По дороге в волгоград на машине интересные места

Обновлено: 02.05.2024

В Италии такие дома туристы называют живописными руинами

Первая точка на карте — город Дубовка. Небольшой райцентр близ Волгограда — на самом деле один из старейших городов Волгоградской области.

Дом купца Воронина — охраняемый памятник и обычный жилой дом

История его насыщена знаменательными событиями и начинается еще в эпоху палеолита, но до сих пор город сохранил почти неизменным свой дореволюционно-купеческий колорит. Однако туристическая тропа сейчас туда только протаптывается.

В Дубовке старые купеческие дома встречаются по всему городу

Что посмотреть: Дубовский дуб

Дуб-патриарх со стволом диаметром около шести метров — самая известная экологическая достопримечательность Дубовки. Он признан самым большим и самым старым деревом Волгоградской области. Считалось, что дерево 1594 года рождения, то есть ему больше 420 лет. Однако дендрологи считают, что дерево почти вдвое младше и ему всего 231 год.

Дуб-патриарх постепенно уползает от туристов к Волге

Растет он в санатории «Дубовка», на краю обрыва у водохранилища и постепенно сползает все ближе и ближе к воде под тяжестью собственного веса. Сейчас сползание удалось остановить почти на середине обрыва, где оборудовали специальную площадку. Рядом с дубом растет и каштан — ему также около 200 лет. Неподалеку от дуба, на склоне, бьет родник, вода которого обладает целебными свойствами.

За водой местные жители привыкли ходить к чудотворному роднику

Попасть к знаменитому дереву можно не всегда. Время от времени охрана санатория вводит особый режим посещения и отказывается пропускать к дубу туристов. На помощь приходят местные жители, подсказывающие пути обхода вдоль берега. Впрочем, это одна из особенностей Дубовки. Достаточно часто храм, музей или кафе могут быть просто закрыты — без объяснения причин и вывешенного расписания.

Что посмотреть: купечество в руинах и сайдинге

Сталинградская битва пощадила Дубовку — ближайшие бои велись километрах в 15 от города. Границу войны и мира отметили на трассе бетонным тетраэдром у поворота на поселок Челюскинец.

Граница войны и мира пролегла в 1942 году в десяти километрах от Дубовки

Поэтому в нижней части Дубовки и сохранилось так много каменных и деревянных домов, показывающих, как широко и богато жил город на рубеже XIX и XX веков.

Особняк купцов Вааг до сих пор незыблемо стоит на перекрестке Московской и Кирова

Самым красивым зданием в Дубовке считается дом купца Жемарина, в котором располагается районная библиотека. По нему сразу видно, как красиво может выглядеть старинное здание, если к нему относиться по-человечески. Все внутреннее убранство также осталось с купеческих времен: карнизы, плафоны с падугами и лепными розетками. Сохранились даже дверные ручки с дореволюционными клеймами.

Библиотека — дом купца Жемарина считается красивейшим зданием Дубовки

Изюминкой дома по праву считается выложенный старинными немецкими изразцами камин и печи-голландки в белом кафеле. Причем зайти и посмотреть старинное убранство можно без проблем. Библиотекари всегда с радостью встречают каждого посетителя, даже если он пришел не за книгой.

Исторический камин до сих под действует, но красоту растопкой не портят

Старинными домами застроены практически все основные улицы нижних кварталов Дубовки — Московская, Советская, Саджирова, Кирова, Первомайская и другие. Но с каждым годом по-настоящему сохранившихся домов становится все меньше и меньше. Виной тому сайдинг — настоящий бич маленьких городов России. Узорчатые фасады и старая кладка повсеместно и безжалостно закрываются безликими листами современной облицовки.

Рачительные владельцы домов массово прячут старую красоту под новый сайдинг

По сравнением с сайдингом увлечение владельцев зданий раскраской фасадов в яркие и не сочетающиеся между собой цвета выглядит уже вполне нормальным.

Или соревнуются: кто ярче покрасит фасад, забыв про другие стены

Так же, как и завешивание домов многочисленными рекламными плакатами и баннерами.

Еще один способ прикрыть неотремонтированные огрехи — натянуть много рекламы

Но именно в Дубовке, как ни в одном из городов Волгоградской области, множество старинных домов зияет пустыми оконными проемами. Или при заселенном и используемом первом этаже на втором имеет всего одну стену фасада. В Италии туристы называют такую красоту живописными руинами. В Волгограде — развалинами.

Но пустые проемы окон больших особняков не могут ни прикрыть, ни отремонтировать

Самым ярким примером, во что может нерадивый владелец превратить старинную архитектуру, стал особняк купца Артамонова на перекрестке Кирова и Московской, почти на самом берегу водохранилища.

Дом купца Артамонова после пожара так и стоит заброшенным

Красивейший особняк использовался под банк, потом был заброшен и несколько раз горел. Сейчас он пустует и быстро разрушается.

Кованый навес над парадным входом остался неизменным с 1906 года

Автопутешествие Москва — Волгоград

Изначально это путешествие никак не было связано с Днем победы, просто была запланирована поездка в Волгоград, где мы еще не были. Но так получилось, что поездка пришлась на 5–9 мая, и все вокруг готовились к этому празднику, а особенно готовился Город-Герой Волгоград (или, если кому-то больше нравится, Город-Герой Сталинград). Честно говоря, это даже усилило впечатления от Волгограда, так как действительно там происходили неимоверные сражения, и посетить этот город накануне дня Победы — это двойная удача и невероятный эмоциональный подъем, надеюсь не только у меня, но и у моих детей, которым тоже хочется привить память о Великой Победе в Великой Отечественной Войне.

Но, начну по порядку. Эти майские путешествия стали для нас с друзьями уже традицией. Два года назад мы ездили по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань, в прошлом году Псков — Новгород Великий, в этом году мы запланировали следующий маршрут: Воронеж — Волгоград — Липецк. Основной нашей целью конечно был Волгоград, а в Воронеже и в Липецке мы планировали просто переночевать.

Прорабатывая план, хотелось посмотреть как можно больше, поэтому изначально в наши планы входило и посещение Куликова поля, и заезд в Дивногорье, и Кудыкина Гора, но в последствии выяснилось, что Кудыкина Гора на реконструкции, на Дивногорье нужно закладывать целый день, а дней и так не очень много, поэтому было решено заехать только на Куликово поле.

Топ-15 самых интересных мест на трассе от Ростова-на-Дону до Волгограда

Из Ростова-на-Дону до Волгограда существует два автомобильных маршрута. При желании, конечно, можно поехать более длинной дорогой через Семикаракорск и Котельниково, но сегодня мы рассмотрим классический маршрут по трассе А260 (бывшая М21) через Белую Калитву и Морозовск.

1. Памятник сотрудникам ГАИ.

На выезде из Ростова возле Аксайского поста ГИБДД на постаменте установлен патрульный автомобиль ВАЗ-2101 в советской жёлто-синей расцветке.

2. Памятник «Журавли».

Мемориальный комплекс «Невернувшимся» расположен на трассе М4 «Дон» недалеко от города Шахты в честь погибших солдат в годы Великой Отечественной войны. Мало кто знает, что изначально на этом памятнике было шесть журавлей, но один из них «улетел» в неизвестном направлении ещё в 90-е годы.

3. Парк скульптур.

Перед съездом с трассы М4 в сторону Волгограда можно посетить необычный парк скульптур за символическую плату. Самым интересным экспонатом здесь является огромная голова динозавра, в которую можно зайти с обратной стороны и сделать прикольные фотографии внутри зубастой пасти.

4. Северский Донец.

В Белой Калитве мы проезжаем по мосту через реку Северский Донец – самый крупный приток Дона из всех впадающих в него рек. С моста на горизонте хорошо просматривается небольшая возвышенность, ориентиром которой служит высокая телевизионная вышка – это Караул-гора, где в 1185 году храбрые воины Игоревой рати сражались с половцами, о чём позже было описано в «Слове о полку Игореве».

5. Река Калитва.

Проезжая мимо хутора Крутинский, на левом высоком берегу реки Калитвы можно увидеть красивые скальные выступы Донецкого кряжа, на одном из которых название хутора отмечено буквами, прямо как знак «Hollywood» в Лос-Анджелесе.

6. Терриконы.

Искусственно образованные отвалы пород, извлечённые при разработке месторождений угля в местах расположения подземных шахт. Терриконы Восточного Донбасса часто встречаются на промежутке от города Шахты до станицы Тацинской.

Памятник «Саланг» в виде бронетранспортёра в честь воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане и Чечне, можно увидеть на повороте в хутор Комиссаров.

8. Колёсный трактор СХТЗ 15/30.

Перед посёлком Углегорский возле трассы на пригорке установлен памятник первым пахарям земли тацинской, на который любят залезать проезжающие мимо путешественники и туристы с детьми.

9. Мемориал «Прорыв».

На Тацинском кольце невозможно не заметить впечатляющий памятник с уходящими в небо танками, посвящённый 2-му гвардейскому тацинскому танковому корпусу.

10. Железная дорога Лихая – Волгоград.

Участок железной дороги, по которому проходят некоторые пассажирские поезда из Ростова-на-Дону в Волгоград и дальше на восток страны, до сих пор не электрифицирован, поэтому составы поездов здесь передвигаются тепловозами.

11. Стела «Волгоградская область».

Памятник на границе Ростовской и Волгоградской областей.

12. Калинова гора.

В этом месте, на подступах к городу Суровикино, в июле 1942 года состоялся самый первый бой Сталинградской битвы. Сейчас здесь расположен мемориальный комплекс и братская могила советских воинов, насмерть стоявших против наступающей немецкой армии.

13. Река Дон.

Трасса А260 пересекает реку Дон у города Калач-на-Дону. С красивого высокого моста открываются живописные виды возвышенного правого берега.

14. Калач-на-Дону.

На повороте в город воинской славы установлен макет 152-миллиметровой пушки М-10 – советская гаубица периода Великой Отечественной войны. Интересно, что конкретно данный экземпляр – это не бывшее орудие, стоявшее на вооружении, а воссозданная жителями города полностью с нуля металлическая копия, сваренная местными мастерами уже в наше время.

15. Паровоз Л-0088.

На подъезде к Волгограду в микрорайоне Горьковском возле крупного локомотивного депо установлен памятник советскому магистральному грузовому паровозу серии Л, который носил почётное название «Победа».

На въезде в Волгоград со стороны Ростова-на-Дону установлена интересная стела «Волгоград - Сталинград - Царицын», отражающая все этапы жизни города.

Если вам понравилась моя статья, более подробно об этой автодороге и не только вы можете прочитать в моём рассказе «Из Ростова в Тюмень. Виды из окна» . Кроме того, сейчас я начал работать над новым большим рассказом «В Якутию на автомобиле. Шаг за шагом» , где буду подробно описывать своё путешествие по дорогам России, так что добро пожаловать на мой канал, который так и называется «Дороги России» !

Куликово Поле

Наверное, почти каждый знает, чем знаменито Куликово поле. Для тех же кто не знает я немного расскажу.

Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь места непосредственного боевого столкновения по новейшим реконструкциям около 2 — 3 км².

Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино (Кимовский район Тульской области). В последние годы на основе комплексного изучения письменных источников (памятников Куликовского цикла), их нового прочтения в связи с исторической географией появились научные данные, позволяющие пересмотреть канонический подход и отнести летописный ориентир легендарного Мамаева побоища «на Дону, на усть Непрядвы реки» к её истоку из Волова озера (Воловский район Тульской области).

Решающая победа русских войск в Куликовской битве (Мамаево или Донское побоище) стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Подробнее о битве, о раскладе сил, о предыстории битвы можно прочитать на официальном сайте мемориального комплекса Куликово Поле

Как выяснилось мемориальный комплекс Куликово поле — это не одно место, а несколько разных:

  • Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино
  • Поле битвы
  • Мемориал на красном холме
  • Музей купеческого быта в поселке Епифань
  • Музейно-выставочный центр «Тульские древности»
  • МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «КУЛИКОВО ПОЛЕ»

Мы заехали только в два места, в Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино и в Музейный комплекс «Куликово поле», откуда собственно отлично видно само место битвы, т. е. само Куликово поле.

1

В селе Монастырщино мы оставили машины на небольшой парковке рядом с церковьюРождества Богородицы. В музей «Поле русской славы», который расположен в здании бывшей школы мы решили не ходить, а вот на аллею памяти городов участников Куликовской Битвымы сходили. Во главе аллеи находиться памятник Дмитрию Донскому, а по краям памятники городам и участникам той битвы. Аллея небольшая, и провели мы в селе Монастырщино не более 30 минут.

1

После села Монастырщино, мы отправились в Музейный комплекс «Куликово поле». Перед комплексом есть достаточно большая парковка, есть ресторанно-экскурсионный комплекс, там можно купить билеты в музей, можно купить сувениры, ну и есть небольшой ресторан. Дальше пройдя немного вперед начинается дорога к самому музею. С обоих сторон этой дороги стоят копья. Дорога ведет на небольшой холм, где обустроена смотровая площадка, с этой площадки открывается чудесный вид на поле битвы. Сейчас конечно сложно представить себе как она проходила, но на смотровой площадке есть указатели, где располагались войска Мамая, где Дмитрия Донского, где располагался засадный полк, который и сыграл самую важную роль в битве. Под смотровой площадкой находиться музей куликовской битвы. Он разделен на две части: Музей экспозиция, посвященная битвам, проходившим здесь (не только во времена Золотой Орды, но и битвам с армией Наполеона и боям в Великую Отечественную Войну), вторая часть — это детский музей-квест, если честно я лично пожалел, что мы взяли билеты в детский музей, он был скушен и не очень интересен не только мне, но даже моим детям. Зато основная экспозиция очень интересная. Здесь есть и археологические находки тех времен: монеты, доспехи, оружие и многое другое. Есть круговое видеопредставление битвы: очень необычно когда с одной стороны на тебя смотрят Татары готовые рвануться в бой, а с другой стороны войско Дмитрия Донского, чувствуешь себя немного участником тех событий. Еще в этой части музея есть инсталляции битвы, сделанные из тысяч солдатиков, можно попробовать выстрелить из лука, посмотреть картины, написанные художниками о той битве. В общем эту часть обязательно рекомендую посетить.

В мемориальном комплексе мы провели более двух часов. После чего отправились дальше по маршруту до Воронежа. Кстати, на стоянке у Куликова Поля я заметил, что поймал колесом саморез, само по себе это не очень страшно, но не хотелось рисковать и очень хотелось найти какой-нибудь шиномонтаж для извлечения самореза и установки жгута. Шиномонтаж нашелся уже только на трассе, а от Куликова поля до М4 ни одного шиномонтажа не встретилось, да еще в придачу этот отрезок дороги был, пожалуй, самым худшим. Множество огромных ям, трещин и выбоин в асфальте. На этом отрезке я очень переживал, что не только дыру от самореза придется заделывать, но и вообще можно без колеса остаться. К счастью, все обошлось, и мы продолжили путь.

Ближе к вечеру мы въехали в Воронеж. Хозяин апартаментов нас уже ждал. Наша квартира была расположена в большом многоэтажном доме на первом этаже, перед квартирой небольшой тамбур на одну квартиру. Сама квартира чистая и уютная, есть все необходимое, кровать двуспальная, диван, на котором спали дети, и кровать и диван вполне удобные. Есть телевизор, холодильник, стиральная машина. Достаточно хороший wi-fi. В кухне есть посуда, тарелки, чашки столовые приборы все нормальное. Окна выходят во двор. Есть балкон. Легко нашли место для парковки во дворе дома. В общем мы остались очень довольны проживанием.

Разложив вещи, мы отправились на прогулку, главной целью в Воронеже был памятник Котенку с Улицы Лизюкова, из одноименного мультфильма. Вообще мультипликационные памятники не часто встречаются, кроме Воронежского котенка я еще видел Волка из мультика «Жил был Пес», который находиться в Томске.

Котенок же находился в 1,5 километрах от нашей квартиры. Погода стояла чудесная и мы решили прогуляться пешком. Описывать памятник Котенку с Улицы Лизюкова нет никакого смысла, проще посмотреть фотографии.

1 1

После котенка мы отправились искать какие-нибудь рестораны, куда пускают с собакой, и тут возникла проблема, поблизости вообще было не очень много ресторанов, в основном пивные, а ресторанов, в которые пускали бы с собакой вообще не нашлось. Мы практически дошли обратно до дома и только в ТЦ Москва нашли пиццерию, где спокойно смогли сесть и перекусить.

Первый день нашего путешествия плавно подходил к концу, а уже ранним утром следующего дня мы отправлялись в Волгоград.

До Волгограда мы уже ехали по трассе Р-22 «Каспий» (в прошлом М6). Эта дорога была значительно хуже, чем та, что была от Москвы до Воронежа, и самое главное, нам по дороге встретилось очень много мест (не менее 6 это точно), где шел ремонт дороги и было устроено реверсивное движение по одной полосе с использованием светофора или регулировщика. Кроме того, тут и там помимо стационарных камер встречались треноги, поэтому ехать нужны было очень аккуратно, не превышая разрешенную скорость. В связи с этим путь до Волгограда у нас занял почти весь день. Выехав из Воронежа около 8:30 мы въехали в Волгоград только в шестом часу вечера. Подъехав к дому (наша квартира располагалась на улице Порт-Саид) мы очень легко нашли парковку, мест было достаточно, а рядом с подъездом нас уже ждала хозяйка квартиры. Заселение прошло без особых проблем. Квартира расположена на 4-ом этаже, без лифта, но для нас лично это не было особой проблемой. Квартира однокомнатная, в квартире есть все необходимое: двуспальная кровать, диван (где спали дети), телевизор, стиральная машина, холодильник, газовая плита посуда в достаточном количестве. Есть хороший wi-fi. Проживание было достаточно удобное, за исключением нескольких моментов: очень сложно настраивается вода в душе, горячая вода зависит от газового котла и постоянно то вода слишком горячая, то слишком холодная (возможно надо приноровиться правильно настраивать), кровать была не очень удобная с одной стороны проваливалась, при этом вздымаясь с другой стороны, ну и последнее (мелочь конечно, но все равно) отваливался карниз, так что невозможно было нормально зашторить окна. Окна квартиры и балкон выходили на не очень оживленную улицу. Расположение квартиры отличное, в самом центре, легко пешком дойти до главных достопримечательностей Волгограда: дома «Павлова», мельницы Гергарда, музея Сталинградской Битвы и набережной(о которых чуть позже). Вокруг много магазинов кафешек и ресторанов. В общем проживанием мы остались довольны.

Быстро затащив свои вещи, особо их не разбирая, мы решили прогуляться до ближайших достопримечательностей.

Итак, мы отправились к Дому Павлова, мельнице Герагрда и музею Сталинградской битвы. От нашей квартиры, до них пешком минут 15 ходьбы.

Первое, что мы увидели это полуразрушенное здание мельницы Гергарда. Для тех кто не знает вот краткая справка об этой достопримечательности Волгограда и памятнике ВОВ.

1

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62-й армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарных, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10-й дивизии НКВД, окружённой возле вокзала. Однако после жестоких боёв с 15 по 20 сентября закрепиться на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.

1

Специфика боёв в жилой застройке Сталинграда заключалась в захвате узлов обороны — зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные здания, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона.

К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен «молочный» дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболотного стали «Пензенским» узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причём здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное — цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения — соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком — один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.

Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана, площадь 9-го января перестала быть простреливаемой нейтральной полосой. Только тогда удалось собрать тела погибших на площади, лежащих ещё и с сентябрьских боёв, и погибших в зимний период. Они похоронены в братской могиле на площади, после войны над ней сделан гранитный памятник. На данный момент на этой братской могиле нет имен, хотя некоторых из них возможно установить, в ней похоронены погибшие при атаке на «молочный дом» 22.10.1942, например И. И. Наумов, Н. Е. Заболотный.

Здание находилось в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас — буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня — минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.

Рядом с мельницей находиться Фонтан «Бармалей»(«Детский хоровод») — фонтан, который находился в городе Сталинграде и был установлен перед музеем обороны Царицына. В 2013 году в Волгограде были установлены две реплики фонтана в память о нём: одна рядом с мельницей Гергардта, имитирующая разрушенный фонтан, запечатлённый на знаменитой фотографии, другая на Привокзальной площади, похожая, но несколько отличающаяся от исторического сталинградского фонтана.

Где покушать?

Как ни странно звучит, но для путешествия в Дубовку еду лучше всего брать с собой. На проходящей через город трассе точки общепита стоят через каждые 10 метров, но, как на любой большой дороге, риск всегда велик. Да и люди тянутся в основном только к ларькам с фастфудом.

Сквозь современные наносы песка пробиваются старые булыжные мостовые

Не отстают и городские заведения, кафе и рестораны. Там знают, что коренной житель Дубовки кушать будет дома, а турист. А турист каждый раз будет новый. Поэтому быстро разогретому в микроволновке вчерашнему блюду или оставшемуся с прошедшего банкета салату можно не удивляться. Дальнобойщики, на которых принято ориентироваться, также в своей массе предпочитают останавливаться на обед не в городе, а чуть подальше к Балыклею — у родника «Тещин язык».

За десятилетия красивейшие особняки Дубовки обросли неприглядными сарайчиками

Что посмотреть: Золотая Орда

Остатки Бельджамена — крупного золотоордынского города XIII–XIV веков поджидают туриста на берегу Волгоградского водохранилища на окраине Дубовки. Практически рядом, если идти пешком — не более 15–20 минут от центрального перекрестка города.

Когда-то здесь был крупный торговый город Золотой Орды

Не стоит ждать видов на живописные развалины старинной крепости. Все золотоордынские города в Волгоградской области выглядят одинаково — покрытая травой степь с незаметными с первого взгляда возвышениями на местах былых жилых кварталов, да выбивающимися из земли обломками старых кирпичей. А крепостных стен в те времена здесь не строили. Заметны до сих пор лишь следы небольшого оборонительного вала. Точку в судьбе Бельджамена поставил Тамерлан. Путешествуя по Нижнему Поволжью, он в каждом городе строил по пирамиде из отрубленных голов жителей, оставляя позади себя выжженную пустыню.

Один из жителей Бельджамена — безымянная жертва солдат Тамерлана

Особенность Бельджамена, который археологи называют памятником археологии «Водянское городище», в том, что его ежегодно смывает. Внизу, под обрывом берега, все усыпано битым средневековым кирпичом, обломками старых горшков, бутовым камнем фундаментов и костями размываемого сейчас прибоем кладбища русского квартала древнего города.

Постепенно древний город смывает в Волгоградское водохранилище

Приезжать с лопатой и копать на самом городище противозаконно и наказуемо. А вот собирать под обрывом золотоордынские сувениры совершенно не запрещается. Старую керамику или части непривычно квадратного кирпича может найти каждый. Особо зоркие или удачливые часто находят в полосе прибоя старые медные или серебряные монетки с арабской вязью. Кстати, совсем рядом с древним городом идет полоса отличного песчаного пляжа. На майские купаться еще рано, а вот летом — одно удовольствие.

Если есть кладоискательский фарт, то можно найти древние монеты и другие ценности старины глубокой

В Волгоград на выходные или я автопутешественник

Мы, я и жена, автопутешественники. Не скажу, что мы очень уж много ездим, но стараемся не отказывать себе в этом удовольствии. За этот год мы успели съездить на машине на Кавказские Минеральные Воды и покататься там (всего проехали за неделю 4500 км), в Геленджик к морю (3200 км), и в Волгоград (2100 км).

Последней поездкой была поездка в Волгоград (Сталинград, Царицын). Такая шустрая вышла поездка - в пятницу в ночь уехали, и в воскресенье вечером вернулись. Поехали и по делал семейным, и с целью посмотреть город. В городе пробыли чуть больше суток.

Я привык к трассам М-4 Дон и Новорижское шоссе - широкие, многополосные. Дорога до Волгограда меня удивила - по полосе в каждом направлении и весь путь максимальная скорость 90 км/ч, а то и меньше. Спасает только не сильная загруженность. Сама по себе дорога не плохая, асфальт нормальный, за исключением нескольких участков. Так или иначе но ехать меньше 11,5 часов у нас не вышло ни туда, ни обратно. Туда шли ночью, но из-за одного ряда и камер особо не разгонишься, а обратно ехали днем и было не много фур и они значительно тормозили движение. Еще и в Московской области словили возвращающихся дачников и 3 часа толкались от границ области до дома.

В Волгоград приехали на рассвете. Мамаев курган сразу решили оставить на вечер, а пока солнышко просыпалось отправились к дому Павлова, мельнице Гергардта (Грудинина), музею-панораме "Сталинградская битва". На рассвете все красивее, чем днем, но, увы, все закрыто. Как оказалось позже, днем музей тоже был закрыт из-за карантина. Погуляли по улице, посмотрели сами вокруг - ни экскурсий, ни музея. Но тем не менее памятно.

Ни чего не могу сказать про этот самолет, кроме того, что это СУ-2. Вероятно он стоит как один из образцов военной техники принимавшей участие в обороне Сталинграда.

Где встать на постой?

Местные жители традиционно делят Дубовку на удаленный от Волги «верх» и прибрежный «низ». Трасса как раз проходит сквозь верхний район, где и сосредоточены основные объекты обслуживания транзита: автовокзал, придорожные мотели, кафе, забегаловки и банк.

Размеренная жизнь старой Дубовки идет своим чередом

Проблем с заселением не возникнет — если не по душе мотели, по вечерам у дороги выстраиваются вереницы людей с табличками «ночлег». Гостям предлагаются комнаты в частных домах с удобствами на улице и соответствующим комфортом.

Возле дореволюционных домов ухоженные палисадники

Но останавливаться в Дубовке с ночевкой туристу нет смысла — все основные достопримечательности расположены практически в шаговой доступности друг от друга, а до Волгограда — всего час езды.

Топ-15 самых интересных мест на трассе Р-228 от Волгограда до Саратова

Из Волгограда в сторону Саратова и дальше до Самары можно доехать на автомобиле двумя способами: по автодороге Р-228 вдоль правого берега Волги или параллельно ей по автодороге Р-226 с противоположной стороны реки.

Сегодня мы рассмотрим наиболее классический маршрут, ведущий из Волгограда в Саратов через Камышин, которым пользуются большинство водителей, следующих с Урала, Сибири и Дальнего Востока по пути на южные курорты страны, только в обратном направлении. Трасса Р-228 начинается в Волгограде от улицы Шурухина, но мы выходим на неё чуть дальше, с обходной улицы 3-я Продольная магистраль.

1. Вертолёт Ми-2 (первый).

Советский многоцелевой вертолёт Ми-2 установлен в виде памятника у дороги в посёлке Ерзовка – первом населённом пункте по трассе Р-228 со стороны Волгограда.

2. Волгоградское водохранилище.

Река Волга – самая длинная река в Европе, будет сопровождать нас на всём протяжении от Волгограда до Саратова в виде Волгоградского водохранилища справа от дороги.

3. Геоглиф «ФДА Росавтодор».

Большие буквы федерального дорожного агентства «Росавтодор», нанесённые на склоне выемки, можно увидеть сразу после моста через Ерзовский залив.

4. Река Пичуга.

Небольшая местная речушка Пичуга общей длиной всего около 10 километров смотрится очень красиво с автомобильного моста недалеко от её впадения в Волгу благодаря тому, что Волгоградское водохранилище заходит сюда одним из своих заливов.

Наша трасса пересекает Дубовку почти по самому центру, поскольку объездной дороги здесь нет. Если будете проезжать город вечером, то увидите много бабушек-риелторов с табличками «Ночлег» прямо как на черноморских курортах.

6. Овраги и балки Нижнего Поволжья.

Автодорога Р-228 проходит по территории Нижнего Поволжья, которая рассечена многочисленными живописными балками и оврагами, местами создающими сильную пересечённость местности.

7. Залив Горный Балыклей.

Залив Горный Балыклей, который можно увидеть у одноимённого села, является самым красивым заливом Волгоградского водохранилища, выступающим к автодороге на участке пути от Волгограда до Камышина. Сначала перед нами открывается живописный панорамный вид выхода Горного Балыклея из Волги, а чуть дальше мы проезжаем над ним по мосту.

8. Приволжская возвышенность.

Приволжская возвышенность тянется вдоль трассы Р-228 на всём её протяжении, и иногда мы видим невысокие, но довольно красивые пейзажи волнистых жёлто-зелёных холмов.

Город Камышин является серединой пути между Волгоградом и Саратовом, отсюда до обоих областных центров ехать примерно по 190 км. Трасса проходит по западной окраине города, оставляя все его достопримечательности в стороне, поэтому нам остаётся довольствоваться лишь высокой телемачтой (337 метров) и толстыми башнями-градирнями Камышинской ТЭЦ на вершине холма.

10. Стела «Саратовская область».

Круглые узнаваемые стелы на въезде в Саратовскую область в последние годы стали заменять на новые, более типичные по своему виду обычные стелы, поскольку Минтранс решил отойти от практики, где каждый регион придумывал свою оригинальную конструкцию, посчитав, что единый стиль смотрится лучше местной «самодеятельности». В итоге в 2020 году одну из таких новых стел в Саратовской области уже повалило ветром.

11. Красноармейск.

Город Красноармейск, расположенный недалеко от трассы Р-228, изначально являлся колонией немецких переселенцев, и вплоть до 1942 года назывался Бальцер. Но проезжающим мимо водителям, особенно дальнобойщикам, он больше известен по весовому посту ДПС.

12. Саратовская кольцевая автодорога.

Обходная Саратова (СКАД) представляет собой большой полукруг длиной около 80 км, а по диаметру она схожа с московской кольцевой автодорогой (МКАД). От саратовской объездной лучами расходятся различные направления дорог в сторону Волгограда, Воронежа, Тамбова, Пензы, Ульяновска, Самары и Уральска. Наша трасса Р-228 занимает примерно 35 километров саратовской кольцевой автодороги.

13. Стела «Саратов».

В самом начале саратовской объездной дороги, где сходятся трассы из Волгограда и Воронежа, установлена приметная стела с названием города.

14. Вертолёт Ми-2 (второй).

Ещё один памятник вертолёту Ми-2 на трассе Р-228 можно увидеть на саратовской кольцевой автодороге рядом с придорожным гостиничным комплексом «Автокемпинг».

15. Тамбово-Саратовская железная дорога.

Железнодорожная линия между Тамбовом и Саратовом была открыта в 1871 году, то есть ровно 150 лет назад! Сейчас по этой железнодорожной магистрали, которую мы видим с автомобильного моста, прячущуюся красивым изгибом за поворотом в выемке одного из холмов Приволжской возвышенности, проходят все пассажирские поезда, следующие из Саратова в Москву.

Где помолиться: храмы и монастыри Дубовки

Рядом со старыми зданиями улицы Советской есть и храмовый комплекс Святой Живоначальной Троицы. Его построили в нетрадиционном стиле — из бревен на месте разрушенной в конце 30-х годов церкви.

Новый храм построили в совершенно не характерном для Дубовки стиле. Дисгармонию компенсировали статуями

Комплекс обильно украшен статуями святых в человеческий рост, а у входа посетителей встречает выполненное из металла воинство Небесное во главе с архангелом Михаилом. Интересна и Покровская церковь — бывший кладбищенский храм, открывшийся в 1850 году и переживший годы сталинских репрессий в качестве дизельной электростанции.

Но основным центром паломничества и духовной обителью православных верующих считается Свято-Вознесенский монастырь на въезде в город. За свою жизнь монастырь пережил многое: во время войны в нем располагался перевалочный пункт для пленных немцев, которых пешком гнали добывать камень в карьерах на восстановление Сталинграда. Жили здесь и дети местного коррекционного интерната. С начала 90-х возобновилась монастырская жизнь и были восстановлены многие здания.

Отпуск 2020. Эльбрус и прочие приятности. Часть 1. Москва — Волгоград — Эльтон — Элиста — почти Пятигорск


Всем привет! После покупки машины прошло пару месяцев и 4 тысячи км. Пришло время отпуска. Заграницы ни я, ни моя жена не жалуем, а испытываем вечную тягу познать просторы родной страны. Открыли карту, поняли куда хотим и накидали маршрут. Получилось Москва-Волгоград-Эльтон-Волгоград-Элиста-Пятигорск-Терскол(Эльбрус)-Анапа(Витязево)-Краснодар-Ростов-на-Дону(или около того)-Москва. Маршрут удался, отпуск тоже, кому интересно подробнее — читаем ниже.
19 сентября покидав кучу сумок с вещами на все случаи жизни и чуть-чуть сверху, благо багажник нашей машинки позволяет, отправились из Москвы в Волгоград. Дорога к слову сказать очень спокойная, хорошая, без явных сюрпризов, тихой и размеренной езды с запасом. Очень много камер, особенно в Тамбовской области, и этих противных парных камер на контроль средней скорости. Двухполоска конечно вносила свои коррективы и загруженность дорог была средней, но до Волгограда мы добрались за 10 часов, с остановками на покушать и поглазеть в окно. Уже под Волгоградом мы попали в множество ремонтов дорог, но дискомфорта это не доставило. Единственный существенный минус это объездная Волгограда. Дело в том что остановились мы в Волжском и сразу при въезде перед Волгоградом навигатор нас увел на окружную. Не делайте так))) Либо через город либо на объездной сразу езжайте полями.


Полный размер

Поля под Волгоградом


Полный размер

На окружной Волгограда

20 сентября, так как отпуск у нас запланирован активный мы пустились исследовать Волгоград. Недалеко от города есть озеро с лотосами, цветет оно в конце июля, в начале августа, мы же попали когда остались только семена. Сам город красивый и очень вытянутый вдоль реки. Советую прокатится на корабле, а так же заглянуть в музей Сталинградской битвы. И обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО побывать на Мамаевом кургане. Само место пропитано неописуемой энергетикой и вызывает самые громкие эмоции.

Как добраться?

Рядом со знаком «Дубовка» еще видны остатки старой конно-бычьей дороги

Дорога весьма приличная, но с приближением тепла на трассе все чаще встречаются байкеры, велосипедисты и перебегающие проезжую часть лисы, так что стоит быть осторожным.

Читайте также: