Литература по организации летнего отдыха детей в лагере

Обновлено: 05.07.2024

Программа «Здравствуй, лето!» - это претворение в жизнь идеи отдыха в оздоровительном лагере в не менее интересный и полезный отдых детей в условиях поселка в рамках работы детского сада.

ВложениеРазмер
Программа летнего оздоровительного отдыха 46.59 КБ

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Книга лета»

Суть программы «Книга лета» состоит в том, что по условиям игры обучающимися предстоит создать свою книгу, где они будут главными героями. Во время смены обучающиеся участвуют в различных играх, конкурсах и мероприятиях. По истечении дня они создают страницу своей книги.

Обоснование актуальности программы

Президент РФ Владимир Путин 12 июня 2014 года подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в 2015 году, с целью привлечения общества к чтению и литературе.

Предполагаемый социальный эффект программы

Организация типографии, создание книги о летнем отдыхе и занятости .

Встречи с корреспондентами и редакторами местных СМИ с целью профориентационной работы и обогащению социального опыта

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель — организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся школы через сюжетно - ролевую игру «Книга лета».

1. Создать условия для развития физической культуры и спорта среди учащихся;

2. Создать условия для развития творческого потенциала детей в сфере художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности, воспитать патриотов России граждан правового демократического государства, воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;

3. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости учащихся;

4. Повысить интерес к чтению художественной литературы;

5. Организовать общественно-полезную деятельность учащихся в каникулярный период;

6. Осуществлять профилактику правонарушений и детской безнадзорности в каникулярное время;

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

- укрепить здоровье детей, повысив качество предоставляемых услуг в сфере оздоровления, отдыха и занятости учащихся (мониторинг);

- не допустить роста правонарушений и преступлений среди учащихся;

- привить любовь к литературе и чтению произведений;

- расширить социальный опыт детей в совместной деятельности с взрослыми;

- развить интерес у школьников к занятиям физкультурой, спортом, художественным творчеством (анкетирование);

- создать максимальные условия для развития творческого потенциала детей в сфере художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности.

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации:

Механизм реализации программы:

I – Подготовительный этап

- Создание творческой группы по разработке идеи смены «Книга лета»; определение целей и задач, разработка общелагерных и отрядных творческих дел;

- Изучение литературы по теме смены;

- Изучение методической литературы по инновационным технологиям в сфере организации летнего отдыха;

- Формирование инструкторского отряда и его подготовка к предстоящей смене;

- Разработка музыкального и художественного оформления смены.

Ожидаемые результаты этапа:

- Разработка идей смены, творческих мероприятий;

- Формирование команды единомышленников для реализации идей смены;

Разработка методических пособий, отражающих основные требования, предъявляемые автором программы к педагогическому коллективу лагеря

II – Организационный

- Прием детей, распределение по отрядам с учетом возрастных категорий, знакомство с лагерем;

- Организация жизнедеятельности лагеря;

- Вовлечение воспитанников в сюжетно – ролевую игру «Книга лета»

- Обустройство и оформление отрядных мест;

- Корректировка плана смены.

Ожидаемые результаты этапа

- Организация жизнедеятельности лагеря;

- Введение участников программы в сюжет смены;

- Определение программы деятельности в отрядах

III – Основной

- Организация и проведение общелагерных мероприятий, КТД, и др.;

- Проведение профильных дней отрядов;

- Занятия в творческих мастерских;

Ожидаемые результаты этапа

- Развитие навыков коллективной творческой деятельности;

- Развитие навыков прикладной деятельности;

Развитие умений в различных видах искусства: вокал, хореография, актерское мастерство и др..

IV – Заключительный

- Выход из сюжетно – ролевой игры «Книга лета»;

- Подведение итогов работы творческих мастерских;

- Итоговая диагностика детского коллектива «Степень удовлетворенности сменой»;

План-график (план – сетка) программы

6 июня «Пушкинская страница»

15 июня «Литературная страница»

16 июня «Экологическая страница»

17 июня «Мульт – страница»

19 июня «Музыкальная страница»

Кадровое обеспечение программы:

-перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

-описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования

Анпилогова Валентина Михайловна

Вершинина Галина Антоновна

Педагог дополнительного образования

Фатеева Людмила Максимовна

Ковтун Ирина Николаевна

Катышева Елена Евгеньевна

Васильева Ольга Николаевна

Жесткова Светлана Семеновна

Ресурсная обеспеченность программы

Кабинеты, спортивная площадка, школьная библиотека, аудиотехника, интерактивные доски, компьютер, проектор, канцелярские товары, расходные материалы для прикладных направлений, призы и награды, спортивный инвентарь, настольные игры.

Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

- МБУК «Новоенисейская клубная система»;

- МБУК «Межпоселенческая районная библиотека филиал №10»;

- МО Новоенисейский сельсовет;

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

- В конце дня художники оформляют летопись дня, из которой в конце сезона создается книга;

- Анкетирование учащихся и родителей;

Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)

Оценка программы детьми осуществляется через:

• анализ дня на «совете книголюбов»;

• анализ основных дел и мероприятий отряда при подведении итогов;

• анализ организационного, основного и итогового периодов;

• фиксацию результатов по итогам участия в «Книге лета» (альбоме - летописи лагеря);

Оценка программы родителями отслеживается через:

• записи в книге отзывов;

Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:

• ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей;

• анализ педагогических дневников воспитателей;

• анализ образовательных программ (дополнительное образование);

• обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;

Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения

Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

-развития творческого потенциала детей;

-уровня их спортивных достижений;

-снижения уровня агрессивности в детской среде;

В начале сезона каждому ребенку лагеря выдается специально разработанный формуляр. В котором будет в течении сезона фиксироваться личные результаты, участие в мероприятиях и посещение кружков. По итогу сезона будет награждение по номинациям, детям будут вручены призы, грамоты и медали в виде открытой книги.

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на детском уровне;

- на родительском уровне;

- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;

- на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ

- сохранение социальной активности личности на протяжении учебного года и далее;

- отзывы родителей о смене;

- рейтинг участников смены в оценке собственной деятельности

Содержание программы

Тематическая направленность программы. Актуальность и

Цели и задачи программы…………………………………………. …

Принципы реализации программы……………………………….……

Содержание. Модель тематической сюжетно-ролевой игры………11

Последовательность реализации сюжетно-ролевой игры…………

Атрибутика тематической сюжетно-ролевой игры……………………..

Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение…………12

Методическое обеспечение (нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение)

Механизм реализации программы……………………………………16

Механизм оценки эффективности реализации программы…………18

План – сетка реализации программы………………………………19

7 . Список литературы……………………………………………………24

1. Пояснительная записка

С чем ассоциируется книга и чтение у ребят летом? Летом хочется расслабиться, погреться на солнышке, поиграть с товарищами во дворе, поехать на природу…

В общем, летняя жизнь разительно отличается от упорядоченной, уложенной в рамки школьной жизни.

Есть ли место среди всего этого удовольствия для книги? Безусловно. Только если книга не в тягость, не в «обязаловку», интересна и органично вплетается в разноцветную летнюю жизнь. А если эта книга еще и создана своими руками, а героями являются сами дети….

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению Президент РФ В.В. Путин 2015 год объявил в России годом Литературы.

В рамках данной программы запланировано проведение множества мероприятий, прививающих интерес учащихся к книгам, чтению и литературе.

Так как летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, то получается, что летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых школьников;

- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на снятие физического и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившихся за учебный год, обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия для нормального умственного и физического совершенствования.

Основной состав лагеря - учащиеся МБОУ «Новоенисейская основная общеобразовательная школа».

При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Программа «Книга лета» разработана для учащихся 6-14 лет.

Программа краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены.

Цель — организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся школы через сюжетно - ролевую игру «Книга лета».

1.Создать условия для развития физической культуры и спорта среди учащихся;

2.Создать условия для развития творческого потенциала детей в сфере художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности, воспитать патриотов России граждан правового демократического государства, воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;

3.Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости учащихся;

4. Повысить интерес к чтению художественной литературы;

5.Организовать общественно-полезную деятельность учащихся в каникулярный период;

6.Осуществлять профилактику правонарушений и детской безнадзорности в каникулярное время;

Принципы реализации программы

Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

2. СОДЕРЖАНИЕ.

МОДЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Последовательность реализации сюжетно-ролевой игры

Содержание работы лагеря – создание собственной книги о том, как мы прожили первый месяц лета, в которой, будут отражаться все наши мероприятия и дела. В начале работы перед участниками ставится цель – создать книгу, красивую, яркую с интересным содержанием, которую будет нескучно читать и смотреть. Каждый день это страница книги. Каждый ребенок может стать героем этой книги. При этом никто из детей не остается без внимания. Лагерь превращается в книжное издательство. На время сезона все дети становятся коллективом книжного издательства.

Издатель – начальник лагеря.

Главный редактор – старший вожатый

Корректор – воспитатель отряда

Отряды – книжные издательства

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Программа летнего оздоровительного лагеря

для детей дошкольного возраста

Ерофеевская Валентина Николаевна

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дошкольный возраст – один из наиболее благоприятных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, развиваются познавательный и творческий потенциал детей.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени дошкольников. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Но существует проблема: во время летнего периода далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить свое здоровье, снять напряжение, развить способности, раскрыть познавательный потенциал детей.

Исходя из важности данной проблемы, возникла необходимость создания программы оздоровительного лагеря для детей дошкольного возраста «Здравствуй, лето!».

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей дошкольного возраста в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе МАДОУ ЦРР – детского сада «Аленушка».

Программа «Здравствуй, лето!» - это претворение в жизнь идеи отдыха в оздоровительном лагере в не менее интересный и полезный отдых детей в условиях поселка в рамках работы детского сада.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное - рядом.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

Летний отдых сегодня – это полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

Таким образом, организованный воспитательно – образовательный процесс одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, образовательную, коммуникативную функции и способствует организации территории счастливости ребенка.

Главными участниками летней работы являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.

Процесс организации воспитательной работы в летний период в ДОУ направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в ДОУ выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.

Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.

Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.

При составлении Программы учитывались возможности ДОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей.

Данная Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

Центром воспитательной работы ДОУ является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в ДОУ для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования летней работы.

Программа рассчитана на два летний месяца, так как один месяц детский сад закрыт на ремонт.

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей через игровую, познавательную, досуговую деятельность, посредством вовлечения их в совместную деятельность.

- приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческих способностей;

- обеспечение оптимальных условий для реализации здоровье-сберегающих технологий;

- организация развивающего пространства, способствующего активизации познавательных процессов, обогащению личности ребенка и формированию ее позитивной направленности;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей.

- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

- выработка и укрепление гигиенических навыков;

- расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

- утренняя гимнастика (зарядка);

- спортивные игры на стадионе, спортивной площадке;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- солнечные ванны (ежедневно);

- воздушные ванны (ежедневно)

В ДОУ вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, игры, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения.

В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

В детском саду уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.

Художественно – творческое направление

- изобразительная деятельность (конкурсы рисунков, рисование красками на руках и т.д.);

- игровые творческие программы

- праздники («День защиты детей», «Закрытие лагерной смены» и т.д.);

Рисование дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Работая с бумагой, у детей развивается мелкая моторика рук, мышление, фантазия и умение работать со схемами.

- выполнение трудовых обязанностей (дежурство в группе, работа на клумбах, участках);

- наведение порядка в своих кабинках, уход за собственными вещами;

- коллективно - трудовые дела.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки дошкольников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает их адаптацию в обществе.

- проведение интеллектуальных игр, викторин.

- организация тематических бесед;

- составление презентаций, памяток.

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций.

- вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;

- организация деятельности творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период его пребывания ДОУ.

В результате реализации программы дети смогут проявить свои творческие и интеллектуальные способности, укрепить своё здоровье, овладеть навыками коммуникативного общения в процессе совместной деятельности.

- общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

- укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие детской самостоятельности и самодеятельности

- привитие навыков самообслуживания.

- выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;

- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

- формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций; укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- личностный рост участников.

  • Соревнования.
  • Викторины.
  • Подвижные игры.
  • Праздники.
  • Инсценировки.
  • Коллективные просмотры.
  • Конкурсы.
  • Эстафеты.
  • Развлечения.
  • Большие игры.
  • Развлекательные программы.
  • Индивидуальная работа с детьми

Воспитательный процесс включает в себя:

– беседы по правилам поведения, культуре общения;

– беседы по профилактике негативных ситуаций.

- беседы о здоровом образе жизни.

Модель организации лагеря:

Находясь в детском саду, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

Работа в течение всего лета организуется, исходя из общей идеи и проходит под общим названием. Летний период поделен на 2 смены, каждая из которых реализуется в форме сюжетно-ролевой игры.

07.30. – 08.00 - прием детей на улице

08.10.- 08.20. – утренняя зарядка на спортивном участке

08.30 – 08.40 – общая линейка с поднятием флага лагеря

08.40. – 09.10 – завтрак

09.10. – 11.00. – беседы, занятия по интересам, подготовка к конкурсам, групповые дела. Проведение развлекательных мероприятий

10.00 – витаминный чай

11.30. -.12.30 – обед

12.30.- 15.00 – сончас

15.00. – 16.00. - беседы, занятия по интересам, подготовка к конкурсам, групповые дела.

Летний лагерь: рекомендательный список литературы для организации работы

1. Артамонова, Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий / Л.Е. Артамонова. – Москва.: ВАКО, 2006. – 288 с.
2. Афанасьев, С.П.Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев, С.В.Коморин. – Москва, 1998.
3. Гончарова, Е.И Школьный летний лагерь / И.Е. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2004. - 192с.
4. Кувватов, С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе / С.А. Кувватов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
5. Лобачёва, С.И. Загородный летний лагерь / С.И. Лобачева, В.А. Великородная. – Москва: ВАКО, 2006. – 208с.
6. Лобачёва, С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы / С.И. Лобачева. – Москва: ВАКО, 2007. – 208с.
7. Лобачева, С.И. Справочник вожатого / С.И. Лоюачева, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2007. – 192с.
8. Матвеева, Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек / Е.М. Матвеева. – Москва:Глобус, 2007. – 206с.
9. Обухова, Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы) / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2008. – 288с.
10. Руденко, В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
11. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей / М.Е. Сысоева. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
12. Титов, С.В. Здравствуй, лето! / С.В. Титов. - Волгоград, Учитель, 2001.
13. Чурина, Л. Игры, конкурсы, задания / Л. Чурина. – Москва:АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
14. Шаульская, Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов / Н.А. Шаульская. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
15. Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-минутки / С.А. Шмаков. - Москва, 1993.

Сохранить в PDF:

Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.(А. Барбюс)

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде / Л.В. Воронкова. – М., 2007.

2. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003.

3. Гримоть, А.А. Педагогика летнего отдыха / А.А. Гримоть, Т.М. Степанова, С.А. Рачков. – Минск, 1996.

4. Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В. Добрецова. – М., 1988.

5. Дронь, М.И. Технологии воспитательной работы в условиях летнего отдыха детей и подростков / М.И. Дронь, Е.В. Луцевич, О.Л. Митрош. – Минск, 1996. − С. 52−55.

6. Летний детский отдых / авт.-сост. Г.Л. Шереш. – Мозырь, 2008.

7. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия / сост. Л.И.Трепетунова [и др.]. – Волгоград, 2007.

8. Мастерская вожатого / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

9. Организация летне-оздоровительного отдыха / сост. Т.Е. Заводова. – Минск, 2006.

10. Работа с начинающими вожатыми / Б.В. Куприянов, Л.С. Ручко. – М., 2006.

11. Семенова, И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время / И.В. Семенова. – М., 1981.

12. Тартышная, М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря / М.А. Тартышная. – Ростов н/Д, 2007.

13. Тин ЛЕТО’98: Временные детские объединения в системе летнего обучения и оздоровления: сборник материалов научно-практической конференции / под ред. А.А. Кардабнева. – Гродно, 1998.

14. Учебник для вожатого / автор-сост. М.П. Кулаченко. – Ростов н/Д, 2008.

15. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого. КИПАРИС – 9 / Т.А. Юзефавичус. – М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

16. Афанастева, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя / С.П. Афанастева. – М., 2004.

17. Басов, Н.Ф. Проблемы истории создания пионерской организации в СССР / Н.Ф. Басов. – М., 1975.

18. Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. – СПб., 2006.

19. Болл, А. Основы лагерного менеджмента: учеб. пособие для руководителей детского оздоровительного учреждения / А. Болл, Б. Болл. – СПб., 1994.

20. В лесу и в поле – как дома: в помощь начинающим туристам / сост. В.И. Астафьев. – Минск, 1990.

21. Всемирная организация скаутского движения. – М., 1991.

22. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонов. – М., 1991.

23. Григоренко, Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском загородном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2002.

24. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003.

25. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС: учеб. пособ. по организации детского досуга в лагере и в школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. – М., 1999.

26. Гримоть, А.А. Педагогика летнего отдыха / А.А. Гримоть, Т.М. Степанова, С.А. Рачкова. – Минск, 1996.

27. Детское движение: вопросы и ответы. – Кострома, 1994.

28. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / С.С. Харин, Л.Н. Башлакова, Н.Ю. Клышевич. – Минск, 1996.

29. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. − М., 1986.

30. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.,1984.

31. Инструкция по организации и проведению туристических походов и экскурсий с учащимися, декабрь, 2002.

32. Как научить детей сотрудничать?: Психол. игры и упражнения: практ. пособие для педагогов и шк. психологов: в 4 ч. / Клаус Фопель; пер. с нем. – М., 1998.

33. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. Программы, методические материалы и рекомендации / Г.М. Коджаспирова. – М., 2002

34. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, 2007.

35. Кузнецов, А. План работы вожатого / А. Кузнецов // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 145–147.

36. Куликов, В.М. Школа туристских вожаков / В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. – М., 1999.

37. Лабиринт души: Терапевтические сказки / под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. – М., 2003.

38. Мастерская вожатого / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

39. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. – М., 1997.

40. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений / под ред. В.И. Бондаря. – М., 1997.

41. Организация летне-оздоровительного отдыха / сост. Т.Е. Заводова. – Минск, 2006.

42. Периодическая печать (журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Праблемы выхавання» и др.).

43. Петрусинский, В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг / В.В. Петрусинский. – М., 1994.

44. Положение об оздоровительном лагере, декабрь, 2002.

45. Положение об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах, июнь, 1999.

46. Рекомендации о порядке организации и проведении дискотек и других молдежных культурно-досуговых мероприятий в Республике Беларусь, январь, 2003.

47. Ремизова, Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке / Н.И. Ремизова // Биология в школе. − № 6. − 2000.

48. Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора / М.И. Рожков. – М., 1996.

49. Самохин, Ю.С. Туризм в детском оздоровительном лагере / Ю.С. Самохин, Т.А. Самохина. – М., 2003

50. Советы начинающему вожатому: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, М.Е. Позднякова. – Тула, 2007.

51. Уваров, В.А. В поход пешком / В.А. Уваров, А.А. Козлов. – М., 1988.

52. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в отряде пионерского лагеря. – Минск, 1989.

53. Харин, С.С. Формирование навыков педагогического общения / С.С. Харин, Л.Н. Башлакова, Н.Ю. Клышевич. – Минск, 1995.

54. Чечет, В.В. Умеем ли мы общаться с детьми? / В.В. Чечет. – М., 1987. – 144 с.

55. Чижова В.П., Петрова Е. Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) / В.П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков // Сборник «Общество и природа» МГУ. – М., 1981.

56. Шмаков, С.А. Ее величество игра, забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей / С.А. Шмаков. – М., 1992.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
УМК по одноименному курсу по подготовке студентов к летней педагогической практике

Список методической литературы по организации летней оздоровительной работы с дошкольниками

1.Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2012.

2.Ладутько, Л.К., Шкляр, С.В.Познаём мир и себя. –Мн.: УП ИВЦ Минфина, 2002.

3.Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Л.К. Ладутько,С.В. Шкляр. –Минск: Зорны верасень, 2008.

4.Дубініна, Д.М., Страха, А.А. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці:дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі. -Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012. -136с.

5.Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 4ч. Ч.3.Первооткрыватели красоты и тайн природы/ 6. Г.А. Никашина: - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005.- 127с.

6.Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 4ч. Ч.2.Исследователи Вселенной/ Г.А. Никашина: - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005.- 84с.

7.Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 4ч. Ч.1. Минуты познания/ Г.А. Никашина: - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005.- 88с.

8.Загвоздкина, Т.В. Учим дошкольников безопасности: группы «Малыши»и «Почемучки»:пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Т.В. Загвоздкина. –Минск: Зорны верасень,2008. -128с.

9.Загвоздкина, Т.В. Учим дошкольников безопасности: группа «Фантазёры»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Т.В. Загвоздкина. –Минск: Зорны верасень,2008. -160с.

10. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (2-6 лет). - Минск: Аверсев, 2009. – 130 с.

11. Стреха, Е.А. В мире природы: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования. 2009 (Серия «Мир детства»).

12. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования. - Минск: Нар. Асвета, 2012. -64с.

13. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников Минск: УП «ИВЦ МинФина», 2007.

14. Глазырина, Л.Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. Л.Д. Глазырина– Минск: Зорны Верасок, 2010. – 360 с.

15. Глазырина, Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Малыши»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

16. Глазырина, Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования.

– Минск: Нац. ин-т образования, 2011.

17. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич.- Минск: Нац. Ин-т образования, 2012. – 88с.

18. Сделаем дорожное движение безопасным / сост: Т.И. Милочкина, Н.Ю. Ладыжина, Е.И. Киреева. – Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2006. – 70с.

19. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Г.В. Шурпач. –Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2004. – 98с.оспитатель

20. Куцакова, Л.В. Организация детского творчества летом / Л.В. Куцакова // Управление ДОУ. – №2. – 2004.

21. Евдокимова, Е.С. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей // Е.С. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева // Управление ДОУ. – №2. – 2004.

22. Светличная, Л.В. Методические рекомендации для музыкальных руководителей на летний период / Л.В. Светличная // Управление ДОУ. – №2. – 2004.

23. Чибисова, М.Ю. Детский досуг летом /М.Ю. Чибисова // Управление ДОУ. – №2. – 2004.

Организация летнего отдыха детей и подростков

2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата

  • Описание
  • Программа курса
  • Нет в мобильном приложении
    Вайндорф-Сысоева М.Е.

Обложка Твердая

Научная школа

Библиографическое описание

Тематика/подтематика

Дисциплины

Среди комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих отдых и оздоровление детей и подростков, в книге рассматриваются наиболее важные этапы в организации деятельности воспитателя (вожатого) летнего оздоровительного лагеря. Раскрываются действия педагогов в различных ситуациях, в том числе экстремальных. Несмотря на то, что учебное пособие написано в период отсутствия повального увлечения современными гаджетами, его содержание осталось актуальным и сегодня, в век компьютерных технологий. Достоинство пособия в том, что оно написано на основе собственного опыта автора, рождено практикой, приглашает к размышлению, открывает возможности для творчества и сотрудничества.

Детское самоуправление

В каждом отряде на организационных сборах в начале работы летнего оздоровительного лагеря выбираются Редактор и сотрудники по направлениям:

Редактор – руководит работой отряда, представляет свой отряд на совете книголюбов.

Спорт.редактор- ответственный за здоровый образ жизни, зарядку, участие в спортивных мероприятиях и санитарное состояние своего издательства.

Досуг.редактор -ответственный за организацию игр и подготовку творческих дел (КТД).

Художник - ответственный за оформление отрядного уголка и страниц книги.

Журналист – ответственный за фотоотчеты, статьи и рассказы для создания книги.

Сменяемость актива происходит еженедельно, что позволяет учить детей не только управлять, но и уметь подчиняться.

Система стимулирования.

В начале сезона каждому ребенку лагеря выдается специально разработанный формуляр. В котором будет в течении сезона фиксироваться личные результаты, участие в мероприятиях и посещение кружков. По итогу сезона будет награждение по номинациям, детям будут вручены грамоты, призы и медали в виде открытой книги.

Читайте также: