Политические идеи древнего востока которые также имели место в древнем риме

Обновлено: 19.05.2024

ПЛАН:
Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3
§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………. 3
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и
Древнего Китая. 5
Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции………. ………..6
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13
§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20
§ 3. Учение римских юристов о праве……. …………………………….22

Политико-правовые учения в Древнем Риме

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с учениями античной Греции. В своих теоретических построениях римские мыслители обычно опирались на древнегреческие политико-правовые представле­ния о формах государства, о соотношении закона и справедли­вости, о естественном праве, использовали их учение о полити­ке и др. Примечательно, что, когда в середине V в. до н.э. воз­никла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомле­ния с греческими законами.

Но римские авторы не ограничивались лишь простым за­имствованием положений своих предшественников, а применя­ли их творчески, с учетом особенностей и задач римской дей­ствительности. Самым значительным достижением древнерим­ской мысли является, как известно, создание самостоятельной науки – юриспруденции.Римские юристы обстоятельно разра­ботали многие проблемы общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского пра­ва, государственного и административного права, уголовного права, международного права.

Своеобразием отличаются изменения, внесенные древне­римскими мыслителями в политические концепции. Так, ими были выдвинуты идеи, теоретически отражавшие новые реа­лии – кризис полисного устройства и старой полисной идеоло­гии, превращение Рима в мировую державу, – переход от респуб­лики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти и т.д.

Из мыслителей Древнего Рима, развивших оригинальные и новые положения в области теорий государства и права, преж­де всего следует отметить Марка Туллия Цицерона(106-430 гг. до н.э.), который, подражая Платону, изложил свое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ему принадлежит приоритет юридизации понятия «государство». Цицерон опре­деляет государство (лат. respublika) как дело, достояние наро­да (лат. res populi). При этом он подчеркивает, что народ – это не простая совокупность людей, но их соединение, основанное на согласии между ними в вопросах права, на общем интересе. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных чле­нов, что было характерно для древнегреческих учений, но од­новременно и как согласованное правовое общение этих чле­нов, как «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон сто­ит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правовое государство».

Цицерон сформулировал вывод, согласно которому под­чинение всех закону есть основное условие свободы. Ему при­надлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать сво­бода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода».

В своих правовых воззрениях Цицерон так же, как и Пла­тон, и Аристотель, апеллировал к природе, её разуму и зако­нам. В основе права, полагал он, лежит присущая природе спра­ведливость. Существо и смысл справедливости (и, следователь­но, основной принцип естественного права) он видел в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между все­ми». Первое требование справедливости, отмечал Цицерон, не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший, истинный закон), по Цице­рону, возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный за­кон, чем какое-либо государство. Отсюда вытекает требование: человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и пра­ву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Кроме того, писаные законы должны соответствовать тради­циям, обычаям предков, строго установленным в том или ином государстве. Только такие законы, по его мнению, могут счи­таться справедливыми.

В творческом наследии Цицерона содержится также нема­ло интересных положений о формах государства, правовой рег­ламентации государственной деятельности, о смешанном прав­лении как наилучшем виде государственного устройства, о гражданине как субъекте права и государства, о справедливых и несправедливых войнах, принципах международного права, оказавших большое влияние на развитие не только политико-правовой мысли, но всей последующей человеческой культу­ры.




Обособление юриспруденции в Древнем Риме в самостоя­тельную отрасль знаний относится к началу II в. до н.э., а её расцвет приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). К числу самых известных юристов периода ранней импе­рии принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин.

Источниками права юристы считали мировой божествен­ный разум. Право ими не отделялось от нравственности. Пра­во – это искусство добра и справедливости, это, по определе­нию Ульпиана, «наука о справедливом и несправедливом».

В составе права, действовавшего в Римской империи, вы­делялось три части: естественное право (ius naturale), право на­родов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Естественное право, по представлениям римских юристов, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям отно­сятся брак, семья, воспитание детей. Право народов охватыва­ет правила, которые мировой разум установил для людей. Этим правом узаконены война, рабство, разделение народов, осно­вание царств, международная торговля и т.д. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободны­ми римлянами.

Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По известной формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных граж­дан.

Принципы римского права легли в основу правовых докт­рин многих стран континентальной Европы, классических пра­вовых доктрин XVIII-XIX вв.

В пределах Римской империи, когда она вступила в стадию глубокого кризиса, в начале нашей эры возникло христианство– движение угнетенных, как религия рабов, бедняков и бесправ­ных, покоренных или рассеянных Римом народов. Первые хри­стиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных, проповедовали идеи всеобщего равенства и свободы людей, исповедовали принципы общности имущества, всеобщей обя­занности трудиться, распределения по труду или по потребно­стям.

В целом политико-правовая идеология ранних христиан носит эсхатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos – конечный, последний) – это религиозное учение о «после­дних временах», об идеальном порядке на Земле, который явится результатом вмешательства божественного Спасите­ля.

Согласно данному учению, такой порядок наступит во вто­рое пришествие Иисуса Христа через «последний суд», когда вместо господствующих на Земле зла, насилия и беззакония установится «Царство Божие», т.е. идеальное государство, ко­торое будет состоять из совершенных людей (праведников) и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость.

Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего политическая власть рабовладельцев. Ей проти­вопоставлялся идеал справедливого государства.

К середине II в. н.э. в христианстве, однако, верх берет то направление, которое делало упор на мистическую сторо­ну учения. Стал складываться отдельный от масс церковный аппарат, присвоивший себе монопольное право проповедо­вать и трактовать христианское учение. Подверглись пере­смотру политико-правовые идеи ранних христиан. Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед Богом во всеобщей греховности. Первоначальное осуждение импера­торской власти свелось к робкой, чисто религиозной оппо­зиции, постепенному утверждению «кесарю – кесарево, божие – богу». Земному царству противопоставляется превос­ходство царства небесного. Доминирующими становятся призывы подчиняться властям, не противиться злу. Церковь стремится к союзу с императорской властью. При императо­ре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем господствующей (324 г.).

Положения о превосходстве небесного царства над земным теоретическое обоснование получили в доктрине Аврелия Ав­густина(354-430 гг.), известного тем, что он противопостав­лял Церковь и государство, рассматривал их как самостоятель­ные сущности: «Град Божий» как воплощение идей Бога и все­мирного господства Церкви и «град земной» – государство как порождение дьявола, нечто низменное и греховное, хотя и способное к добродетельным переменам в духе божественных предустановлений.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Древнегреческая цивилизация. Феномен греческого по­лиса.

2. Представления об этическом и правовом порядке древ­негреческих мудрецов.

3. Проблематика государства, власти и права в трактатах Платона.

4. Политико-правовые воззрения Аристотеля.

Темы рефератов

1. Идеи права и справедливости в поэмах Гомера и Гесио-да. Учение о формах государства и законах софистов.

2. Афинская демократия.

3. Государство и личность в представлениях древнегречес­ких мыслителей.

4. Политико-правовые воззрения стоиков.

5. Учение о круговороте политических форм Полибия.

6. Политические идеи в христианстве.

Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы

1. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства и пра­ва.

2. Проанализируйте и сравните подходы к решению вопро­са о взаимоотношениях личности, общества и государства в странах Древнего Востока и античном мире.

3. Как относились Платон, Аристотель, Цицерон к част­ной собственности? Почему?

4. Проследите эволюцию взглядов Платона на государство.

5. Какие признаки, рецепты и процедуры античной демок­ратии используются в современной политической жизни.

6. Какие принципы положены Цицероном в основу класси­фикации права?

7. Почему Цицерона считают предшественником теории правового государства?

Список рекомендуемой литературы

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4.

Асмус В. Платон. М., 1975.

Библия. Новый Завет. (Любое издание.)

Гвозденко Г.Б. Цицерон в веках. М., 1968.

Деревкин А.А. Цицерон о государстве и праве. М., 1985.

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.

Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986.

Персесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

Платон. Сочинения. М., 1971.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Эбельс Г. Обзор развития политических учений древнего мира. Рига, 1990.

в средневековой Западной Европе и на Арабском Востоке

Своеобразие политико-правовой мысли западноевропейского средневековья. Учение Фомы Аквипского. Средневековая юриспруденция. Средневековые ереси: политико-правовые идеалы.

Политико-правовые учения арабского мира. Источники и характерные черты шариата. Учения Аль-Фараби, Ибн Халдуна.

Общее и особенное в политико-правовых доктринах исламского и западноевропейского мира.

2.1. Политическая мысль Древнего Востока и периода античности

Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхожде­нии и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной империи является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь провод­ники личной власти правителя.

В древневосточном обществе боги, являясь источником власти пра­вителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб. В соответствии с мифами древних египтян, а затем и греков, боги выступают также и в качестве первоначальных непосредст­венных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и го­сударствах. «Вечная царская власть», дарованная богами людям при со­творении мира, представлена как гарант справедливости и порядка, яв­ляющихся отражением вечной божественной справедливости.

По представлениям древних евреев истинный бог находится в особом, договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Законы еврейского народа получены Моисеем пря­мо от Бога. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса, явления и т.

Согласно учению перса Заратустры (Зороастра) в мире происхо­дит борьба двух противоположных начал - добра и зла. Добро олице­творяется царством божества Ормузда, зло - царством Арикана. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель бы­тия. Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх является служителем Ормузда и поэтому он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаж­дать добро. Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных со­словий должны стоять наиболее добродетельные люди. Повсюду долж­ны царить взаимная любовь, прощение, мир.

Важнейшим памятником древнеиндийского эпоса являются «Ве­ды», относящиеся ко II тыс. до н. э. Все общество делится на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): его уста стали брахманом, руки - кшатрием, бедра - вайшьей, из ног возник шудра. Мировой закон (рта) определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение различных варн, а следо­вательно, права и обязанности членов этих варн. Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) - закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Ярким представителем первых систематизированных описаний политической жизни выступал древнекитайский мыслитель Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Он развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство рассматривается как большая семья, а власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношение правящих и подданных - семейным отноше­нием, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерар­хия строится на принципе неравенства людей. Он выступал за аристо­кратическую концепцию правления, где управлением должны зани­маться «благородные мужи», а «темные люди», или простой народ, полностью отстраняются от управления и должны подчиняться первым.

Вместе с тем Конфуций отмечал, что и правление «благородных му­жей», чтобы быть правильным, требует определенных оснований. В учении китайского мыслителя речь идет о социальных и нравственных основаниях властвования. Нравственными факторами правления долж­ны выступать, с одной стороны, послушание подданных, а с другой - стремление «благородных» властвовать на началах добродетели. Соци­альной основой властвования, по Конфуцию, должно быть стремление к преодолению резкой поляризации общества на богатых и бедных. Когда богатства распределятся равномерно, не будет бедности, не будет опас­ности свержения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Он также отрицательно относился и к завоевательным войнам. Во II в. до н. э. учение Конфуция было при­знано в Китае официальной идеологией.

Другим представителем древнекитайской политической мысли яв­лялся Лао-цзы - основоположник даосизма (VI - V вв. до н. э.). Он характе­ризовал дао как независимый от небесного Владыки естественный ход ве­щей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную спра­ведливость. В отношении к дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недея­ние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богатых, как призыв воздержаться от притесне­ния народа и оставить его в покое. Резкой критике Лао-цзы подвергал вся­кого рода насилие, войны, армию.

Третьим представителем древнекитайской политической мысли являлся Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.). Он исходил из принципа естест­венного равенства людей. Он обосновывал договорную концепцию воз­никновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Власть должна использовать не только наси­лие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо- цзы требовал учета интересов народа в процессе управления государст­вом.

Он энергично выступал за освобождение «низов» общества от гне­та, страданий и нищеты.

Несмотря на значительный вклад мыслителей Древнего Востока в становление политической мысли, современная политология по своему происхождению является прямым наследником античной научной тра­диции. Период античности (от лат. antiquitas — древность) соотносят с греко-римской цивилизацией VIII в. до н. э.- VI вв. н. э. По своему со­циально-экономическому и политическому содержанию античность яв­лялась высшим этапом развития рабовладельческого общества. Труд невольников высвобождал свободных граждан для интеллектуальных и научных занятий, что привело к расцвету политической мысли.

Политическое знание в Древней Греции и Древнем Мире развива­лось главным образом в рамках философии, что предопределило гла­венство этического начала в подходах античных авторов к сущности политики.

Собственно, и термин «политика» появляется именно в античной Греции. Уже тогда он имел несколько значений. Во-первых, термин «полис» означал состояние «организованного, упорядоченного общест­ва», противостоящего «обществу, охваченному хаосом». Во-вторых, под «полисом» обозначали господствующую форму государственно- территориальной организации Греции, воплощенной в многочисленных городах-государствах. В-третьих, именно в рамках управления полисом возникает термин «политика», что в буквальном переводе означает «множественность интересов».

Что касается политической мысли, то в античный период она от­личалась следующими общими чертами.

- главенство морального, этического начала во властных отно­шениях

Все мыслители признавали необходимость следования справедли­вости и добродетели в управлении государством и обществом. Только тот государственный строй признавался приемлемым, если он соответ­ствовал требованиям античной этики и морали.

- политический идеал античности предполагал полную подчи­ненность человека интересам общества

Главной ценностью политики мыслителями признавались коллек­тивные интересы города-государства.

Личная свобода полноправных граждан заканчивалась там, где начинались общественные интересы. При этом полис не только имел право руководить поступками людей, но и претендовал на господство над мыслями и духовным миром граждан.

- политическая мысль признавала несовершенными все сущест­вующие формы государственного строя и ориентировалась на по­строение модели «идеального» или «правильного» государства

Античные мыслители полагали, политические отношения, как и общество в целом, далеки от этического идеала и наполнены противо­речиями и конфликтами. Они были увлечены идеей возвращения так называемого «золотого века», при котором якобы не имелось неприми­римого противостояния в обществе. Поэтому лучшей формой политиче­ского строя провозглашался тот, при котором будет исчерпана возмож­ность для конфликтов и борьбы за власть.

- политическая мысль античности основывалась на исследова­нии как теоретических, так и практических источников, была тесно связана с политической реальностью

Так, Аристотель (384-322 гг. до н. э.), создавая свой труд «Поли­тика», обобщил сведения о государственном строе более чем сотни по­лисов, собранные его учениками.

По мысли Платона (427-347 гг. до н. э.), идеальное справедливое государство исходит из того соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожде­леющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещатель­ное, защитное и деловое, а этим последним соответствует три сословия - правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужое. Господствуют философы, вои­ны - (вооруженная защита), подчиняются первым; оба первых начала управляют началом вожделеющих.

Платон выступал за умеренный, средний достаток, что может преодолеть раскол общества на богатых и бедных.

В диалоге «Государство» Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм.

По его мнению, лучшим государ­ственным устройством является аристократия (монархия - власть од­ного или аристократия - если власть принадлежит нескольким; но пра­вить должны только философы), основывающаяся на четырех доброде­телях - мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости.

Идеальному государственному устройству он противопоставил четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи го­сударственности.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению ча­стной собственности на землю и дома, превращению свободных в ра­бов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия (власть военных).

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического го­сударства приводит, в результате скопления значительного богатства у частных лиц, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые. У неимущих зреет ненависть, приводящая к пе­ревороту в государстве и установлению демократии, которую он назы­вает главной бедой политики. Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих им. Демократия опьяняется сво­бодой в неразбавленном виде: здесь происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благоразумие, водворяются наглость, своеволие, бес­стыдство, и из нее вырастает продолжение и противоположность - ти­рания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран до­бивается власти как «ставленник народа», который больше не может жить при полнейшем беззаконии, происходящем в государстве. Но ти­рания - наихудший вид государственного устройства, где окончательно утверждаются беззаконие, произвол и насилие.

Таким образом, Платон дал различным типам государств характе­ристики, которые легли в основу политического учения Аристотеля. С его именем связано выделение политического знания в рамках филосо­фии; политическая наука занимается государством или полисом. Он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Согласно Аристотелю, человек, будучи «полити­ческим животным», несет в себе инстинктивное стремление к «совмест­ному сожительству»; развитие общества идет от семьи к общине (селе­нию), а от него к государству (полису). Государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет опреде­ленную совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участ­вовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и непра­вильные формы государства: в правильных формах - правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - только свое личное благо. Тре­мя правильными формами государства являются: монархическое прав­ление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них являются тирания, олигархия и де­мократия (табл. 1).

Формы политического устройства

Качественные показатели Количественные показатели
Власть
Один Немногие Большинство
Правильные формы го­сударства (имеют в виду общую пользу) Монархия Аристократия Полития
Неправильные формы государства (имеют в виду личное благо) Тирания Олигархия Демократия

Каждая форма имеет в свою очередь несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Самая правильная форма - полития. В политии правит большин­ство в интересах общей пользы. Полития - «средняя форма государст­ва» и «средний элемент» в ней доминирует во всем: в нравах - умерен­ность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Все остальные формы представляют собой то или иное отклоне­ние от политии.

Аристотель первым сформулировал идеи о зависимости полити­ческого устройства от размеров территории, численности населения и характера граждан, а также о желательности такого устройства, которое бы сочетало в себе все лучшее из всех форм.

Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние на поли­тические воззрения Цицерона (106-43 гг. до н. э.) - знаменитого рим­ского государственного деятеля и оратора.

Государство в трактовке Цицерона предстоит не только как вы­ражение общего интереса всех его свободных членов, что было харак­терно и для древнегреческих мыслителей, но и как согласованное пра­вовое общение.

В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство были неотделимы, Цицерон ут­верждал, что естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем какое бы то ни было государство вообще было основано. Причина

возникновения государства состоит во врожденной потребности людей жить вместе. Семья является первоначальной ячейкой общества, из нее постепенно и естественным путем возникает государство.

Цицерон большое внимание уделял формам государственного устройства. Критерии различия форм он усматривал в характере и воле тех, кто правит в государстве. Цицерон выделял три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Все эти формы государства несовершенны и не наилучшие, но они вполне терпимы и могут быть вполне устойчивыми. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Наилуч­шей формой является смешанная, которая образуется путем равномер­ного смешивания положительных свойств трех простых форм правле­ния. Важнейшее достоинство такого государственного строя - проч­ность государства и правовое равенство его граждан. Его идеалом явля­лась римская сенатская республика, где царскую власть олицетворяли консулы, власть оптиматов - римский сенат, а народную власть - на­родное собрание и народные трибуны.

Цицерон считал, что управление государством есть сочетание науки и искусства, требующее не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Мудрый государст­венный деятель должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства. Лица, ведающие государственными делами, должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными и красноречивыми.

Цицерон выдвинул и обосновал важный принцип правового госу­дарства, который и сейчас не утратил своей актуальности: «под дейст­вие закона должны подпадать все».

Таким образом, именно в античный период формируются базовые положения политического знания, возникают понятия и категории, ко­торые в последующем легли в основу современной политологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте подход Сунь-цзы (Конфуция) к происхожде­нию политики.

2. Сравните формы государства, предложенные в трудах Платона и Аристотеля.

3. Определите характерные особенности развития политической мысли в античный период.

Политические идеи древнего востока которые также имели место в древнем риме

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое толкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям или рядом с последним продолжают оставаться вершителями земных дел.

Конфуций

Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка доминирующим становится философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима.

Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархальной аристократической государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения, семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детей. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (до разделения общества на богатых и бедных), он оправдывал моральную иерархию: разделение людей на "благородных" и "темных" - простой народ. Первых от вторых отличают такие качества, как знание, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, соблюдение нравственных норм. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, благотворительность, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и подражания ритуалов, которые сложились. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

В античных авторов присутствует понимание Закона, превращающего Хаос в Космос. Полис в их представлении выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о законе космической гармонии, определяющий порядок для всего сущностного.

Платон . Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы".

По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека.

Трем частям души человека - умной, упорной и желающей - должны соответствовать три состояния:

· правители, достоинством которых является мудрость;

· воины, которых от других отличает храбрость;

· производители (ремесленники, купцы, земледельцы, актеры), для которых характерно насытить свой желудок и эмоции.

Подобное выделение состояний определяется необходимостью разделения труда, потому что каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархическое. Высшим сословием является правители, потому что они, обладая мудростью, способные обеспечить общее благо. Ниже положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о домешивании Богом к каждому состояния определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость, как принцип совершенной государства, заключается в том, что каждое состояние занимается своим делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.

Вторая черта идеального государства - аристократическое правление , при котором правят только умные люди. Способность усвоить мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присутствует философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в отмене всякой собственности и семьи для состояний правителей, воинов.

Государство остается идеальной, пока каждое состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подчиненных, необоснованные претензии других состояний (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к расписанию идеального государства и к постепенной ее замены более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованная в форме монархии (царской власти) или в форме аристократии (правление философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию(власть немногих, которую Платон понимает как плутократию-господства богатых). Чрезмерная имущественное неравенство вызывает недовольство народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется худшей формой государства - тиранией . Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, вероятно, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решение народа не всегда были мудрыми, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Напоследок Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ выражает проникновенную мнению об опасности чрезмерной свободы, потому что из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторских режимов возникали из кризисов, спровоцированных состоянию анархии и распадом форм взаимоотношений между людьми, сложившихся доминированием в настроении людей идеи ничем не ограниченной свободы.

Надо отметить, что и большие революции, которые вдохновлялись демократической идеей, в результате заканчивались диктатурами:

· якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;

· диктатура Кромвеля в Англии;

· диктатура большевиков в СССР.

В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма : приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии граждан, считая, что самые достойные из них могут стать правителями.

Аристотель . Использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, основанные на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из них, где правители нарушают законы и беспокоятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия , искажением которой является тирания. Власть немногих, основанная на благотворительности и воспитании , - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей", ее искажением является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию или конституцию - правление большинства. Ей противопоставляется демократия , где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на следующую политическую мысль был значительным, а его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени, но сам Аристотель дифференцированно подходит к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически правят демагоги. В то же время его трактовка политии как правление большинства на основе закона в определенной степени соответствует представлению о демократии.

Многие идеи Аристотеля - это противоположные позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Большой художник отобразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон показывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, которая является отражением идей. Оба мира, согласно мыслителем, объединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, показывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это касается и политической жизни. Учитель и ученик разошлись также по вопросу о наилучшем социально-экономическом устройство полиса. Аристотель критиковал идею Платона о ликвидации частной собственности и семьи как таких, которые противоречат природе человека. В то же время он предупреждал об опасности имущественного неравенства в обществе, что приводило к общественной нестабильности и выступлений бедных против богатых. Выход из положения он видел не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании состоятельного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мнению, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и недостаточно богаты, - достигается общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла свое продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.

Марк Туллий Цицерон . Знаменитый римский оратор и политик . Определял республику как "достояние народа", подчеркивая, что сам народ является объединением людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающий в себе одновременно монархический, аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, видел аналог подобного правления в Римской республике. В идеях Цицерона о правовом объединения граждан республики и правовая регламентация государственной деятельности о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".

Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима.

Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, возникновением и функционированием государства. На политические представления продолжает оказывать внимание религиозно-мифологическое мировоззрение. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политики››. Согласно тракту <Государство>, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика». Он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ.Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным :1)монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Неправильных государственных форм: 1) тирания; 2)олигархия; 3) демократия (полит. строй, основанный на признании принципов свободы и равноправия граждан) . Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен.

Билет 6

Политическая мысль в эпоху Возрождения.

Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается Флорентиец Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. Лучшей формой государственного устройства считал республику. В главном труде «Государь» он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига. Жан Боден (1530—1596). Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве». В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени — идея государственного суверенитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Бодену принадлежит также идея географической типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий.

Билет 42

Политическая коммуникация.

Читайте также: