Зиярат махмуда афанди в астрахани как поехать

Обновлено: 16.05.2024

Предлагаем вашему вниманию уникальный список мусульманских святых мест – «аулья» Астраханской области. Аулья – это захоронения святых, т.е. великих людей. Эти места почитаются людьми на протяжении многих столетий. Мы знаем, что Мекка является главным аулья мусульман. Традиционно считается, что аулья дает человеку заряд духовных и физических сил, спасает от бед. Народ особо почитает такие места, и у каждого народа есть свои святые места. У восточных народов принято при посещении аулья повязывать на памятник ленточку, тряпочку.

Список мусульманских святых мест Астраханской области

(составитель – кандидат исторических наук А.В. Сызранов)

1. Абдрахман Сайхаджи - в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

2. Абдулваххаб-хазрят, или Габдель-вагаб-хазрят, Абдульвагап Алиев, Абд ал-Ваххаб ибн Али ал-Хаджи-Тархани (умер в 1899 г.) – татарский мулла и суфийский шейх, ученик Махмуда-афанди ал-Алмали, инициатор строительства в Астрахани каменной мечети №9, или Вагап/Ваххаб-мечети (ныне – Центральная мечеть №1); на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

3. Абдурахим, или Абдрахман Тукли-баба Шашлы-адже - суфийский святой-чудотворец, возможно, исламизированный шаман, предок эмира Эдиге (основателя Ногайской Орды), покровитель кыпчакских батыров, святой оборотень; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани). Ранее располагалось на мусульманском кладбище в районе городской судоверфи, в 1930-е годы тайно перенесено.

4. Агыбай-аулие, или Шурен-шише - казахская женщина-баксы; на мусульманском кладбище у пос. Трубный (Володарский район).

5. Айжамал/Нуржамал, или Зауршише-баксы - знахарка, специалист по кожным заболеваниям, была приглашена Букей-ханом из Сирии; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).

6. Акрам-баба Машаяклы/Масаяклы - на центральном мусульманском кладбище г. Астрахани (Советский район, ул. Рождественская).

7. Баксыйез/Бакшайез – девушка-святая, возлюбленная Бикеша; у с. Три Протока (Приволжский район); забыто.

8. Барсай-аулие – на бугре у с. Бакланье (Красноярский район).

9. Бегман-ата/Бигеман-ата - казахский святой-баксы; на мусульманском кладбище у с. Алча (Красноярский район).

10. Бикеш/Бикяч – юноша-святой, у с. Три Протока (Приволжский район).

11. Букей-хан (умер в 1815 г.) – казахский хан, основатель Внутренней (Букеевской) Киргиз-Кайсацкой Орды; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).

12. Гайнутдин-ата – на мусульманском кладбище у с. Харабали (Харабалинский район).

13. Гайша - женщина-святая, умершая от зубной боли; на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

14. Гайша - в культовом комплексе на мусульманском кладбище у с. Килинчи (Приволжский район).

15. Гитана-ханым - жена Букей-хана; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).

16. Гульсум-кыз - девочка-гадалка; во дворе дома № 64 по ул. 4 Дорожная (в «Нариманово», Советский район г. Астрахани).

17. Гумар-баба - на мусульманском кладбище у с. Атал (Приволжский район).

18. Гюзель Нур-бибя-ханым, или Нурбика-аулия – до недавнего времени находилась во дворе мечети с. Солянка (Наримановский район); перенесена на мусульманское кладбище у пос. Новострой.

19. Гюль-ханым - на центральном мусульманском кладбище г. Астрахани (Советский район, ул. Рождественская), рядом с Акрам-баба.

20. Джигит-баба (или Джигит Джайдак-ата) – святой-всадник, способен в мгновение ока очутиться в Мекке. Расположено в культовом комплексе у села Килинчи Приволжского р-на; ранее – на территории Селитренного городища, затем перенесено на бугор Ак-тюбе (Хлебников бугор) вблизи села Килинчи, а затем – на килинчинское мусульманское кладбище в культовом комплексе.

21. Дюсемали/Дусемаль-аулие – на мусульманском кладбище у с. Светлое (Икрянинский район).

22. Зур-ата – на мусульманском кладбище у с. Новые Булгары Икрянинского района.

23. Иса-хаджи (или Хаджи-Иса) - на городском мусульманском кладбище Сабан-Сияр (в «Нариманово», Советский район г. Астрахани).

24. Кайтармыш – в г. Астрахани, на месте (или около неё) городской Ак-мечети (Кировский район г. Астрахани).

25. Кара Дауд - в г. Астрахани, в районе Артиллерийской (Пыточной) башни Кремля; забыто.

26. Карашаш/Карачач-аулья - на мусульманском кладбище у с. Три Протока (Приволжский район).

27. Карашаш-кыз (умерла в 1966 г.) - казахская женщина-баксы, оборачивалась черной змеей; на мусульманском кладбище у с. Ахтубинка (Харабалинский район).

28. Кендек-аулья – в с. Три Протока (Приволжский район); забыто.

29. Кляс-аулья - у с. Кирпичный Завод (Приволжский район); забыто.

30. Кой-кельды/Бабай-ата – на бугре Баба-тюбе у с. Тюрино Володарского района.

31. Корши/Кэрши-баба – святой-мститель; на берегу реки у с. Атал (Приволжский район).

32. Кулманулы Сат/Сэт-аулие - казахский святой; на мусульманском кладбище у с. Бараний Бугор (Камызякский район).

33. Кумаргали-ата - на мусульманском кладбище у с. Светлое (Икрянинский район).

34. Кутармыш - в г. Астрахани, на месте (или около неё) городской Ак-мечети (Кировский район г. Астрахани).

35. Кыдыр/Хызыр-аулья/ата Туркестани - святой-покровитель странников; на бугре у с. Яксатово (Приволжский район).

36. Мансур-баба/ата - на мусульманском кладбище у с. Татарская Башмаковка (Приволжский район).

37. Махмуд-ишан/афанди ал-Алмали ад-Дагистани (1810-1877) - суфийский святой-чудотворец (орден накшбанийа), уроженец с. Алмалы Тифлисской губернии (совр. Азербайджан), жил в XIX веке, сподвижник имама Шамиля; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

38. Мугульсум-кыз – девочка-гадалка, сестра Гульсум-кыз; во дворе дома № 64 по ул. 4 Дорожная (в «Нариманово», Советский район г. Астрахани).

39. Наси-ата – на мусульманском кладбище пос. Стрелецкое (Наримановский район).

40. Нур Джамал-ханым - дочь Сеит-бабы; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).

41. Нур-ата - в культовом комплексе на мусульманском кладбище у с. Килинчи (Приволжский район).

42. Нурмухаммед-аулья, или Нурмухаммед Ахун-ходжа Урдяк/Эряк/Орэк-адже - святой-утка, святой-призрак; у с. Янго-Аскер (Наримановский район); рядом - священное озеро Тарат-кюль.

43. Рамазан-ата - на мусульманском кладбище пос. Стрелецкое (Наримановский район).

44. Сары-худжа - на мусульманском кладбище у с. Карагали (Приволжский район).

45. Сеит-баба Хожетаевский (Саййид бин Кулвай Саййид Гали; умер в 1812 г.) - ногайский святой-чудотворец, суфий; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).

46. Сутуй-ата - на мусульманском кладбище у с. Светлое (Икрянинский район).

47. Тунак/Тунэк-баба, или Кунагазы-авлия - завернутый в звериную шкуру святой; на мусульманском кладбище у с. Фунтово (Приволжский район).

48. Утемыш-баба - в г. Астрахани, на месте православного храма Иоанна Златоуста; забыто.

49. Фатима - женщина-святая, умершая от зубной боли; на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

50. Фатима – в культовом комплексе на мусульманском кладбище у с. Килинчи (Приволжский район).

51. Химат/Хамат/Хамет/Эмет-ата - в г. Астрахани, в районе бывших Пороховых складов (в «Жилгородоке», Кировский район г. Астрахани); забыто.

52. Чирак - в г. Астрахани, на месте (или около неё) городской Ак-мечети (Кировский район г. Астрахани).

53. Шейх Заман, или Маслетдин Узаман/Заман-хаджи ал-Бухари - в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).

54. Шурякше/Чурякче-баба - в г. Астрахани, на месте православного храма святого равноапостольного князя Владимира; забыто.

55. Яхмарджи/Ямгурши-ишан - в культовом комплексе на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани) и др.

Особый интерес на аулья представляет праздничный обряд вызывания дождя в ряде сел области – Атал, Хошеутово, Янго-Аскер, Лапас и др.

Некоторые аулья сохранились еще с домонгольских, кыпчакских времен. А один из доисламских компонентов культа был кочевнический шаманизм. Шаманскую природу имеют аулья Урдяк-адже и Тукли-баба.

Махмуд Афанди

Паломники из Дагестана совершили зиярат на могилу шейха Накшбандийского тариката Махмуда Афанди

16 октября руководитель представительства Муфтията РД в г. Москве, заместитель Муфтия РД Ахмад Кахаев прибыл в г. Астрахань, где в сопровождении паломников из Дагестана совершил зиярат на могилу великого учёного-богослова, шейха Накшбандийского тариката Махмуда Афанди (да будет свята его душа).


Великий шейх, муршид Накшубандийского тариката Махмуд Афанди (да будет свята его душа) родился примерно в 1810 году в с. Алмало. Ещё в младенческом возрасте он отличался удивительной воспитанностью. В молодости он был выдающимся человеком для своего времени, отличался проницательностью, умением редактировать письма, красноречием.

Последние годы своей жизни Махмуд Афанди (да будет свята его душа) провёл в Астрахани. Там он умер в 1294 году по хиджре и похоронен на кладбище за городом. Это стало излюбленным местом посещения (зиярата) мусульман со всей России, особенно из Дагестана.


Совершив мольбу за всех похороненных на кладбище, Ахмад Кахаев рассказал присутствующим о том, что Махмуд Афанди (да будет свята его душа) был светилом наставления, источником счастья, верховным правителем познавших Аллаха, обладателем явных и сокровенных знаний.

«В своём завещании Махмуд Афанди (да будет свята его душа), обращаясь к мюридам, сказал: “Во всех делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите. Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся”. Да освятит Аллах его душу, озарит могилу и одарит нас его достижениями», – сказал А. Кахаев в своём обращении.

Затем заместитель Муфтия прибыл в гор. Волгоград, где встретился со студентами, обучающимися в исламских образовательных учреждениях города, и выступил перед ними с наставлением о ценности знаний и о важности их распространения во благо общества и Ислама.




Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Воспитанник Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Махмуд Афанди

Великий шейх, Кутб, муршид Накшбандийского тариката Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало [1].

В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одарённостью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.

Вилаятус-Сугра – это первая ступень в достижении уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди, куддисса сирруху, довел шейх Юнус-афанди, куддисса сирруху.

Шейх Юнус, куддисса сирруху, ему сказал: «Я тебя довёл до моего уровня. Если найдёшь другого шейха, более высокого уровня, иди к нему, под его воспитание, пока не приобретёшь тот уровень, который тебе предписан".

После этого Махмуд-афанди, куддисса сирруху, встретился с Хашимом-афанди из Ямашани, куддисса сирруху, и Хашим пригласил его к себе.

Махмуд-афанди шёл к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: «Ты не дошёл до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь достичь этого уровня, можешь стать под моё наставничество».

Махмуд-афанди ответил; «Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен».

Махмуд-афанди говорил: «Я наяву видел Пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям, когда я был в Казани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу глазом сердца. Я встретился с рухани пророка Хизри, алейхи ссалям, он научил меня зикру».

Он был воспитанником рухани Пророка Мухаммада салляллаху алейхи ва саллям. Также его воспитывали Юнус-афанди, будучи живым и после смерти, рухани имама Раббани, Мухаммада Масума, Абдулкадыра Джилани, Халидшаха Багдади, Мухаммада Накшубанди, т.е. Махмуд-афанди был увайси [2].

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.

Он говорил: "Со мной всегда находится Пророк салляллаху алейхи ва саллям. С правой стороны от меня Халид-шах, с левой стороны – Хаважах Багаудин, вокруг меня шейхи, т.е. их души».

Однажды Махмуд-афанди, куддисса сирруху, с мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучила жажда. Махмуд-афанди, куддисса сирруху, спросил своих спутников, нет ли сосуда для воды. Кто-то вытащил сито, Maxмуд-афанди, куддисса сирруху, взял его в руки и произнес: «С именем Всевышнего да будет благословенным!», – и велел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очереди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, мог делать таваджух (связь с сердцем) ста мюридам одновременно. Однажды он им сказал: «Будьте здесь, в мечети, поминая Всевышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух». Через некоторое время, когда Махмуд-афанди, куддисса сирруху, делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие крики.

Лицемеры распространяли о нём ложные слухи. Однажды во сне он увидел, что к нему подошли две чёрные собаки и стали кусаться. Проснувшись, он разбудил жену, отправил её нанять фаэтон и сказал, что до рассвета он должен покинуть это село. На этом фаэтоне они отправились в сторону Астрахани. Когда они проезжали через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди, куддисса сирруху, стал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.

Однажды некий юноша из Астрахани, сын богатого человека, собрался в Хадж. По возвращении из Хаджа его отец пригласил много людей и устроил мавлид. Среди приглашённых был и Махмуд-афанди. Юноша, побывавший в Хадже, увидев Махмуда-афанди, обнял его и расплакался. Все очень удивились этому. Когда его спросили, в чём дело, он рассказал: «Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришёл этот человек и спас нас».

В своём завещании Махмуд-афанди, обращаясь к мюридам, сказал:

«Во всех делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.

Постоянно поминайте Аллаха; отдаляйтесь от нововведений (бида); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».

Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани и сегодня посещают многочисленные мюриды.

1. – В то время Алмало было на территории Дагестана. Сейчас находится на территории Азербайджана.

2.- Увайси – это муршид, которого помимо его живого наставника воспитали рухани Пророка души великих устазов прошлого.

Джамаат села Зубутли посетил святыню шейха Махмуда-афанди


На днях имам села Зубутли Кизилюртовского района Мухучаев Багауддин-хаджи организовал для джамаата поездку к святыне Махмуда-афанди в Астрахань.

Да примет Всевышний Аллах их зиярат и наделит всех благодатью досточтимого шейха. Аминь!




Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Мечеть им. Махмуда Эфенди

Сфера деятельности компании «Мечеть им. Махмуда Эфенди» в Астрахани относится к религиозным храмам: мечети.

«Мечеть им. Махмуда Эфенди» находится по адресу: Астрахань, ул. Интернациональная 3-я, 11А.

Старики говорят, что наши земли охраняет не высокий вал, а святое место – Аулья

С большим интересом и волнением читала о святых местах, т.е. аулья, в нашем Нижнем Поволжье. И когда дошла до строчек о святом Джигит Джайдак-баба (Джигит-хаджа, джигит Вазиз Джайдак-ата) – да будет святой тайна его! – у меня с трепетом забилось сердце, я всё вспомнила…

Вспомнила бабушку Динахан-маман карауче. Слово «карауче» в её имени означает – хранитель и смотритель аулья. Она жила на соседней улице. К сожалению, в настоящее время её нет с нами, её светлый жизненный путь закончился. В 70-е годы прошлого столетия она частенько приходила к моей маме и свекрови, вместе они вели продолжительные разговоры с обязательным чаепитием из самовара и горячими лепешками.

В те недалекие времена на берегу реки нашего села Килинчи не было укрепительного вала от паводка. После ухода воды на освобожденной земле местные жители сажали картофель. Случались годы, когда жарким летом не было дождя. Тогда сельчане приходили к Динахан-маман карауче всем миром и приносили кто немного денег, кто риса, кто муки. Затем покупали барана и приступали к священному жертвоприношению в честь Джигит Джайдак-баба (Джигит-хаджи, джигит Вазиз Джайдак-ата) – да будет святой тайна его! А через некоторое время всегда начинался сильный дождь. Жители Килинчей молитвами благодарили всевышнего.

Сейчас другие времена, другой подход к выращиванию картофеля, село от реки Болда защищает хороший вал. Однако местные старики говорят, что наши земли охраняет не высокий вал, а святые места – аулья.

Отзывы о компании «Мечеть им. Махмуда Эфенди»

Сейчас у компании «Мечеть им. Махмуда Эфенди» нет отзывов.
Если вы пользовались услугами данной компании, то оставьте свое мнение о ней, чтобы помочь другим людям узнать больше.

Зиярат махмуда афанди в астрахани как поехать

Традиционный Ислам в России

Традиционный Ислам в России вернуться к странице

Традиционный Ислам в России

Традиционный Ислам в России запись закреплена

Паломники из Дагестана совершили зиярат на могилу шейха Накшбандийского тариката Махмуда Афанди

16 октября руководитель представительства Муфтията РД в г. Москве, заместитель Муфтия РД Ахмад Кахаев прибыл в г. Астрахань, где в сопровождении паломников из Дагестана совершил зиярат на могилу великого учёного-богослова, шейха Накшбандийского тариката Махмуда Афанди (да будет свята его душа).

Великий шейх, муршид Накшубандийского тариката Махмуд Афанди (да будет свята его душа) родился примерно в 1810 году в с. Алмало. Ещё в младенческом возрасте он отличался удивительной воспитанностью. В молодости он был выдающимся человеком для своего времени, отличался проницательностью, умением редактировать письма, красноречием.

Последние годы своей жизни Махмуд Афанди (да будет свята его душа) провёл в Астрахани. Там он умер в 1294 году по хиджре и похоронен на кладбище за городом. Это стало излюбленным местом посещения (зиярата) мусульман со всей России, особенно из Дагестана.

Совершив мольбу за всех похороненных на кладбище, Ахмад Кахаев рассказал присутствующим о том, что Махмуд Афанди (да будет свята его душа) был светилом наставления, источником счастья, верховным правителем познавших Аллаха, обладателем явных и сокровенных знаний.

«В своём завещании Махмуд Афанди (да будет свята его душа), обращаясь к мюридам, сказал: “Во всех делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите. Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся”. Да освятит Аллах его душу, озарит могилу и одарит нас его достижениями», – сказал А. Кахаев в своём обращении.

Затем заместитель Муфтия прибыл в гор. Волгоград, где встретился со студентами, обучающимися в исламских образовательных учреждениях города, и выступил перед ними с наставлением о ценности знаний и о важности их распространения во благо общества и Ислама.

Шайхи Южного Дагестана - Джабраил ал-Цахури

В процессе исламизации Южного Дагестана при халифе Абу Джа‘фаре ал-Мансуре (712–775) правитель г. Дербент Йазид ибн Асад по велению Халифа построил в районе г. Дербент ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность города и для охраны своих северных границ от набегов хазар. Эти арабские крепости близ г. Дербент – Камак, ал-Мухаммадийа, Баб-вак – превратились в так называемые религиозные центры, которые в дальнейшем с распространением суфизма превратились в суфийские центры – рабаты, откуда с дальнейшим распространением ислама идеи суфизма проникли в другие районы Дагестана. Российский учёный-востоковед Мирза Казем-бек (ум. 1870) отмечает, что суфийское учение вошло в Южный Дагестан с первыми миссионерами ислама: оно развилось там хоть медленно, но прочно и в значительной степени.


Знаменитый вазирь Мелик-шаха – Низам ал-Мулк (ум. 1092) основал медресе ан-Низамийа, в которой получили подготовку многие дербентские богословы правоведы и суфии, в частности Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.) и Маммус ал-Лакзи ад-Дарбанди (1040–1110). В ан-Низамийа преподавали известные учёные-шафииты ’Аби ’Исхака аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шами, ал-Мустазхири и известный ученый и мистик Абу Хамид ал-Газали (1058–1111). Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, что объясняется еще и тем, что сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, так как ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями. Поэтому власти поощряли создание суфийских обителей и щедро их субсидировали.


Известным суфием эпохи сельджуков был дербентский учёный Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди (ум. в первой пол. XII в.). По мнению дагестанского учёного Али Каяева (1878–1943), ад-Дербенди получил образование в г. Багдад и там же получил свои знания о мистицизме и муридизме. Российский востоковед А.К. Аликберов (род. 1964) пишет, что ад-Дербенди изучал исламские науки в г. Дербент у известных учёных, таких как Абу-л-Касим ал-Варрак (ум. в конце XI в.), Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.), Абу Мухаммад ал-Лакзи (ум. в кон. XI в.) которые приобщили его к суфизму.


Ад-Дербенди являлся также одним из учеников Абу ‘Абд Аллаха Маммуса ал-Лакзи (1040–1110) – знатока хадисов, историка династии Хашимидов, одного из влиятельных лезгинских шайхов, автора исторической хроники «Тарих Баб ал-Абваб ва Ширван» («История Дербента и Ширвана»). Ему ад-Дербенди обязан знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с ал-Газали (ум. 1111), Ибн Хадибой и другими. Ад-Дербенди написал объемистый труд по суфизму «Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), который является самым ранним в Дагестане зафиксированным сочинением по суфизму.


О распространении суфизма в средневековом Дагестане свидетельствует богатый эпиграфический материал. В сел. Татиль Табасаранского района находится могила шайха-аскета Джамал ад-дина Йахйа ибн Шайх Йусуфа, датированная 583 г.х /1187 г. В г. Дербент была обнаружена надмогильная плита шайха Ахмада ибн ал-Хусайна, датированная примерно XI-XII в. Дагестанским востоковедом А.Р. Шихсаидовым (1928–2019) также описаны надписи о смерти шайха Джунейда (ум. в 651 г.х. / 1253-54 г.), шайха Мир-Сулаймана ал-Багдади (ум. в 680 г.х. / 1281-1282 г.), шайха Заман ибн шайх Ашур ибн Исма‘ил (ум. в 1171 г./1757-1758 г.). В сел. Орта-Стал (лезг. Кьулан-СтIал) имеется большое купольное здание Пир шайха Ибрахима с указанием надписи о смерти шайха Ибрахима в 940 г.х./1541-1542 г.


Вторая ветвь накшбандийского тариката проникла в Дагестан от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48) через Мухаммад-Салиха аш-Ширвани. Шайх Мухаммад Салих аш-Ширвани род. в 1821 г. Достоверных сведения о его жизнеописании нет. Он передал иджазу Ибрахиму ал-Кудкашани (1822–1844 или 1871). В 1844 г. он переселился в г. Стамбул, где и скончался. Его преемником является ал-Хаджжи Йунус ал-Халиди ал-Лали (1804–1860), который передал иджазу Махмуд-эфенди ал-Алмали (1810–1877) из с. Алмало (ныне Северный Азербайджан). Махмуд-эфенди родился в 1810 г. Он возвел в ранг муршидов 12 человек. Махмуд-эфенди умер в 1877 г. в г. Астрахань, где находится его зиярат.


Среди тех, кому он передал иджазу, были Ахмад ат-Талали (1841–1903), Исма‘ил ас-Сивакли (ум. 1884/85), Джабра’ил ал-Цахури (ум. 1889/90), Мухаммад-Захир ал-Чистави (1804–1893), через которых еще одна линия накшбандийского тариката проникла в Дагестан. Исма‘ил ас-Сивакли во время Кавказской войны под предводительством Шамиля переселился со своими родственниками в Дагестан из Азербайджана. Здесь он встал под духовное наставничество Джамал ад-дина ал-Гумуки (1788/92–1866), от которого в дальнейшем принял иджазу. Исма‘ил ас-Сивакли объединил в себе две разветвленные цепочки накшбандийского тариката в Дагестане. Одна из них от Исма‘ила ал-Курдамири через Хас-Мухаммада аш-Ширвани – Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838) – Джамал ад-дина Гумуки перешла к Исма‘илу ас-Сивакли. Далее, когда шайх Джамал ад-дин переселился в Турцию, Исма‘ил-эфенди вернулся в свое родное село в Азербайджане, после чего он стал воспитанником Махмуда-афанди из сел. Алмало, от которого также получил иджазу.


В дальнейшем Исма‘ил ас-Сивакли возвел в ранг муршида ал-Хаджжи Кусай-эфенди ас-Самури (ум. ок. 1896/97), который передал иджазу в 1893 г. Шу’айб-эфенди ал-Багини (1853–1912). После ухода из жизни Кусая-эфенди, муршид Шуайб-эфенди принял духовное наставничество Ахмада ат-Талали. Ахмад ат-Талали в 1896 г. также дал Шу’айб-эфенди разрешение быть духовным наставником суфиев – муршидом. Мухаммад-Захир ал-Чистави – преемник Махмуда-эфенди из села Алмало возвел в ранг шайха накшбандийского тариката Сайф Аллах-кади Башларова (1853–1919).


Четвертый муршид Джабра’ил ал-Цахури родом из села Цахур, он был муридом шайха ал-Хаджжи Ахмада из сел. Алмало. Затем, когда Махмуд-эфенди вернулся в свое село (Алмало) из России, Джабра’ил-эфенди вместе с 300 муридами встал под воспитание Махмуда-эфенди в дальнейшем был возведен им в ранг шайха. Джабра’ил ал-Цахури передал право наставления муридов ‘Абд ар-Рахман-хаджжи ал-Ассави (1834–1907) из сел. Асаб. Умер Джабра’ил-эфенди 12 джумада ахира 1307/ 29 октября 1898 году. Известно также, что халифа Махмуда ал-Алмало – Джабра’ил ал-Цахури, велел своим муридам совершать рабита только по отношению к душе (руханийа) алмалинского шайха и запрещали им совершать ее по отношению к его преемникам.


Автор: ‘Али Албанви

1. Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Вост. лит., 2003. — 336 с.

2. Шихалиев Ш.Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и шазилийского тарикатов. Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №4 Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002. — 136 с.

Зиярат махмуда афанди в астрахани как поехать

Культура у наших предков была на высоком уровне. Это все благодаря тому, что Всевышний Аллах наделил нас баракатом наших достойных ученых-алимов и шейхов того времени, одним из которых является досточтимый шейх Махмуд-афанди из Алмалы.

Махмуд-афанди это человек большой духовной степени, приблизившийся к Всевышнему Аллаху. Это духовный наставник и ученый, за наставлением и советом которого приходили верующие из российских губерний, из Турции и из арабских стран.

Махмуд-афанди это сын цахурского народа, про которого написано много касыд (поэмы), книг на различных языках, одна из которых вышла в свет в Махачкале в исламской типографии «Ихлас». Книга на арабском языке и называется «Тухфат аль-ахбаб аль-халидият». Книга содержит 260 страниц. Впервые вышла в свет в 1332 году хиджры (это 1914 год по григорианскому календарю) в типографии Мавраева в г. Темир-хан-Шуре. Автор Хаджи Усман-афанди аль-Цахури, родом из Цахура, дает расширенное толкование к поэме о Махмуде-афанди, которая принадлежит перу Хаджи Абдулла-афанди аль-Цахури.

Книга начинается так: “Именем Аллаха Милостивого Милосердного. И нет мощи оставить плохое и силы повернуться к хорошему, кроме как от Аллаха. Хвала Аллаху, который раскрыл сердца. Благословение и приветствие Пророку Мухаммаду. Эту прекрасную книгу я написал к касыде, посвященной нашему господину досточтимому шейху Махмуд-афанди, да сделает Всевышний Аллах нам его баракат”. На странице 6 говорится: «Также я написал бейты на турецком и персидском языках в некоторых местах этой книги».

В книге есть большая глава о чудесных поступках святых шейхов. В книге говорится не только о Махмуде-афанди, но и о других алимах и шейхах нашего горного края, таких как Хаджи Хамзат-афади из Цахура, зиярат которого находится в Илису, Хаджи Исмаил-афанди из Сувагиля, где и находится его зиярат, Хаджи Бакр-афанди из Мишлеша и многих других.

Приводится подробное описание их жизни, рассказы, происшествия, караматы (чудеса). Здесь есть подробное описание истории и географического положения многих сёл. Например, на странице 77 говорится: «Цахур - это большое село, расположенное на реке Самур, расстояние между ним и городом Ахты можно преодолеть пешему человеку за полторы суток. История её поселения, согласно историческим книгам, 2877 лет». Из этого маленького предложения можно понять многое, например: когда писалась эта книга, Цахур уже не являлся большим городом, как это было несколько лет назад, а Ахты, который возник позже него, уже стал известным городом. Если учитывать, что книга была написана в 1914 году, то Цахуру 2967 лет.

Я уверен, что это далеко не единственная книга, написанная нашими предками. Это первая книга, которая вышла из тени, и инша-Аллагь не последняя.

Если учитывать большой авторитет книги среди дагестанских алимов, то, возможно, в будущем кто-нибудь возьмется за перевод на русский язык, и тогда, быть может, потомки узнают об истории, культуре и духовности своих предков. Общеизвестно, что без духовности и культуры не может быть и речи о существовании даже государства.

«Человек, который не знает историю своего народа, подобен тому, кто не знает своего отца».

Великий шейх, Кутб, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало .

В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одаренностью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.

Некоторые его высказывания

«Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.

Постоянно поминайте Аллаха; отдаляйтесь от нововведений (бид’а); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».

Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы своей жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре.

Махмуд-афанди ал-Алмали объединяет Кавказ и Урало-Поволжье


За последние годы более-менее стало известно о влиянии, которые оказали религиозные деятели Урало-Поволжья на Ислам в Дагестане в конце XIX– начале XXв. Прежде всего, в этой связи речь обычно идет о шейхе Сайфулле-кади Башларове, который учился и прошел суфийское воспитание у татарских и башкирских устазов. Но об обратном эффекте, дагестанцев на мусульман внутренней России, известно меньше.

Татары и дагестанцы – братья на век

На конференции в Махачкале в апреле 2008 г. ныне уже покойный ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд-хаджи Садиков резюмировал: «Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами. Сайфулла-кади был учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, башкира по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона».

Вместе с тем, было и движение в обратную сторону. Так, недавно выяснилось, что известнейший в Дагестане шейх Махмуд-афанди из Алмало (ныне территория Азербайджана), будучи в ссылке в Астрахани, обзавелся семьей. Более того, его потомки до сих пор живут в этом городе на Волге и гордятся своим происхождением. Это интереснейший пример связей мусульман Российской империи.

Махмуд-афанди – очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на суфийский путь.

Именно образ Махмуда-афанди служит центральным объектом для совершения рабита (духовная связь, разновидность медитации) муридов накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса зияратов (памятных посещаемых мест), связанных с именем устаза. Но об астраханском периоде жизни выдающегося религиозного деятеля сведений меньше. Хотя именно в этом городе он похоронен.

Махмуд-афанди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского султана Даниял-бек-султана – одного из владетелей на территории северного Азербайджана (Джаро-Белоканская зона, современный Кахский район Республики Азербайджан). Шейх накшбандийского тариката был сослан за участие в восстании имама Шамиля в Пермь.

Шейх посетил Казань и другие города внутренней России. Тогда же у него суфийское воспитание прошел будущий татарский шейх Мухамад-Закир из Чистополя, к которому через несколько десятилетий приедет получать разрешение на наставничество лакец Сайфулла-кади Башларов, сегодня второй по значимости для дагестанских суфиев шейх, живший в конце XIX – начале XX в.

В ссылке продолжил свое обучение, и после вернулся в Алмало уже авторитетным шейхом. Ближе к концу жизни опять попал в ссылку, на этот раз уже в Астрахань.

В этой ссылке он, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом южном (по отношению к остальной России), но северном (по отношению к Дагестану) городе потомки.

Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений. Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-афанди, но также и Сайфулла-кади Башларов.

Потомки, открытые для науки

Могилу Махмуда-афанди посещают дагестанцы. Одна из мечетей города носит его имя (в народе ее еще называют «дагестанской»). Но жизнью шейха в Астрахани с точки зрения истории никто не занимается.

Впервые более-менее серьезно о татарских потомках Махмуда-афанди стало известно несколько лет назад. Их случайно встретил и написал о них московский историк Ахмад Макаров.

«Самый большой сюрприз ожидал меня в татарских слободах Земляного города Астрахани. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство – меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуд-афанди из Алмало», - пишет ученый.

«Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха – татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, - продолжает ученый, - проведенном по всем татарским правилам и адатам (учитывая местные традиции, во многом отличные от казанских или мишарских маджлисов), разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуд-афанди – правнучкой и праправнуками».

Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать, говорят они). Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность.

Кем был шейх Махмуд-афанди?

Вопрос об этнической принадлежности Махмуда-афанди, и населения Алмало вообще, не совсем понятен. Одни источники утверждают, что он лезгин, другие, что он аварец, третьи, что он азербайджанец, наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении жителей этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать могла и не относиться к основному населению.

Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности.

Махмуд-афанди – это общее наследие мусульман всей России, и кавказцев, и татаро-башкир.

Читайте также: