Почему санторини является наиболее вероятным местом нахождения атлантиды

Обновлено: 04.05.2024

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты. Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык.

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Остров Санторин - бывшая Атлантида?

Остров Санторин - бывшая Атлантида? - Санторин, Атлантида

2015-04-17 в 01:34

А может быть, следов Атлантиды в океане не нашли потому, что ее там никогда не было?


Что мы знаем об Атлантиде?

Единственным достоверным историческим упоминанием об Атлантиде считаются «Диалоги» Платона. В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон передает рассказ афинского мудреца Солона, которому египетские жрецы поведали о могучей цивилизации «по ту сторону Геркулесовых столпов», возникшей в незапамятные времена, значительно раньше египетской и греческой.

«Геркулесовыми столпами» греки называли Гибралтар, а таинственное государство носило имя Атлантида в честь сына бога морей Посейдона и земной женщины Клейто, Атланта. Платон подробно описывает природу и географию острова, названия его гор, рек, городов, пристаней и храмов, растительность, животный мир и, разумеется, государственное устройство под управлением царей, возводивших свою родословную к Посейдону.

Что же касается конкретного местоположения острова, то здесь Платон ограничивается единственным расплывчатым указанием, на основании которого Атлантиду искали «по ту сторону Геркулесовых столпов», то есть не в Средиземном море, а в Атлантическом океане. Разумеется, название океана также сыграло свою роль.

В «Диалогах» нет и никаких конкретных указаний насчет времени гибели Атлантиды. Сказано лишь, что «когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки. Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». До сих пор неизвестно, какое именно мощное землетрясение или наводнение, из числа не так уж редко происходивших в те времена и породивших множество легенд, египетские жрецы могли связать именно с гибелью Атлантиды.

Искать в Средиземном море?

В Атлантическом океане Атлантиду искали многие исследователи на протяжении многих лет, и все безрезультатно. Некоторые из них, в том числе наши соотечественники, пришли к выводу, что в Атлантическом океане ее просто-напросто нет. Еще в 1854 году русский министр народного просвещения А.С. Норов в своей книге «Исследования об Атлантиде» привел довольно любопытную аргументацию в пользу того, что Атлантиду следует искать в Средиземном море.

Норов ссылается на Плиния Старшего и некоторые арабские летописи, утверждавшие, что некогда Кипр составлял с Сирией единое целое, а островом стал после сильного землетрясения и погружения в воду значительной части суши. Ученый подвергает сомнению современные ему «толкования» текстов Платона, в которых как-никак рассказ об Атлантиде передается «через третьи руки», то есть через Солона от египетских жрецов.

Египетские жрецы, считает Норов, называли Средиземное море Атлантическим - ведь западнее Египта, в Берберии, расположены Атласские горы. Кроме того, Солон употребляет в своем рассказе слово «пелагос», а не «океанос», и значит, речь идет именно о море.


Платон мне друг, но истина дороже.

А как же быть с конкретным указанием Платона - «по ту сторону Геркулесовых столпов»? Норов отвечает и на этот вопрос. Это греки, Солон и Платон, понимали под Геркулесовыми столпами именно Гибралтар, а египтяне могли называть так практически любой значимый пролив. По мнению русского ученого, это вполне мог быть и Босфор.

Впоследствии атлантологи находили все новые и новые аргументы в пользу «средиземноморском» теории - в том числе внимательно перечитывая того же Платона.

То, что вместе с атлантами погибла армия праафинян, предков современных Платону греков, говорило о том, что Атлантида находилась не так уж далеко от Греции. Кроме того, многие острова Средиземного моря почти в точности соответствуют описаниям природы, минералогии, религиозных культов, приведенным Платоном.

В 1897 году А.Н. Карноржицкий (снова наш соотечественник!) в своей статье «Атлантида» определил ее местоположение «между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой». А уже три года спустя англичанин Артур Эванс обнаружил на острове Крит следы древней доэллинской цивилизации (легендарный лабиринт царя Миноса). Это стало поворотным пунктом в истории поисков средиземноморской Атлантиды.

Неужели Крит?

Как выяснилось, Крит прекрасно «подходил» по всем параметрам. Поднимающиеся из моря отвесные скалы; цвет камней, горячие источники и другие следы поствулканической деятельности; наконец, тавромахия (культ священного быка) древних критян - все в точности соответствовало описаниям Платона.

И что самое главное - история трагической гибели всей крито-минойской цивилизации, смытой 3600 лет назад огромной волной от вулканического землетрясения, произошедшего на одном из Кикладских островов.

«Да, Атлантида находилась в Восточном Средиземноморье; это - Крит и окружающие острова во времена расцвета династии царя Миноса», - категорически заявил в 1909 году американец К.Т. Фрост.

Жак Ив Кусто: «Атлантида - это Санторин»

С тех пор прошло больше 100 лет. В поисках средиземноморской Атлантиды ведутся работы на самом острове Крит, а также тщательно прочесывается близлежащее морское дно. Об этих поисках написаны книги и сняты фильмы, в частности документальная драма ВВС «Атлантида: Конец мира, рождение легенды» и лента «Одиссея Жака Кусто. В поисках Атлантиды».


Увы, серьезных и окончательных археологических доказательств существования Атлантиды (или хотя бы ее идентичности с крито-минойской цивилизацией») так и не было найдено.

В начале 80-х годов прошлого века Жак Ив Кусто, отчаявшись найти эти самые доказательства у северного побережья Крита, отправился к главному «виновнику» событий 3600-летней давности, вулканическому острову Санторин.

Именно здесь, у берегов самого южного острова Кикладской гряды, Кусто рассчитывал обнаружить следы затонувшей Атлантиды. Помимо того, что Санторин, по сути, является возвышающимся над водой обломком взорвавшегося вулкана, он настолько прекрасен и необычен, что в это просто очень хочется верить.

Темная жемчужина Эгейского моря

Темно-серый, почти черный конус горы увенчан небольшим, но роскошным бело-синим венком домиков и церквей, прилепившихся к склонам плотно, как соты. Темно-серый оттенок, цвет старого вулканического пепла, здесь основной. У подножия гор есть пляжи, но песок на них тоже темно-серый, покрывающий кожу тонким, не сразу смываемым налетом.

На Санторине очень мало горизонтальных поверхностей. Настолько мало, что взлетная полоса местного аэропорта пролегает совсем рядом с пляжем, а самолеты взлетают и садятся буквально над головой отдыхающих.


Панцирь из застывшей лавы покрывает тонкий слой сильно минерализованной почвы, благодаря которой на острове растут необычного вида растения - очень крупные белоснежные баклажаны, например, или маргаритки размером с чайное блюдце.

На Санторине весной и осенью бывают небывалой красоты закаты, всех оттенков багрового, оранжевого и алого, а иногда, по какой-то неясной метеорологической прихоти, и ярко-зеленого цвета.

Глядя с горы в кристально-голубое, чистейшее зеркало внутреннего озера, вдыхая сухой и чуть горьковатый от вулканических примесей воздух, легко представить себе, как совсем недавно, всего четыре тысячи лет назад, вместо вулканических вершин здесь была ровная, выложенная идеальными восьмигранниками поверхность, по которой гордо расхаживали двухметровые золотоволосые и загорелые потомки Посейдона.

Кажется, загляни под слой пепла, нырни поглубже со скалы Посейдона - и вот они, плиты мостовой легендарного Города Ста Золотых ворот, с таинственными письменами и изображениями неведомых морских чудовищ.

Жак Ив Кусто не нашел Атлантиду у берегов Санторина. Ему в то время было уже за семьдесят, и, возможно, просто не хватило сил и времени. Но, во всяком случае, он не отказался от этой своей идеи и завещал поиски своим ученикам и последователям.

Так что загадочный и прекрасный Санторин ждет - не только охающих и ахающих от восторга туристов, но и новое поколение атлантологов.

Мнение скептика: Атлантиды никогда не существовало

Мнение скептика: Атлантиды никогда не существовало - Атлантида

2016-01-06 в 03:42


Если отрешиться от километров страниц, написанных об Атлантиде в XX и в первые годы XXI века, в «сухом остатке» окажутся несколько абзацев из двух не полностью сохранившихся диалогов великого Платона (427-347 до новой эры).

Это «Тимей» и «Критий», в которых Атлантида описывается со слов Крития, передающего рассказ одного из семи греческих мудрецов - Солона (между 640 и 635 - около 559 до новой эры) - как «сказание, привезенное им сюда из Египта».

Причем Платон, отдавая должное устройству царства атлантов, подчеркивает, что их разбили далекие предки его современников, то есть дикие греческие племена. Почему же атланты не воспользовались своим чудо-оружием или сверхразумом, которыми наделяют их современные авторы? Это - первое несоответствие.

Философ разместил Атлантиду за Геракловыми столбами (Гибралтар) на острове, который, впрочем, «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые», то есть известные грекам территории Африки и Азии - примерно с Европу должен был бы быть по площади островок.

После же гибели Атлантиды, погрузившейся в пучину, «море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления». Географическая часть диалога «Тимей» легко проверяется геологическими методами.

А они - увы! - не выявляют в Атлантическом океане обширных затонувших территорий за всю его историю с момента зарождения самого океана (он начал раскрываться около 215 миллионов лет назад). Второе несоответствие.

Некоторые геологи и археологи пытаются привязать мифическую Атлантиду к вполне реальной Минойской культуре острова Тира (он же Фера, он же Санторин) на том основании, что остров до извержения вулкана (в 1470 или 1500 году до новой эры) мог иметь форму кольца, а Платон, мол, имел в виду совсем иные Геракловы столбы, где-то на Пелопоннесе. Эти суждения вряд ли имеют под собой основание.

Сам же великий философ довольно точно обрисовал пределы греческой ойкумены: «Мы живем лишь на небольшой части земли от Фасиса до Геркулесовых столбов, расположившись вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота».

Болото - это весь Средиземноморский бассейн, включая Черное и Азовское моря; Фасисом называли реку Риони в Колхиде, где располагались самые восточные греческие колонии, а самые западные находились в Испании, то есть у Геркулесовых столбов. Причем с колониями метрополия поддерживала постоянные торговые отношения морями. Даже из Британии возили олово, как сообщал Диодор Сицилийский. А Пифей, возможно, еще при жизни Платона достиг берегов Норвегии.

Вот еще одна привязка тоже из «Тимея»: «А сверх того, по эту сторону пролива они [атланты] овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении».

Потому не стоит приписывать Платону незнание географии.

Какие же удивительные вещи можно увидеть в царстве атлантов со слов Платона? «. Прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова. »


Во времена Платона орихалк - латунь (сплав меди и цинка) - действительно был металлом, «по ценности уступавший. только золоту». Однако ни сейчас, ни тогда самородная латунь не добывалась по причине того, что образуется она в дозах, которые способны «увидеть» лишь мощные аналитические приборы.

«Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах, - все это она рождала там и отлично взращивала. Притом же и всякий нежный плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения. все это тогда под воздействием солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным».

Столь длинная цитата из диалога «Критий» здесь понадобилась, чтобы обратить внимание на платоновскую идеализацию Атлантиды, - идеализацию до уровня сказочного тридевятого государства в тридесятом государстве с молочными реками, кисельными берегами и золотыми дворцами.

«Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же — золотом, внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком. »

Пытаясь превознести атлантов, Платон не только настроил им золотых дворцов, но и наделил их всеми видами культурных растений. Это, на мой взгляд, главное несоответствие.

Возможно, его слушатели и не заметили подвоха, но человека, знакомого с основами современной биогеографии, особенно с трудами Николая Ивановича Вавилова, сразу насторожит такое изобилие. Гениальный биолог обнаружил, что все разнообразие культурных растений происходит из 12 центров, где эти растения возникли, были введены в культуру, и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Эти центры примерно соответствуют территориям основных земледельческих цивилизаций. Причем не было ни одной цивилизации, которая не создала бы свои сорта культурных растений, а также породы скота. Откуда они затем распространялись по странам и континентам.

Исключение -Атлантида, которой Платон приписал чужие достижения в сельском хозяйстве. А если их вычесть, не останется ровным счетом ничего своего! Будь Атлантида действительно развитым государством, тем более мостом между Старым и Новым Светом, будь она вообще реальностью, хоть и в далеком прошлом, остались бы десятки культур и пород неизвестного происхождения. Но таких нет.

И неудивительно. Ведь Платон писал не о реальном государстве, а об идеальном. И, заметьте, не упоминал никаких пирамид, которые по мнению «атлантологов» и есть важнейшее доказательство единства древних цивилизаций. Потому и спрятал концы в воду.

Читайте Платона, господа атлантологи.

Андрей Журавлев "Знание - Сила" декабрь 2015

Глава 9. Атлантида и остров Санторини

Об Атлантиде первым написал греческий философ Платон. Он узнал о ней от своего прадеда Солона, которому об Атлантиде рассказали египетские жрецы. В тексте, написанном Платоном, речь шла о стране с прекрасной природой и идеальным государственным устройством.

И эта огромная страна, по его словам - больше Ближней Азии и Северной Африки вместе взятых, исчезла (погрузилась в море) «за одну ночь и один день».

Точное место её расположения Платону не было известно. Но, учитывая огромные размеры страны, при которых она не могла бы разместиться в пределах Средиземного моря, Платон считал, что она находилась за «Геркулесовыми столбами», то есть в Атлантическом океане.


И с тех пор начались «поиски Атлантиды» - как в Атлантическом океане,(следуя указаниям Платона), так и в Средиземном море, где, по мнению некоторых современных учёных, находилась некогда эта страна.

В разные годы в экспедициях на научно-исследовательских судах Института океанологии мне довелось побывать в двух тех самых акваториях, которые учёными «атлантоведами» рассматриваются как наиболее вероятные места расположения затонувшей Атлантиды.

В 1964 году в рейсе нис «Академик С.И.Вавилов» мне посчастливилось побывать на маленьком архипелаге Санторини в Эгейском море. Этот архипелаг находится на самом юге гряды Кикладских островов и расположен примерно в 70 милях на северо-запад от острова Крит.

В 1983 году в подводном аппарате «Аргус» (в рейсе нис «Рифт») я погружался на вершину подводной горы «Ампер» в Атлантическом океане - сравнительно недалеко от Гибралтарского пролива. Об этом очень интересном погружении можно прочитать на моей странице в Проза.ру (Глава 19. К берегам Кубы с подводным аппаратом «Аргус»).

А в этой главе я буду рассказывать о событиях, связанных с архипелагом Санторини. Архипелаг состоит из пяти маленьких островков: Тира и Терассия (площадь 75,8 и 9,3 кв.км. соответственно), Аспронисси (0,1 кв.км.) и Акро Камени и Неа Камени (0,5 и 3,4 кв.км.).

Первые три островка выглядят как разорванное кольцо. А внутри образованной ими бухты находятся островки Акро (старый) Камени и Неа (новый) Камени. Бухта представляет собой кальдеру, то есть затопленный морем кратер взорвавшегося вулкана.

Рано утром наше судно вошло в обширную округлую бухту (диаметром в несколько километров) и встало на якорь около высокого обрывистого берега острова Тира. Иногда именно к этому острову относят название Санторини (или Санторин).

Участники экспедиции на шлюпке отправились на берег. Никаких причальных сооружений для судов на берегу тогда не было. Шлюпку ошвартовали около небольшой выровненной площадки скалы.

Отсюда наверх, к городу Фира, вела широкая лестница, вырубленная в скале. Город расположен на высоте примерно 300 метров над уровнем моря. Капитану судна для подъёма по лестнице портовыми властями был предоставлен мул. Бесплатно. Остальные участники экспедиции также имели возможность подняться на остров верхом - на муле или на осле. За плату.

Но никто из нас не захотел воспользоваться такой возможностью. И одолевали 660 ступенек лестницы пешком. Зато некоторым участникам экспедиции удалось сделать редкие фото: капитан НИС «Академик С.Вавилов» П.С.Зинин, капитан первого ранга в отставке, верхом на муле.

Поднявшись наверх, мы увидели небольшой городок, все здания которого имели белые (оштукатуренные) стены. Любовались открывшимися перед нами изумительными видами на кальдеру. Около островков Акро и Неа Камени из воды поднимался лёгкий желтоватый дымок. Походили по довольно пустынным улицам – была ранняя весна, курортный сезон ещё не начался.

Обратили внимание на то, что многие дома выглядят полуразрушенными, а некоторые вполне целые жилые дома не имеют обитателей. Мы узнали, что всего 8 лет тому назад здесь произошло очередное извержение вулкана с землетрясением. В результате в городе были частично разрушены многие здания и значительная часть жителей уехала с острова на континент.

Посидели в таверне, где пили дешёвое местное сухое вино – рицину. Это вино отличается, во -первых, удивительной для сухого вина крепостью (до 18 градусов) и, во-вторых, привкусом сосновой смолы – оно хранится в специальных бочках из сосновой доски.

Капитан и начальник экспедиции посетили начальника порта Санторин. Этот начальник оказался очень разносторонней личностью. Помимо исполнения обязанностей начальника порта, он был также мэром города и начальником местного почтового отделения, крупным (по местным меркам) землевладельцем, хозяином виноградника. Был он также виноделом и виноторговцем. При всём этом был он ещё и секретарём местной ячейки коммунистической партии Греции!

Вернувшись на судно, мы узнали, что мэр, чиновник - коммунист – капиталист, прислал бочонок вина - в подарок для экспедиции.

Понятно, что мы с большим сожалением уходили из этого благодатного края. Правда, уже тогда было понятно, что не всегда этот край оставался таким благодатным. Тем не менее, я влюбился в этот остров. Влюбился безнадежно: ещё раз побывать на острове Тира мне не удалось.

И не удивительно, что я «заболел» историей архипелага Санторини. Мне повезло. В середине 20-го века, именно в те годы, когда мне довелось побывать на острове Тира, многие историки и археологи стали активно заниматься этой историей.

Прежде всего я имею в виду греческих учёных археолога Спиридона Маринатаса и сейсмолога Ангелоса Галанопулоса. И, конечно, Жака-Ива Кусто, выполнившего подводные археологические исследования у внешнего побережья острова Тира.

И вот что теперь стало известно в результате работ этих и некоторыми других исследователей.
Ещё в 1939 году молодой учёный С.Маринатас в ангийском журнале «Антиквифи» опубликовал статью «Вулканическое разрушение минойского Крита», в которой утверждал, что причиной упадка и гибели минойской цивилизации на острове Крит стало катастрофическое извержение вулкана на Санторине в середине 15-го века до н.э..

В 1970 году в Лондоне вышла книга А.Галанопулоса и Э.Бекона «Атлантида: за легендой – истина», в которой утверждалось, что Атлантида Платона находилась не в океане, а в Эгейском море. И доказывалось, что Платон неверно истолковал египетские иероглифы, обозначающие цифры. Говоря о размерах Атлантиды и о численности её населения, он ошибся ровно в десять раз – в сторону увеличения их истинных значений.
И, следовательно, Атлантида вполне могла уместиться на Крите и на некоторых островах Кикладской гряды, в том числе на острове Стронголи (Санторин).

В 1972 году по результатам раскопок на острове Тира С.Маринатас опубликовал книгу «Жизнь и искусство древней Феры». А в 1974 году Спиридон Маринатас трагически погиб во время раскопок около деревни Акротири на острове Тира при обвале свода тоннеля, в котором проводились раскопки.

Древнейшее (негреческое) население здесь, на большом круглом острове с возвышающимся вулканом в центре, появилось пять тысяч лет тому назад. Остров тогда назывался Стронголи (Круглый).

Уже в 16 веке до н.э. на этом острове существовал город с населением около 30 000 человек. Среди обнаруженных в результате археологических раскопок домов Акротири были и двух- и трёхэтажные.

На Крите и на других островах Кикладского архипелага, в состав которого входил и остров Стронголи (и входит нынешний маленький архипелаг Санторини), процветала тогда так называемая минойская цивилизация. Подтверждением этого являются и относящиеся к минойской культуре предметы, найденные водолазами группы Кусто под водой у южного берега острова Тира.

В результате катастрофического извержения в 15 веке до н.э. исчезла большая центральная возвышенная часть острова. Её затопило море, заполнившее огромный взорвавшийся кратер вулкана. Остатки острова были разорваны на три куска. Одновременно в море погрузилась прибрежная низменная часть острова. Так остров приобрёл почти современный вид.

Извержения вулкана неоднократно происходили и позже. В результате одного из них в центре кальдеры возникли два маленьких островка (Новая и Старая Камени).

Извержение 1450 года до н.э. сопровождалось выбросом огромного количества вулканического пепла и сильнейшим землетрясением, которое вызвало цунами с высотой волн до 100 метров.

Значительная часть населения могла погибнуть как непосредственно во время извержения и землетрясения, так и от цунами. Но часть населения, видимо, уцелела. Поверхность островов в Эгейском море (и Крита, и Киклад) была засыпана вулканическим пеплом. Так на Санторине слой пепла имеет толщину до 30 метров. И земля стала бесплодной. Заниматься сельским хозяйством здесь стало невозможно.

Это событие уничтожило минойскую цивилизацию не только на Стронголи (Санторине), но и на Крите, а также и на других островах Кикладского архипелага. Люди, уцелевшие в этой катастрофе, видимо, переселились в Малую Азию или Северную Африку,

Около 500 лет некогда многолюдный остров был необитаем. Около 1000 года до н.э. его заселили финикийцы. Несколько позже здесь появились дорийцы (спартанцы) и основали город Феру.

Впоследствии архипелаг Санторини входил в состав различных государств. С 1821 года он является частью государства Греция. В таком качестве я и увидел архипелаг Санторини в 1964 году. И я верю: видел кусочек той Атлантиды, о которой писал Платон.

© Copyright: Владилен Николаев, 2011
Свидетельство о публикации №211090300676

Все мои познания об Атлантиде исходят из фильма 30-летней давности "Вожди Атлантиды". Недавно прочитала про Баальбек. Не знаю почему, но когда читала про Баальбек невольно вспомнила Атлантиду. А может так быть, что Баальбек и есть Атлантида?

Едва ли Ваше предположение верно. Все, кто говорит (или пишет) об Атлантиде, имеют в виду кусок суши, опустившийся на дно моря. А комплекс Баальбек расположен на высоте более 1100 метров над современным уровнем моря.
Спасибо за посещения моей страницы и за отклик.

Эх, наука! Разбила мечты фантазера!))))

Уважаемая Янна! Приношк свои извинения за разрушениие Вашей мечты - фантазии.

Вот что такое - настоящий интерес к чему-то! И скучный университетский учебник освоишь! Кстати, учебник, кстатиЮ очень хороший, он выдержал несколько изданий, впервые был издан в 1940 годк.
С уважением

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: