В каком из мест древней индии было построено большое количество ступ

Обновлено: 18.05.2024

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные.

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда — геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма — Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Ступы древняя сакральная архитектура Индии

Исторические корни буддийских ступ
Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся.
Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.
Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.
Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Буддйская ступа в Санчи. Индия
После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей.

Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.
Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.
Символизм сооружений
Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом, можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.
Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум».
Ступы – это места массового паломничества верующих. Здесь совершают медитации, читают молитвы, вносят пожертвования на строительство и ремонт строений.

Ступа буддизма в Непале
Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников
Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный — из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня, и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.
В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой, поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.

Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.
Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.
В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид.
Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.
Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.

Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.
Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.
Разновидности буддийских ступ
По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.
Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.
В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.
В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.
На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – ее особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.
Восемь ступ Татхагаты
«Восемь ступ Татхагаты», «Восемь сутрических ступ», олицетворяющих этапы жизни и деятельности Будды Шакьямуни, являются известными местами паломничества.
Перечислим их названия, назначение и места расположения:
1.Ступа лотоса (Лумбини). Символизирует рождение Будды. Получила свое название за счет того, что главная ее часть выполнена в виде лотоса.
2.Ступа Просветления (Бохгайя). Олицетворяет событие, состоявшееся накануне Просветления Будды, когда последние препятствия в уме были устранены.
3.Ступа схождения с неба Тушита (Шанкас). Запечатлено, как в мире богов Будда давал поучения своей матери.
4.Ступа примирения (Раджгир). Олицетворяет примирение Сангхи, состоявшееся после того, как двоюродный брат Будды стремился расколоть сообщество последователей.
5.Ступа мудрости (Варанаси). Символизирует Четыре благородные истины, которыми поделился Будда в своей первой проповеди.
6.Ступа чудес (Шравасти). Отражает событие демонстрации Буддой чудес, переубедивших последователей неправильных взглядов.
7.Ступа совершенной победы (Вайшали). Перед уходом в паринирвану Будда продлил жизнь на три месяца по просьбе свои учеников.
8.Ступа паринирваны (Кушинагари) – символ совершенной мудрости, вхождения Будды в паринирвану.
Хоть сегодня и существует большое разнообразие буддийских школ и разных форм ступ, их значение приблизительно одинаковое: взращивание мудрости, освобождение от всего негативного, достижение Просветления.

Что такое буддийская ступа?

Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни. Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

буддийская ступа Значение символа

Что такое буддийская ступа? Значение символа

Содержание

Индийские ступы – зернохранилища или древние электростанции?




Большая ступа в Санчи. По официальной истории построена царем Ашокой в 3 в. до н.э. Ступу считают древнейшим архитектурным памятником Индии.

Ее вид и реставрация в 19в.

В настоящее время принято объяснение, что ступы – это религиозные и культовые сооружения, относящиеся к буддизму. Подробностей нет. В Таиланде видел, что в современные небольшие ступы бросают подожженные петарды, хлопушки, они взрываются, выдают череду звуков. Местные оставляют дары рядом и внутри. Зачем именно такой формы данные сооружения – официальных объяснений тоже нет. Мне информация не попадались.

Альтернативные версии говорят, что это были древние электростанции. Этому тоже есть некоторые доказательства, например, шинопроводы внутри и снаружи (в долине ступ в Бирме).

Есть ли информация о внутренней структуре ступ в Индии? Некоторые планы имеются:



Один из планов ступы Санчи. Как видно, внутри имеет полость без входа. Зачем эта полость? Информации не нашел.

Ступа Схпола в Пакистане и ее разрез, показанный при раскопках – в ней тоже присутствует полость.

Если подумать, зачем строить такое объемное и материалоемкое сооружение и не пользоваться им? Внутрь же не попасть как в храм, людям не зайти! Логики в строении нет. Но полость выдает. Это либо какой-то резонатор или место для хранения чего-либо. Мне попался вот такой рисунок, сделанный в 19в. в индийском городе Патна:




Старинное зернохранилище (Голгарский амбар) в Патне. С картины 1888г. Сооружение существует до сих пор (следующие слайды). У строения есть несколько боковых входов. Сейчас его уже отреставрировали и выглядит строение как современное.



Лестница, ведущая наверх – это не просто так. По ней поднимались и ссыпали зерно внутрь. С боковых дверей происходил забор зерна через дозаторы. Кирпичная и каменная толстая стена – надежная защита от грызунов и осадков.



Зернохранилища в долине реки Нигер в Африке. Аналогичной формы сооружения, но по-меньше. Для деревни достаточно. А вот для города – нужны были большие «ступы». Про технологию хранения урожая в жарком климате у историков практически нет ни слова. Это белое пятно в агротехнологиях тех времен, как и древние технологии в целом.

Мы и сейчас используем купольные здания из бетона для хранения сыпучих материалов. Примеры:


Мы повторяем за древними их технологию хранения. Или изобрели это заново. Так что все ступы могли быть именно зернохранилищами в прошлом. Но по какой-то причине их превратили в религиозные сооружения. Эта версия выглядит более логичной, чем фанатичное объяснение строительства таких объектов с целью поклонения Богам или Божествам.

Представьте, прошел катаклизм, наступил упадок. Оставшиеся в живых не помнят что это за здания. Но их существование нужно как-то обосновать. Самый легкий способ – объяснить религиозным фанатизмом предков.

Я не оставляю версию древней энергетики. Стены в куполе индийских ступ очень толстые. Для зернохранилища стены купола такой толщины не нужны. А вот для защиты от излучения – нужна защита. Если вспомнить легенды про поражающие свойства Ковчега завета, описанного в Библии, то можно предположить, что внутри размещалось что-то подобное, вырабатывающее электроэнергию для целого города.




Реакторы современных АЭС имеют купольную конструкцию

Побочным в работе было жесткое излучение или радиация. Дар Богов или наследие от прежних цивилизаций. Каменная ограда вокруг ступы Санчи - защитный барьер от любопытных. Но потом и эти установки потеряли потенциал и были утилизированы за ненадобностью. А купольные строения остались, превратились в карго-культ. Вернее сказать, в религиозный культ. Одно пристроили под зернохранилище.
***

Можете поддержать автора, пройдя по ссылке: дубликат статьи - там тоже есть комментарии.

Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibved
ФБ-sibved
Яндекс.Дзен
Плей-лист с озвученными статьями в youtube

Восемь великих мест почитания Будды (The Eight Great Places)

В соответствии с Палийским каноном (Типитакой), традиция паломничества к священным буддийским местам была заложена самим Буддой Гаутамой в беседе с его сводным братом и любимым учеником Анандой, состоявшейся после того, как он объявил Ананде о своей скорой смерти и уходе в паринирвану («окончательную нирвану»).

На вопрос Ананды о том, как смогут монахи и миряне продолжать традицию встреч с Гаутамой, которая бы увеличивала их заслуги и улучшала карму, будущий Будда назвал четыре места, посещение которых будет вести к накоплению благих заслуг: место его рождения, место просветления (или, правильнее, пробуждения), место первой проповеди и место ухода в паринирвану.

«В былые дни, Господин, проведя дождливое время в разных местностях, монахи имели обычай посещать Татхагату. И те почтенные монахи обретали благие заслуги от посещения Благословенного. И теперь после ухода Благословенного, мы уже не сможем, Господин, обретать подобные благие заслуги.

Есть четыре места, Ананда, которые верующий человек может посещать с чувством почитания и благоговения. Каковы же те четыре места?

И кто, Ананда, в будущие времена совершит паломничество к тем местам, после смерти, когда разрушится его тело, возродится он в небесных обителях счастья!».

Таким образом в буддистской традиции появились «Четыре главных места почитания Будды Гаутамы» :

Капилавасту, Девадаха и ряд мест вблизи них (в т.ч. места рождения Будды Какусанды (Kakusandha) и Будды Канакамуни (Kanakamuni)) достаточно изучены, раскопаны и так же являются объектами паломничества.

Лумбини расположено рядом с индийской границей в непальских терраях в зоне Проекта Лумбини, примерно в 20 км к западу от Бхайравы (Сиддхартхапура).

Бодх Гая находится в 12 км к югу от города и железнодорожной Гая (Gaya) в штате Бихар.

В соответствии с Палийским каноном Будда Гаутама умер, ушел в паринирвану и был кремирован рядом с Кусинарой (нынешний Кушинагар), придя туда из Павы (современная Падрауна), где он принял участие в роковой трапезе у кузнеца Чунды.

Восемь Великих мест почитания Будды (Eight Great Places)

Немногим позже, когда описание жизни и деяний Будды Гаутамы было развернуто и дополнено комментаторской литературой, к «Четырем Главным местам» добавилось четыре места, связанные с демонстрацией Буддой своих сверхъестественных способностей.

В результате сформировался список «Восьми Великих мест почитания Будды Гаутамы» , который является общепризнанным во всех буддистских традициях.

Руины древней столицы, монастыря и ступ расположены в 150 км к северо-востоку от столицы штата Уттар Прадеш Лакхнау (Lucknow) и 20 км к западу от города и ж.д. станции Балрампур (Balrampur).

Это место широко известно под названием Сахет-Махет (Saheth-Maheth), под ним же оно фигурирует и в описаниях ASI (Археологической службы Индии).

Сахет и Махет являются местными названиями двух обособленных групп исторических руин.

Название Сахет носит начинающаяся в 250 м к северу от автострады N26 отдельная группа буддистских объектов, главным из которых является монастырь Джетавана.

Санкасия во временна Будды была городом, рядом с которым он спустился с небесной обители 33-х богов (Tavatimsa). Во времена Ашоки здесь было построено святилище и установлена традиционная колонна с львиной капителью.

Сейчас на месте нисхождения Будды Гаутамы находится холм с кирпичными руинами буддисткой вихары и мощеной площадкой наверху, у подножья которого расположен небольшой павильон с львиной капителью от ашокинской колонны.

Расстояние от Агры до Санкисы по дороге составляет около 170 км.

С Раджагрихой связано предание об укрощении Буддой Гаутамой опьяненного слона Налагири (Taming of the elephant Nalagiri), которое является одним из эпизодов истории о череде покушений на Будду Гаутаму, организованных его двоюродным братом Дэвадаттой (пытавшимся захватить контроль над сангхой).

Чтобы лишить Гаутаму жизни Дэвадатта нанимал для его убийства лучников, сбрасывал на него огромный камень с горы и наконец подговорил смотрителей огромного королевского слона дать ему хмельной напиток, разозлить и выпустить на узкую улицу, по которой шел Будда. Во всех случаях Дэвадата потерпел неудачу (лучники раскаялись, камень застрял в расщелине, а слон смиренно преклонил перед Гаутамой колено) и в результате попал в самый нижний буддистский ад Авичи, где за несколько миллиардов лет раскаялся, очистился и достиг состояния архата.

Город и ж.д. станция Раджгир расположен в штате Бихар, примерно в 90 км к юго-востоку от столицы штата города Патны и километрах в 70 от северо-востоку от Бодх Гаи.

Вокруг Раджгира находится множество исторических и буддистских достопримечательностей: руины древней Раджагрихи; Пещера Саттапанни, где по преданию проходил Первый буддистский собор; гора Коршунов (пик Грифов); руины монастыря Наланды (около 15 км на север) и т.п.

Вайшали (Vaishali, Vesali) была древней столицей государства Личчхавов, расположенного к северу от Магадхи, и ее не раз посещал Будда Гаутама, останавливаясь здесь для отдыха во время сезона дождей.

В соответствии с преданием во время одного из его визитов одна из обезьян, выражая почтение Будде Гаутаме, взяла его патту (чашу для подаяний), забралась на дерево и, наполнив ее диким медом, преподнесла Будде. От того, что Будда принял у нее мед, обезьяна впала в бурное ликование, начала прыгать по веткам деревьев, сорвалась и ударившись об пень умерла. Преисполненный сострадания Будда немедленно возродил ее на небесах 33 богов (Tavatimsa).

Примерно в 3.5 километрах к северу от археологической зона (километрах в полутора к югу от деревни) расположена ступа и колонна Ашоки, воздвигнутые во время его паломничества в Вайшали.

Древние индийские ступы и современная радиолокационная система. Случайное сходство или нет? Разбираемся

Во время своего пребывания у власти в 3-м веке до н.э. тогдашний правитель Ашока Маурья по всей Индии построил несметное количество буддийских ступ. По официальным данным их около 84 тысяч! И это не считая огромных дворцов и пещер Барабар, которые вырубали монахи в честь Будды. Странный всплеск каменного строительства за столь короткий период с 273 по 232 годы. Неужели все это время жители Индии только и занимались возведением культовых сооружений? Или это было что-то другое, непонятное для них и построенное задолго до них?

Первой из всех ступ Ашоки стала ступа в Санчи. Согласно истории туда была помещена часть реликвий Будды, как потом и во все остальные. На туристических сайтах описывается она так. "Все сооружение насквозь символично: цоколь ступы - это земля, а также мирские искушения, каменная полусфера, венчающая сооружение - это мир богов, и растворения в нирване, центральный столб ступы символизирует ось мира". Скорее всего так и объясняется мир богов.

А вот мне кажется, что это очень сильно напоминает карго-культ, когда аборигены тихоокеанских островов стали делать самолеты из соломы, призывая американцев вернуться к ним обратно со своими подарками.

Радар из соломы. Карго-культ аборигенов островов Тихого океана. Фото из открытых источников. Радар из соломы. Карго-культ аборигенов островов Тихого океана. Фото из открытых источников.

И ступа в Санчи более похожа на современную радиолокационную систему целеуказания МКРЦ «Легенда», работавшую с 1978 по 2006 годы. Для того, чтобы вы смогли убедиться в этом сами, привожу некоторые фото заброшенной системы, которые гуляют по интернету.

Раньше это была абсолютно засекреченная станция ВМФ. На МКРЦ велась разведка из космоса, контролировались надводные цели на всей акватории мирового океана. В ее состав входили спутники радиолокационной и радиотехнической разведки, огромные локаторы, принимающие и передающие антенны. Сейчас эту систему заменили на более современную «Лиану». Хотя думается, что строения новой системы несильно отличаются от ушедшей в небытие "Легенды".

Кстати, в СССР тогда запустили 30 спутников-разведчиков с ядерными силовыми установками для функционирования «Легенды». Причем сама система состояла из нескольких компонентов, одними из которых были передающие и принимающие РЛС на земле. В корпусе РЛС располагался вычислительный комплекс, а на крыше под защитным куполом стоял радар.

Вот это фото вообще напоминает конструкции церквей и храмов. Тот же четырехугольник общего здания и верх с радаром. Похоже?

Исаакиевский собор. Вид сверху. Фото из открытого источника Исаакиевский собор. Вид сверху. Фото из открытого источника

Хочу отметить, что купольные конструкции встречаются с доисторических времен. В памятниках Галлии, Сардинии, Лидии, собор Святого Петра в Риме, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Святого Марка в Венеции, в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна. Считается, что самый древний купол, который можно увидеть в настоящее время, перекрывает римский Пантеон. Очень красиво.

Тут следует заметить, что купольные конструкции очень устойчивы. Тем не менее в обычных домах их почему-то не делали. Почему? Вроде было бы логично возводить дома с более устойчивыми крышами. Но нет, не строили. Значит, дело не только в том, что конструкция устойчива. Что-то есть еще.

Как ни странно, ближе всех к реальному предназначению церквей подобрались богословы, утверждая, что вся истории мира вложена в литургию, поэтому храм стал восприниматься как космос, ее окружающий. Молодцы, все правильно объяснили. И соглашусь, что основной объем храма символизирует мир, а свод – это небо. То есть под куполом скрывались устройства, контролирующие небо. Так ведь?

Приходит на ум, что и сами церкви в древности были не местом вознесения молитв к богу. А реально нужными военными объектами, призванными защищать Землю от угроз из космоса. Думается, что древняя цивилизация, которая настроила по всему миру мегалитов, была на это способна. Но произошла какая-то катастрофа. Привожу всегда в пример "войну богов" из Махабхараты. И только потом выжившие люди стали заново осваивать оставшиеся без присмотра строения.

Вот еще один пример ступы в Руванвелисая на Шри-Ланке. Надеюсь, знаете, что именно там происходила мифическая битва Кауравов и Пандавов, которые использовали невиданное по своей силе оружие. Ступа построена в 161 году до н.э., диаметр купола 90 м.

Ступа Руванвелисая и купол РЛС. Коллаж автора. Ступа Руванвелисая и купол РЛС. Коллаж автора.

Вывод такой. В древности существовала древняя высокоразвитая цивилизация, которая построила в свое время вот такие купольные конструкции, внутри которых прятались радиолокационные станции и их радары для обнаружения в ближайшем космосе неустановленных летательных аппаратов или пришельцев с других недружественных планет. Но битва все-таки случилась, и осталось только несколько разрушенных строений, которые аборигены использовали в своих целях. А потом начали копировать их и строить уже сами для призыва богов, не разбираясь, для чего на самом деле были построены эти РЛС.

Так что думаю, что сходство индийской ступы в Санчи и современной радиолокационной системы не случайно. Не могу утверждать, что ступа была построена древней цивилизацией, потому что больше напоминает карго-культ. И это мое личное мнение. Но надеюсь его обсудить с вами.

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в этой статье .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Буддйская ступа в Санчи. Индия

Буддйская ступа в Санчи. Индия

После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.

Восемь ступ Татхагаты

«Восемь ступ Татхагаты», «Восемь сутрических ступ», олицетворяющих этапы жизни и деятельности Будды Шакьямуни, являются известными местами паломничества. Перечислим их названия, назначение и места расположения:

  1. Ступа лотоса (Лумбини). Символизирует рождение Будды. Получила свое название за счет того, что главная ее часть выполнена в виде лотоса.
  2. Ступа Просветления (Бохгайя). Олицетворяет событие, состоявшееся накануне Просветления Будды, когда последние препятствия в уме были устранены.
  3. Ступа схождения с неба Тушита (Шанкас). Запечатлено, как в мире богов Будда давал поучения своей матери.
  4. Ступа примирения (Раджгир). Олицетворяет примирение Сангхи, состоявшееся после того, как двоюродный брат Будды стремился расколоть сообщество последователей. Читайте подробнее про 3 драгоценности Буддизма и принятие прибежища.
  5. Ступа мудрости (Варанаси). Символизирует Четыре благородные истины, которыми поделился Будда в своей первой проповеди.
  1. Ступа чудес (Шравасти). Отражает событие демонстрации Буддой чудес, переубедивших последователей неправильных взглядов.
  2. Ступа совершенной победы (Вайшали). Перед уходом в паринирвану Будда продлил жизнь на три месяца по просьбе свои учеников.
  3. Ступа паринирваны (Кушинагари) – символ совершенной мудрости, вхождения Будды в паринирвану.

Хоть сегодня и существует большое разнообразие буддийских школ и разных форм ступ, их значение приблизительно одинаковое: взращивание мудрости, освобождение от всего негативного, достижение Просветления.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.

Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.

Ступы – это места массового паломничества верующих. Здесь совершают медитации, читают молитвы, вносят пожертвования на строительство и ремонт.

Ступа буддизма в Непале

Ступа буддизма в Непале

Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

Читайте также: