В чем поехать в монастырь

Обновлено: 28.04.2024

Паломники приезжают молиться или работать?

Я — не знаю, к сожалению или к счастью, — до того, как попала в нашу обитель, ни в одном монастыре не была. Ни на послушании, ни просто в каких-то паломнических поездках — разве что проездом пару раз. Был момент, когда мне хотелось, чтобы всё происходило по-настоящему: сначала пройти путь послушничества, потом иночества, но получилось иначе. В итоге мне неизвестно, как обстоят дела в других монастырях, сложно что-либо комментировать, но я убеждена: если что-то получилось не так, как вы предполагали, нужно об этом спокойно поговорить.


Как это происходит у нас? Одно дело, если в монастырь приехала группа просто посмотреть, помолиться, подать записки, поставить свечи. Мы её встречаем, проводим экскурсию — обычно это делает священник или кто-то из сестёр; если есть возможность, то и я могу. Это занимает час-полтора, два — уже много, люди устают. Мы поим их чаем, и они уезжают. Другое дело — когда человек приезжает, чтобы побыть в монастыре подольше. Уставом нашего монастыря предусмотрено пребывание в обители на протяжении минимум трёх дней, а потом уже паломник смотрит, оставаться на более долгий срок или нет. Когда люди приезжают и говорят: мы хотим у вас пожить чуть ли не месяц, — я отвечаю: давайте, побудете три дня, посмотрите, какой у нас распорядок, как проходит день, как мы молимся, трудимся, а потом решим. В процессе этих трёх дней человек понимает, что от него требуется и насколько это соотносится с тем, что он хотел бы. Если его что-то не устраивает — он уезжает, если всё в порядке — остаётся.

Те, кто хотел бы провести у нас несколько дней, обычно предупреждают об этом заранее, и мы предлагаем приехать в дни, когда есть богослужения — чтобы всё начиналось с молитвы. Потом, если они хотят остаться, мы говорим: у нас следующий распорядок дня и вот такой объём работы — что вы могли бы делать, какое у вас состояние здоровья? Мы всегда об этом спрашиваем, ведь сейчас так много всевозможных недугов у людей. Кто-то не хочет встречаться с людьми, стремится провести время в уединении — думаю, такому человеку нужен хороший, грамотный помощник. Всё это нужно обсуждать и решать.

Человек в монастыре общается не с наместником или игуменьей — с ними он пересекается один-два раза. В основном его день проходит среди людей, которые, как и он, приехали в монастырь, и с сёстрами или братьями, которые окружают его во время послушания. В эти моменты никто ни от чего не застрахован. Паломник может столкнуться с тем, к чему не готов. Настроение окружающих людей, состояние их телесного и духовного здоровья могут не совпадать с вашими. Кто-то расположен поговорить, кто-то — помолиться. Бывает, что паломник не очень хорошо понимает монастырские правила. Например, традиционно в обителях во время исполнения послушания все совершают молитву или слушают аудиозаписи Псалтири, акафистов, проповедей.

Если хотел помолиться, а отправили на кухню — надо разобраться, почему так вышло. Не везде большое число братьев или сестёр, порой настоятель сталкивается с ситуацией, когда какие-то дела просто некому выполнять. У нас так случалось. Например, нас трое на клиросе, и если одна монахиня заболела, а другая вынуждена уехать по срочному делу, я пою одна. Или ещё ситуация: однажды наши повара не вышли на работу по уважительным причинам, — и мы сами приготовили себе поесть после службы. Так что бывает всякое, и не стоит обижаться, если вас попросили помочь. Что касается настоятеля — думаю, прежде всего ему надо быть готовым с людьми разговаривать. В тот момент, когда идёшь к человеку, нужно себя подготовить: быть адекватным, внимательным, а собственные неприятности и проблемы решать наедине с собой.

«В монастыре мне благословили…» — это приговор?

У человека, приехавшего за благословением в монастырь, должны быть определённые отношения с теми людьми, у которых он будет его испрашивать. Если это настоятель монастыря, он должен знать его, доверять ему. С другой стороны — человек, который берёт на себя ответственность благословлять, должен понимать: это возможно только в форме совета. На мой взгляд, нельзя требовать от мирян беспрекословного исполнения благословения в личных вопросах. Можно настоятельно просить о соблюдении внутреннего распорядка монастыря — это и паломник должен понимать. Есть определённые правила, дисциплина, устав. Если сказали мыть посуду два раза и два раза ополаскивать — надо слушаться. Но если вы приехали брать благословение на вопросы личного характера, надо быть внимательным. Это избранным людям — таким, как Оптинские старцы, например, — было дано видение нрава и характера человека, его прошлого и будущего. Потому они имели дерзновение говорить что-то конкретное, благословлять.

У человека есть данная Богом свобода выбора. Мы с одним священником обсуждали эту проблему, и он сказал: даже если вам дали благословение и требуют его исполнения, ваш выбор — исполнять его или нет. Понятно, что за этим выбором будут последствия. На мой взгляд, если вас благословляют на то, к чему вы не готовы, пусть решение вопроса будет за вами. Сделайте свой выбор.

У этой проблемы есть другой аспект. Я считаю неправильным, когда человек перекладывает ответственность за свою жизнь на других. У нас очень много людей, которые не хотят сами принимать решения, пользуются духовниками в этом отношении — и их же потом обвиняют: «Это он мне так сказал!», «Я не вышла замуж, потому что мне духовник запретил!» — но ведь тебя не из-под венца увели! Он посоветовал, но решать надо самой.

В своё время я поняла, что есть такое большое чудо и тайна, как послушание — спасительная нить, которая нас связывает со Христом. Оно делает монаха абсолютно счастливым человеком. Хотелось бы подчеркнуть: нельзя путать послушание с нерешительностью, безответственностью, инфантильностью. Если человек не хочет сам принимать решения — он не должен перекладывать ответственность на других.


Слушаться можно только того человека, которому искренне доверяешь. Доверие — это высшая форма человеческих отношений. Если мы не научились доверять себя Богу, если на каждом шагу возмущаемся тем, что нам посылает Господь, мы и в человеческих отношениях будем неспособны слушать другого. Многие опытные духовники, старцы, святые отцы учат, что если всё делать ради Христа, если Он на первом месте, то всё будет в порядке. Помните известную историю о том, как монахи сажали рассаду, и те, кто посадил вверх корешками, получили урожай, а тех, кто посадил правильно, выгнали из монастыря? Суть притчи в том, что первые послушались ради Христа, а другие за своей волей пошли.

Неспособность принять решение и нежелание нести ответственность не надо путать с послушанием. «Я такой несчастный, потому что мне благословение дали»! У меня были такие сёстры, которые, при всём окружающем благополучии, были очень несчастны в монастыре, всё время говорили: «Я не хотела в монастырь, но меня благословили, и я пришла. Зачем же меня благословили, если знали, что мне будет плохо?» Я очень долго пыталась одну из них переубедить, но у меня ничего не получилось. Плохо ей на самом деле не было, но она так настроила себя. Увидев такую инокиню в монастыре, естественно, все подумают, что здесь у нас жуть какая-то.

Если вы едете за границу:

  • в поездки обычно включено двухразовое питание – завтрак и ужин, обед не включен. Обычно предлагается «шведский стол». Вы можете есть и пить столько, сколько вам хочется – на здоровье, но ВЫНОСИТЬ ПРОДУКТЫ ИЗ РЕСТОРАНА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Ужин в гостинице не включает никаких бесплатных напитков. Если вы берете за ужином воду, чай, кофе в ресторане, то оплачивать это надо дополнительно. Во время обеда вам предоставляется возможность перекусить в тех местах, куда вас привезут гид и водитель. С собой можно взять кипятильник, кружку, сахар, чай, сухарики и т.д. Вынуждены напомнить, что НЕЛЬЗЯ уносить из номеров отелей полотенца и стаканы.
  • Багаж, который вы сдаете перед посадкой в самолет, должен весить не более 20 -23 киллограмм (в зависимости от авиакомпании). За перевес придется доплачивать. За второе место багажа весом до 23 килограммов нужно будет доплатить 50 евро, а за последующие багажные места – по 150 евро. Ручная кладь не должна быть громоздкой и быть не более 10 кг.
  • Все колющие и режущие предметы необходимо сдать в багаж, в противном случае, они будут изъяты работниками таможни при досмотре ручной клади в аэропорту. Также в ручную кладь нельзя брать любые емкости с жидкостью, кроме покупок в Дьюти Фри. Святую воду, св.миро, вино, мед, оливковое масло, духи, жидкое лекарство, шампунь и прочее, необходимо упаковать в багаж. В противном случае все это будет отобрано на таможне.
  • Необходимо внимательно относиться к своему загранпаспорту. Храните его отдельно от денег, т.к. в случае кражи ваших денег, ваши документы останутся при Вас, что позволит Вам беспрепятственно вернуться в Россию. В противном случае для оформления новых документов Вам придётся самостоятельно, на свои деньги, восстановить утраченные документы для возвращения на родину.
  • Паломническая служба не несёт никакой ответственности за халатное отношение к хранению своих документов, в т.ч. в случае кражи документов. Для оформления новых документов потребуется дополнительное время, что приведёт к сокращению программы для всей группы
  • Необходимо еще в России поменять всю сумму, вывозимой вами валюты, на евро, или доллары (зависит от страны паломничества) желательно в мелких купюрах, начиная от 50 евро (или 100 долларов) и мельче. Банкноты номиналом 200, 500 могут не принимать даже в магазинах. Вы также можете произвести обмен ваших денег заграницей, но самостоятельно, что совсем не удобно. Расплачиваться на рынках нужно мелкими купюрами во избежание обмана.
  • Необходимо строго соблюдать правила общего пользования автобусом, соблюдать чистоту, не сорить. Категорически запрещается есть в автобусе! Запрещается входить в автобус в грязной обуви, т.е. после дождя или после морского пляжа. В противном случае будут налагаться денежные взыскания для оплаты водителю за уборку салона.
  • Во избежание непредвиденной ситуации, каждый паломник должен всегда иметь при себе номер мобильного телефона гида, который сопровождает группу на протяжении всего маршрута. Во всех случаях (если вы потерялись на улице или отстали от группы, а также в случаях травмы) необходимо срочно звонить гиду.
  • В каждой гостинице, где предусмотрен ночлег, необходимо взять с собой визитную карточку этой гостиницы, перед тем как вы пойдёте гулять по городу. Во избежание непредвиденной ситуации нежелательны прогулки по городу в одиночестве. Необходимо совершать их группами по 2-3 человека. В случае если вы потерялись на улице и не знаете, как добраться до гостиницы, необходимо остановить такси и показать водителю визитную карточку отеля, где остановилась группа для ночлега.
  • Чаевые. Принято давать чаевые гидам, водителям автобуса и оставлять в отеле.

Напомним, что главные достоинства паломника — это смирение и терпение. Не забывайте, что вы направляетесь поклониться святыням, а не получить удовольствие. Чем ближе к святым местам, тем больше искушений. И самый верный способ избежать проблем — молитва.

Надо жить дальше

В защиту монашествующих скажу: мы должны сказать им огромное спасибо за то, что они молятся. Молитва — это тоже большой труд. У каждой из монахинь нашего монастыря очень непростой путь, и то, что многим может оказаться неприятным, обусловлено сложной жизнью. Если постараться понять человека, можно избежать множества проблем и обид.


К сожалению, у нас в монашестве прервана преемственность. Революция 1917 года унесла столько жизней монахов, которые передавали свой опыт, что многое было просто утеряно. Чтобы стать хорошим врачом, надо встретить хорошего врача, чтобы захотеть стать достойным священником — увидеть труд искреннего, достойного пастыря. Нужен пример хорошего специалиста, чтобы захотеть стать таким, как он. Монахи не исключение, нам тоже важна преемственность и живой опыт. В жизни же случается, что люди хватаются за то, что прочитали, и занимаются духовным самолечением, а это неверно.

Однако это не повод впадать в ещё одну крайность — складывать руки и ничего не делать. Господь сохранил нашу Церковь, она прошла горнило страданий. У нас достойные архиереи, замечательные священники. Возводят храмы, восстанавливают и строят монастыри, люди наполняют их. Церковь живёт и будет жить милостью Божией. Для того чтобы сохранить её, нам нужно любить, иметь послушание, взаимопонимание, уважение. Надо научиться быть людьми, прощать и беречь друг друга. А самое главное — надо благодарить Бога за любовь, которую Он дарит нам, за жизнь и наполняющую её красоту.

Что брать с собой в паломничество?

  • Обувь. Необходимо иметь удобную, проверенную обувь. Возьмите запасную обувь и тапочки. А также пластырь на случай мозолей.
  • Одежда. Запас одежды должен быть таким, чтобы хватило на весь срок поездки, а стирать и сушить вещи вам будет некогда. Утюжить также будет негде, поэтому выбирайте не мнущиеся, удобные и компактные вещи. Можно взять зонтик или легкую куртку, солнцезащитные очки.
  • Сумку через плечо или рюкзак.
  • Лекарства. Лекарства от головной боли, против простудных заболеваний, для лечения желудочно-кишечного расстройства. Если у вас имеются какие-либо хронические заболевания, возьмите нужные вам лекарства из дома.
  • Фотоаппарат, батарейки к нему, зарядное устройство.

Наказывают ли монахинь за непослушание?


Ещё одна из проблем именно в нашем монастыре: все сёстры, кроме одной, — это люди, прожившие обычную мирскую жизнь, имевшие семьи, детей. Каждая прошла свой тяжёлый путь, о котором сложно вспоминать. Естественно, по человеческой слабости им порой хочется поделиться своими переживаниями. Отрегулировать эти моменты у меня пока не получается. Я прошу: не надо приезжим гостям и паломникам, с которыми вы сегодня сидите и чистите картошку, рассказывать о том, как вы с мужьями и детьми жили в миру. Люди, которые приезжают в монастырь, хотят услышать о другом. К сожалению, меня не всегда слушают.

Ещё один вопрос: остался человек на несколько дней в обители. Конечно, между сёстрами или приезжими случаются конфликты, и кто-то подхватывает всё это и начинает осуждать, вовлекая приезжих. Я беседую, прошу, объясняю, но пока это мало помогает.

Я очень не люблю наказывать. К тому же у меня все сёстры очень пожилого возраста. Я понимаю, что монахиням, которые на сегодняшний день живут в нашей обители, нужны две вещи: любовь и внимание. Надо, чтобы их кто-то пожалел, обнял, улыбнулся. Я, конечно, шумлю на них периодически, пытаюсь воспитывать, ругаю. Дело в том, что женский коллектив — и в монастыре женский коллектив, его проблемы никуда не уходят.

К сожалению, люди сегодня очень искалечены главным грехом нашего времени — эгоизмом. Всем кажется, что им должны. Немногие приходят в монастырь что-то подарить Богу и людям — свои умения, таланты. Чаще люди хотят в очередной раз что-то взять для себя. Забрать всю любовь, всё внимание, потому что, по их мнению, их должны любить и всё им безоговорочно прощать.

Паломник в монастыре: на что смотреть, а на что — не стоит?

Монастырь — это мир, часто непонятный не только неверующим людям, но и христианам, приезжающим туда. Как быть, если приехал помолиться, а тебя отправили выполнять послушание? Что делать, если не благословили жениться? Каким должен быть монах? Какие ошибки могут привести к тому, что пребывание в монастыре станет разочарованием? На наши вопросы ответила игумения Феодосия (Мельникова), настоятельница Сергиевского женского монастыря в селе Сергеевка.


Если предстоят длительные переезды на автобусе:

  • Приобретите заранее дорожную надувную подушечку в форме подковки (в сложенном виде она практически не занимает места), она отлично фиксирует положение головы во время сна и позволяет полноценно отдохнуть в дороге, что очень важно при длительных переездах.
  • Позаботьтесь также о мягких тапочках по сезону – это позволит в автобусе снять напряжение с ног после ходьбы.
  • Если Ваше здоровье требует дробного и регулярного питания, об этом стоит позаботиться самостоятельно, взяв в дорогу некоторые непортящиеся и не загрязняющие салон автобуса продукты, которыми вы сможете при необходимости аккуратно и незаметно перекусить: орехи, сухофрукты, заварные каши и др. Не забывайте, что по международным правилам, есть в автобусе во время движения запрещается! Как правило, в поездке группе всегда предоставляется время и возможность перекусить, привести себя в порядок, так как это необходимо в первую очередь водителю автобуса. Не исключением из правила бывает и такая ситуация: вы рассчитываете прибыть к месту ночлега вечером, когда еще возможно пойти поужинать в город, или купить продукты в магазине. Однако какие-то обстоятельства (что в дороге не редкость) повлияли на график, и Вы прибываете к месту ночлега поздно. В такой ситуации запасы особенно Вас порадуют.
  • В дорожном наборе паломника обычно имеется небьющаяся кружка и ложечка, маленький кипятильник, термос, складной ножик с лезвием для консервов, небольшая пластиковая герметичная коробка для бутербродов, которая может послужить и как тарелка. Тканевая или бумажная салфетка защитит в пути вашу одежду от крошек, а также и салон автомобиля от пятен.

Паломничества связаны с посещением определённых мест, являющихся святыми, поэтому:

В жизни должен быть подвиг

Монастыри — это лёгкие нашей Церкви. Если прекратится монашество как средоточие подвига, будет беда. На мой взгляд, больше всего проблем в нашем церковном обществе происходит из-за того, что христиане забывают: в жизни обязательно должен быть подвиг. Большинство почему-то под этим словом понимает исключительно отказ от еды, сна и тому подобное, но это не так. Подвиг — это сказать себе «нет» тогда, когда это нужно. Это значит быть мужественным и решительным, когда надо отказаться от какой-то своей прихоти. Например, наступает вечер, и появляется минутка свободного времени. У каждого из нас есть выбор: посмотреть телевизор, почитать книгу — или посвятить это время общению с Богом. Нередко общение с Ним люди воспринимают как тяжёлый труд, но поблагодарить Его за всё хорошее, за любовь — это ведь так важно!

Мы почему-то переключаемся на какие-то глобальные вопросы, а на маленькие смотрим как на мелочь, однако именно в мелочах надо уметь проявлять решимость и подвиг. Задача монастыря — научить человека этому.

Порой сёстры говорят: «Мы вычитали правило!» Я борюсь с «вычитыванием». На мой взгляд, это слово, не имеющее с молитвой и общением с Богом ничего общего. Момент подвига — распределить своё свободное время так, чтобы была возможность отдохнуть, пообщаться — и обязательно поговорить с Богом. Время — это дар Божий, бесценный и невозвратимый, и его надо использовать рационально. Это не значит, что как только вы пришли с работы, следует сразу становиться на молитву. Нет, не надо крайностей, потому что в итоге у нас от веры остаётся только форма, а смысл теряется. Нужно идти средним путём. Грех начинается там, где мы переступаем черту меры.

Советы паломникам

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

  • посоветоваться с духовным наставником;
  • взять на себя обеты, поститься;
  • иметь нательный крест;
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто - "батюшка". Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, "отец Олег". Фамилии в церкви не употребляются.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "Владыко". Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

К монаху имеющему постриг, обращаются "отец", к послушнику - "брат", к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например, "отец схиархимандрит".

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К наместнику обращаются "отец наместник" или с употреблением его имени - "отец Павел". К благочинному: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней "мать игуменья". В обращение к монахиням говорят "мать Серафима", к послушницам "сестра".

Едем в поездку!

Что взять с собой:

  • благочестивую одежду;
  • удобную обувь на низком каблуке;
  • предметы личной гигиены, аптечку;
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
  • предметы личной гигиены;
  • паспорт и полис медицинского страхования;
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
  • на паломнике должен быть нательный крест.

«Поболтать в дороге – не грех. »

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ . Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ . «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

«Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще "с головой"». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу. »

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

- Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

- Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты;
  • сдержите осуждение ближнего;
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

Летние паломничества – с кем ехать, что брать и чего опасаться


Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.

Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее?

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству.

Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.

Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить.

Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.

Но есть и еще один мотив, побуждающий нас совершать паломничества. Это некое не нуждающееся в объяснении действие любви в сердце человека. Вот читает, допустим, кто-то о преподобном Серафиме Саровском, и у него возникает непосредственное отношение к преподобному, и уже хочется просто поехать туда, где прошла его земная жизнь, где он подвизался, общался с людьми, молился.

Это движение любви по отношению к святому, естественно, не просто вызывает ответное движение, а позволяет любви святого к нам каким-то образом подействовать на нашу жизнь, проявиться в ней. И именно это побуждение, эта потребность являются более важными, чем все остальное.

Что оставить дома и куда никогда не ездить?

Паломники часто совершают одни и те же распространенные ошибки. Одна из основных — попытка увезти с собой в путь всё, что мы должны на время оставить. Нужно дистанцироваться от телефона, от деловой почты, от домашних забот и постараться сосредоточиться.

Вторая распространенная ошибка заключается в том, что знакомые люди, отправившись в поездку вместе, всю дорогу о чем-то разговаривают, что-то вспоминают, шутят вместо того, чтобы углубиться в себя. В таких случаях этот их небольшой подвиг может остаться бесплодным. Если человек приближается к святыне, необходимо благоговение, а смех и развлечения с ним, мягко говоря, не вполне совместимы.

Виноградов Сергей Арсеньевич - К преподобному. 1917 г.

Виноградов Сергей Арсеньевич – К преподобному. 1917 г.

Самое лучшее, наверное – это взять с собой книгу по теме паломничества или просто какое-то духовное чтение, которое определенным образом душу человека может настроить. Зачастую в паломнических автобусах показывают фильмы о различных святынях, прибегают к совместной молитве. Но, на мой взгляд, человек прежде всего сам должен потрудиться и собрать себя.

Безусловно, необходимо обращать внимание и на внешние факторы. Нужно постараться выбрать паломническую службу, способную предоставить нормальный по техническим характеристикам автобус, а в качестве гида – человека, во-первых, верующего и благочестивого; во-вторых, коммуникабельного; в-третьих, действительно знающего материал, которым он должен поделиться.

А бывает и так: в обитель приезжает автобус с паломниками, 90 процентов из которых – женщины. Их встречает некий иеромонах этой обители, который строит всех в одну шеренгу и заявляет: «Кто делал аборт – шаг вперед», – а затем накладывает епитимию, отлучая от Причащения. Он совершенно не задается вопросом, каялись эти женщины когда-либо в этом грехе, несли ли епитимию, живут ли они вообще церковной жизнью. Поскольку данное действие – не исповедь, у него просто нет права подобного рода епитимии кому-то давать. Однако при этом все равно разрешить их от нее может только правящий архиерей, поэтому им всем придется записываться к нему на прием в епархиальном управлении и объяснять ситуацию.

Бывают случаи, когда точно так же, всем автобусом, людей ведут на так называемую отчитку, не разбирая, есть ли среди них действительно бесноватые и все ли хотят, чтобы над ними был прочитан этот чин изгнания бесов. А порой за это еще и требуют дополнительные деньги.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

У нас в епархии больше десяти лет владыка Лонгин из года в год предостерегает и прихожан, и священников, чтобы ни в коем случае сами не ездили и никого не отправляли в такие места, потому что там происходят вещи, к Церкви никакого отношения не имеющие. Это не церковная жизнь и не паломничество, а некая параллельная область – псевдопаломничество и псевдоцерковность. Но все равно находятся люди, которые, слыша, не хотят слышать и едут. А потом приходят в храм и с сокрушением рассказывают, какое душевное повреждение получили.

Ведь тот же чин изгнания нечистых духов совершается только священником, получившим благословение правящего архиерея конкретной епархии, и только в том случае, когда для этого действительно есть «духовные показания». Ведь мы же не станем делать хирургическую операцию «на всякий случай»? А почему тогда со своей душой позволяем так обращаться.

Нужно быть внимательным на стадии планирования поездки, чтобы избежать таких неожиданностей. Любая нормальная паломническая служба должна предоставить программу: куда едут люди, что они посетят, сколько времени на это уйдет, где будет ночлег. И если вдруг происходит что-то странное, чего в программе не было, то я рекомендую всем, кто таким образом был обманут и введен в заблуждение, об этом сообщать в епархиальное управление того региона, где они живут. Но гораздо лучше во избежание подобных ситуаций отправляться по святым местам только с теми паломническими службами, которые принадлежат либо епархии, либо какому-то конкретному храму, а не с теми, происхождение которых неизвестно.

Уговаривать или нет?

Некоторые люди пытаются убедить нецерковных близких поехать в паломническую поездку, рассчитывая на то, что произойдет как раз то чудо, о котором мы говорили, – чудо обретения веры. В каких-то случаях это действительно стоит делать, а в каких-то нет.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Если есть хотя бы маленькая надежда на то, что что-то изменится в жизни близкого после посещения святых мест, наверное, к этому средству все-таки стоит прибегнуть. И положиться на Бога. Ведь мы имеем пример расслабленного, который был исцелен по вере своих четверых друзей. И порой точно так же мы кого-то везем в паломническую поездку, и по вере нашей происходит прикосновение благодати к его сердцу. Но в случаях, когда человек активно противится и когда ему это в принципе неинтересно, не стоит такого рода усилия предпринимать.

Не растерять полученное

Вообще, я глубоко убежден в том, что паломничество должно быть составной частью церковной жизни человека, а не чем-то отдельным. Мы можем наблюдать порой, как люди несколько раз в год ездят в паломнические поездки, в них исповедуются, причащаются, читают Евангелие и порой чувствуют какие-то изменения в себе, но когда возвращаются, начинают опять жить такой жизнью, как будто Церкви в принципе нет. Это совершенно неверно.

Христианину, который отправляется в паломничество, обязательно нужно помнить о том, что главная его цель — постараться прикоснуться сердцем к святыне и ощутить тот духовный жар, которым это, обычно холодное, сердце может наполниться и согреться. И, ощутив это прикосновение, очень важно не отступить назад, не забыть испытанное, но постараться увезти с собой тот дар, который ты в этой поездке получил. Иначе это не только не принесет никакого плода, но даже обратится в осуждение, потому что тебе было дано, но тобой не востребовано.

Какая одежда уместна во время паломничества по святым местам: мой опыт и советы

Порой автобус отправляется в длительную поездку поздней ночью. Под утро не выспавшийся организм мерзнет от малейшего ветерка. Даже в юбке сквозит и холодно. Это я ощутила на себе, когда оделась по правилам и поехала с мужем в Оптину Пустынь.

Вдруг мой взгляд падает на знакомую. Она сидела в брюках. В них понятно теплее. Я стала думать, что ей придётся переодеваться. Но она поступила иначе - поверх брюк надела длинную юбку, под которой не было видно штанин.

Я думаю, что ей было комфортно ехать. Идея хорошая, жаль что до неё раньше не додумалась.

Типичные ошибки паломника

Во-первых, приезжающим в монастырь не надо смотреть на живущих в нём как на святых. Это такие же люди, просто у них другой путь. Кто-то воспитывает детей, а кто-то молится об этих детях в стенах обители. Тем, кто едет в монастырь, не надо придумывать себе идеализированный мир. Монашествующие, которые живут в монастыре, возможно, и должны понести поношения, но самое страшное — что пятно этого негатива ложится и на Церковь, и на Самого Бога. Люди думают: «Почему Бог такой, почему Он этому позволяет быть?»


Во-вторых, я постоянно вижу неумение людей общаться друг с другом. Мы не умеем сформулировать и задать вопрос, до конца друг друга выслушать, ответить. Для молодых людей это ещё большая проблема, потому что постоянное присутствие в интернет-пространстве лишает способности к живому общению. Как правило, они читают мало книг, а если человек мало читает и мало общается вне виртуального мира, это не может не отразиться на его живом общении. Тот, кто не привык слушать других, не сможет адекватно общаться. Разговаривайте! Если, приехав в монастырь, хотите помолиться — просто об этом скажите, и вам помогут.

С другой стороны — у меня есть такие сёстры, которые говорят: «Я всю жизнь всё решала сама, мать родную не слушала, одна детей подняла». Как им себя переломить и научиться кого-то слушать? Это тоже очень большая проблема.

Одна бывшая сестра, придя в наш монастырь, очень много скрыла о своей жизни в миру. Когда всё начало проявляться, она призналась: «Я думала, что всё, что было со мной в миру, волшебным образом исчезнет, как только я переступлю порог монастыря». Людям надо объяснять: вы приехали в монастырь — и это не значит, что ваше прошлое мгновенно исчезает. Это как при поступлении в больницу: при многих болезнях не только оперативное вмешательство, но даже обследования очень неприятны. Однако этот путь надо пройти, чтобы обрести физическое здоровье. То же и в храмах, и в монастырях. Монастырь не случайно называют духовной лечебницей. Там создаётся атмосфера, в которой проявляются прежде всего все негативные стороны человека, и большое счастье, что он может их увидеть благодаря этому. Многие святые отцы говорят, что самое большое чудо — это не ангелов видеть, а глубину своих грехов. Для того чтобы в себе что-то побороть, нужен подвиг.

Какой длины должна быть юбка?

Я в паломнической поездке Я в паломнической поездке

В монастыре, особенно мужском, женщины и девушки носят только длинные юбки. Ничто не должно смутить иноков. В некоторых обителях при входе выдают специальные юбки, которые запахиваются и завязываются. По мне лучше носить свою одежду. Хотя один раз в Оптиной Пустыни отругали за юбку по колено.

Женщина одетая по всем правилам Женщина одетая по всем правилам

Головной убор

Платок, косынка, кепка - выбор большой, чем покрыть голову. Моё мнение в монастыре лучше отказаться от шарфов, которые мало закрывают волосы. Повязка на голове также не заменит платок.

А как вы одеваетесь в поездку по святым местам? Буду рада почерпнуть ваш опыт.

Монах — это тот, кто делает только то, чего не хочет?

Когда мне задают вопросы о монашестве, я говорю, что у каждого свой путь, но прежде всего монах — это самый счастливый человек. Он всегда должен быть радостным, ведь монашество — это совокупность того, что человек хотел и искал — и того, что Господь ему подарил. Мне кажется, уже от этого надо быть счастливым, ведь мы занимаемся тем, о чём мечтали.

Мы, люди монашествующие, порой допускаем много ошибок — в отношениях с миром и между собой. Наверное, люди порой видят нас унылыми, невесёлыми, уставшими, вот и складывается мнение, что наш путь — навязанный. Однако вопрос в этой связи можно задать не только нам, но и тем церковным людям, которые хотят соприкоснуться с жизнью в монастыре. Эти люди — разные, и ищут разного. Одни хотят живого общения, чего-то радостного, подвижного. Другая категория — те, кто хочет жить в тишине, уединении. Поэтому монастыри находятся в разных местах: одни в глубинке, куда не доедешь, не дойдёшь — там тихо, а вот в городских постоянный поток людей, приезжих, паломников — там совсем иная жизнь.

Люди замечают всё: взгляд, слово, настроение. В монастыре все хотят встретить доброе, тёплое отношение к себе. Но монах тоже живой человек, у него могут случиться проблемы со здоровьем или в отношениях с братом — и всё, пошёл какой-то перекос, который приводит к конфликту. Настоятель монастыря должен всё это помнить. На мой взгляд, единственный путь преодолеть непонимание — обо всём говорить, спрашивать, слушать. К сожалению, проблема взаимоотношений на обычном человеческом уровне очень актуальна.

Некоторые люди приходят, чтобы исцелить в монастыре какие-то свои грехи. Здесь важно поставить перед собой вопрос: я хочу иметь что-то — или я хочу быть кем-то? У нас в обществе получается так: «Я хочу, чтобы у меня была хорошая жена!» — но готов ли ты быть хорошим мужем? Я хочу, чтобы у меня были хорошие сёстры — послушные, кроткие трудолюбивые, милостивые, радостные. Но готова ли я быть для них хорошей матерью, игуменией? К сожалению, чаще всего каждый по отношению к себе хочет что-то иметь: уважение, любовь, милосердие — но не все хотят быть тем человеком, который сможет сначала всё это подарить кому-то.

Читайте также: