Бухта батарейная отдых с палатками

Обновлено: 05.07.2024

Ю жное побережье Финского залива уникально по многим причинам. Практически полностью оно входит в состав различных особо охраняемых природных территорий. Местами глубоко вдаваясь в сушу, залив образует многочисленные бухты, спрятанные от путешественников лесными массивами. Вокруг – масса действующих и заброшенных военных объектов вперемешку с остатками усадебных построек. Вдоль всего побережья тянется знаменитый литориновый уступ.

Но помимо всего этого южное побережье предоставляет отличные возможности для любителей водных и солнечных ванн. Будучи менее раскрученным и более труднодоступным (еще недавно в некоторые места можно было попасть, только предъявив соответствующий пропуск), многие пляжи южного побережья отличаются меньшей посещаемостью и большим природным разнообразием: далеко не везде нужно лежать бок о бок с соседом и идти сотни метров, чтобы ноги перестали чувствовать дно.

Сразу стоит отметить, что для поиска места для комфортного пляжного отдыха стоит ориентироваться на побережье залива, лежащее за пределами дамбы. Вода там, как правило, чище, а побережье становится более натуральным, не адаптированным к городской черте.

Итак, двигаясь по береговой дороге из Петербурга, мы проезжаем автомобильную развязку КАД с Краснофлотским шоссе и практически сразу же попадаем на территорию Государственного природного заказника «Лебяжий». В целом этот участок побережья вплоть до Лебяжьего больше подходит для любителей пикников, нежели для взыскательных купальщиков: залив на этом участке достаточно мелок, берега местами заросли травой.

Первым крупным населенным пунктом, встретившимся на нашем пути, станет Большая Ижора, где примерно в середине поселка дорожка к жилым домам выведет вас к местному пляжу. Место достаточно цивильное, с оборудованными раздевалками, площадками для любителей пляжных видов спорта. Пляж используется в основном местными жителями и жителями близлежащих населенных пунктов.

Пляж у Большой Ижоры

Пляж у Большой Ижоры

Далее вплоть до Лебяжьего дорога идет практически вдоль побережья и в хорошие дни сплошь уставлена автомашинами, однако для купания этот участок не слишком подходит ввиду большого количества приезжих, да и берег здесь почти везде зарос травой, не говоря уже о мелководье. Первый по настоящему большой пляж располагается вдоль поселения Лебяжье, захватывая отчасти и соседнюю Красную Горку. Литориновый уступ здесь поднимается высоко, достигая своего максимума у форта Красная Горка. Пляж достаточно широк; спуски к нему оформлены в виде небольших дорожек между частными домами. Здесь же располагается Парк Поляна Бианки, созданн ый местными жителями в память о замечательном писателе.

Пляж в Лебяжьем

Пляж в Лебяжьем

Вообще же Лебяжье – место историческое благодаря Лоцманскому селению и многочисленным военным объектам, разбросанным по округе. Здесь же до сих пор находится действующая воинская часть. По соседству располагается знаменитый форт «Красная Горка». В общем, поездку на пляж можно совместить с осмотром легендарных фортификационных объектов.

Береговой обрыв у Краснофлотска имеет самую большую высоту на южном побережье - более 20 метров

После Лебяжьего береговая дорога несколько отходит от берега, лишенного комфортных пляжей. Лишь несколько небольших турбаз гнездятся вдоль побережья, практически полностью отгороженного от дороги густым лесом. Любителям военной истории настоятельно рекомендуется посетить мыс Серая Лошадь, где до сих пор сохранились остатки береговой батареи, берущей свои корни еще со времен организации «морской крепости императора Петра Великого» в ходе Первой Мировой войны.

Береговая полоса у мыса Серая лошадь вряд ли вдохновит купальщиков, но будет весьма интересна любителям военной истории

Береговая полоса у мыса Серая лошадь вряд ли вдохновит купальщиков, но будет весьма интересна любителям военной истории

Ну а любители пляжного отдыха едут чуть дальше, в деревню Шепелево. В самой деревне есть небольшая пляжная полоса, однако настоящая жемчужина побережья прячется чуть дальше. В конце деревни сразу за Братской могилой моряков и летчиков-балтийцев грунтовая дорога справа уводит нас в лес, который отделяет береговую дорогу от оконечности полуострова Горавалдай. Желающие могут практически вплотную осмотреть Шепелевский маяк на самой оконечности полуострова и полюбоваться видом на бухту Графская Лахта.

Шепелевский маяк на полуострове Горавалдай

Вид на бухту Графская Лахта с запада на восток

Вид на бухту Графская Лахта с запада на восток

Другая же грунтовка, отклоняющаяся влево, приводит нас к небольшой бухте известной далеко за пределами близлежащих мест. Это – знаменитая бухта Батарейная, известная своими изумительными белыми песками, защищенностью от ветров и хорошей глубиной. Последнее обстоятельство давно было подмечено в ходе многочисленных военных рекогносцировок, что и предопределило размещение здесь военных объектов. Напоминанием тому служат выдвинутый в море пирс, служивший для заправки экспериментальных подводных лодок , а также остатки военных сооружений на берегу и насыпь от разобранной железной дороги. Сама же бухта скорее производит впечатление берега южного моря нежели бухты северного залива. Место пользуется популярностью как у рыбаков, так и любителей пляжного отдыха.

Белые пески пляжа Батарейной бухты

Белые пески пляжа Батарейной бухты

Вид на западную часть Батарейной бухты

Вид на западную часть Батарейной бухты

Остатки военного пирса в Батарейной бухте

Остатки военного пирса в Батарейной бухте

Границей бухты с запада служит мыс Каменный, за которым расположился пляж деревни Кандикюля. Глубины здесь помельче, чем в соседней Батарейной бухте, но зато чище и меньше посетителей.

Мыс Каменный разделяет кандикюльский пляж от Батарейной бухты

Мыс Каменный разделяет кандикюльский пляж от Батарейной бухты

Проехав деревню Кандикюля, дорога вновь начинает идти практически вдоль самого берега залива, параллельно которой на несколько километров тянется Липовский пляж – пожалуй, самое известно место пляжного отдыха на южном побережье Финского залива. В хорошую погоду здесь можно наблюдать вереницы припаркованных машин, но за счет большой протяженности пляжа ощущения скученности, обычно, не возникает. Вода здесь чистая и прозрачная, и имеет обыкновение хорошо прогреваться. Въезд на автомобилях на пляж запрещен, да это и не нужно: от дороги до пляжа нужно пройти всего сотню метров. Липовский пляж пользуется заслуженной популярностью как у жителей близлежащих населенных пунктов, так и петербуржцев. Практически сразу же Липовский пляж соединяется с небольшим пляжем близ деревни Ручьи, отличающимся несколько большей глубиной и обладающий достоинствами своего соседа.

Вода залива на Липовском пляже отличается чистотой

Вода залива на Липовском пляже отличается чистотой

Раскинувшийся на несколько километров Липовский пляж пользуется заслуженной популярностью далеко за пределами Соснового Бора

Раскинувшийся на несколько километров Липовский пляж пользуется заслуженной популярностью далеко за пределами Соснового Бора

Следующий протяженный пляж ожидает путешественников уже в Сосновом Бору. Это городской пляж с хорошим чистым песком, а в качестве дополнительного бонуса для посетителей открывается великолепный вид на местную АЭС. Сосновоборский пляж подводит промежуточную черту под вереницей красивых и удобных мест для отдыха, начавшихся с Лебяжьего.

С городского пляжа в Сосновом Бору открываются необычные виды

С городского пляжа в Сосновом Бору открываются необычные виды

Далее берег залива принимает несколько иные черты, отличаясь меньшей доступностью, густыми лесными массивами, мелководьем, большим скоплением валунов и отсутствием протяженных песчаных полос. Небольшие локальные пляжи, носящие «диковатый характер», можно увидеть в Перново, Систа-Палкино, в восточной части бухты Пейпия на мысе Дубовском, в Старом Гарколово у мыса Неннисари. В целом можно сказать, что эти места пользуются куда большей популярностью у любителей пикников и рыбной ловли, нежели морских и солнечных ванн.

Обильная растительность на мысе Дубовском не мешает лицезреть сооружения Сосновоборской атомной станции

Обильная растительность на мысе Дубовском не мешает лицезреть сооружения Сосновоборской атомной станции

Каменистый берег залива вполне пригоден для рыбаков, но не для пляжников.

Вид на береговую линию восточнее мыса Липуниэми

Вид на береговую линию восточнее мыса Липуниэми

Побережье Финского залива западнее мыса Неннисари

Побережье Финского залива западнее мыса Неннисари

Большая часть прибрежных вод западнее Соснового Бора с избытком насыщена валунами

Большая часть прибрежных вод западнее Соснового Бора с избытком насыщена валунами

Небольшой песчаный пляж в районе деревни Старое Гарколово

Небольшой песчаный пляж в районе деревни Старое Гарколово

Относительно протяженный песчаный пляж можно найти напротив урочища Криворучье, где путешественников встречает теплая вода, чистый песок и… мусор в близлежащем лесу. Криворучье известно тем, что здесь в 1708 году русские войска под командованием Апраксина учинили разгром шведским войскам генерала Либекера, причем битва шла прямо на побережье и в примыкающем лесу. К сожалению, никаких памятных знаком на месте сражения сегодня нет, хотя побродив по примыкающему к пляжу лесному массиву можно поискать остатки фундаментов построек бывшей финской деревни Криворучье, попавшей в 30-е г.г. в зону расселения и окончательно исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны.

Миновав мыс Колгампя, дорога начинает двигаться вдоль восточного берега Лужской губы. Несмотря на целый ряд населенных пунктов и большие глубины (не случайно издавна эти места были признаны лучшими на заливе для портостроения), больших пляжей здесь нет, зато масса исторических мест для посещения: остатки ВМБ «Ручьи», Сойкинская святыня, Музей ижорской культуры в Вистино. Эти места вызовут неподдельный интерес для любителей истории, но не отличаются разнообразием для пляжного отдыха.

IMG_0523

IMG_0514

Пляж в Вистино

Вся юго-восточная и южная часть Лужской губы отведена под Федеральный морской порт Усть-Луга, однако желающим искупаться в Лужской губе не стоит отчаиваться – такая возможность есть. Для этого нужно пересечь реку Лугу по автомобильному мосту и попасть на территорию Кургальского полуострова. Этот удивительный уголок природы хранит немало интересных тайн: его посещение, несомненно, станет запоминающимся событием. Практически сразу же после съезда с моста слева остается старинная финская деревня Выбье, далее следует переезд еще один по одному мосту – на этот раз через речку Выбья, после чего уходящая вправо грунтовая дорога довольно быстро выводит нас на пляж. Место пользуется большой популярностью среди жителей Кингисеппского района и дачников, поэтому уединенным его назвать нельзя. В то же время в дополнении к великолепной природе отдыхающие могут полюбоваться панорамой усть-лужского морского порта и наблюдать за бороздящими воды Лужской губы кораблями.

Юго-Восточная часть Лужской губы находится во власти усть-лужского морского порта

Юго-Восточная часть Лужской губы находится во власти усть-лужского морского порта

Пляж на Кургальском полуострове близ устья реки Выбья

Пляж на Кургальском полуострове близ устья реки Выбья

Как известно, Кургальский полуостров разделяет воды Лужской губы и Нарвского залива. Именно берега последнего можно признать прекрасным местом для пляжного отдыха. Вначале, проехав по знаменитой «ворошиловской брусчатке», составлявшей некогда комплекс военных дорог «Курголовское кольцо», можно сделать остановку в деревне Тисколово и посетить известный далеко за пределами здешних мест пляж из белых песков. Несмотря на удаленность от других населенных пунктов, в хорошую погоду здесь трудно припарковать автомобиль вдоль береговой линии. Попутно отметим, что небольшой пляж поскромнее есть и в соседней деревне – Конново.

Белые пески Тисколовского пляжа известны далеко за пределами Кургальского полуострова

Белые пески Тисколовского пляжа известны далеко за пределами Кургальского полуострова

Пляж в Тисколово

Пляж в Тисколово

Пляж в деревне Конново

Пляж в деревне Конново

Ну а тех, кого не смущает расстояние, и кто запасся пропуском в пограничную зону, ждет настоящая награда – расположенный на территории Кургальского заказника, многокилометровый пляж с изумительным белым песком, протянувшийся вдоль Нарвского залива от деревни Струпово до самого устья реки Наровы. Огромная территория, чистая вода, сказочный сосновый бор и небольшое количество посетителей – все это делает отдых на местном побережье настоящим удовольствием.


Выезд на пляж Нарвского залива неподалеку от деревни Саркюля

Выезд на пляж Нарвского залива неподалеку от деревни Саркюля

Белые пески раскинулись на несколько километров в заповедной зоне

Белые пески раскинулись на несколько километров в заповедной зоне

. и никого вокруг

Воды Нарвского залива манят к себе любителей отдыха

Воды Нарвского залива манят к себе любителей отдыха

По соседству находится и немало интересных объектов – множество ДОТов и ЛОТов, входивших в Усть-Лужскую укреппозицию, а позднее – в состав Кингисеппского укрепрайона. В ближайшем крупном населенном пункте – деревни Большое Куземкино – можно также осмотреть сохранившуюся лютеранскую кирху, построенную еще в 19 веке. Словом, уникальная природа и большое количество водных объектов позволяют здесь каждому найти занятие на свой вкус, начиная от пляжного отдыха и заканчивая велосипедным, водным и пешеходным туризмом или изучением военной фортификации. Настоящий райский уголок природы!

Устье Наровы. Совсем рядом - эстонский берег

Этот материал не претендует на абсолютную полноту. Его задача – показать еще одну сторону южного берега Финского залива, и те возможности для отдыха, которое оно предоставляет. Мы надеемся, что это будет стимулировать у читателей более глубокое знакомство с указанными местами, и поможет понять, сколь богата и разнообразна в природном и историческом плане небольшая полоса, протянувшаяся вдоль южного побережья Финского залива.

«Батарейная бухта»: пикник в заброшенном бункере

Спрятанный за массивом соснового леса, песчаный берег полумесяцем открыт солнцу целый день.

Чем не отдых у заграничного моря, если поймать жаркий денёк в Ленобласти, для чего, как известно, тоже нужно иметь сноровку.

Однако красота не проста. Однако красота не проста.

1940-ые годы.
Местность была использована как первая база для новейших подводных лодок, работавших на новом топливе. Это были подлодки с новым двигателем, который работал как в подводном, так и в надводном положении на смеси перекиси водорода и кислорода.
Торжество военной мысли просуществовало недолго, подлодки оказались шумными и легко воспламеняемыми. Уже спустя 30 лет их производство закрыли, а на берегу Финского залива остались памятники истории.

Первым, что привлекает внимание, оказавшись в любой точке пляжа Батарейной Бухты, является насыпь камней оканчивающихся железной решёткой - это заправочный пирс для подлодок.

Прямо напротив него, чуть поодаль, в лесу, находится небольшое здание, ставшее домиком граффити.

А ещё дальше, самых любопытных, ждут бункера-хранилища топлива. Там очень тяжело находиться, летом там стояла вода и были полчища комаров. Без подготовки в такому, у меня получилось лишь забежать, сделать пару снимков в темноту и выбежать. :)

Бухта по сей день привлекает много людей, то ли своей уединенностью в сравнительной недалекости от цивилизации, то ли атмосферой исторического места, при этом настраивая на спокойствие, переосмысление и вдохновляет на создание нового.

Поверьте, это ещё не всё, время идёт, на этом берегу появляются новые достопримечательности человеческого творчества, но это совсем другая история … :)

Бухта Батарейная и форт «Серая Лошадь»

Про семейный выезд в начале мая на южное побережье Финского залива рассказывала . Мыс «Серая Лощадь» настолько нам понравился, что после его посещения было стойкое желание вернуться. Поэтому, как только появилась возможность, вновь отправились на побережье в направлении Соснового Бора.

Бухта Батарейная находится на границе заказника «Лебяжий», который имеет статус водно-болотного угодья международного значения. Изначально территория бухты входила в охранные земли. В конце XX века областное правительство изъяло из заказника «Лебяжий» часть территории и акватории к западу от Шепелевского маяка, включая бухту Батарейная.

Тогда на изъятых из заказника территориях была предпринята попытка возвести терминал для экспорта нефтепродуктов. Ученые и эксперты выступали против строительства. К счастью, бухту отстояли, проект не был реализован. И вот спустя двадцать лет на бухту Батарейную вновь претендуют. На этот раз «Балтийский зерновой терминал», получивший от Правительства РФ территорию на 10 лет в аренду, собирается построить здесь производственно-логистический комплекс. Очень хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует и в наши дни.

Бухта Батарейная одно из излюбленных мест активного отдыха жителей Петербурга и области. В конце мая сёрфингистов, которые облюбовали это место, не было, но отдыхающих с палатками было достаточно. Сложно представить, что здесь творится летом.

Мы приехали в Батарейную ради узкой полосы суши, которая отходит перпендикулярно берегу и теряется на достаточном расстоянии от него в водах Финского залива. Сооружение явно рукотворное. От берега идёт полуразрушенная каменная насыпь, вдали виден бетонный пирс, доживающий, похоже, последние дни. Насыпь и пирс соединяют металлические фермы на бетонно-каменных основаниях.

Бывшая секретная база заправки подводных лодок в Шепелево. Отчет о походе

Здесь когда-то испытывали экспериментальные советские подводные лодки, работавшие на парогазе - двигателе, где использовалась энергия разложения перекиси водорода. Этот проект достался СССР после войны вместе с вывезенными из поверженного рейха немецкими учеными, разработавшими двигатель еще в 1930-е годы. Лодки были очень быстрыми и незаметными, но крайне опасными в использовании - любая крошка металла, попавшая в перекись водорода, могла вызвать взрыв. Поэтому впоследствии от разработок новых таких подлодок отказались. Секретная база, как говорят, использовалась для заправки обычных дизельных лодок и пограничных катеров. Остались внушительные подземелья, где можно полазать, а также развалины пирса.

О посещении базы - смотрите мой фотоотчет в данной статье! ( А рассказ о начале и середине нашего путешествия - можете прочитать здесь: Заброшенный военный аэродром в Горавалдае и Маяк в Шепелево )


К Батарейной бухте можно дойти от шоссе по булыжной дороге. Но мы шли от маяка, и короче было идти вдоль берега Финского залива. Однако еще по прошлому разу я помнил, что дорога в нескольких местах перекрыта огромными лужами, а в одном месте подтоплена ручьем. Это характерно для южного побережья Финского залива - оно травяное и подболоченное.


Через затопленный участок дороги, который никак нельзя было обойти, потому что слева и справа камыши и грязь, мы прошли, наступая на кинутые в лужу доски и палки. Это позволило уменьшить количество воды вокруг ботинка - уровень жидкости на сапоге был примерно 5 сантиметров, что у меня было ниже первых отверстий для шнурков. Но некоторые слегка получили воды внутрь обуви.


Дорога не очень простая, но пройти все же можно


Дальше начинается красивый песчаный пляж, по которому мы и идем в центр базы


Побережье тут очень живописное. А осенью, когда нет людей, красоту природы не заслоняет никто, и любоваться пляжем особенно приятно.


Летом тут будет многолюдно - красивое и доступное место притягивает людей. Что плохо сказывается на природе, а еще хуже - на состоянии исторического памятника. В будущем надо перекрыть сюда подъезд со стороны шоссе, потому что отдыхающие оставляют тонны мусора в лесу. Но сам берег пока еще чистый, и это здорово


Подходим к пирсу, по которому к подводным лодкам подавалось топливо через шланги.
Часть этого пирса составлял железный каркас, напоминающий небольшой железнодорожный мост


Сейчас он проржавел, и частично обрушился. Идти по нему опасно - и для себя,и для сохранности исторического памятника. Лучше ограничиться обзором на расстоянии


Технически процесс заправки, если очень кратко, выглядел наверно так: по железной дороге (ныне уничтоженной, срыли на песок даже насыпь для путей) в Шепелево доставлялось цистернами топливо, заливалось через люки под землю, дальше насосом из подземелий закачивалось в цистерны, где хранилось. Потом из подземных цистерн по шлангам закачивалось в подошедшую на заправку подводную лодку, шланги и трубы шли как раз по этому пирсу.


Необходимость постройки отдельной базы заправки для этих подводных лодок связана, вероятно, именно с их секретностью - в обычные порты они не заходили. Здесь же была (и есть до сих пор) пограничная зона, до 2013 года въезд в нее был затруднен, а сама база далеко от любопытных глаз, и кроме служивших здесь - никто не мог увидеть даже снаружи эти подлодки, не говоря уж о том, чтоб попасть внутрь, а также узнать, как они работают


В интернете можно найти о самих лодках довольно противоречивые сведения. В основном все блогеры перепечатывают сведения друг у друга, а изначально они идут из одной книжки да разговоров на форумах, и получается , если все как-то свести воедино, так: эксперименты с подводными лодками проходили в 1950-е годы. Работали на нас, как писал уже выше, немецкие ученые, ставили сюда двигатель Вальтера. У двигателя было две вариации Первая - работа на разложении перекиси водорода при катализаторе - когда выделялось при распаде перекиси на воду и кислород много тепла, тепло превращало воду в пар с высоким давлением, и все это вращало турбину.. Вторая - вылетающий кислород соединялся с топливом (метиловым спиртом или соляркой) - начиналось бурное горение с выделением тепла - и водяной пар становился еще энергичнее, и турбина могла работать еще сильнее. Вероятно, именно второй тип двигателя и стоял на подводных лодках. Он позволил увеличить скорость судна с 18 миль в час до 22-х, да еще такие подводные лодки было трудно обнаружить. Было построено три подводных лодки, и их испытывали в Балтийском море. В интернете принято называть это проектом 617, но в статьях о испытании двигателя Вальтера на наших подлодках пишут о проекте 615. Что верно, не знаю, но это и не особо важно - главное, сам факт : лодки были мощными, и работали на двигателе с перекисью водорода.


Все бы ничего, если б не одна особенность перекиси водорода. Как писал выше, она распадается с бурным выделением тепла при попадании в нее катализатора. Им являются частички металла. И если в баллон с перекисью попадут кусочки железа - например, образовавшиеся при трении металлических частей вентиля - то он рванет. Что и случилось один раз, когда подводную лодку испытывали на глубине 60 метров, после чего она стала тонуть, дошла до глубины в 110 метров, и какими-то невероятными усилиями экипажа была аварийно поднята. В борту нашли пробоину размером около 7 сантиметров, а исследование причин аварии показало как раз наличие попавших в баллон с перекисью частиц металла. Стало ясно, что такие лодки крайне опасны - они могут вспыхивать или взрываться. Вскоре появились атомные реакторы, дававшие большую мощность двигателям, и необходимость в опасных подводных лодках отпала.


Идем по берегу. Видим брошенный на зиму кемпинг


Внутри постройки помещение для мытья посуды и готовки пищи. Кухня на пляже, неплохо.



На дереве висят предметы быта


Еще одно крутое помещение для отдыха. Как я понял из надписей, это детский лагерь


Сделано творчески. И с душой


Внутри все натуральное. И уютное



К сожалению, возле хранилищ навалены огромные кучи мусора. Нам пришлось их обходить, делая крюк. В 2015 году их не было. Большое количество отдыхающих, причем организованных групп - судя по мусору - летом гадит в огромных количествах, а мусор не увозит, при том, что все на машинах. Для спасения исторического памятника дороги сюда надо все перекрыть, уничтожив подъезды.

На фото - первый бетонный бункер, ближайший к пирсу. В нем два этажа, верхний для обслуживающего персонала, на подземном нижнем - были цистерны для топлива.


Подняться наверх в этот раз не удалось. Подставка в виде маленького бревна не помогает - надо, чтоб кто-то ее фиксировал. В прошлый раз нас было около 25 человек, и было кому стоять внизу, сейчас нас было мало, и если б все полезли - некому было бы потом помогать спускаться. В будущем надо принести подставку повыше, или идти группой побольше. Но я тут уже бывал, поэтому не было мотивации изо всех сил залезать. Могу лишь сказать, что там был большой зал для двух металлических цистерн, а над ними - висячий мостик, по которому проходил обслуживающий персонал.


Дальше вход в еще одно хранилище, по виду напоминающий разные бункеры укрепленных рубежей. Часто так выглядят дизельные электростанции или убежища для офицеров батарей. Два входа, чтоб гасить взрывную волну, как в ДОТах. С боков - бетонные стенки,, прикрывающие привходовую часть, а сверху бункер обвалован землей, чтоб выглядеть как холмик с лесом. Неподалеку точно такое же второе помещение. Три года назад они были уже украшены народной живописью, сейчас росписей стало еще больше, и они стали еще ярче.


Заходим внутрь. Тут точно такое же помещение, как в первом бункере, куда мы не пошли. Висят железки, на которых был подвешен мостик, по которому ходили между цистернами. Сам решетчатый мостик украли, видимо, чтоб сдать на металл


Все стены исписаны ценными указаниями для личного состава базы. Тут сообщается, что при пожаре тушить только водой, огнетушителем пользоваться нельзя.


Перед работой надо проветрить все вентилятором


Работать только в защитном костюме. И оно понятно - топливо ядовито


При пуске у патрубка насоса не стоять. В это время о безопасности людей в СССР уже начали заботиться. Ведь при пуске от давления труба могла слететь , и вылетевшее под напором топливо могло обжечь или убить моряка балтийского флота.


Сами трубы давно украдены



Подвальный этаж. Наверно здесь стояли насосы


Еще одно хранилище для топлива. Всего их тут четыре. И у второго бункера четыре.. В каждом две цистерны - итого восемь по две = шестнадцать. А еще минимум две цистерны было у первого бункера, что на пляже.


Ну теперь пора нырять в люк, что у входа в бункер. Здесь подземный ход, знакомый мне еще по 2015 году. Со мной полез лишь Миша, остальные поленились или испугались.


Остатки крепежей. На них, видимо, были трубы. Идти можно без проблем, только приходится пригибаться, но по сравнению с Саблинскими пещерами - ходы очень комфортны. Сухо, чисто, просторно.


Через некоторое время ход прерывается стенкой, под которой надо проползать. Здесь перекресток дорог, а над ним - небольшой люк, наверно для вентиляции. Напрасно мы звали наших товарищей через люк, чтоб они подошли к нам, а мы бы их снизу сфотографировали - никто не пришел. Они слышали голоса из-под земли, но так и не поняли,, в чем дело, а может, объятые суеверным страхом, решили держаться подальше..

На перекрестке этот ход соединяется с другим ходом, который ведет к соседнему бункеру, а от них отходит вбок - к пляжу - еще третий ход, который мы еще не исследовали. Чем он кончается - тупиком, или выходит к третьему бункеру у пляжа - пока нам не известно.


Подземное помещение под вторым бункером. Круглые емкости,, в них какие-то вентили. На полу лежат оболочки от кабелей. В дальней части кадра видна лестница наверх, на свободу.


Как я понимаю, сюда приходило залитое через люки топливо, которое привозили по железной дороге, а отсюда оно уже закачивалось в цистерны.


На самом деле, это не конец пути. Дальше идет еще один ход. Но кончается он тупиком - заложен кирпичной стенкой, причем более поздней, чем сам ход. Что за ней? Когда-нибудь узнаем ответ на этот вопрос.


Миша вылезает из люка наверх, прощаясь с подземельями


Выходим наружу из второго бункера. Рисунки настенные тут еще круче.



Кажется, тут было несколько дверей.


А вот интерьеры - необычные! Убежище цилиндрической формы


Все внутри кто-то исписал словами "ужас","грех", "смерть", а на полу написал "покойся с тревогой". Посещение подземелий для кого-то оказывается плохо влияющим на психику.

И на этом наш долгий поход по Ломоносовскому району завершился. Мы увидели бывший военный аэродром в деревне Горавалдай, собрали последних грибов, полюбовались последними цветами, прогулялись по изумительно красивому побережью озера Горавалдайского, залезли на заброшенный маяк и посмотрели на маяк действующий, а в конце погуляли по бывшей секретной базе заправки подводных лодок, побывав и в ее подземельях. Богата интересными и красивыми местами наша земля, и есть они в каждом ее уголке - надо лишь уметь искать.

Описание бухты Батарейная

Также сохранились: кпп; служебные руинированые здания; два топливных хранилища, спроектированных с классическим входом-«сквозняком».* Здесь в танках емкостью 30-40 тонн хранилось топливо. Сразу замечу, что на базе имелось много чего ядовитого и чрезвычайно токсичного, поэтому, если планируете посещать сооружения, стоит заблаговременно подумать о средствах элементарной защиты. Еще одно заглубленное хранилище на два танка располагалось позади здания, ориентированного на пирс. В самом каменном строении, видимо располагалась служба, руководившая производственным циклом на пирсе. Уцелел навес (по некоторым данным для складирования меланжа – смеси из концентрированной азотной и серной кислот в определенном соотношении, применяемой в боевых ракетах и торпедах).

Самое впечатляющее, на мой взгляд, сооружение бухты Батарейной – это пирс. Он «собран» из двух конструктивно-разнородных частей–монолитно-бетонной и металлической, состоящей из ферм. По нему пролегала узкоколейная железная дорога, параллельно которой следовал трубопровод, назначение которого для непосвященных остается спорным. Вероятно по нему шла разгрузка/погрузка топлива…
В основании пирса заложены бетонные надолбы, отовсюду торчат выпуски арматуры. Со временем верхнее покрытие пирса разрушилось, валуны, остатки коммуникаций затрудняют путь. Если собираетесь добраться до его оконечности – необходима соответствующая обувь. Мы докарабкались до ферм, которые с берега выглядят довольно брутально, а вблизи хорошо видно, насколько они прокородировали и потеряли прочность. Здесь наткнулись на рыбаков – что еще раз опровергло нашу заблуждаемость в отношении совершенно безлюдного места.

Бухта батарейная отдых с палатками

Андрей Нейро

Все бывалые пикникоботы знают где находится Батарейная бухта и как добраться до пирса знают. у некоторых есть даже излюбленные маршруты.

Для тех кто едет первый раз рекомендую объединится с кем то бывалым.
Если нет такой возможности смотрите точные указания:

НА ТАЧКЕ: Теперь на машине можно ехать прямо до места. Пост отменили - проезд свободен.

Бухту Батарейную могут уничтожить как место отдыха

Фото: Ирина Сопронюк

Очередной участок живописного побережья Финского залива будет отдан под строительство. Российское правительство без торгов предоставило бухту Батарейная в Ломоносовском районе Ленинградской области под создание производственно-логистического комплекса, сообщил в конце мая ТАСС. Жители Петербурга и Ленинградской области переживают о потере прекрасного места для отдыха, эксперты говорят о том, что принимаемые решения похожи на волюнтаристские и нуждаются в пересмотре.

Планы на бухту

Участок в бухте Батарейная, где в советские годы располагалась база заправки подводных лодок, впоследствии заброшенная, федеральные власти передали в десятилетнюю аренду ООО «Балтийский зерновой терминал», входящему в группу компаний «Содружество». Объём инвестиций — порядка 35 миллиардов рублей, в том числе вложения в устройство акватории и подходного морского канала в размере 8 миллиардов рублей. Начало работ запланировано на этот год, если не помешает коронавирус или иной форс-мажор. Проект официально признан крупномасштабным.

Лучшее место для отдыха

Полюбившие отдыхать в заброшенной после ухода военных бухте Батарейная петербуржцы и жители Ленинградской области не могут смириться с грядущей утратой красивейшего участка побережья с сосновым лесом. Здесь широкие пляжи и чистая вода, условия в определённую погоду благоприятствуют даже занятиям сёрфингом. «Все забирают. Лучшее место для отдыха на берегу Финского залива», — возмущаются жители.

Зачем еще один порт

В регионе надо строить инфраструктуру по экспорту сельхозпродукции. Но вопрос, зачем под очередной порт отдавать целую бухту? У нас мало портов в Ленинградской области?

Портовая инфраструктура должна быть сосредоточена в одном месте, нет смысла организовывать порты по всему побережью, считает глава Комитета по производительности труда и поддержке занятости Ленинградской Торгово-промышленной палаты Валерий Шинкаренко.

По его мнению, в бухте Батарейная целесообразнее было бы организовать рекреационную зону: «Посмотрите на южный берег Финского залива: царские резиденции — Стрельна, Петергоф, Ломоносов. Дальше следуют Большая Ижора, Лебяжье, бухта Батарейная, откуда потихоньку уходят военные. Это прекрасное место для создания зоны рекреации всей Петербургской агломерации. Отдадим эти места людям, будем строить там зоны отдыха, пляжи. К вопросу о европейском пути развития — надо думать о людях. Очередному миллиардеру — у нас их больше ста — дали отдельную бухту. Пускай два миллиардера договорятся и сделают в одной бухте, где уже есть порт, зерновой терминал. Наша позиция такая — в бухте Батарейная надо развивать зону отдыха».

Тысячи птиц и самая высокая дюна

Эколог, председатель Общественного совета южного берега Финского залива, Олег Бодров высказал убеждение, что стратегия использования побережья Финского залива должна быть комплексной, а также должна обсуждаться открыто. Намерение извлечь выгоду как можно скорее в перспективе может привести к негативным последствиям.

«Около двадцати лет назад бухта Батарейная была отдана «Сургутнефтегазу», — рассказывает эколог. — Был торжественно заложен терминал, проект получил поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Но в итоге проект не пошёл. В то время бухта Батарейная была частью заказника «Лебяжий», границы которого распространялись от Большой Ижоры (южный берег Финского залива) до устья реки Коваши (Сосновый Бор). Отрезали эту часть бухты Батарейная до устья реки Коваши, это примерно треть акватории заказника. Естественно, перелетные птицы каким-то административным решениям не подчиняются и продолжают до сих пор прилетать туда. После того как не состоялся проект в бухте Батарейная, мы пытались вернуть границы в прежнее положение, но встретили сопротивление региональных властей, потому что они рассматривают береговую линию как пустое место, где можно разместить какие-то промышленные объекты, чтобы получать в бюджет деньги. При этом другие критерии, кроме экономических, их не интересуют.

Понятно, что регион нуждается в поступлениях в бюджет, но очевидно и то, что жители Петербурга и области нуждаются в отдыхе, ясно, что птицы нуждаются в пространстве, где они тысячелетиями останавливаются.

Как мне представляется, имеет место и серьёзная экологическая, и социальная проблема в виде утраты места отдыха. Помимо прочего, вдоль берега проходит областная дорога, по которой сейчас движется весь транспорт вдоль южного берега Финского залива, в выходные здесь бывают пробки. Если будет строительство, будет возникать горячий конфликт, потому что это единственная дорога.

Мы обратились к губернатору с предложением организовать системное решение проблемы.

Как решить эту проблему? Существует способ, который называется пространственное планирование. В контексте побережья можно говорить — морское пространственное планирование. Когда с помощью всех заинтересованных сторон оцениваются различные участки территории всего побережья, и потом происходит зонирование — где целесообразно строить промышленные объекты, где располагать зоны рекреации, где будет зона особо охраняемой природы. После такой процедуры можно безболезненно принимать политические решения. Сейчас они исключительно волюнтаристские: приходит бизнес — я хочу здесь, а власть, давая добро, при этом не оценивает, для кого и какое эта территория имеет значение.

Есть цивилизованные решения, которые отработаны. Более того, Россия вместе со странами Балтийского региона подписывала соглашение о принятии к 2020 году законодательных норм, обеспечивающих процедуры морского пространственного планирования. В нём должны присутствовать представители власти, бизнеса и заинтересованной общественности, а также муниципалитеты, на территории которых всё происходит. Все заинтересованные стороны подключаются, чтобы исключить социальные, экологические конфликты и запустить переговоры. Россия подписала это соглашение со странами Балтийского региона, и надо его выполнять.

Из-за того, что внедрялись порты, объекты промышленности, атомные объекты, за последние двадцать лет фактически уничтожено промышленное рыболовство. Работало четыре завода по переработке рыбы на южном берегу Финского залива, все они закрылись. То есть это самое экономическое развитие фактически привело к тому, что уничтожена целая отрасль — промышленное рыболовство на южном берегу Финского залива. Утрачены тысячи рабочих мест. В чем преимущество рыболовства по сравнению с другими объектами, которые здесь продолжают развиваться? Речь идёт о возобновляемых ресурсах, рыбные ресурсы — это национальное достояние. Сейчас они уничтожаются в угоду экспорту невозобновляемых природных ресурсов. То есть мы разрушаем базовые основы стабильной жизни на южном побережье Финского залива.

То, что сейчас происходит в бухте Батарейная, это частичка системной проблемы, которую нужно решать, проявляя политическую волю и дальновидность, а не опираясь на сиюминутные решения».

Губернатор Ленобласти высказался о судьбе бухты Батарейная

Губернатор Ленобласти высказался о судьбе бухты Батарейная

На вопрос о сохранении бухты Батарейной в качестве рекреационной зоны губернатор ответил следующее: «Я считаю, что мы должны оптимизировать стройки, связанные со строительством портовых сооружений. Так, пять лет назад было заявлено 5 терминалов по минеральным удобрениям на территории Ленинградской области. Но нам удалось оптимизировать, и мы построили один терминал, на котором все пять крупнейших заводов будут грузить свои удобрения. Сейчас у нас заявлено четыре зерновых терминала. Но зачем нам проводить земляные работы в Батарейной и в других местах, когда у нас есть две точки: либо Усть-Луга, либо Приморск. Там уже есть портовые комплексы. Моя позиция губернатора — я не подпишусь под новыми территориями для строительства портов. Они нам не нужны. Нам надо выйти сейчас на министерство обороны с тем, чтобы эти земли в районе Батарейной были переданы Ленинградской области именно под рекреационные цели».

Напомним, тема бухты «Батарейная» вызывает большой интерес как жителей южного берега Финского залива, так и экологических организаций с момента, когда было озвучено намерение о строительстве порта в этой бухте.

Между тем эта живописная песчаная бухта представляет большую ценность в рекреационном отношении. Это прекрасное место отдыха, имеющее большие перспективы для развития туризма. Окрестности бухты представляют из себя тихие спокойные места для стоянок перелетных птиц и для гнездовья птиц, в том числе и редких.

План бывшей базы заправки подводных лодок проекта А615 в бухте Батарейная

Бухта батарейная. План бывшей базы заправки подводных лодок проекта А615

Сведения о Батарейной довольно скудны, блоггеры пишут одно и тоже. Предположу, что создавалась база в 1950-е гг.
Военный инженер – генерал-майор в отставке, кандидат технических наук, доцент В.И. Манойлин рассказывает в своей книге «Базирование военно-морского флота СССР» следующее: . разработал проект специального причала для подводных лодок в бухте Батарейная на южном берегу. <. >В конце сороковых годов был создан двигатель, который мог работать как в надводном, так и в подводном положении. Топливом для этого двигателя были перекись водорода и кислород.

<. >По этому принципу была построена опытовая подводная лодка, а для нее склад специального топлива и причал. Бухта Батарейная стала первой базой для новейших и совершенно секретных подводных лодок. Но опытовая подводная лодка оказалась крайне опасной в эксплуатации из-за высокой взрыво- и пожароопасности, моряки окрестили ее «зажигалкой».
Речь идет о злополучной серии А615. После двух крупных аварий с человеческими жертвами субмарина подверглась серьезному техническому перевооружению (для нее была создана новая энергетическая установка), однако, в 1960 г. испытания были прекращены, проект свернут.

Произошло следующее — повысилась значимость бесшумности подводного хода, поэтому в начале 70-х годов высокошумные А615 были выведены из состава ВМФ СССР.
А «после строительства и успешной эксплуатации первой атомной лодки тема кислородно-водородных лодок была закрыта» — пишет В.И. Манойлин.
Из вышесказанного следует, что комплекс существовал как топливное хранилище для парогазовых торпед до тех пор, пока не настало время всепобеждающего технического прогресса. Морально устаревшая база со временем стала не нужна, её попросту забросили (нач. 2000-х гг.). То, что оставили военные, растащили мародеры и цветметчики.
В 1997 г. здесь планировали построить порт, даже установили памятный знак, а в 2011 году в Батарейной должно было развернуться строительство нефтяного транспортно-технологического комплекса, но оба проекта так и остался неосуществленными. Думаю, оно и к лучшему, уж больно хороша здесь природа… Жаль, что люди не берегут эту красоту, оставляя после себя горы мусора.

К сведению: до настоящего времени в качестве экспонатов сохранилось три подводные лодки проекта А615 — в Краснодаре, в Одессе и в качестве учебно-тренировочного кабинета на закрытой территории Военно-морского инженерного института в городе Пушкин.

*Сквозняк – сквозная галерея, для защиты входа в фортификационное сооружение от огневых средств противника.

С берега Финского залива из бухты Батарейная энтузиасты вывезли 100 мешков мусора

С берега Финского залива из бухты Батарейная энтузиасты вывезли 100 мешков мусора

19 сентября состоялась акция «Всемирный день чистоты», к которой Россия присоединяется вместе с более чем 180 странами мира. В ней приняли участие и жители Соснового Бора и Ленинградской области. В частности, провели уборку на прекрасном берегу Финского залива в бухте Батарейная, расположенной недалеко от Соснового Бора.

В акции участвовало около 50 человек, в том числе — 12 детей. За 5 часов было собрано и вывезено 100 мешков мусора.

«Любимая многими бухта Батарейная стала чище и еще прекраснее!», — написала автор поста Лизавета Михайлова.

Напомним, во время недавнего визита в Сосновый Бор (11 сентября 2020 года) губернатор Александр Дрозденко, отвечая на вопрос о бухте Батарейная твердо заверил, что он сторонник того, чтобы бухта не становилась портом, а осталась прекрасным рекреационным местом.

Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615

Одну из поездок по Ленинградской области мы посвятили инженерно-техническим и военным объектам, осмотрели форты Кронштадта, и затем последовательно форт «Красную горку», заброшенную ж/д станцию Краснофлотск, бухту Батарейную и Шепелевский маяк.
Часть объектов из этого перечня уже есть на сайте, дошла очередь и до Батарейной. Отправляясь в бухту, мы рассчитывали провести будний вечер в приятном уединении, и были немало удивлены, застав здесь большой палаточный городок. Думаю, не следует объяснять, чем жизнедеятельность подобного кемпинга чревата не только для природного окружения, но и для построек бывшей военной базы (хотя последним уже сложно навредить)… Желание осмотреть то, что осталось от некогда секретной территории, было непреодолимым, и мы отправились разыскивать уцелевшие здания. Базу и станцию Краснофлотск (Форт «Красная Горка») в прошлом соединяла железнодорожная ветка, от которой не осталось ровным счетом «ничего» — рельсы попилены, деревянные шпалы сгнили. О самой станции напоминает лишь погрузочно-разгрузочная платформа и руины вокзала (1953 г.).

Читайте также: