Горно санитарная охрана курортов

Обновлено: 02.07.2024

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Зоны санитарной охраны курортов

Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны санитарной охраны курортов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Зоны санитарной охраны курортов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Земельный участок в связи с его расположением в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи ограничен в обороте. Изменения законодательства о курортах не повлекли изменение соответствующих статуса земельного участка и его оборотоспособности Интересная цитата из судебного решения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к администрации муниципального образования, администрации сельского поселения о возложении обязанности в установленном законом порядке внести сведения о внутрипоселковой автомобильной дороге общего пользования в Единый государственный реестр автомобильных дорог, установить в отношении земельного участка публичный сервитут для пользования внутрипоселковой автомобильной дорогой общего пользования; оборудовать внутрипоселковую автомобильную дорогу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Как указал суд, в соответствии с генеральным планом сельского поселения испрашиваемая территория расположена частично в границах памятника природы регионального значения - озера и во второй зоне горно-санитарной охраны курортов местного значения. Согласно постановлению главы администрации (губернатора) края от 1 августа 2014 года N 786, п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ охранная зона памятника природы организована по периметру озера шириной 50 м, ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров, на территории охранной и водоохранной зоны запрещается движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Таким образом, размещение автомобильной дороги в водоохранной зоне в данном случае противоречит действующему законодательству.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Зоны санитарной охраны курортов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы правового регулирования земельно-имущественных отношений на территориях российских курортов
(Романова О.А.)
("Lex russica", 2019, N 5) Однако при этом остается открытым принципиальный вопрос о целесообразности ограничения оборота земельных участков в границах всей первой зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, правовой режим которых сложился еще в 30 - 40-е гг. прошлого столетия, окончательно сформировавшись к 70-м гг., что было зафиксировано в указанном выше Положении о курортах 1973 г. Правовой режим зон санитарной охраны курортов устанавливался тогда исходя из необходимых ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны в целях охраны лечебных ресурсов и обеспечения курортной деятельности и состоял в запрете предоставления и использования земельных участков для несоответствующих целей. В Положении о курортах четко определялось, какие объекты, работы и виды деятельности при каких условиях и требованиях разрешались в каждой зоне округов санитарной охраны курортов. Однако, несмотря на установленные правила, на практике они часто не соблюдались, что привело в итоге к массовому нарушению правового режима зон округов санитарной охраны курортов, строительству различных объектов капитального строительства, которые не соответствовали установленным требованиям, в том числе в границах первой зоны, а также их последующей приватизации. Причем большое количество объектов были построены на основании выданных уполномоченными органами власти разрешений на предоставленных им земельных участках для соответствующих целей. К тому же многие классические российские курорты к моменту принятия соответствующих советских нормативных актов уже были исторически застроены, что не учитывалось при установлении границ округов и зон санитарной охраны курортов.

Нормативные акты: Зоны санитарной охраны курортов

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Горно санитарная охрана курортов

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Зоны горно-санитарной охраны

Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны горно-санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Зоны горно-санитарной охраны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Земельный участок в связи с его расположением в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи ограничен в обороте. Изменения законодательства о курортах не повлекли изменение соответствующих статуса земельного участка и его оборотоспособности Интересная цитата из судебного решения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к администрации муниципального образования, администрации сельского поселения о возложении обязанности в установленном законом порядке внести сведения о внутрипоселковой автомобильной дороге общего пользования в Единый государственный реестр автомобильных дорог, установить в отношении земельного участка публичный сервитут для пользования внутрипоселковой автомобильной дорогой общего пользования; оборудовать внутрипоселковую автомобильную дорогу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Как указал суд, в соответствии с генеральным планом сельского поселения испрашиваемая территория расположена частично в границах памятника природы регионального значения - озера и во второй зоне горно-санитарной охраны курортов местного значения. Согласно постановлению главы администрации (губернатора) края от 1 августа 2014 года N 786, п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ охранная зона памятника природы организована по периметру озера шириной 50 м, ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров, на территории охранной и водоохранной зоны запрещается движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Таким образом, размещение автомобильной дороги в водоохранной зоне в данном случае противоречит действующему законодательству.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Зоны горно-санитарной охраны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы правового регулирования земельно-имущественных отношений на территориях российских курортов
(Романова О.А.)
("Lex russica", 2019, N 5) Со стороны частных лиц, имущественные права которых, по их мнению, нарушаются ранее утвержденными границами, имеются попытки признать советские акты по установлению границ округов и зон санитарной охраны недействующими, однако они не поддерживаются судебными органами, в том числе Верховным Судом РФ. Так, Верховный Суд РФ отказал в признании недействующими Постановления Совета Министров СССР от 30.03.1948 N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов Южного берега Крыма" и Приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 "Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи". При этом первый документ был опубликован в сборнике постановлений СМ СССР за март 1948 г., второй вообще никогда не был официально опубликован! Тем не менее, по мнению Верховного Суда РФ, данное обстоятельство не влияет на его юридическую силу, поскольку в соответствии с п. 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, из чего следует, что Конституция РФ не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории Российской Федерации с их официальным опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее ч. 3 ст. 15 требования об этом . Таким образом, границы округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи, описанные и утвержденные в 1948 г. и уточненные нигде не публиковавшимся Приказом Министерства здравоохранения РСФСР 1969 г., признаются действующими и применяются при разрешении спорных ситуаций, как правило - не в пользу частных лиц .

Нормативные акты: Зоны горно-санитарной охраны

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 5) горно-санитарные леса (леса, расположенные в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах).

ГОРНО-САНИТАРНАЯ ОХРАНА

курортов общегосударственного значения и для части курортов местного значения. Лит.: «Вестник обществ, гигиены, суд. и практ. медицины», 1914, июнь, стр. 115; «Курортное дело», 1924, № 2—3. Н. Хриеанфов.

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОРНО-САНИТАРНАЯ ОХРАНА" в других словарях:

ОХРАНА ТРУДА — – в широком смысле вся совокупность правовых мероприятий социалистического государства, охраняющих трудовые интересы и права граждан (право на труд, право на отдых, право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и т. д.). КЗоТ … Советский юридический словарь

СТАРАЯ РУССА — СТАРАЯ РУССА, бальнеологический и грязевой курорт, под 57°59 с. ш., 31°21 9" в. д. от Гринвича, почти на одной долготе с Ленинградом, в 17 км к югу от озера Ильменя на реке Полисте, притоке Ловати, Сев. Зап. обл.; высота над ур. моря … Большая медицинская энциклопедия

Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

Омск — У этого термина существуют и другие значения, см. Омск (значения). Город Омск Флаг Герб … Википедия

Горно санитарная охрана курортов

Юридический справочник застройщика
Настоящее издание включает в себя разъяснения правовых и организационных вопросов, возникающих в процессе деятельности организаций, функционирующих в сфере жилищного строительства.

Правовой режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, для которых предусмотрен самостоятельный режим хозяйственной деятельности (ч. 3 ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Применительно к лечебно-оздоровительным местностям и курортам федерального значения устанавливается, что для местностей/курортов, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны (п. 11 Постановления Правительства РФ N 1425).

А. Изъятие земельных участков для государственных
или муниципальных нужд

Земельные участки, располагающиеся в границах второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, не изымаются для государственных или муниципальных нужд у правообладателей.
Земельные участки, располагающиеся в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, не изымаются для государственных или муниципальных нужд у правообладателей, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (п. 3 ст. 96 ЗК РФ).

Б. Ограничение режима хозяйственной деятельности

1. На территории первой зоны запрещаются:
- проживание;
- все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
2. На территории второй зоны запрещаются:
- размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха;
- проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
3. На территории третьей зоны вводятся ограничения:
- на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений;
- осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (ч. 3 ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - правообладателями земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами (ч. 4 ст. 16 Закона N 26-ФЗ).

В. Особенности режима хозяйственной деятельности
в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения

Пункты 12 - 14 Постановления Правительства РФ N 1425 предусматривают особенности режима хозяйственной деятельности в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
Так, конкретизируется, что на территории первой зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны разрешается:
- осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ;
- строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров);
- размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ;
- строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Раскрывается понятие "работы, загрязняющие окружающую природную среду и приводящие к истощению природных лечебных ресурсов", запрещенные на территории второй зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны. К таким работам, в частности, относятся:
- строительство новых и расширение действующих промышленных объектов;
- производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
- строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
- строительство транзитных автомобильных дорог;
- размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
- строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
- складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
- сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
Также Постановлением Правительства РФ N 1425 определены особенности правового режима зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающих конкретными лечебными ресурсами.

Комментарий к Ст. 96 ЗК РФ

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом федерального значения.

2. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Согласно указанному Положению, если природные лечебные факторы климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения не относятся к недрам, то устанавливаются округа санитарной охраны.

В свою очередь, округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:

Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.

На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

В составе округа выделяется до трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается: для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод; для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений; для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Горно санитарная охрана курортов

Юридический справочник застройщика
Настоящее издание включает в себя разъяснения правовых и организационных вопросов, возникающих в процессе деятельности организаций, функционирующих в сфере жилищного строительства.

Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны

В силу ст. 1 Закона N 26-ФЗ внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района), т.е. округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются по границам лечебно-оздоровительной местности/курорта, а не вокруг соответствующих территорий.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Соответственно, одно лишь приобретение конкретной территорией статуса лечебно-оздоровительной местности/курорта не влечет автоматическое возникновение округа санитарной (горно-санитарной) охраны. О возникновении округов санитарной (горно-санитарной) охраны можно говорить только в случае утверждения границ и режима округов уполномоченным органом.
Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения РФ (п. 18 Постановления Правительства РФ N 1425 <1>).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения".

Более того, судебной практикой признается допустимым включение описания границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны, утвержденных до вступления в силу Закона N 26-ФЗ, в нормативный акт, принятый после вступления в силу Закона N 26-ФЗ (как правило, о признании определенной территории лечебно-оздоровительной местностью/курортом). Такой "перенос границ" округа санитарной (горно-санитарной) охраны в новый нормативно-правовой акт, по мнению судов, означает описание границ округа в новой системе координат, что не противоречит нормам законодательства, регулирующим вопросы установления границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны, и не свидетельствует о необходимости разработки нового проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны <1>.
--------------------------------
<1> Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 91-АПГ17-2.

В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ N 1425 вынесение на местность установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке. В то же время в судебных актах признается, что бездействие уполномоченных органов по определению на местности установленных границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны не влияет на придание особого правового режима землям в границах лечебно-оздоровительной местности/курорта федерального значения <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2014 по делу N А63-2102/2012.

Читайте также: