Для размещения домов отдыха пансионатов кемпингов разрешенное использование

Обновлено: 04.05.2024

Индустрия отдыха и туризма занимает отдельное место в экономике государства, а также туристических компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому на земли, где можно организовать такой бизнес, всегда есть спрос.

Статья даёт исчерпывающую информацию о правилах их эксплуатации и возможностях оформления в аренду.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Показать содержание

Обзор документа

Разработан классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Положение о его применении были закреплены в ЗК РФ поправками, принятыми еще в 2010 г.

Классификатор содержит наименование вида разрешенного использования, описание, код.

Каждый вид допускает также размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных и автомобильных дорог общего пользования), защитных сооружений (насаждений), информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

По данному классификатору определяются виды разрешенного использования, устанавливаемые после вступления в силу приказа о его утверждении.

Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

Для размещения домов отдыха пансионатов кемпингов разрешенное использование

Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс

Произошли изменения в документах на контроле
Нажмите для просмотра

Найти 0 из 0 фрагментов

Справка Оглавление Редакции

Справка к документу

Оглавление

Свернуть всё

Развернуть

Сравнить редакции

Отметьте 2 редакции, чтобы сравнить их

Подтверждающие документы

Поиск похожих судебных актов по упоминанию норм

Чтобы найти похожие акты, отметьте важные для Вас нормы (лучше не более 3-х) и нажмите "Найти".
Система подберет судебные решения с одновременным упоминанием всех выбранных норм.

Аренда территорий лесного фонда для рекреации

Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.

Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.

Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.

Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ. После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.

Что можно строить?

Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:

  1. спортивную базу;
  2. лагерные стационарные помещения;
  3. домики для отдыхающих;
  4. охотничьи домики;
  5. гостиничный комплекс или пансионат.

То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.

Что требуется?

Для возведения построек арендатор обязан:

  • составить проект освоения лесов (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ);
  • осуществлять использование ЗУ в соответствии с проектом;
  • соблюдать условия договора аренды ЗУ (лесного участка);
  • использовать территорию только способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими (ограничивающими) нанесение вреда последующему воспроизводству лесов;
  • соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности;
  • подавать ежегодно лесную декларацию ( ч.2 ст. 26 ЛК РФ);
  • представлять отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);
  • представлять отчет об охране и защите лесов (ч.1 ст. 60 ЛКРФ);
  • исполнять иные предписания законодательства.

Что нельзя возводить?

Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.

В частности, нельзя строить:

  • объекты для ведения подсобного хозяйства;
  • промышленные предприятия по переработке древесины, мяса и шкур животных;
  • жилые дома и дачи.

Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.

Стоимость и сроки

Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ. Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.

В итоге право аренды получает выигравший участник аукциона. Если он является единственным – выкуп арендных прав допускается без проведения торгов. Срок аренды не может быть меньше, чем 10 лет. Максимальный срок – 49 лет.

Возможность выкупа

Такая процедура невозможна, так как земли лесного фонда не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.

Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:

  1. Провести экспертизу земель, подтверждающую возможность изменения категории. Получить заключения экспертов.
  2. Написать аргументированный запрос на имя министра Министерства Лесного хозяйства, с указанием подробных причин перевода и параметров земельного участка, с указанием кадастрового квартала.
  3. Приложить акты экспертизы, нотариально удостоверенный паспорт, выписки из ЕГРЮЛ и копию учредительной документации, если это юридическое лицо.
  4. По усмотрению Министерства, запрос передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение. Либо заявителю отправляется мотивированный отказ, со ссылкой на причину отказа.

В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после перевода земель в другую категорию.

В документ вносятся следующие сведения:

  • причины бесхозности ЗУ;
  • расчёты стоимости восстановления массива;
  • проект восстановления ЗУ заявителем;
  • аргументы эффективности такого перевода.

На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.

На нашем сайте также можно найти следующую информацию:
    .
  1. Как узнать по кадастровому номеру категорию ЗУ. . ? ?
  2. Какое наказание грозит за не целевое использование ЗУ?

Для размещения домов отдыха пансионатов кемпингов разрешенное использование

5 октября 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

12 октября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"


Обзор документа

Основное понятие

Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:

  • мест массового отдыха граждан;
  • туризма;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивной деятельности.

Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке. Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.

Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.

В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.

Бизнес без риска: на какой земле можно строить кемпинги?

Кемпинги (базы отдыха с палатками или мини-домиками без индивидуальных удобств) существуют давно, в СССР под это понятие подходили многие турбазы. Если вы решили открыть кемпинг, то необходимо знать юридические тонкости.

На какой земле это разрешено?

Кемпинги относятся к базам отдыха. Для них предусмотрен специальный вид земель - "Земли рекреационного назначения" (ст. 98 ЗК РФ), относящиеся к землям особо охраняемых территорий. Однако в законодательстве нет запрета на размещение кемпингов на землях поселений.

Земли поселений — земли, расположенные, как правило, в городской черте или в границах иных населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделенные от других категорий земель.

Изображение из открытых источников Изображение из открытых источников Изображение из открытых источников Изображение из открытых источников

Вопрос юристу.

Кому принадлежат земли поселений? Участок для кемпинга нужно выкупать, или можно арендовать?

Комментарий юриста CENTURY 21 Россия:

Земли поселений принадлежат частным лицам, организациям и муниципалитетам. Отдельные участки могут принадлежать государству. Выкупать или арендовать, в каждом конкретном случае решается индивидуально.

Земли рекреационного назначения могут находиться в частной собственности, поэтому для организации кемпинга можно купить участок или взять его в долгосрочную аренду.

Вопрос юристу.

А еще в чьей собственности они могут быть? В государственной? И как тогда оформлять право на постройку там кемпинга? Арендовать землю?

Комментарий юриста CENTURY 21 Россия:

Если земля рекреационного назначения находится в государственной собственности, то, скорее всего, выкупить ее будет невозможно или очень сложно, поэтому очевидный вариант – аренда. Также практикуют формат государственно-частного партнерства, когда под определенный проект создается юридическое лицо с совместным участием, которому во владение передается имущество.

Изображение из открытых источников Изображение из открытых источников

Как узнать назначение участка?

Для этого скачиваете карту ПЗЗ местности, где находится нужный участок, и ищете его на карте. Вся территория разбита на участки, определенный цвет - это определенный вид назначения.

ПЗЗ – это Правила землепользования и застройки, документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты и т.д. В Правилах землепользования и застройки есть информация о том, какое целевое назначение землям может устанавливаться, какие существуют вообще территории и насколько большими или маленькими могут быть разные объекты недвижимости.

Одна из частей ПЗЗ – градостроительный регламент. Он содержит информацию обо всех видах разрешенного использования земель.

Можно ли открыть кемпинг на своем собственном участке, если он сельскохозяйственного назначения?

Для сельскохозяйственных земель установлены следующие цели использования: “для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)” (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ)

Причем в п. 1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ (в ред. от 28.12.2013, с изм. от 23.06.2014) “об обороте земель сельскохозяйственного назначения” прямо сказано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Изображение из открытых источников Изображение из открытых источников

А если вы всё-таки организуете на землях сельскохозяйственного назначения что-то, не относящееся к целевому использованию, то землю у вас могут принудительно изъять в судебном порядке. (та же ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 23.06.2014) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")

Вопрос юристу.

Кто и как может проверить, для чего я использую свой собственный участок, да еще и в суд на меня подать, если я его использую не по нужному назначению?

Комментарий юриста CENTURY 21 Россия:

Надзор за исполнением земельного законодательства осуществляется Росреестром, а также в отдельных направлениях Россельхознадзором и Росприроднадзором. И разумеется, в этом может участвовать универсальный надзорный орган – Прокуратура в лице ее специализированного подразделения – природоохранной прокуратуры.

Так что для кемпинга сельскохозяйственные земли не подходят. Необходимо перевести такую землю из категории сельскохозяйственных земель в категорию рекреационных.

Изменение категории земель

Это разрешено п. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013 г.) «о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Там сказано: “Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: … 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения”.

Однако такая возможность зависит и от кадастровой стоимости участка. В п. 2 этой же статьи указано, что “перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи”.

То есть перевести сельскохозяйственные земли в категорию рекреационных и открыть на них кемпинг можно только если кадастровая стоимость земель будет соответствовать величине, указанной в законе.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"

12 сентября 2014

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 15, 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282, 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 47, 54; № 13, ст. 1688; № 15, ст. 2029; № 25, ст. 3531; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4284; № 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7027, 7043; № 50, ст. 7343, 7365, 7359, 7366; № 51, ст. 7446, 7448; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1663; № 30, ст. 4080; 2014, № 26, ст. 3377) приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

2. Установить, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Министр А.В. Улюкаев

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 1 сентября 2014 г. № 540

Классификатор
видов разрешенного использования земельных участков

Турбаза на земле сельхозназначения. Возможно ли это?

Долгожданное многими собственниками земли сельхозназначения Постановление Правительства РФ, разрешающее им выращивать лес на своей земле, имеет еще ряд интересных последствий. Оно открывает возможности заниматься на такой земле и некоторыми другими видами деятельности, которые были ранее запрещены на сельхозземле.

А именно, на земле сельскохозяйственного назначения, после уведомления местных властей о намерении выращивать лес, можно заниматься и рекреационной деятельностью!

Ранее на земле сельхозназначения это было невозможно. Рекреационная деятельность не входит в настоящее время в перечень Видов разрешенного использования (ВРИ) земли сельскохозяйственного назначения. Кстати, ВРИ - аббревиатура по Фрейду .

Откуда следует такая возможность? В пункте 4 утвержденного постановлением Положения, говорится, что использовать леса выросшие на земле сельхозназначения можно в целях, указанных в п. 1 - 10 и 13 - 15 ст. 25 Лесного кодекса РФ, часть 1.

А п. 8 из указанной статьи ЛК сформулирован просто: " осуществление рекреационной деятельности".

Турбаза в лесу Турбаза в лесу

Четко и понятно. Рекреационная деятельность, как известно, бывает нескольких видов: лечебно-курортная, спортивно оздоровительная, развлекательная, познавательная.

Главный вопрос по поводу рекреационной деятельности, который волновал владельцев сельхозземли, а можно ли им на своей земле создать базу отдыха, турбазу и т.п. На землях Лесного фонда было можно, об этом и говорит ст. 25 к которой отсылает Постановление и ст. 41. Теперь можно и на земле сельхозназначения, после уведомления о ведении лесного хозяйства.

Неясным может показаться вопрос, а можно ли строить необходимые для рекреационной деятельности строения? Наши законодатели либо любят создавать всякие "коллизии", либо просто нет того, кто может окинуть взглядом всю совокупность принимаемых законодательных актов и устранить противоречия между ними. С одной стороны п. 4 Постановления четко говорит, что в"таких лесах" не могут размещаться здания и сооружения не предусмотренные п. 2 ст. 77 Земельного кодекса. А в этом пункте четко говорится, что на землях сельхозназначения могут находиться здания и сооружения необходимые для производства, хранения и переработки сельхозпродукции. То есть строения для рекреации нельзя?

Но стать 25 ЛК, к которой прямо отсылает Постановление, указывает, что рекреационной деятельностью заниматься можно, а ст. 41 того же Лесного кодекса прямого говорит:

Статья 41 "Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности ":
1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.

Похоже, что по совокупности этих законодательных актов, все-таки, можно. Не совсем понятно, нужно ли получать разрешение на создание турбазы у лесного ведомства, как раньше для земель Лесного фонда, или у местных властей и госоргана курирующего АПК, так как эта земля остается сельскохозяйственной? Или у тех и других? В любом случае, это уже решаемый вопрос.

Ну а то, что можно возводить только некапитальные строения, это не проблема. Можно построить гостевые дома и коттеджи турбазы на винтовых сваях, например, и закрыть сваи и пустоту под строениями декоративными камнями . Да и много чего можно.

В любом случае, это еще одна возможность использования сельхозземли. Можно реально устроить турбазу. А можно продолжать заниматься сельским хозяйством на одной части своей земли, а на другой завести лесное хозяйство, объявить о ведении рекреационной деятельности, построить гостевой дом . И . наконец зажить там самому. Потому, что просто построить жилой дом на своей земле сельхозназначения, до сих пор, даже фермеру, низзя .

Вот так, с шутками - прибаутками, доставая правой рукой левое ухо, делая одно под видом другого и живем.

А что вы думаете о появившейся возможности создания баз отдыха на своей сельхозземле?

Можно ли построить дом на землях рекреационного назначения?

Добрый день! Купили участок (в собственности), земли нас. пунктов, ЛПХ, есть кадастровый номер. Хотели построить дом, решили взять град. план в администрации МО, и там оказалось, что участок находится за землях рекреационного значения (Р-2). Можно ли будет нам построить там дом?

27 октября 2017, 11:27 , Тамара, г. Иркутск Ответы юристов Елизавета Клишнина Юрист, г. Москва Общаться в чате

Согласно Земельному кодексу РФ, а именно ст. 98:

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Понятие рекреационных земель дается через перечень объектов (учреждений и организаций) с целевым назначением восстановления здоровья граждан, для организационной деятельности которых отводятся земельные участки. Вопросы, регулирующие использование и охрану этих земель, содержатся в:

— ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

-ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации и многих других НПА.

Нормы эти содержат не только перечень прав и пути реализации прав граждан на отдых, спорт, путешествия, но и обязанности граждан по ответственному отношению к охране окружающей среды, использованию природных богатств, культурного наследия, а также запрет на использование земли в связи с деятельностью, не ориентированной на оздоровление граждан.2. Земельные участки под объектами недвижимости, предназначенными для обеспечения оздоровительных мероприятий, т.е. для рекреационных нужд(оздоровления с помощью туризма, лечения, отдыха, занятия физической культурой и спортом), у правообладателей не изымаются, а существующая необходимость в использовании учебно-туристических троп и трасс на землях различного статуса владения осуществляется на основе публичного и частного сервитутов. Понятие сервитута дано в ст. ст. 274 — 277 ГК РФ, общие положения которого применяются при пользовании сервитутом в целях рекреации. Режим использования земельных участков зависит от выбранного объекта для реализации поставленных задач: это могут быть туристические тропы, а может быть пансионат на берегу моря. Поэтому в ряде случаев требуются уточнения, которые содержатся в специальных законах, например, Водный кодекс РФ — в отношении водных объектов (пляжей, прудов, озер, водохранилищ и т.д.), в Лесном кодексе РФ — в отношении земель лесного фонда (лесопарковых зон, скверов, садов) и др.

Правила использования

Физические, юридические лица и ИП, занимаясь туристическим, спортивным бизнесом, или оказывая сопутствующие этому бизнесу услуги, не вправе претендовать на оформление таких участков в собственность. Эти правила распространяются на них, даже при условии возведения строений, которые могут принадлежать частным лицам. С разрешения региональных или федеральных властей они могут оформить право аренды, но только при условии использования земель по целевому назначению.

При проведении строительства санаториев, профилакториев, спортивных комплексов и прочих объектов, соответствующих целевому назначению, оформлять аренду ЗУ вправе как учредитель компании, предоставляющей услуги в области туризма, так и строительная компания, выступающая застройщиком капитальных объектов, предназначенных под дальнейшую эксплуатацию для отдыхающих.

Использование территории под учебно-туристические тропы и трассы, допускается по соглашению с собственниками ЗУ и иными их правообладателями. При необходимости пользование оформляется на основе обременения сервитутом, находящиеся в обременении ЗУ не изымаются из пользования.

Какие участки относятся к категории особо охраняемых зон?

Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:

  1. природоохранного назначения;
  2. историко-культурного назначения;
  3. особо ценные, уникальные массивы.

Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.

Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту. Участки могут располагаться:

  • вблизи озёр и иных водоёмов, на побережье моря;
  • в горной местности;
  • в лесной зоне.

Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям.

Земли должны быть пригодны для нижеследующего:

  1. строительства санаториев и пансионатов;
  2. туристических и спортивных баз;
  3. лыжных и гоночных трасс;
  4. детских туристических лагерей;
  5. туристских парков;
  6. кемпингов;
  7. объектов физической культуры, спорта;
  8. спортивных лагерей;
  9. домов рыболова (охотника);
  10. обустройства стационарных и палаточных лагерей;
  11. учебно-туристических троп;
  12. детских лагерей отдыха и т.п.
Зоны должны выделяться в отдалении от земель промышленности и специального назначения.

Как оформить в собственность земли рекреации

Имею в собственности участок 10 соток. Подъездная дорога к участку проходит вдоль водоема (ручей, впадающий в водохранилище). Граница участка, обращенная в сторону водоема, располагается в 50 метрах от него. Между подъездной дорогой и границей участка располагается участок 4 сотки, входящий в зону рекреации и являющийся землей населенного пункта (деревни).

Данный участок поставлен мной на кадастровый учет.

Имею желание выкупить этот участок (в крайнем случае, взять в аренду).

Какие действия я должен предпринять?

17 декабря 2016, 09:18 , Александр, Ответы юристов Евгений Урванцев Юрист, г. Кемерово Общаться в чате
Какие действия я должен предпринять?
Александр

Считаю, что у Вас есть возможность взять такой участок в аренду, обратившись с заявлением в администрацию, но при этом следует учитывать, что на таком участке можно занимать только деятельностью не соответствующей её назначению:

ст. 98 ЗК РФ: 1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
17 декабря 2016, 09:30 Евгений Урванцев Юрист, г. Кемерово Общаться в чате

Также следует учитывать:

ст. 39,8 ЗК РФ:. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
17 декабря 2016, 09:36 Евгений Урванцев Юрист, г. Кемерово Общаться в чате
не соответствующей

Соответствующей её назначению. Ответственность предусмотрена КоАП РФ:

ст. 8.8:1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Считаю, что начинать, как я и писал выше, необходимо с обращения в местную администрацию.

17 декабря 2016, 09:41 Показать еще 1 Консультация юриста бесплатно Елена Смирнова Юрист, г. Екатеринбург Общаться в чате

Здравствуйте! В дополнение к сказанному коллегой уточню, что перевод земель рекреационного назначения в другую категорию возможен в исключительных случаях при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», устанавливает ограничения изменения целевого назначения земель особо охраняемых территорий и объектов, предусматривая возможность перевода названной категории земель в другую категорию только в том случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ч. 1 ст. 10).
17 декабря 2016, 09:57 Валерий Орехов Юрист, г. Тула Общаться в чате

Согласно гл 17 ЗК РФ рекреационные земли относятся к землям особо охраняемым территорий и объектов и ограничены в обороте согласно ст. 27 ЗК РФ

ЗК РФ, Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи

ЗК РФ, Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так как в соответствии со ст 11 ЗК РФ поставленный вами на кадастровый учет земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления в области земельных отношений в его полномочиях решения вопроса о предоставлении вам в собственность ( аренду)рекреационного земельного участка.

ЗК РФ, Статья 39.15. требует Предварительное согласование предоставления земельного участка на основании поданного заявления.

1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

Что запрещено делать?

Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:

  • возводить жилые строения;
  • организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
  • производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
  • заниматься браконьерством;
  • использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
  • устраивать свалки.

За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.

Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.

Кроме перечисленного, недопустимо проводить такие виды работ, которые могут повредить поверхность почвы, изменив её уникальные свойства в результате отравлений ядохимикатами, механическими повреждениями. А также проводить деятельность, допускающую нарушение экологии в зоне рекреации. Это касается и правообладателей прилегающих земельных участков, относящихся к другим категориям земель.

Кто является собственником

Этот вид земель не изъят из оборота и не ограничен в обороте, но при их использовании предусмотрен специальный правовой режим. Если такие участки ранее были оформлены в частную собственность, до признания таковых землями рекреационного назначения, их изъятие не допускается, если не возникли нужды федерального значения. Регламент пользования устанавливается в соответствии с целевым назначением, а также согласно нормам статьи 262 ГК РФ.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Собственником рекреационных зон федерального значения является государство. В определённых случаях у частных собственников допускается изъятие ЗУ, но только для реализации государственных программ, если они захватывают территории жилых секторов населённых пунктов. В этом случае изъятие происходит на основании выкупа по соглашению сторон. В качестве примера можно привести строительство объектов для проведения Олимпиады.

Зоны отдыха регионального масштаба остаются в обладании местных властей, и принадлежат администрации населённого пункта.

Если до выдела в рекреационные зоны они были оформлены в частную собственность, допускается обременение публичным сервитутом. По соглашению может оформляться частный сервитут.

Споры и порядок их решения

Так как регламент использования таких земель обеспечивается специальными положениями, могут возникать ситуации, вызывающие споры о нормах использования и правилах эксплуатации. В первую очередь они могут быть связаны с вопросом о нецелевом использовании арендованных участков.

Контроль над исполнением норм целевого использования возложен:

  • на государственный земельный контроль;
  • на общественный контроль по нормам земельного законодательства.

Представители этих органов вправе проводить проверки по использованию земельных массивов рекреационного значения, надзирать за исполнением установленного регламента.

Госзем контроль уполномочен:

  • запросить соответствующие документы;
  • выдать предписания;
  • подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений;
  • взыскать штраф (через суд) и вынести иные взыскания.
Если речь идёт о нарушении экологии, загрязнении озёр и повреждении лесного массива, то допускается жалоба в Роспотребнадзор, Санэпидстанцию и т.п. При нарушении норм противопожарной безопасности – жалоба подаётся в региональное управление МЧС.

Все вопросы, связанные с нарушением имущественных прав юридических лиц рассматриваются в арбитражном суде. Здесь же могут решаться вопросы о прекращении права аренды, возмещении материального ущерба и т.п. Обращаться следует в арбитражный суд по месту расположения лесного массива.

Земли рекреации входят в состав особо охраняемых зон. Используются для отдыха граждан, спортивных, туристических и лечебно-оздоровительных целей. Принадлежат государству, могут передаваться в аренду. Иногда допускается оформление в собственность, по решению Правительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Читайте также: