Кто из участников комедийной группы монти пайтон снял фирмы бандиты времени и бразилии

Обновлено: 04.07.2024

30 апреля 1974 года, первый день съемок, 6:45 утра, деревня Балахулиш на севере Шотландии. Важный день — необходимо снять одну из финальных сцен фильма, уложиться в сроки и сделать все возможное, чтобы все получилось хорошо. Экономия важнее всего — денег нет ни на что.

Единственная камера ломается на середине первого дубля в первый день работы.

Начало работы над «Граалем» не задалось сразу же — пришлось срочно менять планы и чинить камеру (полностью она в тот день все равно не заработала — не могла записывать звук). Солнце, так необходимое для сцены, скрылось за тучами — словом, все пошло не так.

За 15 месяцев до этого, в начале 1973 года, у шестерых комиков, главных звезд британского телевидения своей эпохи, уже был готов сценарий их следующего фильма. Если первый их фильм представлял собой, по сути, набор скетчей, никак не связанных друг с другом, и эксплуатировал популярность телевизионного шоу, то для следующей картины они решили потрудиться на славу. Дело не только в том, что они написали блестящий сценарий с цельным сюжетом, скорее, все было в размахе: они обратились к истории, известной каждому с детства, — мифам и легендам о Короле Артуре.

Джон Клиз, Майкл Пейлин, Грэм Чепмен, Терри Гилиам. Лос-Анджелес, 1975 год

Ben Martin/Getty Images Джон Клиз, Майкл Пейлин, Грэм Чепмен, Терри Гилиам. Лос-Анджелес, 1975 год

«А теперь нечто совсем другое» — первый фильм «Монти Пайтон», вышедший в прокат в 1971 году, — должен был вывести группу на новый уровень и, что немаловажно, помочь завоевать популярность в Америке. Снятый практически без бюджета, с помощью многочисленных друзей и знакомых, фильм действительно прогремел — но только по одну сторону Атлантики, в Британии. Отчасти причина этого заключалась в том, что само телешоу почти не показывали в США — оно начало появляться на кабельном телевидении лишь в 1974 году. Поэтому, чтобы завоевать Америку, нужно было пробовать снова и снова.

Трудности никогда не пугали «Пайтонов». Сценарий «Священного Грааля» группа писала сообща, но значительную роль в разработке сюжета и гэгов сыграл Терри Гиллиам — он и снял значительную часть фильма. Работая над сценарием, он вдохновлялся фильмами Пьера Паоло Пазолини (прежде всего «Декамероном» и «Кентерберийскими рассказами») — Гиллиама привлекали грязные и реалистичные образы прошлого, созданные итальянцем.

Хотя из-за этого группа немного поспорила: в первоначальной версии сценария действие происходило одновременно в 932 году и в современности (все заканчивалось тем, что Артур все же находил священный Грааль — на витрине в магазине «Хэрродс»). Но Гиллиам все же настаивал на том, чтобы больше погрузить сюжет в Средневековье, — в конечном счете его точка зрения возобладала (хотя современность врывается в фильм постоянно — особенно в финальной сцене).

Кроме того, Терри много читал. Например, изучая книги о войнах в Средневековье, он выяснил, что некоторые шутки, написанные в сценарии и казавшиеся ему полным абсурдом, имели под собой основу в прошлом — и грубые насмешки в адрес осаждающих замки армий, и метание мертвых животных во врагов. Это лишь убедило его, что группа на правильном пути.

И если со сценарием все было относительно гладко (хотя пайтоны безостановочно его переписывали, дополняли, а во время съемок создавали некоторые сцены с нуля), то вот с финансированием дела обстояли гораздо хуже. Спустя годы Терри Гиллиам вспоминал : «Студии никак не вмешивались в то, что мы снимали, потому что попросту не было никакой студии; никто из них не дал нам денег. В те времена подоходный налог в Британии достигал 90%, поэтому мы обратились за финансированием к рок-звездам. Элтон Джон, Pink Floyd, Led Zeppelin — у них у всех были деньги, они знали нашу работу, и мы им казались неплохим вариантом для налогового вычета. За исключением того, конечно, что мы им не были. Все это напоминало фильм «Продюсеры».

Труппа «Монти Пайтон» озвучит инопланетян

Джон Клиз, Терри Джонс, Майкл Пэлин, Эрик Айдл и Терри Гиллиам объединяются, чтобы принять участие в фантастической комедии «Все что угодно» (Absolutely Anything). Режиссером станет Терри Джонс, снимавший «Монти Пайтон и священный Грааль» и другие полнометражные фильмы труппы.

К сожалению, самих «пайтоновцев» на экране зрители не увидят: актеры озвучат группу пришельцев, созданных при помощи компьютерной графики. Их герои окажутся на нашей планете и подарят одному из землян способность делать все что угодно, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Также в фильме окажется говорящий пес по имени Дэннис, чье понимание происходящего будет гораздо лучше, чем у простых землян. Дэнниса озвучит Робин Уильямс.

По словам Джонса, «Все что угодно» не будет классическим фильмом «пайтонов», но в нем будет место определенной эксцентричности, присущей произведениям труппы. Сценарий Терри написал в сотрудничестве с Гэвином Скоттом, причем работа над ним шла на протяжении двух десятилетий.

Один из продюсеров проекта — Майк Медавой, на счету которого «Черный лебедь», «Остров проклятых» и «Зодиак». В Медавой возглавлял производственный отдел студии United Artists. «Терри и Гэвин создали классический фарс, — говорит продюсер. — А уж я знаю в этом толк, поскольку мы в свое время на United Artists сняли несколько „Розовых пантер“. К слову, у Терри в фильме есть даже пафосный француз, несколько похожий на инспектора Клузо, но на этом сходство заканчивается».

Медавой вместе с остальными продюсерами сейчас уговаривает Робина Уильямса не только озвучить собаку, но и сыграть вышеупомянутого француза. Заодно предстоит заручиться окончательным согласием Эрика Айдла — он единственный, кто пока не подписал контракт на участие в проекте.

Пятеро оставшихся участников «Монти Пайтон» в последний раз появлялись вместе на сцене во время комедийного фестиваля в Аспене. Вместе с пятеркой на сцене стояла урна, в которой якобы находился прах Грэма Чепмена.

Напомним, что летом прошлого года четверо «пайтонов» (без упрямого Эрика) озвучили анимационный фильм по мемуарам покойного Чемпена «Автобиография лжеца». Фильм должен оказаться весной этого года в кинотеатрах Великобритании.

Терри Гиллиам

Британский кинорежиссёр американского происхождения, сценарист, актёр, мультипликатор, художник, участник британской комедийной группы «Монти Пайтон».

Биография

Ранние годы

Терри Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в городе Миннеаполисе, штат Миннесота. Его отец был продавцом компании Folgers Coffee, прежде чем стать плотником. Терри окончил Оксидентал-колледж (Occidental College) в Лос-Анджелесе с дипломом политолога, где издавал во время учёбы любительский юмористический журнал «Fang». После окончания колледжа Гиллиам работал в рекламном агентстве до того, как журнал «Kurtzman» предложил ему работу в журнале «Help!». Женился на гримёрше Мэгги Уэстон, делавшей грим для нескольких его фильмов и даже номинировавшейся на «Оскара». Две дочери, одна из них — Эми — стала продюсером картины «Воображариум доктора Парнаса».

«Монти Пайтон»

Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и взялся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах комик-группы «Монти Пайтон» (в которую, кроме Клиза, входили также Терри Джонс, Эрик Айдл, Майкл Пейлин, Грэм Чепмен) Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества — совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона» и формировалась им. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама.

Первый выход Гиллиама на киноэкран состоялся в киноальманахе «А теперь нечто совсем другое» (1971). В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль», а первой его «сольной» режиссёрской работой стал выдержанный в тех же «питоновских» интонациях фильм «Бармаглот» (1977). Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим «питоновским» полнометражным фильмам — «Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979) и «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983).

«Бармаглот»

Первый самостоятельный фильм Гиллиама (1977 год) был прохладно встречен публикой и кинокритиками, хотя значительно позже заработал среди поклонников творчества режиссёра статус культового. Название фильму подарил одноимённый стих Льюиса Кэрролла, он же является именем чудовища, наводящего ужас на средневековое королевство. Деревенский бондарь Деннис (Майкл Пейлин) отправляется в большой город, чтобы разбогатеть и произвести тем самым благоприятное впечатление на отца его возлюбленной Гризельды. Попадая в нелепые ситуации (а зачастую провоцируя оные), Деннис становится оруженосцем рыцаря, посланного убить Бармаглота, и принимает самое непосредственное участие в сражении с чудовищем. Вопреки протестам Гиллиама, в США фильм вышел в прокат под названием «Бармаглот Монти Пайтона». Стилистическое сходство с предыдущей его режиссёрской работой, снятой в соавторстве с Терри Джонсом («Монти Пайтон и Священный Грааль»), усугубляло участие в картине Майкла Пейлина, Терри Джонса и Нила Иннеса (все трое также снимались в «Граале»).

«Бандиты во времени»

Отрыв от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке «Бандиты во времени» (1981) — истории мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты во времени» — шесть карликов, промышляющих воровством в разные эпохи. Фильм был поставлен по сценарию Гиллиама, который написал сюжет, и Майкла Пейлина, который помогал с написанием диалогов.

«Бразилия»

Настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия» (1985), которая вошла в классику мирового кинематографа.

Фильм рассказывал о клерке мира будущего Сэме Лаури, который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет её имя — Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест её соседа — Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм, — это удалить запись Джил из системы.

Сэму удаётся удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений.

Однако перед выпуском фильма в прокат студию Universal не устроил финальный монтаж, осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд. Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате в Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии. С небольшими изменениями фильм доступен в оригинальной европейской версии. Согласно комментарию режиссёра, это — «пятая и окончательная редакция»; во вступлении использован вариант с облаками из американской версии, а не чёрный экран с указанием времени и места.

«Приключения барона Мюнхгаузена»

В 1988 году Гиллиам выпустил фильм «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера.

В 1990 году фильм четырежды номинировался на «Оскар»: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты. Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным.

«Король-рыбак»

В 1991 году Гиллиам выпустил психологическую драму-притчу «Король-рыбак». В фильме снялись Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Рул и Аманда Пламмер. Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт циничный комментарий фанату, который тот понимает буквально: берёт ружьё и отправляется в кафе для яппи, убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рушится. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь роковым образом изменилась в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.

«12 обезьян»

Следующий фантастический фильм Гиллиама «12 обезьян» (1995), снятый по мотивам короткометражного фильма Криса Маркера «Взлётная полоса», приобрёл статус культового и сопровождался коммерческим успехом.

Slava’s Diabolo

В 1996 году Терри Гиллиам стал режиссёром сценического шоу «Slava’s Diabolo» клоуна Вячеслава Полунина. Это шоу объединило полунинский стиль с характерными для него невербальной экспрессией и взаимодействием с аудиторией с богатыми визуальными и сюрреалистическими образами Гиллиама. Премьера шоу состоялась в театре «Гешер» (Яффа, Израиль).

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты» Хантера Томпсона, был выпущен 22 мая 1998 года и собрал в прокате в США всего 10,5 миллиона долларов при бюджете 18,5 миллиона. Однако позже фильм приобрел статус культового.

Оба ведущих актёра были выбраны первым режиссёром фильма, Алексом Коксом, который написал и первый сценарий вместе с Тодом Девиесом. Когда режиссёром проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса/Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал, что «Американская гильдия сценаристов» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах.

Нереализованные проекты

Затем несколько кинопроектов Гиллиама подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив» (The Defective Detective) не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота» (The Man Who Killed Don Quixote) с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за открывшейся межпозвоночной грыжи у Рошфора, а также наводнения, повредившего съёмочную площадку; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования» (Good Omens) по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана.

«Братья Гримм»

Действие фильма происходит в начале XIX века в Германии, оккупированной войсками наполеоновской Франции. Братья Уилл (Мэтт Деймон) и Джейк Гримм (Хит Леджер) — мелкие жулики, которые зарабатывают на жизнь изгнанием «нечисти» (при этом роль «нечисти» играют их помощники). Однако однажды они попадают в руки к французскому генералу Делатомбу (Джонатан Прайс), который заставляет их заняться разоблачением куда более масштабного мошеннического «волшебства»: в одной деревне кто-то похищает девочек, обставляя похищения как проявления магии. Чтобы братья не сбежали, он отправляет с ними своего подручного — пыточных дел мастера Кавальди (Петер Стормаре). Прибыв в деревню, братья Гримм вскоре выясняют, что все исчезновения детей связаны с «заколдованным лесом». Они пытаются с помощью охотницы Ангелики (Лена Хеди) найти в лесу знакомые им по прежним фокусам механизмы, но постепенно убеждаются, что там на самом деле творятся невероятные дела — ходят деревья, бродит волк-оборотень, а посреди леса стоит древняя башня, в которой живёт Зеркальная Королева (Моника Белуччи), которая с помощью магии уже обрела вечную жизнь, а теперь пытается с помощью крови похищенных девочек получить и вечную молодость.

«Страна приливов»

В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама «Страна приливов» по мотивам одноимённого романа Митча Каллина. Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. В большинстве стран фильм был выпущен сразу на DVD или прошёл малым экраном.

«Воображариум доктора Парнаса»

«Теорема Зеро»

В начале сентября 2013 года в рамках основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера очередного фильма Гиллиама — фантастической «Теоремы Зеро», снятой по сценарию Пэта Рашина. Кристоф Вальц снялся в роли компьютерного гения, который ожидает звонка от Бога и работает над доказательством сложнейшей теоремы. Фильм был достаточно прохладно принят критиками и зрителями

«Человек, который убил Дон Кихота»

Приключенческое комедийное фэнтези, вольно основанное на романе Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Картина признана общественностью одним из самых печально известных примеров производственного ада, потому что Терри Гиллиам безуспешно пытался создать фильм в течение 29 лет.

В 2002 году Кит Фултон и Луис Пепе выпустили документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче» о попытках Терри Гиллиама снять фильм о Дон Кихоте.

Мировая премьера картины состоялась 18 мая 2018 года на 71-ом Каннском международном кинофестивале, в качестве фильма-закрытия.

Нереализованный проект

Терри Гиллиам получил предложение снимать фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988), но отказался, посчитав картину чересчур сложной технически. Позже Гиллиам горько раскаивался в своём решении.

В итоге режиссёром стал Роберт Земекис, а сам фильм получил премию «Оскар» в том числе за лучшие визуальные эффекты.

Преодолевая сопротивление реальности

С немалым трудом, но комикам все же удалось собрать минимально необходимую сумму для съемок (чуть больше 200 тысяч фунтов) — помогли и музыканты, и дружественные предприниматели из творческой среды (например, Тони Страттон-Смит, основатель и владелец лейбла Charisma Records). Съемки начались — на них команда себе отводила около месяца — то есть весь май 1974 года.

Пришлось изобретать многое прямо на ходу. Камера, сломавшаяся на первом дубле, была лишь началом. В начале съемок последовал еще один удар — Национальный фонд, общественная организация, которая занимается управлением большинства британских зданий, представляющих историческую ценность, отказал съемочной группе в доступе к средневековым шотландским замкам. Представители фонда заявили, что комики не будут «уважать достоинство ткани зданий». Шутки «Монти Пайтон» считались пошлыми и грубыми, некоторые даже называли их святотатством.

Проблема была решена творчески: когда в одной из сцен рыцари смотрят на Камелот и говорят, что он не так уж и впечатляет, ведь это всего лишь модель, — они не кривят душой; это действительно был макет из картона.

Кадр из фильма

Python/Emi/Kobal/Shutterstock/Fotodom Кадр из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Майкл

Тем не менее замки были все же нужны для съемок интерьеров — без них фильм и вовсе не получилось бы снять. В итоге Терри Джонс и Терри Гиллиам смогли договориться с владельцем двух замков, который не принадлежал Национальному фонду. Один из них — замок Сталкера на западном побережье Шотландии, другой — замок Дун, в 30 милях к северу от Глазго.

Для массовых сцен комики решили нанять жителей деревни Балахулиш, но денег у команды почти не было — массовке они могли предложить лишь по два фунта за смену. Майкл Пейлин, член группы, писал в дневнике, что «даже шотландцы проигнорируют такое предложение». Впрочем, тревожился он зря — людей для съемок хватило.

Некоторые шутки и гэги появлялись в результате все того же безденежья. У команды совсем не было денег на лошадей — кроме того, для съемок с животными требовалось соблюдать дополнительные и довольно строгие правила. Что же за рыцари без лошадей? Решение было найдено в результате экспромта — во время озвучивания фильмов для имитации звука лошадиных копыт нередко используют скорлупу от кокоса. А пайтоны решили использовать их прямо в кадре — в результате в фильме рыцари лишь имитируют езду на лошади, а за каждым из них семенит оруженосец, издающий кокосами звуки лошадиных копыт.

Кадр из фильма

Python/Emi/Kobal/Shutterstock/Fotodom Кадр из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Майкл

Каждый день съемок приносил новые сюрпризы. Майкл Пейлин писал в дневнике:

«Понедельник, 13 мая. День поедания грязи. Я одет в лохмотья, постоянно и упрямо ползаю по мерзкой грязи, в сцене, которая должна сделать сцену с флагеллантами из «Седьмой Печати» (фильм Бергмана. — Esquire) похожей на «Завтрак у Тиффани». Массовка изображает больных чумой — везде бубоны и язвы. Люди действительно выглядят убогими, и после двух часов валяния в грязи реальность становится фантазией, а фантазия — реальностью. Съемочная группа, чистые и хорошо одетые люди, смотрящие на нас и иногда поворачивающие к нам большую черную машину, кажется чем-то совершенно нереальным, ужасным сном.

В конце дня я должен есть грязь. Джон Хортон приготовил смесь из смородины, шоколадного растворимого порошка, кусочков фруктового пирога и какао и выливает их на клочок земли, от которого эту смесь не отличишь».

Но Гиллиам был в восторге: «Дерьмо еще никогда не выглядело так красиво!» И он продолжал настаивать на реализме в работе — фильм должен был быть смешным, но в то же время сниматься по всем правилам серьезного и глубокого кино: грязь и кровь, дымные пейзажи, естественный свет, качественно сделанные костюмы. Натуралистичность реквизита и натуры должна была лишь подчеркивать абсурдность и сюрреалистичность снятого пайтонами фильма.

А дальше была уже история.

Python/Emi/Kobal/Shutterstock

Python/Emi/Kobal/Shutterstock/Fotodom Кадр из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Майкл

Лиза Биргер о книге "Питоны о Питонах. Автобиография"

5 октября 1969 года в 23.10 в телеэфир Би-би-си вышел первый выпуск комедийного шоу "Летающий цирк "Монти Пайтона"" — самой отвязной, странной и смешной программы в истории телевидения. Пайтоны (здесь их предлагается называть Питонами, потому что имена для своих персонажей они обычно брали из зоопарка) шутили по адресу Бога, впервые за историю Би-би-си показали в эфире голую грудь, озвучивали поток сознания, перебивая шизофренической анимацией Терри Гиллиама. При этом они сразу стали и остаются до сих пор безумно популярны. В 2009 году Питоны отмечали 40-летие: получили премию BAFTA за заслуги, четырехсерийный документальный фильм и рекордные продажи юбилейного DVD, которым способствовало появление собственного канала на YouTube. Они на много лет определили лицо британской комедии, создав телевидение, которого просто не могло прежде существовать. В 2003 году Боб Маккейб деликатно допросил всех живых участников, а также друзей и родственников умершего от рака одного из создателей шоу Грэма Чепмена, и склеил из их рассказов автобиографию группы, довольно нейтральную по интонации. Неожиданно с большим шиком ее издали в России: на дорогой бумаге, с толстыми вкладками цветных фотографий, и на всякий случай щедро сдобренную примечаниями переводчика.

1960-е годы были золотым веком британского телевидения прежде всего потому, что оно само еще не очень понимало, что собой представляет. Би-би-си разрасталась, ее главной кузницей кадров были театральные кружки Оксфорда и Кембриджа. Все, кто хоть как-то умел шутить и лицедействовать, попадал в капустники, из капустников — на подмостки, с подмостков — на гастроли, оттуда — прямо на Би-би-си. Каким-то чудом пять таких самодеятельных шутников плюс один сбежавший из Америки режиссер-аниматор получили субботний ночной эфир и разрешение делать в нем все, что пожелают, при условии, что все происходящее будет похоже на цирк, желательно воздушный. Руководство канала в производство не вмешивалось совсем, единственное, по воспоминаниям участников группы, что сделал продюсер,— поменял титры. Притом что его мать была единственным человеком, высиживавшим все съемки, не дрогнув.

Результат был сногсшибательный. У телевизоров собирались толпы, а критики заходились в экстазе — несмотря на то, что шоу абстрагировалось от любых реалий дня: шуткой, самой близкой к пародии на Британию, оставалось что-то вроде "Министерства дурацкой походки", а ближайшей исторической реалией — Гитлер и послевоенные запасы тушенки.

Интересно, что именно эту выраженную аполитичность участники шоу почти не обсуждают — не считая одной реплики: мол, может, если бы шутили по-другому, не наступило бы такого безобразия. Но Питоны действительно шутили про "нечто совершенно иное": мертвых попугаев, испанскую инквизицию, играющих в футбол философов, Кандинского на велосипеде и пингвина на телевизоре, которому пришло время взорваться. Скетчи про философов чередовались с шутками про домохозяек и, в общем, точно не требовали специального образования — когда сценаристов уводило далеко в интеллектуальную сторону, являлся Терри Джонс с голой задницей, Грэм Чепмен с неизменной трубкой и коронным "Слишком глупо" или с неба завершающей точкой на героев падала рисованная 16-тонная гиря. "Мы не делали пасквилей, мы не высмеивали людей и события того времени,— говорит Терри Джонс.— Хочется верить, что мы больше говорили о человеческой природе вообще".

А вот о чем участники шоу говорят теперь довольно пространно: не считая идиллического первого сезона, в труппе все было не слишком гладко. Чепмен пил и пропадал неделями, Джон Клиз "звездил" и мечтал о сольной карьере (он в итоге ушел после третьего сезона, а уже после второго на канадских гастролях сидел за отдельным столиком), сценаристы писали по отдельности (Клиз с Чепменом, Джонс с Пейлином и Айдл в одиночку) и могли передраться даже из-за того, коза или овца будет участвовать в скетче. О человеческой природе вообще это говорит не меньше, чем интересные, наверное, только преданным фанатам подробности вроде, как именно в скетче про мертвого попугая возник "норвежский голубой" и что попугай вообще изначально был машиной, но это, конечно, совершенно не так смешно.

Боб Маккейб. Питоны о Питонах. Автобиография / Пер. М. Немцова. М.: Додо, 2011

После показа

Премьера фильма состоялась в начале апреля 1975 года. В Нью-Йорке первой тысяче зрителей торжественно вручали скорлупу от кокоса, такую же, которая использовалась на съемках. Майкл Пейлин, вдохновленный отзывами и рецензиями, писал в дневнике:

«Сегодня в Лондоне премьера нашего второго фильма. Обнадеживающе хорошая рецензия в утренней Guardian. Очень хороший отзыв Александра Уокера в Evening Standard («Самая яркая британская комедия за годы») и в Time Out — там он тоже понравился. Это подбодрило нас всех, поскольку эти два издания влиятельны среди нашей лондонской аудитории. Фильм очень хорошо принят».

Фильм и правда оказался очень уместным и созвучным эпохе. Он не просто был смешным и комичным (а он был), но еще и оказался восхитительным примером деконструкции феодального мифа.

Вольно или невольно, но пайтоны в своей картине постоянно создавали конфликт между романтическим идеализированным Средневековьем (с его галантностью, куртуазностью, сложносочиненностью поэзии) и прозой жизни — с ее грязью, насилием, смертью и эксплуатацией. Вместо легендарных отважных рыцарей зрители увидели простаков, тупиц, трусов и подлецов, которые медленно трусили через шотландские просторы без лошадей, но зато с кокосовыми скорлупками.

Слева направо: Терри Гиллиам, музыкант Нил Иннес, Эрик Айдл и Терри Джонс

Pierre Vauthey/Sygma/Sygma via Getty Images Слева направо: Терри Гиллиам, музыкант Нил Иннес, Эрик Айдл и Терри Джонс

Фильм получился универсальным: он был полон шуток, доступных лишь интеллектуалам (постоянные отсылки к Бергману — как, например, пародийные титры в начале, так и конкретные сцены), но в то же время был доступен для понимания и тем, кто смутно помнил легенды о рыцарях Круглого стола и ничего не знал о средневековой литературе. Пайтоны наконец-то добились своей цели — фильм прогремел и в Америке тоже. И даже оставил след в истории Каннского фестиваля — показ картины там был сорван сразу после показа комичных субтитров из-за того, что кто-то позвонил в полицию и заявил, что в кинотеатре заложена бомба.

Критики, впрочем, не были единодушны в своем одобрении — причем в особенности американские. Некоторые хвалили , отмечая, впрочем, и недостатки, другие, например Джин Сискел, были чертовски недовольны — рассерженный критик написал , что за время фильма он увидел «10 забавных моментов и 70 минут тишины»; другие жаловались, что некоторые шутки затянуты.

Как бы там ни было, фильм оказался успехом, с какой стороны ни посмотри. Только в прокате в 1975 году он заработал $5 миллионов, что с лихвой окупило затраты на съемки и маркетинг. Комики стали международными знаменитостями, а также придумали тему для следующего фильма: на одной из пресс-конференций, отвечая на вопрос про то, что будет снято дальше, Эрик Айдл пошутил, что новый фильм будет называться «Иисус Христос: Жажда славы». Эта идея засела в головах у комиков — так и появилась «Жизнь Брайана по Монти Пайтону», которая иронически высмеивала историю Иисуса Христа.

А «Священный Грааль» навсегда вошел в истории кино и регулярно признается одним из лучших комедийных фильмов в истории — он повлиял на создателя «Симпсонов» и на сценаристов главных американских вечерних шоу, на режиссеров и актеров. О фильме пишут научные статьи, отсылая к Бахтину и Проппу, его регулярно ставят в пример современным комедиантам, о нем регулярно вспоминают медиа.

Умер Терри Джонс из комик-группы «Монти Пайтон»

Терри Джонс родился в Колуин-Бэй (Уэльс). Учился в Колледже cвятого Эдмунда в Оксфорде, где познакомился с Майклом Пэлином и другими будущими членами «Монти Пайтон». Терри Джонс был одним из режиссеров фильма 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль» (совместно с Терри Гильямом). Позднее самостоятельно снял две другие картины «Монти Пайтон»: «Смысл жизни» (1979) и «Житие Брайана» (1983). Всего был режиссером около десяти документальных и художественных фильмов. Также писал сценарии, прозу и стихи.

Комик-группа «Монти Пайтон» была создана в 1969 году. Она просуществовала с перерывами до 2014 года.

Как «Монти Пайтон» придумала современную сатиру и что из этого вышло — в материале “Ъ” «Комическая одиссея».

Гражданство

Гиллиам получил британское гражданство в 1968 году и 38 лет имел двойное гражданство. От гражданства США он отказался в 2006 году, назвав среди причин несогласие с политикой Джорджа Буша-мл., а также высокое налоговое бремя, которое ляжет на его семью: после его смерти дети смогут получить наследство, лишь заплатив налоги, равные цене его британского дома. Как результат, он имеет право находиться в США не более чем 30 дней в году; это меньше, чем разрешено обычному подданному Великобритании.

Умер Терри Джонс из комик-группы «Монти Пайтон»


«Всё могу» / кинокомпания «Экспонента»

Ушел из жизни актер Терри Джонс — один из участников комической труппы «Монти Пайтон». Об этом сообщает BBC. Ему было 77 лет.

Джонс основал «Монти Пайтон» вместе с несколькими актерами и сценаристами, в труппу вошли Джон Клиз, Майкл Пейлин, Грэм Чапман, Эрик Айдл и Терри Гиллиам. Труппа специализировалась на комедийных постановках и скетчах.

Юмористическое шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» показывали на BBC с 1969 по 1974 год. Труппа выпустила несколько книг, полнометражных фильмов и даже музыкальных альбомов. Джонс часто выступал в качестве режиссера, например для фильмов «Монти Пайтон и священный Грааль» и «Монти Пайтон: Житие Брайана».

Режиссер Терри Гиллиам перепутал Украину и Россию во время выступления на Одесском международном кинофестивале

Британский режиссер Терри Гиллиам перепутал Россию и Украину во время своей благодарственной речи на Одесском международном кинофестивале. Об этом сообщают Vesti.ua.

Он назвал Одессу частью России. «Спасибо, Россия! Спасибо, Одесса!» — сказал режиссер.

Когда ему указали на ошибку, Гиллиам сразу извинился. По словам режиссера, из-за «особой атмосферы кино и Потемкинской лестницы» в Одессе он «потерял связь с реальностью».

Терри Гиллиам получил известность в 1970-х как актер и участник комедийной группы «Монти Пайтон», в дальнейшем он прославился как режиссер.

Он снял фильмы: «12 обезьян», «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братья Гримм», «Воображариум доктора Парнаса», «Бразилия», «Страна приливов», «Бандиты во времени» и другие.

Читайте также: