База отдыха висимо уткинск

Обновлено: 04.07.2024

В одном из старейших поселений Урала – Висимо-Уткинске городского округа Нижний Тагил обустроят современную зону отдыха возле плотины на территории Висимо-Уткинского прореза. Участок возле водопада у плотины превратят в место отдыха для жителей и туристов. Решения по обустройству территории представили в ходе презентации специалисты МБУ «Тагилгражданпроект»в администрации Нижнего Тагила. Мэр города Владислав Пинаев отметил, что на реализацию проекта потребуется 22 миллиона рублей.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

Как сообщили ИА «Уральский меридиан» в пресс-службе администрации Нижнего Тагила, в будущей зоне отдыха высадят кусты ивы и сирени, плотину с водопадом украсят подсветкой. На пешеходном мосту через реку Межевая Утка оборудуют смотровые площадки с видом на подсвеченный водопад, а на набережной расположат фотозону с фигурами Демидова и Строганова. Также планируется оборудовать автопарковку и скамьи-качели.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

По словам директора Центра развития туризма города Нижний Тагил Павла Балина, площадка в Висимо-Уткинске подойдет для организации этнофестивалей, соревнований по каякингу и SUP-прогулок. Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев одобрил предложенный вариант благоустройства территории и пообещал, что после внесения корректив проект будет реализован в 2022 году в рамках муниципальной программы по формированию комфортной городской среды

«По предварительной оценке стоимость составит порядка 22 млн рублей», — отметил Владислав Пинаев.

Висимо-Уткинская узкоколейка

В 1897 году началось движение по проложенной от Нижнего Тагила к Висимо-Уткинску частной Демидовской узкоколейной железной дороге. Она связала Висимо-Уткинск с Висимо-Шайтанским, Черноисточинским и Нижнетагильским заводами. Длина Висимо-Уткинской железной дороги составляла 64 км. Интересно, что сначала ширина колеи здесь была 1000 мм, затем в 1920-е годы переложили на 883 мм, а в 1958 году её превратили в стандартную для того времени колею 750 мм. По узкоколейке перевозили не только грузы, но и людей.

Строительство Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги

Строительство Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги

Узкоколейная железная дорога начиналась от станции Кедун-Быково в Нижнем Тагиле. Действовала до 2002 года, а спустя несколько лет рельсы демонтировали. Сейчас от неё осталась лишь насыпь.

Эдуард Россель в годы своего губернаторства не раз порывался сохранить узкоколейку и сделать её точкой притяжения для туристов, но не сложилось. Сейчас высказываются предложения расчистить узкоколейку и проложить по ней велодорожку. В наши дни в этих местах ведётся работа по созданию туристического кластера «Гора Белая».

Подробнее про историю Висимо-Уткинской узкоколейки можно почитать в этой статье.

Висимо-уткинская форель, фестиваль капусты и уральское гостеприимство. Областных журналистов познакомили с потенциалом туркластера «Гора Белая»

Висимо-уткинская форель, фестиваль капусты и уральское гостеприимство. Областных журналистов познакомили с потенциалом туркластера «Гора Белая»

Управляющая компания туристического кластера «Гора Белая» накануне организовала большую экскурсию для журналистов по территории туркластера. Представители региональных медиа узнали о работе, которая уже ведётся на территории кластера, и на себе почувствовали особенности уральского гостеприимства, которое может привлекать на Средний Урал туристов со всей России.

Пресс-тур стартовал с одного из якорных объектов туркластера — ГЛК «Гора Белая». Генеральный директор управляющей компании кластера Леонид Гункевич рассказал о том, что строительные работы здесь планируются уже в следующем году — начнётся разработка восточного склона.

Преобразования ждут не только спортивную инфраструктуру. Уже существующие на территории горнолыжного комплекса сооружения будут реконструированы, также здесь появятся новые отели, хостелы, рестораны, кафе на любой вкус и кошелёк, родельбан, зиплайн и другие развлекательные активности.




Над концепцией развития горнолыжного комплекса работали специалисты канадской компании Ecosign. Проект прокомментировал заместитель генерального директора УК «Гора Белая», международный судья по сноуборду, сноубордист со стажем Семён Искаков.

«Мы понимаем, что нам есть что дорабатывать, нужно развивать новые сервисы. Мы об этом говорим, обсуждаем с нашими коллегами, находим поддержку, пути решения и будем воплощать в жизнь уже в ближайшее время. Наш горнолыжный комплекс не такой экстремальный, как, скажем, на Красной Поляне. У нас другие горы, другой снег, здесь можно кататься всей семьёй, и мы нацелены именно на такой вид отдыха»,пояснил Семён Искаков, замдиректора по развитию коммерческой деятельности УК ТРК «Гора Белая».

Проект кластера в первую очередь нацелен на местных жителей, считает гендиректор УК ТРК «Гора Белая» Леонид Гункевич. Для жителей Нижнего Тагила, Свердловской области и соседних регионов здесь будет создаваться инфраструктура всесезонного отдыха. Поэтому большая работа в рамках создания туристического кластера будет проводиться в располагающихся неподалёку от Белой пятнадцати населённых пунктах. В Висиме, Висимо-Уткинске, Уральце и Усть-Утке будут построены туристические визит-центры.

По словам Леонида Гункевича, в первую очередь нужно мобилизовать органы местного самоуправления и жителей населённых пунктов. Сейчас территории посёлков приводят в порядок, главы районных администраций общаются с местными жителями, выслушивают их пожелания и идеи, которые будут учтены при реализации проекта.

Занимаются специалисты УК ТРК «Гора Белая» и ликвидацией 45 свалок, обнаруженных на территории кластера. Журналисты стали свидетелями того, как рабочие очищают от гор мусора глубокий овраг, расположенный рядом с прудом в посёлке Уралец. Для того чтобы бытовые отходы было удобнее бросать на дно оврага, местные даже смастерили мостик. На нём журналисты из Екатеринбурга делали селфи — как с главной поселковой достопримечательностью.



«Вчера начали уборку, пока у нас работает одна бригада. Важно понять масштаб проблемы, а дальше будем подключать ещё сотрудников, если понадобится,пояснил начальник отдела по созданию объектов кластера Игорь Горшков.Пока у нас все силы брошены на Уралец и на дорогу в деревню Захаровкутам мы насчитали порядка 5-6 свалок. В посёлке не хватает мусорных контейнеров, поэтому людям некуда выбрасывать мусор. На территории кластера мы установим 54 контейнерных площадки. Конкретно в Уральце их будет 15, в Висиме30. Вывозом мусора займётся “Рифей”».

Первым центром притяжения должен стать посёлок Висим, где в этом году начнётся строительство визит-центра. В посёлке активно развивается культурная жизнь. Здесь есть ипподром, музей писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, дом-музей «Русская изба», сотрудницы которого накормили журналистов вкусным караваем и рассказали о традициях и быте висимцев.




В музее «Русская изба»

Ежегодно в Висиме проходит православный фестиваль, фестиваль шансона, а в ноябре, в канун дня рождения Мамина-Сибиряка, — литературный фестиваль «В гостях у Мамина». В этом году в сентябре здесь хотят организовать первый фестиваль капусты — эта идея принадлежит специалистам туркластера.

«Мы исследовали качество земли и поняли, что здесь лучше всего растёт знаете что? Капуста! Поэтому мы хотим делать здесь фестиваль висимской капусты: варить щи, готовить голубцы, дегустировать квашенную разными методами капусту и местные настойки. Туризм сегодня ориентируется на событийные мероприятия, в том числе гастрономические. Думаю, вся деревня в дни этого фестиваля будет сдавать дома в аренду. Мы начинаем отсюда, с колыбели Горнозаводской цивилизации, и дальше на примере Висима будем показывать, как могут развиваться остальные 14 населённых пунктов. Будем помогать муниципальному бюджету получать региональные субсидии на наведение порядка, благоустройство»,заключил Леонид Гункевич.


«В посёлке прописано 1600 человек, но летом здесь проживает до пяти тысяч, у нас много дачников. Люди готовы меняться, они хотят, чтобы было развитие, потому что сейчас всё стоит на месте. Мы надеемся, что благодаря кластеру появятся рабочие места, будет возвращаться молодёжь»,призналась глава территориальной администрации посёлка Висим Ольга Субботина.

В соседнем с Висимом Висимо-Уткинске уже в этом году местный фермер Павел Пелевин планирует создать рыбное хозяйство. Пелевин на протяжении пяти лет разводит рогатый скот, а теперь решил возродить поселковый пруд. На свой бизнес-проект планирует получить государственный грант в размере 1,7 млн рублей. В пруду Висимо-Уткинска Павел Пелевин будет разводить форель, стерлядь и белого амура.



Фермер Павел Пелевин

«Решил расширить своё дело, хочу разводить рыбу, восстановить местную флору, возродить водоём, чтобы детям и внукам это всё осталось. Я планировал проект развивать самостоятельно, но попал в кластер. Мы уже подписали соглашение. Начать хочу в этом году: закупить садковые линии и посадочный материал. Кластер поможет с реализацией продукцииона может поставляться в кафе и магазины, которые будут работать на его территории. Ещё это поможет сократить выплату налогов, самое тяжёлое для сельского хозяйстваэто налоги. Сельское хозяйствоэто рискованный бизнес, прибыль сразу не приходит»,рассказал АН «Между строк» Павел Пелевин.

Напомним, на территории кластера создан особый экономический режим для бизнеса. Также на территории кластера планируется организовать единый агрегатор платежей. На сегодняшний день соглашение о деятельности в составе туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» подписали около десяти бизнесменов. В числе первых резидентов есть тагильчанин Иван Воробьёв, директор компании «Медведь-экстрим». Он планирует развивать велотуризм по маршруту старой узкоколейки, которая шла от Нижнего Тагила до Висимо-Уткинска. Во время путешествия по живописному веломаршруту туристам расскажут об истории демидовской железной дороги.

«Я включился в кластер не из корыстных целей. Я уже работаю на этой территории с 2013 года, и мне хотелось бы остаться на ней. Если это не сделаю я, это сделает кто-нибудь другой. К нам приезжают гости из Франции, Чехии, Германии, из Москвы, Питера, Новосибирска, с Дальнего Востока. Кластер создаст условия для нашей работы, а мы будем принимать туристов. На этом маршруте появятся информационные стенды, можно будет купить воду и сопутствующие товары, взять в прокат велосипед»,рассказал Иван Воробьёв.

Последней точкой пресс-тура стала самая отдалённая деревня Усть-Утка. В этом году здесь начнётся реконструкция построенного до революции храма, а к 300-летию Нижнего Тагила должна быть восстановлена разрушенная Демидовская пристань.



«В деревне сейчас прописано 200 человек. Жителей было бы больше, если бы была инфраструктура. У нас нет интернета, плохая связь. Этот вопрос тоже хотелось бы решить. Мы надеемся, что у нас будет поток организованных, а не диких туристов, от которых мы, кроме мусора, пока ничего не видим. Мы ожидаем, что у нас появятся какие-то мини-гостиницы, столовые. Ведь проблема в том, что люди приезжают сюда в выходные, из того же Нижнего Тагила. Им нравится наша природа, но на ночь здесь негде остановиться, негде перекусить»,резюмирует глава территориальной администрации деревни Александр Кривоноженков.

В 2020 году в Усть-Утке запланировано начало строительства эко-отеля. Соответствующее соглашение было подписано на туристическом форуме «Большой Урал». Местные также будут привлекаться к развитию туризма в Усть-Утке — они будут сдавать в аренду свои дома. Причём задача управляющей компании туркластера значительно шире, отмечают специалисты, — нужно создать такие условия, в которых будет комфортно туристу, но в которых сохранится привычный и комфортный уклад жизни местных жителей. Именно поэтому туристический визит-центр построят за пределами деревни — об этом попросили её жители.

Видео

Смотрите видео из нашего путешествия по этим местам.

«Русская изба» для Усть-Утки

Недавно прошли общественные слушания по комплексному развитию деревни Усть-Утка. Участники поддержали строительство досугового центра «Русская изба». Проект прошёл госэкспертизу и ждёт включения в целевую программу Минсельхоза России «Современный облик сельских территорий».

Существующее здание Центра культуры признано аварийным, нахождение в нём людей небезопасно. Все мероприятия проходят теперь у крыльца. Между тем в деревне есть творческий фольклорный коллектив, дети занимаются рукоделием, пенсионеры любят праздничные посиделки. Сегодня же культура Усть-Утки на паузе.

«Русская изба» будет представлять собой двухэтажное здание с мансардой, в нём предусмотрены помещения для творческих занятий и лекционный зал: стильный клуб с этнографическим колоритом. Общая стоимость объекта составляет 29,5 миллиона рублей.

– Строительство «Русской избы» нужно и жителям, и туристам. Их на Чусовой за сезон бывает 50 тысяч человек, – рассказывает глава территориальной администрации Александр Кривоноженков, – мы в силах превратить транзитный населённый пункт в самостоятельный туристический объект.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

Достопримечательности Висимо-Уткинска

В наши дни через посёлок Висимо-Уткинск проходит автомобильная дорога от города Нижнего Тагила к деревне Усть-Утке. Здесь часто делают остановку туристы, направляющиеся к реке Чусовой.

Самая впечатляющая достопримечательность Висимо-Уткинска – водопад. Это искусственный слив плотины пруда, созданного на реке Межевая Утка. Вода течёт по бетонному жёлобу и с шумом падает со скалы с высоты в несколько метров. Рядом возвышается отвесная скала, с которой можно полюбоваться завораживающим зрелищем падающей воды. Или можно пройти по мостику на дамбу плотины и спуститься к самому водопаду. Мощь падающей воды вряд ли оставит равнодушным.

В 2022 году планируется благоустроить набережную около водопада. Тут могут появиться пешеходные дорожки, подсветка у водопада, фотозона, скамьи-качели, автомобильная парковка.

Висимо-Уткинский водопад на плотине пруда

Со скалы можно рассмотреть территорию, на которой некогда стоял Висимо-Уткинский завод, давший начало посёлку. От самого завода к настоящему времени ничего не осталось. На его месте работает лесопилка. За плотиной раскинулась красивая водная гладь пруда. На южном берегу водоёма растёт живописный хвойный лес.

Поблизости у дороги стоит памятник погибшим в Великой Отечественной войне с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто!» и с фамилиями погибших.

Памятник ВОВ

Любители заброшек могут заглянуть в стоящее поблизости бывшее здание детского сада. Его построили в 1977 году, в середине 1980-х годов здание передали почте, а с 1990-х годов постройка заброшена. Внутри на стенах местами сохранились рисунки на детскую тематику.

На горе возвышается каменная Иакинфиевская церковь. Её заложили в 1804 году взамен сгоревшей деревянной. Строительство велось на средства заводовладельцев Демидовых. Правый придел освятили в честь Нерукотворного Образа Спасителя в 1816 году, главный храм во имя мученика Иакинфа освящён в 1832 году, а левый придел во имя преподобного Кассиана Римлянина в 1832 году. В 1899 году тут построили каменную колокольню. В 1961 году церковь закрыли, колокольню снесли, пристроили котельную. Сейчас церковь постепенно восстанавливают.

Иакинфиевская церковь в Висимо-Уткинске

В 2020 году Висимо-Уткинск прославился на всю страну благодаря блогеру-урбанисту Илье Варламову. Он назвал новый мост посёлка самым уродливым мостом России. Сделанный тяп-ляп мост из железобетонных плит действительно получился далёким от шедевров, но зато открывали его с помпой: с шариками, с торжественным разрезанием ленточки мэром Нижнего Тагила и даже с окроплением святой водой. В общем, в местных масштабах обставили чуть ли не как событие века.

Думаю, авторы капсулы времени из 19-го столетия, увидев такое, были бы в шоке от мелочности потомков. В то время в Висимо-Уткинск протянули одну из самых длинных в России частных телеграфных сетей, построили свою железную дорогу, а сейчас, в XXI веке, грандиозным событием считают положенные через речку бетонные плиты. Этот мост я, к сожалению, не сфотографировал, но можете посмотреть эту «красоту» у Варламова.

«Если что – лезьте на чердак». В посёлке Висимо-Уткинск готовятся к наводнению (ФОТО)

«Если что – лезьте на чердак». В посёлке Висимо-Уткинск готовятся к наводнению (ФОТО)

С 24 апреля группа спасателей круглосуточно ведёт мониторинг ситуации на гидротехнических сооружениях в посёлках Висимо-Уткинск, Уралец и Висим. Об этом АН «Между строк» рассказал директор «Центра защиты населения и территории города Нижний Тагил» Дмитрий Суетин.

«Пока мобильный пост выставлен до 11 мая, наши специалисты дежурят по трое суток, отслеживают ситуацию в близлежайших населённых пунктах, но самым важным объектом контроля является плотина в Висимо-Уткинске, где в прошлом году случился потоп», - пояснил Суетин.


Фото из архива Центра защиты населения и территории города Нижний Тагил, 2014 год

По мнению чиновника, в этом году ситуация с паводком больших опасений не вызывает. Напомним, в мае прошлого года из-за большого количества осадков резко поднялся уровень воды реки Чусовая. Плотина в селе Староуткинск, построенная более двух веков назад, не выдержала напора и частично разрушилась. Из-за сброса воды начала разливаться река Межевая Утка, дома в посёлке Висимо-Уткинск оказались подтоплены.


Начальник поисково-спасательной группы водолазов Владимир Александренко дежурит на плотине уже третьи сутки. По мнению специалиста, сейчас главной угрозой могут оказаться затяжные ливни, из-за которых вода в реке может существенно подняться.

«Снег в горах уже практически растаял, но если начнутся дожди, то вода поднимется, - утверждает спасатель. - Мы будем следить за обстановкой, но вода стала падать: за последние 3 часа уровень снизился на 2 сантиметра. Мы обзваниваем соседние посёлки, узнаём, как у них дела. Пока везде спокойно».


Жители посёлка также надеются, что в этом году наводнения не будет.

«Вот в первый раз вода дошла до дороги, а в прошлом году до забора доходила, - вспоминает Галина Жакова. - А вообще, за 40 лет, которые я здесь живу, нас ни разу серьёзно не топило».


По словам Жаковой, самое серьёзное ЧП случилось в 1983 году, когда размыло только что засыпанную дамбу.

«Вот на прошлой неделе приезжали из МЧС, дали памятку о том, что нужно делать в случае наводнения, говорят, если что – лезьте на чердак. Ну, надеюсь, что в этом году не уплывём», - говорит дочь Галины Татьяна.


Всё зависит от природы, считает ещё один житель посёлка Владимир Повольских.

«Ото льда река освободилась ещё в марте. Но в этом году воды значительно меньше, чем в прошлом. Я по огороду сужу – если жерди затопит, то значит воды много. А так, посмотрим, что дальше будет, пик паводка должен как раз начаться в эти дни. Хотя я думаю, что большой воды не будет», - предполагает Владимир.


Глава Висимо-Уткинской территориальной администрации Александр Ельняков заверил журналиста АН «Между строк», что ситуация с паводком в посёлке под контролем.

«Пункт временного размещения, который расположен в школе №8, пока не функционирует в связи с ненадобностью», - пояснил Ельняков.

Как сообщается на официальном сайте МЧС по Свердловской области, по состоянию на 5 мая паводкоопасная обстановка в регионе в норме.

Находка в плотине

В ночь на 30 апреля 1946 года вешние воды прорвали старинную заводскую плотину и начали её размывать. Обнажились лиственничные ряжи XVIII века. Через несколько дней, 3 мая, работник артели «Электросвет» С.И. Рябков заметил в теле размытой плотины ржавую цепь. Присмотревшись, он обнаружил, что с одной стороны цепь крепилась к лиственничной конструкции плотины, а на другом конце цепи висел загадочный чугунный цилиндр. Об этой необычной находке подробно писал краевед Ю.М. Курочкин в книге «Памятные тропы».

Цилиндры из плотины Висимо-Уткинского завода

Достать цилиндр удалось только 18 мая. Он оказался довольно массивным. С обеих сторон он был прочно закрыт пробками из лиственницы. Залитые варом, тщательно просмолённые пробки никак не поддавались попыткам открыть цилиндр. Решились на крайний шаг – пустить в ход кувалду. После нескольких ударов край чугунного цилиндра раскололся.

Рабочие прильнули к капсуле и вытянули… новый цилиндр. Он был уже не чугунным, а свинцовым, наглухо запаянным. Его вскрыть оказалось уже попроще. Но и внутри свинцового цилиндра оказался ещё один – на этот раз медный. Медный цилиндр был последним. Вскрыв медную капсулу, рабочие увидели содержимое. Там оказались старинные бумаги. Это были документы о Висимо-Уткинском заводе второй половины XIX века, планы, чертежи. Оказалось, что в 1872 году в плотину была заложена капсула времени – послание потомкам.

Сейчас старинную капсулу времени можно увидеть в экспозиции историко-краеведческого музея Нижнего Тагила. Более подробно о находке этого цилиндра я рассказал в отдельной статье.

Висимо-Уткинский завод и плотина пруда. Фото начала XX века

История

В 1771 году на реке Межевая Утка Никитой Акинфиевичем Демидовым был пущен Висимо-Уткинский железоделательный завод. Хотя до реки Висим было примерно 10 км, завод так назвали, чтобы отличать от двух уже имевшихся на Урале Уткинских заводов (ныне это посёлки Новоуткинск и Староуткинск), расположенных на притоках реки Чусовой.

А.К. Матвеев в книге «Географические названия Свердловской области» так объяснял происхождение названия реки:

«Название Межевая Утка (от русского межа) обусловлено тем, что раньше эта река была границей, сперва между царскими и строгановскими землями, затем между владениями Строгановых и Демидовых… От названия Утка, видимо, нельзя отделять и гидроним Ут… Название Ут особенно интересно по той причине, что позволяет видеть в гидрониме Утка русский суффикс ка, который, может быть, появился не без влияния со стороны русского слова утка. Основу ут пытались связать с татарским ут – «огонь» и венгерским ут – «путь»… Наиболее вероятно, что все эти названия связаны со словом утя – «вода», записанном в XVIII веке в чусовском диалекте мансийского языка».

В молотовой фабрике Висимо-Уткинского завода сначала размещалось 4 кричных молота (позже их число увеличили до 6), имелись кузница, меховая, лесопильная мельница. Постепенно завод расширялся, модернизировался, увеличивал производительность. Тут переделывали в железо чугун с Нижнетагильского и других демидовских заводов. По своей производительности Висимо-Уткинский завод превзошёл ранее основанный соседний Висимо-Шайтанский. Висимо-Уткинский завод называют одним из самых мощных передельных заводов Урала.

Висимо-Уткинский железоделательный завод. Фото начала XX века

Висимо-Уткинский железоделательный завод. Фото начала XX века

Завод имел выгодное географическое положение. Неподалёку располагалась Усть-Уткинская пристань на реке Чусовой ­– до неё было 23 км. Готовую продукцию с Висимо-Уткинского завода на Усть-Уткинскую пристань или отвозили на лошадях, или сплавляли на специальных судах по Межевой Утке. Оттуда водным путём в барках и коломенках металл отправляли в центральную часть страны.

Повезло заводу и с территорией, богатой лесом, а воды в полноводной реке Межевая Утка с лихвой хватало для круглогодичной работы предприятия.

В 1782 году главным механиком на завод назначили талантливого крепостного мастера Егора Кузнецова (Жепинского). При нём построили плющильную фабрику, пущенную в 1784 году. В её основе был разработанный Кузнецовым прокатный стан. Кузнецов-Жепинский был настоящим изобретателем-самородком. Одни из его самых ярких творений – это музыкальные дрожки (хранятся в Эрмитаже) и астрономические часы (их можно увидеть в музее «Дом Черепановых» в Нижнем Тагиле).

Река Межевая Утка в посёлке Висимо-Уткинский

Летом 1849 года Нижнетагильские заводы посетила владелица Аврора Карловна Карамзина с мужем Андреем Николаевичем Карамзиным. После смерти первого мужа, П.Н. Демидова, у неё на руках остался сын Павел – наследник заводов. 3 июля высокие гости отправились на Усть-Уткинскую пристань, но поскольку путь был дальним, то остановились переночевать в Висимо-Уткинском заводе.

В 1871 году завод соединили с Нижним Тагилом телеграфной линией. Она объединила все демидовские заводы в окрестностях Тагила, а также Усть-Уткинскую пристань. Протяжённость линии составила 152 версты.

Один из цехов Висимо-Уткинского завода

Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Отрезанный ломоть» писал:

«Висимо-Уткинский завод походит на все маленькие уральские горные заводы: заводской пруд, под ним – фабрика, на горке – белая каменная церковь, по гористым берегам реки Утки и пруда точно рассыпаны уютные заводские домики. Лес был близко, и стройка везде была хорошая. За фабрикой на берегу реки Утки прятался в зелёном саду низенький господский дом, где жил старичок-управитель Степан Яковлич, который в разговоре употреблял странную поговорку: «Я говорю: да, любезнейший!» Когда он сердился, поговорка прибавлялась чуть ли не к каждому слову. Недалеко от господского дома – заводские конюшни, где стояли две знаменитые лошади, - одну звали «Не хочу», а другую – «Не пойду».

Экономический кризис начала XX века подкосил предприятие. В 1911 году Висимо-Уткинский завод закрыли, как устаревший и нерентабельный. Незадолго до закрытия завода, в конце мая 1911 года, часть рабочих отказалась выходить на работу из-за недостаточной заработной платы. Вскоре завод был навсегда остановлен.

Висимо-Уткинск

В прошлом на этом месте стоял завод. Фото сделано в 2015 году во время реконструкции плотины

После революции 1917 года тут организовали артель «Электросвет», а в 1930-х годах – колхоз. В 1952 году возник Висимо-Уткинский леспромхоз. Было в посёлке и Висимо-Уткинское общество потребителей. Оно интересно тем, что выпускало собственные деньги – «марки».

Численность населения постепенно сокращается и по данным переписи 2010 года составляла 606 человек (для сравнения в 1959 году проживало 3238 человек).

Висимо-Уткинский пруд

В Висимо-Уткинске и Усть-Утке готовят сюрпризы для туристов

скульптуры Александра Строганова и Акинфия Демидова

Сельчане активно участвуют в нацпроектах, но масштабы здесь, как правило, скромные. Небольшие игровые площадки, ремонты школ, отсыпка дорог – таковы обычные запросы деревенских жителей. В посёлке Висимо-Уткинск и деревне Усть-Утка (ГО Нижний Тагил) решили не следовать этому правилу и нацелились на создание крупных объектов, интересных не только местным жителям, но и туристам.

Посёлок Висимо-Уткинск: история, водопад, достопримечательности

В окрестностях Нижнего Тагила, на берегу реки Межевой Утки, раскинулись по склонам холмов домики посёлка Висимо-Уткинска. Своему появлению он обязан демидовскому заводу. В наши дни сюда едут полюбоваться красивым водопадом. Интересно, что в теле плотины в середине XX века нашли загадочную капсулу. Из этой статьи вы узнаете о прошлом и настоящем Висимо-Уткинска.

Водопад в Висимо-Уткинске

Встретимся у водопада

Все автомобилисты, следующие по Висимскому тракту, проезжая Висимо-Уткинск, невольно оглядываются на пенящийся водный поток, падающий в реку с пятиметровой высоты. Водопад рукотворный. Когда-то здесь была заводская плотина с запорами, но со временем нужда в гидротехническом сооружении отпала, и реку Межевую Утку отпустили на свободу.

– Территория возле плотины стала излюбленным местом отдыха наших жителей и гостей, сюда частенько приезжают свадебные кортежи из соседних сёл и Нижнего Тагила. Незамерзающий водопад красив в любую погоду, – рассказывает глава территориальной администрацииМихаил Бритов.

Неудивительно, что именно это место и решили превратить в колоритный туристический объект. На днях проект обсудили в нижнетагильской мэрии. Специалисты МБУ «Тагилгражданпроект» предложили возле воды обустроить смотровые площадки, на набережной расположить фотозону, а также сквер с сиренью и скамьи-качели. Сам водопад украсят архитектурной подсветкой. Здесь будут также сувенирные лавки, магазин с фермерской продукцией, летнее кафе. Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев одобрил предложенный вариант благоустройства общественной территории.

– Проект будет включён в муниципальную программу по формированию комфортной городской среды и реализован в 2022 году. По предварительной оценке, стоимость составит порядка 22 млн рублей, – отметил мэр.

Висимо-Уткинская узкоколейка

В 1890-е годы от Нижнего Тагила построили узкоколейную железную дорогу до Висимо-Уткинского завода. Построенная Демидовыми, в то время она была одной из крупнейших частных железных дорог. Интересна она и тем, что шла из Азии в Европу, пересекая условную границу двух частей света.

Задумка построить эту железную дорогу родилась ещё у Павла Павловича Демидова. Напомню, что ранее именно в Нижнем Тагиле крепостные мастера Ефим и Мирон Черепановы изобрели первый паровоз. Однако на стадии проектирования дороги начались сложности. Специалисты разошлись во мнении, с какой колеёй строить железную дорогу. В то время единого стандарта на ширину железнодорожной колеи в России не было. Частные железные дороги строились с различными колеями, в зависимости от паровозов, которые по ним хотели пустить.

Процесс застопорился, а в 1885 году Павел Павлович скончался. Заводы перешли к его сыновьям Елиму и Анатолию. Вскоре умер и Анатолий. Заводскими делами занялся Елим Демидов.

Елим Демидов

Елим Демидов

При Елиме Демидове и началось строительство этой узкоколейной железной дороги. Она была необходима для решения транспортной проблемы по доставке заводской продукции на рынки сбыта, а также чугуна на железоделательные заводы. К работам приступили в 1892 году, а первый участок (до станции Антоновская в Черноисточинске, длиной 19 км) открыли в 1895 году.

Начало строительства железной дороги. Приблизительно 1892 г. Строительство Висимо-Уткинской железной дороги. 1890-е гг. Строительные работы по прокладке железной дороги на косогоре

В 1897 году строительство железной дороги было закончено, и поезда пустили до Висимо-Уткинского завода. Длина Висимо-Уткинской железной дороги составила 64 км.

Узкоколейка связала Нижнетагильский завод с Авроринским, Антоновским, Черноисточинским, Висимо-Шайтанским и Висимо-Уткинским заводами. Это позволило снизить транспортные расходы по доставке чугуна на эти заводы, а затем и готовой продукции на Усть-Уткинскую пристань, откуда по реке Чусовой металл отправляли в центральную часть страны.

Работа на скальной выемке Строительство водопропуска через реку

Дорога прошла по непростой, пересечённой местности – через горы и болота. Из-за этого путь от начальной до конечной станции занимал много времени – более 5 часов.

Узкоколейка начиналась от станции Узловая, она была основной станцией железной дороги. Станция размещалась около Главного карьера Высокогорского железного рудника в Нижнем Тагиле. В 1935 году её переименовали в Кедун-Быково – в честь трагически погибшего рабочего корреспондента Г.С. Быкова и следователя Д.К. Кедуна. На этой станции узкоколейка соединялась с широкой колеёй. Для совмещения широкой колеи с узкой были уложены пути в три рельса.

Станция Узловая (позже - Кедун-Быково). Фото 1907 г.

Станция Узловая (позже - Кедун-Быково). Фото 1907 г.

Изначально в 1890-е годы железную дорогу построили с колеёй 1000 мм. Первыми приобретёнными для неё паровозами стали паровозы немецкой фирмы «Карлсруэ». Правда, они были маломощными и с трудом преодолевали подъёмы.

Прибытие поезда на Висимо-Шайтанский завод

Прибытие поезда на Висимо-Шайтанский завод (или в некоторых источниках указан как Черноисточинск)

Сначала на дороге работало всего два паровоза «Вулкан», а через полтора года их стало четыре. В 1897 году в Германии были закуплены ещё три паровоза фирмы Hartmann. Последние два «Вулкана» были заказаны в Германии в 1913 году, но до места назначения из-за вспыхнувшей войны они добирались более года.

Разгрузка оборудования

Разгрузка оборудования

С началом первой мировой войны увеличились объёмы производства. Имевшийся подвижной состав не справлялся с возросшей нагрузкой. Купить новые паровозы у Германии, понятное дело, было невозможно. Елим Павлович Демидов договорился о покупке паровозов в США у фирмы «Гловер» во время визита в эту страну. Но процесс покупки затянулся, а когда Демидов произвёл оплату и паровозы уже было направили покупателю, вспыхнули революция и Гражданская война. Демидов уехал из страны, а его заводы были национализированы.

После потрясений Гражданской войны на ходу оставалось лишь два паровоза. Как пишут, один сошёл с рельсов в окрестностях Висима и утонул в болоте, а два пострадали во время боёв, остальные нуждались в капитальном ремонте. Но постепенно узкоколейку и паровозы восстанавливали.

Паравозы Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги

Паровозы Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги. Экспозиция музея "Дом Черепановых"

Фирма «Гловер», между тем, вспомнила о давно оплаченных паровозах, ожидавших отправку Демидову, и связалась с Советской Россией. В то время фирма находилась на грани банкротства и рассматривала эту поставку как рекламную акцию для привлечения к себе внимания. В октябре 1920 года оба паровоза отправили из Филадельфии на борту парохода. После прибытия паровозов в Нижний Тагил их назвали «Коммунистом» и «Интернационалистом». Однако выяснилось, что паровозы были рассчитаны на колею 883 мм. Чтобы решить эту проблему, внутри 1000-мм колеи проложили дополнительные рельсы. Это позволило использовать как старые паровозы, так и новые. Вскоре и вовсе перешили ветку под колею 883 мм. Этот процесс начали в 1924 году, а закончили в 1926-м.

Заправка паровоза водой

Заправка паровоза водой

В 1926 году построили 11-километровую ветку от станции Урал на Соловьёвогорский дунитовый рудник (в районе посёлка Уралец). Тут возникла станция Востряк (Дуниты). Вместе с этой веткой общая длина дороги составила 75 км.

Дунит перевозили в Нижний Тагил. Его использовали как сырьё для производства огнеупорных кирпичей, необходимых для металлургии. По этой ветке перевозили и пассажиров (от Тагила они ехали в поезде на Висимо-Уткинск в прицепном вагоне).

Главное здание станции Востряк. 1920-е гг. Митинг на открытии станции Востряк (посёлок Уралец). 1926 г.

Из-за нестандартной колеи было проблематично заменять подвижной состав. В 1930-е годы на Висимо-Уткинскую железную дорогу поступило сразу 11 паровозов немецкого и отечественного производства с Богословско-Сосьвинский железной дороги. В то время её перевели с узкой колеи на широкую. Эти паровозы ходили вплоть до 1960-х годов.

По железной дороге перевозили не только грузы, но и людей. В связи с появлением дачных посёлков пассажиропоток увеличивался. В 1970-е годы по узкоколейке проезжало до 30 тысяч пассажиров ежегодно. Это были пиковые значения пассажироперевозок. На это время пришёлся расцвет Висимо-Уткинской узкоколейки.

В вагоне пассажирского поезда на Висимо-Уткинской узкоколейке. 1972 г.

В вагоне пассажирского поезда на Висимо-Уткинской узкоколейке. 1972 г.

Железная дорога проходила через несколько населённых пунктов, отдалённых от автомобильной дороги. Неоднократно поднимался и вопрос продления железной дороги до реки Чусовой, но этого так и не случилось.

Ходившие по узкоколейке паровозы в народе прозвали «кукушками». Существует мнение, что это народное название пошло с Коломенских паровозов, перевезённых сюда в 1930-е годы. У них на кабинах была нанесена литера «К», обозначающая завод-изготовитель (Коломна). Там же приписывалась буква «у», означающая, что тип паровоза узкоколейный. Эта надпись «Ку» и породила народное название, позже перекинувшееся и на другие паровозы узкоколейки.

В 1984 году на станции Гальяновская, у подножия горы Голый камень, построили новое депо.

Пассажирский поезд с тепловозом ТУ-7 на берегу реки Межевая Утка. 1991 г.

Пассажирский поезд с тепловозом ТУ-7 на берегу реки Межевая Утка. 1991 г. Из экспозиции музея "Дом Черепановых"

По данным на 1998 год на Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороге были следующие станции и остановочные пункты: Кедун-Быково, Голый Камень, Гальяновская, Сады (7 км), Горбуново, Торфяник, Сады «Шахтоспецстрой», Антоновский Переезд, Антоновская, Черноисточинск, Совхоз, Сад № 10, Канава, База Отдыха ЦСП (Цех Сетей и Подстанций), Чауж, Бобровка, Урал (отсюда отходила ветка до станции Дуниты в посёлке Уралец), Баронская, Висимо-Шайтанск, Лигуз, Малые Галашки, Висимо-Утка.

На рубеже 1990-х – 2000-х годов из-за нехватки финансирования и топлива начались перебои с перевозками. Движение то закрывалось, то возобновлялось на какое-то время. Узкоколейка действовала до 2002 года, а спустя несколько лет рельсы демонтировали.

Билеты на поезд узкоколейки. Станция Висимо-Шайтанск

Билеты на поезд узкоколейки. Станция Висимо-Шайтанск. Экспозиция музея "Дом Черепановых"

Дольше всего сохранялся участок Дуниты – Урал – Гальяновская. Некоторое время по нему ещё перевозили дуниты, затем закрыли и его. Последним владельцем железной дороги была компания «ЕВРАЗ», которая с лёгкостью и без каких-либо сожалений ликвидировала узкоколейку, построенную нашими предками ещё в XIX веке. К 2008 году рельсы были полностью демонтированы на всём протяжении узкоколейки. Всё пустили в металлолом. Не сохранилось и почти никаких построек. Эдуард Россель в годы своего губернаторства не раз порывался сохранить и восстановить узкоколейку, обещал сделать её точкой притяжения для туристов, но дальше слов дело не пошло.

Насыпь Висимо-Уткинской узкоколейки в наши дни

Насыпь Висимо-Уткинской узкоколейки в наши дни

Сейчас от старинной узкоколейки осталась лишь насыпь. В наши дни высказываются предложения расчистить узкоколейку и проложить по ней велодорожку. Этот вариант куда реалистичнее, чем восстановление узкоколейки, поэтому может когда-то и реализуется. В этих местах идёт работа по созданию туристического кластера «Гора Белая».

В Свердловской области действующая узкоколейка осталась только одна - Алапаевская (АУЖД).

Павел Распопов

Литература:
Болашенко Сергей. Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога
Дорога, которой нет
Материалы историко-технического музея «Дом Черепановых»
Пичугин А.Л. Висимо-Шайтанский завод. Уральские заводы. – Нижний Тагил, 2015.

Усть-Утка The Best

Группа для тех,кто жил, живет,учился и как то связан с Усть-Уткой.

Усть-Утка находится в 83 километрах к юго-западу от Нижнего Тагила. От Тагила нужно ехать через Черноисточинск, Висим, Висимо-Уткинск и далее до Усть-Утки.
Из Нижнего Тагила до Усть-Утки можно доехать также на маршрутке с автовокзала, которая ходит сюда три раза в день (07:05. 11:45. 17:05).
Также можно посетить Усть-Утку в рамках сплава по реке Чусовой.

Дорогие друзья. Туристическая база "Кедр" приглашает на отдых.
Цены:
1) 350 рублей - проживание за 1 день на одного человека.
2) 500 рублей - топка бани (вне зависимости от количества человек).
3) 100 рублей - столовая.
4) 100 рублей - мангал.
По всем вопросам обращайтесь по адресу: ул.Тимирязева, 54.

Студия экстремальных программ и путешествий приглашает Вас принять участие в сплаве "Длинная Чусовая"
д. Усть-Утка – д.В.Ослянка.
Протяженность маршрута 87 км., продолжительность сплава 7 дней.
Маршрут начинается в деревне Усть-Утка, заканчивается в деревне Верхняя Ослянка.
Во время сплава Вам предлагается поучаствовать в занятиях скалолазанием, рассчитанных на любой уровень подготовленности, прокатиться на тарзанке, собраться духом и прыгнуть роуп -джампинг, походить босиком по стеклам. А так же: совершить восхождения на вершины камней «Омутной», «Олений», «Дужной», «Великан», посетить пещеру Туристов, каменный мост на Новиковом камне, подержаться за клюв знаменитой и колоритной фигуры Петуха, сфотографироваться у Демидовского Креста. Мы предоставим Вам возможность испытать свои силы в этих и других не менее интересных приключениях: дне Рождения лошади Чапаева, дне Боевой раскраски и др., у Вас будет время посидеть вечером у лесного костра, попариться в туристической бане.

Взрослые – 5500 р.,
школьники – 4200 р.,
дошкольники – 2200 р.,
скидка семьям – 300 р.

В стоимость входит:
1. Трансфер (доставка автобусом класса «люкс», «ПАЗ»).
2. Краеведческая экскурсия по д. Усть-Утка.
3. Этнографическая экскурсия «Вогульский шаман».
4. Питание.
5. Прокат оборудования для сплава.
6. Услуги инструкторов.
7. Экстремальные программы (скалолазание, трекинги на вершины, джампинг, тарзанка, хождение по стеклам).
8. Туристическая баня.
9. День рождения лошади Чапаева.
10. Страхование от несчастного случая на 5000 долларов.

Адрес: г. Нижний Тагил, ул. Челюскинцев, 61,
(ГГМ, ост. «Магазин «Глобус»)
тел.: 8 (3435) 46-79-29, 8 (3435) 34-24-18
сот.: 89221075211, 89221652424

Как добраться до Висимо-Уткинска

На автомобиле из города Екатеринбурга нужно выехать на Серовский тракт, в районе Нижнего Тагила повернуть по указателю на Черноисточинск. Ехать через Черноисточинск, Уралец и Висим до посёлка Висимо-Уткинск. Трасса проходит по гористой местности и сильно петляет. Все достопримечательности посёлка находятся в его центре, рядом с главной дорогой. На общественном транспорте можно доехать на автобусе от Нижнего Тагила.

GPS-координаты Висимо-Уткинского водопада: N 57° 40.916´; E 59° 21.805´ (или 57.681933°, 59.363417°). Расстояние от Нижнего Тагила – 63 км, от Екатеринбурга – 190 км.

Павел Распопов

Литература:
Варламов Илья. Самый уродливый мост России
Висимо-Уткинский детский сад
«Железная империя» Демидовых в XVIII веке
Курочкин Ю.М. Памятные тропы. – Свердловск, 1964.
Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. – Екатеринбург, 2007.
Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. – Екатеринбург, 2001.
Пичугин А.Л. Висимо-Шайтанский завод. Уральские заводы. – Нижний Тагил, 2015.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2009.

Читайте также: