11-П следует, что интерпретация нормы закона в правоприменительной практике, сложившейся на основе ее официального толкования, вне системной связи с другими нормами того же закона означает придание ей смысла, противоречащего аутентичному смыслу и цели соответствующих законоположений, что недопустимо с точки зрения правовой логики.

Исходя из этого, несмотря на то, что словесный смысл нормы п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ на первый взгляд достаточно ясен, ее толкование должно быть неразрывно связано с другими нормами этого закона, а также тех законов, в которые им внесены изменения.

Вместе с тем, для понимания действительного значения п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ для начала необходимо дать оценку тем изменениям, которым подверглись нормы Федерального закона от 14 марта 1995 г.№ 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон об ООПТ).

Здесь ключевое преобразование претерпела ст. 2 Закона об ООПТ.

Помимо исключения из состава ООПТ земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в нее внесены новые положения, направленные на систематизацию публично-административных отношений в вопросах образования ООПТ и охранных зон:

  • установлены критерии создания ООПТ, следовательно, при принятии решения о создании ООПТ соответствующие органы власти обязаны их учитывать, чего ранее в Законе об ООПТ прямо озвучено не было;
  • установлен закрытый перечень ООПТ, в отношении которых устанавливаются охранные зоны (ранее это было возможно в отношении любой ООПТ);
  • предусмотрена возможность установления иных категорий (дополнительно к закрытому перечню) только в отношении ООПТ регионального и местного значения и только на основании решения (закона) органа представительной власти соответствующего субъекта РФ;
  • закреплено, что порядок создания охранных зон и установления их границ устанавливается Правительством РФ;
  • определено, что решения о создании охранных зон и установления их границ принимаются: в отношении ООПТ федерального значения – соответствующим органом исполнительной власти; в отношении ООПТ регионального значения – высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • определено, что органами местного самоуправления создаются ООПТ местного значения на принадлежащих им на праве собственности земельных участках. То есть теперь для создания ООПТ им необходимо провести межевание соответствующих земельных участков (чего ранее действовавшая редакция не предусматривала, что позволяло органам местного самоуправления создавать ООПТ без процедур межевания и кадастрового учета). При этом в случае если создаваемая ООПТ будет более чем 5% от общей площади муниципальных земельных участков, необходимо согласование с органом государственной власти субъекта РФ;
  • закреплены положения, которые обязывают субъекты РФ проводить согласование создания ООПТ регионального значения с федеральным органом исполнительной власти.

Как видим, предписания ст. 2 Закона об ООПТ направлены в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, чья деятельность связана с созданием ООПТ. И надо сказать, что с принятием Закона № 406-ФЗ положения указанной нормы стали более конкретизированными. В связи с этим у их адресатов возникли дополнительные обязанности при образовании ООПТ. При этом, многие подзаконные нормативные правовые акты о создании ООПТ, принятые ранее,очевидно, могут не соответствовать требованиям вышеуказанных новелл, так как не могли быть учтены при их принятии, и, следовательно, противоречат им.

Между тем, в Конституции РФ установлено безусловное верховенство федеральных законов над подзаконными нормативными правовыми актами издаваемыми органами федеральной власти, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (в частности в ст. 76 Конституции РФ), которые не могут им противоречить.

В соответствии с п. 1 ст. 216 КАС РФ, в случае признания судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части, этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

По мнению, известного ученого-процессуалиста, заслуженный работника высшей школы РФ, профессора Рыжакова Александра Петровича в случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Таким образом, в случае наличия противоречий, содержащихся в решениях о создании ООПТ, которые были приняты до принятия Закона № 406-ФЗ, данное обстоятельство может стать основанием для признания соответствующих распоряжений, постановлений (о создании ООПТ) недействующими со дня вступления силу изменений, внесенных Законом № 406-ФЗ.

В этом случае может возникнуть неопределенность в правовой судьбе ООПТ, созданного на основании признанного недействующим нормативного правового акта, в силу того, что юридические последствия такого акта прекращаются.

Именно эта неопределенность и была устранена п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ. Для наглядности такого намерения законодателя приведем следующую ситуацию.

Как следует из положения к данному постановлению, границы земельного участка, на котором создана ООПТ, не установлены – в п. 1.5. границы природного ландшафта обозначены лишь на карте-схеме (ссылок на кадастровый номер нет). В связи с этим есть основание полагать, что в этой части данный нормативный правовой акт противоречит п. 8 ст. 2 Закона об ООПТ, в силу которого органы местного самоуправления вправе создавать ООПТ местного значения только на земельных участках.

В такой ситуации, в силу п. 4 ст. 216 КАС РФ суд может возложить на орган местного самоуправления обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.

Другими словами, суд обяжет Мэрию г. Ярославля провести межевание земельного участка (земельных участков), который занят ООПТ.

Как мы здесь видим, само основание для вынесения такого судебного акта существует осталось лишь найти субъекта обращения с соответствующим административным иском, права которого нарушены этим фактом.

Следует сказать, что в приведенной ситуации более серьезным основанием для признания того же нормативного правового акта Мэрии г. Ярославля может стать то, что в действующей редакции Закона РФ об ООПТ отсутствует такой вид ООПТ как – природный ландшафт. В таком случае, вероятно, на основании п. 3 ст. 2 Закона об ООПТ представительному органу Ярославской области придется принимать законодательный акт об установлении соответствующей категории ООПТ.

Из приведенного примера видно сколько публично-правовых и административно-управленческих вопросов могло возникнуть у властей различного уровня, если положения в изданных ими актах о создании соответствующих ООПТ противоречат Закону об ООПТ, что произошло в силу нового регулирования этих вопросов.Безусловно, их урегулирование было бы связано с необходимостью материальных и трудовых затрат.

Норма п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ снимает все вопросы, так как в силу его положений само по себе противоречие Закону об ООПТ ранее принятых актов о создании ООПТ (или даже признание их недействующими в судебном порядке на этом основании) не влечет за собой никаких правовых последствий для ООПТ, созданных ранее.

Таким образом, целью п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ является устранение неопределенности в отношениях, касающихся ООПТ, созданных до принятия этого закона, которые могли возникнуть в связи с противоречием положений ранее изданных подзаконных нормативных правовых актов о создании ООПТ новым положениям Закона об ООПТ, а также с необходимостью недопущения последствий возможного признания этих подзаконных актов в судебном порядке недействующими.

Еще более важным является вопрос толкования п. 3 ст. 10 Закона № 406-ФЗ с точки зрения соответствия его конституционному принципу равенства всех перед законом.

Напомню, основной смысл, придаваемый официальным толкованием – снятие ограничения по оборотоспособности, касается только тех лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые будут созданы после принятия Закона № 406-ФЗ.

Однако данный подход явно не вписывается в представления о вышеуказанном основополагающем конституционном принципе.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 255-О положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1286-О сказано, что федеральный законодатель, осуществляя в рамках своих дискреционных полномочий правовое регулирование общественных отношений, обязан соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения, означают запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Из приведенных позиций Конституционного суда РФ следует, что в силу принципа равенства всех перед законом при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же законодатель в силу имеющегося у него дискреционного усмотрения допускает при равных условиях их различное положение, то это требует объективного и разумного оправдания и обоснованности, и только если это преследует конституционно значимые цели.

Следовательно, если принять, что федеральный законодатель, предоставляя право на приобретение в собственность земель только в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных после вступления в силу Закона № 406-ФЗ, действовал в рамках своих дискреционных полномочий, то он должен был исходить из того, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных до вступления в силу этого закона, с одной стороны, и такие же земли, созданные после вступления этого закона, с другой стороны, должны обладать такими различиями, которые обусловливают различный подход в правовом регулировании, в том числе в регулировании их оборота.

В противном случае нарушается один из основополагающих конституционных принципов – равенства всех перед законом.

Однако толкование судов сейчас допускает, что при равных условиях субъекты права находятся в разном положении – право на приватизацию земельного участка зависит от момента возникновения у территории, в которой он находится, статуса земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (до вступления в силу Закона № 406-ФЗ или после).

Таким образом, можно прийти к выводу, что официальное толкование судами п. 3 ст. 10 значения Закона № 406-ФЗ не вписывается в представления о конституционном принципе равенства всех перед законом, а также не соответствует целям,которые преследовал законодатель, так как сформирован без сопоставления вышеуказанной нормы с другими положениями Закона № 406-ФЗ.

В противном случае п. 3 ст. 10 значения Закона № 406-ФЗ с учетом сложившегося его толкования имеет реальные перспективы стать предметом конституционного рассмотрения, так как его положения будут противоречить вышеуказанному конституционному принципу, что нарушает права субъектов, отношения по использованию государственных (муниципальных) земельных участков в пределах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, у которых сложились до вступления в силу Закона № 406-ФЗ, в части вопроса их оборотоспособности.

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ (последняя редакция)

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 96 ЗК РФ

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом федерального значения.

2. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Согласно указанному Положению, если природные лечебные факторы климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения не относятся к недрам, то устанавливаются округа санитарной охраны.

В свою очередь, округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:

Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.

На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

В составе округа выделяется до трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается: для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод; для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений; для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Особая охрана лечебно оздоровительных местностей и курортов

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Особая охрана лечебно оздоровительных местностей и курортов

ЗК РФ Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
    • Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов
    • Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
    • Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
    • Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
    • Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
    • Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
    • Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов
    • Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
    • Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
    • Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации
    • Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
    • Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций
    • Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    • Статья 17. Разрешение споров
    • Статья 18. Разрешение международных споров
    • Статья 19. Виды ответственности
    • Статья 20. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    • Статья 21. Международные договоры
    • Статья 22. Заключительные положения

    Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
    "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 8 декабря 2020 г., 26 мая 2021 г.

    Принят Государственной Думой 27 января 1995 года

    ГАРАНТ:

    О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу внесены изменения

    Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

    Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    23 февраля 1995 г.

    Регулируются отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

    Определяются полномочия Правительства Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъектов федерации в отношении указанных ресурсов и из использования. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    12.7. Правовая охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, рапой лиманов и озер, лечебным климатом, пляжами, частью акваторий и внутренних морей, другими природными объектами и условиями) и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

    Курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

    Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

    Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

    Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных мес

    тностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


    В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон:

    на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;

    на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению;

    на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

    Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется:

    в первой зоне – пользователями лечебных природных ресурсов,

    во второй и третьей зонах – пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

    Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Срочно?
    Закажи у профессионала, через форму заявки
    8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

    Статья 96 ЗК РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

    2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

    Читайте также: