Последний день помпеи где посмотреть

Обновлено: 06.07.2024

Как бы отвечая на вопрос А.И. Герцена, именно об этом рассказал в своих воспоминаниях Ф.И. Иордан (1800-1883), известный русский гравер, профессор и ректор Императорской Академии художеств. По мнению Ф.И. Иордана, знаменитая картина «Последний день Помпеи» была начата К.П. Брюлловым "совершенно случайно", вследствие необычных жизненных обстоятельств, связанных с женщинами.

Ф.И. Иордан. Автопортрет. 1871. Ф.И. Иордан. Автопортрет. 1871.

Пенсионеры и их временные подруги жизни

Русские художники Карл Павлович Брюллов и Федор Иванович Иордан были пенсионерами Императорской Академии художеств и оба были направлены в Рим совершенствовать свои таланты. Брюллов пробыл в Риме 13 лет (1823-1835), а Иордан - 15 лет (1835-1850). Иордан приехал в Рим в тот год, когда Брюллов уже собирался возвращаться в Россию. Они хорошо знали друг друга, по-товарищески общались и Брюллов успел дать Иордану много ценных советов.

Римские пенсионеры Академии Художеств были почти все молодые красавцы, окруженные множеством поклонниц. Особенно славился красотой пейзажист Сильвестр Федорович Щедрин, равным которому в Риме считался только исторический живописец итальянец Камуччини.

С.Ф. Щедрин. Автопортрет. 1820. Справа - Портрет Камуччини Винченцо. Жозеф Грасси. 1810. Галерея Академии Сан-Люка, Рим. С.Ф. Щедрин. Автопортрет. 1820. Справа - Портрет Камуччини Винченцо. Жозеф Грасси. 1810. Галерея Академии Сан-Люка, Рим.

По воспоминаниям Иордана, С.Ф. Щедрин был человек всеми уважаемый и "красавец в полном смысле этого слова". У него была временная спутница жизни, француженка Демюлень, которая, как пишет Иордан,

"страстно любила художников, в особенности Щедрина".

В то время С.Ф. Щедрин был серьезно болен и решил поехать на юг Италии лечиться минеральными водами. Понимая, что уезжает надолго, он позаботился о своей подруге Демюлень и представил ее своему товарищу К.П. Брюллову, который

"принял ее как временную подругу. без которой в Риме трудно жить."

Карл Брюллов тоже был несомненный красавец, и поэтому француженка сразу же влюбилась в него, позабыв про Щедрина и про всех остальных художников.

К.П. Брюллов. Автопортрет. 1833. Государственный Русский Музей. К.П. Брюллов. Автопортрет. 1833. Государственный Русский Музей.

Непрочитанное письмо

По свидетельству Иордана,

"Долговременная дружба не была в характере Брюллова, и кто начинал ее искать в нем, скоро разочаровывался, что и случилось с легковерною девицею Демюлень."

Демюлень была страстно влюблена в Брюллова и ревновала его ко всем женщинам, приходившим в мастерскую художника. Скоро она наскучила Брюллову, и он стал с ней холоден. Зная, что француженка чрезвычайно ревнива, он иногда специально вызывал в ней всплески ревности. Они жили в соседних домах, и окна Демюлень находились против окон Брюллова. Догадываясь, что Демюлень наблюдает за ним, Брюллов

"брал часто куклу или манекен и как будто живую женщину качал его на руках и целовал. Это крайне бесило молодую француженку; она начала замечать это и делать ему выговоры, затем пошли письма."

Писем от Демюлень, вероятно, было так много, что Брюллов вскоре перестал их читать. Однажды вечером, когда он ужинал с друзьями, ему принесли очередное письмо от девицы Демюлень. Брюллов, не читая, положил его в карман и забыл о нем. А на другой день газеты сообщили трагическую новость, что какая-то иностранка подъехала на карете к мосту Понте Моло и, сняв с себя шляпу и шаль, бросилась в реку и утонула. Когда же утопленницу вытащили из воды, то узнали, что это была девица Демюлень.

Мост Понте Мильвио (Понте Моло). Отсюда бросилась в Тибр девица Демюлень. В России его знают как Мульвийский мост, на котором в 312 г. Константин Великий победил узурпатора Максенция. Ян Франс ван Блумен. Понте Мильвио. Ранее 1749. Музей изящных искусств, Валенсия. Мост Понте Мильвио (Понте Моло). Отсюда бросилась в Тибр девица Демюлень. В России его знают как Мульвийский мост, на котором в 312 г. Константин Великий победил узурпатора Максенция. Ян Франс ван Блумен. Понте Мильвио. Ранее 1749. Музей изящных искусств, Валенсия.

Горести и радости

Брюллов тяжело переживал случившееся и чувствовал свою вину в нелепой смерти молодой легковерной француженки. Как пишет Иордан:

"Этим происшествием Брюллов был убит, ходил по улицам как потерянный."
К.П. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-34. Музей Хиллвуд, Вашингтон К.П. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-34. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Рождение замысла

Во время поездки в Неаполь Брюллов несколько дней посвятил осмотру развалин Помпеи. Прогуливаясь в тишине по улицам погибшего города, он попал на Дорогу гробниц, где по обеим сторонам стояли древние могильные памятники.

Дорога гробниц. Рисунок К.П. Брюллова. 1827 г. Дорога гробниц. Рисунок К.П. Брюллова. 1827 г.

Брюллов еще не отошел от пережитого несчастья и пребывал в угнетенном состоянии духа. Стоящие вокруг развалины навеяли ему печальные мысли о развернувшейся здесь много веков назад ужасной трагедии. По словам Иордана,

"Тут тогда и представились ему в воображении те испуганные и спасающиеся группы народа, которые мы видим в его превосходной картине, именуемой «Последний день Помпеи».
Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". 1827-1828. Государственная Третьяковская галерея. Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". 1827-1828. Государственная Третьяковская галерея.

Источники вдохновения

Неизвестно, кто рассказал Ф.И. Иордану эту историю. Сам он не мог быть очевидцем, поскольку описанные события произошли в 1827 г., а Иордан приехал в Рим только в 1835 г. Скорее всего, он услышал это от римских приятелей Брюллова. В Риме все восхищались талантом К.П. Брюллова, и поэтому его жизнь и его знаменитая картина "Последний день Помпеи" были в центре всобщего внимания. Вокруг было много разговоров о несчастной Демюлень и о красавице графине Самойловой, и все соглашались, что без этих двух женщин не было бы такого великого произведения.

Брюллов посещал Помпеи дважды - в 1824 и в 1827 г. Свои восторженные впечатления от первого посещения он описал в письме брату Александру. Из этого письма известно, что тогда, в 1824 г., Брюллов представлял в воображении не «испуганные и спасающиеся группы народа», а простую мирную жизнь обитателей погибшего города.

Через три года, когда Брюллов посетил Помпеи в состоянии сильного душевного потрясения, вызванного неожиданной гибелью его временной подруги, ему представился именно день извержения Везувия, - последний день Помпеи.

К тому же рядом с ним в этот момент находилась графиня Юлия Самойлова, которая стала его музой, возлюбленной и моделью. Встреча Брюллова с Самойловой в Риме в 1827 г. стала началом их бурного романа, вызвавшего у художника небывалый творческий подъем. Сам Брюллов писал об этом так:

«Юлия Самойлова ворвалась в мою жизнь подобно солнечному вихрю, пришла, чтобы повернуть в угодную ей сторону самою судьбу, украсть жизнь и уготованную судьбу, подарив взамен нечто большее…»

Роман Брюллова с Самойловой длился недолго, но они поддерживали дружеские отношения вплоть до конца жизни художника.

Брюллов работал над картиной «Последний день Помпеи» в общей сложности около шести лет – с 1827 по 1833 г. Графиня обладала итальянской внешностью и послужила ему моделью для нескольких женских персонажей картины. Ее черты угадываются в облике матери, пытающейся прикрыть дочерей, в которых Брюллов изобразил воспитанниц Самойловой Амацилию и Джованину Пачини.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи". Фрагмент картины "Последний день Помпеи".

Похожа на Самойлову и девушка с кувшином на голове, которая обреченно смотрит прямо на зрителя. Позади нее художник написал самого себя с ящиком кистей и красок на голове. Рядом с ним, испуганно подняв кверху глаза, застыла красивая женщина с зажженной лампой в руках. Можно предположить, что в образе этой женщины художник изобразил погибшую Демюлень, и, таким образом, на картине он оказался между двумя подругами жизни.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом К.П. Брюллова. Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом К.П. Брюллова.

Запечатленная судьба

Изобразив самого себя в момент гибели жителей Помпеи, художник тем самым как бы предсказал свою судьбу. На картине его засыпает пепел итальянского вулкана Везувия, и так случилось, что в реальности Брюллов умер в Италии, и там же его похоронили, засыпав итальянской землей.

В 1849 г., за три года до смерти, больной Брюллов покинул Россию и отправился лечиться на остров Мадейра. После лечения он путешествовал по Испании, а потом поселился в Италии. Карл Павлович Брюллов умер в 1852 г. в местечке Манциано, неподалеку от Рима, и похоронен на римском историческом кладбище Тестаччо, которое еще называют кладбищем художников и поэтов.

Последний день помпеи где посмотреть

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Об экспонате


Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, жил и работал в Италии с 1822 года двенадцать лет. Летом 1827 года живописец побывал на раскопках Помпей. Его глубоко впечатлили виды и история города, разрушенного извержением Везувия. Тогда он и замыслил масштабное многофигурное произведение — «Последний день Помпеи».

Сюжет полотна нетипичен для исторической живописи классицизма. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви. Брюллов показал, как стихийное бедствие отразилось на целом народе, людях разных возрастов и сословий. Всё это — черты уже нового направления — романтизма.

С неба падает пепел, рушатся здания, но несмотря на это, герои стремятся помочь близким. Мы видим молодую семью с детьми, мать, укрывающую дочерей. Двое братьев несут пожилого отца, а жених — невесту. Произведение демонстрирует, по словам Николая Гоголя, «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека.

Художник хотел не просто написать картину на историческую тему, а задокументировать реальное событие прошлого. Брюллов тщательно изучал источники, среди которых — письма очевидца, писателя Плиния Младшего. Кувшины, стулья, украшения, обломки колесницы — это изображения предметов, найденных на раскопках.


4.jpg


Без имени-1.jpg


2.jpg


3.jpg

Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833. (Фрагменты)

Автор в точности изобразил и место: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». Действие происходит у Геркуланских ворот Помпей, за которыми начиналась «Дорога гробниц» — некрополь.

С 79 года и до начала первых раскопок в 1748 году Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла. Он «законсервировал» не только здания и предметы, но и останки людей. Фигуры в композиции Брюллова повторяют реальные позы помпейцев, не успевших спастись от бедствия.

Лица героев художник писал со своих современников. Прообразом мужчины, укрывающего семью плащом, был итальянец Доменико Марини. Черты любимой музы автора, графини Юлии Самойловой, можно увидеть сразу в нескольких героинях: матери с двумя дочерьми, упавшей с колесницы, женщины с семьёй в центре композиции.

Подражая мастерам Возрождения, живописец изобразил на полотне и себя. Герой держит на голове ящик с кистями и заворожённо смотрит в сторону извержения. Девушка с кувшином справа от него — либо известная натурщица Виттория Кальдони, либо графиня Самойлова. Она единственная, кто смотрит прямо на зрителей.

Брюллов проделал огромную работу за шесть лет: написал десятки эскизов и этюдов с натуры, много раз менял положение персонажей в поисках идеальной композиции. В 1833 году «Последний день Помпеи» выставили в Риме, о событии говорил весь город. В Париже картина получила золотую медаль.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. Бумага, перо. 1827–1828. Государственный Русский музей.

Последний день Помпеи

  • Холст, масло . 456,5 x 651
  • Ж-5084


Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) - в ИАХ; ранее - в собр. А.Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который в 1836 передал ее в ИАХ)

В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.

Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).

Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.

Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Об экспонате


Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, жил и работал в Италии с 1822 года двенадцать лет. Летом 1827 года живописец побывал на раскопках Помпей. Его глубоко впечатлили виды и история города, разрушенного извержением Везувия. Тогда он и замыслил масштабное многофигурное произведение — «Последний день Помпеи».

Сюжет полотна нетипичен для исторической живописи классицизма. На фоне катастрофы разворачиваются личные истории, полные страха, отчаяния, любви. Брюллов показал, как стихийное бедствие отразилось на целом народе, людях разных возрастов и сословий. Всё это — черты уже нового направления — романтизма.

С неба падает пепел, рушатся здания, но несмотря на это, герои стремятся помочь близким. Мы видим молодую семью с детьми, мать, укрывающую дочерей. Двое братьев несут пожилого отца, а жених — невесту. Произведение демонстрирует, по словам Николая Гоголя, «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека.

Художник хотел не просто написать картину на историческую тему, а задокументировать реальное событие прошлого. Брюллов тщательно изучал источники, среди которых — письма очевидца, писателя Плиния Младшего. Кувшины, стулья, украшения, обломки колесницы — это изображения предметов, найденных на раскопках.


4.jpg


Без имени-1.jpg


2.jpg


3.jpg

Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833. (Фрагменты)

Автор в точности изобразил и место: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». Действие происходит у Геркуланских ворот Помпей, за которыми начиналась «Дорога гробниц» — некрополь.

С 79 года и до начала первых раскопок в 1748 году Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла. Он «законсервировал» не только здания и предметы, но и останки людей. Фигуры в композиции Брюллова повторяют реальные позы помпейцев, не успевших спастись от бедствия.

Лица героев художник писал со своих современников. Прообразом мужчины, укрывающего семью плащом, был итальянец Доменико Марини. Черты любимой музы автора, графини Юлии Самойловой, можно увидеть сразу в нескольких героинях: матери с двумя дочерьми, упавшей с колесницы, женщины с семьёй в центре композиции.

Подражая мастерам Возрождения, живописец изобразил на полотне и себя. Герой держит на голове ящик с кистями и заворожённо смотрит в сторону извержения. Девушка с кувшином справа от него — либо известная натурщица Виттория Кальдони, либо графиня Самойлова. Она единственная, кто смотрит прямо на зрителей.

Брюллов проделал огромную работу за шесть лет: написал десятки эскизов и этюдов с натуры, много раз менял положение персонажей в поисках идеальной композиции. В 1833 году «Последний день Помпеи» выставили в Риме, о событии говорил весь город. В Париже картина получила золотую медаль.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. Бумага, перо. 1827–1828. Государственный Русский музей.

Брюллов-документалист

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Последний день Помпеи мать с дочерьми

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Последний день Помпеи погибшая знатная женщина

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Брюллов последний день Помпеи сыновья несут отца

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Последний день помпеи где посмотреть

--> FISHKINET

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали

Гастарбайтер влюбился в хозяйку и залез с ножом на крышу коттеджа, который строил, чтобы потребовать взаимности

Гастарбайтер влюбился в хозяйку и залез с ножом на крышу коттеджа, который строил, чтобы.

По могиле экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича ездит мусоровоз

По могиле экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича ездит мусоровоз

5 любопытных фактов о всяком разном

Эстетика дебаркадеров

Эстетика дебаркадеров

Слишком много переменных: тонкий юмор о программировании

Слишком много переменных: тонкий юмор о программировании

Знаменитые многодетные мамы

Знаменитые многодетные мамы

Не разговаривайте с неизвестными: эксперимент, который вызывает шок

Не разговаривайте с неизвестными: эксперимент, который вызывает шок

В Домодедове местные жители спасли школьницу от маньяка

В Домодедове местные жители спасли школьницу от маньяка

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Редкий маслкар Buick GNX 1987 года, проехавший менее 2 тысяч километров, выставили на торги

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

Ученые выяснили, каких птиц люди приручили задолго до кур

 Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

В Минске малолитражка врезалась в бордюр и перевернулась на крышу

В Минске малолитражка врезалась в бордюр и перевернулась на крышу

Драгоценный глобус персидских шахов

Драгоценный глобус персидских шахов

15 фото актеров рядом с людьми, которых они сыграли в кино

15 фото актеров рядом с людьми, которых они сыграли в кино

В Калининграде заказали землю для клумб и получили гроб с останками бонусом

В Калининграде заказали землю для клумб и получили гроб с останками бонусом

На свадьбе в Румынии жениху сломали позвоночник, когда подбрасывали вверх

На свадьбе в Румынии жениху сломали позвоночник, когда подбрасывали вверх

Почему расстаются многие пары

Почему расстаются многие пары

15 изображений, доказывающих, что нет предела человеческому свинству

15 изображений, доказывающих, что нет предела человеческому свинству

 10 самых странных фильмов ужасов

10 самых странных фильмов ужасов

Водонапорные башни со всего мира

Водонапорные башни со всего мира

Дом на колесах Уилла Смита, который стоит целое состояние

Дом на колесах Уилла Смита, который стоит целое состояние

Тест по вселенной DC Comics (это где Бэтмен и Джокер)

Тест по вселенной DC Comics (это где Бэтмен и Джокер)

 Воспитание мальчика. Роль папы и мамы

Воспитание мальчика. Роль папы и мамы

Как живется людям в московских домах-кольцах, и зачем их построили

Как живется людям в московских домах-кольцах, и зачем их построили

 15 сцен из мультиков, которые точь-в-точь повторяют моменты из знаменитых фильмов и сериалов

15 сцен из мультиков, которые точь-в-точь повторяют моменты из знаменитых фильмов и сериалов

Тест по истории Киевской Руси

Тест по истории Киевской Руси

Авария дня. В Калининграде пешехода сбили сразу две машины

Авария дня. В Калининграде пешехода сбили сразу две машины

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

В Сочи водитель «Гелендвагена» выстрелил в не пропустивший его автомобиль

Авария дня. Водитель «Тойоты», уходя от столкновения, налетел на металлический забор

Авария дня. Водитель «Тойоты», уходя от столкновения, налетел на металлический забор

В Ханты-Мансийске медведь пришел на кладбище, чтобы полакомиться конфетами

В Ханты-Мансийске медведь пришел на кладбище, чтобы полакомиться конфетами

Разные гифки на АвтоМотоТему

Разные гифки на АвтоМотоТему

Убьют - приходите: в Омске задержали 15-летнюю девочку, которая в мае готовилась взорвать школу

Убьют - приходите: в Омске задержали 15-летнюю девочку, которая в мае готовилась взорвать школу

Листопад у лимона

Листопад у лимона

Руководство по снижению артериального давления

Руководство по снижению артериального давления

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

Ученые восстановили лица древних египтян по ДНК

"Отмена сделай, китаёза!": что будет, если китаянка вызовет такси с водителем-узбеком

"Отмена сделай, китаёза!": что будет, если китаянка вызовет такси с водителем-узбеком

Мужчина поймал аллигатора с помощью мусорного контейнера

Мужчина поймал аллигатора с помощью мусорного контейнера

Кош-Агач — тут овец больше чем людей

Кош-Агач — тут овец больше чем людей

На Урале местный житель обстрелял приехавших подключать отопление коммунальщиков

На Урале местный житель обстрелял приехавших подключать отопление коммунальщиков

Фотограф приоткрыл закулисье съёмки и показывал, как создавались его снимки

Фотограф приоткрыл закулисье съёмки и показывал, как создавались его снимки

Женщины чуть не подрались из-за свадебного букета

Женщины чуть не подрались из-за свадебного букета

Пьяный кубинец устроил переполох в аэропорту Внуково, забравшись под крышу здания

Пьяный кубинец устроил переполох в аэропорту Внуково, забравшись под крышу здания

Как скульптор из далекого бурятского села стал известен на весь мир

Как скульптор из далекого бурятского села стал известен на весь мир

5 любопытных фактов о всяком разном

5 любопытных фактов о всяком разном

Шпаргалка: как правильно выбрать обувь

Шпаргалка: как правильно выбрать обувь

Эти фильмы получили «Оскар» за лучшие костюмы

Эти фильмы получили «Оскар» за лучшие костюмы

Доступный значит хороший: Pontiac времен Великой депрессии, стоивший 695 долларов

Доступный значит хороший: Pontiac времен Великой депрессии, стоивший 695 долларов

Коллекция Государственного Русского музея


Последний день Помпеи


Последний день Помпеи


Последний день Помпеи

1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коня. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Последний день Помпеи мужчина поднимающий монеты

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

В доказательство схожести можно сравнить героинь с портретом Самойловой, что также висит в Русском музее.

Брюллов графиня Самойлова

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Их отношения были свободными: то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Последний день Помпеи автопортрет Брюллова

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Ссылка на бесплатный курс

Жерико плот Медузы

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819. Лувр, Париж

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Последний день помпеи где посмотреть

 Возврат товара в магазин

Возврат товара в магазин

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

В Чебоксарах водитель «Нивы» влетел в отбойник

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

 10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ

10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ

«Гром птица»: первый персональный «суперлюкс» Америки

«Гром птица»: первый персональный «суперлюкс» Америки

Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации

Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации

Как месяц октябрь получил свое название?

Как месяц октябрь получил свое название?

Неожиданная встреча с медвежьим семейством

Неожиданная встреча с медвежьим семейством

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

Страна запретов: факты о современном Туркменистане, которые поражают даже искушенных туристов

10 фактов о Луне, которые интересно узнать каждому

10 фактов о Луне, которые интересно узнать каждому

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

Впечатляющая трасса для игрушечных машинок

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

Авария дня. Столкновение спортивного Mitsubishi с мусоровозом

 Как можно быстро протрезветь: способы, рекомендации

Как можно быстро протрезветь: способы, рекомендации

Катер завис в воздухе, налетев на камни у Нормандских островов

Катер завис в воздухе, налетев на камни у Нормандских островов

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Супермен, обожди! Тест по вселенной Marvel

Президент Южной Кореи призвал соотечественников отказаться от собачатины

Президент Южной Кореи призвал соотечественников отказаться от собачатины

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

Трейлер фильма "Последняя из нас" (2020)

Трейлер фильма "Последняя из нас" (2020)

25 способов повышения уровня тестостерона

25 способов повышения уровня тестостерона

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

Эти усы напротив: розыгрыш мужчин в видеочате

5 любопытных фактов о всяком разном

Сохраняйте спокойствие, работает инженер от Бога

Сохраняйте спокойствие, работает инженер от Бога

Когда упаковка лучше самого товара

Когда упаковка лучше самого товара

 ГМО — что это такое

ГМО — что это такое

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

Курский «санитар» и пожилой водитель на новеньком Chery

Курский «санитар» и пожилой водитель на новеньком Chery

Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии

Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии

Сотрудники ФСБ жестко задержали полицейских-вымогателей в Подмосковье

Сотрудники ФСБ жестко задержали полицейских-вымогателей в Подмосковье

Неунывающий пациент подшучивает над медсестрами

Неунывающий пациент подшучивает над медсестрами

Да сколько же можно врать народу-то?

Да сколько же можно врать народу-то?

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

Дуэт поющих рыб исполнил хит группы Aqua

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

Парный забег через дорогу в неположенном месте

Парный забег через дорогу в неположенном месте

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Авария дня. В Тольятти столкнулись «Лада» с прицепом и автобус

Авария дня. В Тольятти столкнулись «Лада» с прицепом и автобус

 Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с.

«Последний день Помпеи» Брюллова. Почему это шедевр

Брюллов последний день Помпеи

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коня. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Последний день Помпеи мужчина поднимающий монеты

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

В доказательство схожести можно сравнить героинь с портретом Самойловой, что также висит в Русском музее.

Брюллов графиня Самойлова

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Их отношения были свободными: то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Последний день Помпеи автопортрет Брюллова

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Ссылка на бесплатный курс

Жерико плот Медузы

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819. Лувр, Париж

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Брюллов-документалист

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Последний день Помпеи мать с дочерьми

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Последний день Помпеи погибшая знатная женщина

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Брюллов последний день Помпеи сыновья несут отца

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

BBC: Последний день Помпеи

npuka3

Через 2 часа

Дата выхода в РФ – 28 сентября 2021 О сериале: Пятый сезон сериала знаменует серьезные перемены в личной жизни Шона Мерфи, однако праздничное настроение будет омрачено тревожными событиями, как в жизни пациентов, так и в команде врачей больницы. Оригинальное название: The Good Doctor Страна: США Дистрибьютор: Режиссер: Майк Листо, Стивен ДеПол, Дэвид Стрейтон Жанр: драма

10 лет назад

Мегамир Испания

Без описания

10 лет назад

Мегамир Гавайи

Без описания

9 лет назад

9x1 Катастрофа при посадке

9 лет назад

9х2 Роковая ошибка

9 лет назад

9х3 Двойственное решение комиссии

9 лет назад

9х4 Распавшийся в небе

Без описания

3 часа назад

«Последний день Помпеи» Брюллова. Почему это шедевр

Брюллов последний день Помпеи

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Читайте также: