Посетить атомный ледокол ленин

Обновлено: 16.05.2024

Обязательно к помещение и только с экскурсией. Очень интересно, антуражно и супер современно на момент постройки в 1959г. Было бы круто если бы был не просто музей, но и отель. Тем более, что там есть столовая, которой могут и рестораны позавидовать, кинотеатр, сауна, игральный зал. В рубке можно было бы сделать панорамный бар) Что ещё нужно для хорошего отеля?!)

Знаток города 11 уровня

Знаток города 7 уровня

Потрясающая экскурсия!Приятно, а главное познавательно проведённое время! Доброжелательный персонал, с чувством юмора! Берет гордость за прошлое страны и гордость за экипаж, который прекрасно поддерживает ледокол (правильнее все равно ледодав😉)!

Знаток города 24 уровня

Лучшая туристическая достопримечательность Мурманска. Нам повезло с экскурсоводом - дама была влюблена в ледокол и очень вовлеченно рассказывала и показывала. Открыты не все помещения, но достаточно, чтобы сформировать представление. Очень рекомендую!

Знаток города 7 уровня

Одна из основных достопримечательностей города Мурманска. Выглядит опрятно, сразу видно, команда ухаживает. Вроде как можно попасть на экскурсию. У многих Мурманчан и гостей города есть с ним фото(да, скорее всего та черно белая махина на заднем плане это он).

Знаток города 8 уровня

Сам корабль крутой. Шикарные интерьеры и история судна. Здорово, что сохранили. Не вполне довлен экскурсоводом: говорил мало и не интересно. Есть вопросы к продаже билетов. Надо стоять в живой очереди у корабля и ждать, когда пустят. Ждать можно долго. Хотя бы электронную очередь ввели бы.

Знаток города 8 уровня

9 сентября

Случайно попала на экскурсию, когда проходила мимо. Здорово, что группы собираются постоянно, и можно легко зайти. Рассказывают много интересного про сам ледокол и атомный флот в целом. Показывают оборудование, больницу и шикарные кабинеты для приемов, где партийная элита общалась с разными зарубежными знаменитостями. В общем, очень любопытно было

Знаток города 8 уровня

Были на экскурсии на майских праздниках. Чтобы попасть на экскурсию отстояли очередь - час по времени. Запускали примерно каждые 40 минут по 60 человек (3 группы по 20 человек). В эти дни выставка не работала, были только экскурсии по ледоколу. Сама экскурсия продолжительностью около 35 минут. До этого были на ледоколе Красин, поэтому здесь не впечатлило. Все очень быстро, информации мало. После "Красина" у ребенка до сих пор всплывают в памяти некоторые моменты из рассказа с экскурсии о работе и устройстве ледокола, здесь же ничего особо не рассказали. Да и после обеда очереди не было на вход. Если б знали, пошли бы позже. Цена взрослого билета 150, детского 50 рублей. В кассе можно купить сувениры (магниты, кружки, значки и т.д.). Самый интересный сувенир на наш взгляд - это сертификат о посещении ледокола. Даже печать ставят (имя и дату нужно самим вписать. Цена 55 руб). К посещению рекомендуем, но много от экскурсии ждать не стоит.

Способ №2: договориться с "Атомфлотом"

Если хочется увидеть не только атомный ледокол "Ленин", но и другие, можно попробовать договориться с "Атомфлотом" о посещении. Это не формат массовых экскурсий, и, скорее всего, у вас попросят обоснование, почему вам интересна эта тема и зачем вы хотите попасть на ледокол. Договариваться нужно заранее (лучше за месяц или раньше) - на согласование может уйти довольно много времени. Полный список участников тоже подается заранее и тщательно проверяется службой безопасности.

На входе в "Атомфлот". На входе в "Атомфлот".

Мне удалось посетить атомный ледокол "Вайгач" в составе делегации медиафорума. От экскурсии на ледокол "Ленин" такой визит отличается тем, что на территории "Атомфлота" посетители не могут фотографировать - вся фототехника и телефоны были сданы на входе и возвращены только в самом конце. Проход был довольно строгим - по спискам, с паспортом и через прохождение многочисленных рамок. Чтобы сохранить воспоминания о событии, сотрудники "Атомфлота" фотографировали всех на свою технику, а потом скинули снимки.

Наша делегация на атомном ледоколе "Вайгач" - фото от пресс-службы "Атомфлота" Наша делегация на атомном ледоколе "Вайгач" - фото от пресс-службы "Атомфлота"

Пока "Вайгач" находится на ремонте в порту, большая часть сотрудников распущена по домам (особенно удобно тем, кто из Мурманска - приехал и сразу дома), но есть и те, которые продолжают жить в каютах: для них ледоход - это дом. В те моменты, когда мы заглядывали в каюты, было ощущение, что вламываешься к кому-то домой, - это совсем не то, что при осмотре кают на экскурсионном ледоколе "Ленин".

А вот так ледокол смотрится снизу - впечатляет! А вот так ледокол смотрится снизу - впечатляет!

О музее

Атомный ледокол "Ленин" на вечном приколе у морского вокзала Мурманска.

Атомный ледокол «Ленин» – первое в мире судно с ядерной энергетической установкой. Единственный в городе Мурманске объект культурного наследия федерального значения. Построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1956-1959 гг. В его создании приняли участие более 500 предприятий и учреждений СССР. Введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года.

В течение следующих 30 лет обеспечивал навигацию на Северном морском пути и служил «атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились кадры для атомного флота нашей страны. Провел во льдах Арктики тысячи судов, сам прошел при этом 654 400 морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Выведен из эксплуатации в 1989 году.

5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска у морского вокзала, в кратчайшие сроки став «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера. За первые 7 лет работы атомохода в качестве корпоративного музея его посетило свыше четверти миллиона человек.

Современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот») Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).

На борту атомного ледокола «Ленин» также работают Информационный центр по атомной энергии и постоянно действующая выставка «Атом и Арктика» – интерактивный музейно-образовательный комплекс, посвященный истории атомного ледокольного флота, развитию Северного морского пути, промышленному освоению, климатическим особенностям, экологии Арктики, научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике.

Видеоэкскурсия по ледоколу "Ленин"

Росатомфлот приглашает вас подняться на борт первого в мире атомного ледокола!

Сделать это проще, чем вы думаете! Пройтись по палубам атомного ледокола «Ленин» можно не выходя из дома и даже не вставая с дивана. Компанию вам составит профессиональный историк флота.

Подборка интересных фактов об атомоходе «Ленин».

А знаете ли вы, что:

- атомный ледокол «Ленин» был построен за рекордно короткий срок – всего за 3 года и 2 месяца; - в создании атомохода приняли участие более 500 предприятий и учреждений СССР;

- атомный ледокол «Ленин» провел во льдах Арктики 3 741 судно, сам прошел при этом 654 400 морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны.

Если хотите побродить по легендарному атомоходу самостоятельно, панорамное видео 360º – то, что вам нужно. Готовы? Начинаем!


Rosatomflot invites you to take a guided tour on the world’s first nuclear-powered icebreaker Lenin

Getting there is much easier than one might think. You can start walking through icebreaker Lenin right on your screen. Authorized historian of our fleet is going to assist you. If you prefer to wander around the ship on your own, you are welcome to choose the 3D-tour. Ready? Welcome aboard!

Some impressive facts about the ship:

- Icebreaker Lenin was built in 3 years and 2 months, an absolute record for vessels of this class; - Over 500 enterprises of the Soviet Union participated in the project;

- During 30 years of service, Lenin provided safe navigation on the Northern Sea Route and passed 654,400 nautical miles, which is three times the distance between the Earth and the Moon.

Первый атомный ледокол «ЛЕНИН»|Что находится внутри, сколько стоит посещение?

Если вы собираетесь посетить город-герой Мурманск, то очень рекомендую сходить на экскурсию на атомный ледокол «Ленин».

Для граждан РФ экскурсия стоит 150₽, для иностранцев - 500₽. Хоть это радует!

Про историю создания можно прочитать в интернете, скажу лишь главное - первый в мире советский атомный ледокол - это 2 атомных реактора, 4 турбины и 44000 л.с. мощности. Только представьте себе.

Отделка внутренних помещений и кают не уступает и Титанику. Все сделано из различных пород дерева.

Командирская рубка Командирская рубка

Сделано не только для красноты, но и чтобы у моряков было ощущение уюта вдали от дома.

Как попасть на атомный ледокол и что там можно увидеть

Атомные ледоколы - это вообще большая редкость, во всем мире их 11, все они сделаны в России и базируются в порту Мурманска. Есть как минимум три способа, как попасть на атомный ледокол, и один из них довольно доступный и легко организуемый.

Почти у всех атомных ледоколов есть имена: "Ленин", "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и др. И у многих есть какие-то свои яркие внешние отличительные особенности, благодаря которым их друг от друга сможет отличить даже ребенок: например, у ледокола "Ямал" спереди нарисованы огромные акульи зубы.

Атомный ледокол "Ленин" - доступен для туристов Атомный ледокол "Ленин" - доступен для туристов

Увидеть все ледоколы сразу вряд ли получится, так как в одном месте они не стоят - какие-то сейчас в пути (а их путь может занимать по полгода и дольше), какие-то на ремонте (их увидеть можно, но есть нюансы), а какие-то и вовсе списаны и не доступны для обычного человека. Но побывать на одном ледоколе - "Ленин" - довольно просто. На другие попасть сложнее, но тоже реально (в конце расскажу, как это сделать).

Способ №3: круиз по Арктике

Маршрут круиза на Северный полюс Маршрут круиза на Северный полюс

Атомный ледокол "50 лет Победы" внутри больше похож на гостиницу: рестораны, бары, магазины, фитнес, бассейн и спа - это довольно комфортное путешествие.

Номер "Люкс Арктика" на атомном ледоколе "50 лет Победы" Номер "Люкс Арктика" на атомном ледоколе "50 лет Победы"

Атомный ледокол "50 лет Победы" построили в 2007 году - сразу видно, как изменилось оснащение внутри, в сравнении с первым ледоколом "Ленин".

Можно ли попасть на атомный ледокол? Экскурсия по знаменитому ледоколу Ленин в Мурманске.

На мой взгляд, легендарный ледокол одна из важных достопримечательностей города.

За 40 минут до начала экскурсии на привокзальной площади было немноголюдно. Удивил размер морского вокзала. Не каждый железнодорожный вокзал имеет такие площади.

Крохотная набережная за вокзалом выглядела весьма приятно. Вообще, зоны отдыха в Мурманске оставили приятное впечатление. Не знаю, используют ли мурманчане это место, как место для прогулок, но в Ярославле на набережной горожане гуляют с удовольствием.
Дарья испытала заполярную лавку. Снега в городе, правда, очень много.

Как уже неоднократно всеми отмечалось - Алеша виден практически из любой точки города. Впрочем, как и портовые краны. Есть в них что-то такое притягательное, по крайней мере, когда живешь вдали от крупных портов.

Так вот, пока мы прогуливались в ожидании начала экскурсии, набежало много желающих на нее, даже вездесущие китайцы были. В итоге встали мы в хвост очереди, которой не было.
И вот запустили первую группу из 20 человек, потом вторую, третью, а мы все еще в очереди. Сотруднику, который был внешне похож на Пускепалиса в роли Гулыбина, по рации сообщили, что больше запускать народ некуда. Занавес, следующая экскурсия через 2 часа. А сейчас могут только провести интерактивную экскурсию, но она не заинтересовала никого, народ не расходился и изредка ныл о том, как он хочет попасть на борт легенды. В итоге после нескольких минут переговоров по рации решено было организовать дополнительную экскурсию по ледоколу и для оставшихся на причале.
Блин, это было так здорово. Обычно как-то в таких случаях бывает совсем иначе, а тут реально пошли людям на встречу. Респект северянам!

Билет на экскурсию стоит 100 рублей и продается в кассе на ледоколе.
Такими интерьерами встретил нас Ленин. Слева бронзовый барельеф с изображением карты Арктика, справа небольшая фотовыставка.

Вообще, не думал, что буду много снимать внутри. Не любитель я всего этого музейного, да и со светом тут было тяжко, но в итоге нафотографировал. Многие фотографии сделаны на критических 5000-6400 исо.

А теперь немного истории приведу с википедии:
Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Спущено на воду - 5 декабря 1957 года. Практически за год был построен первый советский ледокол. 2 года еще потребовалось на монтаж ядерной установки. 12 сентября 1959 года ледокол с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания. Эх, вот это темпы строительства.

Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.

И вот про условия особенно хочется отметить. Интерьеры просто шикарные, столько различного натурального дерева.
Экскурсия началась с посещения кают-компании. Обратите внимание на панно - шедевр! В этой кают-компании бывал Гагарин, бородатый дядька Фидель ©, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

Атомный ледокол "Ленин"

. памятнику, который оставила после себя великая держава и хоть на мгновение попасть на борт этого легендарного судна.

Автор: Dmitry Bebeshin

“ Атомный ледокол "Ленин" ”

. технологичный процесс движения ледокола, проламывающего лёд! Уверен - это обязательное место посещения в Мурманске!

Внесите правки, чтобы улучшить наш каталог.

Все фотографии ( 1 118 )

Что такое Travellers’ Choice?

Поблизости

пр-д Портовый, 25 Понтонный причал Морского вокзала, Мурманск 183038 Россия

Полноразмерный просмотр

Лучшее поблизости

201 на радиусе 5 км

0.2 км Бар • Паб


Спасательный круг

0.2 км $$ - $$$ • Европейская • Тайская • Центральноевропейская


Весло в Ледовом

0.6 км $ • Европейская • Русская • Центральноевропейская


0.6 км $ • Закусочная


0.6 км Фастфуд


Кафе "ВкусноОчень"

0.7 км $$ - $$$ • Итальянская • Европейская • Русская


Harat’s Irish Pub

0.7 км $$ - $$$ • Ирландская • Европейская • Паб


Lounge-cafe Терраса

1 км $$ - $$$ • Морепродукты • Европейская • Здоровая


Amigos Bar & Grill

0.9 км $$ - $$$ • Американская • Стейк-хаус • Бар


0.7 км $$ - $$$ • Европейская • Центральноевропейская

Достопримечательности

54 на радиусе 5 км


Паровоз-памятник Л-4386

0.4 км Культурные объекты и достопримечательности • Памятники и статуи


Памятник Алёша - Памятник Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны

1.6 км Памятники и статуи


Музей Мурманского морского пароходства

0.6 км Специализированные музеи


Памятник антигитлеровской коалиции

0.6 км Памятники и статуи


Енотополис

0.6 км Зоопарки


Мурманский Областной Краеведческий Музей

1 км Специализированные музеи


Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время

1.5 км Памятники и статуи


Мурманский областной художественный музей

0.7 км Музеи искусств


Памятник Анатолию Бредову

0.9 км Памятники и статуи


Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

0.8 км Церкви и соборы

Отзывы Вопросы и ответы

Очень хорошо

Москва, Россия 212 публикаций

Мурманская "Аврора"

авг. 2021 г. • С друзьями

Долго мы бродили по Мурманску с целью найти то, что можно посмотреть в городе за день, чтобы его запомнить. И день и город. Решили, что надо набережную найти. Город-порт все-таки. Жили мы почти в центре города. До здания администрации пешком минут 15-20. И его, кстати, проходили. Так себе постройка. В стиле соцреализма. И вокзал проходили местный. Он тут тоже в списке достопримечательностей. Мужики там как раз крышу разбирали. Без страховки. Неожиданное решение для приполярного города в конце августа. Ну да ладно.
По пешеходном мосту через пути перешли к "набережной". Оказалось, что это просто промзона с портом. Небольшой сквер, посвящённый истории города. Совсем маленький. Десяток фотографий на погодозащищенных стендах. И сразу за ним - причал. И на путях(мы смотрели с моста) и в сухогрузах - угорь. Дробленый и даже как пыль. Вдалеке на холме - памятник Алеше. Выглядит внушительно. Но далеко. Справа огромная конструкция типа раскрашенный забор с огромной надписью про то, что это Мурманск-трудяга. Масса этих самых сухогрузов. И среди них как-то почти затерялся первый в мире атомный ледокол. В детстве я видел много его фотографий и очень гордился достижением страны. Здесь он как-то очень скромно, у простого грузового причала. Всё было закрыто, а люди, которые стояли у ограждения, как оказалось, просто ждали катер. Шкипер открыл калитку и они ушли. И осталась гордость советского флота в нашей замерзшей компании.

1. Способ №1: экскурсия на атомный ледокол "Ленин"

Ледокол "Ленин" - это самый первый атомный ледокол в мире. Его построили в 1959 году, но через 30 лет списали. Сейчас он стоит в порту Мурманска и работает как музей. Это, пожалуй, самая интересная достопримечательность Мурманска, его изображают почти на всех открытках о городе и считают главной визитной карточкой (вместе с северным сиянием).

Атомный ледокол "Ленин" в Мурманске Атомный ледокол "Ленин" в Мурманске
Стоимость билетов: 150 руб. для россиян и 500 руб. для иностранцев. Попасть на ледокол можно только в составе экскурсионной группы (экскурсии три раза в день - 13:00, 14:00 и 16:00) возможны ограничения из-за Covid-19, лучше уточнять на сайте Росатомфлота.

Ледокол "Ленин" построили, чтобы обслуживать Северный морской путь и, таким образом, соединить Дальный восток и европейскую часть России - это самый кратчайший путь по морю, по которому удобно перевозить грузы. Обычного топлива для таких расстояний не хватало - путь длился несколько месяцев - нужно было более мощное судно.

В одном из коридоров висит большая деревянная карта, где можно посмотреть, куда ходил ледокол с 1959 по 1989 годы, пока его не списали. За 30 лет эксплуатации "Ленин" прошел более 654 тысячи морских миль - это как два раза от Земли до Луны и обратно.

На экскурсии можно побывать в отсеке, где находился атомный реактор. Сейчас там все безопасно, реактора уже давно нет, но есть манекены.

Блок с атомным реактором Блок с атомным реактором

А вот за этой дверью с необычным названием "Пост энергетики и живучести" скрывается самое интересное - мозг управления ледоколом.

Отсюда управлялся атомный реактор, контролировались все механизмы ледокола, отдавались все ключевые команды и принимались важные решения.

Туристам тоже можно посидеть за пультами управления и пофотографироваться. Фотографирование на атомном ледоколе "Ленин" только приветствуется, никакие отдельные билеты для фото брать не нужно.

Все кнопки и все надписи только на русском (вот, где можно точно гордиться отечественным производителем))), так что иностранцам на экскурсии приходится тяжело. Иностранцев на ледокол тоже пускают, но экскурсии на английском отличаются куда меньшим количеством деталей и нюансов - только самые базовые факты.

А вот это рулевая рубка. В центре расположен штурвал - управление таким огромным ледоколом в этом плане схоже с обычным судном.

Вид не самый живописный, как и все виды в Мурманске: промзона, серые многоэтажки и краны.

А это капитанская каюта. Здесь до сих пор устраивают совещания и встречи, рядом (за кадром) есть современные плазмы для показа презентаций и вся необходимая техника.

Условия для экипажа, по тем временам, были довольно хорошие - двухместные каюты, концертный зал с роялем, библиотека, парикмахерская и даже сауна. Увидеть все это можно и сейчас - каюты и вся инфраструктура отлично сохранились, хотя уже давно не используются по назначению.

Внутри очень советская атмосфера - стены в залах обиты деревом, на самых видных местах - цитаты В.И. Ленина.

На ледоколе есть современная выставка "Атом и Арктика", куда тоже можно попасть в составе экскурсионной группы (сборные группы два раза в день). Здесь совсем нет ощущения, что ты находишься на ледоколе - по стенам проекторы, везде интеракивные панели. Посмотреть сам ледокол на этой экскурсии не удастся, но формально "побывать" на атомном ледоколе так можно, ведь музей находится внутри.

Экскурсия на атомный ледокол-музей «Ленин»

27 октября по приглашению Информационного центра по атомной энергии посетил Мурманск, прочитал три лекции, посмотрел ледокол-музей «Ленин» и Военно-морской музей Северного флота. Под катом много фотографий.




Атомный ледокол «Ленин»

После 30 лет эксплуатации и пройденных во льдах 563 тысяч миль у первого атомного ледокола (и первого надводного корабля с атомной силовой установкой) банально стерся корпус, и сейчас он работает плавучим музеем.


Справа, кстати, стоит тоже необычный корабль — только-только купленный Севморнефтегеофизикой «Western Neptune», сейсморазведчик и исследовательское судно.


Ледокол построили фантастически быстрыми темпами — заложили в 1956, спустили на воду в 1957, а в 1959 он уже отправился на ходовые испытания. Несмотря на это, сумели найти ресурсы и время на прекрасную отделку из благородных корабельных материалов — дерева, меди, латуни.



Панно в кают-компании офицерского состава отображает вехи освоения Арктики. Слева направо внизу поморский коч, первый ледокол Российской империи и мира «Ермак» и рекурсия в виде изображения «Ленина».



У офицерской кают-компании по бокам расположены два салона. В одном стоит уникальный рояль, специально созданный для корабля.


Второй салон, яркое пятно на полу — крепление для мебели, чтобы не уехала при качке.


Каюта главного механика. Даже сейчас впечатляет, а тогда это была фантастическая роскошь. Справа проход в спальню, каюта похожа на двухкомнатную квартиру. Каюты простых матросов были одно- и двухместными, тоже улучшенной обитаемости.


Салон капитана, третья «комната».


Панорама кают-компании рядового состава. По совместительству выполняла функции столовой и кинозала. Расположена под офицерской кают-компанией. Ниже находится камбуз, все три помещения соединены грузовым кухонным лифтом.


Переходим к технике. Машинное отделение. Черное — кожух турбины, перед ним два генератора. Для большей надежности на ледоколе два машинных отделения, впереди и позади реакторного отсека.


Турбина со снятой крышкой. Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт, по два в машинном отделении, каждый турбогенератор состоит из одной турбины и двух генераторов. А вот число винтов и электродвигателей для них было нечетным — по три штуки. Кроме этого были резервные и аварийные генераторы на жидком топливе.


А вот так звучит работающее машинное отделение (воспроизводится аудио с другого атомного ледокола).

Рабочие места поста энергетики и живучести, «мозга» ледокола. Справа мнемосхемы управления реактором.


Мнемосхема реактора более крупным планом. Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 159 МВт каждый (в интернете можно найти цифру 171 МВт, но она относится к реактору ОК-900А ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия»).


Связное оборудование и экран, показывающий изображение с камеры в реакторном отсеке.


Справочная информация по кораблю, нужная в работе. На ледоколе есть балластные цистерны для того, чтобы лучше проламывать лед. «Ленин» может ломать лед до 2 метров толщиной, современные ледоколы увеличили этот параметр до 3 метров. Но все равно, далеко не всегда ледокол может плыть в любом желаемом направлении. Постоянно необходима ледовая разведка и понимание погоды, чтобы силы природы помогали, а не мешали. Есть даже расхожее выражение «лучший ледокол — это ветер».


Макет ядерного реактора. На «Ленине» стояли водо-водяные реакторы (по иностранной классификации PWR). За тридцать лет экплуатации не было ни одной серьезной аварии и ни одного пострадавшего.


Тепловыделяющая сборка — кассета со стержнями с ядерным топливом, скорее всего от ОК-150 (спасибо tnenergy за консультацию). Когда реактор запущен, цепная реакция выделяет очень много тепла, которое уносит вода первого контура. Затем она передает тепло воде второго контура в парогенераторе. Образовавшийся пар крутит турбины. Затем через третий контур тепло передается в окружающую среду — в четвертом контуре уже морская вода.


Тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) внутри кассеты.


Верхняя часть реакторного отсека. Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен. В реакторном отсеке вахта не велась, и манекены изображают эпизодическое посещение для осмотра и выполнения работ.


Ходовой мостик. Любопытно, несмотря на солидные 16000 тонн водоизмещения, корабль совершенно не кажется огромным.


Вид вперед по продольной оси корабля.



Машинный телеграф. На мостике их несколько, передвижение управляющих ручек одного повторялось на других.


Помещение ИЦАЭ на ледоколе «Ленин» находится на месте вертолетного ангара, но сильно модифицировано. Кстати, в этой поездке у меня впервые после лекции спросили, плоская ли Земля. По крайней мере в ближайшем будущем это будет нередкий вопрос.


Бонус. Военно-морской музей Северного флота

Военно-морской музей Северного флота

Музей в целом интересный, но, к сожалению, прочно застрял в прошлом веке. Модели, картины, экспонаты, фотографии и текст, и никакого интерактива. Модели очень красивы, но, увы, их нельзя покрутить и потрогать, так что компьютерные модели уже выигрывают и во внешнем виде, и в интерактивности.

Модель ледокола «Ленин». Ценна возможностью увидеть немаленькую подводную часть.



Головной убор и ленточка к бескозырке с крейсера «Варяг».


«Трехлинейка» Мосина в разрезе.


Детали с кораблей.


Портсигар снайпера 63 бригады морской пехоты Аббасова


Приборы с подводной лодки К-21, атаковавшей немецкий линкор «Тирпиц».


Некоторые экспонаты заставляют улыбнуться.


Очень необычная трубка.


Большая зеленая ракета — Р-11ФМ, первая баллистическая ракета для подводных лодок. Обломки внизу от самолета У-2 Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года.


Юрий Гагарин служил летчиком-истребителем на Северном флоте, так что неудивительно, что связанные с ним артефакты есть в музее. На фото парашют и формуляр укладки.


Книга Гагарина с дарственной надписью, подарена музею 23 октября 1961.


Еще несколько моделей из множества.


В музее очень правильное отношение к катастрофам. Их помнят, но без истеричности «до чего все всё довели». Самый большой эмоциональный отклик у меня вызвал вот этот экспонат — книга «По следам подводных катастроф», обнаруженная после подъема погибшей лодки «Курск» в каюте Александра Шубина, заместителя командира по воспитательной работе. Такой книги не могло быть у человека, равнодушно относящегося к своему делу.


Не очень часто встречающийся экспонат — трофейная немецкая противотанковая пушка PaK-35/36. На заднем плане якорная мина и снаряд противолодочного бомбомета.

Читайте также: