О природных лечебных ресурсах лечебно оздоровительных местностях и курортах

Обновлено: 17.05.2024

Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;

устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4_1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;

осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;

утверждает классификацию природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ).

(Статья дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;

международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет:

ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

разработку и координацию федеральных программ развития курортов;

организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ (последняя редакция)

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
    • Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов
    • Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
    • Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
    • Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
    • Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
    • Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
    • Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов
    • Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
    • Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
    • Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации
    • Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
    • Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций
    • Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    • Статья 17. Разрешение споров
    • Статья 18. Разрешение международных споров
    • Статья 19. Виды ответственности
    • Статья 20. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    • Статья 21. Международные договоры
    • Статья 22. Заключительные положения

    Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
    "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 8 декабря 2020 г., 26 мая 2021 г.

    Принят Государственной Думой 27 января 1995 года

    ГАРАНТ:

    О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу внесены изменения

    Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

    Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    23 февраля 1995 г.

    Регулируются отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

    Определяются полномочия Правительства Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъектов федерации в отношении указанных ресурсов и из использования. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

    лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

    курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

    курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

    округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

    технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

    курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

    1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

    4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

    Статья 2_1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

    1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.

    2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    (Статья дополнительно включена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ)

    Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

    1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

    2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    О природных лечебных ресурсах лечебно оздоровительных местностях и курортах

    Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

    1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

    На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

    На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

    лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

    курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

    курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

    ГАРАНТ:

    См. справку о курортах федерального значения

    курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

    курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

    курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

    курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

    округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

    пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

    технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

    курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

    О природных лечебных ресурсах лечебно оздоровительных местностях и курортах


    Законодательные основы регулирования санаторно-курортного лечения

    В законе приводится определение санаторно-курортного лечения, как медицинской помощи, для оказания которой используются природные лечебные факторы. Указаны основные цели санаторно-курортного лечения: оздоровление, реабилитация.

    Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ

    В законе приводится основная терминология, которая используется при организации санаторно-курортного лечения; указаны полномочия органов исполнительной власти, особенности использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению"

    В законе приводятся формы санаторно-курортной карты для взрослых и для детей, форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядки их заполнения.

    Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения" от 07.12.1996 N 1426

    В постановлении приводятся требования, предъявляемые к лечебно-оздоровительным местностям и курортам федерального значения; перечислены необходимые для признания документы, а также порядок их рассмотрения.


    Это важно!

    Курорты и лечебно-оздоровительные местности регионального (местного) значения признаются на основе соответствующих постановлений региональных (местных) органов исполнительной власти. Например: Постановление Правительства Курганской области "О Порядке признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами местного значения" от 16.05.2017 N 156

    Приказ Минздрава России "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" от 05.05.2016 N 279н

    В приказе приводятся правила организации санаторно-курортного лечения, функции санаторно-курортных организаций, стандарты их оснащения, структуры и штатной численности.

    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в Порядок организации санаторно-курортного лечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 279н" от 25.09.2020 N 1028н

    В приказе приводятся изменения порядка организации санаторно-курортного лечения, которые начнут действовать с 1 января 2022 года: исключение из п. 18 ссылки на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" и исключение из п. 20 нормативов по длительности пребывания в санаторно-курортной организации (ранее от 14 до 21 дня).

    Приказ Минздрава России "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения" от 28.09.2020 N 1029н

    В приказе приводятся соответствующие перечни, отсортированные по диагнозам МКБ-10, медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого и детского населения, а также единый перечень медицинских противопоказаний.

    Приказ Минздравсоцразвития России "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" от 22.11.2004 N 256

    В приказе приводится схема направления пациента на санаторно-курортное лечение, а также перечень и порядок оформления необходимых документов. Указан список обязательных диагностических исследований и консультаций специалистов. Приводится порядок отбора детей на санаторно-курортное лечение, а также общие принципы приема и выписки пациентов в санаторно-курортных организациях.

    Приказ Минздравсоцразвития РФ "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" от 27.03.2009 N 138н

    В приказе приводится общая схема направления пациентов из медицинских организаций Минздрава России или РАН в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Минздрава России.

    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации" от 28.02.2019 N 103н

    В приказе приводится общая схема разработки и утверждения клинических рекомендаций.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 103н "Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации" от 23.06.2020 N 617н

    В приказе приводятся изменения формы и структуры клинических рекомендаций, а также изменения порядков их разработки, касающиеся медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

    Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

    Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

    Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

    (с изменениями на 26 мая 2021 года)

    Информация об изменяющих документах

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

    Принят
    Государственной Думой
    27 января 1995 года

    Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

    О природных лечебных ресурсах, лечебно–оздоровительных местностях и курортах

    Дата редакции

    Редакция не действует. Перейти в действующую.

    Оглавление

    Тип организации

    О документальном подтверждении расходов, в том числе на содержание служебного транспорта, в целях налога на прибыль
    О представлении уведомления об остатках в отношении подлежащих прослеживаемости товаров, переданных для реализации в розничный магазин
    Учет по налогу на прибыль средств, полученных ООО от его участника в виде вклада
    НДФЛ с денежных средств, полученных в дар от физлица
    Расходы на допотпуска и прививки работников
    Обновлены формы заявлений о возврате, зачете излишне уплаченного налога
    Обновлен профстандарт
    Об отражении учреждением операций в журналах операций (ф. 0504071) в целях бухучета

    Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи

    3 дня демо доступа бесплатно Получить демо доступ на 3 дня

    Мы в социальных сетях

    Отдел продаж (499) 921-02-34
    с 8:30 до 17:30

    Все права защищены 2001-2021. Политика обработки персональных данных Добавить в закладки Ярлык на рабочий стол

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

    лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

    курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

    курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

    курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

    курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

    курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

    курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

    округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

    пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

    технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

    курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

    1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.

    3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

    4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

    Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

    1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.

    2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

    1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

    2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

    Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации:

    обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

    устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;

    устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

    осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

    Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

    Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

    устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

    ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;

    осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;

    утверждает классификацию природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях.

    Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

    Читайте также: