Поехать к яру это

Обновлено: 17.05.2024

История легендарного «Яра» началась в канун 1826 года, когда предприимчивый француз Траквий Яр известил почтеннейшую публику через газету «Московские ведомости» о том, что 1 января на углу Кузнецкого моста и Самотечного канала (теперь Неглинная улица) в доме «сенатского канцеляриста Людвига Антонова сына Шавана» открывается «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах» . Однако на практике оказалось, что завтрак в новом ресторане обходился в сумму, равную стоимости обоза хлеба, а жареная пулярка «тянула» на 25 рублей серебром. Тем не менее, ресторан Яра довольно быстро стал весьма популярным заведением, по-видимому, не только благодаря хорошей кухне, но и вообще моде на рестораны. Много раз обедал и ужинал у Яра А. С. Пушкин, прославивший ресторан в своих стихах. Время от времени имя французского ресторатора мелькает в письмах поэта: «Заезжай к Яру, я там буду обедать, и оставь записку» ; «На днях был я на бале… и уехал ужинать к Яру, как скоро бал разыгрался» . По преданию, Пушкин мог запросто покинуть шумный бал ради знаменитого супа «a la tortue» из телячьей головы, не уступавшего по вкусу настоящему черепаховому. Современные владельцы ресторана утверждают, что одним из любимых блюд поэта был холодный суп из малины, рецепт которого им удалось найти. Не случайно, именно в «Яре» 27 января 1831 года Пушкин и его ближайшие друзья собрались помянуть скончавшегося 14 января поэта Антона Дельвига. «Вчера совершилась тризна по Дельвиге, – писал Н. М. Языков. – Вяземский, Баратынский, Пушкин и я многогрешный обедали вместе у Яра…»

Стоимость въезда на Прусовские карьеры

В 2020 г. территория Прусовского озера перешла в ведение государственного учреждения «Лесная охрана». В связи с этим, проезд и парковка на лесном участке стали платными: с понедельника по четверг — 150 руб., пятница, суббота, воскресенье и праздничные дни — 250 руб. Проход пешком — бесплатно.

Комфортный отдых у береговой линии Прусовского озера предлагают организаторы из «ЯрБайкала».

Московская легенда: ресторан «Яр»

Француз Транкиль Яр открыл гостиницу и ресторан «с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах» 1 января 1826 года. Они располагались на Кузнецком мосту в доме Шавана на углу с Неглинкой. Его узнаваемую скругленную часть занимает сейчас отделение «Альфа-банка».

Сюда не раз приезжал Александр Пушкин, написавший часто цитируемые строчки «Долго ль мне в тоске голодной пост невольный соблюдать и телятиной холодной трюфли Яра поминать?». Обед у Яра упоминается в «Былом и думах» Герцена, в этом ресторане происходят эпизоды повести Льва Толстого «Юность» и рассказа Тургенева «Несчастная».

В пушкинское время французский ресторан был чем-то вроде «окна в Европу». В нем обедали московские львы, столичные франты и русские парижане. Ни услышать, ни прочитать русское слово тут было невозможно: карты еды и вин предлагались только на французском. Цены на все были предорогими, но комнаты были роскошно убраны, кушанья подавали на богатых сервизах и обедали гости в лучшем обществе. Всем невыездным того времени достаточно было отобедать у Яра, чтобы вместе с бордо глотнуть свободы и отведать прогресса.

Меню в первом «Яре» было превосходным. «Кто не помнит знаменитого Яра с его супом la tortue из телячьей головки, который нисколько не уступает вкусом настоящему черепаховому, — с его бифстексом с труфелями, с его куропатками, жареными en Perigord, в которых опять труфеля больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце со свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

Вивёрский тон (вивёрством называли умение наслаждаться жизнью), заданный светской публикой в дорогом французском ресторане в самом центре Москвы, «Яр» (в старой орфографии — «Яръ») сохраняет и после переезда в Петровский парк в 1840-х годах. Тогда это был пригород Москвы, куда праздная публика отправлялась гулять на свежем воздухе. «Яр» стал одним из первых загородных ресторанов и оставался им долгую часть своей истории. Сюда шли зимой после катания на тройках, летом — после прогулок по парку, которые для светского общества были так же обязательны, как балы и рауты.

Ресторан «Яр» на Петербургском шоссе, 1900 Ресторан «Яр» на Петербургском шоссе, 1900

«Яр» покорял завсегдатаев не кухней, хотя она была довольно хорошей, не винным погребом, в котором можно было найти все, что душе угодно, а особенной атмосферой праздника. Музыка, пение хоров, людской гомон, хлопанье пробок и звон хрусталя, дамы, на обнаженные плечи которых бросают радужные отблески искрящиеся драгоценности. Современники вспоминали, что все это сразу же объединяло и кутил-купцов, и чиновников-растратчиков, и заезжих провинциалов, и бедных студентов. Чехов словно о «Яре» написал в «Трех сестрах»: «Сидишь в Москве, в громадном зале ресторана, никого не знаешь, и тебя никто не знает, и в то же время не чувствуешь себя чужим».

Александр Амфитеатров в романе «Восьмидесятники» так описывает приобщение к вечному празднику жизни в ресторане: «От “Яра” Володя возвратился в пятом часу зимнего утра, усталый, но и чуть-чуть пьяный. Ему понравилось электричество, оркестр, разряженные женщины со смелыми взглядами и разнузданными разговорами — весь новый для него мирок красивого разврата».

С похмелья они любили приговаривать:

— Ох, трудна жизнь купецкая: день с приятелем, два с покупателем, три дня так, а в воскресенье разрешение вина и елея и — к «Яру» велели…

Среди купцов выделялся меценат Савва Морозов. Гордец, он однажды едва не проломил стену ресторана, абонированного в тот вечер целиком неким золотопромышленником. Нанял рабочих и велел бить кирками, чтобы войти в «Яр», едва его образумили.

Здание ресторана «Яр» на Петербургском шоссе, 1912 Здание ресторана «Яр» на Петербургском шоссе, 1912

«Яр» работал допоздна и потому был конечным пунктом многих московских гуляк, любивших переезжать из ресторана в ресторан. Это называлось «ходить по всем церквям». Со временем стали говорить: «К “Яру” не ездят, к “Яру” попадают». Дескать, нет таких, кто заранее планировал бы закончить день безудержным разгулом, только роковые обстоятельства могут этому быть причиной. Кто-то приходил с ручной тигрицей, кто-то поил дам шампанским из бокалов, на дне которых лежали драгоценные камни, кто-то мазал горчицей головы официантам.

Со временем молва поставила «Яр» в один ряд с такими достопримечательностями, как колокольня Ивана Великого и Сухарева башня. После Политехнической выставки 1872 года ресторан приобрел всероссийскую известность. С полученной во время выставки прибыли ресторан обновили: выстроили новое здание с большим залом и кабинетами, провели газовое освещение. Когда в моду вошло электричество, «Яр» одним из первых обзавелся и своей электростанцией.

Летний (Белый) зал ресторана «Яр», 1910 Летний (Белый) зал ресторана «Яр», 1910

В 1896 году владельцем «Яра» стал Алексей Акимович Судаков. Он начал в девятилетнем возрасте мойщиком посуды в трактире низшего разряда в Хамовниках, со временем обзавелся своим трактиром, потом другим. С покупкой «Яра», а в 1907 году и петербургского ресторана «Медведь» (здесь со временем появился первый российский коктейльный бар) Судаков стал первым владельцем люксовых ресторанов в империи. Его гениальной придумкой стало невиданное по тем временам кросс-промо с ипподромом Императорского Скакового общества. Ресторан получал бесплатные билеты для прохода на трибуны и распространял их среди своих посетителей. Те радовались подарку, а разыгравшийся на свежем воздухе аппетит спешили утолить в «Яре». Ресторан не только стал заполняться в обеденное время, когда заканчивались утренние бега, но и приток москвичей в этот район в принципе увеличился — обыватели спешили сделать ставку в тотализаторе в надежде на выигрыш.

Важной приманкой «Яра» была музыка. На сцене пели цыганский, шведский, венгерский и русский хоры, программу разнообразили и «этуали» из европейских кафешантанов, танцоры и иллюзионисты. Но важнее всего были цыгане. В городских ресторанах им петь запрещалось, а за заставами они имели право выступать перед публикой. Цыганский хор насчитывал 40–45 человек, половина из них были мужчины, которые играли на инструментах и иногда пели. Женская часть состояла из девушек и старух-надзирательниц. В обязанность старух входило наблюдение за соблюдением правил приличия. Так, девушка из хора не могла одна сесть за стол гостя, ей непременно была нужна компания подруг. «Сидение» начиналось обычно с чая, затем следовал ужин. Девушки постепенно уговаривали гостей на подарки старухам, билеты в театр или на концерт, предлагали послушать хор (не бесплатно, конечно), заводили и разговоры о денежных подарках. Все заработанное отдавалось в хор и потом распределялось по паям. В конце XIX века хор в «Яре» собирал до 70 тысяч рублей в год, при этом до четверти дохода хор отдавал на помощь старым, малым и неимущим.

Цыганские хоры держали и так называемые картины — красивых девушек без музыкальных данных, привлекавших внимание гостей. Многие цыганки выходили замуж за аристократов. Некая Лиза Морозова вышла за князя Витгенштейна, но рано овдовела и вернулась к прежней деятельности. Так в списке яровских хористок появилась светлейшая княгиня Елизавета Витгенштейн. Женат на хористке был и сын «водочного короля» Петра Смирнова. Ради цыганского пения ездил в «Яр» князь Феликс Юсупов, будущий убийца Григория Распутина. В мемуарах он пишет: «Кто хоть раз слышал Веру Панину, никогда не забудет. До старости эта некрасивая, вечно в черном, цыганка брала публику за душу низким волнующим голосом. Под конец жизни она вышла за восемнадцатилетнего юнкера. Умирая, Панина просила брата сыграть ей на гитаре ее коронную “Лебединую песнь” и умерла, как только он доиграл».

Сад ресторана «Яр» Сад ресторана «Яр»

В новый век «Яр» вошел в новом костюме. В 1909 году по проекту самого модного тогда московского архитектора Адольфа Эрихсона для ресторана было построено фешенебельное здание в стиле модерн с большими гранеными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Главная часть была трехэтажной. Богато убранные кабинеты на втором этаже выходили балконами в зимний зал на манер театральных лож. Гости их могли наблюдать музыкальную программу, не отрываясь от накрытого стола. Современники отмечали невероятную роскошь убранства, которая сразу же приглянулась кинематографистам. В «Яре» Яков Протазанов снимал «Человека из ресторана» по повести Ивана Шмелева с Михаилом Чеховым в главной роли. Примерно в это же время появился и знаменитый романс «Эй, ямщик, гони-ка к “Яру”». Говорят, что он стал первой рекламной песней в истории России, написанной по заказу самого Судакова.

Как бы то ни было, Первой мировой и революции «Яр» не пережил. Его закрыли, ненадолго вернули к жизни во время нэпа, потом использовали как могли. Превратили сначала в кинотеатр (у ресторана были роскошная сцена и огромный зал), потом с спортзал для красноармейцев. В 1930 году сюда на несколько лет заехал институт кинематографии. Сын Сталина Василий любил проводить здесь время с конца 30-х, когда в бывшем ресторане устроили Клуб летчиков. В начале 50-х здание перестроили в стиле сталинского ампира и открыли в нем гостиницу «Советская», где младший сын вождя народов долго жил. Ресторан при гостинице вновь открыли в 1998 году в том самом парадном зале с балкончиками кабинетов второго этажа, лепниной, позолотой и бронзовыми канделябрами.

История Прусовских карьеров

Изначально на нынешней рекреационной территории добывали песок для Заволжского завода по производству силикатных кирпичей. Местные жители называли карьер просто — Земснаряд. После окончания выработки участок арендовали частные лица, организовали пляжную и пикниковую зоны.

Природоохранные службы не были удовлетворены состоянием, в котором содержался лесной массив и береговая линия водоема. Договор с прежними арендаторами расторгли, а новый заключили с госпредприятием «Лесная охрана».

Нынешним состоянием природного объекта довольны как сами ярославцы, так и службы лесного хозяйства. Территория очищена от мусора, появилось много мест для отдыха из натуральных материалов (бесплатных и платных), обустроена зона для купания. Есть пост спасателя, туалеты и контейнеры для раздельного сбора мусора.

Ярославские карьеры на панораме Google

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

Бывший участок по добыче песка стал для жителей Ярославля и окружающих поселений желанным местом отдыха. Летом на Прусовские карьеры ярославцы спешат, чтобы вдоволь накупаться в чистом и прохладном водоеме, зимой — прогуляться по живописному лесу, покататься на лыжах, коньках или ватрушках.

Популярность рукотворному водоему, за которым закрепилось название Ярославский Байкал, обеспечивает близкое расположение к областному центру (всего в 12 км), обустроенная пикниковая зона, длинная песчаная отмель для пляжного релакса и чистый воздух лесного массива. Многие приезжают сюда порыбачить или просто насладиться природной красотой на несколько дней с палатками.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

История Букобайских яров

Первый ярус Оренбургских яров начинается рядом с устьем реки Букобай, от которой и пошло название достопримечательности. Второй — на два километра выше, тут же просматривается и третий.

Букобайские яры состоят из отложений времен Мезозойской эры. В особо крепких стяжениях, где в песчанике присутствует прочный цемент, были обнаружены кости позвоночных и остатки растений, благодаря находке которых определили возраст породы. На принадлежность к Мезозойской эре указывают также кристаллы барита. Но, в первую очередь, археологическая ценность места заключается в том, что кости, найденные в песчанике, принадлежат мастодонзаврам — древним позвоночным. Это животное представляет собой крепкого ящера, похожего на крокодила, которое обитало здесь в те времена, когда степь была покрыта водами Мирового океана.

Один из 37 памятников природы Соль-Илецкого района, Букобайские яры, был замечен международным журналом National Geographic. Теперь это особо охраняемая территория. А местные ученые назвали яр лучшим в Южном Предуралье разрезом отложений триаса. Геологи продолжают изучать объект, поскольку здесь можно наблюдать расхождение блоков горных пород на 10–14 метров.

Букобайские яры

Выветренные и вымытые дождями песчаники обрели круглую, овальную, полукруглую форму, словно эти скальные шапки приросли к изголовью оврага. Слоеное строение породы, в которой соединились серые, зеленые, желтые и коричневые песчаники, создает прекрасный визуальный эффект — полосчатый рисунок природных скульптур. Шары и полушария большого диаметра, от 50 до 70 см, складываются в изящные композиции — каменный лес, грибные поляны и испещрены узорами, где наслоены разные расцветки песчаника. Также внимания достойны и овальные карнизы — выступы над обрывами.

Яры Соль-Илецка ежегодно посещают тысячи туристов. Здесь получаются красивые фотографии, особенно на рассвете и закате. Это место действительно достойно посещения, здесь нет толп людей, оно умиротворяет, напоминает о величии природы и стихий, позволяет вспомнить, какие чудеса есть рядом с нами. Только вот добраться до него — не самая простая затея, несмотря на то, что расположено оно всего в 3,5 км от дороги. Лучше выбирать проходимые автомобили.

Букобайские яры

"Эх, ямщик, гони-ка к Яру. "

Песня эта стала классикой русского романса, широко известна и можно сказать популярна, однако многие ли из нас доподлинно знают о чем в ней речь.



Где находился этот самый "яр" и что собой представлял.

В канун 1826 года француз Транкиль Ярд ( Tranquille Yard ) на углу Кузнецкого моста и Неглинки ( на фото слева) в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана открыл ресторан с гостиницей.

Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».

Известно, что несколько лет - с 1848 по 1851 гг. - ресторан Ярда работал в саду «Эрмитаж», но не в современном саду «Эрмитаж» на Петровке, а в старом на Божедомке. Так или иначе, но к концу 19-го началу 20-го веков «Яръ»- название нескольких знаменитых ресторанов в Москве. Также известно, что «Яръ» пользовался популярностью у представителей богемы, был одним из центров цыганской музыки.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига. У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем *.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет. - рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".

В «Былом и думах» Герцен описал в свой первый обед у знаменитого ресторатора «Яра»: "У меня был золотой и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…"

В 1836 году «Яръ» открывается в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в загородном владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Владимир Гиляровский писал об этом: «Были ещё рестораны загородные, из них лучшие — «Яръ» и „Стрельна“».

В «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева).

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки - в "Яръ".

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают ". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

А в 1895 году у прежнего владельца за 92 тысячи рублей «Яръ» приобретает Алексей Акимович Судаков. Судаков был незаурядным человеком. Он стал не только последним дореволюционным владельцем "Яра", но и сделал его всероссийски знаменитым. Стоит добавить, что Судакову принадлежал и самый знаменитый петербургский ресторан "Медведь", который он также прославил на весь свет. Как и Аксенов, свою карьеру Судаков начал официантом.

Вот, что писал о нем журнал "Ресторатор" в 1910 году:

"Первым делом Судаков арендовал часть соседнего участка, на котором устраивает террасу и окружает ее со стороны улицы деревянной крепостной стеной с двумя гранеными башнями и кирпичными воротами. Многие детали стены – зубцы, машикули, пинакли имитировали настоящую крепостную архитектуру. В стене имелись небольшие стрельчатые окошки, за которыми любой любопытный прохожий мог рассмотреть гостей «Яра». Автором перестроек конца 19-го века и 1905 года был архитектор Лев Кекушев.


Большой доход ресторану принесла идея Судакова привлечь публику на обеды, которые считались в ресторане «мертвым часом». Для этого по соглашению со Скаковым и Беговым обществами было сделано соглашение. Общества бесплатно предлагают ресторану билеты на ипподром в дни игр на тотализаторе, а ресторан распространяет их среди клиентов. Кто же откажется от бесплатного угощения? Учитывая, что игра на тотализаторе приносила неплохие выигрыши, многие сразу обмывали их в «Яре», который находился напротив ипподрома. В дни бегов обеды продлевали до 5 вечера и ресторан стал заполняться и днем. На полученные прибыли Судаков смог начать капитальную реконструкцию ресторана и еще оставаться благотворителем. Он являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке


и построил несколько школ на своей родине в Углическом уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам".

У «Яра» была собственная электростанция, водяное отопление, имелась и артезианская скважина. Новый «Яр», вместе с фонтаном, электростанцией и террасой был оценен в 500 тысяч рублей золотом.
В апреле 1910 года открылось летнее отделение. Отделка и оснащение здания продолжалась до конца 1910 года, когда 19 декабря обновленный «Яр» был торжественно открыт. На Петербургском шоссе образовалась настоящая пробка из экипажей и автомобилей. В ресторан съехалась вся Москва – от именитой аристократии до замоскворецких купцов, от высших чиновников до писателей и художников. В честь открытия капельмейстер ресторанного оркестра Е.Ю.Журавский сочинил марш «Новый Яр». Судакова осыпали подарками: тарелями с хлебом-солью, иконами в дорогих ризах, серебряными крюшонницами, посудой, фарфоровыми сервизами. Бывший швейцар «Яра», а ныне владелец гостиницы «Париж» и одновременно односельчанин Судакова – Загвоздкин преподнес ему Адрес от земляков и альбом с видами родного края.

Итак в 1910 году по поручению Судакова архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду.

Внутри были устроены Большой и Малый залы,

императорская ложа и кабинеты,

один из которых получил название «Пушкинский» в память поэта.

Этот кабинет ещё в старом здании ресторана «Яр» был посвящён Пушкину. Стенная роспись представляла собой иллюстрации к его поэмам и драматическим произведениям, в переднем углу стоял бюст поэта, а в простенках были вделаны мраморные доски с написанными золотыми буквами отрывками из стихов Пушкина, в том числе и строфа, где говорится о «Яре». Зал без изменений был перенесён в новое здание ресторана.

написавшего о «Яре» на Кузнецком:

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?

Ресторан стал очень популярным среди российской элиты. Он был в числе лучших образцов ресторанного дела в Европе. По звонку клиента за ним в любое время выезжал автомобиль ресторана или готовились самые экзотические блюда В числе посетителей «Яра» были Савва Морозов, Плевако, Чехов, Куприн, Горький, Шаляпин и Распутин.

К «Яру» примыкали трехэтажные корпуса «номеров» для гостей. Правда, принадлежали они другим владельцам. Сам же Судаков с женой и его 8 детьми поселился в соседнем особняке.
В годы Первой Мировой войны жизнь мало изменилась в ресторане. Только с лета 1915 года до апреля 1916 он был реквизирован властями для устройства госпиталя. Но затем здание вернули Судакову, и ресторан открылся вновь. Как раз в это время его посещал Распутин, память о котором сохранилась в названии единственного ныне не перестроенного кабинета. 6- 23 февраля 1918 года «Яръ» был закрыт.

Петербургское шоссе. Особняк владельца ресторана "Яръ" - Судакова. Стоял на современном Ленинградском проспекте, во владении №32. Архитектор Адольф Эрихсон.

После октябрьской революции Алексея Судакова арестовали. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК, Клуб лётчиков.

В 1952 году здание было ещё раз перестроено, теперь уже в стиле сталинского ампира, и в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном. А с 1980-х гг. в одном из залов ресторана находится театр «Ромэн».

рецептик * - Сладкий суп из ревеня .
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Аренда домиков

Для зимнего отдыха компания «ЯрБайкал» предлагает в аренду домики с отоплением и индивидуальным интерьером. Вместимость — до 25 человек.

В двух домиках обустроена мягкая Лаунж-зона. На территории всех трех строений столы с лавками, мангальная, костровая и кухонная зоны, телевизор, дровяная печь. Цена с понедельника по пятницу от 6 000 руб./6 часов, в выходные — от 10 000 руб./12 часов.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

Поскольку Ярославский Байкал образовался в результате производственной деятельности человека, его береговая линия неоднородная. Северо-западная часть имеет низкие берега и пологий спуск в воду. На остальных участках — обрывистые с резким набором глубины.

В длину рукотворное озеро порядка 2 км, в самой широкой части — не более полукилометра. Средние глубины 6–10 м, максимальная — около 20 м.

Водоем имеет неполную песчаную перемычку, из-за чего складывается впечатление, что это два озера с узким проливом. Благодаря такому разделению озеро привычно называют во множественном числе — Прусовские карьеры.

Пляж

Букобайские яры

Букобайские яры

Букобайские яры — уникальный природный памятник Оренбургской области, что находится неподалеку от реки Букобай в 54 км от областного центра. Здесь степная полоса граничит с удивительными скальниками шаровидной формы.

Площадь Букобайских яров Соль-Илецкого района составляет 136 га. Геолого-геоморфологический памятник включает три участка — крупные обрывы на правом берегу ручья Букобай на пятикилометровом отрезке.

Порода — песчаник разных оттенков с отложениями железа и марганца периода триаса мезозойской эры. Считается, что именно в эти времена планета была населена динозаврами, и данное место это подтверждает — здесь были найдены кости древних животных.

Причудливые фигуры в Букобайских ярах образовались в ходе выветривания, и теперь можно любоваться необыкновенными гигантскими изваяниями шарообразной и грибообразной формы размером до 70 см в диаметре. Они то соединяются вместе, словно бусины, местами похожи на каменные грибы и свисающие карнизы, создавая потрясающее зрелище.

Букобайские яры

Как добраться

Одноименная остановка общественного транспорта находится в 250 м от водоема. Здесь останавливаются автобусы № 124 и 124к.

Чтобы добраться на машине из Ярославля, нужно проехать по Октябрьскому мосту через р. Волга и выехать на автодорогу Ляпино — Прусово. По указателю — съезд направо в сторону Прусовских карьеров до шлагбаума. За ним — платный въезд.

Для заказа такси обратитесь к одному из операторов: Maxim, Аврора, Поехали, Яр ИзвозчикЪ, Tradimm, Beritaxi, Ярославия.

Отдых

Организованного кемпинга на Прусовских карьерах нет. Однако желающие разместиться на берегу с палаткой не редкость. Чаще всего это любители рыбной ловли и те, кто просто желает насладиться чистым воздухом соснового бора и умиротворяющим ландшафтом.

При этом следует учесть, что свободное и уединенное место в выходные и праздники найти будет затруднительно. В последнее время Ярославский Байкал стал очень популярной и посещаемой локацией. Более тихой считается западная часть карьеров.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

В водах Прусовских карьеров водится щука, язь, уклейка, плотва. Рыбы немного, но если учесть сезон и повадки вида, можно вернуться с хорошим уловом. Опытные рыбаки советуют ловить в левой части водоема, где удается вытащить окуня до полукилограмма весом, щуку до полутора килограммов. Местные жители также ходят на карьеры за раками, они здесь встречаются часто.

«ЯрБайкал» предлагает различные «активности» на свежем воздухе и разнообразные развлекательные программы: зажигательную Zumba; лазертаг; прокат SUP-бордов.

По субботам и воскресеньям работают аниматоры. Есть небольшое кафе, где делают ароматный кофе и перекус.

Въезд на территорию

Въезд на территорию, © Яна Шестанова

Беседки

Стоимость аренды деревянных беседок зависит от дней недели (будни/выходные), вместимости и обустройства:

  • Беседки серии «М» (до 6 человек) с освещением, большим мангалом, бревенчатым столом и лавками без спинок. Цена в будние дни от 500 руб./3 часа, в выходные от 1 000 руб./6 часов.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

  • Серия «С» (до 8 человек) — беседки оборудованы как и в предыдущем варианте, за исключением лавок с удобными спинками. Стоимость в будни и выходные также различается.
  • Серия «Б» (до 8 человек) имеет дополнительный островок с мойкой, холодильником и разделочной панелью. Бонус — проезд одного авто на территорию карьера бесплатно.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

  • Серия «К» (до 25 человек) — зоны отдыха имеют мангал с разделочным столом, костровое место, огражденную территорию. Включен бесплатный заезд двух машин.

Есть отдельное предложение по аренде VIP мест вместимостью до 12 человек. Посетители получают индивидуальный пирс у воды, шезлонги, костровую зону и деревянные качели. Беседка с освещением находится у пирса, также есть кухонный островок.

О наличии свободных мест нужно узнавать заблаговременно у администраторов.

Прусовские карьеры (Ярославский Байкал)

История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к "Яру"

История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к "Яру"

Это, пожалуй, последняя песня из цикла, о которой я хотела бы рассказать. «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“» — один из самых известных русских романсов. Музыка Евгения Дмитриевича Юрьева, автор стихов Борис Андржиевский.Дата создания произведения неизвестна. Можно лишь с уверенностью сказать, что сочинен он был до 1911 года — в 1911 году Евгений Юрьев (1882—1911) скончался, не дожив даже до 30 лет и оставив несколько замечательных романсов: «В лунном сиянии», «Зачем любить, зачем страдать» и др.

Оригинальный авторский текст романса утерян, и различные сборники дают разные варианты: каждый исполнитель поет так, как он услышал и понял.

В песне упоминается ресторан «Яр». Это московский ресторан, который открыл в 1826 году на Кузнецком мосту француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard) и давший своему заведению собственное имя, вернее — часть двойной фамилии. Ресторан пользовался такой известностью, что стал нерасторжим с московской жизнью.

Ресторан был не только местом обедов и ужинов, там выступали артисты цыганского хора под руководством Ивана Трофимовича Соколова, которого после его кончины сменил его племянник Илья Осипович Соколов (1777—1848); того заменяли следующие поколения, цыганский хор продолжал существовать.

О знаменитой гитаре Соколовского ходили легенды; по одной из них, эта гитара принадлежала когда-то главе цыганского табора гитаристу Мелентию Соколову — что правда в этой легенде, а что приукрашено и добавлено различными рассказчиками следующих поколений, сказать трудно, но гитара была знаменитой, получившей название Соколовской и переходившей из поколения в поколение цыганским музыкантам-гитаристам, — ее упоминает другой романс, тоже связанный с рестораном «Яр», «Соколовский хор у „Яра“».

За годы своего существования ресторан несколько раз менял адрес, какое-то время в середине 19 века располагался в старом саду «Эрмитаж» на Божедомке, приобретал новых хозяев, но при этом всегда продолжал называться по-прежнему и оставался своеобразным центром жизни — там ели, пили, пели, слушали и смотрели выступления цыганского хора и проводили время чуть ли не все знаменитости эпохи. Там бывали члены императорской фамилии, его поминал А. С. Пушкин, позже завсегдатаями ресторана стали Савва Морозов, Гиляровский, юрист Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин, Распутин….

Вот об этом ресторане и поется в романсе «Эй, ямщик, гони-ка…».

Тем не менее, есть вариант, где название ресторана «Яр» заменено на слово «табор»: «Эй, ямщик, гони-ка в табор…».

История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к "Яру"

Остается только добавить, что ресторан «Яр», пережив много, не пережил Октябрьскую революцию и в 1917 году после Октябрьского переворота был закрыт, в его здании разместился клуб для бойцов Красной Армии. А еще через несколько лет в бывшем помещении ресторана «Яр» открылась правительственная гостиница «Советская», при которой тоже был ресторан — «Советский»; а напоминанием о ресторане «Яр» служили лишь созданные когда-то песни и мемуары старых москвичей. В 1998 году (после падения советской власти) по адресу Ленинградский проспект, 32 появился новый ресторан «Яр»; в этом же здании расположен цыганский театр «Ромэн».Ныне романс «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“» является одним из самых популярных русских романсов, он много издается и переиздается, входит в репертуар разных певцов и используется и в фильмах, и в театральных постановках — особенно в сюжетах начала 20 века, когда ресторан «Яр» считался одним из самых модных заведений, — для создания атмосферы времени.

Текст романса:

Музыка А. Юрьева
Слова Б. Андржиевского

Что так грустно… Взять гитару,
Запеть песню про любовь
Иль поехать лучше к «Яру»
Разогреть шампанским кровь…

Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!
Эх, лошадей, брат, не жалей!
Тройку ты запряг – не пару,
Так вези, брат, поскорей!

Темной ночью, белой вьюгой,
Снежной пылью заметет,
В сани сяду я с подругой,
Тройка с места понесет.

А когда приедем к «Яру»,
Отогреемся, друзья,
И под звонкую гитару
Будем петь мы до утра…

Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!
Эх, лошадей, брат, не жалей!
Тройку ты запряг – не пару,
Так вези, брат, поскорей!

А теперь сама песня. Начнем с Юрия Морфесси. Эй, ямщик гони-ка к "Яру"

Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова

Эдуард Хиль

Владимир Самсонов

Сергей Захаров

Кадр из фильма «Сестра его дворецкого» (His Butler's Sister), 1943. Поет Дина Дурбин (Deanna Durbin), из разных романсов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как доехать до Букобайских яров

До Букобайских яров можно добраться самостоятельно на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, а также с экскурсиями из ближайших городов — Оренбурга и Соль-Илецка. Часто это могут быть экскурсии для совместных занятий йогой. Если вы едете самостоятельно, ориентируйтесь на то, что дорога от Оренбурга займет около полутора часов.

На машине

Ехать сюда лучше с поздней весны до середины осени. Пока солнце не выжгло траву, превратив ее в сухостой, открываются самые красивые виды сверху песчаного скальника: сочные зеленые полосы граничат с бежево-серыми скальниками и темными глубокими разрывами.

Букобайские яры Оренбургской области расположились на юго-востоке от областного центра, в 3,5 км от села Михайловка. Асфальтированная дорога ведет только до Михайловки. Она практически безлюдная, проходит через Панику, Пугачёвский, Смирновку. По этой дороге вы будете ехать около 35 км. Далее она уходит направо в сторону села Михайловка, двигайтесь туда, заезжать вглубь населенного пункта не придется. На первой развилке сворачивайте направо, а следом будет еще одна развилка после коровника — снова направо на дорогу до Беляевки. Ехать по ней придется 1,6 км, не доезжая до моста через реку Бердянка, сверните налево. За поворотом на 180 градусов начинается грунтовая дорога до достопримечательности. Отсюда — около 3 км до первого яра. На следующей развилке спустя чуть больше километра сверните налево по грунтовой дороге, далее двигайтесь еще 2 км по накатанному направлению, что сначала берет левее, а потом уходит правее вдоль разломов почвы и прямо к конечному пункту. Вы встретите табличку с указанием достопримечательности, и на горизонте увидите то, за чем приехали.

Маршрут Оренбург — Букобайские яры

До яров можно добраться на автомобиле с высоким и средним клиренсом, но лучше выбирать сухую погоду, в дожди, а особенно, ранней весной, грунтовую дорогу сильно размывает, и земля с примесью глины очень скользкая и липкая.

На такси вы можете доехать как минимум до Михайловки. В Оренбурге работает множество фирм, в том числе Gett, Maxim taxi, Uber и Яндекс. Такси.

Старое здание Яра расположено на бывших графских владениях Волынских, Воронцовых, и Бекетовых, которые владели этим в разное время. В начале 19 века та сторона владения, которая выходит на Кузнецкий Мост, была разделена и продана разным людям. Один из владельцев Шаван, работник сенатской канцелярии, сдал часть дома Ярду под открытие ресторана французской кухни и гостиницы. Вот что писали тогда в московских газетах: «открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах». Любил в том самом старом Яре на Кузнецком бывать и сам Александр Сергеевич Пушкин. Он заказывал там свой любимый малиновый суп с ревенем. Был он здесь на поминках своего друга Дельвига в 1831-м вместе с Баратынским и Вяземским, заезжал он сюда и сразу после ссылки в Михайловском. Вкусно, наверное, кушал, и свои впечатления даже записал так:

цыганский хор театра "Ромэн"
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?

Встречались здесь в Яре многие философы, государственные деятели писатели и поэты. В конце 30-х годов 19 века Яр сначала переезжает на соседнюю Петровку, а затем подальше от центра на Петербургское шоссе (ныне Ленинградское)в Петровский парк (зелёная территория сегодня

строе здание Яра на Петербургском шоссе

занятая стадионом Динамо, сквером и развязками третьего транспортного кольца) и стал считаться загородным рестораном. Одной из причин такого дальнего переезда была теснота помещения и невозможность выступления хора цыган в центре города. Яр того времени был настоящим центром цыганского пения и весёлого пиршества. Туда уезжали погулять на несколько дней. Если уехал к Яру, то, как говорится, быстрого возвращения не жди. В тот Яр, как писал Гиляровский, уже не шли, а попадали. Это было небольшое одноэтажное деревянное здание. В 1895 году «Яр» приобретает Алексей Акимович Судаков и по его поручению в 1910 году архитектор Эрихсон строит новое здание в стиле модерн, то, которое мы с Вами видим и сейчас на Ленинградском шоссе.

До революции Яр был самым престижным рестораном Москвы. Купцы,


новое здание Яра архитектора Эрихсона

офицеры, золотая молодежь, красивые женщины. Провести ночь у Яра в Петровском парке было особым шиком. Здесь же была окраина, можно было расслабиться и снять «нумера» после веселого застолья. Завсегдатаями Яра были – Савва Морозов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Константин Пржевальский, Антон Чехов, Александр Куприн, Владимир Андреев, Фёдор Шаляпин и Максим Горький. Здесь же хвастался своим кафтаном Григорий Распутин, утверждая, что сделала ему это сама императрица Александрой Фёдоровной. Есть легенда о том, что как то раз Распутин приехал сюда в сильном подпитии и непотребном внешнем виде. И его за такой вид пускать в Яр отказались. Тогда он пошёл на ямской двор по соседству, подговорил мужичков, посулил им выпивку и вознаграждение. Те разобрали ему стену по задней стороне, и Распутин въехал на тройке прямо в зал, испугав присутствующих своим внезапным экстравагантным появлением. Сюда кстати захаживал и его будущий убийца Юсупов. Бывал в Яре и Николай Второй в специальной императорской ложе.

Чего только здесь невообразимого не творилось в то время! Например, в конце 19 века, здесь бурно отдыхала компания аферистов и шулеров «Черные валеты». Они проделывали разные штуки. Один раз они решили пойти в Яр целой погребальной процессией с песнями. Подойдя к входу, из гроба вышел их предводитель, он и друзья и вся компания бросив гроб пошла в ресторан, а процессию многочисленную отпустили восвояси. Бутылками с шампусиком разбивали венецианские зеркала, вымазывали официантам горчицей лица, мелом писали на спинах официантов адреса для извозчиков. После революции ресторан закрыли, а его последнего владельца Алексея Судакова арестовали. В период НЭПа ресторан ненадолго открыли вновь. Потом в здании разместили кинотехникум, который в 1930 году превратился во ВГИК. Далее там был кинотеатр, спортзал для бойцов Красной армии, госпиталь и клуб лётчиков. Сразу после войны было решено построить здесь отель и старое ресторана Яра примкнули к зданию гостиницы. «Яр», таким образом, стал заурядным «Советским» рестораном, правда, кормили там тогда всё равно замечательно.

Несколько лет назад гостиницу и ресторан отреставрировали, и теперь отель «Советский» очень престижное в черте Москвы гостиничное заведение. К тому же легендарное. В отеле до сих пор есть номер Сталина, в котором он любил принимать гостей зарубежных стран. Сейчас Вы запросто можете там поселиться или устроить рабочий корпоратив за 24 000 рублей в сутки! В отеле останавливалась Мирей Матье, месяцами жили Марина Влади и Владимир Высоцкий, какое то время, говорят, там был офис Филиппа Киркорова.


В наше время в одной из частей бывшего ресторана ЯР разместился единственный в мире цыганском театре «Ромэн». То есть цыгане поют в Яре по-прежнему. А вдругой части Яра роскошный ресторан в стиле русского ампира с потрясающими интерьерами, балконами, люстрами – как сто лет назад. На сцене по вечерам для вас в исполнении живого оркестра будет звучать Моцарт, Брамс и Шопен, а после Вы сможете увидеть феерическое шоу по типу парижских кабаре на русский лад – поют, танцуют и удивляют уникальными цирковыми номерами. Это самое экстравагантное и элитарное шоу в ресторане не только Москвы, но и всей России. Даже экипировка сцены и артистов заслуживает восторга – почти километр шелка, органзы и бархата, 3000 стразов «Сваровски», 3000 фазаньих и страусиных перьев, 120 м белого боа и больше 50 натуральных шкурок лисы и песца. Сервировка стола изысканна до невообразимости. Вышколенные официанты принесут Вам изысканные блюда традиционной русской кухни, причем могут одно блюдо перед Вами ставить вдвоем – один ставит тарелку, другой раскрывает содержимое блюда в накрытом крышкой блестящем сосуде! Яр до сих пор остается для москвичей и гостей столицы олицетворением роскоши и тайны. Есть поговорка – Кто в Яре не бывал, тот Москвы не видал.

Читайте также: