Панагия сумела греция верия место

Обновлено: 17.05.2024

Панагия Сумела — один из старейших православных монастырей в мире. Его возвели в IV–V веках на меловой скале Трабзона в Турции. Добраться до Панагии Сумелы непросто – и высота в 1200 метров тому виной, – но всё же это место ежегодно привлекает паломников из Греции, Молдавии, Белоруссии, Украины и России. Вокруг раскинулся турецкий национальный парк Алтындере, так что вы насладитесь и старинным архитектурным сооружением, и удивительными пейзажами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Панагия Сумела

Основные моменты

Туристов привлекают не только величественные стены обители. До XX века здесь находилась икона Богородицы Панагия Сумела, творящая чудеса. Предание гласит, что она была написана учеником Иисуса Христа – апостолом Лукой, автором одного из Евангелий. Изначально икона хранилась в монастыре города Фивы, но после чудесного явления Богородицы другим монахам было принято решение передать святыню в их монастырь.

Апостол Лука почитается и православными, и католиками, поэтому древняя обитель так популярна. Желая увидеть таинственный монастырь, туристы не обращают внимание на то, что Панагия Сумела высечена прямо в скале, а путь до обители представляет трудность для неопытных скалолазов. Путешественники отправляются сюда не ради внутреннего убранства, росписей и орнаментов, которые полностью не сохранились до наших дней. Им приходится по душе возвышенность и одухотворённость древнего памятника, стены которого повидали немало событий за века существования.

Монастырь Панагия Сумела – контраст дикой природы и монументального сооружения древних времён. Туристам, отдыхающим в Трабзоне, обязательно стоит проехать 50 километров к юго-востоку, чтобы увидеть одну из главных достопримечательностей Турции.

История монастыря Панагия Сумела

Говоря о «Всесвятой с горы Мела» (это второе название монастыря), нельзя не упомянуть монаха Варнаву, которому приписывают основание этой обители. В VI веке Панагия Сумела пострадала от набега агарян, но позже была отстроена святым Софронием. Византийская эпоха сделала монастырь самым процветающим в Трапезундской империи (1204-1461 гг.). Но наибольший расцвет пришёлся на XVIII–XIX века.

В 1900-е годы обитель лишилась своих владений, и жизнь в Панагии Сумеле приостановилась. Монастырь разграбили с началом Первой мировой войны, но одному из монахов удалось спасти чудотворную икону Богородицы, закопав её в землю. Реликвию обнаружили в 1923 году и переправили в Грецию.

До 2007 года паломничество в святые земли монастыря было запрещено из-за враждебно настроенного турецкого населения. Два года спустя в обители Панагия Сумела провели первое с начала XX века православное богослужение. 15 августа на территории монастыря собрались сотни паломников со всего мира, желая присоединиться к литургии, которую возглавлял Вселенский Патриах Варфоломей I. Примечательно то, что на этот день приходится один из главных праздников православной и католической церквей – Успение Пресвятой Богородицы.

Чем удивит Панагия Сумела

Несмотря на то, что монастырь является православным, к его древним стенам приходят паломники, исповедующие ислам, буддизм и другие религии. Здесь, на этой священной территории, нет места конфликтам из-за вероисповедания. Интерес к обители Панагия Сумела проявляют даже местные жители, собираясь в экскурсионные группы и с интересом слушая повествование гида. Во избежание столпотворения рекомендуется посещать монастырь непосредственно перед его закрытием: ощущение спокойствия и единения с собой не заставит долго ждать.

В религиозную атмосферу, создаваемую отреставрированными фресками, вклинивается дух современности в виде граффити, которыми некоторые путешественники обозначили своё пребывание здесь. Некоторые картины варварски обезображены, и это создаёт впечатление, что святые угодники с фресок несут бремя во имя православия. Такой контраст заставит задуматься не одного туриста.

Элементы монастырского комплекса

Обитель Панагия Сумела включает в себя Каменную церковь, несколько часовен, кухни, комнаты послушников, гостевой дом, библиотеку и священный фонтан (в настоящее время частично разрушен).

Со стороны утёса возведён большой акведук, который в древние времена подавал воду в монастырь. Он состоит из множества успешно отреставрированных арок. Ко входу в обитель ведёт длинная и узкая лестница, заканчивающаяся караульным помещением. От него, пройдя по другой лестнице, можно попасть во внутренний двор монастыря. Слева от пещеры расположено несколько строений, справа – библиотека. Сама пещера, преобразованная в церковь, является центром Панагии Сумелы.

У входа в пещеру располагается фонтан. Раньше в него собирали священную родниковую воду с гор. Считалось, что эта вода способна исцелять людей.

Внутренние и внешние стены Каменной церкви, а также стены ветхих часовен, украшены фресками. Их главная тема – библейские сюжеты, повествующие историю Христа и Девы Марии.

Посещение монастыря Панагия Сумела

Советы туристам

Тем, кто планирует посетить обитель монахов впервые, нужно обратить внимание на следующее:

  • сэндвичи и вода не помешают: аппетит нагуливается быстрее всего на свежем воздухе;
  • следует обзавестись местными деньгами до поездки в монастырь. Закусочные и кафе, располагающиеся у подножья, предлагают очень низкий обменный курс;
  • удобная и закрытая обувь уместна и в жаркий день. Карабкаться по горным кручам в шлёпанцах – не самая удачная идея.

Как добраться до монастыря Панагия Сумела

Монастырь Панагия Сумела находится по следующему адресу: Altındere Vadisi, 61750 Maçka/Trabzon.

Несмотря на специфичное расположение памятника архитектуры, туристы могут выбрать один из трёх способов добраться до него: экскурсионный автобус, такси и арендованную машину.

Первый способ – самый простой. Можно заказать экскурсию в обитель древних монахов, обратившись в турагентство Трабзона. Путешественники получают и транспорт в оба конца, и гида, который поведает историю монастыря и связанные с ней легенды.

Поездка на такси отличается от предыдущего способа лишь отсутствием гида. Водитель довезёт вас до Алтындерского национального парка, а далее предстоит продолжить путь пешком.

Аренда автомобиля в Турции обойдётся туристам до 170 лир в сутки. Чтобы доехать до монастыря Панагия Сумела, следует передвигаться по трассе Е97, а, достигнув указателя с надписью «Maçka» (Мачка), повернуть на дорогу, ведущую в горы. На её конце находится платная парковка (туристы платят 10 лир за один автомобиль). В дальнейшем предстоит проделать путь по крутой горной тропе вплоть до обители. Окружающая природа и горный воздух располагают к медленной прогулке, поэтому не нужно ускорять шаг, желая добраться до Панагии Сумелы как можно скорее.

Отчаянные путешественники добираются до монастыря автостопом. Но в этом случае рассчитывать на комфортную поездку не придётся.

Верия. Панагиа Сумела

Верия. Панагиа Сумела

Панагиа Сумела

Город Верия связан с именем первоверховного апостола Павла, который проповедовал здесь Христа, после того как его с учеником Силой, одним из семидесяти апостолов, изгнали из Неаполя, Филипп и Салоник. Жители Верии встретили Апостолов доброжелательно и слушали с большим интересом. Недалеко от площади Орология стоит открытая часовенка или, как её принято называть, «трибуна апостола Павла». Здесь когда-то стояла синагога и остались несколько мраморных ступеней, с которых проповедовал апостол Павел.

В двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья находится знаменитый образ Богородицы Сумельской. Сюда он попал из Турции в связи с Малоазийской Катастрофой, после обмена населением в 1920 году. С этой иконой, считающейся творением рук апостола Луки, связано основание Сумельского монастыря в горах Турции. История этой иконы удивительна, а развалины Сумельского монастыря в Турции считаются национальным памятником.

После смерти апостола Луки (в возрасте 84 лет он принял мученический венец на севере Пелопонеса, в провинции Ахайя, и был погребен в городе Фивы) икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины - в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.

Афинскому священнику по имени Василий однажды явила

Панагиа Сумела

сь Богородица и сказала, что ему и его племяннику дьякону Сотирихию нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли в восточном направлении.

Иноки Варнава и Софроний обошли все крупные монастырские центры, побывали на Святой Горе Афон и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы, на Понт. Добравшись, наконец, до горы Мела, они исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери - ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им.

Проблема была лишь в том, что здесь совсем не было воды. Иноки стали взывать к Богородице, и она ответила им. Они услышали голос, который говорил, что Она даст им воды не только для телесных нужд, но и для духовного исцеления. И тут же раскололась скала: из расщелины полилась вода. Так возник чудотворный источник, существующий и поныне.

Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережи

л много бед, но знал времена расцвета и

благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Разрешение на вывоз ценностей монастыря поступило в 1931 году. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы. До 1952 года икона хранилась в Афинском музее. Позже её перенесли в храм, построенный в Кастанье на средства, собранные понтийцами, обосновавшимися в Греции.

Недалеко от Верии, в ущелье, на берегу реки Алякмонас находится мужской скит святого Иоанна Предтечи, построенный на месте пещеры, в которой ок

Верия. Панагиа Сумела

оло десяти лет жил святитель Григорий Палама. Насельниками этого скита были: св.Дионисий Олимпийский, св.Афанасий Метеорский, св.Феона, архиепископ Салоникийский, св. Антоний Верийский

и многие другие подвижники. Сегодня здесь хранятся: часть руки св. Иоанна Крестителя и глава св. Климента Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия. Сейчас скит святого Иоанна Предтечи является подворьем Афонского монастыря Симо

Гастрономия

Сочетание богатой истории города с не менее богатой природой позволяет предложить посетителям региона не только широкий спектр достопримечательностей и исторических памятников, но и продуктов местного производства, включая разнообразное меню традиционной кухни, при этом наибольшей популярностью пользуются блюда понтийской и малоазийской кухни.

Помимо этого, Верия известна своими фруктами (персики, черешни, яблоки, груши) и овощами - благодаря окружающей её долине, а также производством мясных и молочных продуктов (сырные изделия).

В ресторанах и кафе города можно отведать такие блюда, как кукулото́ из баранины, выпеченной в духовке; сармада́кья (голубчики) с петрушкой, зигу́ри с айвой в гастре (глиняная кастрюля); фасулонта́ва из гигантской фасоли, хаса́пико (из говядины или баранины) и даже вареники, домашнюю лапшу (ивристо́н), арьян, кефир, пирожки (писи́я) и многое другое - в сопровождении ципуро (греческая водка из виноградного жмыха) и вина из местных сортов винограда (ксино́мавро).

Верия прославилась и своими пирогами всех видов: пироги с травами (из крапивы - тсукнидо́пита и из лука-порея - прасо́пита), пироги с сыром (тиро́пита) и с мясом (креато́пита), с виноградным соком (мусто́пита) и рисом (ризо́пита), пироги из тыквы (колокифо́пита) и мбадзо́пита (или мбадзи́на) - из тыквы и твердой феты, а также патсавуро́пита - пирог из смешанных ингредиентов (практически из всего того, что есть под рукой).

Что касается десерта, то, помимо фруктов и варенья, Верия известна своим традиционным сладким пирогом в сиропе - ревани́.

Верия - путешествие в мир македонской, римской и византийской культуры

Верия - живописный город Центральной Македонии и столица префектуры Имафи́я (Иматия), построенный у подножия горы Вермион, с населением чуть более 58.000 человек.

Город, окруженный с северо-востока Пиерийскими горами и рекой Альякмоном, известен своей богатой многовековой историей. На его территории находится много исторических памятников мирового значения - в частности, Музей царских гробниц в Вергине, Трибуна (ви́ма) апостола Павла, самая древняя еврейская синагога Северной Греции, многочисленные византийские и поствизантийские храмы и памятники османского периода. Они, в сочетании с традиционной архитектурой старых кварталов города, свидетельствуют о его историческом постоянстве на протяжении более 2500 лет, а также преемственности в развитии городской жизни, активно формируя историю Верии, которая, в свою очередь, связана с выдающимися личностями мировой культуры. Одним словом, здесь можно с уверенностью говорить о гармоничном сосуществовании природы, истории и культуры.

Верия отстоит от столицы Северной Греции на расстоянии 73 км и 511 км - от Афин. От археологической зоны Вергины, признанной памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, город отделяют всего 10 км.

Древняя Эгина (Эгес) являлась первой столицей Македонского царства. Именно здесь был коронован царь Македонии Александр Великий (336 г. до н.э.), и именно отсюда он начал свой легендарный поход (334 г. до н.э.), объединивший разные народы и культуры. Здесь же находится Трибуна апостола Павла - место, куда 2000 лет тому назад Апостол всех народов принес послание Христа для жителей Верии, которое сегодня служит в качестве доказательства об огромной роли, сыгранной городом в распространении и укреплении христианства на территории Греции.

На сегодняшний день в Верии насчитывается более 48 византийских и поствизантийских храмов, непосредственно свидетельствующих о том, что город служил религиозным центром и региональной митрополией Византийской империи.

Соответственно, большое количество церквей и исторических монастырей, расположенных в пределах этого региона, как Панагия Сумела в селе Кастанья и Трибуна апостола Павла (площадь Рактива́н), выдвигают Верию в ряд самых крупных религиозных направлений Северной Греции - сразу после Святой Горы Афон.

Перед городом расстилается плодородная долина Имафии, которая предлагает одни из наилучших фруктов, культивируемых в стране - например, знаменитые верийские персики, тогда как высокие горы, в сочетании с Альякмоном, представляют собой идеальное место для зимнего и пешеходного туризма.

Помимо исторических памятников и достопримечательностей, посетителям региона предоставляется возможность познакомиться с необыкновенно ярким и динамичным городом; попробовать блюда местной кухни, с влиянием малоазийских, валашских и понтийских традиций - в сопровождении пьянящих вин и ципуро местного производства. Кроме того, Верия славится своим сладким сиропчатым пирогом - ревани́ (равани).

Таким образом, природа, история и гастрономия выступают в Верии как единое целое, предлагая гостям и посетителям города уникальный опыт для незабываемого отдыха, который так и хочется повторить!

Народные обычаи и традиции

Культурная жизнь Верии и её окрестностей отличается своей насыщенностью, поскольку берет начало из богатого, многогранного прошлого, восходящего ко временам неолита.

В наши дни обряды и обычаи коренного населения - румлукиотов, саракацан и влахов (песни, танцы, традиционная кухня и т.д.) - обогатились традициями, привнесенными сюда беженцами, прибывшими с территории Каппадокии, Малой Азии, Понта, Крита, Восточной Румелии и Фракии. Это Момо́гери, облаченные в овечьи шкуры с масками на лицах, обходящие дома в дни Рождественских праздников, а также праздник в честь Святого Трифона - покровителя виноградарей (Курба́нья ту Агиу Трифона), отмечаемый 1-ого февраля, и, конечно же, возрождение исторического монастыря Понта «Панагия Сумела» (с. Кастанья).

Наша Панагия Большая

Кастанья, Верия. Панагия Сумела

В середине прошлого века на севере Греции под городом Верия в селе Кастанья греки понтийского происхождения - беженцы с Черноморского побережья Малой Азии (Понтоса) - построили храм «Панагия Сумела» в честь главной святыни понтийского народа - Панагии с горы Мела, находящейся под Трапезундом. Новый храм был возведён по инициативе Филона Ктенидиса высоко на склоне горы Вермио, а уже позже, рядом с первым храмом, построили для Панагии более просторную обитель.

Само слово «су мела» непосредственно связано с названием горы Мела в Малой Азии, то есть Чёрной горой (по-турецки «Карадаг»): древнегреческое «ис тон (оро) Мела)» или «ис ту (оро) Мела» трансформировалось в «су Мела» - «на Чёрную гору», где на высоте 1320 метров над уровнем моря, в высокогорном селе Мацука, в 42 километрах от Трапезунда, в 386 году в эпоху Великого Феодосия монахи Варнава и Софроний построили внутри скалы маленькую церковь Святой Варвары. Уже позже, в XIII веке, греки Понта возвели рядом с ней большой монастырь, известный как «Панагия Сумела».

В период малоазийской катастрофы (1916-1923 гг.) сотни тысяч греков Понта вынужденно покинули территорию Турции, спасаясь от гонения и истребления со стороны младотурок.

Икона Панагия Сумела - Верия, Греция

В 1923 году, после подписания Лозанского договора, монастырь «Панагия Сумела» покинули и остававшиеся в нём 100 монахов. Перед уходом монах Амвросий спрятал в тайнике, рядом с церковью Святой Варвары, находящиеся на территории монастыря православные реликвии: икону «Панагия Сумела», рукописное Евангелие преподобного Христофороса, датируемое VI веком, и крест с драгоценными камнями, подаренный в своё время монастырю императором Понта Мануилом III. Икона и реликвии оставались в тайнике вплоть до 1931 года, когда в Афины прибыла делегация из Турции в составе главы правительства Исмета Иноню и министра иностранных дел Рюшти Араса. Гостей приветствовал министр иностранных дел Греции Леонид Ясониди - выходец с территории Понта, выпускник юридического факультета Константинопольского университета. В конце своей речи греческий представитель, прекрасно владевший турецким языком, попросил у официальной турецкой делегации передать Греции реликвии монастыря «Панагия Сумела» под Трапезундом. В ответ на это председатель кабинета министров Турции заметил, что «Когда просят отдать какое-либо сокровище, надо просить взамен нечто подобное, но, в связи с тем, что в данный момент речь идёт об одной из святынь, нет ничего более высшего и достойного, чем дать на это своё согласие».

Верия. Панагия Сумела

Согласно преданию, икона Панагии Сумельотиссы была написана собственноручно апостолом Лукой в Афинах, и именно она указала во сне греческим монахам Варнаве и Софронию, где строить монастырь. В Греции икона более тридцати лет хранилась в Афинском историческом музее и только много лет спустя была передана новой церкви «Панагия Сумела», построенной в 1953 году на средства беженцев с Понта, поселившихся в горах Вермиона, в селе Кастанья муниципалитета Верии.

В настоящее время тысячи паломников со всей страны и из-за рубежа приходят сюда поклониться Панагии и попросить её о милости, потому что это Великая Панагия понтийского народа, которую они называют «τεμέτερον η Παναγία η Τρανέσα» - «наша большая Панагия»!

Паломничество с полуострова Халкидики

Отдыхая на курортах полуострова Халкидики Вы можете совершить семь однодневных паломничества: По святым местам Салоник; По святым местам Верии и окрестностей; Святыни Епархии Лангада; Монастыри полуострова Халкидики; Святыни Олимпа и Пояс Богородицы; Круиз к берегам Афона; Афон (только для мужчин).

По святым местам Салоник

Знакомство с Салониками начнется с Акрополя и обхода древних стен, окружающих исторический центр Солуни. Остановившись на смотровой площадке, можно будет полюбоваться панорамным видом города, распростертого на берегах Термического залива.

Далее совершим обзорную поездку по святыням Салоник на автобусе, с остановками у основных достопримечательностей.

Посетим храм великомученика Димитрия Солунского, в котором покоятся его святые мощи, а в подземной части находится крипта, где святой Димитрий принял мученическую смерть.

Следующая остановка – у Римской Агоры; осмотр площади Аристотеля; монастыря св. Феодоры Мироточивой, где хранятся ее святые мощи. После этого можно будет погрузиться в неповторимую атмосферу храма Святой Софии Премудрости Божией, построенного по типу древней Константинопольской Софии.

Удивительное впечатление произведут на паломников катакомбы св. Иоанна Предтечи, после которых можно будет помолиться в митрополии Салоник – храме, где почивают мощи святителя Григория Паламы.

По окончании этой части программы остается свободное время – примерно 1,5 часа. После чего – совершим переезд в пригород Салоник, чтобы посетить древний мужской монастырь св. Анастасии Узорешительницы (IX в.) и женский монастырь апостола Иоанна Богослова, где находится могилка преподобного Паисия Святогорца.

По святым местам Верии и окрестностей

Путешествие начнется с города Салоник – с посещения храма апостола Павла, где хранится частица его святых мощей.

Далее мы посетим скит святого Иоанна Предтечи, рядом с которым находится пещера, где подвизались многие святые, в том числе основоположник исихазма святитель Григорий Палама. В монастыре находится собрание святых мощей, среди которых часть правой руки св. Иоанна Крестителя.

Знакомство с городом Верия начнется с храма, в котором хранятся мощи св. Антония Верийского – покровителя города. Трибуна апостола Павла – место, откуда звучала его горячая проповедь, привлекшая к вере во Христа многие тысячи людей, перенесет паломников в первохристианские времена.

А в местечке Кастанья находится монастырь Панагии Сумела, в котором хранится древний чудотворный образ Богородицы, по преданию, написанный апостолом Лукой. От этой иконы и в наше время происходит множество разнообразных чудес.

Потом мы посетим мужской монастырь Панагия Довра (XII в.), посвящённый Успению Пресвятой Богородицы. В нем пребывают чтимые святыни – чудотворный образ Панагия Довра, десница Димитрия Солунского, частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого.

Святыни епархии Лангада (только индивидуально)

Епархия Лангада – сокровищница чудотворных икон, святых мощей и других святынь – место традиционного паломничества греков, мало известна паломникам-иностранцам.

На подъезде к Лангаде будет совершена остановка около святого источника, из которого пил воду апостол Павел, когда шел из Неаполи (ныне Кавала) в Салоники.

Свободное время на центральной площади Лангады около 45 минут для отдыха.

В храме Успения Пресвятой Богородицы, куда затем отправятся паломники, хранится чудотворная икона Божией Матери Виматариса, что в переводе означает «указывающая путь». Икону специально вынесут из алтаря, чтобы наша паломническая группа смогла приложиться к святыне. Здесь же, в алтаре храма Успения, хранится ковчег с копиями даров, которые волхвы принесли Младенцу Христу. Сами дары точно в таком же ковчеге находятся на Афоне, откуда и была передана в этот храм их точная копия, освященная на подлинной святыне.

Далее мы посетим кафедральный собор мученицы Параскевы, где в алтаре хранятся ее святые мощи, а также частицы мощей вмч. Пантелеимона, св. Лазаря Четверодневного и других святых.

Знакомство с коллекциями Краеведческого и Византийского музеев завершит путешествие по городу.

Потом мы переедем в монастырь Святой Троицы, в главном храме которого хранится древний образ Казанской Божией Матери, по одной из версий – оригинал иконы.

В деревне Осса, которая отстоит от Лангады на 18 км, в Архангельском храме, мы сможем поклониться мощам новомученицы Акилины, обретенным 8 февраля 2012 года. А в храме новомученицы Кираны – ее святым мощам, обретенным 12 сентября 2011 года.

После этого паломникам будет предложен обед в греческой таверне с традиционными блюдами национальной кухни и небольшой отдых.

После обеда мы переедем в селение Ираклия, где в храме Рождества Пресвятой Богородицы хранится чудотворная икона Божией Матери Перпатусса, что в дословном переводе означает «шагающая». Благочестивые люди и поныне слышат шаги Пресвятой Богородицы, обходящей Ираклию.

Рядом находится село Периволаки, где мы посетим храм, освященный совсем недавно – 11 мая 2013 года, в день памяти равноапостольных Кирила и Мефодия. В храме хранятся частицы мощей святых братьев, просветителей славян.

Так завершится паломничество в епархию Лангада, и автобус доставит наших гостей обратно в отель.

Монастыри полуострова Халкидики (только индивидуально)

С 2016 года каждую неделю по четвергам можно совершить однодневное паломничество по трем обителям на полуострове Халкидики.

Паломничество начнется утром, после завтрака, с переезда в окрестности деревеньки Метаморфоси (Преображение) в женский монастырь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Обитель эта была основана на месте пришедшего в упадок подворья Афонского монастыря Дионисиат в 1977 году архимандритом Григорием (Папасотирисом). Освящение кафоликона в честь Рождества Иоанна Крестителя состоялось в 1981 году. Монастырь относится к митрополии Касандрии на полуострове Халкидики. Здесь живёт 50 монахинь во главе с настоятельницей монахиней Ефимией. Престольные праздники 24 и 29 августа.

Продолжится паломничество посещением мужского монастыря святого Арсения Кападокийского, который расположен здесь же, неподалеку от деревеньки Метаморфоси. Он был основан по благословению и молитвам св. Паисия Святогорца и св. Арсения Кападокийского в ноябре 1986 года. В монастыре, кроме кафоликона, посвящённого св. Арсению, сооружено шесть часовен. Богослужения проходят по Афонскому типикону общежительных монастырей. В часовне новомучеников создан баптистерий, где приняли Таинство Крещения множество иностранцев и людей других вероисповеданий. Монахи ведут активную миссионерскую работу в Африке (Руанда, Восточное Конго, Танзания) и в Южной Италии. Кроме того, братия занимаются садоводством, иконописью, столярным делом, изготавливают свечи. Сегодня здесь живут 14 монахов и 4 послушника. Престольные праздники – память св. Арсения 10 ноября и Покров Пресвятой Богородицы 1 октября.

Завершит паломничество посещение ставропигиального общежительного женского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы – Ормилия, который является подворьем афонского монастыря Симонопетра.

История этой обители начиналась на Небесных скалах Метеоры. Старец Емелиан, постриженик монастыря Дусику, стал игуменом обители Большие Метеоры и в то же время – духовником женской общины, образовавшейся в Метеорах. Ища уединения, отец Емелиан с братией переехали на Афон и поселились в монастыре Симонопетра. Сестры искали возможность перебраться поближе к старцу Емелиану – своему духовнику, и очень скорбели, что теперь, живя на Афоне, он не сможет духовно руководить ими. Но Старец не оставил своих скорбящих духовных детей. Его трудами монастырь Симонопетра выкупил у Ватопеда часть заброшенного подворья на второй оконечности полуострова Халкидики, чтобы построить обитель для сестер. Сегодня в монастыре живёт 120 монахинь. Старец Емелиан, уже тяжело больной, сейчас тоже живёт в Ормилии. Сестры занимаются иконописью, причем краски изготавливают самостоятельно по старинной рецептуре. Ими расписан и главный храм обители. Также сестры создают удивительные по красоте вышивки священнических облачений и богослужебных предметов. При монастыре действует Благотворительный медицинский центр, где неимущие женщины могут пройти обследования. Сестры выращивают свои оливки и изготавливают оливковое масло по оригинальному рецепту. Эти продукты стоит приобрести всем гостям обители. Во внутреннем дворике добродушные, любвеобильные монахини Ормилии всегда беседуют с паломниками на пользу души, пообщаются они и с нашей группой.

Так закончится паломничество в этот день.

АФОН (только для мужчин)

Афон – это удивительная монашеская страна, где возносится непрестанная молитва за весь мир. Гора Афон – это особое место, на полпути между Небом и землей. За последние 1 300 лет Афон занял особенное положение среди других стран: образ жизни здесь не подчинен мирским законам.

Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата, и является частью Греческого государства особым статусом, где государственный язык – греческий. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, которые имеют статус патриаршей ставропигии (17 греческих, 1 – русский, 1 – болгарский и 1 – сербский). Помимо монастырей сейчас на Святой Горе расположены 12 скитов, различные келлии, кафисмы и исихастирии. Всего на Афоне проживает около 2000 монахов, включая келлиотов и скитских насельников. Паломниками на Афон могут стать только мужчины. В программу поездки на Афон входит посещение 4 монастырей и одного скита.

Более подробная информация об Афоне здесь.

Наше паломничество будет проходить следующим образом: Из Урануполиса на рейсовом пароме (09:45) паломники доплывают до монастыря Ксенофонт, откуда начинается наше паломничество. В монастыре, основанном в 9 веке, монахи хранят две чудотворные иконы – Богородицы «Одигитрия» и святого Георгия Победоносца, чудесным образом обретенные в монастыре.

Потом паломники переедут в Иверский монастырь, где хранится чудотворная Иверская икона Божьей Матери или, как её ещё называют, Вратарница.

Далее мы посетим расположенный на утесе на высоте 50 метров над уровнем моря монастырь Пандократор, основанный в 14 веке. Среди святынь монастыря, которым мы сможем поклониться такие, как икона Богородицы Геронтисса (покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон, частица Животворящего Креста, часть Хитона Господня (этой святыни нет больше нигде на Афоне), мощи бессребреников Космы и Дамиана и великомученика Феодора Стратилата. Иконостас монастыря, вероятно, самый древний на Афоне.

Следующая остановка в Ватопедском монастыре, где хранится 7 чудотворных икон, среди которых - Всецарица, у которой по молитвам произошло большое количство исцелений от онкологических заболеваний. Здесь же пребывает и любимая икона святителя Дмитрия Ростовского - «Отрада и Утешение». Главные святыни этой обители – Честной пояс Пресвятой Богородицы и честная глава святителя Иоанна Златоуста.

Последним пунктом посещения станет Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где пребывает глава Великомученика Целителя Пантелеимона. Выезжаем мы на заказном катере из монастыря Ксенофонт.

Паломников сопровождает православный русскоговорящий гид, по Афону они путешествуют на внедорожнике.

В 8.30 утра - паломники встречаются в Урануполи с сопровождающим гидом

предположительно в 18.00 – программа заканчивается в Урануполисе.

Групповое однодневное паломничество

Из Урануполи мы отправимся на пароме (выезд в 6.30 утра) до пристани монастыря Ксенофонт, с которого начнется знакомство с Афоном, среди святынь которого часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого великомученика Георгия Победоносца, святой великомученицы Марины, мученицы Параскевы. Далее мы посетим Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где пребывает глава Великомученика Целителя Пантелеимона. Следующая остановка - монастырь Ватопед, где пребывают – Пояс Пресвятой Богородицы, глава свт. Иоанна Златоуста и семь чудотворных икон, среди которых икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», особо прославившаяся исцелением онкологических заболеваний. После этого мы переезжаем в Скит Пророка Ильи, где находится чудотворный список Тихвинской иконы Богородицы. Монастырь Пантократор, братия которого бережно хранит у себя мощи святых бессребреников Космы и Дамиана, а также чудотворную икону Богородицы Геронтисса (Старица) – покровительницу этого монастыря;

Далее последует переезд в Иверский монастырь, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» (источник посещается только при наличии времени).

Выезд с Афона предусмотрен рейсовым паромом.

Круиз к берегам Афона

Приглашаем вас совершить уникальное паломничество – круиз к берегам Афона , чтобы полюбоваться его священной красотой и прикоснуться к святыням, которые привозят на корабль монахи афонских монастырей.

Отправляемся из порта Ормос Панагиас на полуострове Халкидики каждый понедельник и пятницу в течение всего лета. Корабль отходит в 9:15.

Вы сможете полюбоваться Афоном на расстоянии всего 500 метров от берега, откуда монастыри видны как на ладони. По пути следования на борт поднимутся монахи одного из двух монастырей – Ксенофонта или Дионисиата – с чтимыми святынями своих обителей – святыми мощами, чудотворными иконами и священными реликвиями.

Какие именно святыни будут привезены для паломников, останется тайной до момента отплытия корабля. И в этом есть свой глубокий смысл. Обычно, совершая паломничество, человек получает то, что нужно именно ему. Это личная встреча через святыни – с Богом, Богородицей и святыми, не поддающаяся земному планированию. Здесь уместно сказать монашеским словом: как Бог даст. Но всем нашим паломникам мы искренно желаем, чтобы у каждого произошла это судьбоносная встреча!

Святыни монастыря Ксенофонт, которые могут быть привезены монахами на корабль, это: частица Животворящего Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. В ковчеге с крестом также хранятся частицы мощей святой Анны, мамы Пресвятой Богородицы, и святого Апостола Варфоломея. Также из Ксенофонта привезут десницу великомученика Георгия Победоносца, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой Марии Магдалины, которые больше 20 веков сохраняют температуру живого человеческого тела – 36 °. Святая Мария из Магдалы – современница Господа Иисуса Христа, мироносица, исцеленная Им от семи бесов, особенно почитается как покровительница женщин.

Святыни монастыря святого Дионисия это: мощи святой Параскевы, имеющей благодать исцелять от болезней глаз, и мощи святого Пророка и Предтечи Иоанна. На греческой иконе Параскевы дар исцеления глазных болезней получает видимое воплощение –святая держит чашу, а в ней – открытые глаза. Кроме того, к святой Параскеве обращаются как к покровительнице семьи и помощнице в воспитании детей. Святой Иоанн Предтеча – проповедник покаяния, первый мученик за Христа, ему молятся о вразумлении грешников, о даровании видения и понимания своих грехов. Часто к нему обращаются, как к покровителю трезвости те, кто просит об избавлении себя или своих близких от недуга пьянства.

Круиз, как путешествие по воде, никого не может оставить равнодушным. Легкий морской бриз, бескрайние просторы моря и неба, золотистая россыпь солнечных лучей. Что может быть лучше? Казалось бы, ничего. Но паломнический круиз наполняется особенно глубоким смыслом. За красотой земного мира для души открывается красота неземная, неизреченная радость и мир приходят в душу. Ведь делая шаг навстречу святыне, человек проявляет свою добрую волю, на которую обязательно получит ответ от Бога. Бог есть Любовь, как любящий Отец, Он постоянно ждет, что Его заблудшие дети сделают шаг к Нему навстречу. Пусть паломнический круиз станет таким шагом именно для Вас!

Святыни Олимпа и Пояс Богородицы

После завтрака комфортабельный автобус заберет паломников из отеля и направится к легендарной горе Олимп.

У многих Олимп ассоциируется только с античными богами и язычеством, и далеко не все знают, что гору Олимп своими молитвами освятил преподобный Дионисий Олимпийский, именуемый так по месту своих асетических подвигов. Святой Дионисий жил в XVI веке. Он принял монашество на Афоне, а затем основал свой монастырь на горе Олимп. Еще при жизни преподобный Дионисий прославился чудесами исцелений и прозорливостью.

Паломники смогут поклониться его мощам, а также частицам мощей многих угодников Божиих и древним святыням, собранным в обители. Также здесь действует небольшой, но очень интересный музей византийского искусства.

Вторым местом нашего паломничества станет древний монастырь Като Ксенья. В этой женской обители в честь святителя Николая Чудотворца хранятся великие святыни – чудотворная икона Божией Матери «Панагия Ксенья» и две части Пояса Пресвятой Богородицы, переданные в 1522 году из афонской обители Ватопед. Это было сделано именно для того, чтобы к части Пояса Божией Матери смогли приложиться женщины, которым доступ на Афон закрыт.

Молитва и поклонение Поясу Богородицы завершит наше паломничество, после чего комфортабельный автобус доставит паломников обратно в отель.

Современная Верия

Современная Верия ассоциируется, прежде всего, с торговой пешеходной улицей в центре города - без светофоров, с приоритетом пешеходов. Это один из немногих городов страны со свободной беспроводной сетью в центре города.

В наши дни Верия, с характерной для неё площадью Элиа́, откуда открывается панорамный вид на долину Имафии, представляет собой живописный город с развитой экономической, социальной и культурной жизнью. Город известен также своими традициями в сфере спортивной деятельности, особенно в области зимних видов спорта, в связи с находящимся недалеко (в 24 км) Горнолыжным центром Сели, расположенным в селе Ка́то Ве́рмио (Нижнее Вермио), которое является первым организованным горнолыжным курортом страны, где в 1934 году прошли первые Всегреческие соревнования по зимним видам спорта.

В целом, в Верии ежегодно проходят сотни разнообразных культурных мероприятий (местные праздники, фестивали, концерты танцевального ансамбля искусств), включая религиозные фестивали и праздники, выдвигающие город в ряд одних из самых активных городов Греции.

Наибольшей популярностью пользуется четырехдневный Фестиваль Алиа́кмона, проходящий здесь с 2008 года на ежегодной основе в летнее время - рядом с плотиной Алиакмона (село Агия Варвара), в 5 км от Верии.

Кроме того, в городе много ночных баров, клубов и музыкальных заведений, где звучит греческая, зарубежная и традиционная народная музыка.

Верия

Элья. Верия

Панагия Сумельотисса – Госпожа Понта

Кум, не наступай на корни

- Кум, не наступай на корни!
- Почему?
- Потому что они НАШИ!
(Из диалога греков из России по дороге в монастырь «Панагия Сумела»)

Древний византийский монастырь «Панагия Сумела» является символом понтийского эллинизма и сохранения веры греками Понта - главной святыней для сотен тысяч понтийских греков, вынужденно покинувших свою историческую родину и расселившихся по всему миру.

15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, спустя 88 лет, в монастыре «Панагия Сумела», расположенном в высокогорном селе Мацука под Трапезундом, впервые прошла Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей.

В совместной литургии приняли участие делегации Элладской православной церкви во главе с митрополитом Драмы Павлосом и Русской православной церкви, возглавляемой епископом Подольским, викарием Московской епархии - владыкой Тихоном.

Панагия Сумела, Трапезунда

Только 500 паломникам посчастливилось присутствовать во время литургии непосредственно во дворе монастыря, сегодня являющемся музеем. Остальные паломники следили за прохождением исторической церемонии по гигантским панно, расположенным по дороге к монастырю. По окончанию богослужения последовало причащение и были розданы просвирки.

После того как разъехались официальные гости, все паломники, находящиеся во время Божественной литургии у подножия монастыря, тоже смогли подняться наверх, чтобы восхититься величием рук человеческих и их созидательностью и, конечно же, поклониться Госпоже Понта.

Во время литургии верующие стояли с зажжёнными свечами, привезёнными из родных мест - из Греции, России и Украины. В 2010 году впервые было разрешено возжигание свечей, правда, не в самом монастыре, а у его входа и, самое главное, впервые позволялось появление православных иереев в священническом облачении.

Литургия в монастыре Панагия Сумела

По словам Вселенского Патриарха Варфоломея, «Сегодня Понт действительно стал Евксинским, поскольку встретил у себя целые караваны паломников, заполонивших горные тропинки, ведущие вверх - к Святой скале Панагии.

Все эти 88 лет незатухающее кандило памяти и благоговения по отношению к Сумельотиссе горело и питало своим огнём, ведя за собой, всех понтийцев, всех ромеев, всех православных, которые в своей молитве произносили: «Сумела - наша Панагия, я пришёл поклониться твоей иконе, почтенной и святой» Σουμελά μας Παναγία, την εικόνα σου εγώ, τη σεπτή και την αγία έρθα για να προσκυνώ»)».


Σουμέλα λεν' την Παναγιά
Σουμέλα λεν' και σέναν.
Θα προσκυνώ την Παναγιά
κι έρχουμαι με τ'εσέναν.

Εγώ ποντιοπούλ' είμαι
ματώνω κι ματούμαι.
Ση Σουμελά την Παναγιά
εκεί θα στεφανούμαι.

Этимология слова «Верия»

По поводу топонима «Верия» (Веррия) существует несколько версий, в корне отличающихся друг от друга. Согласно одним из них, он восходит к словам «фе́ро» (богат) и «ри́а» (обилие водных ресурсов), тогда как, если обратиться к мифологии, Верией называлась дочь Океана и Фетиды (по другим источникам, дочь Адониса и Афродиты).

Кроме этого, по одним источникам, город был основан македонским стратегом Фероном, который назвал его своим именем (примечательно, что буква «Ф» в данном регионе произносилась в те времена как «В»), а, согласно македонской мифологии, Верия была построена царем Ве́ритом, давшим городу имя одной из своих дочерей.

Стоит заметить, что именем македонской митрополии позже были названы многие города мира: Верия или Веро́и во Фракии (сегодня Стара Загора, Болгария), Верия (Веррия) в Лаконии (Греция), Халеб (Алеппо) в Сирии, переименованный по приказу Селевка в Верию, город Berea в Огайо (США) и другие одноименные населенные пункты на территории Америки, а также один из районов Йоханнесбурга (Африка).

Эгес - место, изменившее ход истории

Эгес - первый полис македонцев, ставший ядром ​​Македонского царства. Это мифическая, религиозная и политическая колыбель Македонии, включая искусство, откуда греческая культура распространилась по всему миру. Речь идет о месте, где более трех столетий царствовали члены семьи Филиппа II (из правящей династии Аргеадов) - властелина Балкан и избранного правителя всех эллинов.

Со смертью Филиппа II и с восхождением на престол Александра Македонского, Эгес потеряла своё былое величие. В 168 г. до н.э. город был разрушен римлянами, уйдя в забытье, пока в 1977 году он не был вынесен вновь на свет, благодаря раскопкам, проведенным выдающимся греческим археологом Манолисом Андроникосом, тем самым, продолжив славную летопись Македонии…

Читайте также: