Дом отдыха малого театра

Обновлено: 06.07.2024

"Власть" завершает рассказ об усадебной культуре, которая нашла отражение в произведениях русской литературы, живописи и музыки XIX — начала XX века.

Екатерина Тызыхова, Павел Кассин (фото)

Наша последняя поездка была в основном посвящена интересным, но не избалованным вниманием туристов местам в Ивановской и Костромской областях.

День первый — 365 км

Впрочем, Плес, куда мы отправились из Москвы первым делом, назвать малоизвестным никак нельзя.

Этот городок привлекателен не историческими или архитектурными памятниками, а именно своим очарованием. Поэтому неудивительно, что Плес, успевший и побывать пограничной крепостью, которая обеспечивала безопасность торговых путей, и пережить период недолгого, но бурного расцвета мануфактурного производства (после войны 1812 года, когда были разрушены полотняные фабрики около Москвы), уже в конце XIX — начале XX века становится популярен именно как дачное место. Это произошло после открытия в 1871 году железнодорожной ветки Иваново--Вознесенск--Кинешма, в результате которого город остался в стороне от торговых путей.

В 1888 году тогда еще малоизвестный художник Исаак Левитан вместе со своими друзьями, Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым, путешествовал по Волге на теплоходе в поисках места для работы на пленэре. Плес их очаровал сразу же. Вот как писала об этом Кувшинникова: "Наконец добрались до Плеса, и он сразу нас обворожил. Мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая деревянная церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим".

Александр Маковский. "Базарный день в Плесе"

Александр Маковский. "Базарный день в Плесе"

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

В первые же дни своего пребывания в Плесе Левитан написал этюд с этой церковью. Позже, в 1894 году, на озере Удомля под Вышним Волочком художник писал одну из своих самых знаменитых работ — "Над вечным покоем". Вот только церковь, которая там была, показалась ему некрасивой, и он вместо нее изобразил другую — ту, что увидел Плесе.

Церковь святых Петра и Павла XVII века, привлекшая внимание художника, сгорела в 1903 году. Но в 1982-м на ее место из села Билюково Ивановской области была перевезена деревянная Церковь Воскресения такого же типа.

Плес имеет очень своеобразный рельеф, так как расположен на Плес-Галичской моренной гряде. Берег изрезан глубокими оврагами, чередующимися с возвышенностями, которые местные жители традиционно называют горами. По склонам "гор" разбросаны дома местных жителей. Благодаря своему рельефу город до наших дней сохранил одноэтажную застройку, счастливо избежав вторжения типичной советской жилой архитектуры: многоэтажные здания здесь возводить сложно.

Набережная, протянувшаяся вдоль Волги почти на два километра, сохранила свой облик, в основном сложившийся в конце XVIII — начале XIX века. Большинство стоящих на ней зданий — купеческие особняки, в которых второй этаж был жилым, а на первом располагались лавки, мастерские, кладовые.

А вот плесы, благодаря которым город получил свое название и которые изображены на его гербе, теперь не увидишь: они ушли под воду после создания Горьковского водохранилища.

В 1888 году, по возвращении из Плеса, Левитан представил созданные в этом городке картины на столичных выставках. Именно они принесли ему признание, и о нем заговорили уже не как о подающем надежды, а как о состоявшемся талантливом художнике. И во многом благодаря Левитану Плес стал популярным дачным местом не только у богатых предпринимателей, но и у творческой московской интеллигенции начала XX века.

День второй — 433 км

Плес — Щелыково — Кинешма — Нерехта — Плес (114 км; 37 км; 178 км; 104 км)

Находясь в этих краях, нельзя не побывать в музее-заповеднике "Щелыково", усадьбе русского драматурга Александра Островского.

Щелыково не было родовым имением Островских. Оно принадлежало роду Кутузовых и как усадьба впервые упоминается в 1719 году. Но в 1847-м Щелыково за долги было выставлено на аукцион, где его и приобрел отец драматурга. Молодой Александр Островский, впервые приехав в имение, оставил в дневнике такую запись: "Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и елками, что никак не выдумаешь ничего подобного". Построенный в начале XIX века усадебный дом, о котором идет речь, сохранился до наших дней.

В 1868 году после смерти отца Островский с братом купили Щелыково у мачехи, и с тех пор почти два десятилетия драматург проводил здесь летнее время.

Из благополучного сельскохозяйственного имения, каким Щелыково было при отце Островского, оно постепенно превратилось в весьма дорогостоящую дачу, где хозяйство велось только для удовлетворения потребностей семьи и ее многочисленных гостей. В основном это были актеры, компанию которым составляли соседи-помещики.

Плес

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Щелыково замечательно и своим огромным парком на высоком берегу реки Куекши с прудами, вырытыми еще при Кутузовых.

Островский любил работать за столом на открытой террасе, откуда открывался вид на речку и был спуск в парк. Сейчас речку не видно, деревья разрослись, но парк все равно ухожен и прекрасен.

Драматург скончался в Щелыково, в своем рабочем кабинете, и был похоронен неподалеку — около усадебной церкви Святителя Николая в соседнем селе Николо-Бережки.

В 1903 году после смерти Островского и раздела имения между наследниками его старшая дочь Мария Шантелен построила еще один дом в стиле модерн. Позднее его стены были выкрашены в голубой цвет, и за ним закрепилось название "Голубой дом".

Щелыково необыкновенно повезло: даже в советские времена здесь в некотором роде продолжалась жизнь "дворянского гнезда". Дело в том, что муж старшей дочери драматурга был одним из авторов плана ГОЭЛРО, впоследствии — академик, Герой Социалистического Труда, лауреат многочисленных премий. И семья долгое время продолжала жить в новом доме, а старый в 1928 году стал домом отдыха Малого театра, и в бывшее имение, как и при жизни Островского, приезжало множество актеров.

В 1973 году в усадьбе Островского был создан музей, существующий и сегодня, а в 1990-2000 годах был отреставрирован старый усадебный дом. В экспозиции есть мемориальные вещи и мебель, принадлежавшие драматургу. Благодаря тому, что многое воссоздавалось по старым фотографиям и акварелям, маркизы на окнах и веранде, вазоны и клумбы в парке, а также многие другие детали сегодня выглядят так же, как и более века назад.

Благодаря своему рельефу Плес до наших дней сохранил одноэтажную застройку

Кинешма

Кинешма

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Из Щелыково мы отправились в Кинешму — один из немногих старинных городов Ивановской области. Самыми значимыми в его истории являются события Смутного времени начала XVII века, когда на сторону Лжедмитрия II встали почти все верхневолжские города, и только Кинешма c Нижним Новгородом остались верны законному государю. В мае 1609 года в Кинешме в ожесточенных сражениях столкнулись городское ополчение и польские отряды под командованием полковника Лисовского. Полякам удалось одержать победу, но русские и польские историки сходятся во мнении, что именно эти события прервали марш польского войска и во многом предопределили дальнейший ход истории, позволив Минину и Пожарскому сформировать народное ополчение и спустя три года освободить Москву и восстановить русскую государственность.

В конце XIX — начале XX века город был развитым промышленным и торговым центром Костромской губернии. В 1897 году в Кинешме был открыт первый драматический театр России, его первая постановка — пьеса Александра Островского "Бедность не порок".

В городе сохранились и купеческие дома, и старые храмы, и общественные здания конца XIX — начала XX века, и торговые ряды. Есть интересный деревянный дом 1907 года постройки в псевдорусском стиле. Он принадлежал семье Валентина Федосеевича Нагорского, основателя ветеринарного дела в России. А в начале набережной стоит здание бывшей чайной общества "Трезвость" постройки конца XIX века. Такие общества организовывались при церквах, в чайной, по уставу общества, можно было "откушать чаю с бутербродами, конфетами и свежим вареньем", так зарабатывались необходимые для деятельности общества средства.

Казалось бы, в Кинешме есть все для того, чтобы ее стоило посетить: и история, и сохранившиеся памятники, и даже инфраструктура. Но город довольно непривлекательный и неуютный, по нему не хочется бродить, а все интересное теряется в общем облике, изуродованном более поздними строениями.

Кинешма

Кинешма

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Совсем другое впечатление произвела Нерехта — город с 800-летней историей, в XV-XVI веках славившийся своими соляными варницами. В Смутное время Нерехта была разорена и разграблена, солеварение здесь уже не возродилось. Но благодаря удачному расположению города на пересечении торговых путей здесь стали развиваться сначала торговля, в середине XVII века была создана таможня, а позже — и различные промыслы, в том числе художественные — иконописный и ювелирный. В XVIII веке Нерехта переживала свой расцвет, появились серный и квасцовый заводы, зародилась фабричная полотняная промышленность, основой для которой послужили льноводство и домашнее ткачество. В быстро растущем городе возводились новые дома и храмы. К середине XIX века Нерехта стала одним из крупных центров мануфактурного производства.

В начале XX века Василий Розанов писал: "Только еще в Москве есть такие прекрасные церкви, как в Романове-Борисоглебске и Нерехте, да не знаю, сравнятся ли московские". Храмы, закрытые и разоренные в 1930-е годы, сейчас в основном восстановлены, внутренние росписи отреставрированы. Но попав в Нерехту, вы получите удовольствие не только от посещения церквей, но и просто от прогулки по этому тихому городу, сохранившему множество домов конца XIX — XX века, и каменных, и деревянных. А отдохнуть, вдоволь набродившись по улочкам, можно в городском саду, заложенном во второй половине XIX века.

Заехать в Нерехту стоит непременно, но короткую дорогу со стороны Плеса, которую показывал навигатор, мы так и не нашли. Не знал ее и никто из местных, все рекомендовали ехать через Кострому, что мы в итоге и сделали. Крюк получился приличный и не очень логичный: разумнее было бы ехать в Плес из Москвы через Кострому и по дороге посетить Нерехту.

Щелыково необыкновенно повезло: даже в советские времена здесь в некотором роде продолжалась жизнь "дворянского гнезда"

День третий — 368 км

Плес — Дунилово — Москва (72 км; 296 км)

Это в прошлом крупное торговое село по-своему совершенно уникально: здесь было 12 храмов (шесть из них принадлежали трем монастырям) — не в каждом городе можно было столько насчитать. Строго говоря, здесь два села, соединенные мостом через речку Теза,— Дунилово и Горицы. И хотя в прошлом каждое из них имело свою торговую площадь, свою ярмарку, своего голову, по сути они составляют одно целое.

Свою историю Дунилово ведет с XIV века, и связана она с княжеским родом Горбатых-Шуйских: село принадлежало потомкам суздальских князей — Дмитрию и Василию Горбатым, когда-то здесь стоял их дворец. В XVII веке село перешло к роду бояр Лопухиных.

Село Горицы. Рождественская церковь

Село Горицы. Рождественская церковь

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Кроме того, что здесь пересекались важнейшие торговые пути, в Дунилово было развито скорняжное ремесло, здесь возникла одна из первых в регионе прядильных фабрик. В начале XX века в селе жило около 18 тысяч человек.

Дуниловские храмы возводились в основном на пожертвования купцов. Сейчас они находятся в разном состоянии. Отреставрирован и благополучен Успенский монастырь, основанный боярином Федором Лопухиным. Остальные храмы пытаются реставрировать, но кто и на какие средства, узнать не удалось. Рождественская церковь XVIII века в Горицах с ведущей к ней дороги предстает нарядной, с яркими золотым и синими куполами. Но с другой стороны мы обнаружили разбитые кирпичные стены, а на въездных воротах не восстановлены даже маковки. В Покровской церкви XVII века в Дунилово, издалека привлекающей взгляд белоснежными куполами, идут работы. Мастера рассказали нам, что купола восстановили еще два года назад, потом долго ничего больше не делалось, и вот теперь храм снова начали приводить в порядок.

История

Щелыково — Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского. Впервые Щелыково упоминается в писцовых книгах XVIII века как ненаселенная «Щалыковская пустошь». В 1847 году имение приoбретает отец драматурга Н.Ф.Островский. В мае 1848 года Александр Николаевич Островский впервые посещает Щелыково, красота природы которого сразу покоряет его. « Что за реки, что за горы, что за леса. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии», — записывает он в своем дневнике. С 1867 года Александр Николаевич проводит здесь каждое лето. Жизнь в деревенской усадьбе благотворно действовала на драматурга, восстанавливала его силы. Любимыми развлечениями в усадьбе были прогулки по окрестностям, охота, сбор грибов и ягод, рыбная ловля.

В Щелыкове Островский плодотворно работал. Здесь им написано девятнадцать из сорока восьми оригинальных пьес, среди которых «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Поздняя любовь». Щелыковская природа вдохновила драматурга на написание весенней сказки «Снегурочка».

Сердце заповедника — дом А.Н. Островского, построенный в конце XVIII века и ни разу не перестраивавшийся. Дом окружает старинный парк с мостиками, беседками, тенистыми аллеями — прекрасными местами для прогулок. Неподалеку от усадьбы в селе Николо-Бережки находится семейное захоронение Островских. Там же покоится и сам драматург. Отпевали его в Никольской церкви — двухэтажном каменном храме конца XYIII века. Неподалеку от храма на высоком берегу речки Куекши, находится этнографический музей — «Дом Соболева». В нем представлен крестьянский быт второй половины XIX — начала XX веков.

На территории Щелыкова находится Дом творчества СТД — любимое место отдыха многих актеров.

Щелыково никогда не переставало быть духовной «Меккой» творческой интеллигенции. Все это время и до сих пор оно продолжает жить той культурной жизнью, которой жило при А.Н. Островском.


Спроси любого деревенского ребенка: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»
И он ответит: «Отдыханцем».

В паспорте у дочери первого директора дома творчества «Щелыково» Галины Геннадиевны Манке значится: место рождения — деревня Щелыково. А эти фотографии — из ее семейного альбома.

Беседу вела Юлия МАРИНОВА
«Театральная жизнь» № 6, 2003 г.

Дата публикации: 17.11.2003


Галина Манке. Начало. Из щелыковских баек

Спроси любого деревенского ребенка: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»
И он ответит: «Отдыханцем».

В паспорте у дочери первого директора дома творчества «Щелыково» Галины Геннадиевны Манке значится: место рождения — деревня Щелыково. А эти фотографии — из ее семейного альбома.

Музей-заповедник "Щелыково" - жемчужина Костромского Края!

Приветствую всех читателей на моём канале! Сегодня расскажу о замечательном месте Костромской области - музее – заповеднике «Щелыково». Здесь находится усадьба драматурга Александра Николаевича Островского.

Заповедник расположен на границе Костромской и Ивановской областей, примерно в 20 км от г. Кинешма. На территории находится одноимённый санаторий, в котором в студенческие годы мне удалось отдохнуть и не торопясь ознакомиться с местом жительства драматурга.

По одной версии название «Щелыково» произошло от словосочетания «щепать лыко». По другой – в старину Шалыкова пустошь. История усадьбы берёт начало с XVII века. Изначально она принадлежала костромскому генералу Фёдору Михайловичу Кутузову. Здесь были возведены большой каменный дом для господ, и ландшафтный парк. По приказу генерала, в соседнем селе Николо-Бережки (Бережки), был возведён храм Святителя Николая.

В 1847г. усадьба была выкуплена отцом будущего драматурга Николаем Фёдоровичем Островским. Сам же Александра Николаевич впервые приехал сюда год спустя. Щелыково произвело на него приятное впечатление, хоть и не сразу.

Первое что бросается в глаза, отдыхающим - двухэтажный Голубой дом. В нём проживала Мария Шателен - дочь Островского. У дома интересная деревянная архитектура с летними верандами и террасами.

С 1929г. Голубой дом на долгие годы стал любимым местом отдыха актеров Малого театра. В настоящее время в доме располагается библиотека санатория.

Дом отдыха малого театра

Щелыково — деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы.

Исторически знаменито тем, что именно здесь жил, работал, написал множество своих пьес Александр Николаевич Островский. Здесь же он умер и похоронен на погосте церкви Николо-Бережки.

В доме Островского («Старый дом»), прекрасно сохранившемся, теперь музей драматурга.

После смерти Островского, Щелыково стало местом своеобразного культурного паломничества театральных деятелей, прежде всего — из Малого театра, символом которого драматург является до сих пор. Актеры Малого проводили лето в домах и пристройках имения драматурга, в близлежащих деревнях. С 1928 года Щелыково официально становится Домом отдыха Малого театра. Его подсобное хозяйство даже в самые тяжелые военные годы снабжало театр продуктами питания — мясом, молоком, сметаной.

В в Щелыкове был построен Дом творчества ВТО (Всероссийского театрального общества, ныне — СТД): три современных по тем временам корпуса (получивших названия по именам героев Островского «Мизгирь», «Снегурочка» и «Берендей»), столовая с клубом. Они до сих пор функционируют и как санаторий, и как пионерский лагерь, и как дом творчества.

Одно из главных достоинств Щелыкова, не считая восхитительной, ни с чем не сравнимой природы, — это сообщество щелыковцев, своеобразная коммуна людей, влюбленных в это место и старающихся проводить в нем свои летние отпуска. Часть из них покупает путевки в дом творчества (на местном сленге они называются «отдыханцы»), другие купили или построили дома в окрестных деревнях — Лодыгино, Лобаново, Дорофеево, Фомицыно, Рыжевке 1 и других. Большинство из них связаны с театром, или потомки театральных семей. Щелыково как место отдыха предпочитали и предпочитают множество российских театральных и кинозвезд.

У щелыковцев множество легенд, привычек, традиций. Одна из них — это ежегодное празднование «Аркадиады», праздника, возникшего как празднование дня рождения одного из основателей щелыковского стиля жизни — актера Малого театра Аркадия Ивановича Смирнова, но даже после его смерти оставшийся важной датой, своеобразным эмоциональным пиком лета. Ежегодно 14 августа проводятся детские соревнования, шутливые футбольные матчи, сражения в волейбол, теннис, бадминтон, иногда — в преферанс и кинга. Вечером проводится щелыковский капустник, и после него, если позволяет погода, — ночной костер в каком-либо из живописных щелыковских мест.

Сегодня в Щелыкове функционирует уже несколько музеев, сюда приезжают регулярные автобусные экскурсии из Костромы, Иванова, Нижнего Новгорода, Москвы. Этот сайт мы создали в том числе и для того, чтобы привлечь внимание ткристов к Щелыкову, его музеям и красотам. Но прежде всего — это виртуальный клуб щелыковцев, место их общения в те грустные месяцы, когда они вынуждены жить и работать далеко друг от друга и излюбленных костромских лесов. Поэтому на нашем сайте есть как общедоступные разделы, так и скрытые — только «для своих». У нас нет цели привлекать к Щелыкову новых адептов, но если вы приедете к нам в гости и вам понравится — милости просим.

Примечание 1: «Рыжевка» — так щелыковцы по привычке и результатам проведенного общещелыковского интернет-референдума называют деревню на крутом берегу реки Меры, официально именуемую «Рыжовкой».

До Островских хозяином усадьбы был генерал-майор Ф. М. Кутузов — костромской предводитель дворянства (1788—1800). В Щелыковском поместье Кутузова находилось 40 крестьянских дворов, 107 мужских ревизских душ, в самой усадьбе было более полусотни (59) дворовых.

Есть основание предполагать, что Кутузовы строили Щелыково, не жалея средств, как центральную усадьбу крупнопоместного владения, возводя в ней каменные здания. Косвенным свидетельством этому является и церковь Николы на Бережках. Эту необычную и замечательную в архитектурном и живописном плане церковь мог построить только очень богатый помещик. Легенда гласит, что поскульку жена Кутузова была католичкой, в церкви два этажа и два придела: нижний — православный, верхний — католический. И в архитектуре церкви причудливо сливаются стили этих двух конфессий.

Версия о том, что существовал большой каменный дом, располагавшийся в другом месте усадьбы, но погибший от пожара имеет косвенные подтверждения. В верхнем парке Щелыкова рядом с двухэтажной беседкой сохранилась россыпь старинного кирпича, следы оснований больших колонн. Да и вряд ли «старый» деревянный щелыковский дом мог удовлетворять Кутузовых в качестве их главного дома поры расцвета их материального благосостояния. Ведь он типичен для небогатого среднепоместного дворянства. Возможно, он был построен как временный, но в силу круто изменившихся обстоятельств кутузовской семьи стал постоянным.

Усадьба Щелыково была куплена отцом драматурга Н. Ф. Островским. Николай Федорович родился в Костроме 6 мая 1796 года в семье священника. Он окончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Не имея призвания к церковной деятельности, Николай Федорович вышел в гражданское сословие, начал служить в качестве чиновника по судебному ведомству и успешно совмещал свою службу в московских судебных учреждениях с частной адвокатской практикой, приносившей ему достаточные средства. Популярность энергичного, образованного, талантливого адвоката дала ему возможность в 1841 году оставить государственную службу и отдаться только частным занятиям.

В Н. Ф. Островский был председателем нескольких крупных конкурсов — низших судебных инстанций Коммерческого суда, разбиравших дела несостоятельных должников, купцов-банкротов. В самом начале Николай Федорович владел в Москве семью домами. Вероятнее всего, он и в дальнейшем вкладывал бы свой растущий капитал в доходные дома. Но его второй жене, баронессе Эмилии Андреевне фон Тесин, на которой он женился в 1863 году (первая его жена умерла в 1831 году), адвокатский быт был не по душе. Ей претили постоянно толпившиеся в их доме клиенты мужа — мещане и купцы. Да и начавшиеся недомогания Николая Федоровича требовали более спокойного образа жизни.

Так у Н. Ф. Островского созрело решение оставить адвокатскую практику и заняться сельским хозяйством. С 1846 года он начал покупать с торгов поместья. Им было куплено четыре имения в Костромской и Нижегородской губерниях, в которых состояло 279 крепостных крестьян. Среди этих поместий самое большое — Щелыково. Оцененное становым приставом в 20820 рублей 30 копеек серебром и купленное Николаем Федоровичем 28 июля 1847 года за 15010 рублей, оно находилось в Кинешемском уезде Костромской губернии. Во всех селениях этого имения было налицо 111 ревизских мужских душ.

В Щелыкове кроме главного дома было три флигеля, в которых размещались дворовые люди. В хорошей сохранности оказались и все необходимые подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т. д. Не располагая наличными средствами для оплаты всех поместий, Николай Федорович после покупки каждого имения занимал под него деньги в сохранной казне по обязательству на 37 лет. В общей сложности им было занято под все имения 15540 рублей.

Возвратившись в 1847 году из только что приобретенного им сельца Щелыкова, Николай Федорович с увлечением рассказывал о нем своим детям. Его рассказы захватили всех и в особенности старшего сына Александра Николаевича. Александру Николаевичу захотелось побывать в этом самом имении отца как можно скорее. И когда в апреле 1848 года вся семья, кроме брата Михаила, собиралась в усадьбу, он подал в Коммерческий суд, где тогда служил, прошение об отпуске на 28 дней для поездки «по домашним обстоятельствам в Костромскую губернию». Получив отпуск и паспорт, драматург 23 апреля вместе со своим отцом пустился в путь. Ехали на лошадях в трех каретах.

Александру Николаевичу так понравилось Щелыково, что он вместо положенных там 28 дней отпуска прожил там до осени и был навсегда очарован красотой и привольем усадьбы, великолепием ее окрестностей. Островский впервые приехал в Щелыково во второй половине дня 1 мая 1848 года. Вечером следующего дня он уже вносил в дневник свои непосредственные впечатления. «С первого разу, — записал Александр Николаевич, — оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты». Новая усадьба пришлась по душе всей семье Островских.

Весьма довольный купленным имением, Николай Федорович сделал его своей временной (летней), а потом, с 1851 года, и постоянной резиденцией. Окончательно поселившись в Щелыкове, новоявленный помещик оформляется в качестве костромского дворянина. Николай Федорович стал помещиком, крепостником, не только юридически, а и по существу своих воззрений на жизнь. Вступив во владение Щелыковым, он энергично начал превращать имение в доходное коммерческое предприятие.

Чувствуя в связи с недомоганием приближение смерти, Николай Федорович в декабре 1852 года написал завещательное распоряжение, по которому Щелыково передавалось его жене Эмилии Андреевне Островской с детьми, рожденными от брака с нею. Детям от первого брака — Александру, Михаилу и Сергею — отдавалось небольшое имение в 30 душ в Солигаличском уезде Костромской губернии и два маленьких деревянных дома в Москве. В одном из этих домов проживал драматург.

Эмилия Андреевна Островская не смогла содержать хозяйство усадьбы на уровне, достигнутом его мужем. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Федоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное. В 1858 году дворовых осталось всего 15, а в 1859 году владелица Щелыкова располагала лишь 9 дворовыми. Поместье явно находилось в глубоком упадке. Александр Николаевич и его брат Михаил Николаевич знали о том, что Эмилия Андреевна тяготилась имением. Переговоры братьев с мачехой завершились ее согласием продать усадьбу за 7357 рублей 50 копеек в рассрочку на три года.

Покупая в 1867 году имение, Александр Николаевич и Михаил Николаевич Островские мечтали о культурном преобразовании его хозяйства и в связи с этим возлагали на него большие надежды экономического характера. Начальный год хозяйствования в Щелыкове не принес радужных результатов. Но эти итоги не ослабили, а усилили их хозяйственную энергию. В первое время Александр Николаевич вникал во все детали хозяйства. По его инициативе ремонтировались старые и строились новые служебные помещения, удобрялась земля, покупались в Москве лучшие сорта семян пшеницы, а также травяных злаков, улучшалась порода скота, приобретались новые лошади, совершались посадки нового сада, строилась маслобойня и пр. Если полеводческое и животноводческое хозяйства приносили Александру Николаевичу лишь огорчения, то цветочное и огородное хозяйства радовали его, но они никогда не рассматривались как возможные статьи дохода.

Островский через всю жизнь пронес восторженную любовь к природе. Прожив в Щелыкове в 1848 году всего три дня, Островский 4 мая записал в своем дневнике: «Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черемуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах ее короче знакомит меня с природой — это русский fleur d'orange. Я по нескольку часов упиваюсь благовонным воздухом сада. И тогда мне природа делается понятней, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил или счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения…» Щелыково оказывало на драматурга действие благотворное и целительное. Чистейший ароматный воздух, тишина, девственная природа успокаивали нервы, оздоровляли тело, рассеивали тревоги и заботы.

Распорядок дня в Щелыково обычно был таков: в восемь-девять часов — утренний чай; в второго — обед; в четыре с половиной-пять — дневной чай; в восемь часов — ужин. Ложились рано — не позже десяти часов. Однако иногда этот порядок нарушался в зависимости от наличия гостей, задуманных дальних прогулок, пикников, поездок на рыбную ловлю на реку Меру и пр.

«В своей усадьбе Александр Николаевич ходил в русском костюме: в рубашке навыпуск, в шароварах, длинных сапогах, серой коротенькой поддевке и шляпе с широкими полями» (из воспоминаний К. В. Загорского).

Любимым развлечением в усадьбе были прогулки по окрестностям, охота, сбор грибов и ягод и рыбная ловля, где Александр Николаевич обнаруживал обширные знания и мастерство. Островский был страстным рыболовом: часто сидел с удочкой на реке Куекше у мельницы. А когда стал немолод, то предпочитал удить рыбу в пруду с островком, неподалеку от дома. Любимым занятием на отдыхе, кроме рыболовства, для него была резьба по дереву. Работал он в мезонине «нового дома», где был установлен токарный станок и специальный стол с тисками для выпиливания. Вырезанные им рамки для фотографий и другие предметы он щедро дарил друзьям.

Но и в Щелыкове Островский не мог себе позволить полного отдыха, творческой бездеятельности: и по потребностям писательского таланта, и по материальным соображениям. Благодаря заботам драматурга и его брата Михаила Николаевича щелыковская библиотека была очень солидной. Ее основой явилось книжное собрание Николая Федоровича. В 1868 году Михаил Николаевич прислал первую посылку книг в 11 пудов, а затем эти посылки стали систематическими. Пополнялась библиотека и самим драматургом. На ее полках можно было видеть книги по истории, по русскому быту, по сельскому хозяйству, огородничеству и садоводству, но первое место занимали русские и иностранные журналы, литературные альманахи и сборники. Щелыковская библиотека ярко свидетельствует о разносторонних интересах драматурга, о большой культуре владельце усадьбы.

Шли годы, здоровье писателя становилось все хуже, силы убывали, а работы прибавлялось. Росли дети, других средств существования, кроме доходов от пьес, не было. К желанию сделать как можно больше для русского театрального искусства прибавлялась постоянная нужда в деньгах, заставлявшая работать без отдыха как в Москве, так и в Щелыкове.

После тяжелой зимы 1875 года драматург писал А. А. Потехину: «У меня теперь только одна мечта: добраться до Кинешмы, чтобы если уж не восстановить, то хоть поддержать свежим весенним воздухом падающие силы.» В 1880 году — Н. Я. Соловьеву: «Здоровье мое… в незавидном положении. Одна надежда на Щелыково, только бы дотянуть до весны.» Щелыково в большинстве случаев оправдывало надежды. Как ни тяжела была работа, но жизнь в деревне, прогулки, рыбная ловля отвлекали от жизненных невзгод, восстанавливали силы. Но работы не убывало.

Щелыково в материальном отношении не оправдало тех надежд, которые возлагали на него братья Островские. Александр Николаевич, так усердно занимавшийся имением в первые годы после покупки его, охладел к этим занятиям и постепенно передал управление хозяйством своей жене Марии Васильевне. Со второй половины дела по имению полностью в руках его жены.

Известно, что Александру Николаевичу очень хотелось узаконить своих детей от гражданского брака с Марией Васильевной, но в то же время он долго не решался оформить этот брак. Любя своих детей, драматург не без колебаний связал свою судьбу с их матерью. После смерти Агафьи Ивановны, первой жены драматурга, прошло почти два года, прежде чем он решился на этот акт. Раздумья Островского кончились тем, что он официально церковно оформил свой гражданский брак с Марией Васильевной. Но при этом и через долгие годы она не достигла полного, безусловного расположения ни родных, ни ближайших друзей своего мужа.

В Щелыкове редко бывали дни, когда там жила только семья драматурга. Будучи человеком общительным и влюбленным в свою усадьбу, Островский настойчиво приглашал друзей в гости, а они охотно откликались на эти приглашения. Называя Щелыково «костромской Швейцарией», драматург говорил, что «лучшего уголка не сыщешь нигде, и удивлялся на людей, едущих за границу искать красот природы, когда их так много у нас дома». Для брата, совладельца усадьбы М. Н. Островского, был построен дом, впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил Николаевич приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме поселяли гостей. Дом этот в настоящее время не сохранился. Кроме родных братьев М. Н. Островского и С. Н. Островского, частыми гостями были также единокровные братья драматурга Андрей и Петр и единокровные сестры Надежда и Мария.

В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи парк украшался цветными фонарями. Около дома ставили световые плошки и зажигали ракеты. Освещенная усадьба в лесном мраке казалась сказочной. К этим дням приноравливались театральные постановки, на которые сходились жители близлежащих деревень. Спектакли ставились в сенном сарае на лугу, за прудом или в риге. В них принимали участие гости Щелыкова, Мария Васильевна, крестьяне и прислуга. Щелыковские спектакли неизменно пользовались большим успехом.

Музей-усадьба А. Н. Островского в Замоскворечье

«Владимир Смелков. Театр на бумаге»

Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье и Театральная галерея на Малой Ордынке – два филиала Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, недавно объединённые в единое музейное пространство под названием "Музей-усадьба А. Н. Островского в Замоскворечье".
Показать полностью.

Дом-музей А. Н. Островского – это именно то место, где 31 марта (12 апреля по н. ст.) 1823 года родился великий русский драматург Александр Николаевич Островский, основоположник национального русского театра, главный покровитель главного драматического театра России – блистательного Малого театра. Этот деревянный дом – памятник культуры начала 20-х годов XIX века – располагается в Замоскворечье – одном из тех редких мест в сегодняшней Москве, где сохранились обаяние и уют старинного патриархального быта. Комнаты этого дома, где разлит немного приглушённый, мягкий свет, хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни. Коллекция Дома-музея А. Н. Островского состоит из личных вещей драматурга, его семьи и друзей-актёров, а также из предметов материальной культуры России XIX столетия и экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает и о сценическом воплощении пьес Островского на сцене русского театра – в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актёров, афиши, рукописи.

Напротив Дома-музея – двухэтажный особняк с красивой остеклённой верандой, который используется как выставочный зал. Это Театральная галерея на Малой Ордынке, которая представляет собой свободное пространство, открытое для самых неожиданных идей, где театральное искусство предстаёт во всем своём многообразии. Здесь проходят сменные выставки, а также актёрские и художественные посиделки, как маститых, так и начинающих актёров, режиссёров и художников. Ежегодно в Театральной галерее проводятся "Бахрушинские фестивали" и благотворительные акции, отмечаются дни рождения великого драматурга. Этот выставочный зал особенно любят театральные художники. Здесь с удовольствием показывали свои работы как известные мастера сценографии – Татьяна Сельвинская, Сергей Бархин, Давид Боровский, Олег Шейнцис, Станислав Бенедиктов, Татьяна Спасоломская, так и молодые художники – в 2002 и 2005 годах именно тут проходили специальные выставки «Клин-2» и «Клин-4», организованные совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Здесь бывают спектакли и литературно-музыкальные вечера, а также и встречи с писателями – так в феврале 2012 года здесь состоялась встреча с легендарным русским прозаиком, поэтом и драматургом Владимиром Войновичем в рамках выставки его живописных работ.

Во дворе усадьбы разбит роскошный сад, который цветёт с ранней весны до глубокой осени.

Грунтовая дорожка, огибая деревянный дом, приводит к памятнику А. Н. Островскому, установленному в 1953 году на месте стоявшей здесь ранее Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой драматург был крещён.

Дом отдыха малого театра

Выполнение программы возможно в любой день , кроме понедельника

  • Продолжительность программы в Щелыково - 4,5 - 5 часов .
  • Продолжительность программы с дорогой из Костромы и обратно (120 км +120 км) - 8 часов, с обедом - 9 часов .
  • ПРИМЕЧАНИЕ: необходимо надеть удобную обувь, особенно в дождливую погоду

В экскурсионный маршрут входит:

  • Экскурсия в Доме А.Н. Островского
  • Экскурсия в Мемориальном парке усадьбы
  • Посещение Церкви свт. Николая
  • Посещение могилы А.Н.островского
  • Экскурсия в этнографическом музее «Дом Соболева»
  • Экскурсия в 1-й экспозиции на выбор - «Дух времени таков…» , младшим школьникам - «Сказочный мир Снегурочки»


Вы сможете

  • Прогуляться по аллеям векового парка с надеждой на встречу со сказочными героями. Бесконечные лесенки, мостики, лесные дорожки, ручьи и ухоженные пруды вовлекут вас в загадочный квест.
  • Прогуляться к голубому ключику Снегурочки, который не замерзает даже зимой, где по преданию растаяла сказочная героиня драмматурга Островского
  • Почувствовать особую энергетику и природную силу многовекового лесного парка
  • Навестить деревушку Николо-Бережки, заглянуть в дом крестьянина и древнюю церковь, где так любил бывать сам А. Н. Островский. Возложить цветы на его могиле, поставить памятную свечу у алтаря
  • Посетить места ,которые сам драматург сравнивал с «лучшими местами Швейцарии и Италии».
  • Новые знания и открытия, незабываемые впечатления и чудесные воспоминания вам обеспечены.

В усадьбе драматург жил, приезжая на лето. Здесь он работал над пьесой «Гроза» и «Бесприданница». Могучая природа , колоритные крестьяне, праздничные гуляния, народные сказки, песни и предания повлияли на замысел А. Н. Островского о создании сказки «Снегурочка».


Вы побываете в доме, где воссоздана обстановка последних лет жизни драматурга. Здесь представлены подлинные предметы - личные вещи Александра Николаевича и его семьи.


В столовой , в былые времена , за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Островского и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев.


В просторном и светлом кабинете хозяина есть ощущение присутствия его творческой личности, и, кажется, что вот-вот в створки белых дверей он войдет. За этим письменным столом драмматург писал свои знаменитые произведения, За работой он и скончался.

На столе – книги, словари и авторские рукописи. Стены кабинета украшают деревянные ажурные рамки, мастерски выпиленные самим драматургом, фотоснимки родных Островского и его друзей, актёров и писателей .


.

Вазочки с низкими букетами, бальзамины в окнах, глянцевые бока печей,уютные подушечки на тахте,вязаные салфетки и домотканые половички – все эти вещи создают уют помещичьего дома.


Дальнейшая судьба усадьбы на протяжении многих десятилетий связана с Малым театром и Союзом театральных деятелей России. С 1928 года сюда ежегодно приезжали известные актёры: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Никита Подгорный и многие другие.


Вы прогуляетесь по парку , он околдует Вас своими опушками, затерявшимися в зелени беседками , вековыми елями и деревянными лесенками-мостиками, бегущими по оврагам .


В двух километрах от Щелыково находится село Николо-Бережки, где могила драмматурга и Никольская церковь, в которой его отпевали. Если погода позволяет, то можно доехать на автобусе, но если сыро, то добраться к могиле возможно только пешком. Дорога от усадьбы проходит через глубокий живописный овраг с деревянными лестницами и мостиком. Поэтому необходимо надеть удобную обувь , и зонтики, на случай дождливой погоды.


После смерти Островского, Щелыково стало местом культурного паломничества актеров Малого театра. Д ля них Островский и писал свои пьесы. Они проводили лето в домах и пристройках имения драматурга, в близлежащих деревнях. Щелыково официально становится Домом отдыха Малого театра.

Сегодня в Щелыкове Дом Всероссийского театрального общества ,три корпуса санатория , получившие названия по именам героев Островского «Мизгирь», «Снегурочка» и «Берендей» , столовая с клубом.

Читайте также: