Расположение мест в метеоре

Обновлено: 17.05.2024

Скоростной теплоход «Метеор» – легенда советского судостроения. Более 60 лет корабли на подводных крыльях перевозят пассажиров по российским рекам и водохранилищам. А комфортный салон, вместительные каюты и высокая скорость движения позволяют проводить речные экскурсии.

Белоснежные теплоходы известны сегодня стали редкостью, хотя во времена СССР были распространены. Путешествие на крылатом судне – это незабываемые эмоции, экономия времени и роскошные виды из панорамных окон.

Изобретатель "Метеора"

метеор теплоход

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Серийное производство

метеор на подводных крыльях

Характеристики судна всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на судостроительном заводе имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Теплоход "Метеор": описание, технические характеристики

Самый красивый и известный теплоход на подводных крыльях «Метеор», построенный в 1959 году Горьковским судостроительным заводом «Красное Сормово», по сей день используется на реках нашей страны. «Метеор» - скоростной теплоход, перевозящий пассажиров по пресноводным озёрам и водохранилищам и судоходным рекам в светлое дневное время.

Будни «Метеора» сегодня

Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

Где применяется сегодня

В 1990-х годах массовое производство «Метеоров» было остановлено. Дорогие в обслуживании теплоходы стали массово списываться. Их дальнейшее использование в качестве общественного транспорта было невозможно.

Сохранить уникальные суда на подводных крыльях удалось в Санкт-Петербурге. Здесь они курсируют на пригородных линиях до Петергофа и Кронштадта. Салоны оборудованы кондиционерами, телевизорами, мягкими креслами. На борту работает кафе и бар, имеется открытая палуба. Поездка занимает всего полчаса. Желающие могут арендовать теплоход для проведения мероприятий и прогулок по Неве.

Для регулярных рейсов скоростные «Метеоры» используются в некоторых городах России. Теплоходы ходят в период навигации:

  • из Комсомольска-на-Амуре в Николаевск-на-Амуре. Промежуточные остановки судно делает в Богородском, Тыре и Тахте;
  • из Иркутска в Братск;
  • из Ярославля в Рыбинск;
  • из Березово в Мужи через Салехард.

Теплоходы «Метеор» обслуживают пассажирские перевозки в Карелии. Суда на подводных крыльях перевозят туристов из Сортавалы на остров Валаам.

В марте 2021 года был подписан контракт на изготовление и поставку двух кораблей типа «Метеор-2020» в Ханты-Мансийский автономный округ. Суда будут соединять города Обь-Иртышской акватории и поступят в эксплуатацию в третьем квартале 2022 года.

Новая модификация превосходит советские теплоходы по габаритам, скорости и дальности хода. Разработчики проекта отмечают также экономичность «Метеоров» и комфортность.

Списанные теплоходы на подводных крыльях часто находят необычное применение. В Ульяновске судно «Метеор-216» стал музеем речного флота. Достопримечательность установили в парке «Прибрежный». На его борту также планируют открыть детское кафе.

Былая слава утеряна

Благодаря хорошей скорости и удобству для пассажиров катер «Метеор» стал незаменимым средством передвижения не только для граждан СССР – оставшиеся в эксплуатации экземпляры до сих пор популярны в странах Европы и СНГ.

К большому сожалению, с 1991 года такой удобный катер больше не производится.

Судна на подводных крыльях

метеор расход топлива

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Интересные факты

  • Первым «Метеором» управлял летчик Михаил Девятаев. Капитан имел звание Героя Советского Союза и прославился тем, что во время Великой Отечественной войны бежал из плена на угнанном бомбардировщике.
  • После развала Советского Союза неиспользуемые суда на подводных крыльях массово продавались за рубеж. Сейчас они перевозят пассажиров в КНР, Вьетнаме и Греции.
  • Всего два корабля изначально носили имена их создателей – «Конструктор Алексеев» и «Инженер Зайев». Остальным присваивались порядковые номера.
  • Яркие цвета имеют только теплоходы, курсирующие за рубежом: в Китае – красные, в Нидерландах – зеленые, а в Словакии – под цвет государственного флага (бело-сине-красные).
  • Рядом с Казанским речным и Нижегородским политехническим техникумами установлены памятники судам на подводных крыльях модели «Метеор».

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях


Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

Технические характеристики теплохода «Метеор»

Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке - 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

теплоход "Метеор" расход топлива

Высокий расход топлива теплоходом "Метеор" – существенный недостаток крылатого судна. Первые модели теплохода расходовали в час примерно 225 л дизельного топлива. Использование новых современных моторов сокращает этот показатель до 50 л в час.

Серийное производство теплохода «Метеор»

Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

скорость теплохода "Метеор"

Нижегородское конструкторское Бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало модификацию теплохода «Метор-2000», оборудованную импортными двигателями и комфортабельным салоном с кондиционерами. С 2007 года линия, производившая «Метеоры», реконструирована под производство новых теплоходов серии А45-1.

Технические характеристики

  • Длина: 34,6 м
  • Ширина: 9,5 м
  • Высота от основной линии: 6,25 м
  • Высота от уровня воды при ходе на крыльях: 6,78 м
  • Высота надводного борта: 0,42 м
  • Габаритная осадка на плаву: 2,35 м
  • Осадка при ходе на крыльях: 1,2 м
  • Полное водоизмещение: 53,4 т
  • Осадка по корпусу при полном водоизмещении: 1,05 м
  • Водоизмещение без груза: 36,4 т
  • Осадка по корпусу при водоизмещении без груза: 0,92 м
  • Эксплуатационная скорость: 65 км/ч
  • Максимальная скорость: 70 км/ч
  • Мореходность: 2 м
  • Мореходность при ходе на крыльях: 1,3 м
  • Дальность плавания: 600 км
  • Двигатели марки М400: 2*1100 л.с.
  • Число пассажиров:
  • 124 чел. (в салоне с облегченными креслами);
  • 116 чел. (в салоне со склоняющимися креслами)
  • Экипаж: 5 человек

Особенности:

  • три салона (носовой, средний и кормовой)
  • панорамные окна в носовой части
  • крейсерская скорость 70 км/ч

«Метеор» представляет собой скоростное судно, предназначенное для комфортных поездок в Петергоф или Кронштадт. К услугам пассажиров целых 3 больших салона общей вместимостью 120 человек. Каждый из них оборудован мягкими креслами и специальной аудиосистемой для проведения экскурсий. В носовой части есть панорамные окна, через которые удобно наблюдать за окружающей природой и городскими достопримечательностями. На борту есть бар со снэками и прохладительными напитками.

Длина теплохода составляет 34,6 м, ширина – 9,5. Максимальная скорость – 6 км/час. В устройстве можно распознать по 2 крыла и закрылка, за что его часто называют судном на подводных крыльях.

В настоящее время «Метеор» выполняет регулярные рейсы в пригороды СПб, но при желании его можно арендовать для проведения фуршета. Несмотря на то, что судно давно снято с производства, оно успело получить несколько модификаций.

Эксплуатационные характеристики

Максимальная скорость, которую способен развить катер, не превышает 75 км/ч. В автономном режиме «Метеор» способен преодолеть расстояние до 600 км. Катер обслуживают три члена экипажа. Количество пассажиров колеблется от 78 до 123 (в зависимости от модели).

Метеор - скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Система управления, расположенная в ходовой рубке, осуществляет контроль над всеми механизмами катера.

Безопасность на борту теплохода

Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

Появление «Метеора»

В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

"Метеор" теплоход на подводных крыльях

Экспериментальный теплоход «Метеор» в ходе испытаний в ноябре 1959 года прошел свой первый путь - от Горького до Феодосии. После зимовки в мае 1960 года «Метеор» вернулся в Горький. Успешный испытательный рейс судна позволил выставить пассажирский теплоход «Метеор» экспонатом на выставке речного флота в Москве для представления руководству Советского Союза. Демонстрация первого теплохода «Метеор» главе СССР Н.С. Хрущёву проходила под совместным управлением Р.Е. Алексеева и знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Конструкция

Теплоход на подводных крыльях «Метеор» - пассажирский, однопалубный, стреловидной формой с высокой обтекаемостью. Относится к классу «О» действующего Регистра речного транспорта.

Корпус выполнен из дюралюминия Д16 и Д16АТ, для отдельных деталей конструкции использована сталь. Судно имеет якорь, рулевой механизм, буксирное, швартовое и подъемное устройства. Управление осуществляется из ходовой рубки с применением дистанционных автоматизированных систем. На борту установлены громкоговорители, магнитный комплекс. Имеется радиосвязь.

Крыльевое устройство обеспечивает высокие показатели скорости. Носовые и кормовые несущие крылья выполнены из нержавеющей стали. Алюминиево-магниевые закрылки приварены к бортовым и днищевым стойкам носового крыла.

Пассажиры размещаются в трех салонах. В зависимости от модификации, кресла могут быть облегченными и склоняющимися. Круизные «Метеоры» рассчитаны на перевозку 124 человек. Носовой салон вмещает 26 пассажиров, средний – 42, в кормовом – 44 места. Дополнительно корабль имеет каюты для экипажа и пассажиров на 4 места. Кресла в салонах мягкие. Устройство судна «Союз» отличалось от других теплоходов на подводных крыльях: внутри располагались 50 кают на 4 места каждая.

Под крышей «Метеора» находится палуба, соединяющая кормовой и средний салоны. Также с нее можно пройти в туалет и машинное отделение. На борту имеется буфет и бар. Через панорамные окна в носовой части пассажиры могут любоваться речными пейзажами.

История

«Метеор» - уникальный проект ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Первый теплоход этой серии был выпущен в 1959 году Горьковским судостроительным заводом и успешно прошел ходовые испытания. Корабль прошел путь из Горького в Феодосию и обратно. В июне 1960 году судно представили председателю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. Проект впечатлил не только руководство страны, но и выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева.

Серийное производство «Метеоров» началось в 1961 году на Зеленодольском судостроительном заводе. За 30 лет производства было выпущено 400 теплоходов. Последние два судна «Метеор-2000» были спущены на воду в 2006 году, после чего производственную линию закрыли. В 2019 году ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева объявили о разработке нового поколения теплоходов на подводных крыльях, а два года спустя суда поступили в производство.

В советское время «Метеоры» не только курсировали по отечественным рекам, но и экспортировались в Китай, Италию, Грецию, Вьетнам, Марокко, Нидерланды и государства социалистического лагеря. Внутри страны корабли этой модели были окрашены в белый цвет.

В 60-70-х гг. прошлого века быстроходные теплоход на подводных крыльях были популярным видом общественного транспорта. Они ходили на внутригородских и пригородных рейсах (например, в Москве и Ленинграде), так и междугородних (например, из Волгограда в Саратов).

Названия речным судам стали присваивать в постсоветский период: изначально корабли ходили под номерами. В 2000-х годах многие «Метеоры» были списаны, часть переоборудована под кафе, видеосалоны и развлекательные центры. В Ахтубинске, Нижнем Новгороде и Казани теплоходы этой марки установлены на постаменты как памятники. Основная причина отказа от использования теплоходов – высокая стоимость эксплуатации и необходимость их модернизации.

Поездка на Метеоре, Восходе Ракете и Комете!


Всем привет!

Поездка на Метеоре Восходе Ракете и Комете… Звучит весьма интересно! Непонимающий человек (к примеру, иностранец) может подумать что я космонавт:) Речь, на самом деле, об очень интересных судах, построенных ещё в Советском Союзе. "Метеор", "Восход", "Ракета", "Комета" и некоторые другие… Всё это относится к катерам на подводных крыльях. Такие суда предназначены для эксплуатации на различных реках. Смысл в том, что при достижении судном определённой скорости, подъёмная сила, возникающая при обтекании водой подводных крыльев, достигает величин, способных приподнять корпус судна над поверхностью воды. То есть, единственное, что остается под водой, — это крылья. Такая конфигурация позволяет "прорезать" волны и развивать достаточно большую скорость.

Я уверен, что многие из вас не только никогда не катались на этих катерах, но даже и не знают о них. Так как я не живу в Санкт-Петербурге (а сегодня это самое популярное место, где можно встретить такие катера; если вам известны другие, — напишите об этом в комментариях!) и рос не в Советском Союзе, для меня это диковинка. На самом деле, я видел такое только на старых фото и видео. Прошлым летом я побывал в Петербурге, и мне довелось прокатиться на одном из таких катеров.

Какие модели данного типа ходят на сегодняшний день в Санкт-Петербурге? Хороший вопрос. Когда я туда приехал, все говорили о Метеорах. Я видел как они плывут по реке. Но когда я купил билеты и пришёл к причалу, изначально подумал, что мне не повезло. Мы подошли к причалу а там стоял небольшой катер "Восход". Я подумал, что было бы интересней поплыть на большом Метеоре! Но на самом деле, когда мы начали плыть, я начал осознавать тот факт, что плыву на более старом и более редком судне. Поэтому, счтаю, что мне действительно повезло! Предлагаю посмотреть несколько видео и фото, которые я прикрепил к этому посту. Вы заметите Восход на котором я плыл, и Метеор, на который мне разрешили зайти. Впечатление отличное, и я с удовольствием прокатился бы еще раз!

И корабль, и самолет

В 60-80-х годах прошлого века широкое распространение в СССР и многих странах социалистического содружества получили катера, получившие общее название «ракета».

Суда новой конструкции использовали принципиально новый принцип движения: на высокой скорости они были способны лететь над поверхностью воды благодаря особо сконструированным подводным крыльям. На низкой скорости они плыли как обычные корабли. Общее их название – суда на воздушной подушке.

Метеор - скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

К подобной серии относились теплоходы с романтическими названиями: «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость передвижения этих судов была довольно большой – до 150 км/ч. На борт они могли одновременно принять до 300 пассажиров.

История создания «Метеора»

Метеор - скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Первый экспериментальный «Метеор» спустили на воду в ноябре 1959 года. В массовом производстве он – с 1961 года; всего было выпущено более 400 катеров на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Двигатели

На судне установлены два дизельных двигателя модели М-400 и два – М-50ФЗ. Мощность каждого – 1100 л.с., количество оборотов в минуту – 1700. Основой для их разработки стали авиационные двигатели М-40 правого и левого вращения. Устройство имеет турбонаддув, реверсивную муфту и генератор. Двигатель двенадцатицилиндровый, четырехтактный.

Два дополнительных винтовых движителя имеют 5 лопастей с переменным шагом. Диаметр деталей – 710 мм. Запуск производится воздухом. Двигатели управляются дистанционно.

Теплоход работает от двух генераторов постоянного тока. Мощность каждого – 1 кВт, напряжение – 27,5 В. Размещаются устройства в основных двигателях. Бесперебойную подачу электричества гарантирует вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт при номинальном напряжении 28 В.

Для судовых нужд на теплоходе предусмотрен специальный аппарат. В его состав входят:

  • дизельный двигатель ручного и стартерного пуска мощностью 12 л.с., число оборотов в минуту – 1500;
  • генератор мощностью 5,6 кВт;
  • вихревой самовсасывающий насос;
  • компрессор.

"Метеор", Санкт-Петербург - отзыв


Технические характеристики

На катере установлены дизельные двигатели серии М-400 мощностью 1000 л.с. каждый. Работу силовой установки обеспечивают двигатель мощностью 12 л.с., генератор на 5,6 кВт и насос с компрессором. Приводят в движение катер два гребных винта.

Метеор - скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Крыльевое устройство состоит из расположенных под кормовой и носовой частями несущих крыльев, а также двух закрылков.

Водоизмещение «Метеора» составляет до 53, 5 тонн.

Описание СПК «Метеор»

Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

характеристики теплохода метеор

Три пассажирских салона на 124 человека, расположенные в носовой, кормовой и средней частях теплохода, оборудованы мягкими комфортными креслами и единой аудиосистемой для передачи информации пассажирам. В среднем салоне имеется бар, а в носовом салоне живописные окрестности проплывают за огромными панорамными окнами. Через палубу судна осуществляется проход между пассажирскими салонами, к туалету, в подсобное помещение и машинное отделение.

Описание "Метеора"

скорость катера метеор

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Интересные факты про "Метеор"

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые суда России", в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

История "Метеора"

катер метеор

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Метеор Петергоф - Санкт-Петербург и обратно ➖ билеты, цены, расписание ✔️ Но не стоит воспринимать Метеор как возможность совершить увлекательную прогулку.

В Петергоф можно добраться разными способами - автобусы, маршрутки, электричка. Но есть ещё один способ, который дороже всех остальных, но если вы едете из центра Санкт-Петербурга или наоборот возвращаетесь из Петергофа в центр города, этот вариант оказывается самым быстрым и комфортным.

Речь пойдет о Метеорах. Что это вообще такое, что за корабль:

Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.


В данный момент существует несколько компаний, которые перевозят пассажиров на метеорах. Метеоры этих компаний ничем особенным не отличаются друг от друга, ни внешне, ни своими

техническими характеристиками, ни стоимостью


Билеты на метеор можно купить онлайн, а можно в кассах на причале. Например, в Нижнем парке Петергофа есть несколько касс, где можно купить билеты


Взрослый билет стоит в среднем от 900 до 1000 рублей



А детский от 500 рублей


Причал в Петергофе довольно большой




На билете указывается номер причала, куда нужно подойти и ждать посадки на свой метеор


Метеоры отплывают и приплывают очень часто



буквально каждый 5-10 минут и это очень удобно, не нужно долго ждать


Видно, что все метеоры довольно старенькие. Но посмотрим, что внутри. Там довольно чисто



На некоторых метеорах билеты покупаются с местами, на некоторых - свободная рассадка



Кресла в метеоре довольно мягкие и комфортные, хотя с виду неказистые


Есть даже выдвижные столики, спрятанные в подлокотнике



Что касается поездки на метеоре, то она в итоге оказывается не такой увлекательной, какой может показаться на первый взгляд. Большую часть пути метеор идёт по Финскому заливу и ничего интересного, кроме воды вы не увидите



И небольшую часть пути мы проезжаем рядом с судоремонтным заводом


Ну и немного исторического центра Санкт-Петербурга




Вот так выглядит Сенатская пристань, куда причаливает метеор из Петергофа



Весь путь занимает минут 35-40 и если Залив спокоен, то метеор особо сильно не качает

В общем стоит понимать, что метеор - это лишь способ быстро добраться в Петергоф и из Петергофа в центр города


Большего ожидать от этой поездки не имеет смысла, чтобы не разочароваться. Чтобы получить эстетическое удовольствие стоит попробовать прогулку на других судах и проехаться непосредственно по рекам и каналам Питера.


Корабли На чтение 3 мин. Содержание

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

"Метеор", Санкт-Петербург - отзыв


История развития судов на подводных крыльях

Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

теплоход "Метеор"

В 40-е годы конструкторское бюро Германии под управлением Ганса фон Шертеля построило крылатое судно, развивающее скорость до 74 км/ч с грузом на борту в 20 тонн. В 50-е годы Шертель, основав в Швейцарии компанию «Супрамар», построил деревянное судно на частично погружённых крыльях, которое первым в мире совершало коммерческие перевозки 32 пассажиров между городами Италии и Швейцарии. В 1956 году по лицензии «Супрамара» фирма «Родригес» начала серийное производство судов РТ-20 на подводных крыльях для использования в море. РТ-20, имея водоизмещение в 32 тонны, перевозило 72 пассажира через пролив Мессинский, развивая скорость около 62 км/ч. За 20 лет «Супрамар» разработал серию моделей на частично погружённых подводных крыльях и по его лицензии было построено более 200 судов в Италии и Японии.

В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

Работа над "Метеором"

метеор безопасность на теплоходе

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Двигатель «Метеора»

Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

  • Дизельного двигателя, имеющего мощность 12 лошадиных сил при 1500 об/мин.
  • Генератора (5,6 кВт).
  • Компрессора.
  • Самовсасывающего вихревого насоса.

Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

"Метеор" безопасность на теплоходе

Электроэнергию в ходовом режиме подают два установленных на главных двигателях генератора постоянного тока с мощностью каждого по 1 кВт. Во время стоянки используется вспомогательный генератор, а также теплоход оснащён автоматом параллельной работы генератора с аккумуляторными батареями.

Схема теплохода Метеор

Быстрый способ добраться до Петергофа. Поездка по Финскому заливу. Стоит ли тратиться на метеор до Петергофа?

Опыт использования: 1700 рублей


– Как быстро добраться до Петергофа?

– По воде на «Метеоре»!

Решили убить 2 зайцев: добраться до Петергофа по воде и покататься по Финскому заливу. Стоимость услуг примерно равна по стоимости, поэтому хотели совместить приятное с полезным.

«Метеор» — серия теплоходов на подводных крыльях, предназначенный для скоростных перевозок пассажиров.

Доставкой людей на занимается несколько компаний в Петербурге. Вы можете заказать билеты через интернет или напрямую на пристани.

Теплоходы ходят каждый день с 10:00 до 18:00.

Время в пути – 45 минут.


Метеор до Петергофа


Билеты можно купить онлайн на сайте перевозчика. Хотите сэкономить? Покупайте билеты заранее через сайт.

Не хотите заказывать через интернет?

В центре города на каждом шагу стоят зазывалы. У каждого приготовлена индивидуальная скидка. Вы давно закончили учебу? Не беда! Вот тебе студенческая цена. Не устраивает? Тогда поедите по тарифу, как пенсионеры. Под руку доведут до кассы. Ты только заплати. Все для клиента.

Стоимость проезда зависит от перевозчика и желаемых времени и даты. В "верхний" туристический сезон придется заплатить больше. Поездка туда-обратно обойдется дешевле.

Разница в стоимости билетов у перевозчиков колеблется от 100 до 500 рублей.

Наша поездка обошлась в 1700 рублей за 2 человек. Один билет стоит 850 рублей. Купили билеты за 2 часа до отплытия.

При написании отзыва выяснилось следующее. Поездка состоялась в "нижний" сезон, когда туристический поток снижается. Оплату взяли по тарифу "верхнего" сезона.

На посадку советую прийти заранее: места около окон быстро разбирают. Как вариант можно прокатиться стоя на мостике. За обычную транспортировку нет смысла столько платить.

В теплоходе 3 салона: носовой, средний и кормовой.

Внутри салон оснащен удобными креслами. Кресла располагаются в три ряда. Выглядят слегка потрепанными. Повещены экраны, где транслируют рекламу. Мысленно надеялась, что при поездке услышу хоть какого-то гида.


Салон Метеора

Теплоход старенький. Внешняя обшивка потрепана. Краска вспучилась.


Поездка выдалась шумной. Двигатель заглушал рекламу, уши закладывало.

Во время поездки можно увидеть Эрмитаж, Кунсткамеру, стрелку Васильевского острова, стадион «Газпром Арена», стадион «Петровский».



Петропавловская крепость



Стадион Петровский


Стадион Газпром Арена


В Финском заливе можно наблюдать частные судна.



Звучит здорово! Правда все серое и мыльное. Окна грязные!

На борту работает бар, которым пользовались единицы.

В стоимость проезда не включен входной билет в Нижний парк. Придется постоять в очереди, если не купили билеты заранее.


Вид на причал Нижнего парка

Возвращались из Петергофа на маршрутке. Стоимость проезда около 80 рублей. Поездка заняла час. Путь понравился больше. Как же повезло жителям Ленинградской области! У вас настолько чистые и ухоженные окраины. В центре моего города такое не часто увидишь.

Добраться до Петергофа на Метеоре можно, если

- вам нужно быстро добраться до Петергофа без толкотни в транспорте и пробок на дорогах;

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Электропитание теплохода

катер метеор технические характеристики

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Читайте также: