Могут ли сша снять санкции с россии

Обновлено: 18.05.2024

Американская компания Cameron International выплатит Минфину США $1,4 млн за нарушение санкций против России и контракты на поставку продукции «Газпром нефть шельф» («дочка» «Газпром нефти»), говорится в заявлении, опубликованном на сайте министерства.

Уточняется, что речь идет о базирующейся в Хьюстоне компании Schlumberger, которая является дочерней Cameron International.

Ранее пресс-секретарь президента России России Дмитрий Песков заявил, что ответ Москвы на возможное введение Вашингтоном новых санкций против россиян будет «мудрым». По его словам, реакция главы государства «в этом плане достаточно предсказуемая». Представитель Кремля также отметил, что в конгрессе США «сидит очень много таких оголтелых представителей».

Как экономисты оценивают ущерб от санкций

По оценкам аналитиков МВФ, санкции занизили экономический рост в России в среднем на 0,2 п.п. с 2014 по 2018 год. Но наибольший ущерб экономике нанесло падение цен на нефть — в среднем около 0,65 п.п. ежегодно.

Фото:Артем Виноградов / ТАСС

Есть мнение, что санкции и ответные контрсанкции имели и положительный эффект — уменьшили неравенство в доходах россиян. Экономист Американского университета Армении Гаянэ Барсегян объясняет это так: санкции были направлены главным образом на бизнесменов с очень высоким доходом, в то время как контрсанкции (в частности, продэмбарго) поддержали сельское хозяйство, за счет чего улучшилось материальное положение сельхозработников с низким доходом.

Угроза новых санкций является одной из главных причин относительно невысокого кредитного рейтинга России, заявлял аналитик Fitch. Сейчас Fitch оценивает рейтинг России на уровне BBB со стабильным прогнозом, это предпоследний рейтинг инвестиционной категории — ниже идет уже так называемая мусорная.

«Наша экономика, это я могу совершенно с полной ответственностью заявить, адаптировалась к внешним шокам», — заявил президент Владимир Путин в декабре 2019 года.

По мнению Тимофеева, оценить экономический эффект от санкций очень сложно, так как экономическое моделирование не располагает соответствующими инструментами. Все озвучивающиеся расчеты по влиянию санкций «как минимум не точны, если не ложные», а некоторые — вообще «ересь», заявил он в четверг, 6 февраля, на конференции «Международные антироссийские санкции-2020», организованной «Право.ру». Он уверен, что санкции повлияли на российскую экономику незначительно, «их эффект был небольшим».

Иван Ткачёв

Анна Гальчева, Иван Ткачёв

Санкции с обратным эффектом

Фото: Александр Земляниченко / AP

Потенциальные санкционные инициативы в отношении России, которые рассматриваются в конгрессе США, например запрет на инвестиции в российский госдолг, вряд ли способны принести нужный результат Соединенным Штатам, поскольку российская экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем во время первоначальных санкций в 2014 году. Такой вывод делает Институт международных финансов (IIF, базируется в Вашингтоне и представляет интересы ведущих мировых банков) в докладе «Дело об американских санкциях против России» (The Case of U.S. sanctions on Russia; есть в распоряжении РБК).

Как отмечает IIF, экономика России за последние годы выстроила крепкую систему защиты от внешних потрясений, опорами которой являются:

  • плавающий рубль, выступающий как основной поглотитель шоков;
  • малая зависимость российских компаний от западных кредитов;
  • двойной профицит — и текущего счета, и федерального бюджета;
  • низкий уровень государственного долга, включая внешний долг;
  • большой объем международных резервов ЦБ (второй показатель в мире после Китая с точки зрения соотношения резервов и совокупного внешнего долга).

Если США введут полномасштабные санкции против суверенного долга России, последствия будут ощущаться далеко за пределами России или Соединенных Штатов, пишет IIF. Дело в том, что российские гособлигации достаточно важны для глобальной финансовой системы: они входят во все ключевые индексы развивающихся рынков, инвесторы держат их ради доходности. В 2019 году рынок рублевых облигаций федерального займа (ОФЗ) привлек в пересчете на доллары $16 млрд от нерезидентов, а всего иностранцы владеют 32,2% всех ОФЗ по состоянию на 1 января 2020 года ($46,4 млрд из $143,8 млрд).

В январе 2020 года Минфин России удовлетворил рекордную заявку на продажу ОФЗ на 58 млрд руб. Покупателем всего объема выступил иностранный инвестор, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, не раскрыв имени покупателя.

США и Великобритания могут ввести ограничения против российского долгового рынка за химоружие и Навального


Байден готовит Путина к "шоковой терапии" и к курсу 120 рублей за доллар

Фото: Ohde/face to face/Global Look Press Материал комментируют:


США и Великобритания обсуждают новые «экстремальные санкции» против Российской Федерации. Они включают в себя не только ограничения против олигархов, к которым может быть применен «акт Магнитского», но и санкции против российского госдолга. Как пишет Bloomberg со ссылкой на источники, крайние меры могут быть введены в случае нарушения запрета на применение химического оружия и, скорее всего, будут синхронизированы с Евросоюзом. По словам одного из источников, еще одним триггером для санкции может стать и «упорство» российских властей в отказе расследовать отравление Алексея Навального.

О санкциях против суверенного долга России в США раздумывают уже давно, однако до сих пор они не вводились, так как могут нанести ущерб американским и европейским инвесторам. Против этого решения выступил американский Минфин в 2018 году, указав, что оно может вызвать негативные последствия для мировых финансовых рынков.

В 2019 году после отравления Сергея и Юлии Скрипалей США ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако на вторичном рынке торговля российскими евробондами и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, так что ограничения были чисто символическими.

Российские власти неоднократно говорили, что готовы к санкциями против госдолга, хотя считают из маловероятными. Однако, несмотря на браваду, они несут серьезные риски для российской экономики. Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» приведет к росту доходности госбумаг.

По данным ЦБ РФ, иностранные инвесторы держат 42,8 млрд. долларов в рублевых облигациях федерального займа, занимая 23,4% рынка, а в отдельных выпусках их доля достигает 50% или выше. На рынке валютного госдолга нерезидентам принадлежит 55%, или 21 млрд. долларов. Таким образом, внешний госдолг правительства РФ составляет 63,8 млрд. долларов — около четверти годовых доходов федерального бюджета и примерно 10% российских ЗВР.

Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский объясняет, что в случае введения санкций против госдолга РФ, курс рубля может подскочить в моменте до 120, но в итоге экономика вернется примерно в нынешнее состояния, так как иностранный долг выкупят отечественные банки.

— Рассматривается два основных варианта санкций против российского госдолга. Первый сценарий — запрет на покупку новых выпусков бумаг, и второй — полный запрет на владение.

Если будет введен запрет на покупку новых выпусков, но всем, кто ими уже владеет, дадут досидеть до погашения, это спровоцирует некую волатильность рубля, курс на время подскочит до 80, после чего все вернется на круги своя. Потому что все, кому нужно будет покупать российский госдолг, будут делать это через офшоры, а не напрямую. Отследить выполнение этих санкций не так просто, если хорошо выстроить финансовую логистику.

Конечно, какие-то фонды вообще уйдут с российского рынка и перестанут покупать наш госдолг. В худшем случае, мы вернемся в ситуацию, когда иностранцам было запрещено напрямую инвестировать в наш госдолг. Напомню, что до того, как иностранным инвесторам открыли доступ к нашему долговому рынку, они могли покупать ОФЗ, только открывая счет непосредственно в России. Эти бумаги не котировались в европейских системах Euroclear и Clearstream.

Это значит, что доходность по ОФЗ будет на 1−1,5% выше. Это несет определенную нагрузку для долгового рынка и бюджета, но с лета, например, курс рубля почти не изменился, хотя доходность по ОФЗ сильно выросла. Поэтому если санкции будут приняты в таком виде, они не несут большой угрозы. Особенно если учесть, что Минфин и так уже выполнил программу заимствований. Хотя в моменте возникнет небольшая и средняя паника, курс рубля уйдет на 80−85, а потом вернется примерно на нынешний уровень или немного выше — 76−77. Конечно, при прочих равных.

«СП»: — А что будет, если введут санкции на владение госдолгом?

— Если введутся санкции, которые обяжут инвесторов до определенного срока продать все бумаги, это, конечно, хуже. Это нанесет серьезный краткосрочный удар по нашему финансовому рынку, потому что тогда огромное количество народа должно будет выйти из бумаг за ограниченный период времени. Долговой рынок рухнет, курс рубля подскочит куда-нибудь на 120 за доллар на то время, пока иностранцы будут распродавать свои активы, после чего все вернется примерно туда, где находилось раньше. Кстати, для иностранных инвесторов потери тоже могут быть очень большими, так как им придется выходить по очень плохому курсу.

«СП»: — Разве не будет долгосрочных последствий для экономики?

— Для экономики страны момент шока будет неприятным, потому что возникнет высокая волатильность и отток капитала, но потом она вернется примерно в нынешнее состояние. Основные покупатели ОФЗ в последние месяцы — это не иностранцы, а госбанки. Доля иностранцев высока, но она не увеличивается, они не предъявляют дополнительный спрос, так что я не сказал бы, что рынок критически зависит от них. Эти санкции не станут смертельными для нашей экономики и финансового рынка, хотя причинят неприятности.

«СП»: — Но откуда придется брать деньги в долг, если мы останемся без иностранных инвесторов?

— Государство будет печатать деньги, то есть рублевый долг. К примеру, Сбербанк закладывает ценные бумаги, которые у него уже есть, в Центральный банк, берет у ЦБ деньги и покупает новые ценные бумаги. Это наш способ финансирования экономики, точно так же, как ФРС США выкупает госдолг правительства. Рубли не нужно ниоткуда брать, они создаются Банком России.

Госдолг на 63 миллиарда долларов никуда не денется, просто сменятся владельцы этих бумаг. Сейчас ими владеют иностранцы, а выкупит их ЦБ или другие российские банки. Да, сначала курс подскочит, ускорятся негативные процессы, но потом ситуация стабилизируется, потому что в конечном счете курс рубля определяется внешнеторговым балансом страны, который диктуется ценами на нефть. А на цены на нефть США санкции ввести не могут.

Правда, они могут ввести санкции на ограничение российского экспорта, и вот это действительно стало бы очень болезненным ударом для российской экономики. Россия зарабатывает не размещением долгов, а перераспределением тех денег, которые получает, продавая нефть, газ и металл. Если запретить или осложнить эту продажу, экономике придется очень несладко. Но это уже совсем другая история. Сейчас мы обсуждаем ограничения против госдолга.

«СП»: — Вместе с санкциями против госдолга часто обсуждают и отключение России от SWIFT, это сказалось бы на российской экономике?

— Да, потому что значительная часть платежей осуществляется с помощью этой системы. Но платежи можно проводить и не по SWIFT, а по системе Telex и другими способами. Поэтому такая мера скажется не на крупных корпорациях, а на внешней торговле, издержки которой сильно возрастут. Иран отключен от SWIFT, но он торгует, хотя и с дополнительными издержками.

Это неприятно, но тоже не катастрофа. Тем более что ЦБ готов к отключению SWIFT еще с 2015 года, когда эта угроза впервые возникла. Поэтому предел санкционного давления на Россию практически исчерпан, и это все понимают. Хотя попробовать ввести санкции против госдолга, в частности, ограничить покупку новых ОФЗ, американцы могут.

Чиновник Минфина назвал риски для России от снятия санкций

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Гипотетическое снятие санкций с России могло бы негативно отразиться на состоянии российской экономики, так как потоки капиталов, которые хлынут в страну после отмены ограничений, способны нарушить стабильность платежного баланса. Такое мнение высказал в беседе с РБК директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина («антисанкционного» департамента) Дмитрий Тимофеев.

По словам чиновника, есть два основных источника «возмущений» для платежного баланса: цены на нефть и потоки капиталов. Колебания цен на нефть в значительной степени были нивелированы бюджетным правилом, действующим с 2018 года. По нему доходы от продаж нефти стоимостью более $40 за баррель в ценах 2017 года (с ежегодной индексацией на 2%) направляются в резервы и формируют Фонд национального благосостояния — бюджет как бы существует в условиях постоянных нефтяных цен. Тимофеев подчеркнул, что действие бюджетного правила «сильно стабилизировало обменный курс».

Второй источник «возмущений» — потоки капиталов, которые и ограничиваются санкциями. У инвесторов есть страх вкладываться в ОФЗ или напрямую кредитовать российский бизнес, заметил Тимофеев.

«Последние годы мы жили с очень высокими реальными ставками, когда в мире мы видим отрицательные ставки», — сказал Тимофеев. Высокие ставки обусловливают привлекательность рублевых активов для иностранных инвесторов, несколько компенсируя отрицательный эффект санкций. В случае отмены санкций «эти потоки капиталов были бы деструктивными для платежного баланса, подрывали бы конкурентоспособность, вызывали бы искажение относительных цен», пояснил чиновник Минфина.


Ранее о нежелательности отмены санкций для российской экономики написала газета Financial Times. В статье выдвигается тезис о том, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений. В частности, если бы санкции вдруг отменили, последовали бы масштабный приток капитала, резкое укрепление рубля — в результате вся государственная макроэкономическая политика, ориентированная на противостояние санкциям, была бы разрушена, заявил изданию неназванный советник Банка России. «Это стало бы катастрофой», — сказал он.

МВФ оценивал в августе прошлого года, что среднегодовой рост ВВП России в 2014–2018 годах составил 0,5%, а если бы не санкции, то рост составил бы 0,7%.

По данным Росстата, ВВП России вырос по итогам 2019 года на 1,3%, по сравнению с 2,5% годом ранее. Всемирный банк прогнозировал рост лишь на 1,2% в 2019 году, причем одним из понижающих рисков называл сохраняющуюся возможность дополнительных санкций.

Читайте на РБК Pro

Байден готовит Путина к «шоковой терапии» и к курсу 120 рублей за доллар

Байден испепелит и порвет в клочья Россию

Американцы инвестируют в ОФЗ

IIF попытался оценить владение российскими ОФЗ по странам происхождения инвесторов (такой статистики в публичном доступе нет, Минфин и ЦБ ее не раскрывают). Идентифицировать удалось пятую часть всех нерезидентов, владеющих рублевыми госбумагами (в эквиваленте примерно $9,5 млрд).

  • Американские инвесторы держат 53% ОФЗ, принадлежность которых удалось установить;
  • 39% бумаг принадлежат компаниям из Европы;
  • игроки из Азии держат около 4%.

Как следствие, санкции против рублевого госдолга «вероятно, возымеют больший эффект на американских инвесторов по сравнению с другими международными игроками», резюмирует IIF.

Россия обнародовала ответные меры на американские санкции

России обнародовала ответные меры на новые американские санкции.

В частности, Москва высылает сотрудников дипмиссий США в количестве, соразмерном с осуществляемой властями США акцией против дипломатов РФ.

Кроме того, Москва запретит нанимать на работу в диппредставительства США граждан России и третьих стран. Как ранее пояснил глава МИД РФ Сергей Лавров, Вашингтон широко используют такую практику, но не Россия, поэтому Москва вводит паритет в этом вопросе.

Также прекращается практика бесконтрольных, безлимитных поездок краткосрочных госдепартамента и других ведомств США для работы в американские дипломатические представительства в России.

Напомним, 15 апреля президент США Джо Байден объявил о введении новых санкций в отношении России и высылке из страны 10 российских дипломатов.

Санкции

Электронное голосование и «электоральные султанаты» решили судьбу народного волеизъявления

Дело не в ковиде. Это начало большой игры новых османов против нашей страны

Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России

Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».

Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).

Виды санкций против России

Существует несколько санкционных программ в отношении России.

Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.

Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.

В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.

В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.

Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.

Кого могут затронуть санкции США?

Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.

Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.

Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.

Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.

Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.

Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.

Что делать?

Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.

Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.

Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.

Непредсказуемые последствия

«Новые санкции вряд ли навредят России и при этом будут иметь значительные непредусмотренные и неопределенные последствия для рынков», — говорит заместитель главного экономиста IIF Элина Рыбакова.

В январе 2018 года Минфин США выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков. Администрация США по-прежнему не поддерживает полноценные санкции против российского госдолга, следовало из письма Госдепартамента в комитет сената по международным отношениям, направленного в декабре 2019 года. Но в августе 2019 года США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте (сделки на вторичном рынке с любыми госбумагами, а также первичные покупки ОФЗ не были затронуты этими санкциями). Конгресс США продолжает рассматривать законопроекты, содержащие запрет для американцев инвестировать в новый российский госдолг независимо от валюты выпуска.

Августовские санкции против первичных размещений валютных госбумаг России не повлияли на общий уровень иностранных инвестиций в российские суверенные евробонды, пишет IIF со ссылкой на данные ЦБ. По данным Банка России, с 1 июля 2019 года (последняя отчетная дата перед санкциями) по 1 января 2020 года нерезиденты практически не изменили владение российскими государственными еврооблигациями — $22,3 млрд (доля осталась на уровне 55%).

Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что весомое присутствие иностранных инвесторов на рынке российского госдолга является страховкой от возможных санкций, потому что такие действия вызовут потери для иностранных инвесторов. «Тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, дает нам определенную страховку», — отметил Колычев в октябре 2018 года.

Кому нужен сильный рубль, а кому слабый

Россия живет с постоянным оттоком капитала все годы, кроме 2006–2007 годов. В 2014 году на пике санкционного давления чистый отток капитала составлял $152,1 млрд. Однако в 2019 году чистый отток замедлился в 2,4 раза (до $26,7 млрд) на фоне мощного притока нерезидентов в ОФЗ (около $17 млрд).

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg

С начала санкций в 2014 году рубль девальвировался к доллару примерно на 43% в номинальном выражении. Считается, что слабый рубль выгоден крупным экспортерам, которые продолжают пользоваться преимуществами бюджетной политики, сдерживающей укрепление рубля (через покупки валюты по бюджетному правилу). «Экспортеры — за слабый рубль, бюджет — за слабый рубль, Центробанк — за стабильные резервы, а банки <…> не имеют четкой позиции в отношении слабости или силы рубля, они играют на движении рубля. И только население заинтересовано, и то не все, в сильном рубле», — говорил в 2018 году в интервью Reuters экс-зампред ЦБ Константин Корищенко. В то же время Центробанк отмечал в 2016 году, что часть компаний заинтересована в крепком рубле, чтобы модернизировать производство — закупить высокотехнологичное оборудование за рубежом.

В 2019 году рубль укрепился на 12,5%, что сделало его одним из лидеров по удорожанию своей валюты на развивающихся рынках. Но экс-министр экономического развития (сейчас помощник президента) Максим Орешкин предупреждал, что укрепление рубля — это «хорошо, когда за этим стоит быстрый рост производительности», чего в России не наблюдается. Если же укрепление обусловлено низким внутренним спросом, как было в 2019 году, «мы упускаем выгоду, которую могли бы получить, будь внутренний спрос выше», говорил Орешкин в декабре.

Конгресс США поддержал санкции против 35 россиян. Весь список

Палата представителей одобрила поправку об ужесточении антироссийских ограничений в проекте оборонного бюджета на новый финансовый год, который начинается с 1 октября.

В законопроекте россияне названы «российскими клептократами и нарушителями прав человека». В их числе высокопоставленные чиновники и управленцы:

  • Михаил Мишустин, премьер-министр;
  • Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента;
  • Сергей Кириенко, первый замглавы Администрации Президента;
  • Элла Памфилова, председатель ЦИК;
  • Сергей Собянин, мэр Москвы;
  • Олег Дерипаска, бизнесмен;
  • Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT;
  • Владимир Соловьев, телеведущий;
  • Константин Эрнст, генеральный директор «Первого канала»;
  • Андрей Костин, президент ВТБ;
  • Дмитрий Бортников, заместитель президента ВТБ;
  • Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства;
  • Игорь Шувалов, председатель ВЭБ;
  • Алишер Усманов, бизнесмен;
  • Алексей Миллер, глава «Газпрома»;
  • Игорь Сечин, глава «Роснефти»;
  • Геннадий Тимченко, бизнесмен;
  • Николай Токарев, президент «Транснефти»;
  • Андрей Воробьев, губернатор Московской области;
  • Михаил Мурашко, министр здравоохранения;
  • Александр Бастрыкин, председатель СКР;
  • Александр Бортников, директор ФСБ;
  • Роман Абрамович, бизнесмен;
  • Виктор Гаврилов, глава департамента транспорта Службы экономической безопасности;
  • Дмитрий Иванов, глава ФСБ по Челябинску;
  • Александр Калашников, глава ФСИН;
  • Елена Морозова, судья Химкинского райсуда;
  • Денис Попов, прокурор Москвы;
  • Игорь Янчук, глава Химкинского ОВД;
  • Виктор Золотов, директор Росгвардии;
  • Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга;
  • Юрий Чайка, бывший генпрокурор;
  • Андрей Картаполов, заместитель министра обороны;
  • Павел Крашенинников, депутат Госдумы;
  • Антон Вайно, глава Администрации Президента.

В проект бюджета включили также запрет для граждан США проводить сделки с российским суверенным госдолгом на вторичном рынке. Под них попадают любые гособлигации со сроком погашения более 14 дней.

Плюсы от санкций

В случае ужесточения санкций против российского госдолга, вплоть до возможного требования к инвесторам США избавиться от всех российских госбумаг в течение определенного периода, американские держатели бондов вряд ли найдут тех, кто согласится перекупить у них российские бумаги, и, возможно, будут вынуждены списывать эти облигации. Тем самым они непроизвольно окажут услугу России, фактически простив ей долги, рассуждают экономисты IIF. Введение санкций против ОФЗ также сыграет на руку российским банкам, в том числе государственным: они скупят бумаги со скидкой и укрепятся в своем статусе посредников при торговле ОФЗ.

Российский Минфин уже говорил, что из-за санкций заимствования в долларах для него закрыты, но займы в других валютах, в частности в евро, возможны. IIF уточняет, что теоретически Россия даже сможет продолжить занимать в долларах: во-первых, технически можно выпустить номинированные в долларах евробонды с расчетами в другой валюте. Во-вторых, Россия могла бы попробовать обойти американский запрет через доразмещение существующего выпуска (например, летом 2017 года Россия разместила долларовый выпуск с погашением в 2047 году, а в марте 2018 года доразместила его, фактически заняв новые доллары).

В феврале 2020 года директор департамента Минфина по противодействию западным санкциям Дмитрий Тимофеев сказал РБК, что гипотетическое снятие санкций с России сейчас бы могло даже негативно отразиться на российской экономике, поскольку хлынувшие потоки капитала нарушили бы стабильность платежного баланса. Он комментировал статью Financial Times, которая цитировала неназванного советника Банка России, заявившего, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений.

Какие еще у США есть инструменты заставить нас «заплатить»?

Дмитрий Родионов

Байден испепелит и порвет в клочья Россию

Фото: AP/TAСС Материал комментируют:



США заставят Россию «платить» за свои действия, заявил президент Джо Байден.

«Я ясно дал понять президенту Путину в отличие от моего предшественника, что дни, когда США будут сдаваться перед лицом агрессивных действий России — вмешательства в наши выборы, кибератак, отравления своих граждан, — прошли. Мы будем без колебаний заставлять Россию платить и будем защищать жизненные интересы нашего народа», — сказал он, выступая в Госдепартаменте с программной речью по внешней политике.

Ранее советник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан заявил, что США планируют ввести против России новые санкции, однако примут решение, «когда сочтут нужным». По его словам, нынешняя администрация США собирается «привести РФ к ответственности по целому спектру злонамеренных действий, которые она предпринимает».

В тот же день стало известно, что группа американских сенаторов весла в Конгресс новый проект о санкциях против России, в котором упоминается дело Алексея Навального и расследование убийства Бориса Немцова.

При этом, как пишет The New York Times, в команде Байдена осознают, что ресурс санкционного давления на Москву «существенно исчерпан», поэтому необходимо искать новые способы воздействия.

Тогда что они могут сделать? Как будут заставлять нас «платить»?

— Фраза «они заплатят» в современном американском английском звучит не столь зловеще-двусмысленно, как на русском, и относится преимущественно именно к денежным вопросам, — считает кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Атакуете нас — получите счёт. Такое продолжение популярной в американской психологии школы бихевиоризма, идущей ещё от экспериментов Павлова: хорошее поведение партнёра подкрепляется, плохое штрафуется.

Действительно, довольно дружественная в адрес России и президента Путина риторика со стороны президента Трампа плохо согласовывалась с вводимыми параллельно санкциями в отношении отдельных российских чиновников или целых предприятий. При Байдене, очевидно, ситуация выровняется в том смысле, что санкционная политика будет идти рука об руку с соответствующей риторикой.

«СП»: — Байден заявил, что США будут «более эффективны» по вопросу России во время работы «в коалиции с партнерами-единомышленниками». Опять же «партнеры-единомышленники» и раньше всегда поддерживали антироссийские санкции. Что-то изменится?

— Партнёры-единомышленники здесь скорее фигурируют не в контексте отношений США с Россией. При президентстве Трампа отношения Вашингтона с европейскими партнёрами по НАТО слегка пошатнулись. Некоторые комментаторы говорили о каком-то глубоком расколе, но это, разумеется, не так. Байден обещал вернуть взаимодействие США и Европы на прежний, обамовский уровень взаимного доверия. Риторические фразы «вместе с нашими партнёрами», «вместе с союзниками», «вместе с другими демократическими государствами» — как раз про это.

«СП»: — Байден говорит о готовности «без колебаний заставлять Россию платить и защищать жизненные интересы нашего народа». При этом ранее Псаки говорила, что Байден намерен обсуждать с российской стороной вопросы сотрудничества стран. Как это понимать? Обсуждать тут означает «диктовать условия»?

— Риторика, направленная на внешнюю аудиторию, особенно резкая и конфронтационная, довольно редко продолжается при личном общении мировых лидеров за закрытыми дверями. Верно, впрочем, и обратное утверждение: если на поверхности всё спокойно и по-партнёрски дружелюбно, это не значит, что за закрытыми дверями нет ругани на повышенных тонах. В повседневной жизни мы понимаем это различие, но, когда речь идёт о главах государств, то мы почему-то склонны слишком близко к сердцу воспринимать их слова, сказанные на публике.

«СП»: — Ранее в Конгресс США внесли новый проект о санкциях против России по делу Навального. Однако в команде Джо Байдена, по версии СМИ, осознают, что ресурс санкционного давления на Москву почти исчерпан, поэтому необходимо искать новые способы воздействия. Почему исчерпан? Можно еще суверенный долг обложить санкциями по полной, отключить от СВИФТ, обложить санкциями приближенных к Кремлю олигархов (пока под это попал только Дерипаска, но можно и всех — британские СМИ писали о возможности санкций против Абрамовича и Усманова)… Могут они это сделать?

— За красной чертой обычно начинаются военные действия. Учитывая, что воевать друг с другом великие державы прекратили в 1945 году и с тех пор особенно не планировали, тем более в связи с персональными санкциями, здесь можно быть спокойными. В целом санкции признаны вполне действенным инструментом на российском направлении — не в контексте смены режима (об этом речи не идёт), но, например, в связи с войной на Донбассе. Считается, что, не введи коллективный Запад в 2014 году санкции, проект «Новороссия» осуществился бы в объёме до самой Одессы, а уж референдум на Донбассе Москва бы точно признала.

Лимит санкций не исчерпан, ведь помимо непосредственно персоналий, которые, по версии Запада, имеют отношение к убийству Немцова или к отравлению и уголовному преследованию Навального, есть их бизнесы, есть родственники, есть партнёры по бизнесу, есть какие-то проекты, в которых участвуют третьи лица. Иными словами, круг санкционируемых может расширяться максимально широко. Другое дело, здесь в игру вступают ещё, помимо прочего, классовые интересы, используя марксистский термин. Насколько в принципе одни элиты хотят всерьёз портить жизнь другим элитам, которые сами вряд ли хотят продолжения текущих конфронтационных отношений с США.

«СП»: — А какие могут быть еще способы воздействия, кроме санкций?

— Способов воздействия множество: от кибернетических контратак до усиления поддержки своих клиентов в горячих точках, где у России есть свои интересы, — от Африки и Ближнего Востока до Украины. Кроме того, всегда можно перейти от точечных, персональных санкций к визовым ограничениям для граждан России в целом. Впрочем, этот вариант вряд ли кем-то серьёзно рассматривается в Вашингтоне, поскольку в своей внешней политике США не хотят антагонизировать граждан соответствующих стран, всегда подчёркивая, что их санкции направлены на правительство, на режим, но не на народ как таковой.

— Россия занимает в повестке Байдена место во втором десятке (на первом месте — Китай): она ему интересна только в роли «мальчика для битья», — убежден доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло. — Действительно, Россию можно пинать без ограничений — она все стерпит, поскольку ответить не может (пока). Поэтому пинать Россию выгодно и безопасно. На Западе уже привыкли, что с войны в Южной Осетии Россия никому не дала сдачи (грозные слова без каких-либо следующих за ними действий — не в счет). Только Захарова продолжает метать молнии, но это воспринимается на Западе с плохо скрываемым сарказмом. В плане «пинания» России Байден опирается на ЦРУ, которой противостоит служба разведки Министерства внутренней безопасности (стоящая на противоположном мнении).

«СП»: — Так чего в реальности ожидать от Байдена?

— Сложно сказать, как именно будет вести дела с Россией Байден. Американские политики и президенты любят делать громкие заявления; если бы все они исполнялись буквально, то Россию уже раз пять «испепелили» бы, выжгли бы волной «несокрушимого гнева» и «разорвали бы в клочья».

К счастью, большинство из этих грозных заявлений предназначено не для России, а для внутреннего электората, верящего, что в этот самый момент Россию уже выжигают из огнеметов. Реальность — куда более сложная. Но даже учитывая этот момент, нам не стоит обольщаться: Байден обязательно попытается нагнуть Россию так, что мало не покажется. Возможности у него для этого есть; есть и пятая колонна, которая поможет ему изнутри. Отказаться от этой авантюры он сможет только в том случае, если убедительно поймет, что это не окупается.

«СП»: — В Конгресс уже внесен новый проект о санкциях против России, в котором упоминается дело Алексея Навального и расследование убийства Бориса Немцова. Навальный тут идет довеском?

— В данном законе предположение об убийстве Немцова (не подтвержденное никакими фактами) пытаются легализовать, протащив вместе с делом Навального, в отношении которого на Западе все убеждены, что его именно отравили. Если конгресс примет этот закон, в котором Навальный и Немцов поставлены в один ряд, то это будет означать, что всякие сомнения в убийстве Немцова также сняты. Что касается возвращения Навального, то это действительно провокация и операция американских спецслужб. Кстати, очень хорошо просчитанная.

«СП»: — Кстати, американские СМИ пишут, что санкционный режим исчерпан, и нужно искать новые способы воздействия…

— Не исчерпан, это факт. Санкции эффективны. Поэтому от них и не отказываются, а, наоборот, наращивают.

И, да, есть кое-что еще, кроме санкций. Это — делегитимизация выборов в Российской Федерации, связанная с априорным признанием всех будущих выборов незаконными, и Freedom Act USA, допускающий внесудебную ликвидацию людей, причастных к террористическим организациям и группировкам, совершающим политические убийства или покушения на оппозиционных политиков. Дальше пояснять, надеюсь, не надо.

Читайте также: