Курорт золотой пальмовой ветви

Обновлено: 07.07.2024

Малайзия — страна гор, джунглей, пальм, обезьян, райских птиц и экзотических фруктов, монументальных небоскребов и деревянных домиков на сваях. В промозглой зимней Москве эта страна кажется еще дальше, чем на самом деле. Российские туристы любят Малайзию за ласковое море, вечное лето и приветливых аборигенов.


Про такие места говорят «рай на Земле». Но немногие туристы задумываются, на чем этот рай держится. Ежедневно на местных пальмовых плантациях и фабриках пальмового масла трудятся миллионы людей. Экспорт пальмового масла — важная статья доходов страны. Малазийцы демонстрируют, как его добывают, и объясняют, почему СМИ рассказывают о нем разные страшилки.

Французский город-порт, где особо отличившимся раздают золотые пальмовые ветви, 4 буквы, 1 буква «К», сканворд

Слово из 4 букв, первая буква - «К», вторая буква - «А», третья буква - «Н», четвертая буква - «Н», слово на букву «К», последняя «Н». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Французский город-порт, где особо отличившимся раздают золотые пальмовые ветви, 4 буквы, 4 буква «Н», сканворд

Слово из 4 букв, первая буква - «К», вторая буква - «А», третья буква - «Н», четвертая буква - «Н», слово на букву «К», последняя «Н». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Советские и российские лауреаты

Отечественные фильмы дважды были отмечены главным призом. В 1946 году "Гран-при" получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера, а в 1958 году "Золотой пальмовой ветви" удостоилась лента "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова.

"Гран-при" фестиваля, когда он уже стал второй по престижности наградой, получали Андрей Тарковский за фильм "Солярис" (1972), Андрей Кончаловский за киноэпопею "Сибириада" (1979), Тенгиз Абуладзе за кинокартину "Покаяние" (1987) и Никита Михалков за фильм "Утомленные солнцем" (1994).

Американский режиссер Квентин Тарантино ("Золотая пальмовая ветвь"), российский режиссер Никита Михалков (Гран-при жюри), французская актриса и вице-президент фестиваля Катрин Денев, китайский актер Гэ Ю (Премия за лучшую мужскую роль), итальянский режиссер Нани Моретти (Премия за лучшую режиссуру), китайская актриса Гун Ли, представляющая актера Чжана Имоу (Гран-при жюри) на 47-ом Каннском кинофестивале, 23 мая 1994 года AP Photo/Gilbert Tourte

Американский режиссер Квентин Тарантино ("Золотая пальмовая ветвь"), российский режиссер Никита Михалков (Гран-при жюри), французская актриса и вице-президент фестиваля Катрин Денев, китайский актер Гэ Ю (Премия за лучшую мужскую роль), итальянский режиссер Нани Моретти (Премия за лучшую режиссуру), китайская актриса Гун Ли, представляющая актера Чжана Имоу (Гран-при жюри) на 47-ом Каннском кинофестивале, 23 мая 1994 года

Приз за лучшую режиссуру в разные годы получали Михаил Ромм (1946), Сергей Юткевич (1956, 1966), Юлия Солнцева (1961), Андрей Тарковский (1983), Павел Лунгин (1990). Обладателями награды за лучший сценарий являются Юрий Арабов (1999, к фильму Александра Сокурова "Молох"), а также Андрей Звягинцев и Олег Негин (2014, к фильму Звягинцева "Левиафан").

В 1990 году приз за выдающиеся художественные достижения получил фильм Глеба Панфилова "Мать". Тогда же "Золотая камера" была присуждена Виталию Каневскому за дебютную картину "Замри, умри, воскресни".

КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Золотая пальмовая ветвь — мечта каждого уважающего себя режиссера и самая серьезная конкурентка "Оскара". Те, кто попал под сень каннской пальмы, обеспечили себе место в клубе избранных. Есть и круг счастливчиков, побеждавших в Канне дважды. Их можно пересчитать по пальцам одной руки: это Фрэнсис Коппола, Эмир Кустурица, Билле Аугуст, Михаэль Ханеке, а также братья Жан-Пьер и Люк Дарденны. Зато вот Ингмар Бергман так и не ощутил вкус пальмовой победы: поэтому на склоне лет ему решили вручить в Канне специальный приз за карьеру — "Пальму пальм", но великий швед сказал, что хороша ложка к обеду, и получать награду не приехал.

Как и любой другой, каннский конкурс нередко становится заложником политики. Так было с самого начала, тем более что Каннский фестиваль возник во времена поляризованного мира — в пику "профашистскому" Венецианскому. Первый фестиваль 1946 года на французской Ривьере напоминал скорее спортивный парад. Здесь "победила дружба": Гран-при (Золотой пальмовой ветви тогда еще и в помине не было) разделили между 11 фильмами, представлявшими разные кинематографии, от США до Чехословакии, от Мексики до СССР.

На втором фестивале было присуждено целых шесть больших международных премий. На третьем награды раздавались по профессиям (лучший сюжет, лучшая работа с цветом, лучший монтаж). На четвертом в списке этих профессий появилась главная — режиссер. Потом пошла мода награждать фильмы по типам и жанрам — за лучший лирический, драматический, приключенческий, развлекательный фильм. В 1955 году впервые появилась в качестве главной награды Золотая пальмовая ветвь, которая тогда отливалась из чистого золота. С перерывом на десяток лет (с 1964-й по 1974-й) она присуждается по сей день. Изготавливает эту ювелирную награду Chopard — генеральный спонсор фестиваля.

1958 году фестивальный бомонд, жюри, прессу и публику покорили фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" и актриса Татьяна Самойлова. В каннском жюри тогда от СССР заседал Сергей Юткевич: знавший Францию и французов как свои пять пальцев, он немало содействовал пересадке на советскую почву первой (и поныне единственной) Золотой пальмовой ветви.

Давно уже остался в прошлом принцип соревнования стран — хотя по-прежнему можно услышать рассуждения о том, каких фильмов больше представлено в Канне — французских или американских и почему нет в конкурсе картины из России. Но все эти страсти становятся все более архаичными. Перед фестивальным дворцом перестали вывешивать национальные флаги, а в каталоге даже не пишут, какой фильм какую страну представляет. Достаточно имени режиссера: ведь Канн — это "фестиваль авторов".

1960 год. "Сладкая жизнь" Федерико Феллини побеждает под яростный свист в зале: этот фильм с его эротическими фантазмами осужден святошами и церковниками. Понятие dolce vita между тем начинает прочно связываться с Каннским фестивалем, как и другое, популяризированное фильмом Феллини,— "назойливые и беспардонные журналисты-paparazzi".

Среди знаменитых фильмов, награжденных в свое время Золотой пальмовой ветвью, "Виридиана" Луиса Бунюэля и "Таксист" Мартина Скорсезе, "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Копполы и "Дикое сердце" Дэвида Линча, "Прощай, моя наложница" Чэнь Кайгэ и "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера. Но были случаи, когда искусствоведческие соображения уступали место политическим: именно так, на пике борьбы польской "Солидарности", обладателем высшей каннской награды стал фильм Анджея Вайды "Человек из железа", не самый лучший в творчестве знаменитого режиссера.

История Каннского фестиваля, как и любого другого, пестрит несправедливыми решениями. Из двадцати конкурсных фильмов, скажем, 1992 года помнятся разве что "Игрок" Роберта Олтмана да "Ховардс Энд" Джеймса Айвори, но победил тогда не тот и не другой, а "Благие намерения" Билле Аугуста, которому ни за что ни про что, по стечению обстоятельств выписали вторую (!) Золотую пальмовую ветвь. Джим Джармуш ничего не получил в Канне за культового "Мертвеца", Ларс фон Триер — за "Догвиль". Такие выдающиеся произведения авторского кино, как "Смерть в Венеции" Лукино Висконти, "Деньги" Робера Брессона, "Ностальгия" и "Жертвоприношение" Андрея Тарковского, тоже не смогли стать обладателями каннского золота. Вместо него им присуждали обычно специальный приз, иногда со ссылкой на очередной юбилей фестиваля или с формулировкой "за вклад в киноискусство" — столь же почетной, сколь и утешительной. Мэтры отлично почувствовали этот нюанс. Иные даже устраивали демарши, грозя покинуть фестиваль, если их не осенят полноценной пальмовой ветвью. Так было в 1983 году, когда соперничали "Ностальгия" и "Деньги". Тарковский считал Брессона своим учителем, но оба режиссера вели себя как мальчишки: заявили, что не выйдут на сцену получать приз, если он не главный. Он действительно оказался не главным и к тому же был разделен пополам. между Брессоном и Тарковским.

А через три года в Канне "прокатили" уже смертельно больного русского режиссера с его последним фильмом "Жертвоприношение". Тарковский так и не дождался осуществления своей голубой мечты о Золотой пальмовой ветви. Она в тот раз досталась американцу Роланду Жоффе за хороший, но не великий фильм "Миссия".

В 1990-е годы на набережной Круазетт вспыхивают новые войны и продолжаются старые. Загорается звезда братьев Джоэла и Итана Коэнов, которые получают в 1991-м "Золотую пальму" за комедийный триллер "Бартон Финк". Для этого президенту жюри Роману Полански пришлось потеснить с призового пьедестала амбициозного датчанина Ларса фон Триера. Представленный Триером "европейский триллер" с многозначительным названием "Европа" должен был сыграть роль тяжелой артиллерии старого континента. Ларс фон Триллер, как окрестили его шутники-журналисты, вынужден был довольствоваться двумя второстепенными призами. На сцене он едва сдерживал бешенство, а потом в баре проклинал жюри, которое предпочло фильм несравненно худший. Услышав это, братья Коэн сказали почти синхронно: "Возможно, он прав, ну и что из этого? Мы победили, он нет, какая разница?"

В 1994-м жюри возглавлял Клинт Иствуд, ему ассистировала в качестве вице-президента Катрин Денев. В лидеры вышли "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова, но ему опять не повезло: главную награду отхватил новый кумир — Квентин Тарантино за "Криминальное чтиво". Михалков так и не сумел сорвать Пальмовую ветвь: последняя его попытка штурмовать Канн фильмом "Предстояние" (сиквелом "Утомленных солнцем") оказалась совсем провальной.

Год 1995-й: в Канне разгорается "балканская война". Золотая пальмовая ветвь, уже вторая в карьере Эмира Кустурицы, достается ему за фильм "Подполье". Вторым призом награжден "Взгляд Улисса" грека Тео Ангелопулоса. На сцене Ангелопулос в шутку (в которой была только доля шутки) ударил Кустурицу свернутой призовой грамотой по голове.

Сеанс шоковой терапии произошел в Канне в 1999 году. Как будто стимулируемые финалом тысячелетия, представили на конкурс свои новые работы самые культовые режиссеры мира — Педро Альмодовар, Джим Джармуш, Дэвид Линч, Такэси Китано. Но ни один из этих фильмов, за исключением "Все о моей матери" Педро Альмодовара, не был награжден ни одним из призов. А Золотую пальмовую ветвь отдали малоизвестным тогда бельгийским братьям Дарденн за "Розетту" — социально-психологическую драму, снятую ручной камерой. Так решил председатель жюри Дэвид Кроненберг. Это решение сформулировало приоритеты Каннского фестиваля: антибуржуазность, социальный гуманизм и новые формы повествования.

Статус президента жюри, который почти не имеет значения даже на таких фестивалях, как Венецианский или Берлинский, в Канне чрезвычайно значим. Так, именно президентской позиции Вима Вендерса, Бернардо Бертолуччи и Романа Полански американский кинематограф обязан тем, что три года подряд на рубеже 1980-1990-х побеждал в Канне (хотя мотивы решений жюри каждый раз были разными).

В первые годы существования фестиваля каннское жюри всегда возглавляли французы, причем не кинорежиссеры, а ученые, драматурги, писатели. Жан Кокто делал это трижды — в 1953, 1954 и 1957 годах. Вступив впервые на этот пост, он проявил невероятное зверство, настаивая, чтобы все члены жюри посмотрели каждый фильм дважды.

Каждый Каннский фестиваль начинается с того, что жюри обещает полную и стопроцентную объективность своих решений, на которые не может повлиять решительно ничто, кроме качества представленных на конкурс фильмов. Тем не менее вся история Канна буквально кишит сюжетами о невероятных интригах, которые разворачиваются вокруг и внутри жюри: их средоточием становится присуждение Золотой пальмовой ветви. Есть даже спецы-аналитики, умеющие при беглом взгляде на состав жюри довольно быстро просчитать, кто с кем из конкурсантов в каких состоит отношениях. И, как правило, выясняется, что в жюри обязательно заседает чья-то теща, бывший любовник или будущий деловой партнер. Бороться с этим практически бесполезно, ибо в кинематографе все со всеми переплетены многочисленными нитями, только часть из которых видима. И Золотая пальмовая ветвь присуждается не богами, а живыми людьми, которые сидят в жюри, подвержены влияниям и вообще могут ошибаться.

Однако без каннского золота не было бы ни Ларса фон Триера, ни Михаэля Ханеке, ни многих, многих других легендарных кинематографистов. Человек, конечно, был бы, а миф — нет.

Руководство, жюри

Пост президента фестиваля с 1 июля 2014 года занимает бывший генеральный директор французского телеканала Canal+ Пьер Лескюр, а исполнительным директором с 2007 года является руководитель лионского Института Люмьер Тьерри Фремо (ранее занимал должность художественного директора фестиваля).

Президент Каннского фестиваля Пьер Лескюр и исполнительный директор Тьерри Фремо Pascal Le Segretain/Getty Images

Президент Каннского фестиваля Пьер Лескюр и исполнительный директор Тьерри Фремо

Состав жюри формируется решением руководства фестиваля. В разные годы жюри возглавляли режиссеры Бернардо Бертолуччи (Италия), Мартин Скорсезе (США), Люк Бессон (Франция) и др.

Награды

В 1946-1954 годах и в 1964-1974 годах главный приз фестиваля назывался "Гран-при" (сейчас это вторая по престижности награда киносмотра). В 1955-1963 годах и с 1975 года по настоящее время основной приз фестиваля - "Золотая пальмовая ветвь". Свой современный вид награда приобрела в 1997 году. Дизайн "Золотой пальмовой ветви" разработала французская художница-ювелир Люсьен Лазон.

Она выполнена из 24-каратного золота и установлена на граненую хрустальную подставку, которая помещается в футляр из синего сафьяна. В 2017 году, к 70-летию фестиваля, в дизайн было внесено дополнение - края золотых листьев были инкрустированы бриллиантами, напоминающими капли росы.


Помимо "Золотой пальмовой ветви" и "Гран-при", жюри основной конкурсной программы вручает награды за лучшее исполнение мужской и женской ролей, сценарий, режиссуру, операторскую работу, а также приз жюри. Отдельные жюри присуждают награды во внеконкурсных программах "Особый взгляд" (оригинальные и необычные кинокартины) и "Синефондасьон" (короткометражные фильмы молодых режиссеров). Также вручаются "Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм" и "Золотая камера" (за лучший дебют).

Двукратными обладателями главной награды Каннского фестиваля являются восемь режиссеров: Альф Шеберг (Швеция; 1946, 1951), Фрэнсис Форд Коппола (США; 1974, 1979), Билле Аугуст (Дания; 1988, 1992), Эмир Кустурица (Сербия; 1985, 1995), Сехэй Имамура (Япония; 1983, 1997), братья Жан-Пьер и Люк Дарденны (Бельгия; 1999, 2005), Михаэль Ханеке (Австрия; 2009, 2012).

В разное время лучшими актерами на фестивале признавались Марлон Брандо, Марчелло Мастроянни, Джек Николсон, Жерар Депардье, Хавьер Бардем и др. Приза за лучшую женскую роль были удостоены Джульетта Мазина, Софи Лорен, Изабель Аджани, Хелен Миррен, Мерил Стрип и др.

60 лет под пальмой

Учреждение Каннского фестиваля

Фестиваль учрежден в конце 1930-х годов по инициативе французского министра по делам образования и искусства Жана Зея. Он был задуман как альтернатива Венецианскому кинофестивалю (Италия) после того, как в 1938 году главные призы в Венеции получили немецкий и итальянский фильмы: "Олимпия" Лени Рифеншталь и "Пилот Лучано Серра" Гоффредо Алессандрини (в съемках последнего участвовал сын итальянского диктатора Бенито Муссолини, Витторио). Считалось, что победители были выбраны под давлением фашистской Германии (Италия была крупнейшим союзником Германии в Европе). Французы рассчитывали, что их собственный фестиваль станет политически независимым. Он должен был пройти в Канне в 1939 году, однако начало Второй мировой войны помешало реализации этих планов.

Главный символ Каннского кинофестиваля. История создания "Золотой пальмовой ветви"


КАНН, 16 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Главную награду международного Каннского кинофестиваля - "Золотую пальмовую ветвь" - во Францию привозят из соседней Швейцарии. Стоимость ювелирного изделия оценивается в €20 тыс.

На эту тему Каннский фестиваль. История, награды и лауреаты

Каннский фестиваль. История, награды и лауреаты

Этот приз когда-то предложил создать бывший генеральный директор фестиваля Робер Фавр Ле Бре. За выполнение заказа боролись самые лучшие ювелиры Франции, предложившие свои версии изображения пальм Лазурного берега. Победителем тендера стала Люсьен Лазон, сделавшая лучший эскиз "Золотой пальмовой ветви".

В 1964 году из-за нехватки средств фестиваль отказался от присуждения этой награды. Устроители мероприятия решили ограничиться вручением Гран-при. Так продолжалось более десяти лет.

В 1975 году организационный комитет форума решил придать награде более современный облик. Автором обновленной версии стал ювелир Тьерри де Буркене.

В 1997 году изготовление награды доверили швейцарскому ювелирному дому Chopard (Шопар). Трофей создают вручную в ювелирных мастерских в Женеве. Всегда в трех экземплярах - на случай утраты приза или награждения двух победителей. Дополнительный экземпляр необходим также, когда устроители фестиваля решают, наряду с главной премией лучшему фильму, отметить почетной "Золотой пальмовой ветвью" вклад в искусство.

Каннский фестиваль 2019 года

72-й Каннский фестиваль будет проходить с 14 по 25 мая. В этом году жюри впервые возглавит представитель Латинской Америки - мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, автор "Бердмена" и "Выжившего". Основной конкурс включает 21 картину.

Президент жюри 72-го Каннского фестиваля, мексиканский кинорежиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту REUTERS/Eric Gaillard

Президент жюри 72-го Каннского фестиваля, мексиканский кинорежиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

В различных программах киносмотра будут показаны три ленты, снятые российскими режиссерами. В программе "Особый взгляд" будут представлены сразу две российские работы - "Дылда" Кантемира Балагова и "Однажды в Трубчевске" Ларисы Садиловой. В конкурс "Синефондасьон" включен короткометражный фильм "Сложноподчиненное" российской студентки Олеси Яковлевой. Кроме того, в рамках секции "Двухнедельника режиссеров" будет представлена лента Кирилла Михановского "Дай мне свободу".

Фестиваль откроет фэнтези-комедия американского режиссера Джима Джармуша "Мертвые не умирают", представленная в основной конкурсной программе. На закрытии киносмотра состоится показ социальной комедии "Особенные" французских режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано, известных по картине "1+1".

Известно, что почетная "Золотая пальмовая ветвь" кинофестиваля за вклад в кинематограф будет вручена французскому актеру и режиссеру Алену Делону.

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая — готовит еду, третья — играет в шахматы, четвертая — разгадывает судоку, пятая — занимается стиркой, шестая — ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра?

Случайный анекдот:

. находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, милиционер неожиданно открыл огонь, а затем изобрел колесо.

История Каннского фестиваля

Первый фестиваль был организован 20 сентября 1946 года. В 1948 и 1950 годах киносмотр не проводился из-за финансовых проблем, однако уже в начале 1950-х годов приобрел широкую популярность. Специально для этого мероприятия в 1949 году в Канне на набережной Круазет был построен Дворец фестивалей и конгрессов (новое здание открылось в 1983 году). С 1951 года киносмотр стали проводить весной, чтобы он не совпадал по времени с Венецианским кинофестивалем, который проходит в августе - сентябре. После того как в 1959 году в рамках каннского киносмотра открылся международный кинорынок, фестиваль превратился в одно из крупнейших событий года в киноискусстве и в европейском кинобизнесе.

Французские писатель Жан Кокто и актер Жан Маре целуют актрису Мишель Морган после награждения на Каннском кинофестивале во Франции 8 апреля 1951 года AP Photo

Французские писатель Жан Кокто и актер Жан Маре целуют актрису Мишель Морган после награждения на Каннском кинофестивале во Франции 8 апреля 1951 года

В 1960-е годы в качестве дополнения к основной конкурсной программе были введены две независимые секции: "Международная неделя кинокритики" (с 1962 года) и "Двухнедельник режиссеров" (с 1969 года). В мае 1968 года, на фоне массовых студенческих протестов во Франции, ряд членов жюри и известных режиссеров, среди которых были Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, призвали отменить фестиваль. Из-за разногласий между участниками по вопросу поддержки забастовок президент фестиваля Робер Фавр ле Брэ принял решение об отмене показов. Фестиваль закрылся раньше времени, призы не присуждались.

В 1972 году изменился принцип отбора конкурсных лент: ранее их выбирали сами страны-участники, а с этого момента - руководство фестиваля. В настоящее время в конкурсе участвуют полнометражные и короткометражные художественные фильмы, снятые в течение 12 месяцев до начала фестиваля, не демонстрировавшиеся за пределами страны производства и не участвовавшие в других киносмотрах.

В 2002 году киносмотр сменил название с "Международный Каннский кинофестиваль" на "Каннский фестиваль".

В рамках мероприятия проходят различные семинары. С 2003 года работает "Международная деревня", состоящая из павильонов стран-участниц, цель которой - продвижение национального кинематографа на мировой рынок (павильон РФ был впервые открыт в 2008 году). С 2004 года в рамках кинофестиваля проходит программа "Каннская классика" (ретроспективы фильмов разных стран, отреставрированных копий кинолент, документальных фильмов о кино).

Каннский фестиваль. История, награды и лауреаты

Официальный постер 72-го Каннского фестиваля REUTERS/Stephane Mahe

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 мая 2019 года открывается 72-й Каннский фестиваль - один из самых престижных и влиятельных международных киносмотров. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о его истории, наградах и лауреатах.

Главный приз Каннского кинофестиваля отмечает юбилей

Вначале победители Канна получали за свои триумфы награды значимые, но не драгоценные: например, полотна модных на тот момент художников или даже севрские сервизы. Но в 1954 году исполнительный директор фестиваля Робер Фавр ле Бре объявил конкурс среди «ювелиров Вандомской площади», и в нем с большим отрывом победил проект Люсьенна Лазона. В 1955 году приз был представлен публике и вручен победителю — Делберту Манну за фильм «Марти»

Но к 1964 году акцентированная послевоенная буржуазность, показная роскошь в духе итальянской dolce vita перестали пользоваться популярностью во Франции и даже осуждались: и вместо Золотой пальмовой ветви победитель стал получать обыкновенный сертификат. А события мая 1968 года в Париже привели к тому, что церемонию награждения победителей вообще отменили. Про существование награды забыли до 1975 года, когда очередной исполнительный директор фестиваля Морис Бесси решился снова вручить победителю хрустальный шар с золотой веткой — в парадном футляре из красной кожи и белой замши

Но к 1964 году акцентированная послевоенная буржуазность, показная роскошь в духе итальянской dolce vita перестали пользоваться популярностью во Франции и даже осуждались: и вместо Золотой пальмовой ветви победитель стал получать обыкновенный сертификат. А события мая 1968 года в Париже привели к тому, что церемонию награждения победителей вообще отменили. Про существование награды забыли до 1975 года, когда очередной исполнительный директор фестиваля Морис Бесси решился снова вручить победителю хрустальный шар с золотой веткой — в парадном футляре из красной кожи и белой замши

В дальнейшем приз окончательно стал неотъемлемой частью кинофестиваля. Его очертания менялись: в 1981 году шаровидная форма хрустальной подставки превратилась в каменную пирамиду, а в 1992 году дизайнер Тьерри де Буркени предпочел камню прозрачный кристалл ручной огранки

В дальнейшем приз окончательно стал неотъемлемой частью кинофестиваля. Его очертания менялись: в 1981 году шаровидная форма хрустальной подставки превратилась в каменную пирамиду, а в 1992 году дизайнер Тьерри де Буркени предпочел камню прозрачный кристалл ручной огранки

Весной 1997 года на набережной Круазетт открылся ювелирно-часовой магазин Chopard, и сопрезидент дома Каролина Шойфеле решила отметить это событие вечеринкой во время Каннского кинофорума. Ее знакомство с Пьером Вьо, который тогда был президентом кинофорума, привело к совместному решению: мастера Chopard обновят несколько устаревший дизайн главного приза фестиваля

Весной 1997 года на набережной Круазетт открылся ювелирно-часовой магазин Chopard, и сопрезидент дома Каролина Шойфеле решила отметить это событие вечеринкой во время Каннского кинофорума. Ее знакомство с Пьером Вьо, который тогда был президентом кинофорума, привело к совместному решению: мастера Chopard обновят несколько устаревший дизайн главного приза фестиваля

Новая деталь в основании стебля появилась не случайно — сердце является одним из символов Chopard. «Пальмовая ветвь обрела стремительность и обтекаемость, а сердце является очень изысканным дополнением», — считает директор направления Haute Joaillerie компании Марк Кут


Саму пальмовую ветвь создают семь мастеров в течение 40 часов

Саму пальмовую ветвь создают семь мастеров в течение 40 часов

Ювелиры изготавливают модель из воска, затем форму из гипса, которую заполняют золотом

Ювелиры изготавливают модель из воска, затем форму из гипса, которую заполняют золотом

Отлитую ветвь полируют и крепят к хрустальной основе, оставшейся в версии Chopard, но превратившейся в резной прямоугольный пьедестал из горного хрусталя изумрудной огранки

Отлитую ветвь полируют и крепят к хрустальной основе, оставшейся в версии Chopard, но превратившейся в резной прямоугольный пьедестал из горного хрусталя изумрудной огранки

Марк Кут: «Горный хрусталь стал более чем удачным фоном для ветви, вместе они составляют единое целое, где одна часть следует за другой. Сложный, прозрачный, иногда мутный материал, из которого изготовлен кристалл, обладает неповторимой аурой»

Чтобы получить кристалл нужного для награды качества и размера, Марк Кут и его команда ювелиров начинают работать с камнем весом от трех килограммов: его распиливают, вырезают, гранят, придают форму и полируют в несколько этапов

Чтобы получить кристалл нужного для награды качества и размера, Марк Кут и его команда ювелиров начинают работать с камнем весом от трех килограммов: его распиливают, вырезают, гранят, придают форму и полируют в несколько этапов

Исполнительный директор фестиваля Тьерри Фремо: «Каждое присуждение этой награды уникально и исключительно. Когда «Золотая пальмовая ветвь» вручается таким великим мастерам, как Малик, Ханеке или Полански, это восхитительно, потому что благодаря премии Каннского фестиваля они оставляют след в истории. Надеюсь, что эта награда навсегда останется настоящим Граалем, который мечтает получить каждый режиссер»

Золотая пальмовая ветвь хранится в футляре из марокканской кожи синего цвета. В 2001 году Ларс фон Триер, получивший Золотую пальмовую ветвь за «Танцующую в темноте», размахивал наградой так высоко, что уронил ее. После этого случая футляр для хранения был оснащен предохранителем

Фото: Reuters / Yves Herman

Юбилейная Золотая пальмовая ветвь создана из золота Fairmined — это золото, добытое с учетом соблюдения экологических и этических норм небольшими артелями старателей из Латинской Америки

Юбилейная Золотая пальмовая ветвь создана из золота Fairmined — это золото, добытое с учетом соблюдения экологических и этических норм небольшими артелями старателей из Латинской Америки

Но к 1964 году акцентированная послевоенная буржуазность, показная роскошь в духе итальянской dolce vita перестали пользоваться популярностью во Франции и даже осуждались: и вместо Золотой пальмовой ветви победитель стал получать обыкновенный сертификат. А события мая 1968 года в Париже привели к тому, что церемонию награждения победителей вообще отменили. Про существование награды забыли до 1975 года, когда очередной исполнительный директор фестиваля Морис Бесси решился снова вручить победителю хрустальный шар с золотой веткой — в парадном футляре из красной кожи и белой замши

В дальнейшем приз окончательно стал неотъемлемой частью кинофестиваля. Его очертания менялись: в 1981 году шаровидная форма хрустальной подставки превратилась в каменную пирамиду, а в 1992 году дизайнер Тьерри де Буркени предпочел камню прозрачный кристалл ручной огранки

Весной 1997 года на набережной Круазетт открылся ювелирно-часовой магазин Chopard, и сопрезидент дома Каролина Шойфеле решила отметить это событие вечеринкой во время Каннского кинофорума. Ее знакомство с Пьером Вьо, который тогда был президентом кинофорума, привело к совместному решению: мастера Chopard обновят несколько устаревший дизайн главного приза фестиваля


Саму пальмовую ветвь создают семь мастеров в течение 40 часов

Ювелиры изготавливают модель из воска, затем форму из гипса, которую заполняют золотом

Отлитую ветвь полируют и крепят к хрустальной основе, оставшейся в версии Chopard, но превратившейся в резной прямоугольный пьедестал из горного хрусталя изумрудной огранки

Чтобы получить кристалл нужного для награды качества и размера, Марк Кут и его команда ювелиров начинают работать с камнем весом от трех килограммов: его распиливают, вырезают, гранят, придают форму и полируют в несколько этапов

Юбилейная Золотая пальмовая ветвь создана из золота Fairmined — это золото, добытое с учетом соблюдения экологических и этических норм небольшими артелями старателей из Латинской Америки

Вначале победители Канна получали за свои триумфы награды значимые, но не драгоценные: например, полотна модных на тот момент художников или даже севрские сервизы. Но в 1954 году исполнительный директор фестиваля Робер Фавр ле Бре объявил конкурс среди «ювелиров Вандомской площади», и в нем с большим отрывом победил проект Люсьенна Лазона. В 1955 году приз был представлен публике и вручен победителю — Делберту Манну за фильм «Марти»

Но к 1964 году акцентированная послевоенная буржуазность, показная роскошь в духе итальянской dolce vita перестали пользоваться популярностью во Франции и даже осуждались: и вместо Золотой пальмовой ветви победитель стал получать обыкновенный сертификат. А события мая 1968 года в Париже привели к тому, что церемонию награждения победителей вообще отменили. Про существование награды забыли до 1975 года, когда очередной исполнительный директор фестиваля Морис Бесси решился снова вручить победителю хрустальный шар с золотой веткой — в парадном футляре из красной кожи и белой замши

В дальнейшем приз окончательно стал неотъемлемой частью кинофестиваля. Его очертания менялись: в 1981 году шаровидная форма хрустальной подставки превратилась в каменную пирамиду, а в 1992 году дизайнер Тьерри де Буркени предпочел камню прозрачный кристалл ручной огранки

Весной 1997 года на набережной Круазетт открылся ювелирно-часовой магазин Chopard, и сопрезидент дома Каролина Шойфеле решила отметить это событие вечеринкой во время Каннского кинофорума. Ее знакомство с Пьером Вьо, который тогда был президентом кинофорума, привело к совместному решению: мастера Chopard обновят несколько устаревший дизайн главного приза фестиваля

Новая деталь в основании стебля появилась не случайно — сердце является одним из символов Chopard. «Пальмовая ветвь обрела стремительность и обтекаемость, а сердце является очень изысканным дополнением», — считает директор направления Haute Joaillerie компании Марк Кут

Саму пальмовую ветвь создают семь мастеров в течение 40 часов

Ювелиры изготавливают модель из воска, затем форму из гипса, которую заполняют золотом

Отлитую ветвь полируют и крепят к хрустальной основе, оставшейся в версии Chopard, но превратившейся в резной прямоугольный пьедестал из горного хрусталя изумрудной огранки

Марк Кут: «Горный хрусталь стал более чем удачным фоном для ветви, вместе они составляют единое целое, где одна часть следует за другой. Сложный, прозрачный, иногда мутный материал, из которого изготовлен кристалл, обладает неповторимой аурой»

Чтобы получить кристалл нужного для награды качества и размера, Марк Кут и его команда ювелиров начинают работать с камнем весом от трех килограммов: его распиливают, вырезают, гранят, придают форму и полируют в несколько этапов

Исполнительный директор фестиваля Тьерри Фремо: «Каждое присуждение этой награды уникально и исключительно. Когда «Золотая пальмовая ветвь» вручается таким великим мастерам, как Малик, Ханеке или Полански, это восхитительно, потому что благодаря премии Каннского фестиваля они оставляют след в истории. Надеюсь, что эта награда навсегда останется настоящим Граалем, который мечтает получить каждый режиссер»

Золотая пальмовая ветвь хранится в футляре из марокканской кожи синего цвета. В 2001 году Ларс фон Триер, получивший Золотую пальмовую ветвь за «Танцующую в темноте», размахивал наградой так высоко, что уронил ее. После этого случая футляр для хранения был оснащен предохранителем

Фото: Reuters / Yves Herman

Юбилейная Золотая пальмовая ветвь создана из золота Fairmined — это золото, добытое с учетом соблюдения экологических и этических норм небольшими артелями старателей из Латинской Америки

Отгадайте загадку:

Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое. Показать ответ>>

Быстрый маленький зверёк По деревьям скок-поскок. Показать ответ>>

Быстрый прыжок, Теплый пушок, Красный глазок. Показать ответ>>

Итоги Каннского фестиваля: триумф России и революция Спайка Ли

ХОДОВА Тамара

В субботу Каннский международный кинофестиваль объявил своих победителей. "Золотую пальмовую ветвь" получил хоррор "Титан" молодой французской женщины-режиссера Джулии Дюкорно. Она стала второй женщиной за всю историю фестиваля, получившей главную награду. До нее "Пальму" вручили женщине только один раз — Джейн Кэмпион за картину "Пианино" в 1993 году, и если учесть, что тогда она разделила награду с китайским режиссером Ченом Кайгэ, то Дюкорно стала первой женщиной-режиссером в истории, единолично получившей награду Каннского фестиваля.

Кадр из фильма "Титан" Carole Bethuel

Кадр из фильма "Титан"

Режиссер, продюсер, актер, преподаватель, живой памятник новейшего американского кино и сам оказался в Канне первым — первым чернокожим председателем жюри основного конкурса смотра. Правда, осуществить свои обязанности ему удалось не сразу — в 2020 году фестиваль отменили из-за пандемии. К счастью, через год Ли вернулся на смотр, прошелся ко красной дорожке в ярко-розовом костюме и на первой же пресс-конференции продемонстрировал, что не намерен чисто из вежливости соглашаться с политикой фестиваля. Американец заявил, что считает недопуск в программу фильмов, снятых стримингами, — глупостью. Это произошло как раз тогда, когда художественный директор Канна Тьерри Фремо отметил в интервью, что картины Netflix способствуют деградации кинематографа.

Весь фестиваль пресса гадала, каким окажется Ли в качестве председателя — более консервативным или, наоборот, радикальным. В итоге режиссер остался верен себе и произвел небольшую революцию

При этом он войдет в историю не только благодаря решению отдать "Пальму" Дюкорно, но и конфузом, который случился в самом начале церемонии вручения наград. Ли запутался с очередностью призов и случайно объявил обладателя "Золотой пальмовой ветви" в самом начале. Режиссер так разнервничался, что путался каждый раз, когда ведущая обращалась к нему. На пресс-конференции Ли явно переживал за свою ошибку и сказал, что ему нет оправдания и прощения. Однако радость от наград фестиваля довольно быстро затмила его оплошность, потому что итоги, даже если и заспойлеренные, все равно удивительные.

На эту тему "Титан" и "Сядь за руль моей машины": про самый безумный и самый успешный фильмы Канна

"Титан" и "Сядь за руль моей машины":

Решение жюри важно не только потому, что главную награду присудили женщине-режиссеру, но и из-за самого характера "Титана" — откровенного и бескомпромиссного боди-хоррора (поджанр фильмов ужасов, который показывает различные деформации человеческого тела). Картина рассказывает о девушке Алексии с титановой пластиной в голове, которая из-за нелюбви родного отца превращается в социопата, сеет на своем пути смерть и хаос и беременеет маленьким титаном после совокупления с автомобилем. Звучит как полная дичь, а если учесть броский и нелицеприятный визуальный ряд, выглядит фильм не менее дико. Канну, конечно, не в первой отбирать подобные картины в программу — фестиваль любит добавить в конкурс парочку джокеров, которые могли бы растрясти общественность и наделать шуму.

Кадр из фильма "Титан" Carole Bethuel

Кадр из фильма "Титан"

"Титан" Дюкорно похож на многие из них — прежде всего, на "Автокатастрофу" Дэвида Кроненберга, которая в свое время наделала шуму в том же Канне, или "Неонового демона" Николаса Виндинга Рефна. Однако далеко не всем каннским провокаторам удалось достичь такого успеха. Так же, как ругали Клинта Иствуда в 1994 году, когда он присудил "Пальму" Квентину Тарантино за бесстыдное "Криминальное чтиво", будут критиковать и Спайка Ли с коллегами за то, что вручили главный приз фестиваля фильму низкого жанра.

При этом провокационность Дюкорно не такая уж и провокационная — своим "Титаном" она нормализует действительность, которую до этого большинство не принимало: небинарность главной героини, физические деформации, нелогичность и явную необычность сюжета. "Титан" — странный и во многом неприятный фильм, его сложно назвать всеобщим любимцем, и при этом он говорит о понятных всем ценностях — любви и принятии себя. Жюри своим решением ставит на смелом заявлении француженки знак одобрения одного из самых влиятельных фестивалей мира

Канн в этом году оказался удачным и для российской делегации. Фильм Кирилла Серебренникова "Петровы в гриппе" не был отмечен жюри, зато оператор картины Владислав Опельянц был удостоен престижной награды Высшей технической комиссии. Операторская работа в картине действительно выдающаяся. Гран-при жюри, своеобразное второе место, получил фильм финского режиссера Юхо Куосманена "Купе номер шесть", который был снят при поддержке Минкультуры.

Кадр из фильма "Купе номер шесть" Sami Kuokkanen Aamu Film Company

Кадр из фильма "Купе номер шесть" На эту тему Русские в Канне: "Разжимая кулаки" и "Купе номер шесть"

Русские в Канне:

Это невероятный успех не только для режиссера, который уже был лауреатом Канна, выиграв в программе "Особый взгляд" с "Самым счастливым днем в жизни Олли Мяки", но и для российских продюсеров Сергея Сельянова и Натальи Дрозд, и для исполнителя одной из главных ролей Юры Борисова, которого режиссер упомянул в своей благодарственной речи. Кстати, судьбу Куосманена повторила и российская женщина-режиссер, ученица Сокурова Кира Коваленко — ее тихая драма "Разжимая кулаки" о любви и свободе в Северной Осетии взяла главный приз "Особого взгляда". Александр Роднянский, спродюсировавший картину, продолжает с успехом представлять международной публике новых российских режиссеров. Несколько лет назад так же триумфально началась карьера другого протеже Роднянского и тоже ученика Сокурова, который учился с Коваленко на одном курсе, Кантемира Балагова.

На пресс-конференции члены жюри признались, что согласия при принятии решений у них не было совсем, поэтому несколько наград были разделены между двумя фильмами. Так, приз с Куосманеном разделил иранский режиссер, частый гость в Канне и двухкратный лауреат "Оскара" Асгар Фархади с типичным для себя фильмом — моральным триллером "Герой", в котором заключенный совершает хороший поступок, но общество начинает сомневаться в честности его намерений. Камерное роуд-муви Куосманена и тяжеловесная драма Фархади на втором месте явно свидетельствуют о разброде в каннском жюри. Еще один совместный приз получили израильтянин Надав Лапид за противоречивое "Колено Ахед" и таец Апичатпонг Вирасетакул за "Память", похожую, как это уже давно заведено у режиссера, не на фильм, а на видеоинсталляцию, исследующую историю и природу человеческих воспоминаний. Без внимания жюри не остался и необычный мюзикл "Аннетт" Леоса Каракса, который открывал фестиваль. Французу вручили приз за режиссуру — это его первая крупная награда за более чем 30-летнюю карьеру.

А вот безусловному фавориту критиков японцу Русюкэ Хамагути и его "Сядь за руль моей машины" присудили приз поменьше — за лучший сценарий. Это лишний раз подтверждает тот факт, что в большинстве случаев мнение жюри и профессиональной публики не совпадают. Награду за лучшую женскую роль, как я и предсказывала, получила норвежка Ренате Реинсве за фильм о любовных страданиях хипстеров "Худший человек на свете" Йоакима Триера, а за мужскую — Калеб Лэндри Джонс. В мрачной драме Джастина Курзеля "Нитрам" он сыграл Мартина Брайанта, ответственного за самую крупную резню в истории Австралии. Кажется, что эта роль была создана для Лэндри Джонса — он очень органично вписался в образ, поэтому решение жюри, в общем-то, никого не удивило.

В целом пандемийная версия Каннского фестиваля получилась неровной, неоднозначной и, конечно, очень волнительной для всех. При этом смотр настолько воодушевился своим успехом (многие сомневались, что Канну удастся пройти без происшествий), что уже объявил о датах следующего фестиваля — в 2022 году он по традиции пройдет в мае.

Советские и российские фильмы-лауреаты Каннского фестиваля

Кадр из фильма Летят журавли

1951

1954

1955

1956

1957

1960

1961

1963

1966

1969

Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) был присужден фильму "Андрей Рублев" Андрея Тарковского.

1972

"Гран-при" получил фильм "Солярис" Андрея Тарковского.

1974

1975

1979

"Гран-при" достался фильму Андрея Кончаловского "Сибириада".

1981

1983

Среди короткометражек победил фильм "Чума" Дмитрия Такайшвили.

1986

1990

1992

Приз жюри получил фильм Виталия Каневского "Самостоятельная жизнь".

1994

1999

2001

В молодежной программе "Кинофонд" победил фильм "Портрет" Сергея Лучишина.

2003

2007

2008

2011

2012

2012

Первый приз конкурса дебютов Cinefondation присужден короткометражной картине москвички Таисии Игуменцевой "Дорога на".

2014

Отгадайте загадку:

Вырос лес, белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. Показать ответ>>

Вытираю я, стараюсь, После бани паренька, Всё намокло, всё измялось — Нет сухого уголка. Показать ответ>>

Бюджет

Бюджет фестиваля составляет около €20 млн. Эти средства поступают из государственных фондов через министерство культуры Франции, из бюджета города Канн, а также от крупных компаний - официальных партнеров киносмотра.

Читайте также: