Когда снимут санкции с ирана на поставку нефти

Обновлено: 05.07.2024

Стоимость нефти Brent в ходе вечерних торгов в четверг резко упала ниже $71 за баррель. По данным на 19.10 мск, контракты на поставки Brent в августе дешевели до $70,95 — это на 1,8% меньше цены на закрытии торгов в среду. До падения стоимость Brent приближалась к своему двухлетнему максимуму, отмечает Reuters. После обвала котировки вернулись к росту: по данным на на 21:22, фьючерсы на Brent дорожали на 0,5% — до $72,55.

Реклама на Forbes

Американский чиновник, имя которого Reuters не называет, заявил агентству, что решение отменить персональные санкции не связано с переговорами о возобновлении ядерной сделки.


Иран можно считать чемпионом по количеству принятых против него «санкционных» исполнительных указов и законов США. Также он будет одним из первых государств по количеству выданных Министерством финансов США генеральных лицензий, разрешающих некоторые транзакции с Ираном. Эти два показателя тесно связаны: множество введенных санкций обуславливает запрет на практически любую транзакцию с Ираном. Но поскольку США не могут вывести Иран из международной торговли в один момент, американцы вынуждены делать исключения для некоторых операций.

В выпущенном в январе 2020 г. Исследовательской службой Конгресса США (Congressional Research Service) докладе «Санкции против Ирана». аналитики описывают основные исполнительные указы, законы по санкциям против Ирана, а также классифицируют санкционные меры по основным направлениям. Учитывая их количество и частичное пересечение, это задача не из простых.

Санкции были значимой составляющей политики США против Ирана со времен Иранской революции 1979 года, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви — союзник США. В 1980–1990-х гг. американские санкции вводились с главной целью — принудить Иран прекратить поддержку терактов и ограничить его стратегическую мощь на Ближнем Востоке. С середины 2000-х гг. США и международное сообщество намеревались ограничить использование Ираном ядерных технологий исключительно мирными целями.

Современные санкции США против Ирана затрагивают передовые отрасли экономики Ирана. В SDN-лист включено много крупных иранских компаний. США беспощадно вводят вторичные санкции за взаимодействие с Ираном. Хотя американские санкции не запрещают ряд транзакций, недостаток информации о том, что разрешено, негативный опыт попавших под вторичные санкции компаний и простое нежелание рисковать по сути обеспечивают Ирану ситуацию полного эмбарго. В докладе CRS авторы уточняют, какие именно транзакции запрещены законодательством США.

Иран можно считать чемпионом по количеству принятых против него «санкционных» исполнительных указов и законов США. Также он будет одним из первых государств по количеству выданных Министерством финансов США генеральных лицензий, разрешающих некоторые транзакции с Ираном. Эти два показателя тесно связаны: множество введенных санкций обуславливает запрет на практически любую транзакцию с Ираном. Но поскольку США не могут вывести Иран из международной торговли в один момент, американцы вынуждены делать исключения для некоторых операций.


Доклад Исследовательской службы Конгресса США «Санкции против Ирана»

В выпущенном в январе 2020 г. Исследовательской службой Конгресса США (Congressional Research Service) докладе «Санкции против Ирана». аналитики описывают основные исполнительные указы, законы по санкциям против Ирана, а также классифицируют санкционные меры по основным направлениям. Учитывая их количество и частичное пересечение, это задача не из простых.

Санкции были значимой составляющей политики США против Ирана со времен Иранской революции 1979 года, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви — союзник США. В 1980–1990-х гг. американские санкции вводились с главной целью — принудить Иран прекратить поддержку терактов и ограничить его стратегическую мощь на Ближнем Востоке. С середины 2000-х гг. США и международное сообщество намеревались ограничить использование Ираном ядерных технологий исключительно мирными целями.

Современные санкции США против Ирана затрагивают передовые отрасли экономики Ирана. В SDN-лист включено много крупных иранских компаний. США беспощадно вводят вторичные санкции за взаимодействие с Ираном. Хотя американские санкции не запрещают ряд транзакций, недостаток информации о том, что разрешено, негативный опыт попавших под вторичные санкции компаний и простое нежелание рисковать по сути обеспечивают Ирану ситуацию полного эмбарго. В докладе CRS авторы уточняют, какие именно транзакции запрещены законодательством США.

Во-первых, ограничения касаются нефтяной отрасли. Все транзакции США с Ираном относительно энергетических продуктов запрещены. Торговый запрет, введенный исполнительным указом №12959 1995 г., расширил ограничения импорта из Ирана, которые были введены исполнительным указом №12612 от 29 октября 1987 г. Также указ 1995 г. дополнил запрет на импорт иранской нефти в США, действующий согласно Секции 505 International Security and Development Cooperation Act. Указ №12959 ограничивал транзакции, связанные с торговлей иранской нефти в целом. Интересно, что закон о регулировании транзакций с Ираном (Iranian Transaction Regulations) не запрещает импорт нефтепродуктов других иностранных нефтеперерабатывающих заводов. Продукт нефтепереработки будет считаться продуктом той страны, где расположено соответствующее предприятие, даже если среди прочих была использована иранская сырая нефть.

Во-вторых, США в рамках своей юрисдикции запрещают транспортировку ряда товаров через границу Ирана, а также посреднические услуги.

В-третьих, ограничивается импорт в США предметов роскоши из Ирана. По соглашению СВПД, импорт в США таких предметов роскоши, как черная икра и ковры, мог быть продолжен и после января 2016 г., но 6 августа 2018 г., после одностороннего выхода США из сделки, запрет был снова введен.

В-четвертых, действуют ограничения на страхование перевозок товаров из Ирана. В-пятых, ввиду того, что крупнейшая в Иране государственная авиакомпания Iran Air с июня 2011 г. находится под санкциями по исполнительному указу №13382, а ряд других иранских авиакомпаний находятся под санкциями по указу №13224, торговля с гражданскими авиакомпаниями Ирана запрещена. Это ограничение было снято после подписания СВПД, но возвращено 6 августа 2018 г.

Американские санкции не запрещают персональные коммуникации (телефонные звонки, общение через электронную почту) с гражданами Ирана, личные денежные переводы и участие американцев и иранцев в совместной издательской деятельности.


Иван Тимофеев:
Санкции США против Ирана: новая эскалация?

Также для американских физических лиц и организаций разрешен экспорт продовольствия и медицинского оборудования. Гуманитарная помощь в виде поставок продовольствия, игрушек, одежды не запрещена, особенно если предоставляется в прямой форме физическим лицом, но организациям гуманитарной направленности для оказания такой помощи нужно получить разрешающую лицензию. Отмечается, что платежи американских импортеров не должны идти прямо в иранские банки — необходимо провести операцию через банк третьего государства.

Таким образом, некоторые транзакции между США и Ираном разрешены. Но присутствует ряд оговорок. Для гуманитарных организаций, поставщиков медицинских изделий и других есть риск попасть под санкции, и высоки потенциальные издержки от этого. Большинство компаний предпочтут просто уйти из региона.

Интересно, что в данной части доклада речь идет о запрещенных и разрешенных операциях американцев с Ираном. На самом деле те же самые ограничения действуют и против компаний из иных государств. Американцы широко трактуют свою юрисдикцию. Распространена практика, когда под штрафы попадают зарубежные компании, которые используют доллары США в транзакциях и проводят платежи через американские банки. Поэтому санкции фактически затрагивают не только граждан и компании США, но и любую компанию, осуществляющую долларовые транзакции с Ираном и иранским бизнесом.

Авторы доклада замечают, что многие государства, бизнес которых сейчас рискует оказаться под вторичными американскими санкциями, еще несколько лет назад установили собственные санкционные режимы против Ирана. Например, государства Европейского союза ввели санкции против Тегерана в 2012 году. Это были торговые и финансовые санкции за нарушение Ираном режима нераспространения. Однако, выполняя положения СВПД, ЕС снял санкции 2012 года, в том числе запрет на страхование перевозок нефти из Ирана, заморозку счетов Центрального банка Ирана, ограничение транзакций между европейскими и иранскими банками и краткосрочного кредитования, запрет на импорт газа и нефти из Ирана, торговлю золотом, драгоценными металлами и нефтепродуктами, запрет экспорта в Иран графита, промышленного программного обеспечения и некоторые другие. После 2015 года из санкций Евросоюза в силе остались эмбарго на продажу Ирану оружия, ракетных технологий, других продуктов, которые можно использовать для разработки ядерного оружия, а также оборудования для внутренних репрессий. ЕС сохранил санкции против конкретных лиц, якобы виновных в нарушениях прав человека.


Иван Тимофеев:
Цена санкций — жизни людей

ЕС является сторонником СВПД. Ряд ведущих европейских политиков выступили с критикой в сторону Вашингтона после его одностороннего выхода из соглашения. Хотя ЕС не последовал примеру США и не ввел санкции против Ирана, руководствуясь необоснованными обвинениями, как это сделали американцы, фактически европейский бизнес был вынужден уйти из региона после августа 2018 года. По данным CRS, Renault и Citroen (Франция) прекратили инвестиции в совместное с двумя иранскими фирмами предприятие, которое должно было активизировать автомобильное производство Ирана до уровня 350 000 автомобилей в год. В августе 2018 г. Daimler (производитель автомобилей Mercedes Benz) заявил о прекращении бизнеса в Иране. Ряд европейских банков заявили о прекращении проведения транзакций с Ираном (DZ Bank, Allianz (Германия), Oberbank (Австрия), Banque Wormser Freres (Франция)). Компании энергетического сектора, также те, которые специализируются на транспортировке, телекоммуникациях, авиаперевозках и многих других, приостановили свой бизнес с Ираном.

Страны — члены ЕС предприняли попытки сохранить СВПД и защитить собственный бизнес. Как отмечено в докладе, 31 января 2019 г. Франция, Германия и Великобритания объявили о регистрации механизма INSTEX (Инструмент поддержки торговых обменов) для взаимодействия с Ираном, минуя американскую финансовую систему. В апреле того же года Иран создал зеркальный механизм STFI (Инструмент специальной торговли и финансирования) для работы с европейскими компаниями, которые используют INSTEX. Однако эти механизмы сейчас не обеспечивают постоянную торговлю с Ираном.

Эффективность санкций против Ирана — неоднозначный вопрос. Санкционные режимы 2011–2015 гг., действовавшие в отношении Ирана, можно считать успешными. В 2013 году президентом стал Хасан Рухани, отчасти благодаря заявленной им цели добиться смягчения санкций против его государства и прекращения международной изоляции Ирана. В 2015 году Иран пошел на подписание СВПД, приняв на себя ряд обязательств. Произошло то, чего добивались инициаторы санкций. В противоположность этому, санкции США, введенные после развала СВПД, — не столь оправданны. Администрация Трампа полагает, что усиление санкционного давления на Тегеран может заставить руководство Ирана сесть за стол переговоров и согласиться на новую сделку, в рамках которой Иран возьмет на себя обязательства полностью прекратить не только ядерную программу, но также ракетную программу и свою «разрушительную» деятельность в регионе. Пока Иран отказывается соглашаться на подобные требования. Когда в 2011–2015 гг. главной претензией к Ирану была его ядерная программа, руководству ИРИ было ясно, что конкретно от него ждут, по крайней мере, европейцы, чьи санкции оказали решающее воздействие в 2010-х гг. Теперь же США предъявляют множество требований и выдвигают обвинения, с которыми Иран, а также другие государства, в том числе союзники США, не согласны. Сложно представить, на какие уступки должен пойти Иран, чтобы США сняли санкции, и возможен ли такой итог в принципе.

Сможет ли Иран выйти из-под санкций?


Рост нефтяных котировок во втором квартале 2021 г. способствовал нормализации социально-экономической обстановки во многих нефтедобывающих странах — цены росли параллельно с постепенным снятием ограничений и ростом спроса на нефтепродукты, фактически удваивая благоприятный эффект для экономики затронутых стран. Несмотря на отсроченный приход третьей волны пандемии в июне-июле 2021 г., Россия в этом плане не является исключением. Все это время, однако, на горизонте нефтяной отрасли маячил один из главных факторов неопределенности на протяжении текущего года — перспектива возвращения иранской нефти на мировые рынки вследствие урегулирования «иранского ядерного вопроса» в рамках венских переговоров.

В отличие от предыдущего переговорного процесса, Иран в меньшей степени готов к экспортному прорыву. Во-первых, текущее положение рынка, а именно состояние бэквордации (положение, когда стоимость спотовых котировок превышает стоимость фьючерсов в будущем), когда весь нефтяной рынок ожидает постепенного возвращения объемов нефтедобычи ОПЕК+, не способствует наращиванию крупных товарных запасов. Хотя мощности нефтехранилищ на острове Харк традиционно заполнены почти до отказа, в предыдущие годы Иран хранил существенные объемы нефти также на своих танкерах, используя их в качестве плавучих складов. Однако в этом году (пока что) этот тренд не провился. Во-вторых, осталось чуть больше месяца до прихода к власти новой администрации, более агрессивной в плане своей риторики в отношении США и менее склонной к компромиссам на фоне большей близости и зависимости от религиозных кругов Ирана. Если до августа ядерная сделка не будет заключена, вероятность её заключения в будущем значительно сократится.

Рост нефтяных котировок во втором квартале 2021 г. способствовал нормализации социально-экономической обстановки во многих нефтедобывающих странах — цены росли параллельно с постепенным снятием ограничений и ростом спроса на нефтепродукты, фактически удваивая благоприятный эффект для экономики затронутых стран. Несмотря на отсроченный приход третьей волны пандемии в июне-июле 2021 г., Россия в этом плане не является исключением. Все это время, однако, на горизонте нефтяной отрасли маячил один из главных факторов неопределенности на протяжении текущего года — перспектива возвращения иранской нефти на мировые рынки вследствие урегулирования «иранского ядерного вопроса» в рамках венских переговоров.


Иван Тимофеев:
Санкции против Ирана и будущее СВПД: взгляд из Тегерана и Москвы

Безотносительно успеха переговоров по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) фактор Ирана все еще значим, что подтверждалось спорадическими обвалами котировок в апреле-мае 2021 г. — каждый раз, когда заявления высокопоставленных дипломатов заставляли участников рынка поверить в реальность успеха переговоров. В то же время победа Ибрагима Раиси на президентских выборах 18 июня 2021 г. представляет собой водораздел для переговорного процесса, так как после прихода новой администрации, намеченного на 5 августа, вероятность сделки становится существенно ниже. Сразу после объявления результатов выборов избранный президент И. Раиси заявил о нежелании вести переговоры по ядерной программе Ирана или по региональным интересам Тегерана на Ближнем Востоке с Соединенными Штатами.

Иран и Венесуэла договорились о взаимном экспорте нефти

нефтяная платформа
нефтяная платформа

МОСКВА, 26 сен — ПРАЙМ. Венесуэла заключила сделку с Ираном по обмену своей тяжелой нефти на иранский конденсат, передает Reuters со ссылкой на источники, близкие к переговорам.

Как сообщает агентство, договоренности могут нарушить санкции США против Ирана и Венесуэлы. Об этом журналистам Reuters заявили в Минфине США.

"Любые транзакции с NIOC неамериканских лиц, как правило, подлежат вторичным санкциям", — цитирует агентство электронное письмо ведомства. Министерство отмечает, что "сохраняет право налагать санкции на любое лицо, которое намерено работать в нефтяном секторе экономики Венесуэлы", при этом оговаривает, что речь не идет о конкретной сделке.

Флаг США

США ввели санкции против ряда граждан Ирана, Ливана и Кувейта
Своп-контракт позволит Венесуэле разбавлять свою тяжелую нефть иранской сверхлегкой, которую используют в нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Иран планирует продавать венесуэльскую тяжелую нефть в Азии.

По данным источников агентства, сделка заключена пока на первые полгода. Срок может быть в дальнейшем продлен.

Агентство, по информации трех своих собеседников, отмечает, что Венесуэла таким образом частично оплатила 2 миллиона баррелей иранского конденсата, которые уже получила 23 сентября.

"Уже не скрывают". Что будет с нефтью после отмены санкций против Ирана

нефтяная платформа
нефтяная платформа

МОСКВА, 27 мая — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Тегеран и Вашингтон близки к заключению ядерной сделки, которая позволит снять санкции, введенные администрацией Трампа против Ирана. Участники рынка ожидают возобновления экспорта иранской нефти и падения цен на энергоносители. Однако поставки нефти из Ирана никогда не прекращались несмотря на санкции США. Goldman Sachs прогнозирует подорожание Brent до $80/баррель в четвертом квартале.

Дефицит на рынке нефти составляет около 1 миллиона баррелей в сутки

В ОЖИДАНИИ СДЕЛКИ

Во вторник в Вене возобновились переговоры между участниками ядерной сделки, известной как "Совместный всеобъемлющий план действий" (СВПД). Ядерная сделка была заключена в июле 2015 года между Ираном и шестью странами — США, Францией, Великобританией, Германией, Китаем и Россией — с целью поставить под контроль МАГАТЭ ядерную программу Тегерана. Контроль со стороны МАГАТЭ должен стать гарантией для мирового сообщества, что иранская ядерная программа будет носить исключительно мирный характер.

В 2018 года при президенте Дональде Трампе США в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки. Тегеран был обвинен в нарушении СВПД и нежелании полностью прекратить работы над созданием ядерного оружия.

После избрания президентом США Джо Байдена, который критиковал Трампа за выход из ядерной сделки, между Тегераном и Вашингтоном начались непрямые переговоры о возобновлении СВПД.

На прошлой неделе завершился четвертый раунд переговоров между участниками ядерной сделки. В результате удалось достичь договоренности по основным принципиальным вопросам.

Президент Исламской республики Иран Хассан Роухани сообщил, что администрация Байдена согласилась отменить все санкции, но необходимо обсудить некоторые детали.

"Есть несколько вопросов, работа над которыми продолжается… Но санкции, относящиеся к нефти, нефтехимии, морским перевозкам, страхованию, центральному банку и банковскому сектору… они (американцы — прим. ред.) согласились отменить", — сказал глава Исламской республики.

Начавшийся на этой неделе пятый раунд переговоров должен стать последним. Ожидается, что СВПД будет возобновлен, и Вашингтон отменит санкции против Тегерана. Среди участников рынка существуют опасения, что отмена санкций приведет к резкому росту предложения и падению цен на нефть.

САНКЦИИ ЭКСПОРТУ НЕ ПОМЕХА

В мае 2018 года, когда Трамп объявил о выходе США из ядерной сделки, экспорт из Ирана составлял 3,2 млн баррелей в сутки, включая нефть — 2,4 млн баррелей в сутки.

Через шесть месяцев после введения санкций поставки за рубеж сократились до 1,2 млн баррелей в сутки, включая 952 тысяч баррелей в сутки нефти. По оценкам западных экспертов, в феврале 2020 года экспорт сократился до минимального уровня, составив всего 606 млн баррелей в сутки, в том числе 137 млн баррелей в сутки нефти.

Китайский дракон сулит нефтяному рынку неожиданные сюрпризы

Санкции со стороны США стали причиной рецессии в иранской экономике. Ситуация усугубилась во время пандемии коронавируса. Однако Вашингтон не достиг поставленной цели — добиться полного прекращения экспорта нефти и нефтепродуктов из Ирана.

Китай становится ареной спора нефтяных держав

Последний начал максимально скрытно поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж. Тегеран не предоставляет информацию об объемах поставок за рубеж, но существуют оценки западных агентств, основанных на данных о добыче, заполнении нефтехранилищ, морских перевозках, закупках иностранных компаний. Оценки разных агентств часто существенно отличаются друг от друга.

Денежные купюры США и монета номиналом один рубль.

Однако большинство экспертов и аналитиков отмечают, что экспорт углеводородов из Ирана начал стабильно расти, начиная с середины прошлого года. В этом году рост поставок за рубеж продолжился.
Согласно данным американской консалтинговой группы FGE, в марте объемы экспорта достигли максимального показателя после введения санкций Трампом — 1,7 млн барр./сут., но в апреле незначительно снизились.

Нефть дешевеет почти на процент на ожиданиях по поставкам из Ирана

Основными покупателями иранской нефти стали китайские независимые НПЗ, которые несмотря на санкции США были готовы идти на риск из-за привлекательных условий поставки и больших скидок, предоставляемых Тегераном. Выгода была настолько велика, что китайские переработчики покупали иранскую нефть, несмотря на прямые угрозы администрации Трампа наложить санкции на любую компанию, которая осмелится нарушить запрет США.

По оценке экспертов организации United Against Nuclear Iran (Вместе против ядерного Ирана), выступающей против отмены санкций, с октября 2020 года нефть и газовый конденсат из Ирана поставлялись в основном в Китай. Поставки в эту страну в марте достигли 993 млн баррелей в сутки, но в апреле снизились до 448 баррелей в сутки. Вторым крупнейшим импортером иранской нефти является Сирия, за ней следуют ОАЭ и Малайзия. Трейдеры из ОАЭ и Малайзии выступали, как посредники. Они покупали нефть у Тегерана для перепродажи в другие страны. Даже близкие союзники США покупали через посредников иранскую нефть.

"Наши партнеры вместо того, чтобы поддержать нас, перешли на сторону Ирана, помогая ему обходить санкции, наложенные Трампом", — посетовал Кристофер Мерфи, сенатор-демократ от штата Коннектикут.

В марте во время встречи в Анкоридже госсекретарь США Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан высказали китайской делегации во главе с министром иностранных дел КНР Ван И недовольство по поводу закупок нефти в Иране. Китайская делегация в категорической форме отвергла все претензии американской стороны.

В конце марта Пекин не скрываясь заключил с Тегераном 25-летнее соглашение, согласно которому Китай обязался инвестировать в иранскую экономику $400 млрд в обмен на поставки нефти.

Для обеспечения безопасного экспорта нефти и нефтепродуктов Иран построил трубопровод протяженностью около тысячи километров в порт Джаск, который в Оманском заливе, восточнее Ормузского пролива. Это позволит осуществлять поставки даже в случае обострения ситуации в Персидском заливе и прекращения судоходства в Ормузском проливе, через который в прошлом году на рынки Европы и Азии поступило около 20% от всей нефти, добытой в мире. Экспорт через Джаск затрудняет отслеживание танкеров, доставляющих иранскую нефть потребителям вопреки санкциям США.

BRENT ПО 80 ДОЛЛАРОВ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ


Goldman Sachs прогнозирует рост нефтяных цен до $80 долларов за баррель уже в четвертом квартале этого года из-за быстрого восстановления спроса на энергоносители после пандемии коронавируса. По мнению экспертов инвестиционного банка, спрос будет превышать предложение даже после возобновления экспорта иранской нефти в полном объеме.

Западные компании через 15 лет вычерпают всю нефть

"Вероятность повышения цен на нефть очень велика. Спрос на нефть не является эластичным (чувствительным к изменению цены — прим. ред.), а растет вслед за ростом масштабов вакцинации", — говорится в последнем обзоре Goldman Sachs.

Даже если Иран возобновит экспорт в полном объеме в июле, Brent все равно подорожает до $80 за баррель к четвертому кварталу на фоне быстрого восстановления спроса в США и Европе, уверены эксперты инвестиционного банка.

Кроме того, ОПЕК и ее союзники, включая Россию — группа известная, как ОПЕК+ — могут отложить на два месяца увеличение квот на добычу во второй половине 2021 года. Это обеспечит баланс спроса и предложение, даже если Иран начнет распродавать запасы, накопленные острове Харк На этом острове расположены основной экспортный терминал и крупнейшие нефтехранилища Ирана.

По данным Citigroup, сейчас в плавучих хранилищах у острова Харк накоплено около 65 млн баррелей нефти, еще 54 млн баррелей находятся в наземных хранилищах. Танкер типа VLCC дедвейтом свыше 200 тысяч тонн может доставить нефть с острова Харк в Индию в течение 10 дней, в Китай — 20 дней. Эти две страны являются основными рынками сбыта иранской нефти.

Иран и США вышли на финишную прямую отмены всех секторальных санкций


Иллюстрация: AP

Министерство иностранных дел Ирана заявило, что у мировых держав «осталось очень мало времени» для урегулирования нерешëнных разногласий в их усилиях по возобновлению ядерной сделки 2015 года. При этом в МИД Исламской Республики напомнили, что данное соглашение было заключено, в том числе и с целью снятия санкций в отношении энергетического сектора страны, передаëт сегодня, 14 июня, агентство Bloomberg.

Официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Саид Хатибзаде указал, что «ни одна задача не была невыполнимой для переговорщиков», которые находятся в Вене и продолжают консультации по заключению соглашения между Тегераном и Вашингтоном о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана. Вместе с тем в МИД ИРИ не сообщили подробностей о соглашении об отмене санкций в энергетической сфере.

В ноябре 2018 года предыдущая администрация США во главе с Дональдом Трампом ввела полное эмбарго на экспорт нефти из Ирана, добиваясь от своих союзников и партнëров, чтобы они отказались от закупки жидкого углеводорода у Тегерана. С тех пор объëмы поставок иранской нефти, главной статьи дохода ИРИ, на внешние рынки претерпели значительное снижение.

«На сегодняшний день согласована отмена всех секторальных санкций, включая санкции в энергетической сфере», — сказал Хатибзаде, уточнив, что речь идëт о финансовой, нефтяной и транспортной сферах.
«Нет договорëнностей о чëм-то за пределами ядерной сделки, поскольку Совместный всеобъемлющий план действий не подлежит пересмотру и обсуждается его полная реализация», — добавил он.

Санкции США в отношении Ирана делятся на два типа: секторальные, которые включают экспорт нефти, банковскую и страховую области, судоходство, нефтехимию, строительство и производство автомобилей, и персональные, введëнные в отношении иранских физических и юридических лиц.

Напомним, продолжающиеся с апреля консультации нацелены на то, чтобы США, которые в мае 2018 года, в период пребывания в Белом доме Дональда Трампа, вышли в одностороннем порядке из СВПД, вернулись бы в это соглашение и сняли санкции с ИРИ, в то время как Иран возобновит соблюдение всех своих обязательств в рамках ядерной сделки. В настоящее время Тегеран обогащает небольшое количество урана до уровня 60%, хотя СВПД ограничивает этот предел 3,67%. Тегеран также отклонился от требований СВПД в том, что касается эксплуатации центрифуг повышенной производительности.

Подготовка к новой эпохе

Несмотря на возможное разрешение проблемы ядерного досье, геополитическое положение Ирана остается шатким. Дипломатические отношения с крупнейшим региональным соперником — Саудовской Аравией — разорваны с 2016 г., и несмотря на восстановление дипломатических контактов в этом году, ничто не гарантирует невозможность очередного их ухудшения. В Катаре все еще функционирует база ВВС США, которая будет, по всей видимости, только расширяться, поэтому деэскалация напряженности вокруг Ормузского пролива остаётся на повестке дня. Принимая это во внимание, иранские власти решили соединить существующую инфраструктуру вокруг острова Харк, до недавнего времени единственного крупного экспортного терминала, с портом Джаск.

Имея номинальную пропускную способность в 1 млн барр. в день, нефтепровод Гуре-Джаск, строительство которого завершилось в апреле-мае 2021 г., способен покрыть практически весь текущий объем экспорта. И в случае успешного завершения венских переговоров он сможет обеспечить чуть менее половины досанкционных объемов экспорта, однако пока неизвестно, когда начнется поставка партий из Джаска. Новый нефтеналивной терминал в Джаске также позволит увеличить мощности по хранению нефти на 10 млн барр. (примерно треть тех объемов, которые имеются в основной отправной точке иранского экспорта нефти — на острове Харк), что позволит более гибко реагировать на внезапное изменение конъюнктуры.


Иван Тимофеев:
США против СВПД. Чем могут ответить Россия и Китай?

Одной из структурных проблем иранской энергетики была импортная зависимость по ряду товарных категорий — бензин в данном случае является одним из самых показательных примеров. Нефтеперерабатывающий завод «Звезда Персидского залива», фактически полностью устраняющий проблему импорта бензина, был введен в эксплуатацию в 2019-2020 гг. Являясь мощнейшим объектом по фракционированию конденсата, один этот завод обеспечивает выработку более 300 тыс. барр. бензина в день. Таким образом, даже после возможного снятия санкций Ирану больше не потребуется импортировать бензин. Более того, появление небольших суден в обратном направлении (как правило в ОАЭ) позволяет предположить, что у Ирана появился структурный переизбыток.

В 2015 г., когда был согласован и заключен СВПД, возвращение иранской нефти на мировые рынки было увязано с рядом положений дорожной карты — от принятия законодательных актов до перепроверки всех ядерных объектов инспекторами МАГАТЭ. В итоге временной промежуток между подписанием документа и фактическим снятием санкций составил полгода. Вряд ли в случае с текущими переговорами следует ожидать более амбициозных временных интервалов, особенно на фоне опасений, что приход к власти консервативных слоев иранской политической жизни сделает Тегеран менее договороспособным. Безусловно Ирану ничего не мешает постепенно наращивать добычу и без особого медийного шума увеличивать объемы экспорта, однако резких структурных сдвигов ожидать не стоит.

В отличие от предыдущего переговорного процесса, Иран также в меньшей степени готов к экспортному прорыву. Во-первых, текущее положение рынка, а именно состояние бэквордации (положение, когда стоимость спотовых котировок превышает стоимость фьючерсов в будущем), когда весь нефтяной рынок ожидает постепенного возвращения объемов нефтедобычи ОПЕК+, не способствует наращиванию крупных товарных запасов. Хотя мощности нефтехранилищ на острове Харк традиционно заполнены почти до отказа, в предыдущие годы Иран хранил существенные объемы нефти также на своих танкерах, используя их в качестве плавучих складов. Однако в этом году (пока что) этот тренд не провился. Во-вторых, осталось чуть больше месяца до прихода к власти новой администрации, более агрессивной в плане своей риторики в отношении США и менее склонной к компромиссам на фоне большей близости и зависимости от религиозных кругов Ирана. Если до августа ядерная сделка не будет заключена, вероятность её заключения в будущем значительно сократится.

США планируют снять нефтяные санкции с Ирана - СМИ 24 июня 2021, 07:57

@Reuters

США решили снять санкции с нефтегазового сектора и судоходства Ирана, а также высшего руководства страны, передает Tengrinews.kz cо ссылкой на Reuters.

Глава администрации президента Ирана Махмуд Ваези заявил, что было достигнуто соглашение об отмене всех санкций в отношении страхования, нефти и судоходства, которые были наложены бывшим президентом США Дональдом Трампом.

"Было достигнуто соглашение об отмене всех санкций в отношении страхования, нефти и судоходства, которые были введены Трампом", - сказал Махмуд Ваези.

По его словам, в соответствии с достигнутым соглашением США отменят около 1040 ограничений и также было согласовано отменить некоторые санкции в отношении отдельных лиц и персон из ближайшего окружения верховного лидера Ирана.

США и Иран, а также другие страны - подписанты ядерной сделки уже длительное время проводят переговоры в Вене о возвращении исламской страны к выполнению своих обязательств.

Как и другие западные и иранские переговорщики, которые заявили, что переговоры еще далеки от завершения, министр иностранных дел Германии Хайко Маас отметил, что Тегерану и державам еще предстоит преодолеть серьезные препятствия для достижения прогресса.

В 2015 году США, Великобритания, Россия, Франция, Китай, Германия и ЕС подписали с Ираном "Общий комплексный план действий по ядерной программе 2015 года". Они договорились, что иранские власти отказываются от своей ядерной программы в обмен на отмену экономических санкций.

Позже экс-президент США Дональд Трамп вывел страну из соглашения о ядерной программе Ирана и ввел новые санкции против иранского режима. Тегеран объявил о полном выходе страны из ядерной сделки, заявив, что "Америка начала войну".

Ранее избранный президент Ирана Ибрахим Раиси призвал США вернуться в ядерную сделку.

Тихое присутствие в Азии

Обвиняя Иран в поддержке террористических группировок на Ближнем Востоке, Д. Трамп вышел из сделки 8 мая 2018 г., и уже к началу ноября были восстановлены санкции в отношении нефтяной промышленности Ирана, включая национальную нефтяную компанию «NIOC» и национальную судоходную компанию «NITC». Компаниям, закупающим большие объемы иранской нефти, предоставлялось шесть месяцев для сворачивания всех коммерческих связей — европейские компании сразу решили подчиниться американским требованиям, в то время как ряд азиатских покупателей продолжали закупать нефть до последней возможности. Таким образом, с мая 2019 г. экспорт иранской нефти упал ниже отметки 0,5 млн барр. в день (падение больше чем на 70% по сравнению со среднегодовым показателем 2018 г. — 2,2 млн барр. в день, см. График 1).

Ирану в определенной степени повезло — в отличие от некоторых других ближневосточных стран Тегеран может распоряжаться целым флотом нефтяных танкеров. Выключая радиолокационные передатчики, иранские судна продолжали поставлять нефть, пусть и в существенно меньших объемах. В ход пошли разные приемы — к примеру, партии поставлялись до малайзийских или сингапурских территориальных вод, там осуществлялась перегрузка с одного танкера на другой (вкупе с возможным смешиванием с еще одним сортом нефти, чтобы окончательно усложнить понимание того, откуда именно прибыла нефть); и дальше они направлялись к конечному потребителю в Китае. По очевидным причинам такие логистические операции возможны только тогда, когда есть вероятность «спрятать» судно в общем потоке нефтеторговли, т. е. слишком частое повторение тех же лекал могло бы привести к существенному увеличению геополитических рисков, в первую очередь — к ужесточению и без того драконовских санкционных мер.


Индия и Средиземноморье вплоть до 2018 г. были крупными рынками сбыта для иранской нефти, но экспорт на них полностью сошел на нет на фоне выхода США из СВПД. Индия, покупавшая порядка 500 тыс. барр. иранской нефти до 2019 г., уже заявила о готовности возобновить поставки сразу после снятия санкций. Для Индии, довольно давно выражающей свое недовольство действиями ОПЕК — в первую очередь стремлением «нефтяного картеля» всеми возможными способами вывести нефтяные котировки на тот уровень, который будет удобен большинству государств-членов, — появление более гибкого иранского партнера может стать минимизацией издержек в период высоких цен. В досанкционный период Тегеран регулярно субсидировал поставки нефти, которые осуществлялись с помощью танкеров NITC, и предоставлял льготные условия кредитования.

Снятие санкций скрывает в себе ряд возможностей — например, это позволит Ирану нарастить экспорт нефтепродуктов, особенно мазута. Поскольку экспорт продуктов остается под запретом, Тегерану пришлось реагировать на невозможность сбывать переизбытки посредством урезания степени загрузки нефтеперерабатывающих заводов и сжигания мазута для производства электроэнергии на ТЭС. В досанкционный период экспорт мазута из иранских портов в среднем составлял 220-230 тыс. барр. в день — после 2019 г. этот показатель упал в несколько раз, до 75 тыс. барр. в день (см. График 2). Поскольку потребности электрогенерации были связаны с излишками нефтепереработки, Иран также притормозил разработку новых фаз одного из крупнейших месторождений газа в мире — «Южный Парс».


Источник: Thomson Reuters.

Таким образом, снятие санкций позволит Ирану не только увеличить экспорт нефти, но поспособствует наращиванию степени загрузки иранских НПЗ, а, следовательно, и экспорта нефтепродуктов. Наращивание экспорта в свою очередь позволит Тегерану наращивать объемы газодобычи — традиционного источника для производства электроэнергии. Рост добычи газа убережет Тегеран от того, чтобы стать нетто-импортером газа (реальная перспектива, учитывая текущие темпы роста потребления), и очистит воздух крупных городов страны, небо над которыми этой зимой регулярно покрывалось плотным слоем смога из-за чрезмерного использования мазута.

Reuters узнал о сделке Ирана и Венесуэлы по взаимному экспорту нефти

Венесуэла согласилась на сделку по обмену своей тяжелой нефти на иранский конденсат — сверхлегкую нефть, используемую в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, сообщили Reuters пять человек, близких к переговорам. Они объяснили, что своп-контракт обеспечит Каракас стабильными поставками конденсата, который необходим для разбавления сверхтяжелой нефти в целях экспорта. В свою очередь Тегеран сможет продавать венесуэльскую тяжелую нефть в Азии, пишет Reuters.

Один из собеседников агентства уточнил, что на первом этапе соглашение предусматривает обмен нефтью в течение шести месяцев, но потом этот срок может быть продлен.

Реклама на Forbes

Министерства нефти двух стран и государственные нефтедобывающие компании PDVSA (Венесуэла) и NIOC (Иран) на запросы агентства не ответили. Минфин США в электронном письме сообщил агентству, что сделка может нарушать санкционный режим, введенный США в отношении Каракаса и Тегерана.

Материал по теме

«Любые транзакции с NIOC неамериканских лиц, как правило, подлежат вторичным санкциям», — говорится в документе. В нем отмечается, что ведомство «сохраняет право налагать санкции на любое лицо, которое намерено работать в нефтяном секторе экономики Венесуэлы». Но подчеркивается, что в письме речь не идет о конкретной сделке.

Собеседник агентства в Вашингтоне сообщил, что американские чиновники анализируют соглашение Венесуэлы и Ирана с точки зрения нарушения санкций, но хотят увидеть, насколько далеко все зайдет с практической точки зрения.

Материал по теме

Ужесточение санкций предыдущим президентом США Дональдом Трампом способствовало снижению в 2020 году экспорта нефти из Венесуэлы на 38% — до самого низкого уровня за 77 лет. Своп-контракты позволили PDVSA сохранить стабильный экспорт на уровне 650 000 баррелей в день. Но ухудшающаяся нехватка конденсата для разбавления экспортной нефти поставили нефтедобычу в бассейне Ориноко в «чрезвычайную ситуацию», отмечалось в документах PDVSA, с которыми ознакомился Reuters.

Читайте также: