Байден снял санкции с китая

Обновлено: 30.06.2024

Победа Джозефа Байдена на выборах президента США ставит немало вопросов о том, что будет дальше с американской политикой санкций. Насколько радикальных перемен можно ждать? Введут ли новые санкции? Или, наоборот, отменят и смягчат уже существующие? Что означает победа Байдена для главных стран — целей американской политики санкций?

Человек эпохи Джексона — Вэника. Как Байден поступит с американскими санкциями (Carnegie Moscow Center, Россия)

Байден вполне может повлиять на политику санкций в некоторых важных деталях. Например, изменить стиль принятия решений, что само по себе будет иметь значение и для самих США, и для их соперников, и для союзников

Влияние стиля

Американская внешняя политика славится своей преемственностью. Да, у каждого нового президента есть свои приоритеты. По некоторым внешнеполитическим вопросам демократы и республиканцы могут иметь отличающиеся, хотя и не антагонистические мнения (например, по контролю над вооружениями или правам человека). Однако структура целей и методов внешней политики при новых президентах радикально не меняется. Даже эксцентричный Дональд Трамп со своими революционными заявлениями был ограничен уже сформировавшейся колеей.

Важную роль играет сама система власти в США. Президент обладает немалыми полномочиями, особенно в вопросах внешней политики. Президентская администрация может весьма широко толковать существующее или новое законодательство. Но игнорировать Конгресс или суды президент не может, что тоже наглядно показал опыт Трампа.

Конгресс, например, ограничил его в вопросе возможной отмены санкций против России, интегрировав ряд исполнительных указов Барака Обамы в хорошо известный у нас закон PL 115-44 CAATSA. А суды успешно отменяли принятые президентом решения. Так, например, произошло с запретом Трампа на использование в США китайского сервиса WeChat. Федеральный окружной суд северного округа Калифорнии отменил это решение, удовлетворив требования истца — Альянса пользователей WeChat в США.

Так что и при следующем президенте политика санкций США будет определяться конкретными национальными интересами, а также событиями, требующими реакции Вашингтона. Ведь санкции — это способ отреагировать на определенную ситуацию и добиться своих внешнеполитических целей. Например, сдержать соперника, принудить его сменить политический курс, подать сигнал противникам или союзникам.

Личность президента, как правило, не играет здесь первостепенной роли. К тому же политика санкций уже давно оформлена в виде рутинных процессов. Произвольно изменить их по прихоти президента затруднительно.

В то же время Байден вполне может повлиять на политику санкций в некоторых важных деталях. Например, изменить стиль принятия решений, что само по себе будет иметь значение и для самих США, и для их соперников, и для союзников.

Главное отличие Байдена от двух его предшественников — колоссальный политический опыт. В администрации Обамы он занимал позицию вице-президента и хорошо знает бюрократическую машину США. Кроме того, Байден — один из самых опытных сенаторов. В Сенате он проработал 36 лет, с 1973 по 2009 год, причем в последние два года возглавлял комитет по внешней политике.

В плане опыта Байден — полная противоположность своему предшественнику. Трамп, когда стал президентом, был новичком в большой политике. Временами весьма агрессивным новичком, далеко не всегда чувствуя неформальные правила игры. Байден, наоборот, способен улавливать самые сложные течения внутри Конгресса. С военными, разведкой, финансовыми властями и многими другими функционерами он будет говорить на привычном им языке, хорошо понимая расклад сил.

Кроме того, в отличие от Трампа Байден прекрасно ориентируется в международном истеблишменте. Если Трамп вызывал у многих зарубежных лидеров оторопь, то Байден будет более комфортным собеседником. Комфорт не равен выигрышу, но новый президент точно не будет смотреться слоном в посудной лавке.

По опыту Байден превосходит и своего бывшего руководителя — Обаму. В свое время Обаме помогли гибкость, эмпатия, молодость и личная харизма, которые были подкреплены опытом его вице-президента. Теперь произошла рокировка: за молодость и харизму отвечает вице-президент Камала Харрис, а глава государства олицетворяет собой «старую школу».

В вопросе санкций Байден за свою долгую карьеру тоже повидал многое: и поправку Джексона — Вэника, и санкционную войну с Ираном, и поэтапную отмену санкций против Китая, и сначала отмену санкций против России, а затем их возврат. Он застал две разные санкционные эпохи: пришел в политику в период господства торговых санкций и эмбарго, работал в Сенате на этапе становления точечных (умных) санкций, а стал президентом во времена, когда финансовые и торговые власти США получили беспрецедентные возможности в области внешней политики.

Помягче

Если посмотреть на три страны, против которых США активно используют санкции — Иран, Китай и Россию, — то победа Байдена скорее хорошая новость для Тегерана. Трамп с большим рвением уничтожал наследие Обамы на иранском направлении. Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе был триумфом многосторонней дипломатии. Впрочем, республиканцы возражали против ядерной сделки с Ираном еще во времена Обамы, и действия Трампа — это не только его личная инициатива.

Контекст

Бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин

Die Welt: США уже давно не те, за кого их держат милые европейцы

TNI: Байден должен противостоять Азербайджану

Daily Mail 23.09.2020 В 2018 году Трамп заявил, что США в одностороннем порядке выходят из ядерной сделки. Это означало, что Вашингтон возвращает широкий набор санкций против финансового и энергетического секторов Ирана. Решение больно ударило по интересам европейского бизнеса, который после заключения ядерной сделки в 2015 году перезапустил свои иранские проекты. Угроза экстерриториальных санкций США заставила европейцев и многих других покинуть Иран.

Трамп убрал исключения для стран-союзников и партнеров по закупкам иранской нефти и ввел дополнительные ограничения против финансового, судоходного, горнодобывающего, сталелитейного и других секторов иранской экономики (исполнительные указы 13846, 13871, 13876, 13902 и 13949). Политическим манифестом новой политики США в отношении Ирана стали «12 пунктов Помпео» — список требований, при выполнении которых администрация Трампа обещала отменить или смягчить санкции.

Решения Вашингтона, по всей видимости, нанесли Ирану ощутимый ущерб, но никаких политических результатов США не добились. Иран активизировался в Сирии, Йемене и ряде других стран, а также продолжил свою ракетную программу. Тегеран дал понять, что готов перезапустить военную и ядерную программы, хотя формально и остался в рамках ядерной сделки. На иранском направлении США оказались едва ли не в полной дипломатической изоляции. Действия Вашингтона раскритиковали от Москвы и Пекина до Лондона и Брюсселя.

Теперь задачей Байдена, видимо, станет преодолеть эту дипломатическую изоляцию, вернуть утраченную возможность влиять на ситуацию с помощью инструментов многосторонней дипломатии, но при этом продолжить сдерживать Иран и не допустить роста его военного потенциала.

Важным приоритетом будет заблокировать поставку в Иран обычных вооружений. В октябре 2020 года истекло пятилетнее эмбарго Совета Безопасности ООН (резолюция 2231) на поставки подобных вооружений. Отсутствие эмбарго открывает Ирану доступ к современным вооружениям, которые ему могут предложить, например, Россия и Китай. При Трампе Вашингтон пытался не допустить прекращения эмбарго, но результаты не назовешь впечатляющими — выход США из ядерной сделки явно вышел Вашингтону боком.

Не исключено, что администрация Байдена может поставить вопрос о перезагрузке ядерной сделки. Вернуться к режиму 2015 года де-факто уже вряд ли возможно, хотя де-юре резолюция СБ ООН 2231 продолжает действовать. Байден может смягчить некоторые санкции США. Например, вернуть исключения из запрета на покупку иранской нефти или сделать еще какой-то дружественный жест в адрес европейцев, индийцев и других партнеров.

Тем не менее «12 пунктов Помпео» вряд ли утратят свою актуальность. Речь скорее пойдет о стилистике оформления таких требований, а также о способах достижения поставленных целей. Американцы могут возобновить переговоры с Ираном. Но в любом случае планка требований не вернется к 2015 году. Тем более что в Конгрессе республиканцы будут блокировать любые попытки вернуться к курсу времен Обамы. Но и такой расклад будет для Ирана лучше, чем ситуация при Трампе — даже минимальные подвижки по санкциям важны для иранской экономики.

Пожестче

На китайском направлении тоже стоит ожидать некоторых перемен к лучшему. Байден может вернуться к исполнению обязательств по первой фазе торговой сделки — Трамп отказался ее выполнять под предлогом пандемии. Также в риторике Байдена наверняка будет меньше бравады и больше такта по отношению к Пекину. Но фундаментальный разворот политики США на китайском направлении вряд ли возможен.

Вашингтон взял курс на технологическое сдерживание Китая и от этого курса не откажется. Исполнительные указы Трампа по телекоммуникационному сектору (например, указ 13873) продолжат действовать, а дискриминационные меры против Huawei, ZTE и других компаний останутся в силе.

Американский Комитет по зарубежным инвестициям будет под лупой рассматривать любые инвестиционные проекты Китая в США. ФБР продолжит охотиться за «связанными с правительством КНР» хакерами и искателями промышленных секретов. Прокуратура будет и дальше заводить уголовные дела против нарушителей режимов санкций США.

По вопросу прав человека в Гонконге или Синьцзяне Байден может занять даже более жесткую позицию, чем Трамп, хотя масштабных санкций здесь ожидать не стоит. Они будут касаться лишь отдельных руководителей силовых структур и чиновников.

В общем объявленная Майком Помпео холодная война против Китая продолжится. Но вести ее Байден будет более вежливо и профессионально. А для Пекина рациональный и профессиональный противник смотрится все же лучше, чем его менее опытный и эмоциональный предшественник.

Наконец, для России хороших новостей нет. Но также нет и откровенно плохих. Хороших новостей нет, потому что ни один режим санкций пересмотрен не будет. Украина, кибербезопасность, Ближний Восток, права человека и другие сюжеты в российско-американских отношениях к лучшему не меняются. А значит, не изменится и политика санкций.

Могут ли быть изменения в худшую сторону? Без сомнений. США еще не приняли ограничительные меры по делу Навального. Скорее всего, это произойдет еще до окончательного ухода Трампа в январе. Но радикальных мер здесь ожидать пока не стоит. Скорее всего, Вашингтон ограничится блокирующими и визовыми санкциями против тех российских чиновников, кого ранее уже включил в свои санкционные списки Евросоюз. Есть риск, что Вашингтон задействует Акт о химическом и бактериологическом оружии 1991 года и нарастит ограничения против обязательств российского суверенного долга. Но такая вероятность скорее невысока.

Если острых кризисов (подобных украинскому в 2014 году, скандалу с «вмешательством в выборы» в 2016 году или делом Скрипалей в 2018 году) удастся избежать, то эскалация санкций со стороны Вашингтона вряд ли состоится. Без веских причин администрация Байдена не изменит свое отношение к законопроекту DASKA (с его «драконовскими санкциями») или к другим идеям радикальных ограничений против России. В администрации Трампа к ним относились сдержанно, и причиной тому было не «расположение» к России американского президента, а избыточность многих положений, не говоря уже об ущербе для самой Америки.

Скорее мы увидим более активные санкции по теме прав человека — например, «закон Магнитского». Фундаментального влияния на российскую экономику они не окажут — под них попадут лишь отдельные силовики или чиновники.

Давление на «Северный поток — 2» американцы в той или иной форме сохранят — санкции против проекта зафиксированы законодательно, и президент единолично уже не может их изменить. В целом же отношения России и США остаются в режиме жесткого соперничества, и такая парадигма вряд ли изменится. Возможны новые политические кризисы и следующие за ними санкции.

Статья опубликована в рамках проекта «Диалог Россия-США: смена поколений», реализуемого совместно с посольством США. Мнение автора может не совпадать с позицией посольства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

"Во встрече вам отказано". Лидер Китая унизил Байдена, а тот об этом сразу забыл

С Америкой не о чем разговаривать? Президент США Джо Байден отрицает, что китайский руководитель Си Цзиньпин отказался встречаться с ним из-за острой критики Вашингтона в адрес Пекина. Видимо, отрицает чистую правду. Россию эта ситуация тоже прямо касается.

Впрочем, что именно отрицал Байден, ведущий себя всё чаще неадекватно по причине прогрессирующей возрастной болезни, не вполне понятно. Это он произнёс, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать появившиеся в СМИ данные об отказе лидера КНР от встречи с ним и на вопрос, не разочарован ли он отсутствием возможности провести такой саммит. На это прямо указывается в материале пресс-пула Белого дома:

Президент сказал "неправда", однако не было ясно, оказалась ли неправдой публикация (в британской газете. – Прим. Царьграда), или же предположения о его разочарованности не соответствуют действительности.

Так это или не так, президент США забыл или соврал (и то и другое с ним происходит постоянно), не имеет большого значения. Ясно одно: ни о чём Байден с Си не договорились, и китайский лидер остаётся зол на Америку, объявившую его стране и ему лично гибридную войну на всех фронтах в страхе перед мощным ростом экономического и военного могущества Китая.

Псаки подтвердила

То, что попытка Байдена "нагнуть" Си провалилась, стало ясно уже из состоявшегося вскоре после продолжавшейся около 90 минут телефонной беседы лидеров двух стран брифинга пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. Она чётко заявила тогда:

"Я не могу ни о чём сообщить относительно будущих встреч". И добавила: целью этого звонка, который состоялся по инициативе американской стороны, "было поддержание каналов коммуникации открытыми", цель разговора "не состояла в том, чтобы добиться каких-то окончательных результатов".

Псаки проговорилась, что разговор носил резкий характер. Это можно безошибочно заключить из её слов о том, что Байден "был откровенным" и "не стал избегать сфер, где имеются разногласия".

Наша "любимица" Псаки не могла, конечно, обойтись и без обычного вранья, когда утверждала, что "тон разговора не напоминал чтение нотаций и не отличался высокомерием", и что "он был уважительным". Поскольку, по её же словам, Байден поднял, в частности, вопрос о соблюдении прав человека в Китае. Что это, как не "чтение нотаций" по теме, которую китайцы справедливо воспринимают как вмешательство в свои внутренние дела, хотя сами американцы по этой части отнюдь не безгрешны?

Псаки также признала, что по вопросам экономики (то есть главному комплексу двусторонних проблем) конкретных договорённостей достигнуто не было, так как это якобы "не было основной частью беседы", они были лишь "затронуты". Интересно, о чём тогда лидеры двух самых могущественных стран мира проговорили полтора часа?

Чего хотели американцы?

Догадка на этот счёт имеется: Байден склонял Си, за спиной которого стоит Путин, к капитуляции, но получил отлуп, причём в более резкой форме, чем в США рассчитывали. Окружение Байдена рассматривало этот звонок как часть кампании беспрецедентного давления на Китай, включающую всевозможные санкции, дискриминацию китайских фирм и учёных и даже стремление "повесить" на Китай и заставить расплатиться триллионами долларов за COVID-19, которая, по мнению Вашингтона, в конечном счёте должна привести к успеху.

Заявления с китайской стороны также подтверждают, что взаимопонимания с Вашингтоном не найдено, поэтому никакой встречи в верхах не будет. Новый посол Китая в США Цинь Ган после телефонного разговора лидеров обеих стран на публичном мероприятии заявил, что вина за ухудшение двусторонних отношений лежит на американцах, и что, "если мы не можем разобраться с нашими разногласиями, вам стоит заткнуться". Согласитесь, что если дипломат, да к тому же китайский (в Китае, как и вообще на Востоке, любят политес и стараются избегать резких выражений), говорит таким языком, значит, Пекин американцы совсем достали.

В среду на пресс-конференции в Сингапуре глава МИД КНР Ван И в более вежливой форме, но в том же духе заявил, что не только США, но и Китай, другие страны имеют право на развитие, и призвал Вашингтон отказаться от менталитета "игры с нулевой суммой", стремиться к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами и цивилизациями.

Подводим итоги

Поэтому воз, как говорится, и ныне там, и у Си Цзиньпина, против которого к тому же ведут ожесточённую подковёрную войну влиятельные сторонники тандема с США в китайской власти, нет никакого желания встречаться с Байденом, пока США проводят свою нынешнюю политику. Поэтому остаются в силе слова китайского лидера, который будет возглавлять страну минимум до конца следующего года, сказанные Си Цзиньпином в июле на праздновании столетия Компартии Китая:

Китайский народ выступает за справедливость, он не боится насилия, наша нация обладает сильным чувством национальной гордости и уверенностью. А тот, кто вздумает попробовать это, натолкнëтся на железную стену плоти и крови китайского народа численностью 1,4 миллиарда человек и разобьëт себе голову.

К Байдену и правящим кругам США эта угроза относится прежде всего, потому что никто, кроме них, на Китай не полезет.

Что с того?

В американо-китайском конфликте России следует самым решительным образом поддерживать Си Цзиньпина, имеющего доверительные отношения с президентом Владимиром Путиным, являющегося большим другом России, сторонником евразийской интеграции и многополярного мира. Тем более что китайская власть неоднородна, и в Китае по-прежнему сильны позиции политических кланов ("комсомольцы", "шанхайцы" и проч.), которых вполне устраивает роль младшего партнёра в тандеме с США. Если этим силам, которые сейчас несут колоссальные финансовые убытки по причине ухудшения отношений с Америкой, удастся перехватить власть у военно-суверенной группировки Си Цзиньпина, Россия на себе это быстро почувствует. Так как Вашингтон тогда, безусловно, предложит Пекину решить взаимные противоречия за русский счёт. И кто знает, как там на это отреагируют.

"Во встрече вам отказано". Лидер Китая унизил Байдена, а тот об этом сразу забыл

С Америкой не о чем разговаривать? Президент США Джо Байден отрицает, что китайский руководитель Си Цзиньпин отказался встречаться с ним из-за острой критики Вашингтона в адрес Пекина. Видимо, отрицает чистую правду. Россию эта ситуация тоже прямо касается.

Впрочем, что именно отрицал Байден, ведущий себя всё чаще неадекватно по причине прогрессирующей возрастной болезни, не вполне понятно. Это он произнёс, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать появившиеся в СМИ данные об отказе лидера КНР от встречи с ним и на вопрос, не разочарован ли он отсутствием возможности провести такой саммит. На это прямо указывается в материале пресс-пула Белого дома:

Президент сказал "неправда", однако не было ясно, оказалась ли неправдой публикация (в британской газете. – Прим. Царьграда), или же предположения о его разочарованности не соответствуют действительности.

Так это или не так, президент США забыл или соврал (и то и другое с ним происходит постоянно), не имеет большого значения. Ясно одно: ни о чём Байден с Си не договорились, и китайский лидер остаётся зол на Америку, объявившую его стране и ему лично гибридную войну на всех фронтах в страхе перед мощным ростом экономического и военного могущества Китая.

Псаки подтвердила

То, что попытка Байдена "нагнуть" Си провалилась, стало ясно уже из состоявшегося вскоре после продолжавшейся около 90 минут телефонной беседы лидеров двух стран брифинга пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. Она чётко заявила тогда:

"Я не могу ни о чём сообщить относительно будущих встреч". И добавила: целью этого звонка, который состоялся по инициативе американской стороны, "было поддержание каналов коммуникации открытыми", цель разговора "не состояла в том, чтобы добиться каких-то окончательных результатов".

Псаки проговорилась, что разговор носил резкий характер. Это можно безошибочно заключить из её слов о том, что Байден "был откровенным" и "не стал избегать сфер, где имеются разногласия".

Наша "любимица" Псаки не могла, конечно, обойтись и без обычного вранья, когда утверждала, что "тон разговора не напоминал чтение нотаций и не отличался высокомерием", и что "он был уважительным". Поскольку, по её же словам, Байден поднял, в частности, вопрос о соблюдении прав человека в Китае. Что это, как не "чтение нотаций" по теме, которую китайцы справедливо воспринимают как вмешательство в свои внутренние дела, хотя сами американцы по этой части отнюдь не безгрешны?

Псаки также признала, что по вопросам экономики (то есть главному комплексу двусторонних проблем) конкретных договорённостей достигнуто не было, так как это якобы "не было основной частью беседы", они были лишь "затронуты". Интересно, о чём тогда лидеры двух самых могущественных стран мира проговорили полтора часа?

Чего хотели американцы?

Догадка на этот счёт имеется: Байден склонял Си, за спиной которого стоит Путин, к капитуляции, но получил отлуп, причём в более резкой форме, чем в США рассчитывали. Окружение Байдена рассматривало этот звонок как часть кампании беспрецедентного давления на Китай, включающую всевозможные санкции, дискриминацию китайских фирм и учёных и даже стремление "повесить" на Китай и заставить расплатиться триллионами долларов за COVID-19, которая, по мнению Вашингтона, в конечном счёте должна привести к успеху.

Заявления с китайской стороны также подтверждают, что взаимопонимания с Вашингтоном не найдено, поэтому никакой встречи в верхах не будет. Новый посол Китая в США Цинь Ган после телефонного разговора лидеров обеих стран на публичном мероприятии заявил, что вина за ухудшение двусторонних отношений лежит на американцах, и что, "если мы не можем разобраться с нашими разногласиями, вам стоит заткнуться". Согласитесь, что если дипломат, да к тому же китайский (в Китае, как и вообще на Востоке, любят политес и стараются избегать резких выражений), говорит таким языком, значит, Пекин американцы совсем достали.

В среду на пресс-конференции в Сингапуре глава МИД КНР Ван И в более вежливой форме, но в том же духе заявил, что не только США, но и Китай, другие страны имеют право на развитие, и призвал Вашингтон отказаться от менталитета "игры с нулевой суммой", стремиться к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами и цивилизациями.

Подводим итоги

Поэтому воз, как говорится, и ныне там, и у Си Цзиньпина, против которого к тому же ведут ожесточённую подковёрную войну влиятельные сторонники тандема с США в китайской власти, нет никакого желания встречаться с Байденом, пока США проводят свою нынешнюю политику. Поэтому остаются в силе слова китайского лидера, который будет возглавлять страну минимум до конца следующего года, сказанные Си Цзиньпином в июле на праздновании столетия Компартии Китая:

Китайский народ выступает за справедливость, он не боится насилия, наша нация обладает сильным чувством национальной гордости и уверенностью. А тот, кто вздумает попробовать это, натолкнëтся на железную стену плоти и крови китайского народа численностью 1,4 миллиарда человек и разобьëт себе голову.

К Байдену и правящим кругам США эта угроза относится прежде всего, потому что никто, кроме них, на Китай не полезет.

Что с того?

В американо-китайском конфликте России следует самым решительным образом поддерживать Си Цзиньпина, имеющего доверительные отношения с президентом Владимиром Путиным, являющегося большим другом России, сторонником евразийской интеграции и многополярного мира. Тем более что китайская власть неоднородна, и в Китае по-прежнему сильны позиции политических кланов ("комсомольцы", "шанхайцы" и проч.), которых вполне устраивает роль младшего партнёра в тандеме с США. Если этим силам, которые сейчас несут колоссальные финансовые убытки по причине ухудшения отношений с Америкой, удастся перехватить власть у военно-суверенной группировки Си Цзиньпина, Россия на себе это быстро почувствует. Так как Вашингтон тогда, безусловно, предложит Пекину решить взаимные противоречия за русский счёт. И кто знает, как там на это отреагируют.

Китай пригрозил США ядерным ударом в ответ на новый альянс


Китай должен приготовиться применить ядерное оружие, чтобы дать отпор новым альянсам, которые формируют США, в том числе AUKUS. С таким заявлением выступил бывший посол Китая в ООН Ша Цзукан, передает издание Daily Mail.

Ша Цзукан считает, что настало время «пересмотреть и отрегулировать» давнее обязательство не наносить ядерных ударов первыми, так как военное присутствие США увеличивается. По мнению дипломата, нынешняя политика Пекина дала «моральный авторитет», но «не подходит» в качестве ответа на политику Вашингтона, которая может угрожать безопасности в регионе.

16 сентября США, Британия и Австралия заключили соглашение об оборонном партнерстве. Альянс получил название AUKUS (Австралия, Соединенное Королевство, США). Цель сделки — защита и отстаивание общих интересов сторон в Индо-Тихоокеанском регионе и объединение усилий в сфере развития оборонного сектора.

Создание альянса привело к тому, что Австралия расторгла контракты о строительстве подлодок на суммы 66 миллиардов долларов с Францией в пользу создания атомных субмарин. Париж назвал «ударом в спину» действия Канберры и впервые в истории отозвал своего посла из страны.

Отмена указов Трампа Байденом, санкции Китая против США, снижение цен на нефть. Что произошло ночью, 21 января

Президент США Джозеф Байден после церемонии инаугурации прибыл в Белый дом и подписал ряд указов, которые отменяют принятые Трампом решения. В частности, США вернутся в Парижское соглашение по климату и во Всемирную организацию здравоохранения , а строительство стены на границе с Мексикой прекратится.

Экс-глава Соединенных Штатов Дональд Трамп , несмотря на противоречивые заявления в адрес своего оппонента, оставил в Овальном кабинете письмо для нового президента США Джозефа Байдена . Байден назвал послание «очень великодушным», но не стал разглашать его содержание.

Пресс-секретарем Белого дома стала Джен Псаки , она провела свой первый брифинг 20 января. Она заявила, что на новой должности займется восстановлением доверия к Белому дому. Отметила, что в первую очередь глава Белого дома будет общаться с «партнерами и союзниками» Соединенных Штатов . По поводу возможности переговоров Байдена и президента России Владимира Путина Псаки сказала, что «такой информацией не располагает.

Сенат США утвердил кандидатуру Аврил Хейнс на пост директора национальной разведки, сообщает CNN. Это стало первым утверждением кандидатуры, выдвинутой Байденом на должность главы ведомства. Хейнс стала первой женщиной, возглавившей американскую разведку. За ее кандидатуру проголосовали 84 сенатора, 10 были против.

Китай ввел санкции против 28 американских чиновников, которые представляли администрацию Трампа . Как отметили в МИД республики, некоторые американские политики спланировали и предприняли «безумные шаги» по отношению к КНР . Подчеркивается, что за время президентского срока Трампа были подорваны интересы страны, нанесен вред китайско-американским отношениям, «оскорблен китайский народ».

Президент Венесуэлы Николас Мадуро выразил радость по поводу ухода с поста президента США Дональда Трампа . Он назвал день инаугурации Байдена «триумфом» для Венесуэлы . Также Мадуро призвал администрацию демократа не демонизировать Венесуэлу и «перевернуть страницу лжи и ненависти».

По данным на 04:47 по мск, фьючерсы на нефть марки WTI (West Texas Intermediate) упали на 0,5%, до $53,04 за баррель. Также на 0,5% сократились фьючерсы на нефть марки Brent, до $55,82 за баррель.

Китай стал наказывать другие страны за непослушание

Китай на глазах осваивает инструмент давления, который до последнего времени применял только Запад, – экономические санкции. Пекин накладывает торговые ограничения против стран, посмевших пойти наперекор самым принципиальным вопросам китайской внешней политики. И давление это дошло даже до стран бывшего СССР.

Недавнее решение китайской железнодорожной корпорации CRCT отменить прямые контейнерные поезда до Вильнюса стало прямым следствием дипломатического скандала, спровоцированного властями Литвы. В начале августа, после того как Литва дала добро на открытие в стране дипломатического представительства Тайваня, Китай, считающий этот остров своей территорией, отозвал посла в Литве для консультаций и порекомендовал литовскому послу в Пекине отбыть на родину. «Такое решение грубо нарушает дух дипломатических отношений между двумя нашими странами и наносит ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая. Мы призываем Литву немедленно изменить решение и не идти по ложному пути», – прокомментировал ситуацию китайский МИД.

Урегулировать конфликт на уровне двух стран не удалось, поскольку в поддержку Литвы незамедлительно выступили США. 22 августа американский госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис, поговорив по телефону, сделали совместное заявление о «двусторонних скоординированных действиях». В отдельном заявлении Госдеп «подчеркнул твердую солидарность США с нашим союзником по НАТО и партнером по Евросоюзу Литвой перед лицом насильственных действий Китайской Народной Республики». Такую же позицию заняли и ведущие европейские державы: на прошлой неделе парламенты Германии, Франции, Великобритании, а также Европарламент осудили «политическое, дипломатическое и экономическое давление» Китая на Литву.

В ответ китайское посольство в Литве выразило надежду, что власти страны предпримут конкретные действия для исправления своей ошибки, а пока этого не произошло, на литовские компании фактически будут наложены санкции КНР. Как сообщают литовские СМИ, китайские импортеры уже отказались от приобретения литовской древесины и продукции пищевой промышленности, а среди особенно пострадавших компаний называется молочный комбинат Vilkyskiy pienine.

Значимость этого события для литовской экономики вряд ли стоит переоценивать. По данным аналитиков нидерландского Rabo Bank, на Китай приходится всего 0,9% литовского экспорта – один из самых низких показателей в Евросоюзе (для сравнения, у Германии это 7,3%, у Франции – 4,2%). Не выглядит критичной и зависимость Литвы от китайских товаров: в совокупном импорте страны на них приходится лишь 2,9%, тогда как для соседней Польши этот показатель превышает 12%. Но конфликт с Литвой нельзя рассматривать вне общего контекста ухудшения отношений Китая с Евросоюзом.

Синьцзянский тупик

Первым признаком серьезного кризиса в этих отношениях стало принятое в марте решение Евросоюза о присоединении к антикитайским санкциям США, Великобритании и Канады, связанным с ситуацией в Синьцзян-Уйгурском районе КНР. Фактически это была победа американской дипломатии, которой наконец удалось добиться того, что европейцы стали на ее сторону в давних обвинениях Китая в масштабном нарушении прав тюркоязычных уйгуров.

До этого Европа вводила санкции против Китая в далеком 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, но они оказались нежизнеспособны и были быстро сняты. Теперь же ситуация выглядит куда более серьезной. Последствием синьцзянских санкций стал отказ Европарламента ратифицировать инвестиционное соглашение с КНР, которое готовилось несколько лет. В конце прошлого года стороны в присутствии первых лиц Китая и Евросоюза наконец договорились по всем вопросам, прежде всего относительно доступа европейских компаний на китайские рынки, но теперь впору говорить об открытии нового фронта торговой войны. Китай ответил на европейские санкции симметричными мерами, а затем эскалация продолжилась, когда в середине июля Евросоюз вновь стал на сторону США, осудив кибератаки на серверы компании Microsoft со стороны китайских хакеров.

На эту тему

Аналитики Rabo Bank в своем недавнем докладе о перспективах отношений КНР и Евросоюза признают наличие значительного риска, что в дальнейшем их ждет еще более резкое ухудшение. Это нанесет ущерб торговле и инвестициям европейских компаний, увеличит их производственные затраты, а также поставит под угрозу переход к «зеленой» энергетике Евросоюза в целом. На уровне же отдельных его стран наиболее негативно эти процессы скажутся Германии, поскольку ее экспорт и доходы от иностранных инвестиций сильно связаны с Китаем.

О том, что конфронтация будет нарастать, свидетельствует ряд недавних законодательных актов, принятых с обеих сторон. Европарламент еще в марте одобрил закон о комплексной проверке корпораций, который возложит ответственность на крупные компании Евросоюза за нарушения прав человека и окружающей среды в их производственно-сбытовой цепочке. Для Китая это может означать, что продукция из Синьцзяна – хлопок, редкоземельные элементы и комплектующие для солнечной энергетики – будет преодолевать серьезные трудности для попадания на европейский рынок.

В свою очередь в КНР в июне был принят закон, который позволяет Китаю принимать ответные меры против иностранных государств, организаций или лиц, подозреваемых в причастности к дискриминационным и ограничительным мерам в отношении китайских организаций и граждан. Этот закон распространяется и на Гонконг, где в значительной мере представлены компании и банки Евросоюза.

Пока ситуация на европейском фронте торговой войны определенно не зашла настолько далеко, как на американском. В конце июля глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель сообщил, что в октябре он представит Европейскому совету совместный с Еврокомиссией доклад о том, нужно ли пересматривать текущую стратегию по Китаю. Судя по предварительным комментариям Борреля, он склоняется к тому, что радикальных решений стоит избежать. Несмотря на отличающиеся от официальной позиции Пекина представления по ситуации в Гонконге или Синьцзяне, экономический разрыв с Китаем в духе Дональда Трампа выходит за рамки намерений Европы и противоречит ее интересам, считает глава европейской дипломатии.

Похоже, что в Евросоюзе прекрасно понимают, чем может кончиться полномасштабный торговый конфликт с КНР для планов радикального «озеленения» европейской экономики. Именно Китай является основным производителем таких незаменимых для аккумуляторов электромобилей и накопителей энергии металлов, как кобальт и литий, которые в ближайшие годы потребуются Европе в невиданных прежде объемах. Уже к 2030 году, по прогнозам Евросоюза, потребление кобальта на его территории вырастет в пять раз, а лития – на 18%, и заместить китайские поставки будет очень сложно. То же самое касается и редкоземельных элементов, где зависимость почти тотальная – 98% металлов этой группы поставляются в Евросоюз из Китая.

Полноценная торговая война между Евросоюзом и Китаем чревата серьезными геополитическими последствиями, предупреждают нидерландские эксперты: Китай может ускорить создание собственной сферы влияния, за пределами которой окажется Европа.

Это грозит падением экспорта Евросоюза и новым разделением мировой экономики на два блока, как до распада социалистического лагеря, что уже принесло Европе печальный опыт. В нынешней геополитической конфигурации Евросоюзу так или иначе придется стать на сторону США – без собственной армии и с высокой зависимостью от экспорта Европа не сможет успешно сыграть автономную роль в новых технологиях и «зеленом» переходе, считают в Rabo Bank.

Австралия, которую они потеряли

Наглядным примером того, чем могут обернуться для экономики отдельно взятой страны испорченные политические отношения с Китаем, является Австралия, в недавнем прошлом один из важнейших торговых партнеров КНР. В начале прошлого десятилетия именно Китай помог Австралии избежать худших последствий глобального кризиса 2008 года. В последующие три года объем торговли между ними почти удвоился, достигнув уровня 121 млрд долларов, причем ее баланс складывался в пользу Австралии, поставлявшей в Китай различное сырье – уголь, железную руду, газ, а также продукцию АПК – мясо, зерно, вина, морепродукты и т. д. Очередным стимулом для австралийского экспорта стало подписание в 2015 году соглашения о свободной торговле с Китаем, но затем в дело вмешалась политика.

Спусковым крючком для будущего конфликта стал все тот же Синьцзян: в июле 2019 года Австралия присоединилась к группе из 22 стран, которые осудили китайские методы обращения с уйгурами и другими национальными меньшинствами, потребовав от Китая закрыть так называемые лагеря перевоспитания. А весной прошлого года Австралия призвала к независимому международному расследованию причин пандемии коронавируса и затем открыто выступила против закона о национальной безопасности Гонконга. Кроме того, китайское руководство было недовольно тем, что власти Австралии запретили компании Huawei в развитии сетей 5G. Во всех этих эпизодах прослеживалось следование австралийцев политическому курсу Вашингтона, что в нынешних условиях все менее приемлемо для Пекина.

Китайский ответ Австралии продемонстрировал широкий спектр как формальных, так и неформальных мер, которые способен принимать Пекин. К первым из них относились различные регуляторные претензии и усложнение таможенных процедур для ввоза австралийских товаров, ко вторым – рекомендации китайским компаниям сократить их закупку.

За этим последовали более серьезные точечные удары, направленные на те отрасли австралийской экономики, которые были наиболее сильно связаны с Китаем. Например, начатое в прошлом августе в КНР антидемпинговое расследование в отношении австралийских вин быстро увенчалось значительным повышением пошлин на их ввоз вплоть до, по сути, запретительных 212%. Как следствие, в последнем квартале прошлого года экспорт продукции австралийского виноделия в Китай обвалился на 98%, что нанесло серьезный удар по сектору, который треть внешних поставок направлял именно на китайский рынок.

По данным Международной ассоциации винограда и вина, объем импорта вина в Китай в прошлом году упал по стоимости на 31%, а в Австралии его производство упало на 16% по сравнению со средним показателем за пять лет. На данный момент доля Австралии в китайском импорте вина упала до 6% – китайцам удалось успешно заменить его продукцией из Чили и Европы. Дискриминационные меры были применены и к австралийским лобстерам, экспорт которых почти полностью направлялся в Китай. В целом австралийский экспорт в прошлом году сократился на 8%, до 245 млрд долларов, а инвестиции КНР в Австралию упали на 61%.

В этом году отношения между странами продолжили ухудшаться. Сначала австралийские власти аннулировали соглашения штата Виктория в рамках китайской интеграционной инициативы «Один пояс - один путь» как не соответствующие внешнеполитическим интересам страны. В ответ Пекин объявил о бессрочной приостановке всех мероприятий Китайско-австралийского стратегического экономического диалога.

Австралийские эксперты оценивают ситуацию в весьма мрачных тонах. «На примере Австралии Китай показывает другим странам, к каким последствиям приведут их высказывания», – заявил недавно американскому каналу CNBC профессор международной безопасности Австралийского национального университета Джон Блэксленд. Такой подход, по его мнению, является некой новой нормальностью, а находить баланс между политической ориентацией на США и экономическим партнерством с Китаем австралийским властям уже не удается.

Администрация Байдена пообещала не снимать санкции с Huawei и других китайских компаний


Кандидат на пост министра торговли от действующего президента США Джой Байдена Джина Раймондо заявила, что не видит причин снимать действующие ограничения с Huawei и других китайских компаний, попавших под американские санкции, сообщает Bloomberg.

Так Раймондо, которая сейчас занимает пост губернатора штата Род-Айленд, ответила на письменный вопрос республиканцев Сената. Их обеспокоила её позиция в отношении китайских компаний и санкций против них. Из-за этого члены Республиканской партии в Сенате призвали приостановить назначение Раймондо на должность главы министерства торговли — по крайней мере, до тех пор, пока она не прояснит намерения сторонников Байдена во власти по Huawei и другим организациям из санкционного списка.

Политик заверила, что администрация Джо Байдена, скорее всего, не будет торопиться с исключением Huawei из чёрного списка. По её словам, ограничения на китайские компании действуют не просто так и они представляют опасность для национальной безопасности и внешней политики США. В настоящее время нет оснований полагать, что какие-либо компании из санкционного списка должны быть оттуда исключены, считает Раймондо.

В министерстве иностранных дел Китая уже отреагировали на заявление политика — представитель ведомства заявил, что страна по-прежнему выступает против ограничений, направленных на китайские компании. Он заявил на очередном брифинге в Пекине, что Китай настоятельно призывает прекратить «бессмысленное притеснение китайских компаний».

Также Раймондо отметила в ответах на письменные вопросы республиканцев, что она и госсекретарь Энтони Блинкен согласны ввести ограничения на импорт продукции, произведённой с использованием принудительного труда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Блинкен ранее заявлял, что политика китайских властей в отношении мусульманского меньшинства в регионе близка к геноциду.

Администрация бывшего президента США Дональда Трампа ввела санкции против Huawei и других китайских компаний в 2019 году из-за подозрений в связи с правительством страны. Американские власти посчитали, что деятельность компаний противоречит национальной безопасности и внешней политике США, обвинив их в шпионаже. Помимо Huawei, ограничения коснулись соцсети TikTok, производителя дронов DJI, компанию-разработчика технологии искусственного интеллекта SenseTime и многих других. В последние дни своей работы администрация Трампа внесла в чёрный список также Xiaomi, запретив американским инвесторами владеть активами компании.

Читайте также: