Дом отдыха большого театра в поленово

Обновлено: 17.05.2024

По традиции начну с того, как добраться до усадьбы своим ходом. А это не такая уж простая задача!

Из Москвы: электричка Царицыно-Тарусская (приблизительно 1 час 45 минут экспресс и обычна более 2-х часов), далее автобус 113,114 (13 км) или такси от ст.Тарусская.

Всем привет, с вами автор канала Иван Путешествует!

Мы лёгких путей не ищем, поэтому решили добраться, так сказать, по народному пути (на электричке и автобусе). К тому же, уже больше 3 месяцем не катались на электричках, даже соскучились). Просто все предыдущие маршруты путешествий не предполагали поездки на этом виде транспорта.

Проблем доехать до станции Тарусская нет, зато сложности возникают с автобусами. Ходят они редко и не один не доезжает до самой усадьбы.

Номер 114 высадит за 3 км, а 113 автобус за 1 км до усадьбы. При этом 113 ходит буквально два раза в день, да и то, по очень странному расписанию. Поэтому доехали на 114 автобусе, который был забит под завязку. Стоимость билета в один конец 29 рублей. Приобретается у кондуктора во время поездки.

Большой дом

«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.

В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.

Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.

На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.

Для просмотра Большого дома в виртуальном туре нажмите здесь

Большой дом. 2012 г.
Большой дом. 2012 г.

Западный фасад Большого дома. 2012 г.
Западный фасад Большого дома. 2012 г.

Западный фасад Большого дома. Зима 2011 г.
Западный фасад Большого дома. Зима 2011 г.

Дети художника у южного фасада Большого дома. 1902 г.
Дети художника у южного фасада Большого дома. 1902 г.

Западный фасад Большого дома. 1910-е гг.
Западный фасад Большого дома. 1910-е гг.

© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник

Все права защищены!
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

История и хроника музея

В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».

Мысль о постройке дома именно в этих, поразивших красотой местах, не покидала художника. Вернувшись в Москву, , несмотря на глухое осеннее время, поехал на Оку, которая так понравилась ему во время летнего путешествия. В «Хронике Бёхова и Борка», написанной его рукой, 12 октября 1887 года отмечено: «Я ехал на пароходе по Оке от имения Рошфора под Алексиным и увидел места около Тарусы и Бехова».

Поездки на Оку возобновлялись. Вместе со своим учеником Константином Коровиным в мае 1889 года Поленов вновь приехал в Бёхово: в это время там продавала маленькое запущенное имение обедневшая помещица.

Почти три года шли переговоры о покупке, и весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин земли, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки. Сразу же начались хлопоты об обмене бёховской земли на песчаный холм. Хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине села Бёхова. Продавать землю община права не имела, и Поленов договорился с крестьянами об обмене: за одну десятину столь приглянувшегося ему холма он отдавал двойное количество пахотной земли. Теперь оставалось приняться за устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал. Все эти пять лет, наполненные хлопотами о приобретении Старого Бёхова и обмене земель, мысли Поленова были поглощены будущей усадьбой, ее строительством. Он уже точно знал, каким будет его дом, в котором все будет устроено согласно привычной жизни, наполненной трудом; дом, который будет очагом искусства и пристанищем для многочисленных друзей и учеников: «Я уверен, что деревенская жизнь, как мы с тобой её понимаем, принесла бы нам, ребятам и многим другим – пользу. Мне кажется, что мы теперь друг друга лучше понимаем, чем прежде, и бытьё в деревне могли бы устроить близко к нашему пониманию. Ты ведь знаешь, что я тебя люблю больше всего на свете, а я знаю, что ты меня также любишь, поэтому, если нам улыбнется судьба, мы с тобой счастливо поживём», – так написал Василий Дмитриевич жене Наталье Васильевне.

За осуществление задуманного Поленов взялся сам: архитектура была давнишней страстью художника. Незаурядные способности Поленова – архитектора отметил в своих воспоминаниях: «Ведь он архитектор, да еще какой! Еще будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания…». Изучение архитектуры и впечатления от путешествий по странам Западной Европы придали творчеству Поленова – архитектора широту и индивидуальность. Все постройки Поленов проектировал сам. Ему очень хотелось, чтобы в его усадьбе нашли отражение черты столь полюбившейся ему западноевропейской средневековой архитектуры. Эти работы Поленова поразительно контрастируют с тем, что в это время являлось общепринятым в архитектурной усадебной практике, и предвосхищают, задолго до того, как это станет привычным, поэтику стиля модерн в архитектуре. Стиль архитектурного творчества Поленова правильнее было бы назвать «стилем различных эпох», а ещё точнее – «поленовским стилем».

16 августа 1891 года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый, еще не оштукатуренный, пахнущий смолой большой дом в Борке. Именно эту дату и принято считать днём создания музея. Этот дом так и стали называть – Большим, в противовес временному дому из Старого Бёхова. Ещё далеко не всё внутри дома было обустроено для жизни большой семьи, а в ноябре 1892 года Поленов написал: «Мы до сих пор живём в деревне, перебрались в новый дом и всё устраивались, теперь развешиваем картины, распределяем мебель, словом, заняты уже устройством художественной части нашего жилья». В 1897 году бревенчатое здание Большого дома было оштукатурено. Временный флигель был перенесен из Бёхова и поставлен около Большого дома. В нем расположились служебные помещения и кухня, соединенные с домом крытым коридором. Строительные работы в усадьбе начались в 1891 году, а завершились в 1904. Усадьба была окружена оградой из местного тарусского камня. За эти тринадцать лет кроме главного здания – Большого дома, – появились хозяйственные постройки: деревянная четырехскатная Погребица, Коровник, Курятник, Каретный сарай, Сенной сарай и Конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего». Недалеко от огорода, напротив Большого дома был поставлен Фахверковый сарай – кладовая и столярная мастерская, где талантливый плотник-столяр делал лодки для поленовской флотилии. В конце аллеи, ведущей к реке, по левую сторону стоял небольшой белый лодочный сарай – Адмиралтейство, куда на зимнее время убирались лодки домашней флотилии, а летом был склад вёсел, парусов, рыболовных принадлежностей. На самом краю усадьбы, ближе к реке, стояла бревенчатая баня для строителей, которая в конце 1930-х годов получила название «Дом Прокофьева»: именно там, во время летнего отдыха, работал над музыкой к «Ромео и Джульетте». Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством», – мастерская Поленова, напротив – маленькая Избушка для детей. Хозяйственные постройки и стена вокруг усадьбы полностью сложены из местного известняка, который художник ценил, называя «тарусский мрамор». Неузнаваемо изменился и сам некогда пустынный холм: вокруг усадьбы поднялся молодой лесок, в котором стараниями художника, наряду с местной флорой – сосна, осина, береза, дуб, клен, – появились туя, американский клен, кедр, пихта. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Сейчас также в территорию музея входит церковь св. Троицы, построенная по проекту в 1906 г., кладбище в Бехово, где похоронен художник и его семья, а также «Город-мастеров», Туристический центр и школа в Страхове.

Воплотилась еще одна любимая мечта Поленова: «Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».

  • В 1892 году поленовский музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. И в смутные времена, когда в России еще не существовало охранных законов и учреждений, занимающихся музейными вопросами, судьба хранила Дом.
  • В мае 1918 года был одним из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий конфискации и объявленный национальным достоянием.
  • В 1924 году Постановлением СНК РСФСР усадьба «Борок» была предоставлена в пожизненное пользование семье Поленовых.

« Я всегда любил больше всего работу в разных ее видах: и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям, как большим, так и малым, по кусочку этой работы».

Один из исследователей русской усадебной культуры писал: «Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них. Усадьба – иногда прямое, иногда опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности».

За всю свою историю усадьба не знала «чужих рук»: в течение 120 лет семья Поленовых никогда не расставалась с домом. И изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили его прошлого облика: ложились только новыми, легко различимыми пластами.

© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник

Все права защищены!
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Город Мастеров в Поленово

"Иисус в мире искусства"

После капитального ремонта в конце 2012 года, на участке бывшего дома отдыха, который размещался на территории музея-заповедника В.Д. Поленова, был открыт новый выставочно-концертный комплекс, который получил название «Город мастеров». С его открытием музей получил еще один выставочный зал, мастерские, художественные студии, арт-резиденции. Но – главное – большой зал, в котором могут проводиться концерты, спектакли, балы, семинары и конференции.

Закрыто Откроется в среду

Город Мастеров в Поленово

Город Мастеров в Поленово запись закреплена

2 октября, суббота в 17:00 в Городе мастеров музея-заповедника В.Д. Поленова пройдёт спектакль-спиритический сеанс «Мужчины Марины». Режиссер Сергей Аронин.

Так мы отметим день рождения гениального русского поэта М.И. Цветаевой, которая ещё и многие годы была нашей соседкой. Жила в Тарусе, которая расположена на противоположном берегу Оки.
Показать полностью.

Актёры: Лидия Лукина, Илья Смирнов, Владислав Кулыгин, Александр Серов-Останкинский, Сергей Аронин.

Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут с антрактом.

Возрастное ограничение: 16+.

При посещении музея-заповедника в период пандемии необходимо соблюдение масочного режима и социальной дистанции. Все посетители должны быть в масках.
Рекомендуем также носить перчатки.

Нравится Показать список оценивших

Город Мастеров в Поленово

Город Мастеров в Поленово запись закреплена

После открытия Андрей Бодров проведет мастер-класс по технике "сухая игла".

Нравится Показать список оценивших

Город Мастеров в Поленово

Город Мастеров в Поленово запись закреплена
Нравится Показать список оценивших

Город Мастеров в Поленово

Город Мастеров в Поленово запись закреплена

Приглашаем вас посетить акварельные мастер-классы Елены Сницарь, которые пройдут 26-го сентября 2021 года в 11:00 и 14:00 в Городе мастеров.

Занятия в маленьких группах (запись по телефону: 965-186-31-39).

Нравится Показать список оценивших

Город Мастеров в Поленово

Город Мастеров в Поленово запись закреплена

Приглашаем вас на выставку «Город поэтов», которая пройдет с 16-го сентября по 3-е октября 2021 года в Городе мастеров. Вниманию посетителей будут представлены работы трех художников: Анатолия Давыдова, Андрея Бодрова и Людмилы Давыдовой.
Показать полностью.

Санкт-Петербург – город знаменитого русского поэта А.С. Пушкина, который особым образом влиял на судьбы людей, одаренных творчески. Этот город соединил и наших экспонентов – Давыдова, Бодрова и Давыдову. Соединил узами жизненными, дружескими, творческими. На выставке будут представлены работы известного петербургского художника старшего поколения Анатолия Захаровича Давыдова (1923– 2009), получившего признание своими работами, посвященными выдающимся деятелям русской культуры – А.С. Пушкину, А.А. Блоку, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С.А. Есенину, Ф.М. Достоевскому, М.Ю. Лермонтову, Н.С. Гумилеву, А.С. Грину, Б.Л. Пастернаку, О.Э. Мандельштаму и многим другим, а также Петру I и родному городу – Санкт-Петербургу (Ленинграду).

Анатолий Давыдов – известный художественный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых последователей. Андрей Бодров и Людмила Давыдова – его ученики.

Андрей Бодров известен своими поисками в сложнейших классических графических техниках. Его пейзажи Петербурга, окрестностей лиричны и многомерны по настроениям и исполнению.

Людмила Давыдова – мастер живописного пейзажа, мажорного, понятного своей открытостью и любовью к отчему краю. Многие ее пейзажи посвящены пушкинским местам. Успешно она работает и в жанре натюрморта.

Поленово – это место силы


В России очень много места. В этом и широта русского человека, и его проблема. Размах огромный, а доделать что-то до конца – энергии у нас часто не хватает. Кроме этого, есть и другая унаследованная от ХХ века хворь – нелюбовь к своей земле и выборочные предпочтения из собственной истории. Современный русский, если куда и устремлен в вышнее, то зачастую смотрит только вперёд и немного на Запад. А что же дома? Тоска, государственный гнёт и отсутствие перспектив? Неужели забыли народную мудрость: не место красит человека, но ровно наоборот? В какой-то момент, понимаешь, что это уже вопрос веры, а не сухая логика. Особенно это понятно в таком месте, как Поленово. Усадьба знаменитого русского художника-передвижника и основоположника этого первого в России народного музея Василия Поленова стоит себе на месте живее всех живых.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Усадьба Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

От Москвы до Заокска поездом добираться два часа. Чем дальше от столицы на юг, тем меньше встречается урбанистического пейзажа и больше простора. Весна сочилась из земли, грела воздух, прогоняла снег с полей и оврагов. От Заокска ещё пятнадцать минут на машине мы добирались до самой усадьбы.

А где сейчас русская усадьба? Разобралась на кирпичи, заросла травой или обновилась и перековалась под пансионат для ветеранов ФСБ – это весьма частый сюжет. Отчего же золотой усадебный век так исторически обесценен? Думается, потому, что из этих мест ушли хозяева. Одни проигрались в карты, что часто бывало с дворянами, другие сбежали из страны после 1917 года, но большинство владельцев покинули свои имения насильно: были изгнаны, ограблены, убиты. И в этом плане Поленово – абсолютное исключение.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Аббатство в усадьбе Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

Мама

Хозяйка и главный хранитель музея Наталья Грамолина хлопочет по хозяйству. Всё делается энергично и приветливо. «Вот твоё место», – показывает она на стул нашему фотографу Стасе. Приземистая собака снуёт под ногами, Наталья Николаевна отгоняет её и живо рассаживает нас за столом: «Сильва, уйди! Берите блины. Вот сметана, вот варенье, сейчас сырники дам. Всё великопостное! Особенно паштет». В этой картине угадывается подлинность. Не будучи Поленовой по своему роду, Наталья Грамолина проникла в самую упругую жилу этого места и пропиталась местными традициями. С другой стороны, сама она тоже имеет крепкие корни. По отцовской линии – рогожская старообрядка, безмерно уважающая свою ортодоксальную бабку Клавдию Леонтьевну. По материнской линии – сибирячка от томских крестьян.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Наталья Николаевна Грамолина Фото: Станислава Новгородцева

– Поленово тем и удивительно, что это абсолютный подлинник, – говорит Наталья Николаевна на бегу от плиты к столу. Голова кружится от такой скорости уже немолодой особы.

– Сколько в Вас, однако, энергии!

– Скажу по секрету: швейцарские геронтологи в своё время подсказали мне очень эффективный рецепт: ешьте помидоры, танцуйте, не отказывайте себе в личной жизни, слушайте классическую музыку, заведите домашнее животное и пренебрегайте общественным мнением. Вот я и следую этим правилам. Это экономит энергию и поднимает тонус. Кроме того, когда я начинаю злиться на добрую половину человечества, я начинаю либо готовить сырники с блинами, либо читать стихи в своём кабинете.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Мох между оконных рам в доме Натальи Николевны, усадьба Поленово

– Сырники у вас вкусные.

– Спасибо! Удивительное дело: руководство усадьбой только умножает энергию! Мы с моим мужем Фёдором Дмитриевичем Поленовым (внуком Василия Поленова – «С») в этом доме обитали с 1970 года и до рождения внуков, с которыми появился выплёскивающийся быт. Пришлось переехать в домик здесь рядом. А теперь мы сидим отнюдь не на кухне, а как бы в конференц-зале, в месте для общения.

– Насколько я знаю, Вы перебрались сюда из Муранова. Легко ли было ужиться на новом месте?

– Поленовская усадьба – это судьба. Или ты становишься её частью, даже отчасти «экспонатом», или она тебя отторгает. У нашей усадьбы, разумеется, судьба не простая. В 30-е годы здесь был Дом отдыха. Сперва – работников Большого театра, а потом и Бог знает кого…

 Медиапроект s-t-o-l.com

Усадьба Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

– А как удалось сохраниться в революционное время?

– Отчасти благодаря связям с Луначарским. Но 1937 год не пощадил и Поленово. Сына художника Дмитрия Васильевича арестовали прямо на этой кухне, он и его жена получили по десять лет лагерей, встал вопрос о ликвидации всего, что тут есть, с угрозой полной потери уникальной коллекции живописи и экспонатов. Здесь остался только их восьмилетний сын Федя на попечении бабушки. Но тут в дело включились дочери художника. Они обратились к Молотову, и процесс ликвидации музея был остановлен.

– Поленово пережило революцию и Большой террор. А что здесь было в войну?

– В войну немцы здесь не стояли. Тарусский берег был оккупирован, и сюда регулярно наведывалась военная немецкая разведка. Территория усадьбы постоянно обстреливалась.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Экспозиция проекта «37/101», посвященная жизни Дмитрия Поленова и его жены Анны в период ссылки. Фото: Станислава Новгородцева

– Вы говорите, что судьба у этой усадьбы и семьи сложная. А не было соблазна в 20-е годы, когда ещё выпускали, эмигрировать?

– Судя по документам и воспоминаниям, не было. Всё-таки они прочно связывали свою судьбу с этой землёй и культурой. Показательна судьба детей художника. Дмитрий и Анна Поленовы вернулись из заключения раньше срока – в годы войны. Было столетие художника, и справлять его, но при этом держать сына в лагере, даже для той власти было слишком. Они вернулись домой в крайней степени истощения. И всё-таки Дмитрий Васильевич нашёл в себе силы не умереть, а провести полную инвентаризацию усадьбы, и после этого в течение двадцати лет здесь руководил.

– Всё же удивительно, что, пройдя ухабы и ловушки ХХ века, это место уцелело.

– «Живите в доме, и не рухнет дом», – написал поэт Арсений Тарковский. И Поленовы оставались в доме своего предка при любых обстоятельствах.

В этот момент собеседница притихла, повернулась в сторону двери и спросила через плечо: «Наташа, это ты?». «Я», – ответил женский голос из прихожей, и в следующий момент в комнату вошла правнучка Василия Поленова, дочь Натальи Грамолиной, директор музея Наталья Фёдоровна Поленова. С первых её слов и темпа речи, даже со звука её голоса стало понятно, кто тут хозяин и на ком почивает наследственная энергия, добытая по рецепту швейцарских геронтологов.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Наталья Фёдоровна Поленова – директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, правнучка художника Василия Дмитриевича Поленова Фото: Станислава Новгородцева

Молодая Поленова

В России много места. Но когда потомки русских эмигрантов первой волны стали искать, где бы им собраться и поговорить о жизни, историческом наследии и перспективах, то лучше места, чем Поленово, не нашлось. Усадьба готовилась к приёму международной конференции «Куда я вернусь?», а Наталья занималась этим в промежутках между своими частыми командировками.

Она вступила с нами в разговор просто и естественно, как будто мы давние знакомые. Может быть, поэтому беседа с ней потекла дальше, не меняя русла.

– Я вижу, Наташа, Ваша музейная деятельность открыта миру: Вы бываете и в Европе, и на Востоке. Не было соблазна отгородиться в «поленовском раю» от мира и зажить тихой усадебной жизнью?

– Во-первых, это не моя усадьба, а государственная. Я назначенный Минкультом директор, и в мои обязанности входит не только сберегать поленовское наследие, но и – как я считаю – популяризировать его в мире. Наконец, мы здесь живём и работаем согласно конкретному замыслу Василия Дмитриевича Поленова. Когда он сюда переехал, то подчинил себя, свою семью, свой ближний и дальний круг определённым законам, правилам, соотносившимся с его пониманием красоты и эстетизма. Местная церковь и парк созданы по этим же правилам. Он считал, что его дом должен стать первым народным музеем, что его творческая и просветительская деятельность должны принадлежать всем соотечественникам, а не только его детям. А потомки – гаранты сохранения его воли.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Гостиная в Большом доме усадьбы Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

– А могли бы Вы для нас сформулировать поленовскую «сверхидею»?

– Мой прадед, несмотря на свой дворянский титул, был человеком простым и демократичным. Например, он писал своему ученику Константину Коровину, который пожаловался на депрессию, что ему стоит поскорее приехать в Поленово, проникнуться здешним бытом, поскольку «чистый воздух, пила и топор – лучшие медикаменты от всех болезней». Быт в усадьбе был неприхотлив: каждый трудился в меру своих сил, поддерживая друг друга в разных начинаниях. При этом мой прадед был эстет, понимал и высоко ценил красоту во всех её проявлениях. Его духовные запросы повлекли его на Восток, куда он совершил две экспедиции, прошёл путём Иисуса Христа и запечатлел тамошние места в целом цикле эскизов и масштабных полотен. Но, конечно, лучше всего знал и любил Поленов культуру Европы. И на безлюдном берегу Оки выстроил имение, архитектура которого напоминает именно европейскую. Свою мастерскую рядом с домом он не напрасно окрестил Аббатством, покрыл черепицей островерхую крышу… Благодаря всему этому поленовскую усадьбу не спутаешь ни с какой другой.

– Воспринимается ли творчество Поленова сегодня в Европе?

– Надо сказать, что там мало знают наших художников ХIХ столетия. Популярен только русский авангард. Думается, открытие русской живописи позапрошлого века в Европе всё-таки состоится. Мы со своей стороны делаем всё для её популяризации. Недавно открыли даже на Монмартре доску – на доме, где Поленов и Репин жили в годы своего студенчества.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Чучело крокодила, привезенное Василием Поленовым из путешествия по Африке

– Можете сформулировать миссию этого места?

– Конечно, могу. Миссия всякого музея – это сохранять, приумножать и просвещать. Этим мы и стараемся заниматься: беречь всё, каждую «пылинку», связанную с художником; стараться привлекать сюда как можно больше гостей – как соотечественников, так и из зарубежья. Однако поверх служебной чувствуется ещё и чисто семейная миссия: продолжить дело своего отца, деда и прадеда. Я чувствую себя перед ними в долгу и хочу сохранить их семейный очаг не как мумифицированную музейную единицу, а как обитель родового духа.

– Но Вы ведь ещё и привносите в музейную работу интеллектуальную и историческую составляющие, связанные с новейшей нашей историей…

– А кажется, что этот центр – как раз где-то здесь. И вообще всё это напоминает сюжет из фантастического фильма.

– Да! «Солярис»!

 Медиапроект s-t-o-l.com

Усадьба расположена на берегу реки Ока Фото: Станислава Новгородцева

Сразу после нас в Поленово приехали французы. Они хотели снимать Наташу для какой-то своей передачи. Та, весело переговариваясь с ними en francais, представила нас друг другу и велела им немедленно прогуляться по территории, а нас повела кормить обедом. За столом мы ещё долго говорили о семье тогдашних и нынешних Поленовых, судьбах русской эмиграции, призвании, жертвенности и традициях.

За стеклом серванта обеденной залы виднелся пёстрый набор посуды и две фотографии: на одной был племянник Наташи, на другой – патриарх Алексий II, который однажды наведывался сюда. Эти снимки вставила за стекло Наташина бабушка лет пятнадцать назад, с тех пор инсталляция не изменилась, а сама бабуся прожила тут 100 лет и 15 дней. Кажется, жизнь здесь хранится каким-то особым образом.

В нашей стране много места, правда? Но почему-то только эту усадьбу с её традициями и устоями история сохранила до наших дней. Так что если есть желание посмотреть на настоящую Россию, добро пожаловать: Тульская область, Заокский район, Поленово.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Курятник в усадьбе. Фото: Станислава Новгордцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Инструменты художника Василия Поленова. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Конюшня в усадьбе. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Наталья Поленова и болонка Дантон. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Усадьба Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Теплица в усадьбе Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Посетители у Большого дома усадьбы Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

 Медиапроект s-t-o-l.com

Художник на пленэре в усадьбе Поленово. Фото: Станислава Новгородцева

Выбор редакции Вот это шоу! Синод – за народ

30 октября становится официальным днём церковного поминовения жертв коммунистического режима

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Концерт "От Леонардо до джаза"

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова.

Как доехать до музея из Москвы и Тулы:

ст. Тарусская - Велегож: ежедневно 6:05, 9:20, 10:30, 13:30 (пн, ср, пт), 15:30, 17:20

Велегож - ст. Тарусская: ежедневно 6:20, 10:45, 15:45, 17:35

ст. Тарусская - Ланьшино: 7:30, 13:30 (вт, чт, сб, вс)

GPS координаты: (lat, lng): 54.74993053668268, 37.244435802124016

Из Москвы: по Симферопольскому шоссе (М2 или Е-105 «Крым») ехать прямо 86 км., после моста через реку Оку через 4,5 км будет поворот на Заокский (Старо-Симферопольское шоссе). Дальше ехать по главной дороге до Малахово 10 км. В Малахово поворот направо по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км, и после поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

Дорога из Москвы, от МКАД до музея, составляет около 120 км.

Адрес и контактная информация

301011, Тульская обл., Заокский р-н., п/о Страхово

Тел./факс: 8 (48734) 3–38–38

Школа В.Д. Поленова

Адмиралтейство

Город мастеров, зал

Фахверк

ЦДТ, куклы

Город мастеров

Участвовать

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена

В числе четырех тысяч русских добровольцев, сражавшихся в сербско-турецкой войне на стороне сербов, был русский художник, «воин с кистью в руках» Василий Поленов, оставивший драгоценное свидетельство о героических событиях войны в своих рисунках и дневниковых записях.

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Город Мастеров в Поленово

После открытия Андрей Бодров проведет мастер-класс по технике "сухая игла".

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Город Мастеров в Поленово
Нравится Показать список оценивших

Елена Романова

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена

И вот, в год, когда Сербия отмечает 145 лет той войне, которая положила начало ее полному освобождению от многовекового турецкого ига, в Белграде, при содействии Русского Дома, в музее Почты открывается выставка фронтовых работ Василия Поленова из собрания Государственная Третьяковская галерея и нашего музея заповедника. Эти картины – не только военные и бытовые наблюдения, это еще и признание в любви к Сербии, «стране благодатной, богатой, цветущей» , и в любви к ее красивым, сильным и гордым людям, бок о бок с которыми сражался художник и гражданин Василий Дмитриевич Поленов.

Поленов-Сербия Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Центр детского творчества в Поленово

110 лет Страховской школе. Центр детского творчества.

С начала 1950-х гг. в школе продолжались занятия - помимо общеобразовательной программы Поленовы курировали деятельность факультативов и кружков. Дочь художника, Ольга, вела лекции по истории искусства, а её младшая сестра, Наталья, создала в усадьбе кукольный театр. В театре играли и наши ученики .

Что же происходит в школе сейчас?

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Город Мастеров в Поленово

2 октября, суббота в 17:00 в Городе мастеров музея-заповедника В.Д. Поленова пройдёт спектакль-спиритический сеанс «Мужчины Марины». Режиссер Сергей Аронин.

Так мы отметим день рождения гениального русского поэта М.И. Цветаевой, которая ещё и многие годы была нашей соседкой. Жила в Тарусе, которая расположена на противоположном берегу Оки.
Показать полностью.

Актёры: Лидия Лукина, Илья Смирнов, Владислав Кулыгин, Александр Серов-Останкинский, Сергей Аронин.

Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут с антрактом.

Возрастное ограничение: 16+.

При посещении музея-заповедника в период пандемии необходимо соблюдение масочного режима и социальной дистанции. Все посетители должны быть в масках.
Рекомендуем также носить перчатки.

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена

Село Бехово прошло российский отбор для участия в международном конкурсе на самые «Лучшие туристические деревни ЮНВТО».

VisitTula
Видео от VisitTula Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Центр детского творчества в Поленово

110 лет Страховской школе. Культурное воспитание.

Нравится Показать список оценивших

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Музей-заповедник В.Д. Поленова запись закреплена
Город Мастеров в Поленово

Приглашаем вас на выставку «Город поэтов», которая пройдет с 16-го сентября по 3-е октября 2021 года в Городе мастеров. Вниманию посетителей будут представлены работы трех художников: Анатолия Давыдова, Андрея Бодрова и Людмилы Давыдовой.
Показать полностью.

Санкт-Петербург – город знаменитого русского поэта А.С. Пушкина, который особым образом влиял на судьбы людей, одаренных творчески. Этот город соединил и наших экспонентов – Давыдова, Бодрова и Давыдову. Соединил узами жизненными, дружескими, творческими. На выставке будут представлены работы известного петербургского художника старшего поколения Анатолия Захаровича Давыдова (1923– 2009), получившего признание своими работами, посвященными выдающимся деятелям русской культуры – А.С. Пушкину, А.А. Блоку, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С.А. Есенину, Ф.М. Достоевскому, М.Ю. Лермонтову, Н.С. Гумилеву, А.С. Грину, Б.Л. Пастернаку, О.Э. Мандельштаму и многим другим, а также Петру I и родному городу – Санкт-Петербургу (Ленинграду).

Анатолий Давыдов – известный художественный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых последователей. Андрей Бодров и Людмила Давыдова – его ученики.

Андрей Бодров известен своими поисками в сложнейших классических графических техниках. Его пейзажи Петербурга, окрестностей лиричны и многомерны по настроениям и исполнению.

Людмила Давыдова – мастер живописного пейзажа, мажорного, понятного своей открытостью и любовью к отчему краю. Многие ее пейзажи посвящены пушкинским местам. Успешно она работает и в жанре натюрморта.

Музей-заповедник Поленово

3246123

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 11 апреля – Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова.
Гость передачи – директор музея-заповедника Наталья Поленова.

3246125

Передача «Музейные палаты», по понятным причинам, не может сейчас приглашать в эфир организаторов новых выставок – новых нет, а уже открытые пока публике недоступны.

Зато есть время заглянуть в музейное закулисье. И на этот раз разговор – о музее «Поленово».
Внимательный читатель уже обратил внимание на фамилию директора. Да, действительно: Наталья Поленова – правнучка художника. И она не единственная среди его потомков, кто работал в музее.

Эта усадьба – действительно мемориальная в самом буквальном смысле. В 1890 году Василий Поленов приобрел здесь не готовые строения, а просто земельный участок. И на высоком берегу Оки, примерно напротив Тарусы, стал строить по собственному проекту. Так появились не только усадебный дом, но и отдельно стоящая мастерская художника, получившая прозвище «Аббатство», и прочие постройки.

3246127

Усадебные постройки – и их интерьеры, и коллекции – сохранились здесь в подлинном виде. С одной стороны, повезло в самом начале – в 1918 году, еще при жизни художника, удалось получить охранную грамоту от наркома Луначарского. Плюс положительно высказался о художнике сельский сход – не забыли, что Поленов много занимался благотворительностью (в частности, выстроил в соседних селах и церковь, и школу, да еще регулярно устраивал для окрестных детей представления).

3246129

Через несколько лет, когда усадьба – уже фактически музей, принимавший посетителей – вновь оказалась под угрозой, помог Николай Бухарин.

Жизнь музея, тем не менее, не была безоблачной. Пришлось потесниться – в усадьбу вселили дом отдыха для работников Большого театра. А в 1937 году первый директор музея, сын художника Дмитрий Васильевич Поленов, и вовсе загремел в лагеря – выпустили его только через семь лет, когда вознамерились торжественно отмечать столетие со дня рождения Василия Поленова (подробнее – здесь).

За время отсутствия директора музей понес урон – назначенный сверху руководящий «варяг» умудрился, покидая усадьбу, забрать с собой несколько живописных полотен – и самого Поленова, и других живописцев его времени (Левитана, Маковского, Коровина). Искали их добрых десять лет – и представьте, нашли.

Музей выжил, оправился от потерь тяжелых времен, стал еще более популярным. На протяжении многих лет им руководят потомки художника. Тут большой плюс: документы и коллекции, вплоть до самой что ни на есть мелочи, они знают досконально. Но легко ли при этом отделить частное от музейного, разграничить, к примеру, приватный семейный архив и документы, которым следует быть публичными? Есть возможность спросить об этом Наталью Поленову.

И будем надеяться, что скоро мы сможем посетить усадьбу уже не виртуально, а на самом деле.

Читайте также: