В центре города на самом высоком и красивом месте посреди большой площади строили главный храм

Обновлено: 17.05.2024

Цель: научить детей рисовать церковь цветными карандашами.

- познакомить детей с архитектурой церквей;

- учить рисовать купол православного храма;

- упражнять в рисовании простым карандашом и цветными карандашами;

- закрепить приём рисования цветными карандашами.

- расширять словарный запас детей (пояснение таких слов, как Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест).

- развивать внимание, творческие способности;

- вызвать желание детей дополнить работы, рисуя небо, деревья;

- развивать у детей умение изображать рисунок по всему листу;

- развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, усидчивость;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

Музыкальная деятельность «Колокольный звон».

Чтение и обсуждение. Текст «Храм» (с. 45, хр. №3).Стихотворение «Православный храм» (с. 48, хр. №3).Стихотворение «Храм» (с. 50,хр. №3). Стихотворение «Крест» (с. 53, хр. №3)

Творческая деятельность (раб. тетрадь,с. 21)

Работа с иллюстрациями (с. 4,хр. №3)

Словарь: Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест.

Материалы для занятия: аудиозапись колокольного звона, наглядный материал с изображением православных храмов, карандаши (простой и цветные, листы формата А4.

Древние соборы

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор — главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.


Представь себе, какое впечатление посреди деревянных изб производил на современников каменный храм, его мощный и светлый облик.

Присмотрись, он напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю — выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты и уверенной в себе силы.


В. Васнецов. Богатыри. Фрагмент. Масло

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга — это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями — это закомары.

Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Стены, арка и свод — основа каменных сооружений — и храмов, и дворцов-теремов.


Всё в храме не случайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток — навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь — самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма — это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе. В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

Предварительный просмотр:

Учитель: Панина Наталия Николаевна.

Предмет: Изобразительное искусство.

Тема урока: Древние соборы.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: рисование по представлению.

1) обучающая – формирование представлений об архитектуре древнерусского каменного храма, закрепление графических умений в изображении древнерусского собора.

2) развивающая – развитие мышления, творческого воображения.

3) воспитывающая – воспитание интереса и уважения к истории своей культуры, бережного отношения к архитектурным памятникам.

Оборудование и материалы:

Для учителя: диапроектор, диапозитивы, магнитофон, аудиокассета, методические пособия.

Для учащихся: альбом, или формат А3, пастель, клеёнка, простой карандаш, ластик, учебник.

Музыкальный ряд: М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

1.Владимир. Дмитриевский собор. 1190г.

2. Владимир. Дмитриевский собор. Фрагмент скульптурного рельефа.

3. Владимир. Церковь Покрова на Нерли. 1166г.

4.Москва. Кремль. Успенский собор. 1475 г.

5.Москва. Кремль. Архангельский собор. 1505-1508 гг.

6. Москва. Собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного). 1555 г.

7. Храм Христа Спасителя.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

3. Беседа по теме урока.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Итоги урока. Анализ работ.

2. Повторение пройденного.

Средневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» - страной богатых городов. На прошлом уроке мы с вами представили древнерусский город-крепость.

Вопросы для повторения:

1) Где для удобства обороны выбирали место для строительства крепости?

Ответ: На мысу – на стрелке слияния реки и притока. Так рождался «родной угол» (его очертания в плане действительно напоминают треугольник).

2) Каким город и его стены были вначале?

Ответ: Город был деревянным, а стены – городня – состояли из срубов, заполненных камнями и землёй, а затем научились возводить мощные каменные укрепления.

3) Как называли сторожевые башни древних крепостей?

Ответ: Называли вежами.

На прошлом уроке мы с вами изображали разные по образу башни: высокие, стройные, массивные, приземистые - меняя их пропорции.

3. Тема нашего урока: Древние соборы.

Наша задача изучить архитектуру древнерусского каменного храма. И изобразить, создать свой образ древнего собора.

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди площади строили храм – главный собор. Жители всей округи собирались (отсюда и слово «собор») на церковные службы. Здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Великолепие здания храма было рассчитано на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками. Храм стоял, возвышаясь над избами, сияя золотом шлемовидных куполов, а колокольный звон был слышен по всей Руси Великой.

Ребята, давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского «Великий колокольный звон» и прочувствуем, какое настроение передаёт композитор. Верно, настроение звонкой радости, Божественного величия, торжества жизнеутверждающей силы

А сейчас мы с вами выясним, что явилось основной конструкцией каменных сооружений на Руси – дворцов, храмов, крепостей.

Обратите внимание на рисунок. На востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция (показываю на рисунок). Что это за конструкция? Правильно, это арка: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга. Если несколько арок поставить друг за другом, образуются две стены и свод. А если арку повернуть вокруг своей оси, то получится… Правильно, купол. Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне, от которых эти архитектурные формы стали известны византийцам. А от них эти формы попали на Русь.

Сделаем вывод: стена, арка, купол и свод стали основой архитектурных сооружений на Руси.

А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких основных частей состоит храм. У вас на столах представлен южный фасад одноглавого храма.

Ответим на вопросы:

1. Какие основные части храма мы можем перечислить?

2. На чём крепится купол?

3. Из каких элементов состоит глава? Верно, из купола и барабана.

4. Что из себя представляют закомары? Найдём ответ в тексте, который лежит у вас на парте. Закомары - это полукружия. По количеству закомар мы можем определить количество сводов. Закомары имеют декоративное значение. Они украшают стены храмы.

5. Что является самой главной и сокровенной частью храма?

6. Как вы узнаете расположение восточной части храма? Правильно, по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь.

А теперь снова обратимся к южному фасаду одноглавого храма и найдём эти полукруглые выступы – апсиды.

В сознании наших предков храм олицетворял вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звёзды на синем фоне. Устройство храма имеет строго определённый порядок. Тем не менее каждый собор имеет своё определённое лицо.

Сейчас мы с вами полюбуемся красотой древнерусских соборов и ещё раз закрепим, из каких основных частей состоит храм.

1. Дмитриевский собор в г. Владимире.

Рассмотрим строение этого храма (глава, купол, барабан, закомары, окна, портал,апсиды). Рассмотрим древнерусский собор и постараемся представить, с каким образом он у вас ассоциируется. Верно, образ богатыря. Он словно упёрся сильными руками в родную землю - выстоять, не сдвинуть. При этом нет в нём ничего устрашающего. Это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы. Собор выделяется среди храмов своей нарядностью. Подобного ему нигде не было. На его стенах скульптурная резьба, как будто накинуто прозрачное кружево. Это каменные рельефы, то есть скульптуры, которые лишь наполовину своего объёма выступают над поверхностью стены.

2. Владимир. Дмитриевский собор. Фрагмент. Скульптурные рельефы собора.

Рельефы. Как они причудливы и как интересно их рассматривать! Какие изображения зверей и птиц мы с вами видим? Верно. Это олени, орлы, львы, похожие на котов, гуси со сплетёнными шеями и другие диковинные существа. А также всадники, охотники, русалки, старцы со свитками – самые различные сказочные и легендарные сюжеты. Целый мир! Но стоит отойти на расстояние, и все вместе они сливаются в единый ажурный узор.

3. Владимир. Церковь Покрова на Нерли (1166 г.).

О самом замечательном храме Владимирской земли расскажет юный искусствовед.

Церковь Покрова на Нерли – одно из самых поэтических произведений архитектуры. Храм поражает необыкновенной стройностью пропорций. Плавные, певучие линии сливаются в ясно звучащую мелодию, полную человечности и доброты. Все формы приобрели текучесть, изменчивость. Линия кровли воспринимается как движение волны. Всё здание проникнуто внутренним трепетом. Праздник Покрова Богоматери, в честь которого назван храм, появился на Руси в XII веке в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города арабами. Предание гласит, что находившимся тогда на службе русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростёрла над собравшимися своё покрывало и молилась об избавлении народа от бедствия. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.

Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

Церковь Покрова на Нерли восхищает своей лёгкостью, почти невесомостью. Если кубический по объёму Дмитриевский собор олицетворяет мужскую красоту, то церковь Покрова – изящное воплощение женской. В своём белокаменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

4. Москва. Кремль. Успенский собор.1475 г.

Сколько глав в этом храме? Верно, пять глав.

Это самый главный и большой собор. Он величествен и монументален. Отныне здесь московские государи венчались на царство. Внушительный, торжественный, как бы осознавая своё величие, стоит этот храм на Соборной площади Кремля.

5.Москва. Кремль. Архангельский собор. 1505-1508 гг.

Архангельский собор стал усыпальницей князей и царей. В нём покоится прах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых. Этот собор выделяется красотой наружного декора, нарядностью.

6. Собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного).

Это самый знаменитый храм-памятник XVI века. Вокруг высокого шатра собрались восемь ярких, нарядных куполов. Официальное название – Собор Покрова на Рву (когда-то вдоль Красной площади шёл глубокий ров). Этот храм был поставлен в память завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в 1552 году. Решающий штурм Казани произошёл в праздник Покрова Богородицы. Отсюда название храма. Но москвичи дали храму другое имя – Василия Блаженного, московского юродивого, предсказателя будущего. Могила Василия была там, где сейчас стоит храм.

Московские храмы – наша любовь и гордость. Многие из них, к сожалению, в разное время были разрушены. Однако в последние годы мы наблюдаем возрождение московских святынь. К примеру, Храм Христа Спасителя (просмотр диапозитивов).

7. Храм Христа Спасителя.

Итак, мы с вами завершили нашу экскурсию по древним храмам нашей страны. Мы с вами увидели древние соборы, которые хранят драгоценную память о прошлом, о различных исторических событиях.

Переходим к практической работе.

Мы с вами выяснили, из каких основных частей состоит храм. Увидели разное количество куполов (одноглавый, пятиглавый, девятиглавый). Наша задача - при помощи простого карандаша нарисовать свой образ храма. У кого-то это будет храм-богатырь, а у кого-то получится храм, похожий на русскую красавицу, со стройными пропорциями.

Вспомним о композиционном построении рисунка. Изобразим линию горизонта (высокий, низкий горизонт). Изображение собора является не слишком крупным и не слишком мелким, соразмерным вашему листу. Постарайтесь, чтобы карандашная линия была художественная, то есть разная по нажиму вашего карандаша.

Показ учителем на доске.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Итоги урока. Вопросы для повторения:

1) Перечислите строительные конструкции каменных сооружений.

2) Назовите, из каких основных частей состоит храм.

3) Какой собор Вам больше всего понравился и почему?

Ребята, мы с вами хорошо поработали и справились с заданием за время, отведённое на самостоятельную работу. В своих работах вы изобразили древний собор, учитывая, из каких основных частей состоит храм. На следующем уроке мы продолжим работу и изобразим храм в цвете. Попытайтесь побывать в православном храме и рассмотрите его с учётом полученных на уроке знаний. Это будет являться для вас домашним заданием. Хочется поблагодарить вас за работу и пожелать дальнейших творческих успехов.

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Древние Соборы»

Познакомить с особенностями древних соборов; расширить знания детей о древних соборах, сформировать умение выполнять построение элементов собора, составлять его композицию; закрепить навыки работы с художественными материалами, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану ;

Способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии;

Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины материала, дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине, корригировать искаженное представление о жизни, обществе, природе;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за художественное наследие нашей страны; бережное отношение к природе; уважительное отношение к работе художника, интерес к культуре и традициям своего народа, общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «собор», «храм», «алтарь»

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры российских зодчих.

Формируемые УУД:

личностные : самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

регулятивные : составлять план решения проблемы; работать по плану; сверять свои действия

коммуникативные : отделять новое от известного; выделять главное; задавать вопросы на понимание; донести свою позицию до других; задавать вопросы на обобщение.

познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

Основные понятия

Арка, свод, закомары, глава, купол, алтарь.

Межпредметные связи

русский язык, литература, история.

Оборудование

Презентация, копирка, листы с изображениями храмов, аудиозапись колокольного звона

Технологическая карта урока

I. Организация начала урока

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… Какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

Звон плывет, взмывая в облака,

Он как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века( Т. Лаврова )

– Какую сейчас музыку мы с вами слышали?

– Ребята, скажите, где можно услышать колокольный звон?

– Правильно. Как вы думаете о чём сегодня мы поговорим? (о древнерусских соборах, их истории)

II . Повторение пройденного материала

- Что вы изучали на прошлом уроке?

II I . Изучение нового материала

– -В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм.

-Как вы думаете, почему собор так назван?

-Оказывается, собор получил такое название, потому что жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. -Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

-Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

- Как вы считаете, какие функции выполнял собор?

*хранили в нем казну

* хранили в нем стратегический запас

-Представьте себе храм посреди деревянных изб.

-Какое впечатление он вызывает?

-Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю- выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

- Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его.
- Соборы всегда вмещали в себя много людей, их строили просторными.

-Рассмотрим части храма.

-Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка.

-Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

- Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. -Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов. (слайд 2)

- Соборы украшали различными фресками.

-Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл.

-Ставят здание алтарной частью на восток- навстречу солнцу.

-Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь- самая главная и сокровенная часть храма.

-Устройство храма –это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

-В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. -В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

Первые храмы на Руси начали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол. Церкви имели в Древней Руси не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича.

– Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различным: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы –в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов,а семь – число церковных таинств.

Цвет купола имеет большое значение. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. Храм – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.

Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен,

а также высотных композиционных центров в ансамблях кремлей, монастырей.

– Рассмотрите изображения древнерусских соборов . Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? Просмотр презентации .

Новодевичий монастырь считается одним из самых красивых монастырей столицы. В нём проходят службы, расположены залы Исторического музея. Достопримечательностью ансамбля является знаменитое Новодевичье кладбище (старое на территории комплекса, новое расположено за его стеной) На кладбище находятся могилы Чехова, Левитана, Хрущева, Ельцина, др. известных имен.(слайд 3)

Архангельский собор .В белом, величественном соборе не проводятся регулярные церковные богослужения. Только в престольные праздники, на Радуницу здесь раздаются спокойные молитвы. Торжественное, таинственное настроение наполняет весь храм, возведённый в честь Архангела Михаила. Его считали проводником душ умерших людей в царство вечности, покровителей великих князей. Под сводами храма покоятся русские цари (от Ивана Калиты до Ф.М.Романова), великие князья. Всего похоронено 54 человека.(слайд 4)

Благовещенский собор

Храм входит в число древнейших православных строений Москвы. Его возведение относится к концу XIV века в роли домового храма царской семьи. Первая деревянная церковь. Здесь проходили процедуры венчания, крещения лиц царской семьи. Роспись храма выполняли известные мастера Прохор из Городца, Андрей Рублёв, Феофан Грек.(слайд 4)

-Храмов в столице есть ещё немало, это : Верхоспасский собор, Собор Двенадцати Апостолов и Покровской собор (Храм Василия Блаженного),он является украшением Красной площади.(слайд 5).Вместе с тем в России есть ещё огромное количество храмов ,посмотрите какое их разнообразие.(слайд 6-15)

IV .Физ.минутка

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

V . Творческая практическая деятельность(слайд 16-19)

– Приступайте к выполнению работы по плану:

Подумайте, какое расположение листа – вертикальное или горизонтальное – нужно использовать для вашей работы.

Для поиска решения вашей задачи можно воспользоваться копиркой. Это бумага, благодаря которой можно передать изображение с одного листа на другой.

3. Если вы рисуете сами ,то начинайте рисунок с разметки уровня горизонта.

4. Размещайте на дальнем плане объекты мельче и бледнее, на ближнем плане –крупнее и четче.

5. Завершающий этап – выполните работу в цвете. Продумайте все детали.

V I . Итог урока. Рефлексия. Оценки

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам изобразить древнерусский собор?

На уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! Урок закончим стихотворением.

Подписи к слайдам:

« В центре города на самом красивом и высоком месте, посреди большой площади строили собор – главный храм.»

Посмотри на древние храмы, кого они тебе напоминают?

Словно уперся богатырь крепкими руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть!

Каждая часть Храма и собора имеет свое название

Глава Закомары Купол Свод Арка

Давайте посмотрим на храмы и соборы разных городов

Кижи С начала церкви, храмы и соборы строились из дерева

Храмы возводили в память знаменательных дат. Каждое сооружение прекрасно на том месте, где оно задумано и поставлено.

Санкт-Петербург « Исакиевский собор»

Каждый собор имеет свое особое лицо и, как человек, легко узнаваем. В храм приходили в радости и в горе. Собор имел огромное значение в жизни людей , вид его показывал могущество, славу города и его князя .

Ступеньки к творчеству

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор - главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово "собор") на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.
Каменный храм напоминает образ богатыря. Словно уперся крепкими руками в родную землю - выстоит, не сдвинешь!
Над стенами храма высится глава. Ее венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льется из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Устройство храма - это строго определенный порядок. И тем не менее каждый собор имеет свое особое лицо и, как человек легко узнаваем.


Псков.Храм Покрова и Рождества Богородицы


Владимир. Храм Покрова на Нерли

Задание: Найти и посмотреть фотографии храмов русских городов: Владимир, Суздаль, Псков, Великий Новгород. Проанализировать варианты декоративного убранства храмов (размер и форма куполов, декор, форма и украшение окон и дверей). Крупно на листе нарисовать русский храм любыми художественными материалами.

Ступеньки к творчеству

Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они - нигде в мире таких не сыскать.
Слово "город" произошло от "городить" - отгораживать поселение крепкой стеной. Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол - забор из огромных, заостренных вверху бревен. Над массивом широких стен в сечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а с них далеко видно, называли вежами. Вежа - от слова "ведать" - знать, что твориться вокруг.
В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор - главный храм.
Дерево служило основным строительным материалом. Деревенский избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили "на радостном месте", чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Избы раньше не красили. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Но были в городе не только избы, но и амбары, для хранения зерна, сараи, баньки, колодцы.



ЗАДАНИЕ: Нарисовать Древнерусский город. В одном рисунке объединяются темы из разных уроков (деревенская изба, крепостные башни, храм).
Обратить внимание на то, что первоначальные материал для строительства изб и крепостной стены - ДЕРЕВО. Единственным каменным зданием может быть храм. Так же нужно помнить о том, что избы не красили. Дорожки внутри города должны вести к дверям и воротам в крепостной стене. Рекомендуемые художественные материалы: цветные карандаши, фломастеры.

Конспект урока по изобразительному искусству "Древние соборы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.

Предметные: дать представление об образе древних соборов; проявлять интерес к архитектуре; воспринимать эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося ; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная презентация, гуашь, кисти, цветные карандаши.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Улыбнитесь друг другу! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

- Что вы изучали на прошлом уроке?

-Чему научились? Что изучали?

Отвечают на вопросы учителя

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока.

- А может быть ребус поможет нам сформулировать тему:

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с соборами и нарисовать его.

- Знаете ли вы, что такое собор?

-Собор — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ. Назовите цели урока.

-Прежде чем мы приступим с рисованию, давайте познакомимся с различными соборами, с их составляющими. Давайте приступим.

-Собо́р — главный храм города или монастыря.

-Познакомиться с соборами, нарисовать собор.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

-В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм.

-Как вы думаете, почему собор так назван?

-Оказывается, собор получил такое название, потому что жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом, княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

- Как вы считаете, какие функции выполнял собор?

-Представьте себе храм посреди деревянных изб.

-Какое впечатление он вызывает?

-Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю - выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

- Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его. Соборы всегда вмещали в себя много людей, их строили просторными.

-Рассмотрим части храма.

-Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка.

-Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

- Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов.

- Соборы украшали различными фресками.

-Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток - навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь - самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма – это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

-В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

-Познакомьтесь с наиболее известными соборами. Возможно вы уже встречали эти соборы.(Софийский Собор в Новгороде, Храм покрова на р Нерль , Кремль)

Древние соборы

Презентация сделала в помощь к теме "Храмы и соборы ". В ней показаны главные элементы архитектурного сооружения. А так же поэтапной изображение храма.

ВложениеРазмер
Древнерусские храмы и соборы 2.93 МБ

Ход занятия:

Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.

(Педагог включает аудиозапись, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)

Педагог: Ребята, вы узнали, что это за звуки? Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с архитектурой православного храма. Храмы отличаются от тех зданий, которые окружают нас. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”) на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе.

(Педагог демонстрирует изображение деревянных храмов)

Педагог: Посмотрите, как древние мастера умело строили храмы, которые не перестают удивлять нас и по сей день.

(Педагог с помощью мультимедийного проектора демонстрирует рисунок древнего собора. См. Приложение 1, рис. 7)

Педагог: А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.

Педагог: Ребята, посмотрите, на что похожи купал?

(Ответы детей.) Правильно вы заметили, что купол похож на луковицу - купол луковичной формы, на шлем богатыря – шлемообразная форма купола. Купол храма рисуется от середины. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать храм. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.

(Педагог с детьми выходит из-за столов и проводит физминутку, затем предлагает сесть на свои места.)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу!

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тихо покажем -

Крылья – сложили назад Покачивание рук

Встряхивание кистей рук

Руки сложили назад.

Педагог: Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать цветными карандашами.

Педагог: Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными.

(Дети рисуют храм с куполом) На конце купола нарисуйте крест. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.

(Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.)

Анализ занятия: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. У всех получилось по-разному изобразить храм- но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.

Список использованной литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

2. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. :Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2014,2008

3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.

4. Швайко Г. С. Занятияпо изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008, 160 с.,

5. Дронова Т. Н.Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

Публикации по теме:

«История ремёсел города». Проект для воспитанников подготовительной группы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 г. Елец Липецкая область Проект на тему: «Ремёсла.

 Практико-значимый проект «Мир в ладошках»

Практико-значимый проект «Мир в ладошках» Цель: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов и рисования нетрадиционными техниками. Задачи:.

Конспект занятия по валеологии «Вводное занятие по ЗОЖ» для воспитанников с ОВЗ 6 группы Цель: Уточнить знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: Формировать у детей комплекс знаний о правильной организации учебы и отдыха.

Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Число 7. Цифра 7.» Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать.

«Поможем зимующим птицам». Проект для воспитанников средней группы Тип проекта: информационно-творческий, с познавательно- исследовательскими элементами. Участники проекта: дети средней группы,.

Познавательно-творческий проект «Православный праздник «Пасха»

Познавательно-творческий проект «Православный праздник «Пасха» Подготовила: Григорьева А. В. Тип проекта: познавательный. Сроки реализации: трёхдневный. Участники проекта: дети, педагоги. Возраст детей:.

Практико-значимый проект «Пора в школу» Практико-значимый проект Тема: «Пора в школу"Введение Актуальность: Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический.

Проект «Сюжетно-ролевые игры-средство социализации воспитанников семейной группы» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: • Название проекта: «Играем вместе». • Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации воспитанников.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.

Конспект урока изобразительного искусства "Древние соборы"

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Древнии соборы" разработан по программе Б.М.Неменского.

ВложениеРазмер
ou_4_kl_publikatsiya_drevnie_sobory.doc 57 КБ

Читайте также: