Оптина пустынь как поехать трудником

Обновлено: 17.05.2024

<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":49.48719679999999954134182189591228961944580078125,"lon":31.271832100000001020134732243604958057403564453125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":3,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>

Оптина пустынь как поехать трудником

Нравится Показать список оценивших

Яна Бородина

Николаевна, вы говорите о паломницах (официально трудниц в мужском монастыре быть не может также, как насельниц). А Ольга описала примерное расписание дня именно трудников. Другой вопрос, какую форму пребывания в монастыре, все-таки, имеет в виду Максим.

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Николаевна, написала то, что рассказал брат, уезжааший вместе со мной в автобусе. Корпус, где живут трудники не совсем тоже, где живут трудницы. Я бы предпочла знать условия, которые ожидают, чем приехать с надеждой и не понести.

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Николаевна, завтрак есть в Оптине. Для определенной категории трудников. Вы давно там послушались? И Максиму и Вам пишу в мире. Просто спрашиваю, без намеков и претензий

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Николаевна, можно наверное и не спать. Я этого не утверждала. Но в 23 отбой и в 5-ть подъём, хочешь ты этого или нет.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Яна, Вы поезжайте, потрудитесь, потом обсудим.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Ольга, да я послушалась, как и много других сестёр. Подъем безусловно есть официальный, но не все встают, я и сама много раз опаздывала на полуночницу. А кто в трапезной ослушается, они часто приходят только в 23.00

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Это я про отбой. А "хочешь или нет", так совсем, извините, не правда

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Николаевна, повторю. Я несколько дней назад уезжала из Оптины. Распрашивала ехавшего вместе брата. Он послушался там 17 дней. Помня, как в гостиницах раньше в пять утра настойчиво всех будили, но многие лишь переворачивались на другой бок и полдолжали спать, я уточнила, можно ли не идти на Полуношницу. Ответ был такой: хочешь не хочешь, встаёшь и идёшь. Братия трудники сейчас живут в отдельном корпусе на Лермонтова. Там есть дежурный насколько понимаю из насельников монастыря. Не гостиничный, не вахтёр, а старший. Сестры живут в других условиях. Вы давно послушались в Оптине?

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Нравится Показать список оценивших

Ольга Логунова

Николаевна, ну Чайная открыта с утра. И те, кто причащался, например на Ранней, кушают до окончания Поздней Возможно не все. Поздняя по России Матушке считай круглый день служится, учитывая часовые пояса.

ОПТИНСКИЙ ТРУДНИК

КАРТ

Паломнический труд в монастыре – это замечательная возможность ознакомится с бытом и обычаями современного монастыря, с его историей, святынями, а также помолиться за себя, своих родных и близких, принять участие в таинствах Церкви, найти себе духовного отца и наставника.
Показать полностью.
Необременительная работа на свежем воздухе вдали от крупных городов, монастырская трапеза и распорядок дня позволять отвлечься от мирских забот и тягот, уравновесить душевное состояние и по-новому взглянуть на себя.

РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКА
Проживание в монастыре – это следование несложному распорядку.

5:30 Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы, полунощница
7:00 Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40)

8:00-8:20 завтрак;
9:00-11:45 – время утреннего послушания;
11:45-12:20 – личное свободное время;
12:20-12:45 – обед;
12:45-14:00 – личное свободное время;
14:00-16:00 –время послеобеденного послушания;
17:00 – начало вечерней службы;
19:45-20:30 (в зависимости от продолжительности вечерней службы) ужин;
По субботам и накануне церковных праздников:
9:00 -11:45- время утреннего послушания;
11:45-17:00- личное свободное время; Воскресенье и праздничные дня – выходной день;

Памятка трудника (труженика во славу Божию).

Расписание богослужений

5:30 Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы, полунощница Введенский храм
7:00 Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40) Казанский храм
9:00 Панихида после ранней Литургии Казанский храм
10:00 Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) Введенский храм
12:00 Панихида после поздней Литургии Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Казанский храм
14:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
15:00 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм
Воскресенье
6:30 Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:00) Казанский храм
8:00 Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
8:00 Средняя Божественная Литургия (часы в 7:40) Храм Марии Египетской
10:00 Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) Казанский храм
12:30 Панихида после поздней Литургии Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
12:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
15:00 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм
В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.
Исповедь: ежедневно, с 6:00 (в воскресенье с 5:30*) в Казанском храме.
Накануне воскресных и праздничных дней в храме, где будет совершаться всенощное бдение, в 16:30 читаются молитвы перед исповедью.
Исповедь начинается после полиелея.
Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.
Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.
Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.
По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.
По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ПОЕЗДКИ И ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ НЕЕ

Минимальное и максимальное время пребывания в монастыре не ограничено, но полезной будет поездка продолжительностью не менее 7-10 дней (как для здоровья, так и для душевного состояния).
В субботу, в воскресенье, во время больших праздников, на Великий пост и т.д. обычно уже все места заняты, поэтому лучшее время для поездки: с марта по май и с июля по ноябрь. В это время идет подготовка к посевной или уборка урожая и помощь монастырю будет как никогда своевременной.
Лучше всего заезжать в воскресенье после обеда, чтобы немного освоиться перед новой неделей.

В современной монастырской практике, отраженной в «Положении», различаются следующие степени подготовки к монашескому постригу: трудничество, послушничество и иночество (рясофор). Эта классификация наводит на ряд вопросов. Прежде всего, кто такой «трудник», и каково его положение в монастыре? Понятие «трудник» не встречается ни в одном классическом монашеском тексте — ни византийском, ни русском. Сам этот термин появился уже в новое время и применяется к мирянам, которые на добровольной основе трудятся в монастырях. Многие из этих мирян — люди семейные: они приезжают на послушание в монастырь на два-три месяца, а затем возвращаются к своим семьям. Некоторые благочестивые миряне таким образом проводят свой отпуск, приезжая в монастырь иной раз целыми семьями. Совсем не все монастырские трудники имеют целью в дальнейшем принять монашество. православная жизнь. В связи с этим мне представляется не вполне оправданным представление о трудничестве как необходимом этапе на пути к монашеству. В проекте «Положения» это представлено именно так: сначала человек поступает в число трудников, затем, не ранее чем через год, «по завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника». Но разве пребывание человека в монастыре в качестве послушника само по себе не является испытательным сроком? Трудники и послушники нередко несут в монастыре одни и те же послушания, работают вместе. православная жизнь. И, тем не менее, между этими двумя служениями есть существенная разница. Трудник — это гость, который приехал для того, чтобы помочь монастырю; кто-то из трудников может в дальнейшем стать и послушником, и монахом, но до тех пор, пока он является простым трудником, он — не член общины. Послушник же является полноправным членом монашеской общины, хотя и находящимся на испытании.

Суть трудничества не только потрудиться во славу Божию на благо той или иной обители.Есть ещё и другие цели,а именно - развить в себе две наивысшие добродетели,т.е.смирение и послушание. Я видел академика из Луганска,который послушался на корвнике (убирался,чистил навоз) и здоровенного грузчика (бывшего десантника) поющего на клиросе + несущего трапезное послушание.. Здесь всё зависит в первую очередь от отца-благочинного. Если для Вашей души (а возможно и разума) более полезна именно грязная работа,которая смирит и успокоит Вашу гордыню,то так оно и будет. Нет,конечно естественно,что опытный сыровар понесёт послушание на сыроварне,а художник в иконописной мастерской,но не исключён вариант,что на следующий день,они оба будут колоть дрова,пропалывать картошку или кормить скотину :) Тут происходит некий взаимообмен - трудник приносит пользу обители,а обитель,в свою очередь печётся о душе трудника. Именно так и воспитывается или даже растет человек.В данном случае я говорю о духовном делании и внутреннем росте.

Любой трудник или паломник скажет, что жизнь в монастыре имеет заметно более напряжённый характер, чем в миру. Дело даже не в трудностях – в миру их тоже предостаточно – а как будто все силы души вдруг начинают работать и появляется у них зрение. Недаром, очень часто многодневное паломническое проживание в монастыре многими воспринимается как духовное погружение в иную реальность, и какие-то несколько недель помнятся потом всю жизнь. Только более частым, чем обычно, посещением служб человек не может это объяснить, и вынужден признать – сама духовная атмосфера в монастыре иная.
Заостряется у человека зрение на жизнь и монашества и Церкови в целом; он начинает видеть то, чего раньше не знал. Здесь, главное, не забыть, что всё в жизни, а тем более в Церкви, имеет духовное измерение, и не удивляться, что и другие, возможно, непарадные стороны приоткроются, о которых не имел представления; однако не нужно делать поспешных выводов, если что-то покажется якобы соблазнительным.
Когда выздоравливают глаза у слепого человека, то прозревший не перестанет радоваться, даже если этими глазами увидит сор – для него гораздо важнее то, что он обрёл зрение; а сор убрать благодаря этому теперь он легко сможет.
Нужно понимать, что проживание в монастыре приоткрывает с помощью благодати Божьей свою глубинную, прикровенную и не всегда фасадную сторону не для того, чтобы оттолкнуть от себя. А чтобы уйти с поверхностного, наивного, неискусного и в итоге малоплодного пребывания в обители, и на примере гораздо более осмысленного взгляда начать понимать не только монашество, но гораздо глубже жизнь в целом; чтобы стать искусным.
Распознать, что ты действительно уразумел нечто важное, можно и по тому, что ещё более хочется молиться, подвизаться, трудиться и помогать другим; а вот если рождаются ропотные протестные настроения, то благодатного познания на самом деле пока не произошло. Пришёл человек со своим «миром» – с ним и остался.
После возможных недоумений первых дней или недель, однако пройденных со смирением и терпением, придёт и тот желанный книжный взгляд на монашество, который ожидался поначалу от монастыря, но ты уже будешь иметь о нём более зрелое представление и не бояться, что оно разрушится.
Период же захватывающего интенсивного духовного понимания жизни не ограничится только первыми месяцами или годами в монастыре, а продлится, надо полагать, всю жизнь.

Оптина пустынь как поехать трудником

Алексей Евгеньевич


Алексей Евгеньевич А в Москве нужны?

Нравится Показать список оценивших

Кира Войтенко

Нравится Показать список оценивших

Людмила Волкова

Скажите пожалуйста что именно нужно делать женщинам? Какую одежду для какой работы брать?

Нравится Показать список оценивших

Яна Сопина

Нравится Показать список оценивших

Людмила Волкова

Я спросила , как раз для того, чтобы все видели одновременно , что за работа предстоит. Я- то, конечно позвоню, но так удобней.
И есть ли какой- то отбор, так как не очень - то хочется лицезреть пьянство и драки, как пишут

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев

Нравится Показать список оценивших

Елена Кучина

Андрей, позвоните, пожалуйста, завтра по указанному телефону, работа определяется по возможностям человека, возраст, способности и др.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев ответил Елене

Нравится Показать список оценивших

Марина Стесикова

Какая работа у женщин ?

Нравится Показать список оценивших

Елена Кучина

Марина, звоните, пожалуйста, по указанному телефону, работа определяется по возможностям человека (возраст, способности и др.) и зависит от срока, на которой можете к нам приехать.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Сухой канцелярский ответ,потом удивляются,что люди не идут. так сложно ответить что это хоз работы,помощь на кухне уборка храма и территори,нет,мы канцелярские ответы даем а не человечиские.

Нравится Показать список оценивших

Тамила Абуладзе


Тамила Абуладзе ответила Вячеславу

Слава, да, может женщина сама не знает. Скорее всего так и есть. А подробностями сама не интересовалась.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Вот всегда и бывает-не знала,не интересовалась,не вникала. результат,ожидаемый))

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Все просто-от уборки территории и работ по кухне,до строительной и помощи в храме))

Нравится Показать список оценивших

Тамила Абуладзе


Тамила Абуладзе ответила Вячеславу

Слава, ну, может у неё своих дел очень много, храм, семья, работа, быт. Ее просили разместить, она разместила, так как допустим другие в вк не сидят.
Я не знаю данного человека, но выводы делать не стоит. Возможно такое, что человек работает на грани своих ресурсов.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Да бог ей судья,спроси у благочинного список в ком нуждаются вывеси в месте с обьявлением и забудь)

Нравится Показать список оценивших

Марина Стесикова

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Я тем кто считает что я осуждаю,я пытаюсь донести что у нас многие относятся к своим обязанностям без любви и уважения к людям.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Считаю тему исчерпанной нетак она и серьезна.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Вечная память пассажирам мурманского самолета

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев

Прихожан ведь много, неужели нет желающих ?

Нравится Показать список оценивших

Владимир Ильин

Андрей, почему нет, дураки найдутся. Рабы всегда нужны. Монахи испокон веков на Руси жили за счет других.

Нравится Показать список оценивших

Максим Перекальский

Владимир, как вы ловко,про себя рассказали.

Нравится Показать список оценивших

Владимир Ильин

Максим, да нет, на меня где залезешь- там и слезишь. Я горбатить на трутней не собираюсь. Зайди в любой монастырь, особено в мужской- там глупых баб навалом, они все там там делают, монахов обслуживают, и сеют и пажут , и жрать готовят и все все делают вместо монахов.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Павельев

Владимир, тут каждый сам решает.Сейчас в городах висят объявления "Помощь бездомным " или "Дома милосердия" и пишут,что все бесплатно,но это мошеннические рабские организации прикрытые Библией( протестантские или баптистские),где человеку мозги промывают,а он работает за тарелку супа и ночлежку.Там на бедолагах деньги делают.Православной церкви пора вмешаться в ситуацию и прикрыть эти лавочки.Пусть уж лучше в монастырь,чем туда.

Нравится Показать список оценивших

Евгений Ачилов

Нравится Показать список оценивших

Евгений Ачилов

Андрей, Церкви пора вмешатся, согласен, и самому государству в том числе.

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Мы все рабы Божьи,тут как ты сам себя ощущаешь,а монахи молятся за твою душу тоже и так как сам не сможешь..служба по 5 ,6 часов что удивительного что им нужна помощь?

Нравится Показать список оценивших

Евгений Ачилов

Дмитрий, 6:45. Добрый человек из доброго сокровища сердца
своего выносит доброе,"

Нравится Показать список оценивших

Ирина Суркова


Ирина Суркова

В чем автор прав - необходимо урегулировать данный процесс. В отношении режима работы, времени отдыха, перерывов, подготовки, инструктажа, предельных норм нагрузки, охраны труда, средств индивидуальной защиты. Заметим, я не о зарплате, человек волен работать бесплатно. Но все же 8 часов с перерывом (ами) - предел. И четко заранее вид труда. А не "как благословят".

Нравится Показать список оценивших

Тамила Абуладзе


Тамила Абуладзе ответила Евгению

Евгений, у него видимо жена там помогает в монастырях)))) Ему внимание перестала уделять)))

Нравится Показать список оценивших

Евгений Ачилов

Тамила, не льзя над человеком шутить.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев ответил Вячеславу

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Все зависит от иегумена монастыря)

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Шаляпин

Нравится Показать список оценивших

Анна Татиевская

Владимир, монахи так пашут, как Вы в жизни не пахали. У них ночная молитва в 4 подъем службы потом послушания у всех разные и на фермах и в полях и скитах. И так до вечера потом многочасовая служба, келейное правило с сотнями земных поклонов, после 12 ночи ложатся спать. И так каждый день. Не нужно осуждать если не знаете.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев ответил Анне

Анна, это именно в Оптиной, такой режим у монахов?

Нравится Показать список оценивших

Анна Татиевская

Нравится Показать список оценивших

Андрей Васильев


Андрей Васильев ответил Анне

Нравится Показать список оценивших

Анна Татиевская

Нравится Показать список оценивших

Olga Vdovenko

А в Оптину нужны?

Нравится Показать список оценивших

Ирина Суркова


Ирина Суркова

Olga, думаю, да. Когда я была, несколько раз предлагали потрудиться.

Нравится Показать список оценивших

Жанна Хвостова

Это за зарплату?

Нравится Показать список оценивших

Виктор Крапивкин

Жанна, Это за душу.

Нравится Показать список оценивших

Артемий Пикалев

А некоторые потом монахами и монахинями становятся?

Нравится Показать список оценивших

Камо Грядеши

ГРУППУА

Можно ли стать трудником в Оптиной пустыни и что для этого нужно

На самом деле, стать трудником в Оптиной пустыни может любой человек, было бы желание.

Что такое трудник/трудница. Это человек, который работает в монастыре, за что получает еду и ночлег. Работать нужно всего 5 часов, а остальное время проводить на службе. Можно поисповедоваться, причаститься. То есть, чтобы получить в Оптиной пустыни ночлег, совсем необязательно размещаться в гостинице.

Можно просто потрудиться во славу Божию и пожить в благодатном монастыре совершенно бесплатно. Кормят в Оптиной хорошо, но по уставу - мяса вообще не будет, зато есть довольно вкусная рыбка собственного улова. Для ее разведения в монастыре есть пруд.

Конечно, не каждый день здесь дают рыбу - в строгие дни картошка и капуста. Трапеза проходит в специальной столовой для трудников, при чтении житий святых.

Послушания в монастыре разные. Для женщин это в основном кухня, для мужчин - строительство, работа на конюшне и еще много где.

Места для трудников есть всегда - для каждого здесь найдется местечко.

Надеюсь, статья была вам полезна. Если так, ставьте "класс", подписывайтесь и пишите комментарии - буду очень рада.

Жизнь в монастыре Оптина пустынь

Здравствуйте. Данная статья - личная история о моей жизни трудником в православном монастыре Оптина пустынь, делясь которой я хочу, во-первых, рассказать вам о том, что такое вообще трудничество, а, во-вторых, познакомить вас с самим местом, посетить которое (забегаю вперёд) я советую каждому.
И начну, пожалуй, с предыстории и любопытных фактов о монастыре, узнать которые мне самому было очень интересно.

Оптина. Факты

Оптина пустынь входит в список древнейших монастырей России, и точное время её основания неизвестно. По преданию в конце 14-ого века раскаявшийся разбойник Опта основал на месте будущего монастыря прибежище для старцев и стариц, которое долгими веками шло к своему сегодняшнему величию. Известность и процветание пришли в Оптину в начале 19-ого века, когда в монастыре был устроен скит . Именно в то время проживали там свои последние десятилетия известные Оптинские старцы , к которым за советом и благословением приезжали люди в большом количестве со всей страны, в числе которых были и знаменитые личности такие, как Лев Толстой, Николай Гоголь и Фёдор Достоевский. Последний приехал в Оптину в 1878 году не один, а с другом-мыслителем Владимиром Соловьёвым, и не от праздного интереса, а из-за большой трагедии - смерти сына Алексея. Три дня, проведённые в обители, не только (судя по всему) утешили душу писателя, но и вдохновили на создание некоторых персонажей и событий в его последнем романе "Братья Карамазовы", над которым он тогда работал; так, например, Амвросий Оптинский был прототипом яркого и значимого персонажа в романе старца Зосимы.

Монастырь Оптина пустынь находится недалеко от города Козельск в Калужской области, в 260 км от Москвы, от неё (если кому вдруг интересно) до монастыря добраться совсем не сложно. От автостанции в Саларьево идёт прямой автобус до Козельска, а от него до самой Оптины придётся ехать на такси (также от козельской станции до монастыря обычно ходят автобусы, но на время карантина этот рейс отменён).

И вот мы в Оптиной пустыне.

Что дальше? Зависит, конечно, от того, зачем мы приехали. Если вы паломник (иными словами, просто турист), то вы, скорее всего, знаете, что делать (но не забывайте о правилах поведения!). Если же вы приехали с целью пожить-потрудиться здесь, то следующий абзац для вас.

Что такое трудничество?

Трудничество - форма духовного развития. Быть трудником при монастыре или храме означает на добровольной и бескорыстной основе работать (ежедневно выполнять различные послушания) в то время, как вы обеспечиваетесь кровом и пищей.
И сразу хочется радостно сообщить вам, что такая возможность (жить и работать какое-то время) есть практически у любого монастыря; почти куда угодно можно приехать и попроситься трудником, и это будет нормально (пишу "почти", потому что, скорее всего, есть исключения, за все православные монастыри России ручаться не могу; может быть, например, такая ситуация, что трудников и так слишком много (хотя и в таком случае при вашем большом желании и искренних просьбах для вас могут что-нибудь придумать), в общем, уточняйте). Ещё стоит сказать, что многое зависит от человеческого фактора (речь в первую очередь о вас), от умения разговаривать, от доверия к вам, от ваших истинных желаний (кои умудрённой братии будут видны сразу).

NB: В Оптину можно приехать не только трудником, но и трудницей, не смотря на то, что это мужской монастырь. Женским рукам, искренне желающим помочь, потрудиться, будут рады, я думаю, везде.
(условия проживания трудниц, скорее всего, будут немного отличаться от условий трудников; к сожалению, точной информацией не обладаю)

А, что в частности из себя представляет жизнь трудника в Оптиной пустыни, позвольте продемонстрировать на личном примере.

Поехал в обитель я, ни с кем заранее не связываясь. Сразу же после того, как я (поздно вечером) прибыл в Оптину и узнал, куда и к кому обратиться по поводу проживания трудником, меня поселили в большом доме (построенном явно в 19-ом веке, на первом этаже которого было 4 комнаты, в каждой из которых было 3-4 двуярусных кровати) и попросили заполнить анкету, в которой помимо общей личной информации нужно было написать цель и планируемое время пребывания. Утром меня пригласил на беседу батюшка, которому я и сообщил вкратце о своём желании - пожить, потрудиться во славу Божию, полечиться, подумать, отдохнуть. Мне сказали: ну, хорошо, поживи. И далее началось моё знакомство с распорядком и местными условиями жизни.
Пару слов о быте:
Койко-место и тумбочка - всё "ваше" пространство. Келья (дом), в котором вы живёте - это по сути общежитие, где на весь дом есть два туалета и два чайника. Душ находится в отдельном здании, и он открыт всего два раза в неделю - по вторникам и пятницам. Стирка (в ручную) - там же. Условия на первый взгляд хоть и аскетичные, но лично я к ним очень быстро привык и совершенно не замечал каких-либо лишений или неудобств. Всё таки я (как и все остальные) приехал трудиться (духовно и физически), развиваться, а для этого там все условия точно есть. И, кстати говоря, почти любой житейско-бытовой вопрос вам с радостью и быстро помогут решить, стоит только обратиться к коменданту. Для меня, например, нашли тапочки и чашку, а ещё один брат подарил мне новенькие, хорошие ботинки, ибо увидел, что мои порвались.. В общем, атмосфера там дружеская, и братия вполне заботливая.

Ежедневное расписание:

В 6:00 подъём. Мы с братьями-сокелейниками отправляемся на литургию, утреннюю службу.
В 8:15 завтрак. Кормят просто, вкусно и сытно.
В 8:50 развод . Нас разбивают на группы и говорят, кто где сегодня работает.
С 9:00 до 12:00 послушания - работа.
В 12:50 обед.
С 14:00 до 16:00 вновь послушания.
В 17:00 начинается вечерняя служба, её длительность зависит от типа службы и того, есть ли в данный день какой-то праздник, заканчивается в среднем в 20:00.
Сразу после службы ужин.
Далее до отбоя свободное время. Отбой в 23:00.

Глоток неба иного. Моя первая поездка в Оптину пустынь

Уже после того, как начала часто бывать в Оптиной, я задумалась: а как я вообще узнала о ней? И после напряженного размышления пришла к выводу, что Оптина была в моей душе. всегда . Святость и духовная высота Оптиной пустыни были некой аксиомой, признанным и неоспоримым фактом моего сознания. а если точнее выданным мне авансом чудесным даром.

Про Оптину я почти ничего не знала. Крестная, которая снабжала меня духовным чтением никогда не дарила мне книг про оптинских старцев. И тем не менее, я знала , что этот монастырь - одна из величайших святынь Русской земли. Первой книгой, которую я прочитала об Оптиной, была "Пасха Красная" Нины Павловой - про убиенных в пасхальную ночь иноков Трофима, Ферапонта и иеромонаха Василия. Их подвиг, их жизненные пути, соединившиеся в единое целое в Оптиной, чтобы достичь неба, повлияли на мою веру и мое мировосприятие в целом. Но все же само осознание факта святости и духовной значимости Оптиной появилось во мне много раньше прочтения этой книги.

Если совсем строго, то в первый раз в Оптиной я побывала в ноябре 2008. Мы поехали с друзьями на машине, одним днем. Настроение моей компании не предполагало погружения в то, что составляет глубинную суть паломнической поездки. Мы провели в монастыре примерно час и уехали. Но я запомнила ощущение разреженности оптинского воздуха, плотность которого, казалось, физически отличалась от того, которым я привыкла дышать. Он был намоленный, святой - иной. Благодать в Оптиной - физически ощутима. Это первое, что я узнала и запомнила о ней.

Впервые по-настоящему прикоснуться к сокровенной сути Оптиной я смогла во время 3-дневной поездки в конце января 2010, перед отъездом в Венгрию. Сейчас это кажется странным, но в 2010 году интернет был не такой популярный, как сейчас и чтобы узнать, как попасть в Оптину, мы с моей однокурсницей поехали на Московское подворье Оптиной в Ясенево. Там нам предложили записаться в паломническую поездку от подворья, но мы отказались. Решили добраться самостоятельно на автобусе от станции Теплый Стан.

Дорога до Оптиной вышла с приключениями (искушениями, как скажут верующие). Забегаю вперед скажу, что без приключений в Оптину я добиралась редко, хотя всегда брала благословения на дорогу. Очевидно, кое-кто был очень против, чтобы я туда ездила.

В вечер перед утром отъезда я потеряла мобильный телефон. Номера девочки, с которой мы договорились ехать, я наизусть не помнила. Приехала домой, написала ей ВКонтакте, а она не отвечает. (Это был 2010, люди еще не полностью погрузились в онлайн существование). Пришлось писать всем знакомым в общаге, чтобы ей передали мою просьбу связаться со мной. Договорились встретиться на Юго-Западной и ехать на маршрутке до Теплого Стана. Кое-как в утренней толпе нашли друг друга. Приехали на автостанцию. Купили билеты.

Доехали до Калуги. Стоянка автобуса 25 минут или около того. Я, оставив все вещи с Дашей, с одной дамской сумочкой отправилась в туалет. У водителя уточнила, во сколько отправимся - времени было вагон. И вот спустя минут семь, я выхожу из здания вокзала и вижу, как мой автобус с вещами и Дашей, на приличной такой скорости несется мимо меня, выруливает с площади. Я рванула за ним, бегу, машу руками - телефона-то нет. А автобус скрывается в каком-то проулке. Я в шоке, увидела таксистов, подбежала и кричу, задыхаясь: "Надо автобус догнать"! Они мне:

- На Козельск, - отвечаю, я, прикидывая, сколько они с меня сдерут, а сама чувствую, что меня трясет.

- Нет, в какую сторону поехал, - говорят. - Покажи рукой.

Я машу в сторону бетонного забора.

- Это он в отстойник пошел, - улыбаются. - Сама дойдешь.

Честно говоря, я от пережитого стресса плохо соображала, но побрела в проулок. Оказалось, там располагается отстойник для рейсовых автобусов. Зашла внутрь, спрашиваю у Даши:

- Ты почему его не остановила?

- Так водитель сказал, что ты в курсе.

Ну да, водитель что-то промямлил, что отправится с такой-то платформы в такое-то время. Но что до этого времени автобус уйдет в отстойник - этого он мне не сказал.

До Козельска доехали нормально. Помню необычайно радостное чувство, когда в окно автобуса уже перед въездом в город, я увидела храмы Оптиной. Сколько раз уже я проехала по этой дороге, но всегда с нетерпением вглядываюсь в даль, ожидая момента, когда я вижу Оптину. Эти последние 15-20 минут, отделяющие меня от нее - самые дорогие и пронзительные: "Добралась-таки, сподобил Господь, допустил".

В Козельске на автостанции мы взяли такси и за 150 рублей доехали до монастыря. В двухэтажном здании гостиницы пахло восковыми свечами, ладаном и сдобными пирожками. Когда нас оформляли, мы сказали гостиничной, что хотим на послушание. Женщина посмотрела на нас и сказала, что тех, кто на послушании селят бесплатно, в вагончике .

Мы с Дашей испуганно посмотрели друг на друга, и я ответила, что мы не хотим в вагончик, лучше заплатим, а работать будем, как положено - на совесть. Гостиничная усмехнулась и сказала:

- Ну да, вы в первый раз, давайте сначала в гостиницу.

Через пять минут она отвела нас в чистую уютную комнату с тремя двухэтажными кроватями. Кроме нас в комнате уже жила женщина из Сибири. Помню, что встала у окна и, глядя на засыпанную снегом землю, почувствовала необыкновенный покой и уют, будто была в гостях у родного человека. Мы купили пирожки и чай, перекусили и стали собираться на службу, после которой нам велели прийти в паломническую трапезную - на ужин и послушание.

Воспоминания трудника


В 2017 г. исполняется 30 лет с того дня, когда Свято-Введенская Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. За это время монастырь сильно изменился: возобновилось богослужение, были заново построены и отреставрированы все храмы и здания на территории обители. Большой монастырь, представлявший собой руины, возродился, и теперь тысячи паломников ежегодно посещают благословенную Оптину. Она восстанавливалась трудами братии и множества мирян, приезжавших для прохождения послушаний и оказания безвозмездной помощи обители. О своем путешествии в Оптину пустынь времен возрождения рассказывает директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

Предыстория

В 1991 г. в Москве сформировалось Православное молодежное движение (далее ПМД), которое духовно окормлял владыка Арсений. Владыка несколько раз проводил встречи с молодыми людьми, которые хотели принять участие в возрождении храмов, монастырей, в поездках по тогда еще совершенно неизвестным святыням нашего отечества. Инициативная группа этого молодежного движения собиралась в библиотеке храма Илии Пророка в Обыденном переулке, где мне в ту пору посчастливилось трудиться. На тот момент это была самая большая приходская общедоступная библиотека Москвы. Таким образом, я попал в орбиту деятельности православного молодежного движения.

В Оптиной

В Оптиной

Знакомство с Оптиной

И вот в конце января 1992 г. мне, как одному из немногих, имеющих опыт армейской службы, предложили стать руководителем первой группы молодежи, которая отправлялась в Оптину пустынь. Зная о святом прошлом обители, о том, что Оптина активно возрождается, мы решили поехать туда на трудовое послушание. Мы – это около 15 человек, студенты самых разных вузов Москвы. Моя задача была организовать всех ребят и довезти их до Оптиной пустыни. Конечно же, мы ехали на общественном транспорте. Сначала добрались на электичке до Калуги, потом на автобусе до Козельска, а оттуда шли пешком до Оптиной пустыни около трех километров. В общей сложности переезд занял целый день. В самом монастыре мы были представлены тогдашнему благочинному обители игумену Мелхиседеку (Артюхину). Братия монастыря и отец Мелхиседек окружили нас теплой отеческой заботой и вниманием. Очень важно, что первые молодежные паломнические поездки происходили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И когда мы приезжали в тот или ной монастырь, у нас всегда было с собой письмо от Патриарха, которое решало многие организационные вопросы.


Монастырь производил впечатление достаточно сложившегося и многолюдного, потому что к тому моменту он существовал уже практически пять лет. Самая тяжелая пора, когда приходилось возрождать жилые помещения, уже миновала. Несмотря на это, Оптина пустынь нуждалась в помощи. Работы было очень много, поэтому отец Мелхиседек был рад прибытию организованной группы церковной молодежи. Нас хорошо разместили – мы оказались в скиту в бывшем храме святого Льва Катанского. В его нижней части находилось общежитие для трудников монастыря. Там мы прожили в Оптиной около двух недель.

Разгрузка кирпича

Разгрузка кирпича

Послушания, встречи, события

День у нас начинался очень рано, мы ходили на братский молебен. После этого всем раздавали послушания, которые мы выполняли до обеда. Большую часть времени я проработал на хоздворе. Мы пилили бревна и кололи дрова, потому что многие помещения Оптиной отапливались печами. На улице было очень холодно, но труд нас согревал. Потом был обед и час отдыха, до вечерней службы вновь несли трудовые послушания. В таком режили прожили все время в Оптиной.

С нами несколько раз проводил встречи отец Мелхиседек, во время которых отвечал на наши вопросы духовного характера. Также мы посещали замечательный лекторий, проходивший по вечерам в монастырской трапезной. Там обсуждались темы, связанные с историей Вселенской Церкви.

Однажды мне довелось принимать участие в разгрузке кирпича, предназначенного для восстановления и строительства колокольни, той самой, которая впоследствии стала символом возрожденного монастырского ансамбля. Сейчас трудно представить, что на ее месте ничего не было. Тогда, разгружая кирпич, мы надеялись, что когда-нибудь увидим эту колокольню возведенной.

Было умилительно ходить рано утром из скита в монастырь и поздно вечером возвращаться обратно сквозь темный лес. Казалось, что современность растворялась, и вокруг оживали образы великих старцев, насельников Оптиной пустыни.

Разгрузка стройматериалов в Оптиной пустыне

Разгрузка стройматериалов в Оптиной пустыне

Хочу вспомнить одно интересное событие, свидетелем которого мне довелось стать. Однажды перед обедом, в один из тех дней, когда мы разгружали кирпич для колокольни, я решил обойти Казанский храм. Конечно, в самом храме ничего не было. В то время он представлял собой развалины – состоял из трех стен, крыша отсутствовала и практически не было пола, лишь одна глубокая яма, заваленная снегом. В советское время из пола выламывали мрамор и, видимо, разрушили перекрытия. Обходя его, я заметил, что кто-то стоял около разлома. Подойдя ближе, я услышал пение и увидел, что это были два иеромонаха. Они молились о возрождении Казанского храма. Удивительна была сокровенность и некая дерзновенность этой молитвы, случайным свидетелем которой я стал.

Еще одна важное событие того времени – исповедь у схиархимандрита Илия (Ноздрина). Тогда он регулярно принимал богомольцев в Введенском храме Пресвятой Богородицы. В будние дни, когда людей было не очень много, можно было не только исповедаться батюшке, но и побеседовать с ним.

Стоит упомянуть, что среди нашей группы, прибывшей в Оптину, было несколько человек, впоследствии ставших священнослужителями.

Главным ощущением поездки осталась удивительная атмосфера Оптиной пустыни того времени, звенящая, задорная радость, разлитая вокруг тебя. Воистину место это свято, и даже то небольшое трудовое послушание с хождением на молитву, было очень важным шагом к воцерковлению. Работа на послушаниях была тяжелая, но она выполнялсь с особым воодушевлением, в атмосфере братской любви. Мы были очень рады хотя бы на некоторое время приобщиться к жизни того духовного организма, которым является Оптина пустынь, увидеть святую обитель не «снаружи», как большинство паломников, а «изнутри».

В дальнейшем мне доводилось бывать в Оптиной десятки раз, и сопровождать многочисленные паломнические группы, но я бережно храню в памяти тот образ этой святой обители, который сформировался в моей памяти в течение тех дней в конце января 1992 г.

Читайте также: