Посмотреть картину последний день помпеи

Обновлено: 18.05.2024

Брюллову было предначертано стать выдающимся художником. Его наставник Андрей Иванов — отец художника Александра Иванова — вложил все силы в то, чтобы Карл стал успешным. Ученик оказался способным, самолюбивым и обладал определенным апломбом .

«Последний день Помпеи» «Последний день Помпеи»

За отличную учебу в петербургской Академии художеств он был отправлен на обучение в Италию. Прибыв в Рим вместе со своим братом Александром, Карл Брюллов быстро сумел стать душой «артистического» мира. Он был открыт, образован, и поэтому легко вошел в интернациональное художественное сообщество .

Подталкиваемый горячим самолюбием, Брюллов осознавал, что создание малых произведений не может принести достойной его таланта славы , и он задался целью создать патетическую, не похожую на произведения других академистов картину. Наконец, под впечатлением от оперы Паччини «L`ultimo giorno di Pompeia» он выбирает верную тему.

Грандиозной по размерам, замыслу, мастерству и известности стала картина «Последний день Помпеи» (1833). Это монументальное произведение не только прославило Карла Брюллова, но и подняло в глазах современников русскую живописную школу. Художник обратился к исторической теме — извержению вулкана Везувий в 79 году н. э., погубившему Помпеи.

Фрагмент картины Фрагмент картины

В 1830 художник приступил к работе . Для написания полотна потребовалось два года подготовительных работ и одиннадцать месяцев изнурительного труда в мастерской.

Брюллов работал с таким напряжением, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской . Опытной рукой натренированного рисовальщика он помещал изображения натурщиков прямо на холст , размещая их по перспективе, и на основе нескольких этюдов создал эффектный пейзаж.

Две темы переплетаются в произведении: разрушительная сила природы противопоставлена высоте человеческого духа перед лицом гибели .

Николай Гоголь в пафосной статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», дал красочную словесную характеристику художественному решению: «…он схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила всё, как будто бы с тем, чтобы всё выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всём у него разлита необыкновенная яркость. Фигуры он кинул сильно такою рукою, какою мечет только могущественный гений…».

Композиция картины построена по правилам академизма , состоит из группировок персонажей, участвующих в общем действии. Но здесь не один, а все герои главные: и молодая прекрасная женщина, пораженная стихией и уронившая на бездыханную грудь младенца, и семейная пара, пытающаяся закрыть своими телами детей, и отроки, несущие старика-отца.

Фрагмент картины Фрагмент картины

Глубоко тронула эта работа Александра Иванова, однако его отец и учитель Брюллова Андрей Иванов, обеспокоенный колористическим решением, напротив, отнесся к успеху полотна осторожно . Академические круги также отнеслись к «Помпее» прохладно.

Годами позже художник и критик Александр Бенуа писал, что работы Брюллова, характерны легкостью исполнения, желанием блеснуть и поразить, но зачастую не содержат душевного проникновения и искреннего отношения к сути изображения, за исключением портретов людей, к которым он испытывал особенные, личные чувства.

На протяжении всей своей творческой карьеры Брюллов стремился к признанию его гения публикой, художественным сообществом, элитными заказчиками. Вернувшись в Россию в ореоле славы величайшего художника современности, он так и не смог создать равносильных «Помпее» произведений.

Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.

А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.

Брюллов-документалист

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Последний день Помпеи мать с дочерьми

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Последний день Помпеи погибшая знатная женщина

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Брюллов последний день Помпеи сыновья несут отца

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Об экспонате


Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, жил и работал в Италии с 1822 года двенадцать лет. Летом 1827 года живописец побывал на раскопках Помпей. Его глубоко впечатлили виды и история города, разрушенного извержением Везувия. Тогда он и замыслил масштабное многофигурное произведение — «Последний день Помпеи».

Сюжет полотна нетипичен для исторической живописи классицизма. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви. Брюллов показал, как стихийное бедствие отразилось на целом народе, людях разных возрастов и сословий. Всё это — черты уже нового направления — романтизма.

С неба падает пепел, рушатся здания, но несмотря на это, герои стремятся помочь близким. Мы видим молодую семью с детьми, мать, укрывающую дочерей. Двое братьев несут пожилого отца, а жених — невесту. Произведение демонстрирует, по словам Николая Гоголя, «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека.

Художник хотел не просто написать картину на историческую тему, а задокументировать реальное событие прошлого. Брюллов тщательно изучал источники, среди которых — письма очевидца, писателя Плиния Младшего. Кувшины, стулья, украшения, обломки колесницы — это изображения предметов, найденных на раскопках.


4.jpg


Без имени-1.jpg


2.jpg


3.jpg

Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833. (Фрагменты)

Автор в точности изобразил и место: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». Действие происходит у Геркуланских ворот Помпей, за которыми начиналась «Дорога гробниц» — некрополь.

С 79 года и до начала первых раскопок в 1748 году Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла. Он «законсервировал» не только здания и предметы, но и останки людей. Фигуры в композиции Брюллова повторяют реальные позы помпейцев, не успевших спастись от бедствия.

Лица героев художник писал со своих современников. Прообразом мужчины, укрывающего семью плащом, был итальянец Доменико Марини. Черты любимой музы автора, графини Юлии Самойловой, можно увидеть сразу в нескольких героинях: матери с двумя дочерьми, упавшей с колесницы, женщины с семьёй в центре композиции.

Подражая мастерам Возрождения, живописец изобразил на полотне и себя. Герой держит на голове ящик с кистями и заворожённо смотрит в сторону извержения. Девушка с кувшином справа от него — либо известная натурщица Виттория Кальдони, либо графиня Самойлова. Она единственная, кто смотрит прямо на зрителей.

Брюллов проделал огромную работу за шесть лет: написал десятки эскизов и этюдов с натуры, много раз менял положение персонажей в поисках идеальной композиции. В 1833 году «Последний день Помпеи» выставили в Риме, о событии говорил весь город. В Париже картина получила золотую медаль.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. Бумага, перо. 1827–1828. Государственный Русский музей.

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коня. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Последний день Помпеи мужчина поднимающий монеты

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

В доказательство схожести можно сравнить героинь с портретом Самойловой, что также висит в Русском музее.

Брюллов графиня Самойлова

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Их отношения были свободными: то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Последний день Помпеи автопортрет Брюллова

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Ссылка на бесплатный курс

Жерико плот Медузы

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819. Лувр, Париж

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Посмотреть картину последний день помпеи

--> FISHKINET

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали

Женщины чуть не подрались из-за свадебного букета

Женщины чуть не подрались из-за свадебного букета

15 изображений, доказывающих, что нет предела человеческому свинству

15 изображений, доказывающих, что нет предела человеческому свинству

Мужчина поймал аллигатора с помощью мусорного контейнера

Мужчина поймал аллигатора с помощью мусорного контейнера

Тест по истории Киевской Руси

Тест по истории Киевской Руси

Листопад у лимона

Листопад у лимона

Leonhardt Gunbus 410 — самый большой мотоцикл в мире

Leonhardt Gunbus 410 — самый большой мотоцикл в мире

В Ханты-Мансийске медведь пришел на кладбище, чтобы полакомиться конфетами

В Ханты-Мансийске медведь пришел на кладбище, чтобы полакомиться конфетами

По могиле экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича ездит мусоровоз

По могиле экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича ездит мусоровоз

Почему расстаются многие пары

Почему расстаются многие пары

Шпаргалка: как правильно выбрать обувь

Шпаргалка: как правильно выбрать обувь

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Покупка Lamborghini за однодолларовые купюры: процесс оказался очень сложным

Покупка Lamborghini за однодолларовые купюры: процесс оказался очень сложным

Российская империя как лидер мирового автопрома: история Руссо-Балт

Российская империя как лидер мирового автопрома: история Руссо-Балт

Необычный бар на заднем дворе

Необычный бар на заднем дворе

 15 сцен из мультиков, которые точь-в-точь повторяют моменты из знаменитых фильмов и сериалов

15 сцен из мультиков, которые точь-в-точь повторяют моменты из знаменитых фильмов и сериалов

Эти фильмы получили «Оскар» за лучшие костюмы

Эти фильмы получили «Оскар» за лучшие костюмы

5 любопытных фактов о всяком разном

Как скульптор из далекого бурятского села стал известен на весь мир

Как скульптор из далекого бурятского села стал известен на весь мир

Разные гифки на АвтоМотоТему

Разные гифки на АвтоМотоТему

Гастарбайтер влюбился в хозяйку и залез с ножом на крышу коттеджа, который строил, чтобы потребовать взаимности

Гастарбайтер влюбился в хозяйку и залез с ножом на крышу коттеджа, который строил, чтобы.

Перфекционисты, привет: 25 фото, на которых все идеально совпало

Перфекционисты, привет: 25 фото, на которых все идеально совпало

Тест по вселенной DC Comics (это где Бэтмен и Джокер)

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

Редкое печенье Oreo с покемонами продают на eBay за тысячи долларов

Редкое печенье Oreo с покемонами продают на eBay за тысячи долларов

На свадьбе в Румынии жениху сломали позвоночник, когда подбрасывали вверх

На свадьбе в Румынии жениху сломали позвоночник, когда подбрасывали вверх

 Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

 10 самых странных фильмов ужасов

10 самых странных фильмов ужасов

Знаменитые многодетные мамы

Знаменитые многодетные мамы

Авария дня. В Калининграде пешехода сбили сразу две машины

Авария дня. В Калининграде пешехода сбили сразу две машины

Медведь нашёл в лесу камеру и случайно включил запись

Медведь нашёл в лесу камеру и случайно включил запись

Водонапорные башни со всего мира

Водонапорные башни со всего мира

В Калининграде заказали землю для клумб и получили гроб с останками бонусом

В Калининграде заказали землю для клумб и получили гроб с останками бонусом

Драгоценный глобус персидских шахов

Драгоценный глобус персидских шахов

15 фото актеров рядом с людьми, которых они сыграли в кино

15 фото актеров рядом с людьми, которых они сыграли в кино

Кош-Агач — тут овец больше чем людей

Кош-Агач — тут овец больше чем людей

Руководство по снижению артериального давления

Руководство по снижению артериального давления

Убьют - приходите: в Омске задержали 15-летнюю девочку, которая в мае готовилась взорвать школу

Убьют - приходите: в Омске задержали 15-летнюю девочку, которая в мае готовилась взорвать школу

Авария дня. Водитель «Тойоты», уходя от столкновения, налетел на металлический забор

Авария дня. Водитель «Тойоты», уходя от столкновения, налетел на металлический забор

5 любопытных фактов о всяком разном

5 любопытных фактов о всяком разном

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

Фотограф приоткрыл закулисье съёмки и показывал, как создавались его снимки

Фотограф приоткрыл закулисье съёмки и показывал, как создавались его снимки

Коллекция Государственного Русского музея


Последний день Помпеи


Последний день Помпеи


Последний день Помпеи

1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Посмотреть картину последний день помпеи

Приморцы наткнулись на затаившегося у дороги тигра

Приморцы наткнулись на затаившегося у дороги тигра

25 способов повышения уровня тестостерона

25 способов повышения уровня тестостерона

Парный забег через дорогу в неположенном месте

Парный забег через дорогу в неположенном месте

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Тест по вселенной DC Comics (это где Бэтмен и Джокер)

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Сын экс-депутата в Челябинске подстрелил на охоте друга и покончил с собой

Сын экс-депутата в Челябинске подстрелил на охоте друга и покончил с собой

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

Шумные соседи: как с этим бороться

Шумные соседи: как с этим бороться

Да сколько же можно врать народу-то?

Да сколько же можно врать народу-то?

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

 Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с.

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Президент Южной Кореи призвал соотечественников отказаться от собачатины

Президент Южной Кореи призвал соотечественников отказаться от собачатины

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

Неподобающее поведение туристки смутило сотрудника Диснейленда

Неподобающее поведение туристки смутило сотрудника Диснейленда

Повышенная сонливость

Повышенная сонливость

НАСА отправило в космос спутник размером с коробку хлопьев

НАСА отправило в космос спутник размером с коробку хлопьев

 ГМО — что это такое

ГМО — что это такое

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

 Возврат товара в магазин

Возврат товара в магазин

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

Последний день Помпеи

  • Холст, масло . 456,5 x 651
  • Ж-5084


Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) - в ИАХ; ранее - в собр. А.Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который в 1836 передал ее в ИАХ)

В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.

Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).

Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.

Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Посмотреть картину последний день помпеи

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Повышенная сонливость

Повышенная сонливость

Сохраняйте спокойствие, работает инженер от Бога

Сохраняйте спокойствие, работает инженер от Бога

 Возврат товара в магазин

Возврат товара в магазин

 ГМО — что это такое

ГМО — что это такое

Самые странные и необычные завещания

Самые странные и необычные завещания

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

Тест по вселенной DC Comics (это где Бэтмен и Джокер)

 Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с.

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

Неунывающий пациент подшучивает над медсестрами

Неунывающий пациент подшучивает над медсестрами

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

Российский футбольный арбитр проигнорировал преклонение колена перед игрой Лиги чемпионов

Российский футбольный арбитр проигнорировал преклонение колена перед игрой Лиги чемпионов

Как месяц октябрь получил свое название?

Как месяц октябрь получил свое название?

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

Сын экс-депутата в Челябинске подстрелил на охоте друга и покончил с собой

Сын экс-депутата в Челябинске подстрелил на охоте друга и покончил с собой

Приморцы наткнулись на затаившегося у дороги тигра

Приморцы наткнулись на затаившегося у дороги тигра

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Отличный улов рыбака

Отличный улов рыбака

Антизожный пост, приправленный ленью и иронией

Антизожный пост, приправленный ленью и иронией

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

Самые глупые поворотники на свете: задние фонари Mini указывают неверный путь

Самые глупые поворотники на свете: задние фонари Mini указывают неверный путь

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

«Гром птица»: первый персональный «суперлюкс» Америки

«Гром птица»: первый персональный «суперлюкс» Америки

Да сколько же можно врать народу-то?

Да сколько же можно врать народу-то?

Почему выпадают волосы?

Почему выпадают волосы?

Как перевести деньги с телефона на карту

Как перевести деньги с телефона на карту

Курский «санитар» и пожилой водитель на новеньком Chery

Курский «санитар» и пожилой водитель на новеньком Chery

Трейлер фильма "Эйфель" (2021)

Трейлер фильма "Эйфель" (2021)

Трейлер фильма "Последняя из нас" (2020)

Трейлер фильма "Последняя из нас" (2020)

10 фактов о Луне, которые интересно узнать каждому

10 фактов о Луне, которые интересно узнать каждому

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Какими будут осенние каникулы у школьников?

Какими будут осенние каникулы у школьников?

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

Неподобающее поведение туристки смутило сотрудника Диснейленда

Неподобающее поведение туристки смутило сотрудника Диснейленда

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

Парный забег через дорогу в неположенном месте

Парный забег через дорогу в неположенном месте

25 способов повышения уровня тестостерона

25 способов повышения уровня тестостерона

 Как можно быстро протрезветь: способы, рекомендации

Как можно быстро протрезветь: способы, рекомендации

20 классных шпаргалок про семью, любовь, свадьбу, брак, родственников, деньги и развод

20 классных шпаргалок про семью, любовь, свадьбу, брак, родственников, деньги и развод

Посмотреть картину последний день помпеи

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Посмотреть картину последний день помпеи

1833 г. Холст, масло. 456,5 х 651см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина Брюллова может называться полным, всемирным
созданием.В ней все заключилось.
Николай Гоголь.

В ночь с 24 на 25 августа 79 г. н. э. извержением Везувия были разрушены города Помпеи, Геркуланум и Стабия. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как «Последний день Помпеи». Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. «В есь Рим стекался смотреть мою картину» , - писал художник. Выставленная в 1833 г. в Милане «Помпея» буквально потрясла публику. Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы, Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело , новым Рафаэлем …

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках.

В 1834 г. картина, по желанию заказчика, промышленника А. Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют! - объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу! Картина была подарена Демидовым Николаю I , который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.

По воспоминаниям современника, «толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею"». О шедевре беседовали в салонах, делились мнениями в частной переписке, делали заметки в дневниках. Почетное прозвище «Карл Великий» утвердилось за Брюлловым.

Под впечатлением от картины Пушкин написал шестистишие:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

Гоголь посвятил «Последнему дню Помпеи» замечательно глубокую статью, а поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее ликование в известном экспромте:

« Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал „Последний день Помпеи“
Для русской кисти первый день!»

Неумеренные восторги давно улеглись, но и сегодня картина Брюллова производит сильнейшее впечатление, выходящее за пределы тех ощущений, которые обычно вызывает в нас живопись, даже очень хорошая. В чем тут дело?

«Улица гробниц». В глубине – Геркуланские ворота.
Фотография второй пол.19 в.

Брюллов , впервые посетивший раскопки в 1827 г., очень точно передал ощущение сопереживания событиям двухтысячелетней давности , которое охватывает всякого, кто приезжает в Помпеи: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы /…/. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - делился Брюллов в одном из писем. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Sc au ro » - монументальную гробницу именитого горожанина Скавра, и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей ( Porto di Ercolano ), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» ( Via dei S epolcri ) - кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру.

Гробница Скавра. Реконструкция 19 в.

Воссоздавая картину извержения, Брюллов следовал знаменитым посланиям Плиния Младшего к Тациту. Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов перенес на холст.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Мать, обнявшая двоих дочерей; молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой; люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, - все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.


Фрагмент картины:
автопортрет Брюллова и портрет Юлии Самойловой.

Фрагмент картины:
композиционный «треугольник» - мать, обнимающая дочерей.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма, и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Неравная, роковая борьба человека со стихиями - таков романтический пафос картины. Она построена на резких контрастах тьмы и гибельного света извержения, нечеловеческой мощи бездушной природы и высокого накала человеческих чувств.

Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире. Стержень этот – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева - читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.

Фрагмент картины: молодая семья.
На переднем плане - поврежденная подземным толчком мостовая.

Фрагмент картины: погибшая помпеянка.

«Мир все же гармоничен в своих основах» - это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Буйную романтическую стихию усмиряет классически совершенная форма, и в этом единстве противоположностей кроется еще один секрет притягательности брюлловского полотна.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика; младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать; молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец – треножник, христианин – кадило, художник – кисти. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой.

Фрагмент картины: Плиний с матерью.
Фрагмент картины: землетрясение - «кумиры падают».

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Почему? Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип - опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков.)

Уильям Тернер. Извержение Везувия. 1817 г.

Итак, картина напоминает заключительную сцену монументального оперного спектакля: для финала припасены самые выразительные декорации, все сюжетные линии соединяются, а музыкальные темы сплетаются в сложное полифоническое целое. Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез, и слезы эти отрадны сердцу.

Гэвин Гамильтон. Неаполитанцы наблюдают за извержением Везувия.
Вторая пол. 18 в.

Картина Брюллова захватывающе красива: огромный размер – четыре с половиной на шесть с половиной метров, потрясающие «спецэффекты», божественно сложенные люди, подобные ожившим античным статуям. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», – писал Гоголь, чутко улавливая еще одну особенность картины – эстетизацию катастрофы. Трагедия гибели Помпей и, шире, всей античной цивилизации представлена нам как невероятно красивое зрелище. Чего стоят эти контрасты давящей на город черной тучи, сияющего пламени на склонах вулкана и безжалостно ярких вспышек молний, эти запечатленные в самый момент падения статуи и рушащиеся, словно картонные, здания…

Следить с замиранием сердца за гибельными и прекрасными играми природы, даже если для этого приходиться балансировать у жерла действующего вулкана, свойственно человеку. Это то самое «упоение в бою и бездны мрачной на краю», о котором писал Пушкин в «Маленьких трагедиях», и которое передал Брюллов в своем полотне, вот уж почти два века заставляющем нас восхищаться и ужасаться.

«Последний день Помпеи» Брюллова. Почему это шедевр

Брюллов последний день Помпеи

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи

Наиболее значимые исторические события всегда находили отражение в художественных произведениях. Они будоражили воображение и современников, и тех, кого от произошедшего отделяли столетия. Такой грандиозной трагедией, унесшей жизни множества людей, стало извержение вулкана Везувия, который похоронил под слоем пепла процветающий и прекрасный город Помпеи.

Под впечатлением от посещения раскопок Карл Брюллов загорелся идеей создать картину «Гибель Помпеи». Интерес к этому историческому событию возник не сам по себе, а благодаря рассказам брата художника, архитектора Александра Брюллова. К тому же, художественные произведения с подобными сюжетами были в моде в то время. Живописец, находившийся в Италии уже довольно продолжительное время, начал ощущать несколько пренебрежительное отношение к себе и своему творчеству со стороны местных людей искусства. Некоторые из них считали, что Карл не способен написать что-то более значимое, чем небольшие сюжетные картины, благодаря которым он прославился. Задумывая «Последний день Помпеи», Брюллов не только хотел создать колоссальное по размерам и идее полотно, но и развеять предубеждения высокомерных итальянцев.

От первых набросков до появления окончательного варианта картины прошло без малого шесть лет. Картина, считающаяся одним из самых значительных произведений художника, находится в Русском музее в Петербурге и является одной из самых часто посещаемых и любимых публикой. Однако ее написанию предшествовало создание множества эскизов, выполненных в карандаше, акварели и масле. Один из вариантов «Гибели Помпеи», который Брюллов написал в 1828 году, находится в Государственной Третьяковской Галерее, и вызывает у посетителей не меньший интерес, чем законченное произведение.

Глядя на него, можно легко представить себе, какое огромное значение имело для молодого амбициозного живописца написание шедевра, посвященного трагической гибели древнего города. Каждый эскиз — это очередной этап творческого пути художника, приближающий его к конечной цели.
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Изучение полотна с сюжетом на историческую тему — увлекательнейшее занятие. Тем более интересно ознакомиться с эскизами, предшествующими его созданию. Множество деталей, общее настроение картины, колорит — все подвергается изменениям в зависимости от того, как меняется видение художника, что становится для него более значимым или отходит на второй план.

Время, за которое написал Брюллов «Последний день Помпеи», составляет всего 11 месяцев. При этом на разработку окончательного варианта картины ушло целых шесть лет. На эскизе 1828 года отсутствуют некоторые детали, которые можно наблюдать на полотне, находящемся в Русском музее.

Центральная группа неизменно переносилась Брюлловым с эскиза на эскиз: это семейство с двумя маленькими детьми, бегущее от гнева Везувия. Еще одна деталь, которая присутствует на всех вариантах картины: женщина, погибшая при падении с колесницы. Ребенок, находившийся при ней, остался жив. Он в отчаянии обнимает мать, глаза полны страха перед надвигающейся бедой. По-видимому, погибшая была знатной помпеянкой, о чем свидетельствуют драгоценности, от удара рассыпавшиеся по каменной мостовой. Многие критики, в том числе, современники живописца, видели в смерти этой несчастной гибель всего античного мира.

Читайте также: