Методические рекомендации лагерь труда и отдыха

Обновлено: 08.07.2024

В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, удовлетворения потребностей детей в различных видах отдыха и оздоровления на базе учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений (далее – учреждения образования, учреждения) организуются оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (далее – лагерь) – это форма организации жизнедеятельности, обеспечивающая реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в рамках учреждения образования, которое создает условия для организации различных видов деятельности, питания, оздоровления и отдыха.

Работа лагеря организуется по сменам. Смена – это форма организации оздоровительной и образовательной деятельности учащихся учреждений образования в период каникул, реализуемая в условиях дневного пребывания и обязательной организации питания. Продолжительность оздоровления детей в период летних каникул должна быть не менее 18 дней (оптимально – 21-24 дня); в период осенних, зимних и весенних каникул – не менее 6 дней.

Лагеря организуются на базе учреждений образования, в том числе средних школ - училищ олимпийского резерва, на базе специализированных учебно-спортивных учреждений, иных учреждений и организаций, а также с использованием арендованных помещений для оздоровления детей 6 – 15 лет . В лагере предусматривается пребывание детей до 16.00 или до 18.00 и организация трехразового питания

Основными задачами деятельности лагеря являются:

укрепление здоровья детей;

формирование навыков здорового образа жизни;

формирование социальных норм и ценностей;

удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании;

формирование и развитие творческих способностей.

Содержание, формы и методы работы лагеря определяются педагогическим коллективом в соответствии с принципами гуманистической направленности воспитания, сохранения национальных культурных и духовных традиций белорусского народа, учета возрастных и индивидуальных потребностей и интересов детей. Вне зависимости от направленности смены лагеря приоритетными должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, в содержание которых включается организация полноценного питания, медицинское обслуживание, проведение оздоровительных, образовательных, физкультурных, культурно-массовых мероприятий, способствующих актуализации ценностей здорового образа жизни, формированию ценностного отношения к материальному и природному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в лагере целесообразно осуществлять как в индивидуальных формах, так и в объединениях по интересам с переменным составом (кружках, секциях, клубах, творческих мастерских, студиях, лабораториях, театрах, научных обществах и др.).

Согласно программе воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, ведущими видами деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря являются: познавательная, творческая, игровая, коммуникативная. Для реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные приемы, методы и формы организации работы. Так, познавательная деятельность реализуется, в большей степени, в следующих формах: акции познавательной направленности, исследовательские проекты, интеллектуальные турниры, экскурсии, викторины, информационные часы, дискуссии, диспуты, дебаты и др.

Для организации творческой деятельности целесообразно использовать творческие задания и конкурсы детского творчества (вокального, хореографического, театрального, декоративно-прикладного, художественно-изобразительного, литературного, фольклорного и т.д.), игры на развитие творческих и креативных способностей и др.

Игровая деятельность является важным средством социализации личности. В оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей целесообразно использовать следующие виды игр: спортивные, военно-спортивные, интеллектуальные, игры-путешествия, уличные командные игры, сюжетно-ролевые, деловые игры, компьютерные игры и др.

Оптимальными формами реализации коммуникативной деятельности в лагере являются: игры и упражнения на знакомство и взаимодействие, на сплочение временного детского коллектива, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и др.

При организации работы с детьми целесообразно использовать следующие методы и приемы: методы словесной коммуникации (беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (упражнения, исследования, проведение опытов, эксперименты, выполнение творческих заданий, разработка и реализация социально значимых проектов); методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций и т.п.); методы стимулирования и мотивации (пример, поощрение, создание ситуации успеха, проблемных ситуаций и т.п.). Выбор метода зависит от целей, задач, содержания деятельности и стиля педагогического взаимодействия.

Эффективность работы лагеря зависит от создания необходимых условий, важнейшим из которых является грамотная организация социально-педагогического сопровождения развития детей.

Под социально-педагогическим сопровождением понимается деятельность, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным самоопределением.

Социально-педагогическое сопровождение строится на следующих принципах:

«активная позиция ребенка»: научить ребенка решать проблемы самостоятельно;

«приоритет интересов ребенка»: признание уникальности личности каждого ребенка;

«непрерывность и преемственность»: обеспечение преемственности в работе специалистов учреждений образования;

«превентивность»: предупреждение возникновения проблемных ситуаций.

Основными направлениями осуществления социально-педагогического сопровождения в лагере являются: решение коммуникативных проблем и проблем сохранения и восстановления здоровья ребенка; оказание помощи ребенку в выборе образовательного маршрута, пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства, выборе досуговой сферы для самореализации.

Одним из факторов успешной работы лагеря является укомплектованность штата кадрами соответствующей квалификации. При подготовке к летней оздоровительной кампании целесообразно организовать для педагогических работников методические мероприятия (семинары, практикумы, конференции и др.). Необходимо предусмотреть участие в работе лагеря педагога-организатора, учителя физической культуры, библиотекаря, педагога социального, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования. Достаточно эффективной является практика назначения на должности руководителей оздоровительных лагерей руководителей (заместителей руководителей) учреждений образования, опытных педагогов.

По условиям пребывания оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является временно приспособленным, поэтому необходимо обратить особое внимание на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, оборудование помещений, эстетику их оформления, создание предметно-пространственной среды для проведения оздоровительных мероприятий (оборудование комнат отдыха, игровых комнат, установка скамеек, столов для настольных игр, чтения и других мероприятий на свежем воздухе, создание экологических тропинок и др.); обеспечение оптимального чередования труда и отдыха, режима необходимой двигательной активности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и возможностей детей.

Обязательным условием эффективного функционирования лагеря является оперативное информационное сопровождение его деятельности. Необходимо обеспечить рекламу лагеря, размещать материалы о ходе летней оздоровительной кампании на страницах периодических изданий, сайте учреждения образования. Тематический стенд, как форма информационного сопровождения, должен содержать следующую информацию: план работы лагеря с указанием даты, места, времени проведения мероприятий и категории участников, рекламу и итоги общелагерных мероприятий, режим дня лагеря.

Планирование работы лагеря призвано обеспечить системность, организованность, согласованность деятельности, а также логику и последовательность реализации задуманного . План работы лагеря должен быть конкретным, отвечать требованиям реалистичности, актуальности, преемственности, отражать мероприятия в рамках всероссийских акций, предусматривать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами населенного пункта и т.п.

Примерная структурная модель ведения документации лагеря:

постановление местных органов управления образованием по организации летнего отдыха учащихся (решение исполнительного комитета и (или) приказы управления (отдела образования);

документы об открытии лагеря (включая приказ с приложением списка детей, зачисленных в лагерь, акт приемки, разрешение на открытие лагеря);

заявления родителей о зачислении в лагерь (с резолюцией руководителя учреждения образования о зачислении);

список работников лагеря с результатами медицинского заключения; санитарные книжки;

3.1. Профилактика инфекционных болезней

2.4. Гигиена детей и подростков

Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году

Методические рекомендации
МР 3.1/2.4.0239-21

I. Общие положения и область применения

1.1. Решение об открытии и функционировании организаций отдыха и оздоровления детей (далее - оздоровительные организации) принимает Штаб по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории субъекта Российской Федерации с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе.

1.2. Органами исполнительной власти в сфере здравоохранения устанавливается алгоритм организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемиологической ситуации, а также создается резервный коечный фонд для организации обсервации.

1.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в которых они проживают, организовывается с учетом эпидемиологической ситуации.

1.4. Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

В случае принятия решения о функционировании палаточных лагерей рекомендуется организовывать работу стационарных палаточных лагерей.

1.5. Работу оздоровительных организаций, осуществляющих свою деятельность на базе иных стационарных организаций (санаториев, туристических баз, гостиниц и других), организовывать в отсутствие отдыхающих либо при создании условий, исключающих контакты детей с отдыхающими.

1.6. Деятельность оздоровительной организации осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего его соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для осуществления деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

II. Рекомендации по организации работы организаций отдыха и оздоровления с дневным пребыванием детей

2.1. Перед открытием каждой смены проводится генеральная уборка всех помещений оздоровительной организации с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.

2.2. Оздоровительные организации с дневным пребыванием детей возможно комплектовать из числа обучающихся одной или нескольких общеобразовательных, спортивных, художественных и иных организаций, поотрядно с числом не более 25 человек для обучающихся 1-4 классов и не более 30 человек для детей старшего возраста.

Организация работы оздоровительных организаций с дневным пребыванием рекомендуется осуществлять в режимах пребывания детей:

- с 8.30 до 14.30 часов, с организацией 2-разового питания (завтрак и обед);

- с 8.30 до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет и 3-разового питания (завтрак, обед, полдник). Рекомендуется организация дневного сна и для других возрастных групп детей и подростков.

2.3. При входе во все здания, в том числе перед входом в столовую, устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.

2.4. Ежедневно проводится "утренний фильтр" с обязательной термометрией с использованием бесконтактных термометров среди детей и сотрудников с целью своевременного выявления и изоляции детей и взрослых с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой тела.

2.5. В случае выявления детей с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой тела обеспечивается их незамедлительная изоляция до приезда законных представителей (родителей, опекунов) или приезда бригады "скорой помощи".

2.6. Оздоровительной организацией проводится ежедневная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств эффективных в отношении вирусов (текущая дезинфекция) силами технического персонала организации в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки). Обеспечивается в отсутствие детей сквозное проветривание помещений.

2.7. Дезинфекция воздушной среды обеспечивается приборами для обеззараживания воздуха.

2.8. Работа персонала пищеблоков организовывается с использованием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки).

2.9. В ходе работы оздоровительной организации рекомендуется усилить контроль за организацией питьевого режима, в т.ч. за обеспеченностью одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов.

2.10. В санузлах для детей и сотрудников обеспечивается постоянное наличие мыла, туалетной бумаги, устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук бесконтактным способом.

2.11. Усиливается педагогическая работа по гигиеническому воспитанию. Обеспечивается контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми и сотрудниками.

2.12. С учетом погодных условий организовывается максимальное проведение мероприятий с участием детей на открытом воздухе.

III. Рекомендации по организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления

3.1. Перед открытием каждой смены проводится генеральная уборка всех помещений оздоровительной организации с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.

3.2. Организовывать работу оздоровительной организации в соответствии с одной из следующих схем:

- заезд (выезд) всех детей и сотрудников в организацию осуществляется одновременно на весь период смены с перерывом между сменами не менее 2 календарных дней. В случае выхода (выезда) указанных лиц за пределы лагеря в период работы смены возвращение указанных лиц в лагерь не допускается;

3.3. Допуск персонала на каждую смену в оздоровительную организацию осуществляется при наличии результатов обследований:

- на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций работников пищеблоков не ранее, чем за 3 календарных дня до выхода на работу.

Рекомендуется привлекать к работе вакцинированных лиц или лиц, имеющих антитела Ig-G к возбудителю COVID-19.

Списки и графики обследования персонала рекомендуется составлять совместно с территориальными органами Роспотребнадзора.

3.4. Осуществляется одномоментный заезд всех детей в лагерь (в один день), а также - одномоментный выезд, с перерывом между сменами не менее 2-х дней (для проведения заключительной дезинфекции всех помещений).

Устанавливается запрет на прием детей после дня заезда и на временный выезд детей в течение смены.

3.5. Наполняемость групп, отрядов должна составлять не более 75% от проектной вместимости.

3.6. Во время заезда детей и персонала организуется "входной фильтр" с проведением обязательной термометрии каждого ребенка и сопровождающих взрослых с использованием бесконтактных термометров с оформлением результатов в журналах.

3.7. На каждого ребенка при заезде должны быть документы о состоянии здоровья (учетная форма N 079/у): сведения о прививках, о перенесенных заболеваниях, в том числе инфекционных, справка лечебной сети об отсутствии контакта с инфекционными больными в течение 21 дня до момента заезда в лагере, в т.ч. по COVID-19.

3.8. Все работники, участвующие в приеме детей, должны быть в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).

3.9. При входе во все помещения (здания), в том числе перед входом в столовую, устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.

3.10. Ежедневно проводится "утренний фильтр" с обязательной термометрией с использованием бесконтактных термометров среди детей и сотрудников с целью своевременного выявления и изоляции детей и взрослых с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой.

3.11. В целях максимального разобщения детей в период проведения утреннего фильтра необходимо исключить их скопление (целесообразно обеспечить бесконтактными термометрами каждый отряд). Дистанционное измерение температуры тела детей и персонала проводится не менее 2 раз в день (утро-вечер).

3.12. В случае выявления детей с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой тела обеспечивается их незамедлительная изоляция до приезда законных представителей (родителей, опекунов) или приезда бригады "скорой помощи".

3.13. На весь период оздоровительной смены в лагере обеспечивается обязательное круглосуточное нахождение не менее 2-х медицинских работников (врача и медицинской сестры).

3.14. За каждым отрядом закрепляется отдельное помещение.

3.15. Питание детей организовывается по графику. После каждого приема пищи проводится дезинфекция столовой и чайной посуды, столовых приборов путем их погружения в дезинфицирующий раствор с последующим мытьем и высушиванием посуды на полках, решетках, стеллажах в вертикальном положении или на "ребре" либо мытьем в посудомоечной машине с соблюдением температурного режима.

3.16. Персонал пищеблока, медицинский и технический персонал работает в период оздоровительной смены в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).

3.17. Оздоровительной организацией проводится ежедневная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств эффективных в отношении вирусов (текущая дезинфекция) силами технического персонала организации в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки). Обеспечивается в отсутствие детей сквозное проветривание помещений.

3.18. Дезинфекция воздушной среды обеспечивается с использованием приборов для обеззараживания воздуха.

3.19. В ходе работы оздоровительной организации усиливается контроль за организацией питьевого режима, в т.ч. за обеспеченностью одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов.

3.20. В санузлах для детей и сотрудников обеспечивается постоянное наличие мыла, туалетной бумаги, устанавливаются дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.

3.21. Необходимо пересмотреть режим работы лагеря, проводить занятия по интересам, кружковую работу отдельно для разных отрядов в целях максимального разобщения детей в помещениях.

3.22. С учетом погодных условий организовывается максимальное проведение мероприятий с участием детей на открытом воздухе. Массовые мероприятия, в том числе родительские дни, на период работы оздоровительной организации исключаются.

3.23. Усиливается педагогическая работа по гигиеническому воспитанию. Обеспечивается контроль за соблюдение правил личной гигиены детьми и сотрудниками.

3.24. К загородному детскому лагерю должен быть обеспечен подъезд транспорта.

IV. Рекомендации к работе структурных подразделений лагеря

4.1. Нахождение посторонних лиц на территории лагеря запрещается.

4.2. Для обеспечения заезда на территорию оздоровительной организации служебного (специализированного, коммунального, пассажирского и др.) автотранспорта предусмотреть на входе обязательные дезинфекционные мероприятия или оборудовать для автотранспорта поставщика пищевых продуктов специальную площадку перед въездом в лагерь для передачи товаров, в т.ч. продуктов питания.

В случае приема пищевых продуктов и продовольственного сырья на площадке при въезде в оздоровительную организацию после визуального осмотра (бракераж поступающей пищевой продукции) доставка в места их хранения осуществляется работниками организации (при этом возможно использование мобильных перегрузочных устройств лагеря (тачки, переноски и т.п.).

Документы, подтверждающие безопасность и качество пищевой продукции (накладные, декларации и т.п.), предоставляются поставщиком в лагерь в упакованном в водонепроницаемую обложку виде (файлы, папки и т.п.). При передаче документов упаковка обрабатывается получателем продуктов с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Каждый документ должен находиться в отдельной упаковке.

4.3. Прием-передача любых документов, в том числе на пищевые продукты и продовольственное сырьё, а также поступление продуктов и сырья, прием и возврат тары осуществляется с использованием каждой стороной средств индивидуальной защиты (маски и перчатки).

4.4. Водитель и (или) экспедитор поставщика кроме маски и перчаток должен быть обеспечен дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами.

V. Рекомендации к перевозке детей

5.2. Проводится предрейсовый осмотр водителей с обязательной термометрией с использованием бесконтактных термометров с оформлением результатов в путевом листе. По результатам осмотра не допускаются к работе водители с проявлениями острых респираторных инфекций (повышенная температура тела, кашель, насморк и другие симптомы для острых респираторных заболеваний).

При посадке и в пути следования водитель должен быть в маске, обеспечен запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены, для смены масок не реже 1 раза в 2 часа) или многоразовых масок (не менее 2-х), а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажненных масок не допускается.

5.3. Все работники, участвующие в перевозке детей (сопровождающие лица), должны быть в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).

5.4. После высадки детей водителем проводится проветривание и влажная уборка салона, профилактическая дезинфекция путем протирания дезинфицирующими салфетками (или растворами дезинфицирующих средств) ручек дверей, поручней, подлокотников кресел (пряжек ремней безопасности, персональных панелей управления (освещением, вентиляцией, вызова сопровождающих лиц и др.), пластмассовых (металлических, кожаных и т.п.) частей спинок сидений, индивидуальных видеомониторов и т.д.). Обеззараживанию подлежат все поверхности салона транспортного средства.

5.5. При организации перевозки организованных групп детей обеспечивать исчерпывающие меры профилактики в пути следования, в т.ч.:

Методические рекомендации лагерь труда и отдыха

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 ноября 2019 года N ПЗ-1303/06

Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей для руководства и использования в работе уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации лагерь труда и отдыха

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
А.Ю.Попова
29 марта 2021 года

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 29 марта 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
П.С.Зенькович
25 ноября 2019 года

Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей

Так, в соответствии с Федеральным законом к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - уполномоченный орган) относятся:

реализация на территории субъекта Российской Федерации основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории субъекта Российской Федерации (далее - реестр), проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;

формирование и ведение реестра, а также его размещение на официальном сайте этого органа в сети "Интернет";

осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре;

обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор в сфере образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных организаций и объединений;

взаимодействие с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории данного субъекта Российской Федерации.

II. Статьей 2 Федерального закона N 336-ФЗ уточнено определение понятия "организация отдыха детей и их оздоровления".

Так, под организациями отдыха детей и их оздоровления понимаются организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности).

При этом Минпросвещения России обращает внимание, что к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных Федеральным законом N 336-ФЗ.

Следует отметить, что спортивные сборы, туристские слеты, мероприятия развлекательного характера, досуга и иные аналогичные мероприятия (например, игровые комнаты в торговых центрах, квесты) не подлежат включению в реестры.

Турагенты и туроператоры, оказывающие услуги в сфере организации детского отдыха, подлежат включению в Единый федеральный реестр туроператоров.

В случае если организация отдыха детей и их оздоровления оказывает данные услуги на территории нескольких субъектов Российской Федерации, она подлежит включению в реестры субъектов Российской Федерации, на территории которых она оказывает услуги.

Уполномоченный орган формирует и ведет реестр на бумажных и электронных носителях в соответствии с типовым реестром по форме, утвержденной Минпросвещения России.

Приказ Минпросвещения России от 21 октября 2019 г. N 570 "Об утверждении общих принципов формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления" направлен на государственную регистрацию в Минюст России

Реестр размещается уполномоченным органом на официальном сайте этого органа в сети "Интернет" (далее - Сайт) в разделе "Отдых и оздоровление детей". Доступ в раздел "Отдых и оздоровление детей" осуществляется с главной страницы Сайта путем последовательного перехода по гиперссылке. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного, в том числе на мобильной версии Сайта.

Организации для включения в реестр представляют в уполномоченный орган сведения, установленные статьей 2 Федерального закона N 336-ФЗ.

Перечень данных сведений, контактные данные сотрудника уполномоченного органа, ответственного за прием сведений, а также место и установленные дни и часы для приема таких сведений размещаются на Сайте в разделе "Отдых и оздоровление детей", а также на информационных стендах, установленных в здании уполномоченного органа в доступных для ознакомления местах.

По мнению Минпросвещения России, сведения, установленные статьей 2 Федерального закона N 336-ФЗ, могут быть направлены приложением к заявлению руководителя организации отдыха детей и их оздоровления (иного лица, уполномоченного представлять организацию) либо с сопроводительным письмом данной организации, заверенными подписью руководителя организации отдыха детей и их оздоровления или иного лица, уполномоченного представлять указанную организацию (далее соответственно - заявление, сопроводительное письмо).

При этом сведения, не требующие документального подтверждения, могут быть также включены в указанное заявление или сопроводительное письмо.

Заявление либо сопроводительное письмо, а также уведомления об изменении сведений об организации отдыха детей и их оздоровления могут быть представлены также в форме электронных документов и регистрируются в системе делопроизводства уполномоченного органа в порядке, установленном уполномоченным органом.

Уполномоченный орган устанавливает порядок формирования и ведения реестра на территории субъекта Российской Федерации. Указанный порядок также размещается на Сайте в разделе "Отдых и оздоровление детей".

По мнению Минпросвещения России, указанным порядком могут быть установлены в том числе форма заявления, порядок уведомления руководителя организации отдыха детей и их оздоровления о решениях уполномоченного органа о включении организации отдыха детей и их оздоровления в реестр, отказе во включении, а также об исключении организации отдыха детей и их оздоровления из реестра. Указанное уведомление должно содержать дату принятия решения уполномоченного органа.

Основания для отказа во включении организации в реестр, а также исключении организации из реестра установлены Федеральным законом N 336-ФЗ.

При этом Минпросвещения России обращает внимание, что под "систематическим нарушением организацией отдыха детей и их оздоровления требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, невыполнение в установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора), об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации отдыха детей и их оздоровления, и которые выявлены по итогам проведения плановых и внеплановых проверок указанной организации" понимается два и более нарушения указанных требований законодательства Российской Федерации, а также невыполнение в установленный срок предписаний контрольно-надзорных органов, которые в том числе могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей (см. постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").

III. Под региональным государственным контролем (надзором) понимается деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), установлены статьей 5 Федерального закона N 294-ФЗ.

Региональный государственный контроль в сфере организации отдыха и оздоровления детей осуществляется в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления, непосредственно расположенных на территории субъекта Российской Федерации и включенных в реестр данного субъекта Российской Федерации.

Плановые и внеплановые проверки организаций отдыха детей и их оздоровления должны осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ.

Минпросвещения России обращает внимание, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Так, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

При этом пунктом 11 данной статьи установлено, что при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Таким образом, по мнению Министерства, в целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, уполномоченный орган вправе запрашивать необходимые для осуществления соответствующей документарной проверки сведения и документы в том числе от иных органов государственного контроля (надзора).

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

При этом в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 7 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ).

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней.

При этом пунктом 7 Правил предусмотрены случаи, при которых допускается внесение изменений в ежегодный план.

Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок необходимо составлять по форме, предусмотренной приложением к Правилам.

Сроки направления в органы прокуратуры проектов ежегодных планов, а также утвержденных ежегодных планов установлены статьей 9 Федерального Закона N 294-ФЗ.

Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки установлены статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ.

При этом положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые исключены из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, при условии, что такие организации и индивидуальные предприниматели завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей и при этом отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей (см. статью 12.3. Федерального закона N 336-ФЗ).

Читайте также: