Проспект обуховской обороны интересные места

Обновлено: 14.05.2024

Здесь действительно хорошие стерео-очки, и за них не надо платить отдельно. Вместе с очками дают ещё и мокрую салфетку, очень мило!

27 отзывов • Обуховской Обороны проспект, 223 • 8 (812) 362-23-00 • ежедневно с 10:00 до 23:00

Цены на вход кусаются, внутри холодно

44 отзыва • ₽₽ • Обуховской Обороны проспект, 120 лит Ш • 8 (812) 934-04-06 • круглосуточно

Недорогие и вкусные обеды за 200 рублей

18 отзывов • Невский проспект, 179/2 • 8 (812) 274-26-35

Скульптуры, которые раньше стояли в парке у Горьковской, теперь здесь, во дворике.

19 отзывов • Обуховской Обороны проспект, 120 лит Б • 8 (812) 380-83-79

Каток работает каждый день до 6 утра👍🏻В будние дни нужно уточнять расписание массовых катаний, так как на льду проходят тренировки и занятия. Вся…

19 отзывов • Обуховской Обороны проспект, 138к2 лит А • 8 (812) 244-40-54 • ежедневно с 09:00 до 22:00

В спорт-классе 495 руб - 1,5 ч на человека. Вполне нормальная цена для хорошей бани. Рекомендую!

9 отзывов • Леснозаводская, 3 • 8 (812) 362-31-59 • вс–пт с 08:00 до 14:15, с 15:15 до 23:00; сб с 09:00 до 14:15, с 15:15 до 23:00

Сестре нравится и это главное

Лаврский проезд, 5а • 8 (812) 274-26-35

Друзья, мы рады поделиться новостью о том, что в ежегодном конкурсе «Музейный Олимп» Государственный музей городской скульптуры стал лауреатом в двух…

4 отзыва • Обуховской Обороны проспект, 125 • 8 (812) 640-10-89 • будни с 11:00 до 19:00; сб с 09:00 до 23:00; вс с 09:00 до 22:00

Арендуйте зал для проведения мероприятий

2 отзыва • Ольминского, 9 • 8 (812) 703-01-93 • круглосуточно

В тропик Ra кто не бывал-Петербурга не видал!.Это все о нем. Супер цены и отличные спа пакеты .Сейчас в половину цены.Получается халява.А…

1 отзыв • Бабушкина, 135 • 8 (812) 362-44-97 • будни с 11:00 до 19:00

Замечательные творческие вечера по субботам в 16:00

1 отзыв • Обуховской Обороны проспект, 149 лит Р • 8 (812) 969-29-02 • выходные с 12:00 до 20:00

Обуховской Обороны проспект, 130 • 8 (812) 971-00-15 • будни с 14:00 до 22:00

Дайвинг клуб (Санкт-Петербург) осуществляет обучение дайвингу (подводное плавание с аквалангом), фридайвинг Курсы дайвинга в Санкт-Петербурге:…

Леснозаводская, 3 • 8 (812) 916-82-30 • ежедневно с 10:00 до 22:00

Дайв-клуб и магазин OKDIVE - снаряжение для дайвинга, подводной охоты, плавания и фридайвинга, обучение дайвингу и подводной охоте, организация и…

Обуховской Обороны проспект, 93 • 8 (812) 915-43-16 • ежедневно с 11:00 до 23:00

Здесь можно быстро и недорого перекусить как в одиночестве, так и с друзьями или семьей. В истинных пивных традициях для вас приготовили разнообразное…

Александра Невского площадь, 2 • 8 (812) 274-20-19 • ежедневно с 10:00 до 23:00

Центр Ария Spa собрал лучшие традиции западного, восточного и русского банного отдыха. Уникальный дизайн интерьера органично соединяет различные по…

Бабушкина, 98а • 8 (812) 927-81-77 • круглосуточно

Обуховской Обороны проспект, 149 лит Д • 8 (812) 716-76-03 • круглосуточно

Дом и семья Выходные с детьми Дачники Дизайн интерьеров Дневники путешествий Животные Жилищный вопрос Здоровье Кулинария Любовь и секс Путешествия…

Ивановская, 7 • 8 (812) 703-40-40 • будни с 09:30 до 13:00, с 13:30 до 19:30; выходные с 09:30 до 13:00, с 13:30 до 17:30

Обуховской Обороны проспект, 89 • 8 (812) 922-17-73 • круглосуточно

Сауна раположена в Невском районе, неподалеку от метро Елизаровская! Посетив оздоровительный центр «Водопад», вы сможете окунуться в атмосферу Египта.…

Обуховской Обороны проспект, 120 лит Б • 8 (812) 930-47-62 • будни с 16:00 до 21:00; выходные с 11:00 до 21:00

проспект Обуховской Обороны, 86К • 8 (800) 551-96-07 • круглосуточно

Интернет-магазин детских книг и развивающих игрушек. Доставка во все регионы РФ. У нас вы найдете более 30000 детских книг и игрушек для всех…

Невский проспект, д. 173, оф. 1 • 8 (812) 271-79-76 • будни с 10:00 до 18:00

Шлиссельбургский проспект, 3-7 • 8 (921) 776-86-05 • ежедневно с 10:00 до 21:00

Александра Невского площадь, 2 • 8 (812) 931-56-76 • ежедневно с 09:00 до 21:00

Обуховской Обороны проспект, 105 • 8 (812) 365-47-01 • вт–вс с 10:00 до 18:00

Обуховской Обороны проспект, 120 лит Б • 8 (812) 954-14-73 • будни с 15:00 до 23:00; выходные с 11:00 до 23:00

Батут-центр «Снежный Барс» предлагает Вам получить незабываемые впечатления от прыжков на батуте! Прыжки на батуте в Санкт-Петербурге - батут-центр…

Интересные факты
  • куда пойти
  • что поделать
  • развлечения
  • где отдохнуть

Самые популярные особенности найденных мест: обзорная экскурсия, экскурсии для школьников, депиляция, татуаж, наращивание ногтей, грузинская кухня, постная еда, европейская кухня.

Развлечение — деятельность ради удовольствия, проведение досуга.

Имеет и другие названия — потеха, забава и так далее.

Бывают индивидуальными и групповыми, различаются по энергозатратности.

Добавить бизнес — бесплатная реклама вашей организации на HipDir.

Факт, прославивший проспект

В 2003 году очень известный, скажем по “Секрету”, коренной петербуржец Максим Леонидович Леонидов выпустил диск “Hippopotazm”, который содержит песню “Проспект Обуховской Обороны”. Данная композиция вошла и в один из следующих альбомов автора “Мир для Марии”.

На берегах Невы. Часть 8. Фарфоровская набережная

В предыдущей седьмой части этой серии я писал о Невском Пятачке . А теперь перенесёмся в Питер.

Фарфоровской набережной иногда называли участок Шлиссельбургского проспекта (сейчас – проспект Обуховской Обороны) около Императорского фарфорового завода. Здесь в значительной степени сохранился уголок старого Петербурга – Ленинграда. Главной и почти единственной потерей является церковь Преображения Господня, построенная для рабочих Императорского фарфорового завода (ИФЗ). Церковь стояла у самой воды на берегу Невы, примерно напротив того места, где сейчас находятся музей и магазин ИФЗ. От церкви, снесённой в 1932 году, не осталось вообще ничего.

Здесь стояла Преображенская церковь Здесь стояла Преображенская церковь

Двухуровневая Фарфоровская набережная была построена в середине 1920-х годов по проекту известного архитектора В.А.Витмана. Верхний уровень, как и сейчас, представлял собой проезжую часть. Здесь появилась красивая терраса, с которой можно любоваться видом на Неву.

Фарфоровская набережная Фарфоровская набережная

А на нижнем уровне располагались речные причалы. Для спуска к причалам были построены пандусы для транспорта и гранитные лестницы для пешеходов. Для спуска пассажиров к воде и низким судам также появились лестницы.

Пассажирская пристань. Фотография сделана около 1930 года. Вдали видна Преображенская церковь. Володарского моста ещё нет Пассажирская пристань. Фотография сделана около 1930 года. Вдали видна Преображенская церковь. Володарского моста ещё нет То же место в наши дни То же место в наши дни

В конце 1950-х годов Фарфоровская набережная использовалась как грузовой порт. К берегу был пришвартован плавкран, а к плавкрану швартовали баржи (тогда ещё несамоходные) с сыпучими грузами. Плавкран перегружал гальку, песок или щебень в самосвалы и те развозили грузы по ленинградским стройкам. Изредка причаливал речной трамвайчик. А никому не ненужные терраса и лестницы медленно разрушались…

Потом грузовой порт перенесли на правый берег Невы, трамвайчик исчез, а Фарфоровская набережная оказалась заброшенной окончательно. За почти сто лет многое оказалось разрушенным. Но в последние годы неспешно, но идут работы по восстановлению. Отреставрирована терраса, объявленная объектом культурного наследия, приведены в порядок некоторые лестницы. Увы, к набережной в 2018 году пришвартовали фантастически уродливое сооружение – плавучий развлекательный центр Серебряный Кит, построенный в Питере для московского заказчика. Но московские власти отказались принять это убожество, и Кит стоит на Неве в ожидании неизвестно чего.

Интересные места

Несмотря на центральное расположение, на п роспекте находятся и работают промышленные предприятия, построенные здесь задолго до революции. В целом, эти края славятся такими историческими и культурными объектами, как:

  • Троицкая церковь “Кулич и Пасха”, возведенная в 1785 году архитектором Николаем Александровичем Львововым.
  • Императорский Фарфоровый завод, спроектированный инженером Доримедонтом Доримедонтовичем Соколовым в 1744 году.
  • Самый высокий 37-этажный жилой комплекс в Санкт-Петербурге "Князь Александр Невский" 2013 года постройки.
  • Первый жилой небоскреб высотой 125 метров.
  • Парк культуры имени Бабушкина.
  • Сад "Куракина Дача" пейзажного типа. Здесь когда-то располагалось имение князей братьев Куракиных. 14 сентября 2016 года парк открыт после реконструкции.

Фотопрогулка по Ленинграду 1973 года (смотрим старые фото и вспоминаем, каким тогда был город)

Приветствую вас, дорогие мои любители истории Санкт-Петербурга и Ленинграда!

Традиционно, каждый понедельник, я публикую свежий выпуск прогулок по старому доброму Ленинграду. На очереди у нас 1973 год.

На сцене отжигает белорусский ансамбль "Песняры", в телевизоре показывают "Семнадцать мгновений весны", а на дорогах страны начинает появляться легендарный джип УАЗ-469, потомки которого с незначительными изменениями выпускаются и в наши дни.

Ну а мы отправляемся гулять по родному Ленинграду!

В 1973 году в Ленинграде открыли новый аэровокзал "Пулково" - он стал крупнейшим в стране на тот момент и позволял обслуживать до 2650 пассажиров в час. За характерную необычную форму крыши у аэропорта появилось прозвище "Пять стаканов".

Петербургские Молохи. Проспект Обуховской Обороны, часть 2.

Продолжаем поход по проспекту Обуховской Обороны - самой большой промзоне в дореволюционной России. Первая часть здесь, вторую начнём там же, где остановились.

Итак, позади остались живописнейшие краснокирпичные корпуса стеариновой фабрики (ныне "Невская косметика") и мануфактуры Максвелла (ныне фабрика "Рабочий"), и по левую руку открывается пространство Невы. За Невой, впрочем, тоже индастриал - только бетонно-советский:

А по правую руку начинается Пролетарский завод - один из трёх главных в Обуховской промзоне:

Кроме того, он и старейший в этих краях - основан в 1824-26 годах как Александровский чугунолитейный (по названию села Александровское, которое находилось здесь в те годы) под руководством инженера Матвея Кларка. В железнодорожную эру завод стал одним из главных поставщиков техники для российских магистралей - так, в 1845 году здесь был построен первый отечествеенный паровоз, а с 1850-х налажен выпуск вагонов. В 1922 году завод стал Пролетарским, а ныне основная его продукция - судовое оборудование.
На Неву глядят корпуса 1820-х годов (в том числе дом директора на кадре выше), здание слесарной мастерской немного напоминает промышленную архитектуру Урала:

А длинный корпус за ней - чистейший петербургский классицизм. Есть версия, что к этим цехам приложил руку сам Василий Стасов, с которым дружил Кларк. Корпуса конца 19 века (включая водонапорную башню) все в глубине территории, что ещё удивительнее - довольно редко у старых заводов всё самое интересное на фасаде.

Была у Александровского завода и ещё одна специализация - здесь отливали чугунные ограды, решётки, статуи. Например, украшения Московских и Нарвских ворот, или шестёрка лошадей над аркой Генштаба. Парочку львов и для себя не забыли:

Напротив Пролетарского ДК - навигационные знаки. Я знал, что бывают светофоры для судов, но здесь увидел их впервые:

Проспект окончательно становится набережной, проходя по самому берегу Невы. На той стороне Петербург сменяется Ленинградом у Володарского моста:

Напротив - мрачноватые пролетарские дома, то ли предреволюционные, то ли 1930-х годов:

Набережная с гранитными стенками, кованными оградами, опустевшими пристанями внизу выглядит очень капитально. Но по словам periskop.su , расцвет этого района пришёлся на 1940-60-е годы, последние же сорок лет, когда жизнь рядом с заводами становится всё менее популярной, продолжается его деградация. Трава, прорастающая сквозь плиты набережной, очень наглядно это иллюстрирует:

За рекой ещё две очень красивые фабрики - шерстяная мануфактура "Торнтон" (1844, корпуса конца 19 века):

И бумажная фабрика Варгуниных (те самые основатели вечерней школы для рабочих, о которой говорилось в прошлой части) - по-моему, один из самых красивых промышленный ансамблей в России:

Чуть дальше - Ломоносовский фарфоровый завод (изначально - Императорский), увидеть который во всей красе мне не удалось из-за реставрации. Между тем, здание 1780-х годов можно принять за дворец в стиле позднего классицизма. Завод был основан в 1744 году, и с тех пор остаётся одним из главных художественных придприятий России - его изделия популярны среди иностранцев, ЛФЗ не бедствовал даже в 1990-е годы. По словам Перископа, самый дорогой петербургский фарфор - времён Гражданской войны, просто потому, что производилось его в это время крайне мало, и каждый экземпляр - редкость.

А вот и Володарский мост - предпоследний из невских мостов Петербурга, как по расположению, так и по времени постройки (1985-93, на месте моста 1930-х годов). За мостом - "ворота" с двумя свечками 1970-х годов. Советская архитектура Ленинграда - отдельная и очень интересная тема:

С другой стороны Володарский призывает с небес то ли дождь, то ли Мировой Пожар. Памятник работы Манизера поставлен в 1925 году, практически на том месте, где Моисей Гольдштейн (так революционера звали на самом деле) был застрелен в 1918 году.

А впереди хорошо виден Речной вокзал с вереницей круизных теплоходов, которые приходят в Петербург по рекам и каналам со всей Европейской России. Само здание вокзала я уже показывал в посте "Нева и её обитатели":

За теплоходами показываются пилоны Большого Обуховского моста - первого неразводного моста через Неву в черте Петербурга (открыт в 2004 году). О нём я расскажу в другом посте, скажу лишь, что его открытие стало для Петербурга прорывом - ведь раньше попасть с одного берега на другой, когда разведены мосты, можно было только почти что через Шлиссельбург.

За Невой - сталинские дома и трубы ТЭЦ-5:

За поворотом ещё два интересных здания:

Одна из красивейших в Петербурге водонапорная башня, входившая в инфраструктуру Обуховского завода:

И старый корпус ТЭЦ-5, она же ГРЭС "Уткина Заводь" (1914-1920) - одна из первых электростанций Петербурга, остановленная совсем недавно после почти века непрерывной работы - даже часть оборудования сохранилась с 1920-х годов. На фотографиях прошлых лет её здание венчали невысокие трубы. Новая ТЭЦ-5 построена по соседству (первый энергоблок пущен в 2006 году), а "старушку" (как сами работники называют этот корпус), возможно, сделают музеем:

В пяти минутах ходьбы за Речным вокзалом примечателен Комбинат цветной печати. До революции он назывался гораздо интереснее - Императорская карточная фабрика. Построенная в 1817-20 годах как часть Александровской мануфактуры, в 19 веке она монопольно производила игральные карты, доход с продажи которых шёл в казну. Учитывая нравы тех времён, когда картёжничество среди дворян и купцов стояло в одном ряду с пьянством, рентабельность у неё была, наверное, не ниже, чем у чугунолитейных заводов. В 1860-е годы сама мануфактура закрылась, а карточная фабрика продолжила действовать и даже обзавелась новыми корпусами. Скоро их, весьма вероятно, снесут. Что стало с самим Комбинатом цветной печати - не знаю: то ли умер, то ли перенесён.

Ещё немного - и мы вышли к метро "Пролетарская", чей вестибюль мне кажется одним из интереснейших образцов позднесоветской архитектуры:

Отсюда, с "Пролетарской", я и уехал обратно в центр - но сначала решил пройти немного вперёд, где находится сам Обуховской завод, давший название проспекту. От метро прекрасно виден дом заводского начальника (1810), по другим данным - завозный двор:

А по третьим - конюшни усадьбы генерала Вяземского (1780-е). Весьма вероятно, что просто здание, входившее в комплекс усадьбы и двух заводов, сменило все три функции. Практически напротив стоит и другая усадебная постройка, одна из интереснейших церквей Петербурга - Кулич-и-Пасха:

От церкви уже хорошо виден корпус Обуховского завода между проспектом и Невой:

Александровская мануфактура на этом месте был основана Павлом Первым ещё в 1798 году, и именно из неё выросла Карточная фабрика. Но как уже говорилось, в 1863 году мануфактура обанкротилась, и на её площадке Павел Обухов и Николай Путилов основали новый завод. Оба они были не только предпринимателями, но и инженерами-металлургами высочайшего класса, Путилов в 1854-55 годах выстроил целый флот канонерок и корветов - при том, что до него Россия вообще не имела опыта строительства винтовых кораблей, а с их единственными обладателями вела безнадёжную войну. Обухов же своими разработками в области оружейной стали вывел качество российских винтовок и пушек на совершенно новый уровень. В общем, такие люди плохого бы не построили: завод стал одним из флагманов российской металлургии, производил детали орудий и двигателей, боеприпасы, броню, а в начале ХХ века - ещё и оптические приборы, почти всё на нужды "оборонки". К 1914 году здесь работало более 10 тысяч человек, а в 1901 году на заводе произошла забастовка, кончившаяся столкновениями с полицией - та самая Обуховская Оборона.
По переулочку, мимо советских корпусов, спустимся к проходной:

Сама проходная и один из старых цехов:

Великолепная водонапорная башня, которую я сначала принял за доменную печь 18 века:

На проспект выходит фабрика-кухня 1920-х годов, ныне пекарня (что очень по-ленинградски - в Питере сохранилось как минимум три хлебзавода в стиле конструктивизма):

Но больше всего впечатляет, конечно, длинный ребристый корпус 1890-х, вытянувшийся вдоль проспекта:

Ещё одна водонапорка:

Как я понял - заводская контора 1860-х:

Чуть дальше - заводская больница (1897):

А вот заводская церковь апостола Павла (1817-26), построенная ещё при Александровской мануфактуре, не пережила советских времён:

Здесь историческая промзона заканчивается, хотя производства тянутся и дальше - например, ТЭЦ, да и сам завод вытянут вдоль Невы почти на 2 километра, до самого Большого Обуховского моста. На дальнюю часть промзоны, а также на всё, показанное уже в этих постах, в следующей части полюбуемся с Невы.
Пока же возвращаемся на "Пролетарскую":

И в целом, я бы сказал, что проспект Обуховской Обороны - это такой тёмный антипод Невского, его фабричный собрат. Выходя из площади Александра Невского в разные стороны, два проспекта наглядно иллюстрируют две стороны "прекрасной эпохи", одна из которых вскоре стала Белыми, а другая - Красными.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.

Петербургские Молохи. Проспект Обуховской Обороны, часть 1.

Продолжаю рассказ о старопромышленном Петербурге. В сущности, всё показанное в прошлых постах - лишь прелюдия к двум главным питерским промзонам, в которых сосредоточена большая часть его старых заводов и фабрик. Они прекрасно видны на карте - первая вдоль Обводного канала, вторая - вдоль Невы выше центра. Мы с periskop.su прошли их обе, и про каждую из них будет рассказ из трёх постов.
Сначала отправимся в сторону Обухова - это самая большая промзона Российской империи, почти непрерывная 11-километровая цепочка заводов и фабрик. В первых двух частях пройдём её по проспекту Обуховской Обороны, в третьей - полюбуемся теми же местами с Невы.

Маршрут получился не совсем линейный - сначала я поехал на "Елизаровскую", откуда надо было пройти этак с полкилометра назад, в сторону центра, к Невскому метизному заводу, где мне и предстояло встретиться с Перископом:

Завод глядит на Перевозную набережную - как следует из названия, там находился некогда перевоз, ведь мосты в этой части города начали строить лишь в советское время. Перископ пригласил меня в офис в одной из заводских пристроек, напоил чаем, провёл инструктаж по карте, а дальше я осторожно сходил непосредственно на заводскую территорию.

Надо заметить, на действующем заводе, пускай и занимающем буквально одно здание, мне доводилось бывать мягко говоря нечасто. Фотографировать здесь, конечно, запрещено, но сам факт присутствия постороннего из-за того, что часть зданий арендуют офисы, ещё допустим.

Завод был основан в 1896 году купцом Аристовым, и тогда же возведены его корпуса и труба. Но много и советских элементов. Вот просто фотографии с заводского двора - это гораздо зрелищнее, чем виды снаружи или внутренности недействующего завода.

Завод - по сути одно здание сложной формы, имеет три дворика: маленький у Невы, Г-образный в глубине, квадратный с противоположной Неве стороны. Здесь немало артефактов вроде деревянных ворот 1930-х годов или старинных подвесных часов, правда вот советскую надпись "Ленинградский сталепрокатный завод" недавно сняли:

Рабочий день закончился, и мы с Перископом покинули офис. Начали поход мы в ближайших окрестностя Метизного завода - рядом с ним стоит вот такая казарма под снос с деревянной будкой на крыше:

По соседству ещё одна, почти такая же казарма - но целая и обитаемая:

Гнетущий дух старых рабочих окраин. Пролетарские слободки, особенно рядом с по сей день работающими заводами - одни из самых "атмосферных" районов. Вот только слишком эта атмосфера тяжёлая, в прямом и переносном смысле. Не каждый вынесет.

Дома на проспекте Обуховской Обороны, Метизный завод остался за спиной:

Проспект Обуховской Обороны, выходящий из площади Александра Невского (то есть фактически это продолжение Невского), возник почти одновременно с городом как Шлиссельбургская дорога, далее переходившая в тракт на Архангельск. Вллоть до рубежа 19-20 веков это была загородная территория, село Александровка. Однако из-за близости к Неве именно здесь особенно активно строились заводы, и постепенно, через промзону, эту территорию поглотил город. В 1882-1922 годах здесь ходил даже паровой трамвай - вторая в Российской империи линия этого транспорта (после Большой Фонтанской дороги в Одессе). Название проспекта вызывает ассоциации с Великой Отечественной, но на самом деле Обуховская Оборона - беспорядки на Обуховском сталелитейном заводе 7 мая 1901 года.
Выйдя на проспект, сначала мы прошли немного в сторону центра. В кадре - прокатный цех судостроительного завода Семянникова и Полетики (1863)в:

Ныне он называется иначе - Невский завод. Это один из петербургских гигантов вроде Кировского или Ижорского завода. Его основал в 1857 году английский предприниматель Томпсон, а затем выкупили золотопромышленники Семянников и Полетика. Тракт делил территорию завода пополам, и у Невы находились стапеля, а за дорогой - механическое и литейное производство. Через петербургские мосты не могло пройти судно с водоизмещение более 8000 тонн, поэтому Невский завод строил в основном корабли среднего класса, а в 1869 года наладил и производство паровозов (в том числе уже упомянутых паровых трамваев). Впрочем, при первых владельцах завод постоянно был на грани банкротства, после их смерти обанкротился совсем, в 1888 году был выкуплен инженером В. Титовым (не путать с инженером П. Титовым - гениальным судостроителем, который здесь тоже работал), реорганизован, и продан государству, которое с оборонным производством справилось намного лучше частных предпринимателей. К началу ХХ века завод сделался ведущим производителем миноносцев - среди его "изделий" был и легендарный "Стерегущий", один из 27 миноносцев класса "Сокол", здесь же строились первые в России подводные лодки (достраивавшиеся потом в Николаеве), ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" (не атомные, но атомная пара названа именно в их честь) - подробнее история завода рассказана у babs71. А ещё завод прославился вот чем:

Разделение проспектом сыграло роль и в ХХ веке: судостроительная часть отмерла, а механическая продолжила развитие, и ныне это один из представителей главной промышленной специализации Петербурга - энергетического машиностроения. Гигантский бетонный корпус 1970-х годов очень внушителен, но и за ним видны старинные цеха:

У завода роскошный административный корпус (1867) - пожалуй, я бы его поставил на третьем места после Адмиралтейства и старой конторы Ижорского завода:

Вообще, парадные фасады заводских зданий стали популярны лишь в советское время. До революции это была большая редкость, навскидку за пределами Петербурга вспоминаются только Ижевск, хотя наверное есть и ещё. У завода - один из первых в СССР памятник Ленину (с листовкой):

На другой стороне - ДК, кондовейшие 1970-е:

Идём по проспекту на юг. Практически напротив квартала с метизным заводом - Невский рынок:

В одном из по-пролетарски мрачных дворов справа от проспекта.

. уже лет 10-15 стоит Гнилой Зуб - дом причта у бывшей Смоленской церкви (1879-82) в глубине двора. Церковь, выходившая на проспект, снесена в 1934 году - теперь на её месте сквер. Из двух деревянных домов один сгорел уже в постсоветское время, и его каменные фрагменты так и стоят во дворе.

Практически напротив, между проспектом и Невой - Александро-Невская мануфактура, одна из текстильных фабрик, которых в металлургическо-машиностроительном Петербурге тоже было немало. Примечательна она тем, что это один из первых в Питере лофт, то есть фабрика, переделанная в офис. В Москве таких уже десятки, но Петербург в ближайшие годы столицу догонит и перегонит.

Основана в 1837 году купцом Палем, потомки которого владели фабрикой влоть до революции. Название бизнес-центра аналогично название фабрики. Территория выглядит очень уютно:

Прямо на территории лофта находится пристань аквабуса. За рекой - трубы завода "Пигмент", основанный в 1839 году - одно из старейших химических предприятий в России. Просматривается островерхая крыша дореволюционного корпуса:

Впрочем, намного лучше "Пигмент" виден от метизного завода:

Выше по течению - одна из гигантских советских ТЭЦ, которые здесь не менее грандиозны, чем в Москве:

А ниже (т.е. ближе к центру) - Финляндский мост (1910-12). Это был первый железнодорожный мост через Неву, а до этого железная дорога в Финляндию была абсолютно изолирована от других железных дорог страны, и чтобы попасть из Москвы и Гельсингфорс, надо было проехать или пройти с одного вокзала на другой. Кроме того, это фактически два моста, причём один из них подъёмный, а другой - разводной. На заднем плане - телебашня и две трубы ТЭЦ-2, основанной ещё в 1898 году (о которой я уже писал).

Опять выходим на проспект, и здесь со стороны Невы находится бывшая Громовская лесобиржа, а ныне катушечный завод.

Фирменно питерская труба - граненная и с капителью:

А напротив - симпатичные сталинские домики, которые очень легко приписать пленным немцам. На самом деле всё куда интереснее - это Палевский жилмассив (1925-26), один из первых опытов советского градостроительства. Название - от всё того же купца Паля, а точнее Палевского проспекта, который вёл к его мануфактуре.

Жилмассив состоит из домов двух типов - обычных многоквартирных трёхэтажек и двухэтажных коттеджей. Вторые тоже многоквартирные, но там каждая квартира имеет собственный выход на улицу:

Местами в Палевском очень уютные дворики - как мне рассказали в хостеле, местные жители просто сами скинулись и благоустроили двор. Если это правда (а я совсем не уверен) - это тоже один из первых опытов в постсоветской России. Но выглядит замечательно и очень по-русски: чтобы плиточная дорожка с оградкой, а за оградкой - не газон, а луг.

Интересно, что в жилмассиве почти нет одинаковых домов. Зато есть всякие постройки типа фабрики-кухни. Атмосфера пролетарского городка из старых добрых советских фильмов очень сильна - заглавный кадр тоже снят здесь. Подробнее читайте у babs71.

К Палевскому примыкает Крупа, или ДК имени Крупской (памятник оной виден) - один из лучших образцов ленинградского конструктивизма (1926-28), ныне более всего известный своим книжным рынком (то есть "постоянно действующей ярмаркой"). Вот и тот же Перископ периодически постит что-нибудь интерсное из книг, купленных "на Крупе".

По левую руку, вдоль Невы - корпуса стеариновой фабрики (основана в 1839 году, ныне "Невская косметика"), едва ли не самого эффектного предприятия на проспекте. Мы даже приняли её за Пролетарский завод, который оказался несколько дальше. Ещё интереснее виды с Невы, которые я покажу в другом посте.

Рядом - текстильная фабрика "Рабочий", выросшая из Спасской и Петровской мануфактур Максвелла (1844, корпуса 1890-х). Здесь теперь тоже лофт, на территорию можно проникнуть:

На боковой улице Ткачей - здание Вечерней школы для рабочих (1890-14), основанной фабрикантом Николаем Варгуниным. Помимо того, что это одно из первых в импери подобных заведений, она ещё и примечательна своим преподавательским составом - школу плотно окучили революционерки, работавшие там учителями, в том числе сама Надежда Крупская.

А вокруг - всё те же беспросветные фабричные кварталы, где так и слышишь в воздухе "Интернационал" и "Марсельезу":

"Вставай, проклятьем заклейменный,
Голодный, угнетенённый люд. "
В таких местах отчётливо понимаешь, что значат эти слова, хотя прошло уже сто лет, да и райончик не самый худший.

Здесь пока и остановимся, до следующей части.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.

Проспект Обуховской Обороны в Санкт-Петербурге

Б. Патерсен. "Вид окраины Петербурга у фарфорового завода". Конец XVIII века, источник фото: Wikimedia Commons
Троицкая церковь "Кулич и пасха", источник фото: Wikimedia Commons, Автор: VVV-spb
Часовня снесённой церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости, источник фото: Wikimedia Commons, Автор: Borisov2011
Большой Обуховский мост, соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную, источник фото: Wikimedia Commons, Автор: Black leon
Большой Обуховский мост, один из самых длинных мостов России, источник фото: Wikimedia Commons, Автор: Anton Vaganov
Императорский фарфоровый завод 1904 г., источник фото: Wikimedia Commons, Автор: name lost

Проспект Обуховской Обороны является старинным и самым длинным в городе на Неве. Он растягивается на одиннадцать километров с площади Александра Невского до Шлиссельбургского проспекта. Он проходит вдоль левого берега Невы, то удаляясь от реки, то превращаясь в набережную. В некоторых местах он фактически становится набережными.

Своим названием проспект обязан бунту. Седьмого мая 1901 года трудящиеся Обуховского сталелитейного завода не вышли на работу и выступили с требованиями по улучшению условий труда. Противостояние переросло в стычку с полицией. На помощь бастующим пришли рабочие соседних заводов. К сожалению, была пролита кровь с обеих сторон.

В течение длительного времени данная набережная не имела благоустройства. Лишь в 1926-1928 годах на участке между Фарфоровым и Пролетарским заводами возвели двухъярусную каменную набережную, гранитные спуски, смотровые площадки, откуда открывались замечательные виды на Неву. Нижний ярус набережной планировалось использовать для перевалки грузов, верхний – пешеходный.

В 1952 году удалось разрозненные части “сложить как пазлы” в единую трассу под названием проспект Обуховской обороны. С тех пор он является непобедимым лидером по протяжённости среди всех магистралей внутренней застройки Санкт-Петербурга.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое»

ДК имени Ленина. Пр.Обуховской обороны, 223. Дворцы культуры строились как районные, так и для отдельных крупных предприятий. В 1927-1929 гг. было построено здание дворца культуры завода «Большевик» (Обуховского) по проекту арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейха. Это малоизвестное произведение эпохи конструктивизма тем не менее одно из самых ярких и запоминающихся зданий той эпохи.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №1

Музей "Невская застава" в доме Шелгунова. Ново-Александровская ул., 23. Музей располагается в чудом уцелевшем типовой доме, построенном для рабочих Обуховского завода в конце 19 века. Непродолжительное время в 1894-95 гг здесь жил Василий Шелгунов, известный большевик, в гостях у которого часто бывал Ленин, здесь же проводились собрания нелегальных марксистских кружков. Экспозицию, отражающую важнейшие вехи истории района с глубокой древности до наших дней, составляют 22 тысячи единиц хранения; в залах музея можно увидеть предметы XVII - XX веков; а в теплое время года проводятся пешеходные экскурсии по району.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №2

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №3

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №4

Еврейское кладбище. Среди известных людей, похороненных на кладбище- скульптор Марк Антокольский, революционерка Вера Слуцкая, барон Давид Гинцбург, железнодорожные магнаты Абрам Варшавский и Самуил Поляков, архитектор Борис Гиршович, отец бывшего Полпреда Иосиф Клебанов, мать и брат Александра Розенбаума.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №5

Троицкая церковь "Кулич и Пасха". Проспект Обуховской обороны, д. 235. Ансамбль церкви- архитектурная шутка выдающегося архитектора и новатора Н.Львова. Храм построен в 1780е годы в форме кулича, а колокольня- в форме пасхи. Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным. Для молящихся в храме было мало места, поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. С марта 1938 храм был закрыт, церковные ценности были изъяты и бесследно исчезли. А здание стало использоваться под клуб и библиотеку. Однако весной 1946 храм был приведен в порядок и вновь открыт для богослужения. С того времени здесь хранится хранится спасенный Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками, которая прославилась в 1888 году в Петербурге, и хранилась в Скорбященской часовне в самом начале Шлиссельбургского тракта.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №6

Музей истории Обуховского завода. пр. Обуховской Обороны, 120. Обуховский завод- одно из крупнейших городских промышленных предприятий, имеющее богатую историю и открывшее в 2013 году собственный музей. Сейчас музейная экспозиция разделена на несколько залов, каждый из которых освещает конкретную эпоху развития завода. Здесь можно увидеть фрагмент интерьера кабинета руководителя предприятия, продукцию завода, образцы военной техники, план завода 1917г., портреты основателей завода, а также узнать об их характерах и судьбах. Перед входом в музей- парные скульптуры львов- копии тех, что установлены в Павловске.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №7

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №8

Большой Обуховский (Вантовый) мост. Первый неразводной мост через Неву и самый большой в Санкт-Петербурге по величине перекрываемого пролёта (382 м), а также самый большой мост через Неву был открыт в 2004 году. Из-за конструкции в просторечии также называется просто Вантовым, хотя официальное название ему выбирали на общегородском конкурсе. В 2006 году на только что построенном левобережном пилоне второй очереди моста была установлена новогодняя ёлка. Благодаря пилону, она стала самой высокой новогодней ёлкой города.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №9

Жилой комплекс "Князь Александр Невский". пр. Обуховской Обороны, 138 к.2. Построенный к 2012 году 37-этажный Жилой комплекс высотой 128 метров стал первым по высоте жилым зданием в городе и до сих пор удерживает эти позиции. Благодаря названию в доме работает часовня и музей св. блг.князя Александра Невского.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №10

Дом Зотова. Рыбацкий пр.,5. Дом известного рыбацкого рыбопромышленника, построенный в 1837 году. Дом был очень похож на Уткину дачу на Охте, однако, сегодня от него остаются одни руины. При этом дом разрушила не война, а расселение старого Рыбацкого в 1980е годы, когда было решено создать здесь новый район массовой жилой застройки.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №11

Мемориальная стела добровольцам 1789 г. Напротив Рыбацкого пр.,19. Стела установлена в 1789 году по проекту Антонио Ринальди в знак благодарности за то, что после объявления Швецией войны России крестьяне-рыбаки из Рыбацкого решили послать каждого пятого своего мужика в помощь морякам на Балтику. Время для войны шведский король выбрал подходящее- шла война с Турцией, и основные войска были сосредоточены на юге. Но благодаря сформированному народному ополчению, которое вышло из Петербурга на галерах под руководством адмирала Чичагова, шведы были наголову разбиты. В 1954 г. при реставрации на монументе заменили доску, где слова «Императрица и Отечество» были заменены на «Родину».

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №12

Реплика училищного дома. Рыбацкий пр.,18. Училищный дом села Рыбацкое, построенный в 1909 году и до недавних пор остававшийся одним из немногих осколков былого Рыбацкого, несколько лет назад снесли для того, чтобы возвести вместо него реплику, хотя здание было важным и с исторической точки зрения- во время войны в здании помещался штаб 55 армии. Ныне предполагается размещение здесь бизнес-центра.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №13

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Рыбацкий пр.,28. Новый духовный центр Рыбацкого, возводится начиная с 2005 года. За основу взят проект храма св. Марии Магдалины в немецком городе Дармштадте, построенного по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в 1897–1899 гг. Исторических храмов в Рыбацком, увы, не сохранилось.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №14

Памятник бравому брандмайору. Напротив Прибрежной ул.,11. С 2002 году на Прибрежной улице в Рыбацком существует Аллея славы пожарных, посвященная всем огнеборцам города, жертвовавшим здоровьем и жизнью ради спасения людей. Главная достопримечательность этой аллеи — памятник пожарному (второе его название — «Бравый брандмайор» (так пожарных называли раньше)), установленный в 2004 году.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №15

Здание религиозного объединения «Невская обитель». Караваевская ул.,18. Здание, внешне напоминающее замок, является духовно-благотворительным центром Невской общины староверов поморского согласия. Построено в конце 1980-х гг. по проекту архитектора Олега Розанова. В нем разместились малый храм, крестильное помещение, воскресная школа, кельи для служения. мастерские, гостевые и подсобные помещения.

Путеводитель по необычным и интересным местам между станциями метро «Пролетарская» и «Рыбацкое», изображение №16

Знаменская старообрядческая церковь. Караваевская ул.,16. Церковь на кладбище Рыбацкой слободы была построена в 1882 - 1883 годах по проекту архитектора фарфорового завода Л. Л. Шауфельбергера и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. От неё кладбище получило своё современное название. В конце 1920-х годов храм был закрыт и перестроен под склад. В конце 1980х остатки здания были переданы православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Ныне это одна из старейших построек Рыбацкого.

Читайте также: