Лто лагерь труда и отдыха

Обновлено: 05.07.2024

Те, кто учился в советских школах до конца 80-х годов прошлого века (ни хрена себе – я старый… ) наверняка помнят о такой особенности образования детей, как летние лагеря труда и отдыха. Оглядываясь назад, в те молодые беззаботные годы, я думаю о том, что сейчас тоже было бы не лишним вернуть нечто подобное. Вы можете привести много разных возражений про использование детского труда и кому это надо, но давайте я просто расскажу, как видел и, к счастью, успел запечатлеть на фотоплёнку я сам. Однажды наш класс (7-й, кажется) по какой-то причине не взяли на эту летнюю «трудовую четверть» - то ли мест на всех не хватило, то ли другое что. Просто сказали – вы в этом году не едите. Реально была такая обида, что девчонки плакали, а самые отчаянные из нас предлагали взять в прокат палатки и хоть без удобств, но любым путём принять участие в работе лагеря.
Начну с того, что у многих школ города, если не у всех, был закреплён в подшефстве какой-нибудь участок за городом для организации детского труда и отдыха. На моей памяти у нашей школы №40 было как минимум два таких места в радиусе до 60км от города. Хорошо помню только последнее, в деревне Лапшлей Кстовского района Нижегородской области

Положение о лагере труда и отдыха
рабочая программа (7 класс) по теме

Лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием (ЛТО) для учащихся 7-10 классов (достигших 14 лет) общеобразовательных школ организуется на период летних. Весенних или зимних каникул с целью привлечения учащихся к производительному труду и организации их активного отдыха. ЛТО может создаваться отделами образования, школами. Место расположения ЛТО устанавливается образовательным учреждением. Продолжительность пребывания школьников в лагере 21 день.

  1. Цели и задачи ЛТО

Цель: успешная социализация личности .

  • Формирование и закрепление трудовых умений и навыков, привлечение школьников к производительному, социально значимому труду;
  • Формирование основ для жизненного самоопределения, профессиональная ориентация школьников:
  • Организация содержательного отдыха, физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, выработка навыка здорового образа жизни во время каникул:
  • Способствовать развитию коллективистских отношений. Обучение подростка коммуникативным навыкам, формирование партнёрских отношений;
  • Формирование готовности к выполнению разнообразных социальных функций, создание условий для самореализации учащихся.

Пребывание учащихся в лагере труда и отдыха предусматривает различные виды совместной деятельности, которые вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине. И в то же время, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими.

В сообществе сверстников. Где взаимодействие строится на равных, ученик должен заслужить авторитет и вместе с тем должен определиться его статус. Это помогает ему вырабатывать необходимые коммуникативные навыки. Партнёрские и лидерские качества. Пребывание в ЛТО может также служить средством коррекции поведения подростков и компенсацией нарушений его отношений в семье, в школе.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.

3. Организация ЛТО

ЛТО создаётся на основании приказа директора школы, на базе которого организуется лагерь. Школа заключает с администрацией муниципального образования «Барышский район» договор, регламентирующий обязательства обоих сторон.

Школа организует подготовку учащихся к производительным работам, осуществляет набор учащихся в лагерь, предоставляет помещение для организации культурно–досуговой программы, обеспечивает лагерь педагогическими кадрами.

Учащиеся в ЛТО младше 16-летнего возраста допускаются только с согласия одного из родителей или заменяющего лица (Трудовой кодекс РФ, глава 11, статья 63)

По обоюдной договорённости стороны организуют горячее питание учащихся в столовой.

  1. Организация труда школьников

Режим, условия труда и отдыха в ЛТО устанавливаются администрацией лагеря, согласуются с Трудовым кодексом РФ № 197-03 от 30 сентября 2001 года (глава 42, «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет»)

В соответствии с договором лагерь обеспечивается объёмом работ. Производственная деятельность школьников осуществляется под руководством наставников из числа педагогических работников школы.

Продолжительность рабочего дня устанавливается в зависимости от возраста учащихся и вида работ. Но не свыше 4-х часов. Школьники допускаются к работам только после прохождения соответствующего инструктажа по соблюдению правил охраны труда.

5. Организационная структура ЛТО

Подбор кадров (начальник лагеря, воспитатели, инструктор по физической подготовке, медицинский работник) осуществляется администрацией школы.

Начальник ЛТО участвует в подборе кадров, определяет функции работников лагеря и несёт полную ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной, производственной и финансовой деятельности, за организацию питания, соблюдения распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение охраны здоровья и жизни школьников.

Начальник ЛТО определяет должностные обязанности работников лагеря и контролирует их строгое исполнение.

5.2 Организация самоуправления.

Высшим органом самоуправления учащихся в лагере является общее собрание, которое избирает совет(Штаб) ЛТО. Общее собрание членов ЛТО обсуждает план работы, решает вопросы дисциплины, подводит итоги работы. Текущей работой руководит совет(штаб) во главе с командиром (бригадиром), выбранным из числа членов совета. Совет(штаб) организует соревнования между производственными звеньями, культурно-массовую и оздоровительную работу.

6. Организация здоровья и труда учащихся.

В период подготовки и работы ЛТО начальник лагеря руководствуется списком работ с тяжёлыми и вредными условиями труда, на которых запрещено применение труда лиц, моложе 18 лет.

По прибытии в лагерь воспитатели и учащиеся проходят инструктаж по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, который проводится начальником лагеря с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. Начальник ЛТО несёт полную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

В лагере устанавливается чёткое и строгое выполнение правил внутреннего распорядка и режима дня, утверждаемых начальником лагеря.

Выход школьников на экскурсию оформляется приказом по лагерю с указанием пункта следования.

Начальник ЛТО, воспитатели отвечаеют за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья школьников во время труда, участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Отдел образования, администрация школы осуществляют контроль за организацией жизни лагеря.

Ставки заработной платы для работников ЛТО, а также порядок выплаты заработной платы работникам, направленным в лагерь в период, не совпадающий с их очередным отпуском, устанавливаются в соответствии с приказом школы.

Расходы на хозяйственное содержание, ремонт, уборку и оборудование помещений осуществляется за счёт средств образовательного учреждения.

Полную ответственность за финансовую деятельность ЛТО несёт организация, создающая лагерь и непосредственно начальник ЛТО.

После окончания работы начальник ЛТО представляет отчёт отделу образования и хозяйственной организации, которые финансировали ЛТО.

Программа ЛТО
проект

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени обучающихся, поэтому лето - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов личностно-значимых сфер деятельности, развлечений, игр, свободы в выборе занятий.

Педагогический коллектив муниципального казенного общеобразовательного учреждения старается построить систему летнего труда, отдыха и оздоровления так, чтобы ключевой идеей новой, складывающейся педагогической концепции стал воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, поднимающаяся к взрослению.

Таким образом, следует выделить следующие проблемы организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков:

  • недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени;

Пришкольный лагерь труда и отдыха с этой точки зрения - одна из самых подходящих форм организации летнего отдыха обучающихся. Программа « Муравей» (далее - Программа) является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. В программу включены мероприятия по оздоровлению детей. Кроме того, предполагается не только трудовая, но и развлекательно-досуговая деятельность.

Цель Программы - создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • организовывать условия для труда и отдыха детей;
  • воспитывать трудовые навыки;
  • проводить профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, противопожарной и антитеррористической безопасности, мероприятия по охране груда,
  • сохранять и укреплять здоровье детей, прививать навыки здорового образа жизни;
  • развивать творческие способности школьников
  • создавать условия для патриотического, духовно-нравственного воспитания подростков;
  • воспитывать культуру общения и поведения.

УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на школьников 7-11 классов

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приказом по Школе назначаются: начальник лагеря, воспитатель.

Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведет документацию, отвечает за охрану труда в Лагере.

Воспитатель осуществляет воспитательную деятельность по плану Лагеря: организует трудовую деятельность, проводит досуговые мероприятия, следит за распорядком режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

Орган самоуправления в Лагере представляет собой совет отряда (участников смены), который совместно с воспитателем и начальником лагеря реализует коллективные трудовые, творческие и оздоровительные мероприятия.

Медицинский работник, назначен приказом , осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания в Лагере.

ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Весь персонал Лагеря несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.

Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.

Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников и детей с последующей регистрацией в журнале установленного образца.

«Здоровым быть модно»

  • утренняя зарядка, спортивные соревнования.
  • занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании

«Трудовое и экологическое воспитание»

  • работа на пришкольной территории: удаление сорняков, прополка картофеля и овощных культур и т.д
  • участие в реализации проекта «Цветы Победы»
  • экологические рейды по благоустройству села.
  • полив, рыхление, прополка цветов
  • шефская помощь жителям села, ветеранам ВОВ, труженикам тыла.

Отражение работы в средствах массовой информации

  • название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итогов дня.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации
  • подбор кадров
  • комплектование отряда.

II этап – организационный

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда
  • формирование законов и условий совместной работы.
  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III этап – основной

  • выполнение режима дня
  • реализация плана работы Лагеря

IV этап – заключительный

  • анализ результатов работы – отчет о работе Лагеря
  • творческий отчет (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов.

1. Занятость школьников в летнее время.

2. Укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха.

3. Формирование системы управления качеством летнего труда, отдыха и оздоровления детей.

4. Формирование осмысленного отношения к жизни и ответственности за свою жизнь.

5. Создание условий для подростков группы риска в организации различных форм труда и отдыха.

6. Формирование навыков трудовой деятельности.

7. Формирование у обучающихся патриотических, нравственных чувств.

8. Благоустроенность и чистота школьной территории и цветников.

9. Формирование у обучающихся культуры поведения и речи.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Трудовое оборудование (лопаты, мотыги, лейки, грабли, метлы).

2. Спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи).

3. Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).

Прорамма ЛТО
рабочая программа

Возраст детей: 14 - 17 лет. Срок реализации июнь 2018г.

Составила : Поцелуева Г. К.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Экологическое, трудовое, спортивно – оздоровительное, добровольческое, патриотическое, досуговое, социально- адаптационное.

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «Город добрых сердец» при МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»

ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона

Поцелуева Г.К., учитель математики, МАОУ СОШ №26

Создание оптимальных условий для максимальной реализации трудовых, интеллектуальных, творческих потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление и реализацию планов добровольческой деятельности.

-закрепление практических навыков хозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период; а также оказание помощи в благоустройстве двора реабилитационного центра для несовершеннолетних.

-формирование экологической культуры;

-популяризация здорового образа жизни;

-формирование культуры межличностного общения;

-профилактика асоциального поведения;

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала

- Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

- Формирование бережного отношения к природе, школе, развитие экологической культуры;

- Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

- Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Воспитание доброжелательного отношения к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Место реализации программы

МАОУ СОШ №26, г.Улан-Удэ

г. Улан-Удэ, ул.Революции 1905 года, д.100. тел. 49-87-55, 49-87-44

Количество участников программы

Возраст участников программы

Забота о подрастающем поколении – одно из наиболее важных направлений государственной политики. Тем более важно, чтобы во время летних каникул дети смогли интересно и с пользой провести время, отдохнуть. Летние каникулы самые длинные в году и самые долгожданные, происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Летний период – один из важнейших этапов в жизни школы. Именно в это время формируется фундамент следующего года обучения. И наша задача - обеспечить разнообразную полезную и содержательную деятельность ребят. По итогам 2017 года наша школа признана лучшей добровольческой организацией. 2018 год – год добровольца в России и особенно актуальным является воспитание и развитие экологической культуры школьников, основанное на добровольческих началах.

Лагерь труда и отдыха сочетает все вышеперечисленные элементы. Важно также и поддерживать материально-техническое состояние школы. И именно в этом направлении учащиеся могут помочь школе. Это и наведение порядка на территории школы, внутри самой школы; починка мебели; озеленение территории, разбивка клумб, посадка деревьев и кустарников, поливка, прополка. Самим детям такая работа тоже необходима. Это приобретение первичных профессиональных умений и навыков, и воспитание бережного отношения к имуществу школы, формирование экологической культуры.

Но не стоит забывать про отдых, здоровье и душу. Для этих целей в программу включены оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

Мы уверены, что такая форма организации летней занятости подростков, как лагерь труда и отдыха, поможет использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащимся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, формирования экологической культуры, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, а также детьми , попавшими в трудную жизненную ситуацию.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.

ЦЕЛЬ – создание оптимальных условий для формирования трудовых навыков, экологической культуры, получение первоначальных профессиональных знаний и умений, отдыха и нравственного воспитания, основанных на добровольных началах.

  1. Закрепление практических навыков хозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
  2. Формирование у детей творческого отношения к процессу и результатам труда;
  3. Выявление и развитие творческих способностей школьников, формирование и расширение их познавательных интересов;
  4. Пропаганда здорового образа жизни в подростковой среде путем проведения просветительской работы.
  5. Формирование социально-активной личности подростка;
  6. Развитие культуры общения детей со своими сверстниками;
  7. Развитие бережного отношения к родной земле, природе, школе, миру.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Лагерь труда и отдыха "ЮвентаКэмп"

Россия, д.Богимово ( Посмотреть на карте ) ID 1088

Добавить в избранное Добавить к сравнению

Лагерь труда и отдыха "ЮвентаКэмп" (ЛТО "ЮК") имеет двадцатилетнюю историю. Среди десятков авторских и сотен профильных лагерей, направленных на организацию досуга, ЛТО "ЮК" занимает особое место. В нашем лагере собран передовой многолетний опыт по работе с детьми в условиях полного единения с природой. "ЮвентаКэмп" совершенно уникальный и ни на что не похожий проект - специально ориентирован на возможность заниматься производительным трудом каждому ребёнку. И делать это с удовольствием, получать как наглядные результаты своего труда, так и заработную плату.

  • путевка
  • медицинская справка на ребёнка, отъезжающего в лагерь (прививки)
  • ксерокопия свидетельства о рождении (для детей до 14 лет)
  • ксерокопия паспорта гражданина РФ (для детей от 14 лет и старше; взрослых)

Лагерь труда и отдыха "ЮвентаКэмп" (ЛТО "ЮК") расположен в Калужской области, Ферзиковском районе, деревне Богимово.

  • в комфортабельных палатках
  • симпатичных летних домиках
  • добротном деревенском доме
  • Спим на кроватях. Условия достойные.
Тип площадки: 1 корпус
Размещение/Номера: 2-4 местное
Питание: 4 разовое
Площадь территории: 6 Га
Инфраструктура:

пляж, концертный зал, игровая площадка, футбольное поле , а также леса,поля, чистые речки и озёра

Охрана и медобслуживание:

Абсолютно безопасное место. Круглосуточная охрана и медицинская помощь.

Общая программа:

Программа лагеря труда и отдыха "ЮвентаКэмп" построена таким образом, что в ней учтены как интересы детей разного возраста, так и разных социумов (семья). Каждый участник, будь это ребёнок или взрослый, имеет возможность попробовать разные виды деятельности и получить навыки садовода, овощевода, лесничего, конюха, кроликовода, пастуха, рыбовода, пасечника, травника, повара, плотника, бригадира, ремесленника (народные промыслы). Каждый навык обязательно пригодится в дальнейшей жизни!

Жизнь в ЛТО "ЮК" построена по принципу большой ролевой игры. Каждый участник проходит трёхдневный курс "Академии Управления Народного Хозяйства" (на базе Достаточно Общей Теории Управления - ДОТУ). А после этого имеет возможность открыть своё дело ("бизнес") - одно, два. сто тридцать три - на сколько хватит сил, а также вступить в колхоз (стать равноправным участником уже созданного объединения). Программа предусматривает всестороннюю поддержку каждого участника (и взрослого, и ребёнка; в ЛТО все имеют равные права) и направлена на развитие лидерских качеств (психология управления, конфликтология, карьерный рост), и достижение конечного результата. В результате - кто-то станет бригадиром, кто-то председателем колхоза, кто-то успешным фермером, и все вместе получат отличный урожай, который будет радовать Ваших родных и близких долгими зимними вечерами.

Программа предусматривает активную жизнь - разнообразный труд по 4 часа в день; спорт (футбол, волейбол, древолазание, эстафета, заплывы); велосипедные гонки; рыбалка; сбор ягод, грибов и трав; творческие события (конкурсы, шоу, интеллектуальные и развлекательные программы); экскурсии.

Каждый ребёнок приедет домой с целой кучей наград, дипломов и сертификатов о прохождении курсов, кошельком с заработной платой, и плодами своего труда (вкусным и полезным, качественным и экологически чистым урожаем).

Работа для школьников на каникулы: Куда устроиться летом подростку

Предложите знакомым или соседям помощь за небольшую оплату

На днях в соцсетях прогремела история: в Сибири мальчишка расклеивал объявления, что готов работать на мелких работах, чтобы помочь своей маме сводить концы с концами. История обычна - мать-одиночка, ипотека, все дорожает, а зарплата вверх не взлетает так стремительно, как цены. Вот мальчишка и принял мужское решение: маме нужно помочь. С помощью «Комсомолки» его удалось трудоустроить: в трудовом отряде он летом сможет и подзаработать, и научиться многим «мужским» делам, которые в жизни пригодятся. Но это Сибирь, а подобных историй немало и в столице. Где же можно работать в столице школьнику во время летних каникул?

Трудовой летний лагерь - идеальный вариант. Но в московском регионе беглый поиск в интернете выдал единственный вариант. И тот - в подмосковном Подольске. В лагерь труда и отдыха там как раз сейчас набирают ребят 14-17 лет. Вдруг сотрудники знают похожие учреждения в столице?

- Мы пока единственные, о других трудовых детских лагерях в столице и пригороде даже не слышали, - признались в психологическом центре «Юность», при котором открыт лагерь.

Но коль есть первая ласточка, скоро могут появиться и другие такие лагеря - нужно мониторить ситуацию. Как всё будет в «Юности»? Лагерь дневного пребывания: завтрак, обед, 2 часа работы (благоустройство), потом отдых и мероприятия как в обычном детском лагере. Ночуют подростки дома. За смену смогут заработать 7-8 тысяч рублей.

Куда реальнее сейчас - трудовые бригады, которые формируют на основе заявок, поданных в центры занятости. В Департаменте труда и соцзащиты Москвы подтвердили: несовершеннолетних принимают на временную работу с 14 лет. Ребята могут претендовать на вакансии курьера, распространителя листовок, озеленителя, консультанта, на работу по благоустройству пойм рек, парков, реставрации памятников. Журналист, фотограф, аниматор на культурно-массовых мероприятиях, администратор, экскурсовод, тренер. Выбор большой.

Где искать работу

Специализированный центр занятости населения «Моя карьера». Телефон: 8 (495) 870-44-44. В августе, к примеру, проведут 20-дневную стажировку для подростков со стипендией около 20 тысяч рублей.

Что ещё:

- Порталы «Хедхантер», «Суперджоб», «Авито». Выставляете фильтры «без опыта», «работа для школьников / студентов», «неполная занятость», «стажировка».

- Предложите знакомым или соседям помощь за небольшую оплату: посидеть с ребёнком, выгулять собаку, сходить за продуктами, помочь прибраться и т. д.

- Пройдитесь по крупным торгово-развлекательным центрам, там часто нужны мерчандайзеры – люди, которые расставляют на прилавках товары. С большей охотой берут девчонок, мотивируя тем, что они аккуратнее.

- Обзвоните центры по изучению иностранного языка. Они часто организовывают летние лагеря для своих учеников, и там может понадобиться помощник вожатого.

Важно! В период каникул, согласно Трудовому кодексу, подростки 14–15 лет могут работать четыре часа в день, 15–16 лет — пять часов, 16–18 — семь часов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Россияне сидят на шее у родителей до 26 лет

Исследование показало, как долго приходится обеспечивать детей (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Как отдыхалось в лагерях труда

Проедали больше, чем зарабатывали По большому счету, летние лагеря труда и отдыха можно считать первым опытом приобщения советских школьников к самостоятельной жизни. Своего рода подготовительным этапом для кого - к студенческой «картошке», для кого - увы, к существованию в армейской казарме или флотском кубрике. Самостоятельность, конечно, была понятием относительным - подрастающее поколение находилось под присмотром учителей. Подразумевалось, что под присмотром неусыпным. Но на деле было немало возможностей из-под него ускользнуть. Впрочем, и учителя иногда вели себя вполне толерантно по отношению к подопечным. - Так вышло, что в ЛТО с нами были две преподавательницы - вчерашние студентки университета, - делится воспоминаниями калининградец Юра. - Конечно, в них не было «старорежимной» закваски завуча или директрисы. За контрабанду спиртного, правда, и они карали беспощадно - в то время пьяный девятиклассник рассматривался почти как настоящий уголовный преступник. Но, отлично помня свое студенческое житье, Татьяна Ивановна и Светлана Васильевна, например, позволяли нам дольше положенного не ложиться спать, чтобы посмотреть по телевизору интересный фильм или потанцевать на дискотеках, которые мы устраивали практически каждый вечер. Хозяйство принимало несовершеннолетнюю рабсилу на полное обеспечение. Для жилья или оборудовались палаточные лагеря, или приспосабливались классы пустующей летом сельской школы. Трудно сказать, насколько эффективен был детский труд на совхозных или колхозных полях. Но при социализме экономические показатели в этом случае уходили на второй план. Гораздо больше ценилась практика общественно полезного труда. За который, естественно, никакой оплаты не полагалось. Хотя какая уж там оплата! По собственному опыту подозреваю, что за четыре недели мы проели гораздо больше, нежели наработали. «Взрослые» удовольствия - Лагеря труда и отдыха мы предпочитали называть «лагерями труда БЕЗ отдыха», - пишет постоянная читательница «Комсомолки» Ольга Селиванова. - В июле или августе, как правило, на две недели учащихся средних и старших классов школ № 5, № 12 и № 22 вывозили в поселок Волочаевка под город Светлый. Там базировался районный ЛТО, где мы жили и работали. Кстати, именно в Волочаевке меня приняли в комсомол - одну из первых в нашем классе! Городских недорослей бросали на уборку бескрайних грядок с огурцами, патиссонами и кабачками. Возможно, мы больше вытаптывали, чем собирали. Жили в солдатских палатках. «Удобства» - на улице, в домиках проекта неизвестного архитектора. Быстрее всего в ЛТО заканчивалась зубная паста. Дело в том, что по ночам мальчики прокрадывались в палатки девочек, чтобы спящим одноклассницам этим средством гигиены разрисовать лица. Поэтому утром нередко зубы чистить было уже нечем. Наиболее запасливые школьники везли овощи в город, родителям. Кормили вполне сносно, а после обеда полагался тихий, он же «адмиральский» час. Потом спортивные соревнования (футбол, волейбол, пионербол, различные эстафеты) и концерты самодеятельности. По мысли педагогов, все это должно было уберечь деток от пагубных наклонностей и страстей. Куда там! Именно в ЛТО мы учились взрослой жизни: пить, курить и любить. В сельпо пацаны покупали дешевое винцо, пиво и сигареты. Девушкам, кстати, выпить и закурить мальчики никогда не предлагали, берегли слабый пол. Отчаянно отрывались на дискотеках. Магнитофоны еще были бобинные, кассетники только входили в обиход. Крутили диски-пласты в столовой, эдаком сооружении под армейским тентом. Девки, брага, рок-н-ролл - Летний лагерь стал для меня едва ли не самым приятным школьным воспоминанием, - признается Игорь С. - Так здорово время я еще не проводил. Труд был понятием скорее условным, с ног после рабочей смены никто из нас не падал. Наоборот - все резво устремлялись на поиски всевозможных приключений. Наш ЛТО пришелся как раз на время Чемпионата мира по футболу 1982 года в Испании. До сих пор помню, как все пацаны болели за советскую сборную, которая тогда выступила очень неплохо, нынешней российской до того уровня как до луны. Наш класс был довольно «продвинутый», поэтому на дискотеках звучали сравнительно свежие альбомы, например, ELO или «Rainbow». Как-то раз очень долго готовились, наприглашали девочек из других классов, а что-то там не заладилось, и звук просто не пошел. Огорченные гости разошлись, и тут по закону подлости все засветилось и заиграло. Тогда мы просто сели на диваны и стали слушать Ричи Блэкмора, глядя на мигающие лампочки цветомузыки… Если не танцевали, находились и иные забавы. На взгляд учителей, довольно дикие. Кто-то из бывших школьников вспоминает о том, как тащили в простыне скелет из кабинета анатомии, чтобы на веревке с верхнего этажа спустить за окно спальни девочек (трюк не вышел, несчастное учебное пособие развалилось на части). Кто-то - о том, как совершили набег на близлежащую пасеку и вернулись без меда, но все перекусанные пчелами. Ну а самые отчаянные ужасаются тому, что впервые в жизни попробовали самогонную брагу - отвратительнейшее пойло, тем не менее, манящее своей запретностью. Но общий мотив всех писем один: никто и не думал выражать недовольство, что часть летних каникул прошла в лагере труда и отдыха. Наоборот, большинство учеников страшно жалели о том, что все так быстро закончилось. К ЧИТАТЕЛЯМ! В следующем выпуске нашей рубрики обсуждаем музыку советских времен и студии звукозаписи. Ваши истории мы ждем по адресу: 236040, Калининград, улица Рокоссовского, 16-1, «Комсомольская правда» - Калининград». На конвертах делайте пометку «Обратно в СССР!». Авторы лучших писем получат фирменные призы от «Комсомольской правды». Подготовил

Возрастная категория сайта 18 +

Детские летние трудовые лагеря СССР

Доброго дня, товарищи! Помните, в годы Советской власти, на территории СССР, действовали летние детские трудовые лагеря? Просьба не путать с исправительными учреждениями. Советские детские летние трудовые лагеря, это место, где школьник должен совместить помощь сельчанам с отдыхом. Днём, прополка или уборка урожая. Вечером - развлекательные мероприятия.

Останки такого трудового лагеря недавно посетил я. Вспомним, как это было.

Детский летний трудовой лагерь СССР Детский летний трудовой лагерь СССР

В трудовые лагеря ездили старшеклассники, учащиеся ПТУ, студенты техникумов и ВУЗов. К школе подъезжал автобус. Классы грузились в ЛАЗы и ЛиАЗы, и прямиком до места.

Я был в двух подобных лагерях. Друг от друга они отличались тем, что у одного спальные помещения, это вагончики. А у другого, как у этого, полноценные кирпичные здания. Столовая, штаб лагеря, всё кирпичное, добротное. Была ещё летняя эстрада.

Детский летний трудовой лагерь СССР Детский летний трудовой лагерь СССР

Распорядок дня примерно такой. Утро почти армейское. Подъём (не помню во сколько). Зарядка на центральной аллее. Водные процедуры. Завтрак. Затем на поля. В первом случае на поля возили два колхозных ПАЗика. Так как пешком до них около 10 км. Во втором лагеря поля под боком. Практически за территорией.

Не знаю почему, но часто так получалось, что "отдыхающих" делили на 2 группы. Первые трудились до обеда. Вторые после обеда. Трудовой день 4 часа, под присмотром классного руководителя и представителя совхоза.

Что делали? Летом пололи. Осенью собирали урожай. Полоть было скучно. Тётка с совхоза постоянно грозила тем, что не засчитает норму, из-за того, что вместе с травой из земли вырывалась морковь, или срезалась мотыгой капуста. Другое дело собирать урожай. Туже морковь, или капусту. Мне кажется мы поедали её в таком количестве, что можно было перевыполнить план.

Спальные корпуса летнего детского трудового лагеря СССР Спальные корпуса летнего детского трудового лагеря СССР

От куда брались нормы? Честно говоря, я сегодня не пойму. С прополкой всё ясно. Поставили на ряд определённое количество человек, и под угрозой, пока не сделаете не уедите , следили за выполнением.

Спальные корпуса летнего детского трудового лагеря СССР Спальные корпуса летнего детского трудового лагеря СССР

Свободное время. Самое скучное в свободном времени это построение после обеда. На нём зачитывали сколько собрали отряды. Если трудились в две смены, то эта процедура переносилась на вечер. После этого, на доске под знаменем лагеря, мелом изменялись цифры присвоенных мест по результатам работы. А дальше начиналось свободное время.

Центральная аллея детского трудового лагеря СССР Центральная аллея детского трудового лагеря СССР

А дальше? А дальше начиналось самое интересное. Преподаватели всячески пытались украсить наш досуг. Спортивные мероприятия, какие то выступления, подобие КВНа между отрядами. Это конечно было интересно, но свалить на озеро, втайне от них, куда более интереснее. И мы сбегали. Кого ловили, обещали поставить двойки в процессе учёбы. Был случай, что одного особо непримиримого отправили домой.

А ещё убегали в лес за ягодами. Первые сигареты. Дискотека в совхозе. Всё это было вне закона, но было.

Административный корпус летнего трудового лагеря СССР Административный корпус летнего трудового лагеря СССР

Про отношения с местными. Ходили на дискотеку. Бегали по очереди, что бы не дай бог нас не вычислили. Многие рассказывают, что там нарывались по полной программе. Ничего подобного у нас не происходило. Веди себя нормально, и ничего не случится. Один раз был инцидент, но после недолгих разговоров, и деревенские, и мы поняли, что виноваты оба. Было предложено выйти раз на раз. Подрались.

Столовая летнего трудового лагеря СССР Столовая летнего трудового лагеря СССР

А еще были дискотеки под присмотром в самом лагере. Репертуар обычно ни кого не устраивал. Вели дискотеку учителя. А вкусы наши не совпадали.

Столовая летнего трудового лагеря СССР Столовая летнего трудового лагеря СССР

Спасибо что дочитали. Не забывайте оставить комментарии про Ваши детские трудовые лагеря.

Школьный лагерь труда и отдыха в СССР.

Кто учился в советской школе в 70-ые, 80-ые годы наверняка помнит лагеря труда и отдыха. Так называемая пятая трудовая четверть. Не осенняя картошка и не школьная обязательная отработка, а именно ЛТО.

Яндекс картинки Яндекс картинки

Нас возили вроде в шестом классе в деревню, километрах в тридцати от города. Кстати, можно посмотреть, деревня же никуда не делась. Благо, сейчас всё просто. По картам 24 километра показывает.

Жили мы в каком то клубе, спали на железных кроватях с пружинами, ели в столовке. Отдельно было помещение для сна, а в холле место для отдыха. С утра пешком ходили на работы. Распределяли кого на поле - на прополку, кого на овощехранилище. Убирали там, перекладывали что то, таскали. Как же не хотелось тогда в солнечные денёчки работать на этом складе или в поле. Помню что все хотели побыстрее домой из этого лагеря отдыха. Да и понятно, вместо того, чтобы купаться или просто бездельничать на законных основаниях, собирали какие то камни.

Дни проходили однообразно: утром на работе, вечером в лагере. Нас итак особо не выпускали никуда, так ещё и ходить по одному не следовало, можно было огрести от деревенских, несколько раз были с ними стычки, они пристально следили за нашим проживанием. Так что вечером развлекались в лагере как могли. Был у нас катушечный магнитофон, постоянно устраивали дискотеки. Разумеется под присмотром. Начальником лагеря у нас была здоровая тётка, которая всё время переживала, что кого нибудь долбанёт электричеством. Не знаю, с чем это было связано, но хорошо помню, когда кто нибудь подходил к магнитофону, она восклицала: "Не трожь электру!". В каждом деле должен был быть кто нибудь один - ответственный.

Читайте также: