Важнейшее место в транспортной системе сша занимает транспорт

Обновлено: 18.05.2024

Особенность географического положения США — размещение практически всей территории страны (за исключением Аляски и Гавайских островов) в центральной части континента. Приокеаническое положение способствует развитию транспортно-экономических связей с государствами Восточного и Западного полушарий. США — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Крупнейшие по численности населения и масштабам экономики штаты — Нью-Йорк, Калифорния, Техас, а по размерам территории — Аляска. Природные условия и ресурсы. США — одно из немногих государств мира, которое располагает крупными запасами всех основных видов природных ресурсов: земельных, водных, лесных, разнообразных полезных ископаемых. Территория США подразделяется на высокогорную, преимущественно засушливую западную часть (Кордильеры) и в основном равнинную, влажную восточную (Приатлантическую). Центр занимают обширные равнины (Центральные и Великие) с благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства. Особенности рельефа сказываются на климатических и почвенно-растительных условиях, распределении населения и размещении транспортной сети, специализации хозяйства. Значительную часть территории занимают леса. Большое значение для хозяйственного развития США имеют водные ресурсы: речные, озерные, подземные.

Население США

Современное население США — результат миграционных процессов XIX—XX вв. За этот период в страну прибыло около 60 млн человек. До начала ХХ в. среди иммигрантов преобладали выходцы из стран Западной и Северной Европы — «старая иммиграция». На рубеже XIX—XX вв. усилился поток переселенцев из стран Южной и Восточной Европы — «новая иммиграция». В дальнейшем миграция происходила из государств Латинской Америки, Азии. На долю иммигрантов приходится около 30 % общего прироста населения США. Для США характерен положительный естественный прирост населения (около 5 ‰), высокая средняя продолжительность жизни — 79 лет. Наблюдается постепенное старение американской нации. Расовый и этнический состав населения в США тесно связаны. Это позволяет выделять расово-этнические группы населения: потомки европейцев, афроамериканцы и др. Расово-этнические особенности отразились на религиозной структуре населения. США — высоко урбанизированная страна, городское население составляет 81 %. В 40 городских агломерациях с населением в каждой более 1 млн человек сконцентрировано свыше 50 % населения страны. Крупнейшие агломерации сложились вокруг городов-миллионеров — Нью-Йоркская, Лос-Анджелесская, Чикагская, Сан-Францисская. Основная часть сельского населения по роду деятельности не связана с сельским хозяйством и проживает в горнопромышленных поселках, центрах лесоразработок, придорожных сервисных пунктах и т. п. Большая часть населения сосредоточена в трех основных районах: Приатлантическом (побережье Атлантического океана), Приозерном (территория вокруг Великих озер) и Калифорнийском. Население характеризуется высокой подвижностью. Под влиянием внутренних миграций (смена работы, жительства) увеличивается его численность в западных и южных штатах, уменьшается — на северо-востоке страны.

Промышленность США

В США получили развитие все основные отрасли промышленности. Страна является одним из мировых лидеров в производстве большинства видов промышленной продукции: топлива, электроэнергии, металлов, машин и оборудования, химических волокон, продуктов питания. Импорт более дешевого сырья и продуктов его переработки из других стран и ужесточение экологических требований к производству ведут к сокращению добывающих отраслей. Топливно-энергетическая промышленность включает топливную отрасль и электроэнергетику. По объему добываемой нефти США находится на третьем месте в мире после Саудовской Аравии и России. Импорт недостающей для потребления нефти осуществляется преимущественно из Мексики, Канады и Венесуэлы. США занимают 2-е место в мире (после Китая) по объемам производства и потребления угля. Возрастает добыча природного газа. США — крупнейший в мире производитель и потребитель электроэнергии, основная часть которой вырабатывается на ТЭС. Отрасли по производству материалов включают горно-рудную и горно-химическую промышленность, черную и цветную металлургию, нефтехимию, деревообработку, целлюлозно-бумажную промышленность и производство стройматериалов. Традиционной отраслью для промышленности США является черная металлургия, которая базируется на крупных запасах железной руды и коксующихся углей. Исторически в США сформировались три главных района черной металлургии: Приозерный (Чикаго и Детройт), Северо-Аппалачский и Приатлантический. В первом используются железные руды из местных месторождений. Северо-Аппалачский район сформировался на местных коксующихся углях (Питтсбург). Вдоль атлантического побережья размещаются предприятия, работающие преимущественно на импортной руде (Балтимор, Филадельфия). Цветная металлургия сосредоточена на западе, где используются местные ресурсы (медные и свинцово-цинковые) и дешевая гидроэнергия. Практически вся алюминиевая промышленность США работает на привозном сырье. США занимает 1-е место в мире по стоимости продукции, производимой химической промышленностью. Значительную долю этой продукции составляют синтетический каучук и резинотехнические изделия, химические волокна и пластмассы. Повсеместно налажено производство минеральных удобрений, высокого уровня достигла фармацевтическая промышленность. В машиностроении США занято 2/5 всех работающих в промышленном производстве страны и создается около 40 % стоимости продукции обрабатывающих отраслей. Машиностроение США отличается высокой наукоемкостью и производительностью труда. Ведущую роль играет транспортное машиностроение, а в его составе — автомобилестроение. США традиционно делят с Японией 1-е место в мире по производству легковых автомобилей. Авиаракетно-космическая промышленность специализируется на производстве военной и гражданской продукции. Крупнейшим мировым производителем самолетов является корпорация «Боинг». Основные предприятия отрасли сосредоточены в штатах Калифорния (Лос-Анджелес) и Вашингтон (Сиэтл), а также в Хьюстоне и Бостоне. США лидируют по производству электротехнического оборудования, Э В М и другой электронной продукции. Ведущая компания — «Ай-Би-Эм» (IBM). Важнейшие центры электронной промышленности — Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско. Отрасли по производству потребительских товаров включают пищевую и легкую промышленность. США — крупнейший в мире производитель мясной и молочной продукции, напитков, кондитерских изделий. Мировую известность имеют такие компании, как «Кока-Кола» и «Макдональдс». В легкой промышленности ведущее место занимает текстильная промышленность (юг США). Предприятия швейной промышленности тяготеют к крупным городам с относительно дешевым трудом.

Сельское хозяйство США

В экономике США сельское хозяйство занимает подчиненное положение (в нем создается лишь 2 % ВВП страны). Однако по общему объему производства продукции сельского хозяйства США лишь недавно уступили 1-е место Китаю. Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство. По стоимости произведенной продукции оно опережает животноводство, что не характерно для экономически развитых стран. В растениеводстве доминирует зерновое хозяйство (производство кукурузы и пшеницы). По валовому сбору зерна США занимают 2-е место в мире после Китая, а по производству кукурузы 1-е место. США являются крупнейшим в мире экспортером зерна кукурузы и пшеницы. Выращиваются также соя, разнообразные кормовые и технические (хлопок, табак) культуры, развито садоводство. В животноводстве США преобладают мясное и молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Эти отрасли характеризуются высоким уровнем специализации. Птицеводство — самая индустриализированная отрасль животноводства. США — крупнейший в мире производитель и экспортер мяса птицы. Особенность размещения сельского хозяйства США — наличие специализированных животноводческо-растениеводческих районов (поясов). Выделяются пшеничный (Великие равнины), кукурузный (север Центральных равнин), молочный (северо-восток и Приозерные штаты), хлопковый (южные штаты) и другие пояса.

Транспорт и внешняя торговля США

Значение транспорта обусловлено огромными размерами территории, масштабами хозяйственной деятельности, мобильностью жителей страны. В перевозках грузов внутри страны главную роль играет железнодорожный транспорт. По общей длине железных дорог США занимают 1-е место в мире. Наиболее густая железнодорожная сеть на севере. Здесь же находится крупнейший железнодорожный узел США — Чикаго. Автомобильный транспорт обеспечивает основные перевозки пассажиров внутри страны. Сеть автомобильных дорог равномерна и характеризуется высоким качеством. Трубопроводный транспорт отличается самой разветвленной сетью в мире. По ней осуществляется транспортировка нефти и природного газа внутри страны, а также импорт нефти из соседних стран. Крупнейшие нефтепроводы соединяют Юг США (Техас) с Северо-Востоком, Севером и Западом. Внешняя торговля в основном обслуживается морским транспортом. По объему морских перевозок США занимают 2-е место в мире (после Японии). Страна обладает самым мощным в мире флотом судов-контейнеровозов. В США насчитывается около 100 крупных портов. Главные морские порты — Хьюстон, Новый Орлеан, Нью-Йорк. В США сохраняет значение внутренний водный транспорт. По Миссисипи перевозят зерно, стройматериалы, минеральное сырье. Великие озера используются для перевозки железной руды, угля, леса. По ним осуществляется торговля с Канадой. Авиационный транспорт — приоритетный во внутренних и внешних пассажира-перевозках. В США самый крупный в мире парк самолетов гражданской авиации и наибольшее количество действующих аэропортов (около 18 тыс.). Основные авиаузлы — Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес. США — мировой лидер по объемам внешней торговли. Основную часть внешнеторгового оборота страны составляют экспорт и импорт товаров. Во внешней торговле велика доля экспорта и импорта услуг (около 25 %). Главные статьи экспорта — машины и оборудование. Экспортируется около 50 % производимой в США пшеницы, 1/3 соевых бобов, 1/3 табака, 1/5 валового сбора кукурузы. Основными внешнеторговыми партнерами являются соседние государства — Канада и Мексика, а также Китай и Япония.

Водный транспорт США

Недорогие цены на услугу установка смесителя посмотреть можно на сайте Санремонт.

Вы находитесь здесь: :: :: ::

Транспортная система США

Известно, что транспортная система США является самой мощной в мире, которая обеспечивает постоянную и надежную работу экономики страны. Безусловно, транспорт США – это не только система средств для осуществления перевозок грузов, но и для перевозки пассажиров. Основные перевозки осуществляются авиацией и на автомобильном транспорте, а в некоторых городах есть метрополитен.

В настоящее время транспортная система США очень разветвленная и высокоразвитая, которая включает в себя различные виды транспорта: воздушный, автомобильный, железнодорожный и паромный (или водный). Однако только первые 2 вида транспорта можно назвать основными, потому что количество людей, перевозимых ими, в обычно превышает количество пассажиров перевозимых морским и железнодорожным транспортом. Основным средством передвижения в большей части страны является личный автотранспорт, однако, общественные виды транспорта США тоже развиты, но в значительно меньшей степени. США является самой развитой державой в мире в отношении наземных транспортных средств. Известно, что большая часть пригородов и городов Америки создается и развивается с учетом нужд автодорожного транспорта.

Благодаря чему развивается транспортная система США?

Главный инструмент осуществления транспортной политики – использование различных программ улучшения транспортной системы. В последнее время для формирования транспортной системы в США реализуются 3 основные программы: программа экономического развития, программа мобильности и программа в социальной сфере, непосредственно касающаяся охраны окружающей среды.

Год от года установленные программы усовершенствования транспортной системы США корректируются. Для программы экономического развития транспорта в США характерно определение главного фактора экономического роста страны. Результаты выполнения этой программы: незначительное повышение цен на транспортные услуги; увеличение объемов перевозок; уменьшение торговых ограничений, которые связаны с дальнейшим развитием транспорта; возможность вовлечения в деятельность малого бизнеса.

Программа мобильности предоставляет всевозможные удобства обслуживания транспортом население страны, товары и регионы. Результатами этой программы являются: улучшение состояния транспортной системы США в соответствии с современными требованиями; сведение к минимуму затрат времени на перемещение; улучшение безопасности и надежности транспортных средств; Сокращение транспортных расходов.

Результатами выполнения программы в социальной сфере и в сфере окружающей среды являются: сокращение отрицательного влияния транспорт США на состояние окружающей среды и экосистем; улучшение жизнедеятельности и состояния вех сфер общественных отношений; уменьшением загрязняющих факторов, связанных с транспортными источниками.

Значение авиатранспорта в транспортной системе США

Второе место после автотранспорта в транспортной системе США занимает авиатранспорт. В Соединенных Штатах существует множество авиакомпаний, совершающих не только международные рейсы, но и рейсы внутри страны. На внутренних рейсах работают, естественно, американские авиакомпании. Известно, что в настоящее время большинство рейсов как на средние, так и на длинные расстояния совершается жителями страны посредством пользования воздушным транспортом в США, и стало неотъемлемой частью жизни большинства американцев.

Для иностранных граждан, совершающих путешествие по Америке с намерением посмотреть всю страну, воздушный транспорт США – это самый оптимальный способ передвижения. Внутренние авиарейсы совершают около 20-ти разных крупных авиакомпаний. Сеть так называемых «местных маршрутов» охватывает ни один десяток городов, что дает возможность совершать перелеты по всей территории Америки.

Железнодорожный транспорт США

Водный вид транспорта в США

Водный транспортная система США развита параллельно с железнодорожным транспортом, и не пользуется огромной популярностью. Однако совершить путешествие по стране можно и с помощью этого вид транспорта. Соединенные Штаты располагают обширной речной системой, обеспечивающей судоходные маршруты. Сеть каналов, находящихся на территории Америки, также увеличивают протяженность водных путей страны.

123. Транспортная система США

По всем основным количественным показателям, характеризующим размеры транспортной системы, США не имеют равных себе во всем мире.

Важно подчеркнуть также, что, хотя транспорт развивается прежде всего под воздействием производства, он, в свою очередь, сам оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта непосредственно связаны процессы субурбанизации, очень высокая транспортная подвижность населения.

Кроме того, на долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.

Структура транспорта США имеет свои особенности. Так, в грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 32 % приходятся на железнодорожный, 24,5 – на автомобильный, 18 – на морской, 14 – на трубопроводный, 11 – на внутренний водный и 0,5 % – на воздушный транспорт. Зато в пассажиро-обороте положение совершенно иное: 82 % его обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5 – воздушный и всего 0,5 % – железнодорожный транспорт.

Выше уже говорилось о совершенно особой роли автомобильного транспорта в США, где автомобиль используется в 98 % всех городских перевозок, 85 % всех междугородных переездов и 84 % всех выездов на работу и обратно.

Для большей наглядности приведем такую путевую «зарисовку». «Когда мчишься на машине по широкой магистрали от Нью-Йорка, не видишь ничего и никого – только другие шоссе, отходящие от него, и автомобили, да какие-то кустики на обочине.

Трудно поверить, что едешь в пределах знаменитого мегалополиса Босваш. Трасса проложена так, что с нее трудно заметить поселения, сельскохозяйственные угодья, где-то под виадуками проходят железные дороги. И совсем нет людей, кроме тех, кто у въезда на мост или на платную дорогу с надписью Toll собирает деньги. Если бы инопланетяне впервые увидели Землю в этих местах, они решили бы, что жители Земли – автомобили, а сидящие в них люди – нечто вроде паразитов в их внутренностях».[91] Как тут не вспомнить метафоричное высказывание английского писателя Джона Пристли о том, что «в Америке автомобили становятся людьми…».

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в историческом развитии США. Строительство железных дорог, в особенности трансконтинентальных магистралей, оказало очень большое воздействие на развитие и размещение производительных сил страны. Еще в 1930-х гг. от океана до океана через всю страну добирались в основном поездами; особенно знаменит был экспресс «Двадцатый век», курсировавший между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Но затем роль железных дорог из-за конкуренции автотранспорта стала быстро снижаться, а общая протяженность железнодорожной сети сокращаться. В 1913 г. она составляла 413 тыс. км, в 1950 г. – 360 тыс., а в 2005 г. – 230 тыс. км.

Сокращение железнодорожной сети происходит прежде всего за счет ликвидации параллельных линий, построенных в периоды бума железнодорожного строительства. Отличительная черта железных дорог США – низкий уровень электрификации (всего 1 %) и резкое преобладание тепловозной тяги. Это объясняется в первую очередь политикой нефтяных монополий, заинтересованных в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов. В последнее время некоторый «ренессанс» этого вида транспорта в грузовых перевозках связан уже не столько с традиционными массовыми грузами, сколько с увеличением контейнерных перевозок. Кроме того, разрабатываются проекты строительства первых в стране высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Внутренний водный транспорт играл едва ли не главную роль на первых этапах колонизации США.

Этому способствовали обилие рек и озер и возможности круглогодичной навигации. Ныне общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс. км. Перевозки по речным путям осуществляются преимущественно при помощи несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами. В последнее время все шире используются также баржи-лихтеры, выполняющие роль плавучих контейнеровозов.

Рис. 195. Транспортная система США

Рис. 195. Транспортная система США

Авиационный транспорт США выполняет значительную часть пассажирских перевозок – как внутренних, так и международных.

Трубопроводный транспорт, который в США начал развиваться раньше, чем в других странах, берет на себя основную часть транспортирования нефти и нефтепродуктов и все транспортирование природного газа.

Наконец, морской транспорт США обслуживает главным образом внешнюю торговлю этой страны, хотя каботажные перевозки также достигают больших размеров.

Конфигурация транспортной сети США относительно проста. Ее каркас образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали широтного и меридионального направлений (рис. 195). Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережья страны, прежде всего Нью-Йорк и Вашингтон с Лос-Анджелесом, Сан-Франциско и Сиэтлом. При этом половина всех перевозок осуществляется на отрезке между Нью-Йорком и Чикаго.

Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят в первую очередь вдоль обоих океанских побережий, по долине Миссисипи и в других местах. Среди них наибольшее значение имеют скоростные линии Северо-Восточного «коридора» (Бостон – Нью-Йорк – Вашингтон; длина 735 км), а также линии Чикаго – Новый Орлеан, Чикаго – Атланта. Главные трансконтинентальные автомагистрали отчасти дублируют направления железных дорог, но многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам.

На этот основной каркас естественным образом накладывается сеть внутренних водных путей.

В широтном направлении это прежде всего система р. Св. Лаврентия и Великих озер, в конце 1950-х гг. превращенная в глубоководный путь протяженностью 4000 км, доступный для морских судов. По этому пути перевозят главным образом массовые грузы – железную руду, каменный уголь, лес, зерно. В меридиональном направлении это в первую очередь система р. Миссисипи, которая охватывает территорию 31 штата, от Аппалачей до Скалистых гор. По ней ежегодно перевозится 450 млн т грузов – больше, чем по Великим озерам. Особенно велик грузооборот таких притоков Миссисипи, как Огайо и Теннесси. Более 100 млн т грузов ежегодно перевозится по самому длинному в мире Береговому каналу, одна ветвь которого проходит вдоль побережья Атлантического океана, а другая вдоль побережья Мексиканского залива.

Для конфигурации трубопроводной сети США характерно «диагональное» направление. Это объясняется тем, что она связывает основной нефтедобывающий район Юго-Западного Центра с главными районами потребления нефти на Северо-Востоке.

В местах пересечения сухопутных и водных транспортных магистралей образовались крупные транспортные узлы. По расчетам С. Б. Шлихтера, первое место среди них занимает Нью-Йорк. На втором месте находится Чикаго, где сходятся 30 железных, 20 автомобильных дорог, 24 трубопровода. Далее следуют Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон и другие крупные центры. Важную составную часть большинства из этих транспортных узлов образуют крупные аэропорты. Только государственных аэропортов в США примерно 5000. Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находятся 17. При этом аэропорты Нью-Йорка, Атланты, Чикаго, Лос-Анджелеса и Далласа ежегодно принимают и отправляют более 50 млн пассажиров. Движение авиапассажиров наиболее интенсивно на линиях, связывающих Атлантическое и Тихоокеанское побережья, а также Нью-Йорк и Флориду.

Не менее важную составную часть многих транспортных узлов США образуют морские торговые порты, или, точнее, портово-промышленные комплексы. В начале 1990-х гг. в стране было 11 портов с грузооборотом более 40 млн т в год и 8 портов с грузооборотом от 20 млн до 40 млн т. По объемам перерабатываемых грузов первое место занимают порты Атлантического побережья, которое отличается обилием удобных естественных гаваней; это прежде всего Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор и угольный порт Хемптон-Родс. На побережье Мексиканского залива выросли такие крупные порты, как Новый Орлеан (с самым большим в стране грузооборотом – 220 млн т), Хьюстон и порт по вывозу фосфоритов – Тампа. В последнее время быстро растет значение портов Тихоокеанского побережья, суммарный грузооборот которых уже достиг 2/3 от грузооборота атлантических портов США. Здесь особо выделяются Лос-Анджелес и Лонг-Бич. Кчислу главных контейнерных портов США относятся Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Окленд, Сиэтл, Балтимор.

123. Мировая транспортная система

Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети.

Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 140.

Из приведенных в таблице 140 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать.

Графически соотношение отдельных видов транспортной сети в 2005 г. показано на рисунке 103.

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950–2000 гг.[65]

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950–2000 гг.[65]

Рис. 103. Транспортная сеть мира, тыс. км

Рис. 103. Транспортная сеть мира, тыс. км

Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.

Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.

По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта.

(Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

Рис. 104. Структура мирового грузо– и пассажирооборота в 2005 г.

104. Структура мирового грузо– и пассажирооборота в 2005 г.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота.

В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

Суда и водный транспорт США

Внутренний водный транспорт США

Ключевую роль в развитии внутреннего водного транспорта США сыграла и играет сегодня река Миссисипи. Строительство гидротехнических сооружений позволило использовать для перевозок практически весь бассейн водоема. По реке осуществляется транспортировка минерального сырья, строительных материалов, зерна и др.

Вторыми по величине внутренних грузоперевозок являются Великие озера. В 50-е гг. 20 в. Америка и Канада произвели комплекс гидротехнических работ с целью углубить дно реки Святого Лаврентия. Благодаря этому через Великие озера в настоящее время некоторые штаты Америки могут сообщаться не только между собой, но и с Канадой, Атлантическим океаном.

Сегодня Детройт, Чикаго, Буффало, Кливленд и др. превратились в крупные портовые города. Здесь судами США осуществляются перевозки угля и железной руды, леса.

Внутренние перевозки обеспечиваются и реками Колумбия, Сакраменто, Уилламетт. На тихоокеанском побережье порты имеются также в заливах Сан-Франциско и Пьюджет-Саунд.

Что касается побережья атлантического, здесь также развито прибрежное и речное судоходство. Движение водного транспорта США осуществляется по рекам Гудзон, Коннектикут, Потомак, Саванна и др. В заливах Чесапик, Делавэр расположены крупные порты.

По объему грузоперевозок водный транспорт США сегодня в мире занимает первое место. На территории Америки расположено около 300 морских портов. Торговый флот страны представляют крупные суда США в количестве 750. В стране водные перевозки осуществляют не менее 2 тыс. транспортных компаний.

Наиболее крупными портовыми городами США являются Нью-Йорк, Хьюстон, Новый Орлеан, Лос-Анджелес, Портленд и др. Здесь осуществляется обслуживание грузовых судов большой тоннажности, круизных судов.

Международные перевозки осуществляются также по Суэцкому, Панамскому каналам. Тихоокеанские маршруты сообщают США с Японией и Китаем, южноамериканские – с Бразилией, Аргентиной, западноафриканские – с Африкой.

Порты - "столицы" водного транспорта

Порты США – это большие города. Ведь порт – это место сосредоточения торговли, и в порту всегда много работы. Крупнейшие порты страны – это Нью-Йорк, Анкоридж, Бостон, Детройт, Новый Орлеан, Кенай, Лос-Анджелес, Балтимор, Майами. Норфолк, Пенсакола, Портленд и Хьюстон. Наличию большого количества портов способствует особенная география США. Страна имеет выход к морю, океанам и множество судоходных рек.

Самым крупным из всех портов является Нью-Йорк, через него проходит 40% всего товарооборота страны. Самым старым портом является Бостон, он основан еще в 17 веке, и даже упомянут в известном романе «Унесенные ветром».

Новый Орлеан – это порт специализирующийся на сельскохозяйственной продукции, Хьюстон и Гавестоном – на материалах для химической промышленности, а порт Майами – деревообрабатывающей.

Рассказать о этой странице:

Быстрая и надежная доставка грузов из США от Грейнком Шиппинг, морские перевозки из США.


Автотранспорт в США

Практически у каждого жителя страны есть свой личный автотранспорт. Поэтому большая часть населения его использует для перемещения в городах, между штатами. Вне крупных городов автомобильный транспорт имеет меньшую популярность. Но все же в любом городе можно найти общественный транспорт, который доступен для жителей.

США является одной из самых автомобильных стран во всем мире. Большая часть городов создается именно с учетом данного вида транспорта.

Общественный Транспорт США-какой он?


Железнодорожный транспорт США

Поэтому количество железнодорожных компаний очень мало. Этот вид транспорта был под угрозой полного исчезновения, пока в 1971 году Конгресс создал корпорацию, часть из которой принадлежит государству.

Транспорт США

Транспортная система США является самой мощной в мире. Она обеспечивает постоянную и надежную работу экономики страны. Безусловно, транспорт США удобен не только для осуществления перевозок грузов, но и для перевозки пассажиров. Автомобильный транспорт по праву занимает первое место. В некоторых городах есть метрополитен.

Знаменитое желтое нью-йоркское такси

Знаменитое желтое нью-йоркское такси

Второе место после автотранспорта в транспортной системе США занимает воздушный транспорт. В Соединенных Штатах существует множество авиакомпаний, совершающих не только международные рейсы, но и рейсы внутри страны.

Нью-йоркское метро. Станция «Таймс-сквер»

Нью-йоркское метро. Станция «Таймс-сквер»

Водный транспорт США не пользуется популярностью. Однако совершить путешествие по стране можно и с его помощью. Соединенные Штаты располагают обширной речной системой, которая обеспечивает судоходные маршруты.

Транспортная система США


Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место. Грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.

Карта транспортных дорог США

Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.

Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс. км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.

Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом. Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.

Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление. Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты. Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс. На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.

Транспортная система Канады

Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики. По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.

Фермы в США

Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу.

Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области. Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение. Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.

Уборка пшеницы в США

При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане. В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки.

Фабрики мяса в США

В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.

Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс. голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера. Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.

Читайте также: