Курорт это особо охраняемая природная территория

Обновлено: 03.07.2024

ГОСТ Р 57287-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Tourist services, provided on specially protected natural areas. Requirements

Дата введения 2017-09-01

Курорт это особо охраняемая природная территория

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") при участии Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 18065:2015* "Туризм и связанные с ним услуги. Туристские услуги для общественного пользования, предоставляемые администрациями охраняемых природных территорий. Требования" (ISO 18065:2015 "Tourism and related services - Tourist services for public use provided by Natural Protected Areas Authorities - Requirements", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

9.3. Эколого-правовой режим курортов как особо охраняемых территорий

В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорт является освоенной и используемой в лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией, располагающей природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации объектами недвижимости.

При этом сравнительный анализ норм Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в действующих редакциях позволяет сделать вывод о том, что законодателем определены различные правовые режимы применительно к двум объектам: «особо охраняемая природная территория» и «особо охраняемая территория».Основные различия в правовом режиме указанных объектов заключаются в следующем.

Во-первых, земельные участки из состава земель курортов и лечебно-оздоровительных местностей как особо охраняемых, но не природных территорий теперь не являются ограниченными в обороте и не подпадают под действие п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Такие изменения в правовом режиме земель курортов являются революционными и, на наш взгляд, имеют принципиально положительное значение, поскольку устраняют очевидную непоследовательность в применении норм об ограничении оборота земельных участков курортных поселений в уже сложившейся судебной практике. Находящиеся в границах курорта земельные участки, являясь объектами гражданских прав, имеют большое экологическое значение, чем и обосновывалось ограничение их оборота в целях недопустимости произвольного изменения целевого назначения и вида разрешенного использования, а также обеспечения прав на использование указанной территории всеми субъектами гражданских правоотношений.

В тоже время, очевидно, что на территории курорта находятся объекты, не выполняющие экологических функций, в том числе предназначенные для индивидуального жилищного строительства. При этом цели ограничения их оборота, влекущие невозможность приобретения таких объектов в частную собственность, не может быть основано на идее обеспечения требований экологического законодательства, которое распространяются на всех субъектов рассматриваемых отношений, в том числе граждан и юридических лиц.

Во-вторых, в отличие от правового режима особо охраняемых природных территорий, правовой режим особо охраняемой территории не предполагает осуществление отдельных функций государственного управления в сфере охраны окружающей среды. В частности, правовой режим особо охраняемой территории не включает в себя требования о проведении государственной экологической экспертизы на основании Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Представляется, что отсутствие необходимости в наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы для осуществления строительства в границах курорта вовсе не означает, что на указанные территории не распространяются иные экологические требования. Правовой режим хотя и не природной, но особо охраняемой территории, предполагает установления округов их санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Курорт это особо охраняемая природная территория

ЗК РФ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами .

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к туристским услугам, предоставляемым непосредственно на особо охраняемых природных территориях различных категорий согласно законодательству Российской Федерации [1] с целью удовлетворения потребностей посетителей и с учетом приоритетов сохранения охраняемых природных территорий.

Курорт это особо охраняемая природная территория

ЗК РФ Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

4 Доступность для туристов

4.1 Общие требования

На особо охраняемых природных территориях, предназначенных для сохранения природной среды в естественном состоянии, допускается посещение посетителей в целях экскурсий, туризма, отдыха на природе и изучения природных ценностей.

При предоставлении туристских услуг на особо охраняемых природных территориях необходимо соблюдать соответствующее законодательство Российской Федерации [1].

Администрации особо охраняемых природных территорий рекомендуется разработать правила, предусматривающие возможность предоставления туристских услуг и доступа на территорию транспортных средств с учетом ресурсов и задач сохранения природной среды.

Примечание - Эти правила должны учитывать минимальный уровень отрицательного воздействия на природу и способствовать развитию образования в сфере охраны природы.

Для предоставления туристских услуг на особо охраняемой природной территории администрации следует заключать договоры с исполнителями туристских услуг - туроператорами и/или экскурсионными организациями, которые функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере туризма [2].

Администрация также может создавать собственные структурные подразделения для предоставления туристских услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере туризма [2].

При предоставлении туристских услуг исполнителям рекомендуется учитывать основные принципы доступности, приведенные в приложении А.

4.2 Персонал

Исполнители туристских услуг должны планировать и разрабатывать программы подготовки персонала для предоставления туристских услуг на особо охраняемых природных территориях.

Персоналу следует пройти обучение, уметь налаживать отношения как с посетителями, так и с местным населением, обладать навыками оказания туристам первой помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке [3]. Обучение персонала может осуществляться индивидуально с учетом конкретных должностных функций и уровня ответственности сотрудника.

Задействованный в предоставлении туристских услуг персонал должен предоставлять посетителям полную информацию, обеспечивать порядок, установленный внутренними документами, и осуществлять мониторинг туристских маршрутов и групп туристов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51885 Знаки информационные для общественных мест

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Земли особо-особо охраняемых территорий или немного о курортах Кубани

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости.

И, собственно, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

1.2. Особо охраняемые территории и объекты

Земли особо охраняемых территорий и объектов – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).

К землям особо охраняемых территорий относятся земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ):

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Здесь важно отметить, что земли особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) не тождественны землям особо охраняемых территорий (далее – ООТ). Первое – лишь частное из общего (второго).

1.3. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Всё вышеизложенное – это не классификация ради классификации. Так или иначе отнесение земель к той или иной категории влечет некие ограничения, дополнительные обязанности и иные последствия.

На землях ООПТ, например, запрещено даже движение и стоянка механических транспортных средств. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов примечательны особым режимом в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны (не путать с ЗСО и их поясами).

Основной же перечень нюансов установлен в ст. 27 ЗК РФ: какие земельные участки изъяты из оборота (п. 4), какие ограничены (п. 5).

2. Немного смешения и неожиданностей

Однако в классификациях происходит иногда и смешение. Так, например, согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ (земли населенных пунктов): в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 94-100 ЗК РФ.

Т.е. смотрит лицо в ГКН – «земли населенных пунктов», в ПЗЗ депутаты предусмотрели, что можно хоть многоквартирный дом построить, а по существу, как потом оказывается, земельный участок включен в состав зоны ООТ, что влечет за собой много всяких неприятных нюансов.

На это указывал в свое время и ВАС РФ (Постановление Президиума от 16 июня 2009 г. N 1882/09): факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрсК РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

По моим скромным наблюдениям, многие об этом часто забывают. Да и иных сюрпризов хватает, к примеру:

– определенных линий градостроительного регулирования может не оказаться в ГКН (например, границ технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций);

– в ГПЗУ вполне могут забыть отобразить информацию о наличии в границах земельного участка территории зоны охраны объекта культурного наследия (Определение ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820);

– наличие или отсутствие сведений в ГКН о нахождении спорных земельных участков в границах ООТ не влияет на факт существования указанной ООТ (Определение ВС РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322).

3. Земли особо-особо охраняемых территорий

3.1. Курортный дуализм

Такими «особо-особо» стали земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Ранее такие земли относились к землям ООПТ, но после внесения изменений Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 406-ФЗ) такие земли стали относиться к ООТ (т.е. к подкатегории ООТ). Изменения внесены в том числе в ЗК РФ, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

В принципе, ООПТ – это земли государственных природных заповедников, памятников природы, национальных парков. И для таких территорий вполне допустимы существенные ограничения оборотоспособности. А, вот, город-курорт Геленджик прекрасен, конечно, но не ботанический сад все-таки.

Однако внимание АС СКО привлекла ч. 3 ст. 10 406-ФЗ и территории курортов федерального значения стали и землями лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ), и землями ООПТ (ст. 95 ЗК РФ). Может, конечно, первоначальным автором такой правовой позиции является 15ААС, но буду исходить из презумпции авторства за АС СКО.

3.2. Что это за позиция?

Процитирую текст одного из последних постановлений АС СКО, в котором, по сути, кристаллизована чеканная формулировка отнесения курортов федерального значения к ООПТ:

«До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции). Законом N 406-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.

В то же время пункт 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусматривает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.

По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании представленных в дело документов суды установили нахождение спорного земельного участка в границах зоны санитарной охраны курорта Анапы, которые не утратили данный статус и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 Земельного кодекса) и подлежат особой охране на основании пункта 3 статьи 4 Закона N 7-ФЗ (в который Законом N 406-ФЗ внесены изменения, не коснувшиеся курортов).

Согласно пункту 5 статьи 58 Закона N 7-ФЗ земли таких территорий не подлежат приватизации » (Постановление АС СКО от 4 марта 2016 г. по делу N А32-45660/2014).

Данная позиция берет свое начало с перечня особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, который был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 591-р. В перечень вошли курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи.

Анапа, например, является федеральным курортным регионом в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1994 г. N 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа». Причем границы округа санитарной охраны курорта Анапа весьма широкие: Постановление Совмина РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», общая протяженность границ округа – 215 100 м.

Вышеуказанное Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 591-р, кстати, утратило силу в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 685-р, да и самим 406-ФЗ внесены существенные изменения в ЗК РФ и прочие правовые акты, но арбитражные суды указывают на главное – ч. 3 ст. 10 406-ФЗ: особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до 30 декабря 2013 г., сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 г.

3.3. Правовые последствия

– публичные земельные участки в пределах ООПТ ограничиваются в обороте (пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ);

– земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (п. 5 ст. 58 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

– не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрсК РФ, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (ч.ч. 6, 6.1 ст. 49 ГрсК РФ, Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 822).

Если коротко и емко: никакой приватизации и особые требования к экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий. И еще много всяких уже более нюансированных тонкостей, связанных с ограничениями в пользовании земельными участками. Например, зонирование границ округа санитарной охраны (ОСО). Лишь еще раз отмечу, что не стоит путать ОСО и ЗСО. ЗСО, например, относятся к источникам водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а промелькнувшие в тексте настоящего блога округи горно-санитарной охраны (ОГСО) – к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам.

Внешний контур ОСО/ОГСО является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). В составе ОСО/ОГСО выделяется до 3 зон:

1) на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;

2) на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению;

3) на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

И расположение земельного участка в той или иной зоне ОСО/ОГСО носит, как правило, довольно имплицитный характер, а ограничения, связанные с расположением, – весьма существенные.

Иногда в арбитражных судах встречаются и иные позиции: «Таким образом, в случае, если населенный пункт имеет статус особо охраняемой природной территории и в пределах данного населенного пункта располагается земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, для получения разрешения на строительство на таком земельном участке не требуется получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

1) при всем уважении к губернатору.

2) не уверен, что в АС СКО данное решение бы устояло;

3) в ГрсК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов прямо отнесены к ООПТ (ч. 6 ст. 36 ГрсК РФ; в редакции, кстати, действующей с 30 декабря 2004 г.).

Лекция 9. Охрана окружающей среды на территориях с особым эколого-правовым режимом

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

5 Предоставление услуг

5.1 Доступ, прием посетителей и информация для них

Администрация особо охраняемых природных территорий должна устанавливать и сообщать условия допуска на территории.

Эта информация должна включать следующие минимальные сведения:

- расписание и время года, когда особо охраняемая природная территория будет доступна для посетителей;

- ограничения в доступе и деятельности, касающиеся транспортных средств;

- стоимость входной платы, если она предусмотрена;

- общие рекомендации для посетителей, в том числе туристских групп;

- телефоны экстренных служб для связи в чрезвычайных ситуациях.

Исполнители туристских услуг (далее - исполнители) на особо охраняемых природных территориях должны гарантировать доброжелательное отношение к посетителям и информирование их о соблюдении безопасности и природоохранной практики.

Исполнители должны информировать посетителей о действующих правилах поведения и организованных экскурсиях.

Исполнители должны информировать посетителей об ограничениях, которые действуют на особо охраняемых территориях, и об условиях посещения, которые могут быть разрешены только в присутствии экскурсовода/гида.

Посетителям должна быть предоставлена следующая минимальная информация:

- наименование особо охраняемой природной территории и ее категория;

- характеристики особо охраняемой природной территории и данные о расположении на территории сооружений, объектов и укрытий (например, посредством карт, планов, схем);

- условия доступа на объекты, расположенные на особо охраняемой природной территории;

- максимальное количество посетителей, разрешенное для каждого мероприятия или для предоставления услуг;

- телефоны экстренных служб для связи в чрезвычайных ситуациях;

- информация о способах сбора и транспортирования отходов и мусора, образовавшихся в результате пребывания посетителей на особо охраняемой природной территории;

- меры обеспечения безопасности и недопустимого поведения, а также информация о доступных источниках питьевой воды на территории.

Исполнителю следует самостоятельно определить способ предоставления информации (в виде брошюр, листовок, указателей, информационных пунктов для посетителей).

Для посетителей следует предусматривать информационный пункт.

Информационные материалы могут содержать:

- правила поведения посетителей;

- брошюру с описанием особо охраняемой природной территории;

- видеоматериалы и информацию в виде средств цифрового формата.

Дополнительно может быть организован объект торговли для продажи сувениров и предметов местного художественного промысла.

Посетителям могут быть предложены устройства системы глобального позиционирования (GPS) и другие средства связи.

5.2 Указатели и знаки

Исполнители должны разработать правила установки и использования указателей и знаков на всей особо охраняемой природной территории.

Система указателей и знаков должна обеспечивать предоставление необходимой информации и способствовать ориентированию посетителей на особо охраняемой природной территории.

Лекция 9. Охрана окружающей среды на территориях с особым эколого-правовым режимом

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

особо охраняемые природные территории: Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

3.2 посетитель: Физическое лицо (турист), использующее особо охраняемую природную территорию в целях экскурсий, туризма, отдыха на природе и изучения природных ценностей.

3.3 администрация особо охраняемой природной территории: Организация, которая несет ответственность за планирование и управление особо охраняемой природной территорией.

3.4 информационный пункт: Объект, предоставляющий посетителям информацию для ориентирования в границах особо охраняемой природной территории.

Примечание - В информационных пунктах может присутствовать персонал, предоставляющий надлежащую информацию, или они могут функционировать без персонала, но при наличии информационных стендов, брошюр и т.п.

3.5 рекреационная зона: Пространство, предназначенное для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры, спорта и туризма, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных пунктов и центров.

3.6 размеченный маршрут: Тропа или маршрут, проложенные через особо охраняемую территорию, для непосредственного передвижения пешком и походов (пеших, на велосипедах, лошадях или каким-либо иным способом), оснащенные дорожными указателями и знаками.

3.7 живые уроки (мастер-классы на природе): Обучающие мероприятия, организуемые и проводимые на природе, которые позволяют их участникам расширить свои знания о флоре, фауне и природной среде.

3.8 укрытие: Конструкция или сооружение, предназначенные для защиты от метеорологических осадков и неблагоприятных климатических явлений, используемые на туристских маршрутах для организации отдыха или ночлега в течение непродолжительного периода времени.

Примечание - Укрытия могут быть частью природного ландшафта.

3.9 площадка для наблюдения за дикой природой: Специально обозначенный и оборудованный участок территории, на котором посетителям предоставляется возможность наблюдать за дикой природой.

Примечание - В целях развития образования или просветительской деятельности может предоставляться оборудование для исследования флоры и фауны.

Читайте также: