Определите место конфуцианства и даосизма в жизни современного китая

Обновлено: 17.05.2024

Текст научной работы на тему «Место конфуцианской этики в развитии современного Китая: негативные аспекты»

Слобожанин Алексей Вячеславович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого

аспирант кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого

МЕСТО КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

Assistant Professor, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University

Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University

В статье рассматривается значение конфуцианской этики для развития Китая в конце ХХ -начале XXI в. Обозначены негативные последствия влияния конфуцианского мировоззрения на движение Китая по пути модернизации, создания инновационной экономики. Указано на доминирование конфуцианских идей в китайской политике на протяжении всей истории государства, за исключением периода «культурной революции». Показывается вспомогательная роль конфуцианства в современной китайской государственной идеологии. Влияние конфуцианской этики прослеживается через выделение трех факторов: иерархичность и ритуализированность; пренебрежение производительным трудом при приоритете межличностных отношений в деловой сфере; негативное отношение к закону, преобладание традиционной патриархальной морали. В заключение устанавливается негативная роль конфуцианской этики для развития глобализационных процессов в КНР. Вместе с тем означен позитивный потенциал конфуцианства для процессов внут-риазиатской интеграции.

Китай, конфуцианство, этика, модернизация, ритуал, приоритет межличностных отношений, негативное отношение к закону, внутриазиат-ская интеграция.

China, Confucianism, ethics, modernization, ritual, predominance of interpersonal relations, negative attitude towards law, intra-Asian integration.

Конфуцианская этика представляет собой основную идейную сущность китайского сельскохозяйственного и феодального общества. С началом индустриализации и ускорения экономической глобализации конфуцианская этика, глубоко укорененная в сознании китайского народа, стала препятствием для активного включения Китая в данные процессы. Смелые попытки ограничения влияния конфуцианских идей предпринимались только в период «культурной революции».

Для современной правящей партии конфуцианство не является оппозиционной идеологией. Г.С. Каретина, рассуждая о месте конфуцианства в современном Китае, приходит к выводу: «С конца ХХ в. китайское руководство стало использовать ценности традиционной культуры как вспомогательное средство поддержки курса КПК населением. » [1, с. 8]. Таким образом, конфуцианская этика востребована в современном обществе, однако ее роль, как и роль других элементов традиционного общества, существенно изменяется. Об этом пишут Ф. Янг (F. Yang) и Дж.Б. Тэмни (J.B. Tamney): «Китай идет по пути модернизации, мир подвержен глобализацион-ным процессам, и Китай соответствующим образом корректирует свою политику относительно религии и культурных традиций. Старые духовные традиции обновляются, на их выражение влияет новый социальный контекст, чертами которого являются национализм, модернизация и глобализация» [2, р. 3].

В начале прошлого века Китай отстал от стран Запада во многом из-за своей пассивной позиции, ориентации на традиционализм. На первый взгляд может показаться, что причина отставания заключается в том, что у стран Запада были высоко развиты армия и флот, тогда как Китай не имел хорошего вооружения. Полагаем, что причина такой ситуации заключалась в неприятии инноваций из-за пережитков феодального строя, а на мировоззренческом уровне глубинная причина отставания вызвана традиционной китайской этикой, выраженной прежде всего в конфуцианстве.

Негативные факторы конфуцианства до сих пор оказывают влияние на жизнь современного Китая. Выделим три основополагающих фактора конфуцианской этики, которые тормозят модернизационные процессы в Китае.

Первый фактор - это жесткая иерархичность и ритуализированность конфуцианства.

Ритуал в практическом плане означает, что каждый человек должен знать свое место в процессе общения. Во время повседневных бесед и деловых встреч каждый должен находиться там, где ему положено быть в соответствии с его статусом. Китай всегда был известен как «государство ритуала».

Конфуцианство выделяет три устоя взаимоотношений: абсолютная власть государя над чиновником, отца над сыном, мужа над женой. Если нарушаются эти взаимоотношения, нарушается ритуал. Тот, кто нарушил ритуал, считается бунтовщиком, выступившим против вышестоящих.

Если при проведении ритуала вышестоящие говорят неправильные речи, их нельзя оспорить, так как в конфуцианстве это считается дерзостью, гордыней и «великим неуважением». Это делает невозможным проведение многих политических дискуссий (изначально известно, что мнение старшего более ценно, независимо от содержания политических положений), мешает развитию демократии в Китае, затрудняет выполнение инновационных предложений молодых политиков.

Чрезмерное значение ритуала преломилось и в сфере образования. Студенты не могут спонтанно задавать вопросы преподавателям, вести с ними дискуссии, так как любое несогласие с мнением преподавателей будет означать нарушение ритуала. Подобная ограниченность в общении с преподавателями, затрудненность критики устоявшихся научных взглядов, полное доверие научным авторитетам в корне противоречат требованиям к высокой самостоятельности мышления современных работников, в особенности в инновационно-исследовательских областях экономики.

Второй фактор — пренебрежение к непосредственной трудовой деятельности при высокой значимости межличностных отношений. Он вытекает из предыдущего.

Конфуцианская культура является культурой человеческих отношений. В главной книге конфуцианства «Лунь Юй» написано: «Учитель учил четырем вещам: пониманию книг, моральному поведению, преданности [государю] и правдивости» [4]. Как видим, непосредственная трудовая деятельность в этот перечень не входит.

Под влиянием конфуцианства китайская культура сформировала тенденцию к приоритету межличностных отношений. Многие научные открытия китайцев были вызваны потребностями межличностного взаимодействия. Китайцы изобрели порох, чтобы запускать фейерверки, а иностранцы применили его в оружии; китайцы изобрели компас, чтобы увидеть фэншуй (используется для координации людей, призраков, богов), а иностранцы взяли его для плавания (чтобы эксплуатировать территории и грабить колонии).

В настоящее время многие китайские квалифицированные инженеры предпочитают строить свою карьеру в области социально-политической деятельности, десятки тысяч студентов по окончании институтов поступают на государственную службу. Все это является разными отображениями наследия «презрительного отношения к науке и технике».

Конфуцианская этика много внимания уделяет гармонии в межличностных отношениях, тем самым неизбежно понижая способность людей участвовать в конфликтных ситуациях для повышения оперативности и эффективности бизнеса. Эта же черта заставляет людей относиться трепетно в первую очередь к личностным взаимоотношениям и только потом к делу. Даже руководство людьми должно сосредоточиваться на организации межличностных отношений, которые могут не иметь никакого отношения к сути работы.

Сущность конфуцианского отношения к руководящей работе следующая: властвуют те, кто заботится о людях, а те, кто занимается делом, подчиняются управленцам.

Конфуцианство также выступает за то, чтобы люди учились усердно, причем не естественным наукам и технологиям, а этическим нормам. «Тому, кто отлично учится, обеспечено место чиновника», учеба - это карьера и управление людьми. Конфуций сказал, что всякая работа -низменна, и только образованного чиновника - благородна.

Рассмотренный фактор уменьшает динамичность китайского бизнеса, способствует необъективной оценке работников, таким образом снижая эффективность контроля.

Третий фактор состоит в том, что конфуцианская этика практически не оставляет места

Конфуцианская политическая культура является культурой управления страной на основе этики, с особым акцентом на воспитании достойных людей, сознательности и совести, а следовательно, полагает, что нравственность является фундаментальной и более важной, чем закон.

Конфуций говорил: «Администрация и закон запрещают людям делать зло, но позволяют быть бесстыдными, а мораль и ритуалы могут заставить людей стыдиться и быть способными к самоограничению, оградить их от желания совершать плохие вещи».

Управление страной, опирающееся только на мораль, малоэффективно и недостижимо в практической политике. В реальности эта установка приводит к господству личного произвола или в лучшем случае - политике «ручного управления».

Китай имеет историю законодательства, но не верховенства права. Для управления народом использовалось только уголовное право, которое, однако, до XX в. практически не распространялось на чиновников. Кроме того, оно часто становилось инструментом защиты высокопоставленных лиц.

Конфуцианство происходит из культуры сельского хозяйства, является культурой крови, семейной культурой. Посещение могил, строительство храма предков, продолжение семейного родословия и другие подобные действия усиливали патриархальные понятия и элементы человеческих отношений. Охрана порядка главным образом зависит от местных правил, установленных сельскими жителями, традиционной нравственности, морали и обычаев.

Примером традиционной нравственности могут служить следующие рассуждения. Если сын узнает, что отец - вор, как он должен поступить? Если он сообщит о краже, то нарушит сыновнее благочестие, а если не сообщит, то нарушит закон. Конфуций полагает, что сыновнее благочестие важнее закона и сын должен покрывать своего отца, и наоборот: «Сын отца скроет, а отец сына спрячет». Затем он наставляет: «Не упоминать пороки почтенного, не упоминать недостатки родных, не упоминать пороки добродетельных», что полностью противоречит духу верховенства закона.

В результате конфуцианская этика приводит к отсутствию фундаментальности, стабильности, универсальности и долгосрочности государственной регуляции общественных механизмов, а также динамичного и устойчивого механизма продолжительного спокойного существования. Последнее проявлялось в периодических сменах династий, революционных изменениях.

К настоящему моменту правовая система в Китае достигла больших успехов в процессе своего развития, однако принцип верховенства закона в государстве по-прежнему выполняется с большими нарушениями, если сравнивать с европейской традицией.

Для этого имеюся достаточные основания, связанные с влиянием конфуцианства в других странах Азии, особенно во Вьетнаме. Исследователь вьетнамского конфуцианства Зыонг Куок Куан из Ханойского университета указывает, что «. было достаточно времени и были все необходимые условия для того, чтобы конфуцианство пропитало собой социально-политическую жизнь и духовную культуру вьетнамской нации, укоренилось и оказывало большое влияние» [6, с. 133]. Это влияние может способствовать соединению экономического потенциала Китая и Вьетнама.

Для достижения высоких целей строительства инновационного государства, мировой интеграции, создания и применения научных открытий руководству Китая необходимо не только увеличить инвестиции в науку и технику, реформировать систему управления научно-техническим потенциалом, но и преодолеть конфуцианские принципы (например, придания размышлению и межличностным отношениям большего значения, чем приборам), выработать общенародное позитивное отношение к новаторству.

1. Каретина Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). С. 3-9.

2. Yang F., Tamney J.B. Nationalism, Globalization, and Chinese Traditions in the Twenty-First Century // Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond / eds.: F. Yang, J.B. Tamney. Boston ; Leiden, 2012. P. 1-33.

3. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2005. 376 с.

5. Сущенко М.А. «Новое конфуцианство» в общественно-политической жизни современного Китая // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (32). С. 116-119.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слобожанин Алексей Вячеславович, Хоу Цзюэ

Негативное влияние этических аспектов конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая Влияние конфуцианской этики на современное научное мировоззрение в Китае Гибкость конфуцианской мысли в условиях кризиса Религиозные аспекты конфуцианства в социокультурноми политическом контексте традиционного китайского общества «Новое конфуцианство» в общественно-политической жизни современного Китая i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Конфуцианство и Даосизм

Конфуцианство – это одна из современных национальных религий Китая, формировавшаяся на рубеже новой эры на основе этико-философского учения Конфуция (Кун фу-цзы) и его последователей. Из Китая конфуцианство проникло и получило большое распространение в Японии и Корее.

Источником учения является «Лунь юй» - «Беседы и суждения», написанные последователями Конфуция. Они делятся на «Пятикнижие» и «Четверокнижие», однако не все эти книги имеют отношение к религии. Основу конфуцианства составляет «Пятикнижие», древнейшая часть которого – «Книга перемен» - сборник магических формул и заклинаний; вторая – «Древняя история» - история легендарных китайских императоров; далее «Книга песнопений» - сборник древней поэзии, которая содержит также космологические, мифологические представления и религиозные песни и гимны; «Книга церемоний» - описание религиозных и нерелигиозных обрядов; книга «Весны и осени» - хроника одного китайского княжества, не имеющая отношение к религии. «Четверокнижие» содержит учение о самосовершенствовании человека, учение о необходимости избегать крайностей и соблюдать во всем гармонию; изречения и афоризмы Конфуция и его учеников и учение самого выдающегося ученика Конфуция Мэн Цзы.

Основное содержание этико-философского учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни, система политической и частной этики, о хорошем управлении государством, а так же о правильном обустройстве семейной жизни и быта. Между тем, в числе конфуцианских книг есть и такие, которые содержат фундаментальные религиозные представления: учение о сверхъестественном, о потустороннем мире, о душе и духах и др. Известно также, что Конфуций сам исполнял религиозные обряды, учил и требовал этого от других.

Своеобразие и особенность конфуцианства заключается, прежде всего, в том, что сам Конфуций не внес ничего нового, а лишь требовал узаконить и беспрекословно выполнять сложившиеся в Китае еще в древности семейно-родовые обряды, соблюдать законы и традиции. Прежде всего, это культ предков, составляющий основное содержание конфуцианского культа, стержень китайских религиозных верований и обрядов. Это подтверждается масштабами культа предков, который имеет некую иерархию, возрастание масштабов и значимости.

Семья составляет как бы низовую ячейку: каждая семья имеет свой семейный храм или хотя бы молельню, где выполняются в установленное время обряды семейного культа; каждый род имеет свой родовой храм предков, посвященный основателям рода; более крупные общественные группы также имели общий храм. Количество храмов и их масштабы зависели от социального положения людей: чиновники имели по одному храму предков, вельможи – по три, князья – по пяти, император – семь. Что же касается простолюдины, то они отправляли культ в своих жилищах.

Первоначально в храме предков помещали куклу или статую умершего, позднее ее заменила табличка в виде черной деревянной дощечки, в которую особыми заклинаниями при участии всей семьи водворялась душа умершего. Такая процедура порою длилась много лет. Таблички хранятся в храме в особом порядке, им приносят жертвы по любому значительному семейному событию, систематически, в каждый средний месяц времени года. В общем плане в религиозных верованиях китайцев почтительное отношение к предкам отражено в пяти обязанностях сыновнего благочестия: всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им самую любимую пищу; скорбеть, когда они больны; сокрушаться при их кончине; приносить умершим жертвы с торжественностью. Здесь следует отметить, что, с точки зрения религии китайцев, самым большим несчастьем для человека является отсутствие потомка, который должен заботиться о нем после смерти. Для таких умерших существуют специальные жертвоприношения, т.е. кормление их душ. Поскольку жречества в конфуцианстве нет, то жертвоприношение осуществляли главы семей.

Важнейший принцип конфуцианства – это незыблемость существующего общественного устройства, традиционного уклада жизни, который сводится к «пяти отношениям», это: отношения между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. Таким образом, очевидно, что конфуцианство, с его учением о незыблемом постоянстве установленных порядков, разделением людей общества на низших и высших, по воле неба, носило также политический характер – характер государственного культа. Об этом свидетельствуют также существовавшие в императорском Китае государственные экзамены по конфуцианским книгам, для вступающих в государственные должности.




Даосизм –одна из религиозных систем Древнего Китая, возникшая в IV-III вв. до н.э. По преданию тайны этого учения открыл древний легендарный император Хуанди. Однако установлено, что корни даосизма восходят к учению древнекитайских магов и шаманизму. Само учение изложено в «Каноне о пути и добродетели» («Дао дэ цзин») который приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы.

Центральная идея или категория даосизма – Дао объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, всеобщим законом природы. Все существующее произошло от Дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова вернуться в него, т.е. это некий естественный «путь», по которому должны следовать окружающий мир и люди. Таким образом, в даосизме проявляются элементы материализма и диалектики. В то же время в нем естественные процессы получают мистическое истолкование: древние анимистические верования переплетаются с культом неба и святых мудрецов. Бытовала также вера в демонов, в царстве которых подвергаются мучениям души грешников и населенные богами небеса, своего рода рай, уготованный для праведников.

Позднее складывается и пантеон богов, возглавляемый троицей – Шан ди, Лао-цзы и Пань гу. Шан ди – это верховное божество, владыка. Культ этого божества существует со II тысячелетия до н.э. В его имени соединились понятия божества и предков-покровителей царствующего дома. В I тысячелетии до н.э. Шан-ди слился с культом неба «Тянь» (небо) то же, что и Шан, Тянь-ди (небесный правитель) и вошел в троицу. Пань-гу – творец мира. Характерным для этой божественной троицы является то, что в нее вошел обожествленный Лао-цзы. Здесь же следует отметить существование у китайцев идеи непорочного зачатия, так, Лао-цзы был зачат от падающей звезды. Отметим попутно, что императоры Шеен-нун, Хуан-ди и Яо были зачаты соответственно от горного духа, света молнии и красного дракона, а мать императора Фу-си зачала его, наступив на след великана.

Вызывает интерес другое важное понятие даосизма – «недеяние» - отрицание целенаправленной деятельности, которое в корне противоречит естественному состоянию, миропорядку. Следуя этому принципу, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает всякую смуту в обществе, рассматривая, в согласии с даосскими представлениями, все сущее во вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

Важную роль играют представления о загробной жизни: у каждого человека две души: ци - жизнь, неотъемлемая от тела, и лин, отделимая от него. После смерти, в зависимости от пропорции грехов и добродетелей лин превращается в черта или божество. Души богатых и знатных людей превращаются в божества и им полагалось приносить жертвы. Интересно отметить своеобразие и особенность этих жертвоприношений, приносимых особенно низшими сословиями: для избегания затрат вместо настоящих вещей, как это делалось прежде, приносили в жертву изображения этих вещей, вырезанные из бумаги деньги, съестные припасы и т.д.

Значительное и важное место в китайских религиозных представлениях, и особенно в даосизме отводилось системе так называемой геомантики – гадания о свойствах земли, вернее сказать, местности. Согласно этой системе каждая местность находится под влиянием добрых и злых сил и, соответственно, определяется благоприятность или вредность и опасность, как для живых, так и для погребенных там. На этой основе сложилась особая профессия из числа даосских жрецов и гадателей – искателей счастливых местностей. Стоило этим жрецам объявить какую-нибудь местность неблагоприятной, как в срочном порядке покидали ее всем миром, выкапывая и увозя с собой и покойных. И, наоборот, объявленная благоприятной,- быстро заселялась.

В V в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной религией. Однако в его недрах возникает множество сект, в корне отличающихся друг от друга. К тому же даосизм эклектически сочетает в себе элементы буддизма и конфуцианства, бытовых суеверий и других мистических представлений, например, занимаются экзорцизмом -изгнанием злых духов из тела. В конечном счете, даосизм утратил свое былое значение и занимает в современном Китае незначительные позиции.

Религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство)

Религиозные воззрения древних китайцев заметно отличались от тех религиозных систем, которые создавались представителями индоевропейских народов на Ближнем Востоке и в Европе. Другие природные условия, другой тип социального устройства и соответственно совершенно иной тип мышления породили в Китае своеобразные формы религии, наиболее известными из которых стали даосизм и конфуцианство.

Насколько можно судить по сохранившимся источникам, зарождение религиозных представлений в Древнем Китае произошло еще в III тысячелетии до н. э. и проявились они в виде различных отраслей мантики (гаданий) и культа предков. Наиболее распространенным видом гаданий было написание вопроса, на который требовалось получить божественный ответ, на пластинке из черепахового панциря и бросание этой пластинки в огонь. После прогорания огня специальный жрец по образовавшимся на пластинке трещинам истолковывал, какой ответ дало божество. Впоследствии этот способ лег в основание техники гаданий, состоявшей из комбинации сплошных и прерывистых линий и изложенной в книге И-цзин.

Культ предков, хотя и присутствует практически во всех мировых религиях, но именно в Китае его значимость оказалась настолько высока, что существование этого культа наложило отпечаток на всю повседневную жизнь и систему этических норм древнего китайца. Истоки этого культа тесно связаны с поклонением Небу, которое считалось верховным и, пожалуй, единственным божеством в китайской религии. Небо представляло собой абсолютный закон, настолько отстраненный и безразличный по отношению к соблюдающему или не соблюдающему его человеку, что проявление какого-либо почтения по отношению к нему было просто бессмысленным. Единственным способом доказать свое послушание этому абсолютному закону было проявление беспрекословного послушания и почтения по отношению к китайскому императору, который считался Сыном Неба и его проявлением на земле. Культ императора и его обожествленных предков, бесконечный ряд которых восходил непосредственно к самому Небу, постепенно трансформировался в культ предков, бывший в ходу как у аристократов, так и у простых жителей империи. Особое внимание обращалось на близость этих предков, а еще лучше родство с императорским домом, поскольку любое соприкосновение с Небесной династией позволяло приблизиться к самому Небу.

Согласно представлениям китайцев душа человека складывается из двух частей – материальной и духовной. Материальная часть души после смерти человека оказывается погребена вместе с его телом, поэтому знаком заботы о ней служит захоронение вместе с покойником его самых преданных слуг, лучших коней и большей части богатств. Но другая часть души – духовная – отправляется на небо, где и занимает подобающее место, определяемое статусом ее владельца в земной иерархии. Способом поддержать эту часть души являлось возведение специальных родовых храмов, в которых хранились таблички с именами всех предков того или иного аристократа. Сохранение памяти об умерших предках позволяло как поддержать их души в загробном царстве, так и обосновать в земном мире претензии аристократа на определенное место в социальной иерархии, дающей возможность руководить менее знатными сородичами и простыми крестьянами.

Даосизм. Характерные черты китайской религии раннего периода – сосредоточенность на этических нормах и месте человека в рамках общества – оказались сохранены и в даосизме, хотя и приобрели метафизическую окраску. Основоположником даосизма в VI в. до н. э., согласно легенде, стал Лао-цзы (его имя в дословном переводе означает «Старый ребенок» или «Старый философ»), существование которого в отличие от его современника Конфуция остается неподтвержденным какими-либо документами. Именно Лао-цзы приписывается авторство основополагающего даосского трактата – «Дао-дэ-цзин», хотя современные исследователи предпочитают датировать время его возникновения III в. до н. э., не отрицая, впрочем, того, что высказанные в нем положения могли существовать в виде устной традиции или разрозненных изречений.




Ключевой категорий даосизма является Дао – тот естественный путь, которому следуют все вещи в мире и которому подчиняется сам мир. Недоступное органам чувств, не схватываемое человеческим мышлением, оно лежит в основе всего, оформляя и придавая смысл каждой конкретной вещи. Проекцией Дао на мир людей является дэ – моральный закон, который устанавливает нормы взаимоотношений между людьми и правила отношения людей к окружающему миру. Третьей фундаментальной категорией даосизма является ци – универсальная жизненная энергия, наполняющая человека и доставляющая ему волю к соблюдению всемирного закона – следованию по великому пути Дао.

Целью человеческой жизни, с точки зрения даосизма, является приобщение индивидуального человека к Дао. Достичь этого можно не только через медитацию и мысленное отсечение всего тленного, что лишь выражает волю Дао, но самим Дао не является. Поскольку Дао не имеет конца и начала, то приобщиться к нему человек может через достижение бессмертия. Для этого существовали специальные упражнения: сначала желающему достигнуть бессмертия следовало постепенно отказываться от приемов пищи и сокращать само количество пищи до тех пор, пока он не научится питаться собственной слюной. Затем следовало переходить к комплексу физических упражнений, имеющему большое сходство с йогой, рассчитанному не на укрепление тела, а на овладевание дыхательной гимнастикой до такой степени, что даос мог по своему желанию прекратить дыхание, а потом возобновить его в нужный момент. Разумеется, условием, при котором человек, научившийся владеть собственным телом, мог достичь бессмертия, является и духовное очищение: идущий по пути Дао должен был совершить 1200 благих поступков, причем единственный неблаговидный поступок сводил все накопленные заслуги на нет.

Даосское учение о бессмертии и достижении блаженства путем следования всеобщему закону природы пришлось к месту в рядах китайской аристократии, сохранив свое влияние на протяжении всей эпохи Средневековья. В VI–VII вв. даосы распространили свое влияние практически на весь Китай, построив сеть монастырей и прекрасно уживаясь с конфуцианством. На долю последнего приходилось обоснование социальной доктрины, которой должен был руководствоваться каждый китаец. Как это ни парадоксально, но даосизм, обращавшийся к душе каждого человека и призывавший заботиться о нравственной чистоте, оказывался востребован всякий раз, когда китайское государство подвергалось резким социальным катаклизмам. Несколько масштабных восстаний, начиная от мятежа «желтых повязок» в III в., было поднято приверженцами даосизма под лозунгами очищения государства от скверны и возвращения к истокам. В XX в. даосизм подвергся испытаниям: его духовный глава (тянь-ши) в 1927 г. был вынужден бежать из своей резиденции на Тайвань, но религии удалось сохранить значительное влияние на простых китайцев даже при коммунистическом режиме.

Конфуцианство. Другой религией, сумевшей доказать свою востребованность при любом правителе и политическом строе, явилось конфуцианство, которое настолько пронизало китайское общество, что даже лидеры коммунистического Китая оказались вынуждены апеллировать к тем нравственным и общественным нормам, которые были выработаны Конфуцием и его последователями. Конфуций (551–479 до н. э.) – реальный исторический персонаж, живший и действующий в непростой для Китая период, когда государство находилось на грани распада, а правящая верхушка была не в силах найти верный путь спасения страны. В этих условиях религиозно-философская доктрина Конфуция, совмещавшая этические и социальные элементы в неразрывную целостность, оказалась подхвачена широкими кругами населения, приобретя статус новой государственной религии.

Священные тексты конфуцианства закрепляются в рамках двух канонов, получивших название «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). В состав «Пятикнижия» вошли следующие произведения: «И-цзин» – книга гаданий по сплошным и прерывистым линиям, а также магических заговоров; «Шу-цзин» – мифологизированная история древнего Китая; «Чун-цю» – еще один краткий исторический экскурс из истории Китая периода VIII–V вв. до н. э.; «Ши-цзин» – собрание древних гимнов и песнопений, имеющих частью религиозное, частью чисто поэтическое содержание; «Лу-цзи» – описание ритуалов и обрядов, точное исполнение которых является обязательным для приверженца конфуцианского учения.

«Четверокнижие» включает в себя «Да-Сюэ» – краткое изложение основных положения конфуцианского учения; «Лун-Юй» – сборник изречений, авторство которых приписывается самому Конфуцию; «Чжун-Юн» – философский трактат, подробно рассматривающий мысль Конфуция о соблюдении во всех начинаниях принципа «золотой середины»; «Мэн-Цзы» – пересказ учения одного из главных учеников основателя конфуцианства.

Любой человек, желающий оставаться достойным членом общества и быть при этом высоко моральной личностью, должен следовать двум основным конфуцианским принципам: «жэнь» (гуманность) и «и» (долг). Понимание гуманности распространялось Конфуцием чрезвычайно широко и включало в себя целый ряд человеческих качеств, таких как справедливость, человеколюбие, добропорядочность, миролюбие и т. д. Долг – это моральное обязательство, которое человек, стремящийся быть добродетельным, накладывает на себя сам. В понятие долга входят и уважительное отношение к родителям, и безоговорочная преданность правителю, и сохранение супружеской верности.

В отличие от многих религий, стремившихся порвать с предшествующей традицией, чтобы выгодно оттенить свои моральные и социальные нормы, конфуцианство сделало ставку на восстановлении традиций. Учитывая традиционную для китайцев сосредоточенность на прошлом, где когда-то существовал «золотой век», Конфуций и его последователи претендовали на то, чтобы в своих произведениях воплотить правила, которые позволят повернуть время вспять, возвратив человечество к его исходному состоянию. Конфуций высказывал свой идеал возвращения к прошлому в тот момент, когда это было единственным способом сплотить китайское общество и придать ему новые силы перед угрозой внутреннего распада или внешнего завоевания. Его последователи, пытавшиеся руководствоваться скорее буквой, нежели духом конфуцианского учения, превратили проповедуемые им рекомендации в универсальные законы, совокупность правил, автоматическое соблюдение которых способно обеспечить человеку счастливое существование. Отсюда – сосредоточенность конфуцианства на ритуале, скрупулезном выполнении мельчайших предписаний, отказ менять даже отдельные движения в совершаемых церемониях, чтобы не отклониться от намеченного Учителем пути спасения.

Конфуцианство не только не стремилось отвратить своих адептов от того государства, в котором им довелось жить, но и прямо указывало, что даже достигший высокого уровня мудрости человек не должен отказываться от своей общественной деятельности, от жизни в обществе, среди друзей и близких родственников. Данное обстоятельство сослужило конфуцианской религии добрую службу, сделав ее ко II в. до н. э. официальной религией китайского общества. Стремление воплотить провозглашаемые конфуцианством этические идеалы на практике привело к тому, что китайские чиновники для попадания на государственную должность должны были сдавать обязательный экзамен, демонстрирующий не столько знания испытуемого, сколько его моральные качества и всестороннее развитие. Согласно заветам Конфуция только моральный человек может занимать государственный пост, поскольку именно у такого чиновника долг («и») окажется сильнее естественного чувства к наживе.

Конфуцианские наставления были интеллектуальной основой китайского общества на протяжении нескольких тысячелетий. В средневековом Китае система образования, построенная на конфуцианских принципах, являлась обязательной для всех представителей государственной власти, хотя на единоличную власть над сознанием каждого конкретного человека конфуцианство не претендовало, деля ее с даосизмом и буддизмом. Стремление обновить учение Конфуция, придать ему новую энергию и предельно индивидуализироваться, довести до человеческого сознания стали ведущим стимулом китайского мыслителя Чжу Си (1130–1200), явившегося основателем неоконфуцианства. Провозглашенный им принцип синь сюэ, использовавший отдельные положения буддистского вероучения для обновления традиционного конфуцианства, был популярным в китайском обществе вплоть до начала XX в. В XIX в. именно конфуцианство стало основой формирования китайского консерватизма, утверждавшего безусловное следование тем принципам, на которых базировалось китайское общество от времени своего возникновения, и соответственно отвергавшего любые заимствования и изменения на западный манер. В результате революции 1911 г. доминирующая роль конфуцианства в качестве официальной китайской религии оказалось поколеблена, окончательно же конфуцианство утеряло официальный статус после прихода к власти коммунистов.

Однако эта религии не была бы столь жизнеспособной, если бы так легко теряла свое влияние в периоды социальных потрясений. Несмотря на то что официально в современном Китае отсутствует государственная религия, поскольку ее заменяет идеология коммунистической партии, среди обычных людей конфуцианство сохранило свое влияние. Негласно оно присутствует в интеллектуальной и религиозной атмосфере современного Китая, демонстрируя в который раз свою способность апеллировать не к изменчивым социальным факторам, а к постоянной человеческой природе.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слобожанин Алексей Вячеславович, Хоу Цзюэ

В статье рассматривается значение конфуцианской этики для развития Китая в конце ХХ начале ХХI в. Обозначены негативные последствия влияния конфуцианского мировоззрения на движение Китая по пути модернизации , создания инновационной экономики. Указано на доминирование конфуцианских идей в китайской политике на протяжении всей истории государства, за исключением периода «культурной революции». Показывается вспомогательная роль конфуцианства в современной китайской государственной идеологии. Влияние конфуцианской этики прослеживается через выделение трех факторов: иерархичность и ритуализированность; пренебрежение производительным трудом при приоритете межличностных отношений в деловой сфере; негативное отношение к закону , преобладание традиционной патриархальной морали. В заключение устанавливается негативная роль конфуцианской этики для развития глобализационных процессов в КНР. Вместе с тем означен позитивный потенциал конфуцианства для процессов внутриазиатской интеграции .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of Confucian ethics in modern China’s development: negative aspects

This article discusses the significance of Confucian ethics for China’s development in the late 20th early 21st centuries. The emphasis is on the negative effects of Confucian ideology on China’s movement towards modernization, the creation of innovative economy. The study highlights the dominance of Confucian ideas in Chinese politics throughout the history of the state, except for the period of the “cultural revolution”. The paper shows the supplementary role of Confucianism in the modern state ideology of China. The influence of Confucian ethics is demonstrated through the combination of three factors: hierarchy and ritualization; negligence of productive labor with priority given to interpersonal relations in the business sector; negative attitude towards the law, predominance of traditional patriarchal morality. In conclusion, the authors determine that Confucian ethics plays a negative role in the development of globalization processes in China. Besides, the article shows the positive potential of Confucianism for the processes of intra-Asian integration.

Конфуцианство и современный Китай

27 июня 2015, 10:09

Конфуцианские
ценности сегодня направляют стремительный порыв инновационных технологий в
нужное русло и чётко, в соответствии с морально-нравственными социальными
критериями, способствуют гармонизации развития современного китайского
общества. Конфуцианство создаёт баланс между традиционными и инновационными
силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится
более стабильным и гармоничным.
Инновационное
развитие китайской политико-экономической и социальной системы требует
глубокого изучения традиционного уклада жизни китайцев, обращения к традициям
конфуцианства.

С начала
модернизации в 1978 г. и до настоящего времени китайское общество претерпело
коренные изменения. Китай переживает бурный подъём и успешное развитие
различных отраслей политики, экономики и социальной сферы. В результате
стремления к материальному сверхпотреблению и власти, борьбы за природные
ресурсы, за право собственности, расширения амбиций возникают конфронтации и
войны между странами и регионами, гегемония однополярного мира, международный
терроризм. Эти явления препятствуют развитию человеческого общества, разрушают
социальную гармонию и, в конечном итоге, приводят к распаду социума.

В процессе
модернизации Китай сталкивается с необходимостью соблюдения баланса между
рыночным реформированием и политической стабильностью. Современные китайские политологи,
решая вышеперечисленные проблемы, во многом опираются на идеи конфуцианских
мыслителей. Заложенные в конфуцианстве социально-политические нормы всегда
являлись основным стержнем, вокруг которого формируется современная модель
общественного и государственного устройства КНР. Китайский лозунг — «древность
на службу современности», сформулированный ещё в Древнем Китае, демонстрирует
преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно
конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим
компасом.

Опираясь на
прошлое, удивительную стабильность современного экономического развития и политического
уклада можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-исторических традиций и
технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении
наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.

Чтобы глубже
понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо
изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа
на протяжении столь длительного времени.

Базой для
успешного осуществления этой цели является развитие китайского образования.
Образовательная реформа в Китае началась в 90-х годах XX века.
Её успешное
проведение дало толчок для быстрого развития экономики. Изменения в системе
образования КНР ориентированы на повышение образовательного уровня всего
населения, инновационное развитие науки и техники, внедрение передовых
технологий в производство. Сегодня страна занимает первое место в мире по
темпам роста вложения средств в эти отрасли. Активно развивается
преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная
деятельность.

Особое значение
имеет то, что государственная политика в деле воспитания молодёжи, формирования
её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана
сформировать гуманитарно-развитую личность, признающую выработанные
тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную
самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Ведущая роль в
современной социально-политической жизни Китая отведена принципам традиционного
конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического
развития КНР.

Конфуцианство
оказывает непосредственное влияние не только на население Китая, но и на
мировое сообщество, особенно на страны азиатско-тихоокеанского ареала: Японию,
Корею, Вьетнам и Сингапур. В качестве альтернативы западному индивидуализму
Китай предлагает свой путь развития внешнеполитических отношений, основанный на
социально-политическом коллективизме, который предполагает мир, дружбу и
гармонию между странами. Именно такое взаимовыгодное и взаимообогащающее
сотрудничество способно привести к решению первоочередных задач и глобальных
проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Конфуцианская идеология
оказывает благоприятное влияние на будущее развитие всего мирового социума.

Таким образом,
актуальность исследования заключается в необходимости научного осмысления
влияния конфуцианства на политическую и социальную сферу КНР, анализа
противоречий и нерешённых вопросов, возникающих в процессе модернизации в
современном китайском обществе, что в конечном итоге будет способствовать
углубленному пониманию специфики социально-политической жизни современного
Китая.

Учение Конфуция
получило широкое распространение и приобрело множество последователей. Они
занимались поиском оптимальных решений создания гармоничного общества, опираясь
на принципы древнего конфуцианства и развивая конфуцианские идеи. Исследуя
данные принципы и идеи, современные ученые адаптируют их к настоящей
действительности, пытаются с их помощью найти решение насущных проблем.

Определите место конфуцианства и даосизма в жизни современного китая

Читайте также: