В какой цирк лучше сходить в санкт петербурге

Обновлено: 01.05.2024

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты, видавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков.

Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием "Четыре стихии", вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался "Волшебный электрический фонтан". В феврале того же года можно было посмотреть "Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин". Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.

С 1963 по 2002 гг.С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли - Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся "Коллектив работников цирка".

В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской - Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы "Черный пират", "Шамиль", водный аттракцион "Люди морского дна", целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

В довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером "Самолет в пике", гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом "Слоны и танцовщицы", воздушные эквилибристы на "семафоре - гиганте" сестры Кох.

Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления ("Женщины - мастера циркового искусства", "Праздник на воде", "Карнавал на льду", "Цирк зверей" и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре ("Русская тройка" п/р Александрова-Сержа, "Восточная фантазия" - Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2003г.)

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова - "Руслан и Людмила" (1979 г.), "Самый радостный день" (1984 г.); тематические представления: "Парад-алле" - к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), "Дом без углов" - к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), "Потешный маскарад" (2003 г.) - к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик - Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер - Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью - Б.Б.Власов.

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семен Семенович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссером-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглер на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссером-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссером является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссер-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссер-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.

Г.П.Гапонов, генеральный директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского цирка, Заслуженный работник культуры РФ, Академик Национальной Академии циркового искусства, Член Общественного совета Санкт-Петербурга

По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.

Фасад Санкт-Петербургского цира с 2003 г.

В 2007 году программой "Международное цирковое шоу "Карнавал на Фонтанке" Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Л.В. Чупровская - Дзеревяго. Старший научный сотрудник Музея циркового искусства.

Семья Чинизелли

Семья

Династия Чинизелли - цирковых артистов, преимущественно конных жанров, известна во всем мире. Она в родстве с такими крупнейшими цирковыми фамилиями как Гинне, Гверра, Шрайбер, Прайс (Прис).

Семья Чинизелли составляла ядро труппы сперва цирка Гинне на Манежной площади (конец 1980-х - 1970-е), а затем и Петербургского стационарного цирка на набережной реки Фонтанки (Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк), бывшего "опорным центром, образцовым манежем, показывающим последние достижения Западной Европы". В русской столице само имя Чинизелли стало синонимом цирка.

Спб. Государственный Цирк - отзывы

Один из красивейших цирков Европы. Так говорили артисты, повидавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков, о Большом Санкт Петербургском Государственном цирке. Уникальное здание, сильные, артисты, прекрасные выступления. Уже в первые годы своего существования цирк приобрел большую известность.
Сейчас походы в цирк являются обычным делом в современном обществе. Билеты доступны каждому. Их стоимость начинается с 300 рублей и заканчивается 2000. Возможность заказа билетов по телефону и через интернет. Здание цирка располагается по адресу: Санкт Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 3.
Разнообразные животные, смелые акробаты, веселые клоуны. Все это доставит массу удовольствия и смеха! Большой Санкт Петербургский Государственный цирк прекрасное место для отдыха с семьей и друзьями.

Детский центр развития речи «Дар речи» 0+

Как добраться до Упсала-Цирка в Санкт-Петербурге

Упсала-Цирк расположен недалеко от центра Санкт-Петербурга, на Свердловской набережной, поэтому добраться до него будет несложно: для этого подойдет сразу несколько видов общественного транспорта.

Например, автобусы. Маршруты № 37, 105, 106 и 181 следуют по разным районам города и доезжают до Пискаревского проспекта. Ближайшая к цирку остановка так и называется — «Пискаревский проспект». От нее до циркового шатра придется пройти около 7–10 минут. Примерно на таком же расстоянии от цирка расположена еще одна остановка — «Улица Феодосийская», до которой ходят все выше перечисленные автобусы и маршрут № 133. Автобусы курсируют часто, примерно каждые 15 минут. График их движения можно посмотреть здесь.

Добраться до Упсала-Цирка можно и на трамвае. Остановка его расположена ближе, чем автобусные, и называется так же — «Улица Феодосийская». До нее следуют трамваи № 23. От остановки пешком до шатра — не более 5 минут.

Доехать до цирка есть возможность и на автомобиле. У циркового шатра расположен крупный бизнес-центр «Зима». Возле него расположены парковочные места. Первый час — бесплатно, последующие — по 100 руб. Рядом есть и бесплатные парковочные места, от них придется немного пройтись пешком. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Упсала-Цирк 0+

Это не просто цирк, а социально-культурный проект, объединивший подростков из групп социального риска.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк считается одним из самых старейших на территории России. Его уникальное по конструкции здание стало первым в стране стационарным каменным сооружением среди аналогичных по функциональности объектов.

Фойе цирка

Фойе цирка, © Цирк Чинизелли

За свою историю цирк поменял несколько названий — Чинизелли (по фамилии основателя и первого владельца), Ленинградский (по имени города) и ныне — Большой Санкт-Петербургский государственный (по статусу). Для петербуржцев более привычным и любимым остается народное название — на Фонтанке (по месту расположения).

Сегодня историческое здание цирка находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

Упсала-Цирк

Упсала-Цирк

Упсала-Цирк — уникальный проект по социальной адаптации детей из групп риска в Санкт-Петербурге. Основан он был в 2000 году немецкой студенткой-педагогом Астрид Шорн и режиссером Ларисой Афанасьевой. До 2012 года цирк был по-настоящему бродячим: занятия и представления давали на площадях города, а детей искали прямо на улицах и в молодежных компаниях.

С 2012 года цирк имеет свой шатер на Свердловской набережной и сотрудничает в реабилитационными центрами, коррекционными школами. Его артисты — дети из неблагополучных семей, которые наравне со взрослыми участвуют в представлениях.

Упсала-Цирк вмещает 235 зрителей.

В шатре каждую неделю проходят спектакли, встречи, несколько раз в году цирк участвует и организует крупные фестивали творчества, которые объединяют множество артистов Санкт-Петербурга.

Главной целью цирка является адаптация детей и подростков, их вовлечение в искусство и предотвращение девиантного поведения в будущем. Ежегодно цирк проводит набор детей в свои группы, где участники занимаются и создают представления наравне с профессиональными артистами цирка.

Открытие сезона 2019-2020

Открытие сезона 2019–2020, © Официальная группа ВКонтакте

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк сегодня

В 2003–04 гг. был восстановлен прежний архитектурный облик здания. На фасадах были установлены недостающие декоративные элементы, исчезнувшие во второй половине прошлого столетия в ходе очередной реконструкции. Последние реставрационные работы проводились в 2014–15 гг. Количество мест для зрителей уменьшилось, но они стали более удобными. Оркестр из Царской ложи переместили на свое первоначальное место — над форгангом (занавесом, отделяющим закулисное пространство от арены).

  • с площади Белинского (центральный вход) — к 1–8 рядам и ложам;
  • с Инженерной улицы — к левой стороне 9–16 рядов;
  • с набережной Фонтанки — к правой стороне 9–16 рядов.

Здание цирка

Здание цирка, © Цирк Чинизелли

В вестибюлях второго этажа, а также в правой стороне первого этажа имеются буфетные зоны. По внешнему периметру зала расположены раздевалки, а в левой стороне вестибюля первого этажа — помещение для хранения детских колясок.

Желающие могут посетить сувенирную лавку цирка в правой стороне первого этажа и музей.

Музей цирка

Экспозиция насчитывает более 130 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории циркового искусства. Здесь представлены плакаты и рекламки, костюмы и реквизит, фотографии разных лет и видеосъемки, живопись и графика. На первом этаже собраны подлинные предметы, сюрреалистические картины и документы, имеющие отношение к основателю цирка — Гаэтано Чинизелли. На третьем этаже можно ознакомиться с историей отечественного циркового костюма, увидеть сценические образы иллюзионистов, гимнастов, дрессировщиков, жонглеров, акробатов, клоунов и т. д.

Первый в мире Музей цирка и эстрады был создан в Ленинградском цирке в 1928 году стараниями В. Андреева, ученого хранителя Театрального музея, и Е. Гершуни, заместителя директора цирка. Пополнению коллекций способствовали сами цирковые артисты и неравнодушные жители города.

Как добраться до цирка на Фонтанке

До остановки «Государственный цирк» следуют маршрутные такси № К-107 и К-289.

На Садовой улице находится остановка «ул. Инженерная». До нее можно доехать:

Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» (линия 3) и «Невский проспект» (линия 2). После выхода из метро необходимо проследовать к Садовой улице и пройти по ней до ул. Инженерной. Далее — свернуть направо.

Схема метро и интерактивная карта общественного транспорта Санкт-Петербурга

Оптимальный пешеходный маршрут от метро до цирка на Фонтанке

При поездке на личном автотранспорте следует учитывать, что парковка непосредственно перед цирком (на площади Белинского) запрещена. Бесплатно можно припарковаться вдоль Инженерной улицы и на нечетной стороне набережной Фонтанки. Платные стоянки находятся на улицах Белинского и Моховой, а также на четной стороне набережной Фонтанки.

В Санкт-Петербурге можно воспользоваться мобильными приложениями такси Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Купить билеты в Упсала-цирк в Санкт-Петербурге

Ежемесячно цирк дает по несколько представлений для детей и взрослых. Каждая постановка включает в себя и сказочный сюжет, и множество цирковых трюков и видов искусства: жонгляж, акробатика, клоунада и т. п.

Стоимость билетов на представления в Упсала-Цирк зависит от возраста зрителя:

  • детям до 14 лет — от 450 до 550 руб.,
  • взрослым (с 14 лет) — от 650 до 750 руб.

Билеты на мероприятия Упсала-Цирка можно приобрести на специальной онлайн-платформе. Мест в зале не так много, поэтому есть смысл приобретать билеты заранее. В продаже они появляются примерно за 3–4 недели до мероприятия. Есть возможность оплатить покупку онлайн или наличными.

Спектакль «Сны Пиросмани»

Спектакль «Сны Пиросмани», © Официальная группа ВКонтакте

Цирки в Санкт-Петербурге

Небесная игра-сновидение без перерыва Летучкина любовь 12+

Показать на карте

Места
  • Все
  • Детские театры
  • Музеи для детей
  • Детские кафе
  • Зоопарки
  • Цирки
  • Парки аттракционов
  • Игровые центры
  • Детские площадки
  • Спортивные центры для детей
  • Детские развивающие центры и творческие студии
  • Детские лагеря
  • Детские парикмахерские
События
  • Все
  • Детские спектакли
  • Выставки для детей
  • Экскурсии для детей
  • Лекции для детей
  • Мастер-классы для детей
  • Детские концерты
  • Детские фестивали городские мероприятия
  • Квесты и игры для детей
  • Цирк, шоу

Очистить фильтры

Афиша цирка на Фонтанке в 2021 году

Программы представлений на арене цирка меняются каждый сезон. Здесь выступают звездные коллективы, удостоенные высших наград, и молодые артисты циркового жанра. В шоу участвуют акробаты и дрессировщики, воздушные гимнасты и жонглеры, клоуны и иллюзионисты. Нередко представления носят тематический и сюжетный характер. В увлекательных спектаклях задействуются трюки с огнем, водой и световыми эффектами. В дни новогодних праздников на арене появляются сказочные герои и волшебники, увлекающие за собой в фантастические путешествия.

Выступление хищников

Выступление хищников, © Цирк Чинизелли

В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке выступают не только отечественные, но и зарубежные коллективы. Временами арена наполняется водой или превращается в ледяной каток.

Представления в цирке на Фонтанке на Сентябрь 2021 года

Обычно цирковые программы начинаются в будни — в 15:00, в субботу — в 14:00 и 18:00, в воскресенье — в 13:00 и 17:00. В зависимости от особенностей программы и в праздничные дни время может меняться.

Из-за специфики циркового жанра фото- и видеосъемка во время представлений запрещена. Опоздавшие зрители могут войти в зал только с разрешения дежурного администратора.

Арена

Цирки в Санкт-Петербурге


История Упсала-Цирка началась в марте 2000 года, когда в Санкт-Петербург на практику по социальной педагогике приехала немецкая студентка Астрид Шорн. Она решила заниматься с уличными.


Константиновский проспект, 19

200 - 1100 руб.

У нас проходят спектакли с морскими животными в определенное время, согласно расписанию. На этой же странице указаны цены на билеты и схема зала. В программе в разных сочетаниях участвуют.

набережная реки Фонтанки, 3а

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты.

Автовская улица, 1

Цирк расположился в Кировском районе в историческом квартале под названием "АВТОВО", который и определил его будущее название. Тогда были совершенно другие и требования и параметры. Шатер.

Список цирков в Санкт-Петербурге, расположение на карте, отзывы.

Актуальный список цирков города Санкт-Петербурга. Удобный поиск, интерактивная сортировка. На странице каждого учреждения вы можете найти следующую информацию: адрес местонахождения, официальный сайт, электронный адрес, телефон, а также фотографии и видео.

Билеты в цирк на Фонтанке

Стоимость посещения цирковых программ варьирует от 500 до 10 тысяч рублей. Самые дешевые места расположены на галерке, в верхнем ярусе зрительного зала.

Самые дорогие билеты предоставляют возможность просмотра представления из Царской ложи (14 мест), находящейся на среднем уровне, напротив выхода артистов и оркестра. По обе стороны от нее размещены две Литерные ложи — правая и левая (12 мест по 6 тысяч рублей). Под ними расположены места чуть дешевле — по 5 тысяч рублей. Столько же стоят билеты в первом ряду Барьерной ложи у центрального входа.

Схема цирка на Фонтанке — зал с расположением мест и ценами

Дети до пяти лет имеют право бесплатного посещения цирка без предоставления места при условии — один ребенок на одного взрослого. На входе следует предъявить свидетельство о рождении. С пяти лет за малышей придется платить полную стоимость. Скидок на семью не предусмотрено.

Дрессированные слоны

Дрессированные слоны, © Цирк Чинизелли

Перед покупкой билетов следует внимательно ознакомиться с правилами их приобретения и возврата.

Купить билеты онлайн в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на официальном сайте

Кассовый зал расположен со стороны центрального входа (площадь Белинского). Время работы — ежедневно с 10:00 до 20:00, без перерыва. Оплата принимается как наличными, так и банковскими картами. Также приобрести билеты можно у официальных партнеров по продажам.

Музей

Посещение Музея цирка и эстрады при наличии билета на представление — бесплатно. Отдельные групповые и индивидуальные экскурсии проводятся по предварительной записи. Цены экскурсионного обслуживания:

  • для групп до 10 человек — 300 рублей с посетителя;
  • для групп до 5 человек (индивидуально) — 3000 рублей;
  • для льготной категории граждан — 100 рублей;
  • для тех, кто профессионально связан с цирковым искусством — бесплатно.

В экскурсионную программу продолжительностью 120 минут входит осмотр экспозиций, зрительской части зала, 10-минутное присутствие на репетиции (при согласии артистов). В рабочие помещения, в том числе к вольерам с животными и в гримерки, доступ не предоставляется. Выход на манеж — запрещен.

Иммерсивная выставка «Алиса в Зазеркалье» 0+

Цирковые представления в Санкт-Петербурге

История цирка в Санкт-Петербурге уходит корнями в XIX века. Уже в начале столетия в столице империи выступали несколько коллективов в специально построенных театрах. Но лишь в 1877 году в центре города открылся первый стационарный, основательный, каменный цирк. Он по сей день украшает ландшафт и известен публике в качества Большого Санкт-Петербургского Государственного цирка. В нём, как и в царские и советские времена, идут представления для всех возрастов.

Сюда стремятся и юные зрители, и их родители, и дедушки с бабушками. Каждый вечер под куполом творится подлинное волшебство. На арене выступают акробаты и жонглёры, дрессированные животные и эквилибристы, клоуны и иллюзионисты. Кажется, на этих удивительных шоуменов не распространяются законы физики, и они могут всё, даже летать и проходить сквозь стены!

Но цирковые представления в Санкт-Петербурге проводятся не только в легендарном театре Чинизелли на набережной Фонтанки. В город регулярно наведываются прославленные труппы со всего мира, представляющие как классические номера, так и невероятные шоу в русле современных трендов с использованием визуальных проекций, интерактивных технологий и поражающих воображение спецэффектов.

Билеты на них могут послужить отличным подарком! Отечественные цирковые коллективы также ждут гостей, предлагая собственные, не менее впечатляющие программы. Мир сияющих огней открыт для всех! Стоит лишь выбрать подходящую дату и адрес на портале KudaGo, и вы перенесётесь во вселенную детства, где неизменно царят смех, удивление и восторг!

Цирк в Автово 0+

Посетить уникальный стационарный цирк-шапито, насладиться завораживающим представлением и узнать, почему.

Первый каменный цирк России

Деревянный цирк


Рисунок деревянного цирка Карла Гинне

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, первый каменный стационарный цирк России, открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Портрет

Гаэтано Чинизелли
основатель цирка

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.

Плакат

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.



С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли - Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка».



В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.



В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской - Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

Дрессировщик ТогареВ довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.



В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

Программа открытия первого послевоенного сезона Ленцирка

Эквилибристки сёстры Кох. Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре - гиганте» сестры Кох.



Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» - Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).



С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2003г.)

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова - «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.); тематические представления: «Парад-алле» - к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» - к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) - к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик - Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов.

Художник-постановщик Н. Велигжанинова Балетмейстер М. Федорова Художник-бутафор С.Е. Карташов и заведующий постановочной частью Б.Б. Власов

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.



По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.



К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.



В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Зайчество в Упсала-Цирк

«Зайчество» — популярный среди зрителей новогодний спектакль цирка Упсала. Это настоящее цирковое шоу с множеством трюков, красочное и доброе, доступное для семейного просмотра. «Зайчество» погружает зрителей в сказочную атмосферу и дарит массу положительных эмоций как артистам, так и зрителям.

Заяц — один из символов зимы и Рождества. Режиссер и артисты цирка придумали настоящую новогоднюю феерию с играми со зрителями, которые вовлечены в действо на сцене.

Праздник включает в себя не только сюжетную постановку, но и интерактив. Маленьким и взрослым зрителям предлагается связать самый длинный в мире шарф, попробовать морковный торт и многое другое.

Спектакль «Зайчество»

Спектакль «Зайчество», © Официальная группа ВКонтакте

Музей цирка

Первый в мире "Музей циркового искусства" открылся в Ленинградском цирке 8 августа 1928 года. В настоящее время собрание насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.


Более 50 костюмов


Свыше 120 эскизов художников 1930-70 гг


Цирк

Большой Санкт-Петербургский Госцирк

Филиал компании Росгосцирк

191023, Россия, Санкт-Петербург,
набережная реки Фонтанки
д.3, Литера А.

Часы работы касс:
с 11:00 до 19:00 без перерыва и выходных

История цирка Чинизелли

Открытие первого каменного цирка в России состоялось в декабре 1877 года. Его основателем стал известный в Европе дрессировщик лошадей и наездник — итальянец Гаэтано Чинизелли, являвшийся в то время главой многочисленного циркового семейства. В Петербург он прибыл по приглашению брата своей жены Карла Гинне в 1869 году для выступлений в деревянном цирке на Манежной площади.

Фасад

Несмотря на неоднократные отказы местных властей, настойчивый Гаэтано сумел добиться разрешения на приобретение земельного участка у Фонтанки, на территории Инженерного сквера. На доводы городских мужей о том, что цирк закроет фасад Инженерного замка, детям негде будет гулять, а сам цирк не имеет общеобразовательного и культурного значения, Чинизелли ответил убедительным предложением. Он пообещал за собственные средства снести деревянный цирк на Михайловской (ныне — Манежной) площади, разбить там сквер, украсить его фонтаном и поставить декоративную ограду. В результате итальянец получил участок и разрешение на строительство цирка, а Петербург приобрел сразу несколько достопримечательностей.

Гаэтано умер в 1881 году в возрасте 66 лет. Со всеми почестями он был захоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище. Цирк Чинизелли возглавила его жена, а затем сыновья. После Октябрьской революции объект был национализирован и перешел в подчинение государственным структурам, а семья Чинизелли покинула Россию навсегда.

Особенности здания

С технической точки зрения здание цирка было уникальным для второй половины XIX века. Купол диаметром почти 50 м не имел внутренних опор, что в значительной степени расширяло внутреннее пространство, а сетчато-ребристое строение сферического покрытия облегчало давление кровли на стены. В дальнейшем инновационное решение прижилось в более поздних проектах аналогичных объектов.

Царская ложа

Царская ложа, © Цирк Чинизелли

Зрительный зал имел роскошное оформление. В декоре присутствовал бархат густых малиновых оттенков, а в качестве украшений — многочисленные зеркала и золоченые элементы. За счет вместительных галерок число посетителей могло доходить до пяти тысяч человек. Партер был рассчитан на полторы тысячи. Царская ложа являлась атрибутом высокого статуса цирка.

Афиша Упсала-Цирка

Постановки Упсала-Цирка включают в себя сюжетную линию и многие виды циркового искусства, поэтому они становятся для зрителей необычным действом, которое нравится всем возрастным категориям людей.

Каждое представление отражает какую-то социальную проблему и нацелено на поиск ее решения в процессе действа. Одной из главных черт постановок цирка является красочность и веселая атмосфера, которая также способствует вовлечению детей-участников и зрителей в цирковую реальность.

Наиболее известные постановки цирка:

  • «Собаки»
  • «Я-Басё»
  • «Бонифаций»
  • «Сторож снов»
  • «Сны Пиросмани» и другие.

Спектакль «Я Басё»

Спектакль «Я Басё», © Официальная группа ВКонтакте

Над созданием каждого спектакля трудится вся труппа — как взрослые, так и дети-участники, грамотно подбирая образы и их воплощение, участвуя в разработке костюмов и декораций. Творческий процесс для трудных подростков — наиболее действенный и увлекательный способ социализации и возвращения к обычной жизни.

Упсала-Цирк также известен проводимыми фестивалями уличного циркового искусства. Проходят они в летний период и охватывают многие творческие коллективы и культурно-досуговые организации города. Площадкой для их проведения служит парк рядом с шатром цирка. Фестивали искусств имеют цель социальной адаптации, развития творческого потенциала и взаимодействия между коллективами и их участниками. Их тематики очень разные — от сказочных путешествий до патриотики, от лирики до клоунады.

Среди мероприятий цирка:

  • фестиваль «Книжная реальность»
  • «Пикник Упсала»
  • «Балансировка» — фестиваль современного цирка и стрит-арта и многие другие.

Также на базе Упсала-Цирка регулярно проводятся дискуссионные встречи, лектории и мероприятия с участием общественных деятелей, педагогов-психологов и волонтеров.

Фестиваль-путешествие «Книжная реальность»

Фестиваль-путешествие «Книжная реальность», © Официальная группа ВКонтакте

Читайте также: