Православная румыния святые места

Обновлено: 13.05.2024

В настоящее время духовное просвещение в Румынской Церкви поставлено на высокий уровень. В Церкви существует 38 семинарий и 14 Богословских институтов, где обучаются более 10 тысяч студентов. Некоторые румынские церковные деятели даже считают, что открытие такого большого числа духовных учебных заведений было ошибкой. В 1884 г., как уже говорилось, был открыт Богословский факультет Бухарестского университета. Существует 9 особых медицинско-богословских институтов. Удивительно развитым является музейное дело в Церкви — существует 113 церковных и церковно-археологических музеев, в том числе 13 приходских. На телевидении и радио представлены около 40 православных передач, выпускается 39 периодических печатных изданий. Центральным изданием является журнал «Румынская Православная Церковь», а также «Православие» и «Богословские исследования». На высоком уровне поставлена издательская работа.

1.2.4. Духовное образование в Константинопольской Церкви

1.2.4. Духовное образование в Константинопольской Церкви Константинопольская Церковь имеет ряд высших и средних духовных учебных заведений. Почти в каждой епархии имеются как высшие, так и средние духовные учебные заведения, издается духовная литература. На Крите

2.2.3. Духовное образование в Александрийской Церкви

2.2.3. Духовное образование в Александрийской Церкви В Александрийской Церкви действует Православная Патриаршая семинария в Найроби (Кения). Ее открытие положило начало стремительному росту количества православных христиан на востоке Африки. Эта семинария была детищем

3.2.4. Духовное образование в Антиохийской Церкви

3.2.4. Духовное образование в Антиохийской Церкви В Баламандском монастыре действует Православный университет, а также Семинария св. Иоанна Дамаскина. Имеются также арабские учебные заведения в Дамаске, Эмесе (Хомсе), Лаодикии, колледжи в Триполи, Баламанде и

7.2. Современное положение Румынской Православной Церкви

7.2. Современное положение Румынской Православной Церкви 7.2.1. Каноническое устройство В настоящее время в Румынской Церкви существует 5 митрополий, в состав которых входит 10 архиепископий и 15 епископий, а также 4 зарубежных епархии:Митрополия Мунтении и Добруджи —

7.2.2. Предстоятель и органы управления Румынской Православной Церкви

7.2.2. Предстоятель и органы управления Румынской Православной Церкви Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Бухарестский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх Румынский. Патриарх созывает центральные органы управления

8.2.4. Духовное образование в Болгарской Церкви

8.2.4. Духовное образование в Болгарской Церкви Среди учебных заведений необходимо отметить две семинарии в Софии и Пловдиве, Богословский факультет Тырновского университета и Богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского, преобразованный из

9.2.4. Духовное образование в Кипрской Православной Церкви

9.2.4. Духовное образование в Кипрской Православной Церкви Церковь располагает богатейшим музеем Византийской культуры, где представлены иконы и предметы церковной утвари. В Никозии имеется основанная еще в 1821 г. Архиепископская библиотека, насчитывающая более 50 тыс.

10.2.4. Духовное образование в Элладской Православной Церкви

10.2.4. Духовное образование в Элладской Православной Церкви В Греции существуют два Богословских факультета в Афинах и Салониках, где обучаются более 600 студентов. Эти факультеты являются государственными, и Церковь не имеет влияния на ход их учебного процесса, назначение

12.2.4. Духовное образование в Польской Православной Церкви

12.2.4. Духовное образование в Польской Православной Церкви В Церкви действуют Духовная семинария в Варшаве (с 1950 г.) и секция православного богословия в Варшавской Богословской Академии (с 1957 г.). До этого с 1925 г. существовал Православный богословский факультет

14.2.4. Духовное образование в Православной Церкви в Америке

14.2.4. Духовное образование в Православной Церкви в Америке Рядом с Нью-Йорком находится Свято-Владимирская Духовная семинария, а в штате Пенсильвания — Свято-Тихоновская семинария. В 1973 г. семинария во имя св. Германа открыта и на Аляске.Свято-Владимирская семинария была

Исторический очерк Румынской Православной Церкви

Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии Согласно преданию, в пределы современной Румынии первые семена христианства были принесены святым апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла.

5. Выдающиеся иерархи Румынской Православной Церкви

5. Выдающиеся иерархи Румынской Православной Церкви К счастью православного румынского народа, у него нашлись достойные архипастыри. Таковы были Мелхиседек Романский (Сте–фанеску) и Сильвестр Хушский (Баланеску), — оба ученики Филарета Скрибана.Мелхиседек

10. Связи Румынской Православной Церкви с Русской в прошлом и настоящем

10. Связи Румынской Православной Церкви с Русской в прошлом и настоящем Румынская Православная Церковь как в прошлом, так и в насто–ящем сохраняла и сохраняет тесные связи со всеми Православными Церквами. Начало взаимоотношениям между Православными

Предстоятели румынской Православной Церкви

Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848–1864–18732. Прокопий Ивачкович 1873–18743. Мирон Романул 1874–18984. Иоанн Мециану 1898–19165. Василий Мангра 1916–1918 II. Буковинско–Далматская митрополия (1873–1919) III. Румынская Церковь

Учебные заведения

  1. Богословский факультет Бухарестского университета
  2. Богословский факультет Алба-Юльского университета 1 декабря
  3. Богословский факультет Арадского Аурел-Влайковского университета
  4. Богословский факультет Клужского Бабеш-Боляйского университета
  5. Богословский факультет Констанцкого Овидиевского университета
  6. Богословский факультет Крайовского университета
  7. Богословский факультет Орадийского университета
  8. Богословский факультет Питештского университета
  9. Богословский факультет Сибиуского Лукьяно-Благинского университета
  10. Богословский факультет Тырговиштского Валашского университета
  11. Богословский факультет Ясского Александро-Иоанно-Кузанского университета
  1. Кафедра богословия факультета словесности и богословия Галацкого Нижне-Дунайского университета
  2. Кафедра богословия факультета словесности Бая-Марского Северного университета
  3. Кафедра богословия факультета словесности, истории и богословия Тимишоарского Западного университета
  4. Кафедра богословия факультета экономики и администрации Решицкого Евфимие-Мурговского университета
  1. Алба-Юльская духовная семинария
  2. Арадская духовная семинария
  3. Бая-Марская духовная семинария
  4. Ботошанская духовная семинария
  5. Брашовская духовная семинария
  6. Бузэуская духовная семинария
  7. Бухарестская духовная семинария
  8. Галацкая духовная семинария
  9. Джурджуская духовная семинария
  10. Дорохойская духовная семинария
  11. Залэуская духовная семинария
  12. Карансебешская духовная семинария
  13. Клужская духовная семинария
  14. Констанцкая духовная семинария
  15. Крайовская духовная семинария
  16. Куртя-де-Арджешская духовная семинария
  17. Кымпулунг-Мусчелская духовная семинария
  18. Нямецкая духовная семинария
  19. Пьятра-Нямецкая духовная семинария
  20. Романская духовная семинария
  21. Рымникская духовная семинария
  22. Слобозийская духовная семинария
  23. Сучавская духовная семинария
  24. Тулчинская духовная семинария
  25. Турну-Мэгурелская духовная семинария
  26. Тырговиштская духовная семинария
  27. Фэгэрашская духовная семинария
  28. Хушская духовная семинария
  29. Ясская духовная семинария
  1. Агапийская женская духовная семинария
  2. Брэнештская женская духовная семинария
  3. Прислопская женская духовная семинария
  4. Рэтештская женская духовная семинария

Монастырь Путна — румынский Иерусалим

Монастырь Путна

Монастырь Путна Насельники монастыря Путна называют свою обитель Иерусалимом румынского народа. Основанная святым Стефаном, легендарным воеводой и строителем румынского государства обитель действительно является самым посещаемым местом для верующих людей, приезжающих поклониться его могиле. Для румын это место не просто символ святости, но и те врата, за которыми начинается путь в Горний Иерусалим.

Паломничество по румынским монастырям следует начинать с Путны. Именно в этой самой северной румынской обители, стоящей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраивается.

Святой Стефан чел Маре – основатель обители (икона находится рядом с могилой святого внутри собора)

Святой Стефан чел Маре – основатель обители (икона находится рядом с могилой святого внутри собора) Монастырь называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм.

Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа “алтарем национального самосознания”».

Монастырь был объектом особого внимания румынского царя: он лично следил за ходом строительства. Со временем обитель стала некрополем молдавских господарей. Всего здесь захоронено 28 правителей, большинство из них принадлежат к знаменитой династии Мушатинов. Сам святой Стефан покоится под спудом внутри собора Успения Божией Матери — главного монастырского храма.

Главный храм монастыря — собор Успения Богородицы (1466 г.)

Главный храм монастыря — собор Успения Богородицы (1466 г.) Собор построен в типичном для румынской Буковины стиле, который также называют стефановым стилем: парящая крыша, входы с северной и южной сторон, полукруглые выдающиеся клиросы — вот его характерные черты. Но это не самый первый храм. От первой церкви остался лишь фундамент. В середине XVII века церковь вместе с другими монастырскими постройками реконструировалась. И в то время, в 1653 году, монастырь вместе с другими обителями и храмами Сучавского края подвергся нападению со стороны казаков Тимоша Хмельницкого, вторгшимися сюда во время борьбы за престол Молдовы, что привело к ограблению и разрушению многих церквей и монастырей. Успенский собор также был осквернен ограблением. Но уже через девять лет он был восстановлен на старом фундаменте в первоначальных формах и размерах.

О том, что храм, как и большинство знаменитых церквей Сучавы, был расписан снаружи, утверждает летописец Иоанн Некулче. У него встречается упоминание, что стены собора Успения Божией Матери были «покрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружи». Это свидетельство видимой жертвы Богу великого румынского святого. Основа святости Стефана видна в словах, сказанных незадолго до смерти: «Господи, Ты единственный, Кто знает, что в моем сердце. Никакая ересь, никакой обман, даже пламя юношеской страсти не смогли соблазнить меня. Но помоги мне укрепить свою веру на камне, который есть Сам Христос, чей крест я всегда держу у своей груди, и свою жизнь приклонить Тебе. Имею надежду непоколебимую к Отцу веков, с помощью Которого победил и изгнал всех врагов».

Казначейская башня, выстроенная по приказу Стефана Великого

Казначейская башня, выстроенная по приказу Стефана Великого Единственным сохранившимся целиком сооружением времен Стефана Великого является Казначейская башня.

Чтобы закончить печальную страницу истории Путны, следует вспомнить, что за свою пятивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году, в 1691 году ляхами Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками). Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. А с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации.

С самого своего основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь страны. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Во время оккупации, несмотря на все притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын.

На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим.

Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955–1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой.

Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.

Холм рядом с обителью

Холм рядом с обителью Отдельной страницей в летописи монастыря вписано время строительства коммунизма. В 1959 году на основании декрета № 410 три четверти монастырей в Румынии были закрыты. Судьба монашествующих складывалась по-разному: одних посадили, других отправили по домам и «социально интегрировали», но и тем и другим пришлось не сладко, как впрочем и тем, кто продолжал нести монашеский подвиг в оставшихся обителях. Последним приходилось исповедывать свою веру в условиях безбожной власти. Путна за всю свою историю никогда не закрывалась, и в этом все видят особый Божий Промысл. На «доске почета» этого филиала «анахронического и коррумпированного института», как тогда представляли Церковь, ее великие пастыри: архимандриты Пимен, Герасим и Иакинф, иеросхимонах Кесарий, монахи Марк и Иоанн… Здесь хорошо помнят всех, кто со смирением и крепостью боролся и победил зло богоборческой идеологии, восставшей на живое учение святого Евангелия. Богослужениями, проповедями и поучениями, экскурсиями по монастырю, благодеяниями и подаяниями насельники Путны сохраняли в душах православных румын веру отцов и любовь к своему народу. Плодами их исповедничества стали тысячи верующих, пришедшие в монастыри после революции 1989 года и омоложение румынского монашества.

Сегодня румынские монастыри достаточно населенные. В Путну собирается братия со всей страны. Сейчас в обители подвизаются 95 человек, среди них один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха и 20 иноков.

Монастырские ворота

Монастырские ворота В настоящее время в обители работают все традиционно бывшие там мастерские: иконописная, резьбы по дереву, ювелирная, реставрации церковной утвари и проч. Ныне здесь производят настоящие шедевры церковного искусства, не уступающие по качеству создававшимся ранее. Кроме того, монастырь славится своей технологией золотого напыления.

У обители большое подсобное хозяйство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. Они составляют как бы «вторую монастырскую общину».

В последние годы создан большой гостиничный фонд, который постоянно увеличивается. Поток паломников растет с каждым годом: сюда едут румыны не только со всей страны, но из Молдавии и приграничных областей Украины. Их привлекает возможность помолиться вдали от городской суеты, побывать на богослужениях сопровождающихся замечательным пением (на всех службах поют на два хора). Поют и почти все присутствующие, и так поют, что не замечаешь усталости от продолжительных служб.

Стихира вечерни из службы святому Стефану в исполнении братского хора монастыря Путна

Во время богослужений храм переполнен. Каждый день, кроме воскресения, в 4 часа утра в монастыре раздается характерный деревянный стук — это монах-будильник, трижды обходя собор, бьет деревянным молотком в било.

В 4:30 начинается полунощница, затем следуют утреня, часы и Божественная литургия. Вечером, в 17:00, — вечерня, акафист дня, потом — трапеза, после нее — повечерие. По вторникам в 17:00 служится вечерня и повечерие, а в 19:00 — всенощное бдение в честь Божией Матери. Соответственно в среду с 6:00 — акафист и Божественная литургия. В субботу с 17.00 служится вечерня и повечерие, а в 19:00 — всенощное бдение. В воскресение с 7:00 — акафист и Божественая литургия, а в 17:00 — вечерня и параклис Божией Матери.

Священнослужители служат чередой: иеромонах и иеродиакон вдвоем служат неделю все службы, потом их сменяет следующая пара. Чтобы понять, что значит этот труд, достаточно в течение суток побывать на всех службах. Для братии, не занятой на послушаниях, посещение служб является делом обязательным. Келейно каждому полагается по 150 великих и малых поклонов.

Румынские верующие любят часто ходить в храм, молиться на всех службах, но причащаются очень редко — всего несколько раз в год. Подобное практикуется и среди монашествующих.

В Путне находится немало святынь: чудотворная икона Божией Матери, мощи трех святителей — Василия, Григория и Иоанна, преподобного Даниила Отшельника, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца… В обители есть восемь икон конца XIV — начала XV века, которые называют «Рублев Путны».

Монастырь Путна в руках ее основателя – святого Стефана чел Маре. Фрагмент иконы св. Стефана

Монастырь Путна в руках ее основателя – святого Стефана чел Маре. Фрагмент иконы св. Стефана

С наружной стороны собора, справа от алтаря, покоится святитель Илия (Иорест), постриженик Путны, бывший митрополитом Трансильвании. Он стал исповедником во времена гонений, развязанных мадьярами-кальвинистами. После изгнания с кафедры и заточения святитель вернулся в Путну, где и закончил свой земной путь в 1678 году. Румынская Православная Церковь канонизировала митрополита Илию в 1955 году, день его памяти 24 апреля.

На сельском кладбище рядом с монастырем находится небольшая церковь времен воеводы Драгоша, считающаяся самым древним деревянным строением в Европе.

У монастыря есть два скита — Сихэстрия Путней и Даниила Отшельника.

Настоятель монастыря архимандрит Мелхиседек

Настоятель монастыря архимандрит Мелхиседек

– Батюшка, много паломников приезжает к вам?

– Где-то около десяти тысяч паломников в год. Недавно построена новая паломническая гостиница для студентов. Люди едут поодиночке, семьями и группами со своими священниками. Едут в Путну и румыны Бессарабии (Молдавии. — Примеч. автора) и Северной Буковины (Черновицкая область — прим.автора).

– Из каких православных стран приезжают в Путну?

– Из всех стран приезжают греки, болгары, сербы. Сейчас очень активное общение с Молдавией: визы легко получаются, поездом можно быстро и дешево перемещаться.

– С какой целью люди едут в Путну?

– В основном с духовными нуждами, но есть и те, кто едет даже за телесным здравием. В Путне исцеляются души людей молитвами Пресвятой Богородицы — нашей Настоятельницы и молитвами наших братий. Многие приходят просто, чтобы набраться сил. Многие просто очень любят святого Стефана Великого, который здесь пребывает, за то, что он сделал для нашей страны. Некоторые говорят, что им достаточно зайти в церковь и поклониться гробнице Стефана. Паломники и туристы находят здесь душевный покой за богослужениями, слушая проповеди и наставления духовников, особенно востребованных во время четырех больших постов или когда людей одолевают житейские невзгоды и радости. В Путне всегда было развито миссионерство через гидов и священников. Даже при коммунистах. Иногда и терпеть приходилось.

– Как сказался на жизни обители тот факт, что она не закрывалась при коммунистах?

– Не только Путна не закрывалась, но и многие другие монастыри избежали этого. Даже в 1660 году при венграх не было закрытия. Коммунисты хотели запретить служить в большой церкви. Тогда насельники монастыря вместе со старцем (настоятелем. — Примеч. автора) сказали им, что даже венгры, чужие нам по крови и по вере, не остановили литургию у гробницы святого Стефана, а вы говорите, что любите свою страну и свой народ, единый с нами по вере, и хотите запретить нам служить?

– А кто был тогда старцем в монастыре?

– Архимандрит Герасим. Он позже стал епископом. Он скончался в 1994 году.

– Какова сегодня роль монастырей в Румынии?

– Монастыри — это духовная лечебница, монахи молятся за народ. Мы живем по правилам святого Василия с некоторыми добавлениями святого Калинника. Молитва — наше главное служение.

(В Румынии ценят монастырскую молитву. Этот разговор происходил в конце июля, когда в стране стояла сильная засуха. Во всех храмах Сучавы во время Божественной литургии читалось соответственное зачало из Евангелия и особые молитвы на ниспослание дождя. Кстати, Сучава был единственный регион, где шли дожди.)

– Есть ли в монастырях социальное служение, просветительское, например?

– Смысл монашеского образа жизни — личным примером открывать верующим духовную красоту Православия, призывающего всех нас принести в духе раскаяния сердечную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешника.

– В чем отличие Путны от других румынских монастырей?

– Путна – духовный центр, своего рода Иерусалим румынского народа, совесть нации, жертвенник государственного масштаба.

– Вы были в России. Чем, на ваш взгляд, русские монастыри отличаются от румынских?

– Трудно сказать. Мы не ставили цели в монастырях войти в контакт со старцами, с наместниками. Только в Дивеево после службы пообщались немного с игуменьей Сергией. А так, в основном, просто осматривали монастыри, не вступая в контакты. Мы всегда рады принимать у себя русских братьев. Святые, которые у нас есть, они должны нас больше привязывать друг к другу.

– В России очень мало информации о Румынии. В народе устоялись два стереотипа: в Румынии живут сплошь цыгане, и между румынами и болгарами нет никакой разницы. Вы это не ощущали, когда были в России?

– Есть еще третий. (Смеется.) Однажды ко мне в Ашане подошел мужчина, наверное привлеченный скуфьей (у румынских монахов скуфья по форме напоминает греческую, но имеет два небольших разреза по бокам. — Примеч. автора), и спросил: откуда я. Когда я ответил, что из Румынии, он уточнил: православный я или нет? Я сказал, что православный. А он в ответ: не может быть, там же одни католики живут.

Из 22 миллионов жителей Румынии где-то 20 миллионов православные. Мы разговариваем на латинском языке. Единственный православный народ, говорящий на латыни. В Румынии кажется, что Россия очень далеко. Наш народ более открытый, чем в России.

– При таком высоком проценте православных Церковь в Румынии имеет возможность проповедовать где-то кроме амвона, например в СМИ?

– Какие у вас отношения с соседней Украиной?

– Мы поддерживаем отношения с Черновицкой епархией, у нас очень хорошие отношения с владыкой Онуфрием. Священники наших епархий служат вместе. Часто ездим в Черновцы – там живет много румын, есть румынские села.

Внешние связи

Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно румынами Предтеченским скитом на Афоне.

Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

  • Румынская православная община в Турции, действует в Стамбуле, на территории Константинопольской Церкви
  • Румынская православная община в Южной Африке, действует в Йоханнесбурге, на территории Александрийской Церкви
  • Румынская православная община в Сирии, действует в Дамаске, на территории Антиохийской Церкви
  • Представительство в Святой Земле, при патриархе Иерусалимском и всея Палестины
  • Бессарабская митрополия, находясь в конфликте с Московским Патриархатом, действует в пределах самоуправляемых Православной Церкви Молдавии и части Украинской Православной Церкви
  • Представительство в Японии, при митрополите Токийском
  • Представительство в Софии, при патриархе Болгарском
  • Румынская православная община в Кипре, действует в Никосии, на территории Кипрской Церкви

Литература

Румыния. Православные монастыри Буковины

Рано утром мы выехали из Ясс в направлении Сучавы. День обещал быть удивительным и невероятно насыщенным, нас ждал регион под названием южная Буковина.

Находится южная Буковина со своим административным центром городом Сучава на северо-востоке Румынии. Именно так, никакой ошибки нет. Чтобы увидеть южную Буковину, надо ехать на север страны. Сразу возникает закономерный вопрос: а где же тогда находится северная Буковина, уж случаем не на юге?

Нет, конечно, не на юге, но в другом государстве. Северная Буковина в настоящее время часть Украины, именно таково историческое название Черновицкой области этой страны.

Как известно, Гитлер, договорившись со Сталиным о разделе сфер влияния в Восточной Европе, согласился на присоединение к СССР российских территорий, отошедших к Румынии в 1918году, а заодно и принадлежавшей Румынии, но населенной преимущественно украинцами северной Буковины. Румыния вынуждена была согласиться.

В своё время, а именно в 1918 году Румыния разделила триумф Запада, но в 1940 году ей пришлось разделить с ним его слабость. Экономический кризис 30-х годов, рост могущества Советского Союза и приход нацистов к власти в Германии подорвали силу и влияние западной цивилизации.

В ночь на 27 июня 1940 года СССР предъявляет Румынии ультиматум с требованием немедленной передачи восточных провинций. Румыны просят о поддержке Германию, но получают из Берлина рекомендацию не сопротивляться Советскому Союзу. 28 июня Румыния принимает ультиматум, и в тот же день советская армия переходит Днестр, всего за три дня занимая Бессарабию и северную Буковину.

В октябре 1940 года Верховный Совет СССР принимает постановление о создании Молдавской Советской Социалистической Республики, подвергнув границы в регионе ь серьезному пересмотру. Северная Буковина, а также прилегающая к Дунаю и Черному морю южная Бессарабия, где молдаване составляли меньшинство, были переданы Украине. А земли, на которых компактно проживали болгары и гагаузы отошли к Молдавии.

Вот такая вот историческая подоплёка ныне существующего географического парадокса.

Сама Румыния, позволю себе продолжить исторический экскурс, самостоятельным государством стала относительно недавно, а именно в 1877 году. До этого, эта страна представляла собой три княжества -Молдову, Валахию и Трансильванию, с близкими, но всё-таки не пересекающимися в единое целое историческими судьбами.

Княжество Молдова, по которой мы, собственно говоря, и путешествуем, выделялась на фоне остальных романских княжеств особым византийским духовным наследием, материальным подтверждением которого являются знаменитые расписные церкви 15 и 16 веков.

Эти невероятные по красоте церкви называют «лебединой песней» византийской культуры. Их строительство пришлось на достаточно короткий, но невероятно яркий взлёт молдавского национального самосознания. Речь идёт о Молдове времён правления князя Стефана Великого (1457 — 1504) когда этому княжеству выпала честь называться последним оплотом византийской культуры.

К тому времени пал Константинополь (1453 год), православная Сербия с конца 14 века находилась под игом Османской Империи, а Стефан Великий (Стефан чел Маре) героически бил турок, одержав в общей сложности 44 победы. Противостояла православная Молдова и католическому Западу в лице венгерских и польских королей желавших подчинить небольшое княжество своему влиянию.

И вот именно в этот период славных побед в борьбе за политическую и духовную независимость, во вражеском окружении, в условиях абсолютного отсутствия каких-либо союзников, в Молдове зарождается традиция расписных церквей.

Самое удивительное, что традиция эта узко локализована и во временном пространстве (в пределах одного века) и в территориальном (все они расположены в окрестностях тогдашней столицы Сучава).

1

Первым в этом ряду был расписной монастырь в Петерэуци, появившийся в 1487 году, завершающим монастырь Сучевица (1586 год), а между ними немало других.

Назову лишь те монастыри и сельские церкви, которые вместе с вышеназванными включены в список Всемирного наследства Юнеско: Арборе, Хумор, Молдовица, Пробота, Воронец и монастырь Святого Георгия в Сучаве.

Расписные монастыри южной Буковины возможно вторая по известности, после раскрученного замка Дракулы, достопримечательность Румынии. Их всех объединяет невероятное сочетание внешней лёгкости и нарядности одновременно с передаваемым через росписи мрачным предчувствием Апокалипсиса. Ведь не случайно главной темой в росписях храмов является Страшный суд, как олицетворение призыва к заступничеству небес.

Если вы планируете увидеть по максимуму расписные храмы южной Буковины, то, наверное, лучше всего будет остановиться в Сучаве и совершать из неё радиальные вылазки. Мы же увидели некоторые из них по дороге из Ясс в Сучаву, прибыв в последнюю под вечер и, соответственно, потратив на расписные монастыри южной Буковины полный световой день.

Мне кажется, один день на буковинские храмы самое то. С одной стороны, их сохранилось достаточно много, можно выделить на их осмотр и большее количество времени. Но, посмотрев один — второй — третий, неподготовленному зрителю будет вполне достаточно.

Всё-таки они по большому счёту однотипны и выполнены в одном стиле. Хотя различия, безусловно, есть. По цветовой гамме, например, или в сюжетных решениях.

В любом случае, увидеть хоть некоторые из них надо обязательно.

Монастырь Воронец

Начну с этого монастыря, одного из трёх увиденных в южной Буковине. Монастырь Воронец находится на окраине одноименного села, недалеко от города Гура-Хуморулуй.

Предстоятели

Митрополиты Унгро-Влахийские

  • Иакинф (XIV в.)
  • свт. Максим (Бранкович) (1505 - 1508)
  • Макарий (1512 - 1521)
  • Евфимий I (1561 - 1576)
  • Евфимий II (1594 - 1602)
  • Дионисий Ралли Палеолог (1600)
  • Лука Киприот (1602 - 1629)
  • Феофил (1636 - 1648)
  • Стефан (1648 - 1653; 1655 - 1668)
  • Игнатий Серб (1653 - 1662)
  • Феодосий (1668 - 1672)
  • Варлаам (1672 - 1679)
  • Феодосий, 2-й раз (1679 - 1708)
  • сщмч. Анфим Иверский (1708 - 1716)
  • Митрофан (1716 - 1719)
  • Даниил (1719 - 1731)
  • Стефан II (1731 - 1738)
  • Неофит I Критянин (1738 - 1753)
  • Филарет II (1753 - 1760)
  • Григорий II (1760 - 1787)
  • Косма (1787 - 1792)
  • Филарет II (1792 - 1793)
  • Досифей (Филитти) (1793 - 1810)
  • Игнатий (1809 - 1826)
  • Нектарий (1813 - 1825)
  • Дионисий (Лупу) (1821 - 1831)
  • свт. Григорий IV Даскэл (11 января 1823 - 22 июня 1834)
    • Неофит (январь 1829 - ?) в/у, митр. Рымникский

    Патриархи Румынские

    • Мирон (Кристя) (4 февраля 1925 - 7 марта 1939)
    • Никодим (Мунтяну) (20 июня 1939 - 27 февраля 1948)
    • Юстиниан (Марина) (24 мая 1948 - 26 марта 1977)
    • Иустин (Моисеску) (12 июня 1977 - 31 июля 1986)
    • Феоктист (Арэпашу) (16 ноября 1986 - 30 июля 2007)
    • Даниил (Чоботя) (с 30 сентября 2007)

    Использованные материалы

    [6] Autocefalie, Patriarhie, Slujire Sfântă. Monumente aniversare în Biserica Ortodoxă Română 1995\Autocepaly, Patriarchate, Holy Service. Festive Moments in the Romanian Orthodox Church 1995, Editura şi tipografia Institutului Biblic şi de Misiune al Bisericii Ortodoxe Române, 1995, 24.

    Христианские святыни Румынии

    Монашество в Румынской Православной Церкви как в прошлом (исключая вторую половину XIX и начало XX в.), так и в настоящем было и есть на высоком уровне. Первые монастыри на территории современной Румынии были основаны афонским монахом греко-сербского происхождения св. Никодимом Тисманским (+1406), который заложил в румынских землях основы организованного монашества и создал монастыри Водица и Тисмана. Из монастырей следует отметить: Нямецкую Лавру, монастыри Черника, Успенский, во имя равноапостольных Константина и Елены и др.

    Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брынковяну, казненным турками в 1714 г. В монастыре около 130 монахинь.

    Ставропигии

    • Румынское украинское викариатство, для украинцев в Румынии, подчинено Патриархии

    Средства массовой информации

    • Biserica Ortodoxă Română ("Румынская Православная Церковь"), ежеквартально, офиц. изд. Патриархии
    • Ortodoxia (Православие), ежеквартально, богословское изд.
    • Пресс центр BASILICA (при Патриархии, с 2007):
      • Агентство новостей BASILICA
      • Бюро прессы и коммуникаций Румынской Патриархии
      • радио TRINITAS
      • телевидение TRINITAS TV
      • Ziarul Lumina ("Ежедневник Свет"), ежедневная газета
      • Lumina de duminică ("Воскресный Свет"), еженедельная газета
      • Vestitorul Ortodoxiei ("Вестник Православия"), газета

      Святые и Святыни

      Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XII-XIII вв.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (+ 1406), канонизированные в 1955 году. Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий (Величковский) (+ 1794).

      20 июня 1992 года Священный Синод Церкви прославил целый сонм румынских угодников Божиих и постановил праздновать Собор Румынских святых в первое воскресенья после Недели всех святых [6].

      РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

      Румынская Православная Церковь управляется на основе Статутов организации и функционирования и 10 Правил Церкви.

      Предстоятелем Церкви является Патриарх. Священный Синод, состоящий из всех архиереев, является высшим решающим органом в области догм или канонов. Центральным представительным органом Румынской Церкви, который решает административные и экономические проблемы, является Церковное Народное Собрание, составленное из членов Священного Синода и из трех представителей каждой епархии (один клирик и два мирянина), избранные каждые четыре года местными епархиальными собраниями.

      Высшим административным органом как для Синода, так и для Церковного Народного Собрания, является Церковно-Народный Совет, в состав которого входят три клирика и шестеро мирян, избранные Церковным Народным Собранием на четыре года, а также административные советники, в качестве постоянных членов.

      Румынская Православная Церковь разделена на митрополии. В состав митрополий входят епископские и архиепископские епархии. В диаспоре Патриархат также включает в себя отдельные митрополии, архиепископии и епископии.

      Епархии Румынской Православной Церкви по состоянию на 2012 г. Работа Андрея Наку
      Епархии Румынской Православной Церкви по состоянию на 2012 г. Работа Андрея Наку

      Епархии

      См. также Епископат Румынской Православной Церкви; Исторические епархии Румынской Православной Церкви
        • Мунтенская митрополия:
      1. Бухарестская
      2. Александрийская
      3. Арджешская
      4. Бузэуская
      5. Джурджуская
      6. Нижне-Дунайская
      7. Слобозийская
      8. Томийская
      9. Тулчинская
      10. Тырговиштская
        • Молдавская митрополия:
      11. Ясская
      12. Романская
      13. Сучавская
      14. Хушская
        • Трансильванская (Ардяльская) митрополия:
      15. Сибиуская
      16. Алба-Юльская
      17. Девинская
      18. Ковасенская
      19. Орадийская
        • Клужская митрополия:
      20. Вадская
      21. Марамурешская
      22. Сэлажская
        • Олтенская митрополия:
      23. Крайовская
      24. Рымникская
      25. Северинская
      26. Слатининская
        • Банатская митрополия:
      27. Тимишоарская
      28. Арадская
      29. Карансебешская
        • Зарубежные епископии:
      30. Австралийская
      31. Дакийско-Феликсовская
      32. Дьюлская

      Автономии

      Исторический очерк

      Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. В IV-V веках на этой территории христианство распространял святой Никита Ремесианский. Первые епархии в румынских землях известны с IV века, а в XIV веке во всех трех румынских регионах - Молдавии, Валахии и Трансильвании – установилась иерархическая структура. Молдавия и Валахия сделались митрополиями, а в Транильвании, после долгого периода странствующих епископов, была основана постоянная кафедра.

      В разные периоды истории румынские земли находились в церковной зависимости от разных Поместных Церквей, но по большей части до XIX века принадлежели к Константинопольскому Патриархату, а во время Русско-Турецких войн XVIII века временно переходили под управление Русской Церкви.

      Вскоре после образования Румынского государства местная Церковь в 1865 году провозгласила себя автокефальной, что Константинопольский Патриархат признал специальным Томосом в апреле 1885 года. В феврале 1925 года Церковь была провозглашена Патриархатом, что было подтверждено Томосом Константинопольского патриарха в июле того же года.

      Статистика

      • 1992 - 19 802 386 человек, т.е. 86,8% населения Румынии заявили себя православными [7]
      • кон. 1994 - в Румынии 5 митрополий (состоящих из 9 архиепископий и 12 епископий), в диаспоре 2 митрополии (Бессарабская; Германская и Центральноевропейская) и 2 архиепископии (Американо-Канадская; Западноевропейская); 8 941 приход, 3 073 приписных прихода, 164 прихода без мест для богослужения; 8 729 священников; 12 546 мест для богослужения; 351 монастырь и скит (216 муж. и 135 жен.); 6 181 монашествующий (2 244 монаха и 3 937 монахини); 30 духовных семинарий; 14 богословских факультетов в составе светских ВУЗ-ов; 5 богословских санитарных школ; 14 школ для певчих; 11 100 учителей религии в государственных школах (7 500 священников и 3 600 мирян); 33 официальных церковных периодических издания; 49 часовен и 168 священников при больницах, 4 часовни при военчастях, 24 часовни и 33 священника при тюрьмах, 106 священников в благотворительных организациях [8]
      • 2002 - 18 806 428 человек, т.е. 86,7% населения Румынии заявили себя православными [9]
      • ок. 2006 - в Румынии 6 митрополий подразделенных на архиепископии и епископии, в диаспоре 3 митрополии, 1 архиепископия и 2 епископии; 11 102 приходов; 13 925 священников и диаконов; 14 870 мест для богослужения; 606 монастырей и скитов, более 8 000 монашествующих; 37 духовных семинарий лицейского среднеобразовательного уровня; 12 богословских факультетов в составе светских ВУЗ-ов; 10 185 учителей религии в государственных школах; 215 священника при больницах, 98 в армии, 39 при тюрьмах, 70 при социальных учреждениях; 65 социальных учреждений для детей, 25 для пожилых, 92 столовых и хлебных заводов, 33 центра для диагностики и лечения, 22 центра для помощи семьям в трудностях; 185 музеев и музейных коллекций; 65 центров для реставрации и хранения церковных античностей государственного значения [10]
      • не позднее 1 января 2006 - 12855 священников; 13500 приходов; 386 монастырей; 38 семинарий [11]
      • ок. 2011 - в Румынии 6 митрополий, в диаспоре 3 митрополии и 2 отдельных епархии; 13527 приходов; 15513 священников и диаконов; 637 монастырей и скитов, в которых более 8000 монашествующих; 33 духовных семинарии, 11 богословских факультетов и 4 богословских кафедр в других факультетах; более 10000 учителей преподают религию в средних школах; 143 священников в армии, жандармерии и тюрьмах; 163 священников в больницах, социальных центрах и учебных заведениях; 121 центров для детей, 35 центров для пожилых, 106 столовых и пекарен, 52 социальных центров диагноза и лечения, медицинских кабинетов и социальных аптек, 23 центров для помощи бедным семьям, 2 центра для жертв ДТП [2]
      • кон. 2011 - за пределами Румынии Церковь включает более 4 млн. верующих; 14 епархий (3 митрополии с 9 епархиями, 1 архиепископия, 4 епископии); ок. 600 священнослужителей; 500 приходов; 40 монастырей; имеются больничные и тюремные домовые храмы [12]

      Читайте также: