Дом отдыха композиторов руза

Обновлено: 04.07.2024

Нужны знатоки в Тучково времён 1940-г. В 1940 г.В Тучково (Любвино) располагался лагерь Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Ищу фотографии, информацию об этом. Куда дели детишек, которые там должны были учиться в лесной школе?

Ниже видео-экскурсия по музею Военного университета как теперь называется это учебное заведение.Автор экскурсии Борис Воробьев.

добавлена 12 января 2020 в 00:28

Сегодня на митинге в честь освобождения п.Тучково от неприятеля были прочитаны замечательные стихи Сергея Скаредова "На маленькой станции". За станцию Тучково бился Скаредов Фёдор Павлович, в далёком 1941 году.Его сын Сергей Скаредов написал эти стихи. Но мало кто знает, что внук Фёдора Павловича -Алексей Скаредов тоже написал стихи о п.Тучково. 7 ноября 1941 Скаредов Алексей Моему деду Фёдору Павловичу, участнику памятного парада. Мороз щипал за острия штыки, Но в полушубках было даже жарко

добавлена 13 ноября 2019 в 11:33

Ищу информацию-может у кого сохранились фотографии крупным планом- фамилии, имена героев, что были написаны на памятнике танкистам в центре Тучково. Эти ли фамилии,что указаны в статье там были? Сколько их было на памятнике и были ли там указаны имена?Некоторые старожилы говорят, что имён на памятнике не было.

добавлена 7 октября 2019 в 20:35

Как менеджеры от культуры уничтожают наше достояние. Посёлок Тучково имеет давнюю и славную историю. Он появился в 1904 году на месте полустанка Мухино, через который проходила Смоленская железная дорога. Название населённый пункт получил в честь братьев Тучковых, героев войны 1812 года. Первый тучковский музей был открыт в 1964 году в Картино в старом доме, когда – то принадлежавшем известному журналисту и писателю Гиляровскому В.А. Ему был подарен земельный участок с домиком, расположенны

добавлена 14 сентября 2019 в 07:52

Вчера в Тучково была встреча с 80-летним краеведом Игорем Васильевичем Гавриловым, на которой он поведал о том, что ко времени празднования 690-летия Рузы его попросили написать книгу, что он и сделал, но в прошлом году напечатать её ему отказал глава округа Максим Тарханов. В этом же году ему предложили смехотворный тираж в 18 экземпляров вместо 1000 экземпляров. Это считай насмешка над трудом нашего краеведа, ЕДИНСТВЕННОГО краеведа округа, который большой специалист по Тучково и Рузе. 16 книг

добавлена 31 июля 2019 в 15:49

добавлена 31 июля 2019 в 12:40

Вот такие открытки я нашла на сайте. Раритетные, Тучково-Париж. Если бы у нас был музей и он бы финансировался и развивался - их бы стоило для него купить. А, особенно картины с Тучковскими видами, созданными знаменитыми художниками. Эти картины сейчас продаются на разных сайтах. А, о чём это я размечталась? Чиновникам это не нужно. Им всё равно, что картины художника Борисова В.А. украшают коридоры Государственной ДУМы РФ и Совета Федерации, многие картины разошлись по частным коллекциям де

добавлена сегодня в 08:55

0 комментариев

4 раза поделились

добавлена вчера в 17:07

Что связывает Марину Цветаеву и подмосковное Голицыно? Многие знают о болшевском периоде в жизни поэта, менее известен эпизод, связанный с писательским посёлком под Одинцово. Редкие встречи, переводческая ра.

0 комментариев

5 раз поделились

добавлена 24 сентября в 13:49

0 комментариев

3 раза поделились

11 классов

добавлена 17 сентября в 21:51

2 комментария

2 раза поделились

79 классов

добавлена 10 июня в 11:49

14 комментариев

13 раз поделились

124 класса

добавлена 29 мая в 06:37

Свершилось.

14 комментариев

4 раза поделились

56 классов

добавлена 20 мая в 16:32

Наконец-то! Делают дорожку по Лебеденко! Пешеходы смогут ходить тут, ибо историческая лужа аккурат у памятной доски генерала Лебеденко портила весь вид! Ура, товарищи? Я ее лет 5 ждала!

6 комментариев

2 раза поделились

25 классов

добавлена 15 мая в 10:38

3 комментария

5 раз поделились

76 классов

добавлена 10 мая в 16:20

9 мая 2021 года была вскрыта капсула времени на воинском мемориале в Тучково. Вот текст послания к потомкам: "Дорогие соотечественники граждане поселка Тучково! Этот голос обращен к вам из далекого 1995 года. Мы только что отпраздновали 50-летие Великой Победы и сегодня 2 сентября 1995 года в день 50-летия окончания второй мировой войны на братской могиле закладываем основание памятника-обелиска. Нам досталось трудное для России время-ХХ век. Революция, гражданская война, первые пятилетки, В

Дом творчества композиторов Руза

Еще до 2000 года там было сносно,раньше этого периода еще лучше было.Сейчас Вы сами видите запустение и развал.Может это делают целенаправленно,не знаю.Но .

Знаток города 11 уровня

8 июня 2020

Красивое место. Много деревьев и зелени. Поют птицы. Приятный персонал. Сейчас дом отдыха находится в стадии ремонта и перестройки. Все старое - мебель, кровати и т.д. Но если на это не обращать внимание, то это хорошее место для семейного отдыха.

Знаток города 15 уровня

29 августа

Шикарное место. Природа супер! Улучшения в доме отдыха видны. Вероятно заслуга директора.

Знаток города 5 уровня

4 октября 2020

Хорошее энергетическое место. Я музыкант, композитор. И мне кажется, что здесь из каждого домика до сих пор звучит музыка, которую писали известные в прошлом композиторы. Место сейчас подзапущенное, требует наведения марафета, восстановления. Если бы я здесь работала, много бы могла с радостью для него сделать. Мария Заболоцкая

Знаток города 4 уровня

27 июня 2020

В каждом домике есть фортепиано и писбменный стол. Это для меня, как композитора, - главное. Это место существует как Дом творчества и нужно его использовать по назначению -- для профессиональной деятельности композиторов, музыковедов и наших артистов-исполнителей.

Знаток города 2 уровня

Великолепное место, намоленное музыкантами разных поколений.

Знаток города 5 уровня

После реконструкции место для отдыха стало просто шикарным .

Знаток города 7 уровня

24 августа

Хорошее место для отдыха творческих людей.

Знаток города 9 уровня

16 сентября

Такое впечатление что безхозный. Но что то там есть заманчивое.

Знаток города 10 уровня

10 декабря 2020

Душевное место, замечательная природа, отличный персонал

Знаток города 8 уровня

31 марта 2019

Великолепное,но забытое,запущенное место.Здесь раньше были все композиторы Советского Союза и даже приезжал Ван Клиберн. На последнем концерте,помнится все кутались в полушубки ,пальто и проч. Как играли - вообще фантастика. Окончательно накрылся,когда пришлый директор местного санатория(который плевать хотел на людей) обнёс свою территорию забором и пройти сюда стало сложно.Грустно.

Дачи композиторов. Руза.

В эти выходные было решено закрывать, и без того небогатый, шашлычно-загородный сезон 2013. Погоды последнее время не радуют, а потому поступило предложение сделать это где-нибудь на загородной даче, но так как это предложение поступило от человека у которого нет дачи, да и у нас она как-то не наблюдается, то начали искать. В Мос. Области снять дачу на выходные стоит изрядных денег, а чтобы это было в транспортной доступности, так вообще нереальных. Но на наше счастье, есть еще заповедные места, в которых можно снять домик недорого. Одно из них Будь Здоров, о котором я писал, но это треш и угар. А тут нашлось гораздо более приличное место.

В поселке Старая Руза, что примерно в 80 км от МКАД по Минскому шоссе, на трассе А108 (Большое московское кольцо) находится удивительное место, "Дом творчества композиторов". Это дачи, и эти дачи существуют в этом месте уже более 70 лет и вот сейчас в них может попасть любой желающий.
Прелесть в том, что домиков вроде как много, но они находятся на расстоянии более 50-70 метров друг от друга и в довольно густом парке, т.е. будучи в одном из домиков соседей ты не слышишь и не видишь, вообще.

Домики в большинстве своем все разные, но в то же время весьма одинаковые. Первые дачи здесь были построены еще до войны, основная же застройка этого поселка была осуществлена в первые послевоенные годы.

Правда, сейчас есть и более современные кирпичные строения, и они так же удачно спрятаны от посторонних глаз, что прекрасно.

В этом поселке творили все, буквально все, великие советские композиторы и Башмет, и Спиваков, и прочие, если верить официальному сайту этого заведения.


В поселке создано максимальное количество удобств для отдыха, есть и спортивные площадки

И даже театр, рояль в кустах, причем я его так назвал для себя, а потом понял, что это здание именно так и называется, ибо в нём есть клуб "У старого рояля" и кафе "У рояля". Фантазия бьет ключом.

Еще несомненный плюс этого места, что оно находится на берегу реки, да не просто реки, а реки гордо носящей имя Москва.
Путь к ней был извилист и тернист, изначально просто не туда направился, все гораздо проще, но такое тоже стоит того, чтобы погулять.

Но в конце концов, и до неё добрался

Вдали виден мост через Москва-реку в Старой Рузе

А такая дорога из санатория к реке ,это лестница, начинается она аккурат от клуба, случайно её нашел

И собственно, с чего я начал рассказ, поехали мы закрывать сезон, а потому позвонили в это место, забронировали домик и поехали. Осенью проблем с домами нет совершенно. Помимо нас там выходные проводили еще 4 компании, всего домов порядка 2,5 десятков. Каждый домик рассчитан на компанию до 6-8 человек. Наш домик № 11

В свое время это был личный домик композитора Анатолия Новикова,понятно, что для большинства это ниочем, но полазив по вики мы нашли кто это. Он написал такие произведения как "Эх, дороги" и "Смуглянка". Вполне достойные произведения, считаю.
Так вот, наш домик, он как и большинство, рассчитан на компанию в несколько человек.
Комната раз, в ней два раскладывающихся дивана, и таки да, рояль. Рояли обещаны в каждом домике

Спальня, это типа ВИП, вероятно

Еще есть общая гостиная, её я почему-то не сфотографировал, но в ней тоже был диван, еще стол и телевизор. Также в доме большая, просто огромная веранда. Но она холодная.
Дома имеют печное отопление и перед приездом весьма неслабо протапливаются, к сожалению только, запаса дров не оставляют.
Из несомненных плюсов, это наличие санузла. Т.е. туалет здесь в доме, также есть водоснабжение и котел, в котором греется вода. Т.е. можно и в туалет сходить и принять горячий душ, удобно.


Да, в домиках все старенькое и весьма обшарпанное, мебель дышит на ладан. Но когда узнаем цену за сутки, то в общем то хочется туда возвращаться, ибо стоимость такого домика 3200 рублей сутки, причем сутки честные. Мы приехали в час дня, так нам сказали, что можем отдыхать до часу дня следующего.
А еще золотая осень,это красиво, и утро воскресения было прекрасным. Вид от крыльца

И утром я таки нашел выход к реке по нормальной тропе, без буреломов, здесь, как мне кажется, весьма неплохие места для палаточников.


Что же касается, закрыли ли мы шашлычный сезон, надеюсь, что пока еще нет и мясо этой осенью мы еще поедим.
Поели ли мы шашлыки? безусловно

Было очень вкусно. Приятного Аппетита.
Если кому интересно, то официальный сайт этого места.
Мне понравилось, пожалуй стану более менее постоянным клиентом,самобытно и не попсово.
Кстати, постельное белье выдают чистое, как и полотенца.

Дом отдыха композиторов руза

Профессор МГК им.П.И Чайковского

доктор искусствоведения
Елена Борисовна Долинская

Среди мест, где развивалась отечественная музыкальная культура ХХ столетия, особое место занимает Дом творчества композиторов «Руза». Как Санкт-Петербург не может существовать без своих пригородных очагов творчества – Репина и Комарова, так Москва немыслима без Старой Рузы, Малеевки, Переделкино…


Старинный тихий городок Руза – место исторически примечательное. По преданию в Рузе родился основатель Москвы Иван Калита. Рузой владел Дмитрий Донской, а после его смерти – Юрий Звенигородский. Шли столетия, и окрестности маленького провинциального городка неизменно привлекали тихой красотой своей природы.

Еще до Великой Отечественной войны творческой интеллигенции СССР была выделена огромная территория в живописном месте на левом берегу Москвы-реки под строительство домов творчества.

И тех, кто хотел бы делить досуг с творчеством в этом удивительном природном заповеднике, оказалось немало – композиторы, писатели и актёры. Писатели облюбовали «Малеевку», а композиторы с актерами обосновались в Старой Рузе, где ближайшим населенным пунктом оказалась маленькая деревня с заброшенным сельским кладбищем и часовней. Внизу текла чистая и прозрачная река Москва.

В предвоенном 1940-м году среди густого леса возникли первые три каменные дачи. В них поселились А. Хачатурян, Ю. Шапорин с семьей и А.Чемберджи. Добираться сюда в то далекое время было сложно. Т. Хренников вспоминал: «Ехать в Старую Рузу нужно было на паровике до Дорохово. От Дорохово – либо на попутной машине, либо на подводе. Моста не было – к Старой Рузе переправлялись на пароме. Глушь несусветная…».

В 1941 году композиторской «Рузы» не стало. Шла война. В рузском районе были особенно кровопролитные бои. Сразу после войны ДТК возродился. Елена Фабиановна Гнесина трижды побывала в ДТК в возрасте 89 - 91 лет и посвятила «Рузе» такие поэтические строки:

О «Руза» милая, зачем,
Зачем тебя я поздно так узнала!
Не знала я, увы! О прелести твоей,
Иначе ты давно моей бы стала!
Жалеть уж поздно, но мечтать могу:
Ещё хоть раз, хоть в 90 лет, приехать,
Снова в «Рузу», но вместе с «Музой».

ДТК «Руза» строился в коммунистические времена как творческая лаборатория, в которой вырабатывалась идея «музыкального коммунизма», новый стиль жизни и общения.
Центром жизни здесь являлась столовая, где протекало всё «светское» общение, в общем-то, занятых людей. Ту, первую столовую особенно любили. Это был длинный одноэтажный барак, разросшийся с течением времени за счёт пристроенной по всей его длине террасы, тамбура с гардеробом и каких-то помещений для кухонного царства.




По изданиям нот библиотеки «Рузы» можно проследить эволюцию отечественных музыкальных издательств: от скоропечати – электропечати П. Юргенсона и А. Гутхейля до стеклографа Музфонда СССР, издававшего для пропаганды советской музыки ноты тиражами от 50 до 500 экземпляров. Здесь есть партитура Девятой симфонии Шостаковича, написанная и изданная Музфондом в Победном 1945-ом году.

Дом отдыха композиторов руза

Международный фестиваль - конкурс

"Musica classica"

24-31.10. 2021

Руза, Россия

Фестиваль проводится в Доме творчества композиторов, расположенном в одном из самых живописных уголков Подмосковья – недалеко от старинного города Руза. Дом творчества представляет собой городок коттеджей, стены которых несут на себе память о многих выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, составивших славу русской культуры. Конкурсные прослушивания состояться в концертном зале санатория "Дорохово"






Горячо приветствую участников международного фестиваля- конкурса «Musica Classica».

Надеюсь, что творческая атмосфера и сами стены Дома творчества композиторов в Рузе помогут полному развитию Ваших индивидуальностей.

Желаю всем участникам удачи и подлинной радости творчества, а членам жюри и публике – открытия новых талантов.

Президент Российской академии музыки имени Гнесиных,

кандидат педагогических наук,

Г. В. Маяровская

От всей души приветствую участников Международного фестиваля-конкур са «Musica Classica» — его организаторов, вдохновенных исполнителей, заинтересованных слушателей, объединенных любовью к одному из величайших видов искусства — Музыке.

Пусть каждый день фестиваля-конкур са станет праздником, наполненным радостью творческого общения и открытием нового художественного пространства — звучащего пространства бытия. С наилучшими пожеланиями всем участникам фестиваля.

Ректор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке,

доктор педагогических наук, доктор культурологии,

А.И. Щербакова

Дорогие друзья! Поздравляю всех с началом нового фестиваля «Musica Сlassica», ставшего уже традиционной творческой площадкой, которая объединяет молодое поколение профессиональных музыкантов и выдающихся мастеров, подаривших музыкальному миру не одно созвездие новых имен! Разнообразие конкурсных номинаций, сильный состав конкурсантов – то, что всегда отличало фестиваль «Musica Сlassica» и делало победу в нем знаменательным событием в жизни музыканта! Желаю всем участникам и членам жюри радости настоящего творческого общения, вдохновения, новых открытий и благодарных слушателей!

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Лауреат Премии Правительства РФ Почетный работник сферы образования РФ Доктор искусствоведения Профессор

Душевно съездили в Дом творчества композиторов «Руза

http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497727.jpg?

Ездили 7 человек и снимали два деревянных домика . В каждом домике три небольших комнаты, две печки, санузел с бойлером, ТВ, холодильник и рояль! Кухни нет. Печки топит приходящая днем женщина.

Цена домика 3200 -3600 в сутки.

Сам «Дом» напоминает старый дачный поселок советских времен, расположенный в густом сосновом лесу. По словам персонала, на все лето обычно заселяется жильцами

Все конечно обшарпанное и старое, но в целом впечатления такие:

«…зимой в домике царит атмосфера тепла и уюта, а запах напоминает о детстве в деревне, у любимой бабушки, которая ранним утром вставала и топила печку.»


http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497805.jpg

http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497830.jpg

http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497831.jpg

http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497832.jpg

http://maxfriend.users.photofile.ru/photo/maxfriend/4034126/xlarge/96497838.jpg


Питание.
На сайте заявлено трехразовое питание в столовой -600 руб в сутки.
Но надо заказывать заранее, чтобы приходили повара , открывали неработающую столовую и нам готовили. Решили отказаться и взяли с собой продукты, посуду, газовую плитку и мангал

Руза, какой мы ее помним

Руза, какой мы ее помним

Ныне часть этих прекрасных поселков уже не в юрисдикции России, другие исчезли, не выдержав социального переустройства страны. В прошлом номере Алексей Гориболь поделился впечатлениями от Дома творчества «Репино» (см. статью «В сторону Выборга»), а сейчас я приглашаю совершить виртуальную прогулку по ДТК «Руза», которая отмечает в нынешнем году 80-летие.

Тучково, поселок Старая Руза и городок Новая Руза на туристических сайтах и в интернет-блогах часто называют подмосковной Швейцарией. Места здесь действительно очень живописные и до сих пор сохраняют свое первозданное очарование. Композиторам выделили солидный кусок земли на правом берегу Москвы-реки в 1940 году, и первые три дачи были построены незадолго до начала Великой Отечественной войны. Известно, что первыми «поселенцами» стали Арам Хачатурян и Юрий Шапорин. Но когда началась война, то дачи были разрушены –эти места стали эпицентром битвы за Москву. Местные леса – до сих пор все в окопах и противотанковых траншеях, заросших травой. В часе езды от ДТК – та самая деревня Дубосеково, где сражалась Панфиловская дивизия, а теперь в полях высится впечатляющий памятник 28 панфиловцам.

Чтобы перебраться из поселка Старая Руза в Дом творчества, необходимо пересечь реку. Вначале композиторов перевозили на пароме, сейчас построен современный мост, где встречные потоки машин движутся по раздельным пролетам. Но такое сооружение появилось несколько лет назад, а до этого был двухполосный мост, где грузовики так и норовили потеснить легковушки. С моста открывается восхитительный вид на излучину Москвы-реки и берега, которые в жаркие дни превращаются в естественные пляжные зоны.

Хорошо иметь домик в деревне

Только после победы над немцами в «Рузе» началось строительство поселка. Самыми старыми на сегодняшний день являются дачи под номерами 1–5, 9, 10, 11, 12. Их стены помнят многих композиторов прошлого века, уже ставших частью нашей истории. Во многих дачах была «круговая» планировка. Маленькие сени, потом прихожая, из которой можно было открыть дверь направо и попасть в кабинет с роялем фирмы «Август Фёрстер», либо пойти прямо в спальню. Обе эти комнаты вели в гостиную, из которой имелся выход на большую светлую веранду, которая не отапливалась и использовалась только в летний период. В самих дачах были печки, которые до сих пор служат верой и правдой. В то время верхом комфорта считалось наличие горячей воды и ванны и туалета в доме. Была также система внутренней телефонной связи: можно было позвонить в любую дачу или в контору. В дачах также стояли радиолы марки «Ригонда» – аппараты, имевшие 5-диапазонный радиоприемник и встроенный проигрыватель для пластинок. Потом появилась дача № 30 – кирпичная, с камином, казавшаяся недосягаемо роскошной. Ее облюбовали композиторы-песенники, прежде всего Евгений Птичкин – радушный хозяин и хлебосол, любивший устраивать застолья.

В общем, по тем временам, это были круто «упакованные» комфортабельные дома, где композиторы могли погружаться не только в творчество, но общаться с коллегами, слушать музыку и радоваться жизни.

Так, собственно, и происходило – общение было главной роскошью «Рузы»: я помню, с каким удовольствием мы, дети разных возрастов, проводили время вместе, в одной дружной компании. Зимой катались на санках и коньках (в даче № 23 на первом этаже был пункт проката зимнего инвентаря), а особой доблестью казались длинные лыжные прогулки по берегу Москвы-реки: от композиторского пляжа до Дома творчества ВТО (теперь это «Актер», принадлежащий СТД) шла накатанная лыжня. Летом мы сплавлялись по реке на деревянных лодках-баркасах: они стояли на приколе у пляжа, представлявшего собой широкие деревянные мостки с небольшими лесенками, облегчавшими спуск в воду.

Многие композиторы любили ловить рыбу. В фильме Владимира Молчанова «Воспоминание. Дом творчества» есть эпизод, где Тихон Хренников рассказывает, как его коллеги отдавали ему пойманную в Москве-реке рыбку. «Они мне ее несли не как генеральному секретарю, – считал Тихон Николаевич. – Сима Туликов ее ловил, но никогда не ел, Кирилл Молчанов тоже –он любил сам процесс ловли. А мне некогда было ловить, и они меня баловали». Известными рыбаками были знаменитые песенники Дмитрий Покрасс, Василий Соловьев-Седой.

После развала СССР лодки были «угнаны», а мостки держались еще лет 15, пока не прогнили. И берег вернулся к своему первозданному, поросшему травой виду.

Много лет этот коттедж имел кулуарное название «секретарская дача». Тут жили руководители Союза композиторов СССР и России: Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Владислав Казенин. Говорят, что сюда заходил «на огонек» и Сергей Прокофьев. На веранде с тех времен сохранился антикварный диван с резными ножками и подлокотниками – его всегда демонстрируют как музейный экспонат, на котором сидели классики.


Сейчас сложно представить, чтобы руководители жили в таких спартанских условиях: простая мебель, чугунная ванна на ножках… Главной ценностью обстановки по-прежнему является рояль Petrof, к клавишам которого прикасалось бесчисленное количество разных композиторов и не только. В 2013 году здесь встречал новый, 2014 год дирижер Владимир Юровский. С его стороны это было путешествие в детство: тут вырос его отец, Михаил Владимирович Юровский, дед-композитор обожал «Рузу», и юная поросль Юровских – Володя, Маша и Митя приезжали на каникулах. И вот спустя несколько десятилетий Владимир-младший приехал показать своему сыну место, овеянное преданиями в семейной хронике. Правда, для проживания он выбрал дачу № 11, менее пафосную, но тоже имеющую свои легенды. Ее в свое время облюбовали Родион Щедрин и Майя Плисецкая, и к ним в гости заезжала Лиля Брик, муза Маяковского.

А в даче № 10 Юровский и вся наша компания, включавшая композиторов Андрея Семенова и Антона Сафронова, собралась на новогоднее застолье, а потом переместилась к роялю, где всемирно известный дирижер и его друзья поностальгировали о годах юности и встретили утро нового дня песней «Луч солнца золотого…» из культового советского мультика «Бременские музыканты».

Процитирую воспоминания композитора Сергея Колмановского: «“Руза” притягивала композиторов, как магнит. Некоторые (например, А. Эшпай) строили себе дачи в соседней деревне, чтобы пользоваться рузовскими благами. А их было достаточно. Помимо первоклассного питания в столовой, был еще буфет, полный дефицита. В музыкальном фонде СССР часто можно было услышать: “Константин Яковлевич! (на другом конце телефонного провода был композитор Листов) Освободилась дача № 15 в “Рузе”! Берите, Вы же в ней написали “Севастопольский вальс!” Многие композиторы работали редакторами в издательствах или преподавали, поэтому в рабочий сезон могли пользоваться только “Рузой”. Весьма примечателен регламент распределения путевок в этот рай. Член союза композиторов имел право на два месяца со скидкой и еще на два за полную стоимость – сумму тоже более чем скромную. Надо было написать заявление с указанием сочинения, над которым предполагалась работа в Доме творчества, затем оно отправлялось в комиссию. Если я хотел написать симфонию –в симфоническую, если мюзикл – в секцию музыкального театра. Кто-нибудь из руководства комиссии накладывал на заявление неизменно положительную резолюцию, после чего оно отправлялось в Музыкальный фонд, правление которого окончательно решало, дать ли композитору дачу».


Объединял также интерес к спортивному досугу. В нижней части ДТК, возле пансионата, был построен теннисный корт с профессиональным покрытием. Наверху, около конторы – домика, где находился директор и сотрудники ДТК, – зимой заливали каток. Летом можно было заняться и пинг-понгом – возле дачи № 8 стояли под специальными навесами два стола, а полянку рядом превращали в импровизированное поле для бадминтона. Со временем эта игра приобрела массовый характер, и уже с конца 1990-х сложилась дружная команда бадминтонистов, которая по несколько часов в день проводила в сражениях.

Прием пищи был своего рода ритуалом: существовало строгое расписание: завтрак с 9:00 до 10:00, обед с 14:00 до 15:00, полдник (повара пекли вкуснейшие булочки и ватрушки) – с 17:00 до 18:00 и ужин с 19:00 до 20:00. Приходили семьями, компаниями, перекидывались репликами через столики, потом подсаживались друг к другу и, увлекаясь беседой, частенько задерживались сверх отведенных часов. В столовой стоял большой электрический самовар, так что можно было баловаться чайком за задушевным разговором. Персонал столовой относился с симпатией к «нарушителям» распорядка, и только если разговор затягивался совсем надолго, официантки (местные жительницы) ласково просили переместиться в другие помещения.

А выбор, где посидеть, был большой. Столовая, сейчас ждущая ремонта и реконструкции, представляет собой трехэтажное здание, построенное по индивидуальному проекту. На «минус первом» этаже располагалась бильярдная с камином, буфетом и барной стойкой. Все было обшито деревянными панелями, в телевизорной зоне стояли просторные кожаные кресла. Тут же была своя телефонная станция с кабинками, где во времена «до мобильных телефонов» висели телефонные аппараты, и ты за 15 копеек мог позвонить в Москву. Временами тут выстраивалась целая очередь жаждущих сделать деловые звонки. Но не меньшая очередь бывала и у бара, где царила дородная буфетчица Лида. Она распределяла дефицит – финский сервелат, импортный алкоголь, фрукты, конфеты. Тут проводили по полдня некоторые композиторы, оттачивавшие глазомер на бильярде и вкусовые рецепторы в баре. Любила это место и молодежь, приобщавшаяся к «красивой» жизни. После распада СССР все резко прекратилось: перестали поступать дефицитные продукты, буфетчица Лида открыла свой магазинчик на шоссе. Одно время пробовали здесь кафе «У рояля», открыв доступ местным жителям, но особого интереса это не вызвало: наступили иные времена, потребность в других развлечениях…


Но вернемся в «золотой век». Первый этаж был целиком отдан под столовую, а на втором располагались библиотека, кинозал, небольшой репетиторий с двумя роялями и еще одна телевизорная. Это была еще одна локация для общения, но уже интеллектуального. О библиотеке можно писать поэмы – столько поколений композиторов и музыковедов «выросло» на ней. Среди бесценных изданий собраний сочинений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, зарубежных классиков, начиная от Баха и до XX века, на полках стояли ноты с автографами тех, кто здесь отдыхал и работал: В. Шебалина, Э. Денисова, А. Островского, А. Шнитке… У музыковеда Е. Б. Долинской, которая ездила в Рузу десятилетиями, была идея создать в одной из дач музей, где бы была воссоздана типичная для советского периода меблировка, а также выставлены фотографии, книги и ноты. Но пока эта идея осталась лишь в виде экспликации на бумаге и нескольких коробок с самыми ценными изданиями, сложенных в конторе.

В кинозале «крутили» фильмы, причем на сеансы пускали бесплатно, а иногда там проводили концерты. Ведь в «Рузу» ездили и артисты – кого-то звали в гости сами композиторы, кому-то давали дачу «по дружбе» с начальством или за особые заслуги перед СКР. Как-то на новогодние праздники приезжал Владимир Спиваков, постоянно жил и занимался пианист Борис Петрушанский, четы известных пианистов и педагогов – Владимир Тропп и Татьяна Зеликман, которых навещали их ученики, например, Даниил Трифонов. Бывал тут и екатеринбургский композитор Владимир Кобекин со своей дочкой, виолончелисткой Настей. Называю тех, кто первый приходит на ум, но, конечно, из звездных имен можно было составить длиннющий список…

Дорожки и коттеджи Рузы хранят воспоминания о многих личных драмах, смешных случаях и милых приключениях. Упомяну об историческом факте, подробности которого вызывают много вопросов. Якобы в 1958 году к Первому международному конкурсу имени П. И. Чайковского здесь готовились Лев Власенко и Ван Клиберн под руководством профессора Якова Владимировича Флиера. Об этом в книге «Подмосковные вечера. История Вана Клиберна. Как один человек и его музыка остановили холодную войну» говорит журналист Найджел Клифф. Действительно, была традиция предоставлять перед крупными состязаниями дачи конкурсантам – поэтому здесь бывали и Леонид Коган, и Давид Ойстрах. Но почему Клиберна, конкурента советским участникам (а мы помним, как важно было нашему правительству первенство СССР), «натаскивал» один из лучших профессоров Московской консерватории? Подтверждений от очевидцев тех лет я пока не получила: Е. Б. Долинская рассказывает, что об этом факте упоминал сам Яков Флиер. С другой стороны, пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский, друживший с Клиберном с того самого Первого конкурса Чайковского, никогда про эти занятия не слышал… К сожалению, самому Клиберну мы вопроса уже не зададим, как и остальным участникам тех событий. Все надо делать вовремя…


Безусловно, в список легенд постсоветского времени войдут «вечера у костра» Григория Фрида. Композитор, автор значительных опер «Дневник Анны Франк» и «Письма Ван Гогу», он был известен музыкальному миру и как выдающийся просветитель. С 1965 года и до конца жизни он руководил Московским молодежным музыкальным клубом в Доме композиторов в Брюсовом переулке. С 2000-х годов, отдыхая летом в «Рузе», он по вечерам собирал «на костер» своих коллег, чтобы подискутировать о новинках в музыкальной жизни, о книгах, о живописи (он сам был также и писателем, и профессионально рисовал). Приходили не только умудренные опытом взрослые, но и молодежь, и даже подростки. Сложился даже ритуал: каждый приносил с собой полешко, чтобы внести лепту и поддержать «прометеев» огонь.

Уж как по мосту, мосточку

Пешие прогулки всегда составляли неотъемлемую часть процесса сочинения – будь то симфония или музыковедческий труд. Можно вспомнить письма Брамса, Малера, Чайковского на эту тему, и современные композиторы – не исключение. В «Рузе» для этого есть несколько основных маршрутов. На самой территории поселка есть полянки и симпатичные заросли, где заядлые грибники собирают и по сей день урожай – белые, лисички и маслята, изредка подберезовики, поздней осенью – опята.

Можно спуститься за столовой по длинной, теперь поросшей мхом лестнице к заброшенному пансионату. Увы, это одна из серьезных и пока невосполнимых потерь: трехэтажный корпус, с солярием и бильярдом на крыше, был в середине 1990-х полностью «разграблен»: менявшиеся директора-временщики вывозили мебель, телевизоры, сняли даже полы. Осталась лишь коробка здания, зияющая проемами окон и дверей, – как напоминание о маятнике взлетов и упадков. Но вокруг – роскошная в своей дикости природа, заросшее высокой травой поле, спуск к речке.


Висячий мост над рекой Рузой в санатории «Дорохово»

По соседству – уже упоминавшийся дом творчества «Актер». Раньше туда мы бегали в кино, а по вечерам заглядывали в «Уголек», местный ресторанчик, где можно было увидеть живых звезд кино и театра: Юрия Любимова, Петра Фоменко, Евгения Симонова, Григория Александрова, Юрия Визбора, Олега Янковского.

А если пойти направо из ворот ДТК, то можно посетить известный на всю Россию санаторий «Дорохово»: не только попить целебной водички из местного источника, но и пройтись по висячим мостикам. Архитектура в духе сталинского ампира, ухоженные клумбы и невероятные виды на речку Рузу – все это служит источником вдохновения и отдохновения.

Время пока в «Рузе» остановилось, прошлое еще живо и постоянно вторгается в настоящее, и думается, в этом и заключено обаяние Дома творчества. Соприкоснуться с историей – в этом есть своя прелесть и очарование.

“Подмосковные вечера” в Старой Рузе


История советских домов отдыха для творческой интеллигенции началась задолго до Великой Отечественной войны - страна в эпоху строительства социализма остро нуждалась в литературных и музыкальных прорывах. Вопросов по размещению тоже не было - покинутые прежними хозяквами усадьбы в Подмосковье отлично подходили для этой цели.

В 1940-м году в Старой Рузе недалеко от знаменитой писательской “Малеевки” - бывшей усадьбы Вукола Лаврова, были построены три каменные дачи, где отдыхали и набирались сил такие композиторы как Арам Хачатурян, Юрий Шапорин и Николай Чемберджи. Война не обошла Рузу стороной, бои тут шли кровопролитнейшие, композиторские дома не уцелели в обстрелах. После победы дом творчества композиторов “Руза” решено было восстановить как творческую музыкальную лабораторию нового советского человека.

Жизнь обитателей дома творчества чаще всего кипела в здании столовой, где композиторам на день рождения пеклись невиданной красы пироги. Легендарное кафе “У рояля” помнит многих музыкантов.

671888.jpg

Из воспоминаний Сергея Колмановского : “Руза” притягивала композиторов, как магнит. Некоторые (например, А. Эшпай) строили себе дачи в соседней деревне, чтобы пользоваться рузовскими благами. А их было достаточно. Помимо первоклассного питания в столовой, был ещё буфет, полный дефицита. В музыкальном фонде СССР часто можно было услышать: “Константин Яковлевич! (на другом конце телефонного провода был композитор Листов) Освободилась дача № 15 в “Рузе”! Берите, Вы же в ней написали “Севастопольский вальс!” Многие композиторы работали редакторами в издательствах или преподавали, поэтому в рабочий сезон могли пользоваться только “Рузой”. Весьма примечателен регламент распределения путёвок в этот рай. Член союза композиторов имел право на 2 месяца со скидкой и ещё на два за полную стоимость - сумму тоже более чем скромную. Надо было написать заявление с указанием сочинения, над которым предполагалась работа в доме творчества затем отправлялось в комиссию. Если я хотел написать симфонию - в симфоническую, если мюзикл - в секцию музыкального театра. Кто-нибудь из правления комиссии накладывал на заявление неизменно положительную резолюцию, после чего оно отправлялось в музыкальный фонд, правление которого окончательно решало, дать ли композитору дачу”. Здесь всегда занимались спортом. Зимой – лыжи и каток, летом теннис, волейбол, бильярд, прогулки на лодках. Со временем в каждом из домиков появился свой рояль и звуковоспроизводящая аппаратура. Был тут собственный медпункт, нотная библиотека, большая коллекция грамзаписей.

12734.jpg

Рядом построили пионерский лагерь имени композитора Рейнгольда Глиэра для одарённых детей. Вот как его вспоминает Ольга Гаврилова, родственница пианиста и композитора Зиновия Компанейца, которой он посвятил сборник “Олины песенки”: “В клубе при лагере был инструмент. А поскольку я, как и некоторые другие пионеры, училась в музыкальной школе училища при Консерватории, то по определенному графику вместо "тихого часа" приходилось заниматься. Каникул в этой школе не было. А в остальном - “Зарницы”, праздник Нептуна, спартакиады, купание - дорожки прямо в реке, никаких бассейнов! Плавали на лодках. А какие были лилии и кувшинки!”.

6356357.jpg

У лагеря был свой музыкальный гимн:

“В лагере Глиэра, возле речки Рузы
Живём мы - пионеры Советского Союза.
Наш дом родной - Москва, мы там учиться будем,
Но только никогда наш лагерь не забудем.
Громче пойте горны, взвейся выше песня!
Лагерь наш прекрасный, на свете нет чудесней!”

Как же выглядело это место? Деревянные домики ДТК (Дом творчества композиторов) “Руза” располагались довольно далеко друг от друга в густом лесу, что создавало тишину и покой для творчества.

Помимо композиторов тут гостили их соавторы - поэты, писатели, режиссеры и исполнители. Рубен Симонов, Святослав Рихтер, Александр Галич, Лев Ошанин, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Владимир Спиваков, Юрий Башмет. Сюда заходили актеры из соседнего Дома творчества “ВТО” и писатели из Дома творчества “Малеевка”: Юрий Любимов, Петр Фоменко, Евгений Симонов, Григорий Александров, Юрий Визбор, Александр Твардовский. Кого только не помнят эти стены - от Дмитрия Шостаковича до Микаэла Таривердиева…

Нередко перед крупными музыкальными конкурсами сюда привозили молодых исполнителей, здесь они вместе с наставниками работали над выступлениями. Так и произошло с Ваном Клиберном - с американцем занимался пианист Яков Флиер. 18 марта 1958 года в Москве стартовал Первый Международный конкурс им. Чайковского, где играли лучшие скрипачи и пианисты. Ван Клиберн в третьем туре конкурса настолько блестяще исполнил Первый концерт Чайковского, что слушатели стоя скандировали: “Первая премия!”. Американец, Холодная война и … первая премия? Уникальное сочетание тех лет.

672050.jpg

С 1960 по 1972 год Ван Клиберн приезжал в Россию с гастролями четыре раза. 26 мая 1960 года Ван прилетел в Москву во второй раз, а незадолго до его приезда, 1 мая 1960 года произошёл инцидент с американским самолётом-разведчиком U-2, который нарушил воздушное пространство СССР. Смелость и спокойствие пианиста восхищают, т.к. других американских пианистов встречали игрушечными автоматами и криками “U-2” в зале.

Клиберна поселили в лес, “полный композиторов”. Именно так ДТК “Руза” назвал в своей книге “Подмосковные вечера. История Вана Клиберна. Как человек и его музыка остановили холодную войну” журналист Найджел Клифф. Клиберн готовился к выступлению в домике №30. О своём пребывании здесь Ван Клиберн вспоминает в интервью “Никто не смеет говорить при мне плохо о России”. Рядом с его зелёным деревянным домиком находилась дача Шостаковича. В домике Клиберна был рояль Weinbach baby grand, кирпичная печь и простая ванная комната. В ДТК “Руза” пианист находился вместе с друзьями Генриеттой Беляевой, Львом Власенко, Сергеем Доренским. Все они подолгу сидели на террасе и разговаривали. У Клиберна появилось множество почитательниц, как шутили тогда - в возрасте от шести до 86 лет.

Победа Ван Клиберна на конкурсе привела к тому, что он стал в нашей стране легендой, глотком свежего воздуха, о нем писали газеты, его обсуждали на улицах и кухнях. Поэтому-то его имя и появилось в фильме Гайдая, который разобрали на цитаты. После победы талантливого американца советских детей массово стали отдавать в музыкальные школы. Ван Клиберн появился в годы оттепели и способствовал волне “шестидесятников”.

80240_1200x.jpg

Вскоре американский пианист учреждает международный конкурс своего имени для молодых пианистов в Форт-Уэрте, а также стипендиальные программы в Москве и Ленинграде. Последний визит Вана Клиберна в Россию состоялся в 2004 году, тогда музыкант дал благотворительный концерт в Большом зале консерватории после трагических событий в Беслане.

Ну а что же произошло с “лесной резиденцией” американца? В 90-е годы ДТК “Руза” стал ветшать, современное состояние домиков композиторов требует, мягко говоря, внимания и реставрации. Уцелевшие здания можно увидеть в кадрах передачи Владимира Молчанова “Воспоминание. Дом творчества композиторов “Руза”.

Время не щадит ни здания, ни людей. Ван Клиберн умер 27 февраля 2013 года. Можно сказать, что в эпоху Холодной войны он один сделал больше для улучшения дипломатических отношений между США и СССР, чем оба МИДа. Клиберн и по сей день служит хорошим примером современным деятелям культуры во всех странах. Когда-то, после одного из своих концертов, он заметил: “В этой жизни ничто не вечно, кроме музыки и памяти”. Лучше и не скажешь.

Читайте также: