Курорт усть кут история

Обновлено: 05.07.2024

В предыдущих частях мы посмотрели строительство второго Ленского моста, речной порт Осетрово - ворота "северного завоза" и пассажирскую станцию Лена. Теперь, для логического завершения картины, хорошо бы глянуть и на сам город Усть-Куть, где всё это расположено.

А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.


Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.


2. Самая визуально значимая доминанта, если смотреть от станции Лена - это гостиница "Лена". От неё и начнём прогулку. Здесь ось города носит название ул. Кирова.


3. Сразу же обращает на себя внимание, что все пешеходные переходы тут сделаны продвинуто, с возвышением (горбами): транспорт перед ними безальтернативно тормозит - при том, что любителей дать по газам тут достаточно. Московские урбанисты кацо-варламовы, наверное, описались бы от неожиданности и умиления :)


4. Между ж/д вокзалом и речвокзалом работает настоящий фонтан, ампирной стилистики 1950-х.


5. Речной вокзал Осетрово тут совсем недалеко от станции, метров наверное 300-400. Сейчас он по прямому назначению не используется - тут сейчас и отель, и сауна, и отделение банка, и магазины внутри. Но хотя бы само здание в неплохом состоянии, уже хорошо.


6. Якоря, обрамляющие вход, тоже выжили и сохранились.


7. А если встать на ступеньки речвокзала, то вдали строго по оси сквера виден сталинский вокзал Лена.


8. Внутри кое-что сохранилось из старого декора и даже подреставрировано.


9. Традиционное сердечко для фотографирования.


10. Остатки советской античности в виде парадных спусков к реке хотя и обветшали, но ещё проглядываются. А на площади перед речвокзалом тусуется местная молодежь.


11. Есть и два дугообразных спуска без ступенек.


12. Парадная лестница идёт дальше вниз.


13. Вокзал Осетрово свеж фасадом и со стороны Лены, что смотрится приятно.


14. Рядом стоит памятник Матери-Родины (1975).


15. И, собственно, вид на реку Лену с парадного спуска.


16. Можно по спуску уйти влево, к дебаркадеру, он недалеко.


17. Советская античность ещё жива :)


18. А вот и дебаркадер, на моих глазах его разворачивали для каких-то целей. Автодорожный мост ниже по течению, он примерно в 5 км отсюда.


19. Есть и расписание. Суда в регуляре ходят до Киренска (5 часов вниз) и далее до Визирного (ещё 6 с половиной часов).


20. Рядом по тихой улице - застройка рубежа 1970-1980-х, пика строительства города.


21. Рамка неясного назначения.


22. Давайте сходим в жилую зону.


23. Во дворе привокзальных девятиэтажек.


24. Строится тут и торговый туркострой, всё как надо: гладенько, зеркально, гламурно.


25. Сталинки по осевой улице Кирова тоже приведены в порядок и сияют свежими фасадами. В 2001 г., когда я тут был, они были сильно обшарпаны.


26. Вот это понравилось: на наиболее оживленном участке улицы вместо рекламы стоят щиты с орденоносными земляками, которые воевали на войне.

Ну и разрозненные снимки, сделанные мной по пути в разное время. Для понимания, как застроен город.


27. Туманное утро, ул. Кирова. На фасаде выложены цифры "1980".


28. "Элит-Маркет", похожий на склеп или немецкое фортификационное здание где-нибудь в Карлсхорсте.


29. Тут сильно увлекаются вентфасадами, рекламой и сайдингом. Но советское происхождение проглядывается - например, "Кубань - Лене" и таких надписей по микрорайонам много. Есть даже олимпийские кольца, но я их не успел поймать в камеру.


30. Застройка 1970-х: этажей пониже и возрастом постарше.


31. Вид на порт Осетрово по пути на восток: туман над Леной стоит с раннего утра и рассеивается примерно к полудню.


32. Деревянный Усть-Кут - это примерно половина площади города, или даже 60%.


33. Муралы на торцах зданий тоже попадаются.


34. Новый дом для железнодорожников на склоне сопки.


35. Окончание дня 18 сентября: я спустился к Лене и омыл руки в её прохладных водах. Заодно и поймал закат.

Ну что ж, с Усть-Кутом всё, дальше будем двигаться на восток к Байкалу.
Также помните, что мой портрет города совершенно не претендует на полноту, это лишь фрагменты его.

Из истории усть-кутских погостов

Самое старое из известных в Усть-Куте кладбищ — казацкое. Оно располагалось сразу за стеной частокола острога, и на нем хоронили с момента основания города — с 1631 года. До недавнего времени его местонахождение не было известно. Но краеведам удалось с точностью до нескольких метров установить границы Усть-Кутского острога и обнаружить казацкое кладбище. Сейчас на нем стоят дома частного сектора.В нескольких десятках метров от казацкого находилось церковное кладбище села Усть-Кут. Украшавшая его деревянная церковь сгорела много десятилетий назад. И на месте церковного кладбища выстроили самое красивое здание тех лет в Усть-Куте — городской комитет партии. Сейчас в этом здании располагается суд.Далее, если считать с западной стороны города, находятся два кладбища на территории курорта "Усть-Кут" — политкаторжан и церковное. Там же встречаются в некоторых местах по одному-два захоронения. Еще дальше — кладбище села Карпово (оно действующее и находится в черте города). Затем два городских — старое и новое. На том месте, где сейчас один из грузовых районов Осетровского речного порта, была околица восточной части села Усть-Кут. За нею, ближе к реке Лене, большой поповский луг. А дальше большое сельское кладбище, где хоронили не десятилетиями — веками! После установления советской власти на этом кладбище стали строить частные дома с огородами.Светлана Пшенникова поясняет:

— Некоторые могилки того кладбища мы знаем. Был, например, такой случай. В одном из домишек на месте погоста жила ныне покойная бабушка Нечаева (дома этого уже нет, но огородик при нем остался ). Она рассказывала, что приходил к ней на огород местный житель Николай Матвеевич Касаткин, садился с бутылочкой возле большого плоского камня в углу огорода и молча сидел. Бабушка спрашивает: "Что же ты здесь сидишь-то, мил человек?" — "Отца поминаю, он тут в 1911 году похоронен".Кроме того, старожилы Усть-Кута утверждают, что неоднократно находили захоронения на улице Партизанской, что в другой части бывшего села Усть-Кут. Сейчас там тоже стоят дома частного сектора. Рассказывают, что когда хозяева домов, построенных на этом бывшем сельском кладбище, решали, например, углубить или расширить подпол в доме, построить баню или загон для скота, то почти всегда натыкались на останки.Был случай, когда хозяин дома расширял подпол, и с очередным ударом лопаты о землю на него обрушились останки сброшенных в братскую могилу расстрелянных белогвардейцами партизан, обутых в не тронутые тленом ичиги.Светлана Пшенникова уверяет, что ей известно место массового захоронения и самих белогвардейцев на этом кладбище. Некоторым людям здесь жилось очень неуютно, и они съезжали. Некоторых стали беспокоить странные и необъяснимые явления. Некоторые уверяют, что видели призраков.В 1927 году началось строительство пристани Осетрово (теперь это почти центр города). Крошечный поселок с одноименным названием получил бурное развитие. И в Осетрово тоже было кладбище. На его месте построили спортивный зал "Водник" и бассейн "Нептун".За Осетровским речным училищем в свое время располагалась деревня Болохня со своим кладбищем. Сейчас там городские кварталы. Кладбище в поселке РЭБ флота, у бывшей проходной Восточного грузового района, кладбище села Якурим (оно тоже в черте нынешнего города). Были и другие, совсем маленькие, а потому давно стертые с лица земли усть-кутской.

Сказание о призраке с колотушкой

Поучительная легенда из книги Светланы Константиновны:"Случилося, однако, на сользаводе (усть-кутском. — О.И.) вот какое дело: ночью, это уж часов поди в двенадцать, с улицы стук какой-то. Хозяйка хозяина и отправила поглядеть. Ну, он вышел, подошел к ограде-то, а по дороге идет старик с бородой до пояса да и колотушкой по деревьям стучит. У хозяина-то сердце обомлело: он отродясь такого старика не видал нигде. Так он столбом и простоял, пока старик не прошел мимо. Ну а хозяйке не стал сказывать, а утром-то мужикам все рассказал. Пошли в избу к одному старику, ему уж, поди, лет под сто было. Когда рассказали ему про ночно-то происшествие, старик и говорит тогда: мол, я еще мальцом был, дак видал этого старика с бородой по пояс промеж каторжников. Старик тот сидел на земле, плакал и просил пить. Но а барин, хозяин сользавода-то, сказал: мол, дашь одному — все запросят. И повели их, сердешных, к солеварне. А вечером услыхали — старик тот помер. Барин приказал закопать его в стороне от кладбища, раз-де он пришлый. Ну, закопали. Много уж времени прошло, забыли про тот случай да и избы давай там ставить. Вот одна изба и встала на могилке.Услыхали это мужики, пошли в церковь, вроде даже в Усть-Кут. Священник, как услыхал, и говорит: грех это. Он ведь потом три дня молился у этого места, прощения просил. Говорили мужики, что в первы-то ночи видели еще того старика. Но он стал какой-то прозрачный, как дымок. А колотушку уж и не слыхать было, а только видно, как он ею постукивал. А потом все пропало".

Районы Усть-Кута

Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.

Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.

«Усть-Кут», курорт. Территория заброшенного кладбища

Откуда-то из детства, из рассказов моих бабушек, из разговоров родителей, учителей, соседей, когда мы, дети, с интересом вслушивались в были и небылицы, пришло ко мне уважение к тем, кто ушел в иной мир, к их памяти, их могилам. Однако в юности я с ужасом узнал, что Центральный парк культуры и отдыха Иркутска построен на месте кладбища.

Потом, уже в Усть-Куте, мне не раз доводилось слышать леденящие душу рассказы. Как, например, при строительстве местного бассейна "Нептун" ковш экскаватора вырывал из земли гробы с человеческими останками. Много раз возвращался я к мысли, высказанной многими известными россиянами, что и живем-то мы в своей стране так несуразно, потому что не умеем хранить память о предках, не научились заботиться о последнем пристанище своих близких. И что мертвые не прощают столь варварского к себе отношения.

Могилы под домами, бассейнами, насыпью

За помощью в подготовке этой публикации я обратился к усть-кутскому историку и краеведу Светлане Пшенниковой. Светлана Константиновна, как всегда, снабдила меня ценнейшей информацией, фактами, легендами из своей книги "Тропою памяти". Вместе с ней мы попробовали подсчитать, сколько же в Усть-Куте кладбищ. Оказалось — не меньше 30. И только малая их толика и по сей день используется по прямому назначению. На остальных стоят дома, бассейн, спортивный зал, строятся коттеджи, растет картошка.По одному погосту, находящемуся в черте города, в середине прошлого века проложили железнодорожную ветку Тайшет — Лена. Правда, тогдашние власти предложили родственникам перезахоронить останки своих близких. Но не всем удалось это сделать, а что-то не смогли организовать сами власти. И часть могил навсегда осталась под железнодорожной насыпью.Теперь на бывшее кладбище наступают частники — строят коттеджи, разбивают огороды в буквальном смысле на костях. Кстати, на этом же погосте упокоились бывшие жители блокадного Ленинграда. Каким-то чудом им удалось уцелеть, проехав через всю страну. Одна из тех женщин работала во время войны в усть-кутской пошивочной и умерла от дистрофии — голодный Ленинград догнал ее и в Сибири.На этом же кладбище краеведы и общественность города 12 июля 2003 года перезахоронили останки четырех летчиков, перегонявших военные самолеты по трассе Аляска — Сибирь и погибших в результате авиакатастрофы в окрестностях Усть-Кута.С незапамятных времен наши мудрые предки строго и неукоснительно соблюдали поверье: нельзя строить жилье вблизи мест захоронений. Не говоря уже о том — пусть сто, пусть двести лет прошло, — чтобы использовать старые кладбища под огороды, новостройки, гаражи, объекты увеселений. Усть-Кут же, по сути, весь стоит на костях предков. Не потому ли некоторые его жители и говорят о проклятии, нависшем над городом? Не отсюда ли все беды многострадального Усть-Кута, которому, увы, не смогли помочь ни президент России (вспомните двухгодичной давности прямую линию с Путиным и усть-кутского мальчика Пашу Шведкова, задавшего ему острый вопрос о судьбе замерзающего города), ни полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, ни губернатор.—. Когда мы исследовали окрестности курорта "Усть-Кут" и прилегающего к нему озера Соленого (кладезя здоровья для многих страждущих исцеления), — рассказывает Светлана Пшенникова, — выяснили следующее. Со стороны нынешнего курорта, оттуда, где сейчас все новые постройки, заметны многочисленные следы обгоревших фундаментов. Значит, в разные времена там были всевозможные строения. А вот со стороны некогда заброшенного кладбища, где покоятся политкаторжане, никаких следов построек мы не обнаружили. Это говорит о том, что еще более 300 лет назад наши предки вблизи кладбища никаких построек не возводили. Очевидно, чтобы не беспокоить покойных.

Численность населения Усть-Кута на 2020 год. Количество жителей Усть-Кута

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.

Средний прожиточный минимум по официальным данным был равен 5,1 тысяч рублей.

Этнохороним: устькутянин, устькутянка, устькутяне.

Информация о городе Усть-Кут в Википедии: Усть-Кут

Ссылка на сайт Усть-Кута. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Усть-Кута, официальном портале Усть-Кута и правительства.
Официальный сайт Усть-Кута

Курорт усть кут история

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Города и веси России Города и веси России

31.09 КБ

Я хотела побывать в Усть-Куте, чтобы посмотреть на один из старейших городов Восточной Сибири. И, попав туда, была неприятно удивлена.
Как обидно, что облик этого городка постигла такая печальная судьба!


Усть-Кут - унылый и некрасивый город. Старых зданий в нём не сохранилось, а новые строили по типовому образцу. Строили краснодарцы.
Город очень вытянут, но на всём его протяжении не найти ничего интересного. Только природа - сопки, окружающие город со всех сторон. и, конечно, Лена. Река - это всегда красиво.
Около Лены, в центральной точке Усть-Кута, и находятся несколько приятных взгляду объектов: железнодорожный вокзал, речной вокзал, памятник основателю Усть-Кута. и всё, пожалуй.

Народ в городе неприветливый. Молодёжь - вся родом из 90-х. Мы, конечно, пользовались её повышенным вниманием - настолько повышенным, что вечером из дома не выходили.
"Путешествовать? Нет, этого делать нельзя! Жить надо на одном месте, а отдыхать - на даче. С детьми путешествовать? Тем более нельзя! Дети должны получать образование и отдыхать на даче!"
А сколько было высказываний по поводу внешности Давинчи! Но тут уж мы смеялись искренне, не сквозь слёзы - ведь всё это мы выслушивали недалеко от памятника основателю города. с бородой и длинными волосами.

Зато мы жили в прекрасной съёмной квартире. После быстрой смены декораций на трассах, общения с друзьями и новыми знакомыми в городах - нам было просто необходимо побыть вдвоём, отдохнуть в комфортных условиях.
И за эту возможность Усть-Куту - большое спасибо!

Город порт на Лене реке: Усть-Кут отмечает День рождения

Город порт на Лене реке: Усть-Кут отмечает День рождения. Фото: с официального сайта администрации Усть-Кута.

Усть-Кут - современный промышленный город, который тянется вдоль реки Лены. Он расположен на севере Иркутской области, в 510 километрах от столицы Приангарья. В старину его называли воротами на Север - через этот пункт первопроходцы уходили к морю Лаптевых, к новым неизведанным землям. Коренные жители Усть-Кута отличаются дружелюбием, гостеприимством и открытостью. Закаленные суровым климатом и тяжелым трудом, они всегда готовы прийти на помощь. 29 июля Усть-Кут отмечает День города. К этой дате мы подобрали интересные факты, связанные с историей города.

Самый старый - самый молодой

Вы не поверите, но Усть-Кут можно считать одним из самых старых и самых молодых городов Иркутской области одновременно. Как населенный пункт Усть-Кут основан в 1631 году (его относят к самым первым поселениям Приангарья), а статус города получил только в 1954-м.

Усть-Кут - город необычный. Во-первых, он очень длинный - тянется вдоль реки Лены на 40 километров, имея ширину при этом 1,5 - 2,5 километра. Во-вторых, в его топонимике соседствуют сразу три (!) названия. Сам город расположен в устье малоизвестной речки Куты. Если полетите на самолете, то приземлитесь в аэропорту Усть-Кут, поездом прибудете на железнодорожную станцию Лена, а на теплоходе приплывете в порт Осетрово.

Усть-Кут можно считать одним из самых старых и самых молодых городов Иркутской области. Фото: с сайта администрации Усть-Кута

Усть-Кут можно считать одним из самых старых и самых молодых городов Иркутской области. Фото: с сайта администрации Усть-Кута

Ворота на Север

Усть-Кутский острог построил в устье реки Куты атаман Иван Галкин с казаками. Острог соорудили в виде четырехугольника с большой проезжей угловой башней, с постройками внутри, без церкви. Здесь часто случались пожары. Неудивительно, что на первой карте Сибири, составленной исследователем Семеном Ремезовым, Усть-Кутский острог изображен в виде четырехугольника, обнесенного острожной стеной длиной в 61 сажень или 122 метра.

В 30-х годах XVII века важную роль в освоении этой территории сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод. Тогда Усть-Кут называли воротами на Север, потому что через этот населенный пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых.

Здесь строили небольшие деревянные судна - дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга. В Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Атласов и Крашенинников, русский Колумб Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Геннадий Невельской.

Здесь выросли герои СССР

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключенных. Так, осенью 1900 года сюда был сослан Лев Троцкий.

Город затронула и Гражданская война. 13 ноября 1919 года Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева. В микрорайоне Речники ему установлен памятник, в его честь названа одна из улиц города.

Во время Великой Отечественной войны более трех тысяч устькутян ушли защищать Родину. Больше тысячи не вернулись с войны. Четверо жителей Усть-Кута удостоены звания «Герой СССР»: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев и Петр Тюрнев.

В 1950 году построили Осетровский речной порт, который со временем стал самым крупным речным портом СССР.

В 1954-м рабочие поселки Усть-Кут и Осетрово объединили, присвоив Усть-Куту статус города. В 1974-м Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса.

В городе работают десять школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, «Осетровское речное училище», филиалы вузов, городской исторический музей, дома культуры, десять библиотек. Также в Усть-Куте действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн, санаторий «Усть-Кут», рассчитанный на 260 мест, и санаторий-профилакторий «Эйсейра».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Что означает герб Усть-Кута

При помощи символов и аллегорий герб Усть-Кута отражает природные, экономические и исторические особенности города. Две серебряные перевязи - слияние рек Лены и Куты. Золотая башня напоминает об основании будущего города. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Усть-Кут окружен тайгой, отраженной на гербе зеленым цветом - символом природы, здоровья, жизненного роста, бескрайних лесов. Природное богатство играет немаловажное значение в истории города: долгое время здесь добывали соболиный мех, который ценился на вес золота. Именно богатство этих земель привлекало казаков, ставших первыми оседлыми жителями края, о чем говорит изображение золотого соболя.

Золото - символ богатства, стабильности уважения, интеллекта.

Изображение рек и якоря символизирует исключительную важность водных транспортных артерий в жизни местного населения. Якорь показывает Усть-Кут как важный транспортный узел, открывший ворота на Север. Здесь сосредоточены речной порт, аэропорт, железнодорожная линия. Якорь - символ уверенности, надежности, постоянства.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

29 июля 1954 года - присвоен статус города.

45 242 - численность населения.

56 кв. км - площадь Усть-Кута.

Информация - с официального портала города Усть-Кута

Где полулять на День города Усть-Кута 29 июля, полная программа мероприятий

Возрастная категория сайта 18 +

Усть-Кутский район в цифрах и фактах


км севернее Иркутска, в центральной части области, в месте слияния рек Лена и Кута и представляет цепочку поселений, протянувшуюся на 40 км вдоль берега. Основная часть города, включая порт, железнодорожную станцию и аэропорт, расположена на левом берегу

Район включает:

3 городских поселения

4 сельских территории

- Усть-Кутский район обладает обширным минерально-сырьевым потенциалом. На территории сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых. Так, промышленные объемы углеводородного сырья составляют 45,6 млн тонн нефти; 46,02 млрд м3

газа; 12,6 млн тонн газоконденсата.

- Лесом покрыто 3275,9 тыс. га территории Усть-Кутского района, что составляет 94,6% к общей площади района (4,9% областных земель). Запас древесины - 298,14 млн кубометров

(7% от областных). Леса, достигнувшего возраста рубки, - 318,2 млн кубометров.

- На территории района расположен комплексный охотничий заказник областного значения «Таюрский» общей площадью 55,6 тыс. га.

- На Усть-кутской земле находится 25 памятников истории: обелиски, захоронения, мемориальный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны; более 100 памятников археологии; 279 памятников архитектуры и деревянного зодчества.

- Город Усть-Кут сформировался как центр Осетрово-Ленского транспортного узла, это единственное место в Восточной Сибири, где так благоприятно пересекаются железнодорожная и водная магистрали, подкрепленные наличием аэропорта, имеющего

взлетно-посадочную полосу, способную принимать тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76.

- Воспитанники городского спортивно-оздоровительного центра в разные годы становились чемпионами различных спортивных состязаний. Наиболее яркие имена наших сибиряков - Елена Болсун, чемпионка России по легкой атлетике, чемпионка студенческих игр; Виталий Федоров - чемпион мира по самбо среди юношей.

- Самые яркие памятники природы - скала Мир и природно-ландшафтные соленые источники в районе курорта «Усть-Кут».

Возрастная категория сайта 18 +

Курорт усть кут история

Е.В.Кокшаров.jpg

Курорт усть кут история

Усть - Кут - один из старейших населённых пунктов на Лене и один из самых молодых городов Иркутской области. Основанный в 1631 году, статус города он получил лишь в 1954 году.

Усть - Кут во многих отношениях необычный город. Во-первых, он очень длинный - тянется вдоль реки Лены на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 - 2,5 км. Во-вторых, в его топонимике соседствуют сразу три (!) названия. Сам город расположен в устье малоизвестной речки Куты. Если вы прилетите на самолёте, то попадёте в аэропорт под названием "Усть - Кут", поездом прибудете на железнодорожную станцию Лена, а теплоходом приплывёте в порт "Осетрово"…

Усть - Кутский острог был построен в 1631 году на устье реки Куты атаманом Иваном Галкиным и казаками по приказу Илимского воеводы.

Острог был построен в виде четырёхугольника с большой проезжей угловой башней, с постройками внутри и вне стен, без церкви. Острог этот очень часто подвергался пожарам, поэтому неудивительно, что на первой карте Сибири, составленной исследователем Семёном Ремезовым, Усть - Кутский острог изображён в виде четырёхугольника, обнесённого острожной стеной длиной в 61 сажень(122 метра) и с одной башней, которая стояла на стыке восточной и западной сторон. Представляя из себя, скорее всего, врубленную в стену Спасскую церковь, На территории этого острога размещались двор приказчика и государевы амбары, а возле него было 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. Но в 20-х годах ХУ111 века Усть - Кутский острог был перестроен. Каким он был, позволяет судить его описание 1736 года. В нём говорится: "Усть - Кутский острог стоит над Кутою рекою…длиннику 17 сажень с аршином(35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином(31 м) кругом всего острогу 54 сажени( 109 м).

В 30-х годах XVII века важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. Усть-Кут называли «воротами на Север», потому что через этот населённый пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых.

Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели КамчаткиАтласов и Крашенников, «русский Колумб» Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Невельский.

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью1900 года в Усть-Куте (тогда бывшем селом) отбывал ссылку Лев Троцкий).

Усть-Кут затронула и Гражданская война. 13 ноября 1919 Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Д. Е. Зверева. В микрорайоне Речники ему установлен памятник, в его честь названа улица.

В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения. Во всех деревнях были открыты школы. В 1926 году в Усть-Куте впервые была открыта больница, в 1928 году — Усть-Кутский курорт, знаменитый лечебными грязями.

В период Великой отечественной войны более 3 тысяч усть-кутян ушли защищать Родину. Более тысячи не вернулись с войны. 4 жителя Усть-Кута стали Героями СССР: Антипин И. Н., Андреев М. А., Пестерев А. И., Тюрнев П. Ф.

В 1950 году был построен Осетровский речной порт, которому в будущем было суждено стать самым крупным речным портом СССР.

В 1954 году Усть-Кут получил статус города путём объединения рабочих посёлков Усть-Кут и Осетрово.

В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Основными отраслями экономики нашего города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса.

Население Усть - Кута на 1 января 2016 года составляет 42560 человек.

В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО "НГАВТ" Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек. В городе действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В городе есть санаторий «Усть – Кут», рассчитанный на 260 мест и санаторий - профилакторий «Эйсейра». Достижения усть - кутских спортсменов известны далеко за пределами Усть - Кута. Например, наши бегуньи Елена Задорожная и Елена Болсун представляли Россию на Олимпийских играх в Греции, Триколич Оксана Борисовна - чемпионка России, Европы, мира по армреслингу.

Что делать? Замаливать грехи!

— Это что же получается, Светлана Константиновна: вот сейчас, сегодня, я сойду с крыльца своего дома, выйду во двор или буду пропалывать грядку моркови на даче, и могу оказаться на чьей-то могиле?

— И теоретически, и практически — да. Тем более что нашими археологами в районе детского лагеря отдыха "Чайка" (берег реки Лены рядом с центром города) открыта стоянка древнего человека.

— И что теперь делать?

— За всю свою историю наша земля-матушка столько войн перевидала, столько в ней с древнейших времен полегло воинов, столько до сих пор лежит не преданных земле солдат. Если разобраться, то и страна наша вся стоит на костях, начиная с Москвы, Петербурга. А возьмите Иркутск, Красноярск, Киренск, Братск, другие города. Все они начинались с острогов. И по традиции тех лет за частоколом было кладбище. Потом город расстраивался, и кладбище бывало или уничтожено, или застроено. Люди устраивали новые кладбища, дальше, город снова рос. Кладбище опять мешало, и его снова застраивали. Как тут быть? Наверное, как тот священник, который молился несколько дней у дома, построенного на могиле. Надо нам всем при каждом удобном случае просить, просить прощения у мертвых.Понятно, что многое уже нельзя вернуть и восстановить. Но ведь можно не творить этого дальше! Можно нам, ныне живущим, не воевать сейчас, сохранить мирное будущее. Быть может, это в какой-то мере станет искуплением прошлых грехов? К этому же призывает и церковь, она всегда молится за всех убиенных.

От себя лично хочется добавить, что ко всем бедам нашего многострадального города еще и почтовый индекс начинается на 666! Возникает мысль: а не обратиться ли в управление почтовой связи с просьбой, чтобы и три первые цифры номеров телефонов в Усть-Куте были шестерки? Ну это так, для чистоты эксперимента на выживаемость горожан.

Краткая история земли Усть-Кутской

История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

История Усть-Кута


Таким оживленным был Осетровский порт в 1970-1980-х гг.


Это сооружение, построенное еще в период работы Усть-Кутского солеваренного завода, чудом сохранилось до наших дней. Сейчас оно находится на территории санатория «Усть-Кут» и представляет историческую ценность. Снимок 2007 г.

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

Усть-Кут был основан казаками как острог в 1631 г. в устье реки Куты*. Он стал третьим по счету русским поселением на территории современной Иркутской области (после Киренска и Братска).

Вблизи острога, у соляных источников, в 1639 г. Е.П. Хабаров основал первый в Сибири солеваренный завод. В то время соль на вос­ток России доставлялась из южных районов Приуралья, и поэтому в Сибири она была очень дорогой. Создание солеваренного завода сня­ло проблему обеспечения этого региона солью (солеваренный завод в Усть-Куте проработал до первой половины 1950-х гг.).

Основанный как острог — с крепостными стенами и башнями — по примеру западносибирских и южносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, Усть-Кут никогда не видел сражений. Более того, для коренных племен он сразу стал центром притяжения и выгодного товарообмена.

Месторасположение на перекрестке двух рек тоже оказалось очень удачным. Через острог проходил водный путь в Якутию и далее на север к морю Лаптевых (уже тогда Усть-Кут стали называть «во­ротами на север»). Здесь сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима, Енисея и Верхней Лены для последующей отправки на север и восток.

Кроме транспортного Усть-Кут имеет значение север­ной продовольственной базы. Здесь развивались рыбный и охотничий промыслы и даже земледелие (земли устья Куты и поймы Лены оказались при­годными для сельскохозяй­ственного использования).

В Усть-Куте останавли­вались и пополняли запасы продовольствия и соли мно­гие северные экспедиции — первооткрывателей Камчатки Атласова и Крашенинникова,

Первая и Вторая Камчатские экспедиции Витуса Беринга, экспедиции братьев Лаптевых и Григория Шелихова, исследователя устья Амура Невельского и др. Кроме того, Усть-Кут оставался опорным пунктом и при освоении окрестных территорий.

После революции Усть-Кут по-прежнему остается крупным пере­валочным транспортным узлом и плацдармом освоения северо-востока страны. Уже в период нэпа начинает расширяться солеваренный завод. По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного паро­ходства на его территории возобновляется работа лечебницы, прерван­ная Гражданской войной в 1918 г. Лечебница в 1928 г. преобразуется в курорт. Возвращаются также к проектированию железнодорожной линии Тайшет —Лена. Вблизи села в 1934 г. создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов.

В годы Великой Отечественной войны более 3 тыс. жителей Усть-Кута ушло защищать Родину. Более тысячи из них не вернулось с войны. Четверо стали героями Советского Союза.

В послевоенный период от Тайшета до Усть-Кута прокладывается железнодорожная магистраль. Одновременно разворачивается строи­тельство крупного речного порта в соседнем поселке Осетрово. Именно здесь, вблизи порта, формируется конечная станция железнодорожной магистрали. Поэтому в 1954 г. принимается решение объединить эти два поселка и придать им статус города с названием Усть-Кут.

С началом движения по магистрали Тайшет —Лена поселок ста­новится крупным транспортным узлом, и его значение как опорного центра хозяйственного освоения прилегающей территории еще более возрастает. Объем идущих через Усть-Кут грузов увеличивается, осо­бенно в период формирования в Якутии алмазодобывающей промыш­ленности. Именно в те годы в Усть-Куте создается мощная ремонтно-эксплуатационная база флота, расширяется портовое хозяйство.

Мощный импульс к развитию Усть-Кута дан в середине 1970-х гг. с началом строительства БАМа. С этого периода и вплоть до 1990-х гг. город становится «восточными воротами» магистрали, отправной точкой строительства ее Западного участка.

В настоящее время Усть-Кут продолжает сохранять зна­чение крупного перевалочного транспортного узла и плацдар­ма освоения северо-восточных территорий страны. В преде­лах Иркутской области его социально-экономическое вли­яние распространяется не толь­ко на Усть-Кутский, но также на Киренский и Казачинско-Ленский районы (зона БАМа), а также в некоторой степени на Катангский район (в части освоения ресурсов).

* Название реки Куты по-эвенкийски означает «торфяное болото», «топкое место», «трясина», что связано с характером долины этой реки.

КОКШАРОВ
ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Глава муниципального образования "город Усть-Кут"


Здесь вы сможете найти интересную информацию об истории нашего края, также на сайте вы увидите информацию о работе городской администрации, её служб и отделов, будете в курсе последних событий Усть-Кута. В разделе «Дума» вы сможете ознакомиться с решениями, принятыми на заседаниях городской Думы, а также с графиком приёма граждан. Кроме того, мы предложим вам информацию о положении дел в сферах градостроительства, капитального строительства и капитального ремонта, комитета по управлению муниципальным имуществом, отдела по молодежной политике, спорту и культурно-массовому досугу и работе других структур городской администрации.

Крылатые ножницы" оставили детсад без сторожа

— Светлана Константиновна, расскажите, пожалуйста: что это за история с церковно-приходской школой?

— В старом Усть-Куте (историческая часть города) cтоит двухэтажное здание детской библиотеки. А напротив, на берегу Куты, — небольшой пустырь. Там раньше церковно-приходская школа и была. Так вот, и школа эта тоже стояла на казацком кладбище. Мы предполагаем, что это кладбище действовало со второй половины XVII века и до 70-годов XVIII, вплоть до указа Екатерины II. В связи с чем был ее указ? До этого момента, до 1775 года, на Руси было принято хоронить покойников на глубине 35—40 см, хаотично, ногами-головами в разные стороны. И уже потом, когда прокатилась страшной волной (особенно по Москве) чума, и появился соответствующий указ, утвержденный Сенатом: хоронить на глубине до двух метров. К этому подключилась церковь, стали хоронить в определенном порядке — лицом на восток.Но вот что рассказывали старики. В советское время из церковно-приходской школы сделали детский садик, (после садика там размещалась библиотека). Перед Великой Отечественной войной при детском садике жил одинокий старичок-сторож. К деду прибился мальчик-сирота. Так вместе они и ночевали, а остальных ребятишек родители забирали домой.И вот в одну из ночей по детскому саду стали летать ножницы. Был этот предмет в единственном экземпляре, нигде больше не купить. Потерять никак нельзя. И висели ножницы всегда на одной и той же спичке (спичкой в старину назывался деревянный гвоздь, вбитый в стену. — О.И.). А тут дедушка погасил лампу, лег спать. И слышит свист. Зажег лампу — а ножницы висят на другой спичке. Он перевесил их на место. Но все повторилось несколько раз за ночь. Закончилось все тем, что дедушка больше ни дня в детском садике не остался. И где он потом коротал свои дни, никто не знает.

Читайте также: