Новый афон достопримечательности паровоз

Обновлено: 17.05.2024

История маленького паровозика началась три года назад, когда в музее Новоафонского монастыря я увидел фотографию маленького паровоза. Мне он сразу запал в душу! Возможно, из-за маленького размера или, возможно, из-за множества пулевых «ранений». Смотрительница музея сказала, что этот паровоз раньше стоял где-то в горах. Фото старое, поэтому она не была уверена, что он до сих пор там. Я сфоткал фото и решил, что должен обязательно его увидеть!
После этого походил по Новому Афону и поспрашивал о паровозе у людей и таксистов. Никто ничего не знал. Только один таксист сказал, что в детстве видел в горах этот паровоз на самой горе, но дороги туда точно нет и не было. В общем запал мой погас, и я уехал обратно в Россию.
Уже дома я вычитал из интернета интересную информацию об этом паровозе.
«Узкоколейный паровоз типа Jung D. Построен 1902 году заводом Arnold Jung Lokomotivfabrik в 1902 г. No597, вес 5,6 тонн, мощность 20 л.с. Поставлен в Россию торговой фирмой Arthur Koppel 16 августа 1902 года в Новый Афон для работы на узкоколейной железной дороге.

Для нужд Новоафонского монастыря в 1884 году была построена десятикилометровая узкоколейная железная дорога с шириной колеи 890 мм. Трасса узкоколейки шла от вершины Афонской горы в горы, мимо горного села Акуи. В районе монастыря был подъемник (лебедка), который поднимал и опускал вагоны. Остатки перегрузочного механизма, включая локомобиль, также сохранились. На вершине Афонской горы (около 900 м над уровнем моря) был организована контора, остатки которой сохранились до сих пор.

По некоторым данным, от монастыря к порту была построена ещё одна узкоколейка, от которой сейчас не осталось следа.
Возили по дороге лес, а также продукты первой необходимости в Акуи.
В 1947-48 году дорогу разобрали - прямо под лебедкой была построена дача Сталина и ему не нравились постоянные шумы работающих механизмов и перегрузки грузов. До сих пор на вершине афонской горы сохранились механизмы (с маркировкой Людиновского завода), проржавевший паровоз, насыпь с остатками шпал. По всему Новому Афону можно найти узкоколейные рельсы (в самом городе было очень много путей УЖД, которые потом просто закатали в асфальт).»

После прочитанного, мне еще больше захотелось увидеть этот паровоз. И вот только спустя 3 года, в июле 2019 года я опять посетил Абхазию с четким намерением увидеть этот паровоз! А также снять ролик на эту тему для своего канала на ютуб "Заброшенная Россия".

На третий день отдыха в Абхазии я поехал в Новый Афон. Поспрашивал у местных и узнал, как добраться до паровоза. День выбрал пасмурный, чтобы не упасть от жары на середине подъема в гору. Хотя и в пасмурную погоду в самом начале пути я уже сразу повесил язык на плечо. Было очень душно, словно в парилке.
Путь начался от Новоафонского монастыря и через село над ним. Сначала была дорога, которая потом перешла в натоптанную тропу. Через полчаса я уже начал думать, зачем я туда попёрся! Лежал бы сейчас на пляже с вином и балдел)
Тропа проходила через каменные завалы поваленные деревья и колючки. Сразу пожалел, что отправился в шортах. Все ноги исцарапал. Хорошо, что хоть кроссовки одел. Через час подъёма неожиданно встретил на горе отшельника, который живет там! Им оказался русский мужик, который родился в Абхазии и прожил там всю жизнь. Узнал много нового о войне с Грузией. Он показал даже шрам на голове от осколка. Сказал, воевал с абхазами, как за свою Родину! И что без российских войск войну бы проиграли, так как на вооружении у абхазов на начало войны были только кривые берданки. Наш диалог можно также увидеть в ролике о паровозе на моём канале . (Ролик опубликую немного позже, после монтажа. Подписывайтесь, чтобы не пропустить)
Дальше мне встретился просто огромный колодец. В диаметре примерно 5 метров и глубиной метров 10, как мне показалось. Он явно был сделан еще в 19 веке монахами. Очень был впечатлён размером колодца!

Как мы добирались из Питера в Абхазию

Наша самостоятельная поездка в Апсны началась с посадки на Сапсан ранним утром. Впечатления от поездки на высокоскоростном поезде - полный восторг! Еще и билеты удалось урвать по летней акции: всего 1215 рублей с человека.

Всем путешественникам рекомендую прокатиться на Сапсане: благодаря прекрасной шумоизоляции и комфорту в поездке 4 часа пролетают, как один миг.

Не успели мы оглянуться, как вышли из поезда на Ленинградском вокзале. А в Москве хорошо: лето настоящее, солнце светит. Но времени гулять нет: быстро спускаемся в метро и едем на Павелецкую. Времени впритык: нужно успеть на аэроэкспресс. Билеты на экспресс я покупала заранее через интернет, с расписанием можно ознакомиться здесь.

Авиабилеты я искала на любимом Скайсканнере, а покупала на сайте авиакомпании.

Аэропорт Домодедово не порадовал тщательным досмотром и огромным количеством народу.

Только после посадки в самолет мы расслабились и ощутили, что скоро будем исследовать новые места! Летим навстречу субтропической природе.

Полет прошел в штатном режиме: совершенно ничего интересного, кроме видов из окна. Приземлились в аэропорту Адлера.

Что необычного можно увидеть в Новом Афоне? - Паровозик Юнг.

Вот и наш вожделенный паровозик Юнг находится на вершине горы Акуи, что возвышается над Новым Афоном .

"На вершине горы Акуи, прижимающей Новый Афон к берегу моря, по сей день стоит маленький, будто игрушечный, паровоз. Ржавый, много раз простреленный и частично разобранный, паровоз, тем не менее, не производит впечатления груды металлолома. Если идти к нему по дороге со стороны села Анухва, то кажется, будто он стоит на каком-то лесном вокзале, и вот-вот поехал бы навстречу… если бы стоял на рельсах."

Добраться до него можно и пешком и на машине. Пешком тропа проходит через улицу Орлиное гнездо и далее в гору через лес.

Танк-паровоз колеи 900 мм, колесная формула 0-6-0, №597/1902. Произведен АО «Оренштейн и Коппель» (Aktiengesell schaftfür Feld- und Kleinbahnen-Bedarfvormals ORENSTEIN & KOPPEL, Berlin) в 1902 г. с использованием узлов и технологий фирмы Арнольд Юнг (Arnold Jung Lokomotivfabrikin Kirchen). Танк-паровоз колеи 900 мм, колесная формула 0-6-0, №597/1902. Произведен АО «Оренштейн и Коппель» (Aktiengesell schaftfür Feld- und Kleinbahnen-Bedarfvormals ORENSTEIN & KOPPEL, Berlin) в 1902 г. с использованием узлов и технологий фирмы Арнольд Юнг (Arnold Jung Lokomotivfabrikin Kirchen).

Ходить пешком наши абхазские товарищи не любят, поэтому пробуем найти автомобильную дорогу до паровозика. Едем через Три котла , не доезжая их сворачиваем резко вверх вправо.

Там среди множества петляющих дорог и дорожек выбираем нужную и опираясь на ориентиры медленно поднимаемся в гору.

Из ориентиров старый ЗИЛ, стоящий у одного из домов, речушка, пасека и родник.

История маленького паровозика. Абхазия.

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

История маленького паровозика началась три года назад, когда я в музее Новоафонского монастыря, увидел фотографию маленького паровоза. Мне он сразу запал в душу! Возможно из за маленького размера или возможно из-за множества пулевых ранений. Смотрительница музея сказала, что этот паровоз раньше стоял где то в горах, фото старое, поэтому она не была уверена что он до сих пор там. Я сфоткал фото и решил что должен обязательно его увидеть!

После этого походил по Новому Афону и поспрашивал о паровозе у людей и таксистов. Никто ничего не знал. Только один таксист сказал, что в детстве видел в горах этот паровоз на самой горе, но дороги туда точно нет и не было. В общем запал мой погас и я уехал в Россию.

Вернулся в Россию и вычитал из интернета интересную информацию о этом паровозе.

Узкоколейный паровоз типа Jung D. Построен 1902 году заводом Arnold Jung Lokomotivfabrik в 1902 г. No597, вес 5,6 тонн, мощность 20 л.с. Поставлен в Россию торговой фирмой Arthur Koppel 16 августа 1902 года в Новый Афон для работы на узкоколейной железной дороге.

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

Для нужд Новоафонского монастыря в 1884 году была построена десятикилометровая узкоколейная железная дорога с шириной колеи 890 мм. Трасса узкоколейки шла от вершины Афонской горы в горы, мимо горного села Акуи. В районе монастыря был подъемник (лебедка) который поднимал и опускал вагоны. Остатки перегрузочного механизма, включая локомобиль, также сохранились. На вершине Афонской горы (около 900 м над уровнем моря) был организована контора, остатки которой сохранились до сих пор.

По некоторым данным, от монастыря к порту была построена ещё одна узкоколейка, от которой сейчас не осталось следа.

Возили по дороге лес, а также продукты первой необходимости в Акуи.

В 1947-48 году дорогу разобрали - прямо под лебедкой была построена дача Сталина и ему не нравились постоянные шумы работающих механизмов и перегрузки грузов. До сих пор на вершине афонской горы сохранились механизмы (с маркировкой Людиновского завода), проржавевший паровоз, насыпь с остатками шпал. По всему Новому Афону можно найти узкоколейные рельсы (в самом городе было очень много путей УЖД, которые потом просто закатали в асфальт).

После прочитанного, мне еще больше захотелось увидеть этот паровоз. И вот только спустя 3 года, в июле 2019 года я опять посетил Абхазию, с четким намерением увидеть этот паровоз! А так же снять ролик на эту тему, для своего канала на ютуб "Заброшенная Россия".

На третий день отдыха в Абхазии я поехал в Новый Афон. Поспрашивал у местных и узнал как добраться до паровоза. День выбрал пасмурный что бы не упасть от жары на середине подъема в гору. Хотя и в пасмурную погоду в самом начале пути я уже сразу повесил язык на плечо. Было очень душно словно в парилке.

Путь начался от Новоафонского монастыря и через село над ним. Сначала была дорога которая потом перешла в натоптанную тропу. Через пол часа я уже начал думать, зачем я туда попёрся! Лежал бы сейчас на пляже с вином и балдел)

Тропа проходила через каменные завалы поваленные деревья и колючки. Сразу пожалел что отправился в шортах. Ноги сразу все исцарапал. Хорошо что хоть кроссовки одел. Через час подъёма неожиданно встретил на горе отшельника, который живет там! Им оказался русский мужик, который родился в Абхазии и прожил там всю жизнь. Узнал много нового о войне с Грузией. Он показал даже шрам на голове от осколка. Сказал воевал с абхазами как за свою Родину! И что без российских войск войну бы проиграли, так как на вооружении у абхазов на начало войны были только кривые берданки. Наш диалог можно так же увидеть в ролике о паровозе на моём канале. (Ролик опубликую немного позже, после монтажа. Подписывайтесь, чтобы не пропустить)

Дальше мне встретился просто огромный колодец. В диаметре примерно 5 метров и глубиной метров 10 как мне показалось. Он явно был сделан еще в 19 веке монахами. Очень был впечатлён размером колодца!

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

Чем выше я поднимался тем становилось прохладнее, я постепенно оказался в облаке, которое зависло между гор. Стало прохладно и комфортно. Только жутковато По пути в тумане увидел что то еще живое впереди, стало как то не по себе) это оказались коровы В общем часа через 2-2,5 я уже был на месте!

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

Картинка поляны где стоял паровоз была сказочная!! Как на фото! Туман придавал какой то фантастический вид! Я фоткал не переставая! Пробыл там час, полазив еще по заброшенным зданиям и изучив все вокруг. Удивило что под ногами валяются детали от паровоза и железной дороги. Было ощущение что паровоз встал на прикол вчера. Энергетика была не реальной!

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

Уходя обратно, решил свернуть с тропы около указателя, где было написано, что где то там в кустах , похоронен последний машинист этого паровозика! Стало ну очень интересно!

Метров через 50 от тропы увидел ограду с тремя могилами!

Одна из них была отмечена железной эмблемой паровоза, стало понятно что это и есть могила последнего машиниста. Рядом судя по фамилии была похоронена его жена. Пока я фотографировал и снимал, обнаружил в зарослях еще несколько красивых и старинных крестов! Некоторые из них были сварены из железнодорожных рельс. Годы рождения у всех были 18.. годов! И тогда я понял что это целое кладбище! Которое уже давно заросло!

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

История маленького паровозика. Абхазия. Путешествия, Абхазия, Заброшенное, Россия, Отдых, Паровоз, История, Длиннопост

Это место было последним из запомнившихся. Вскоре я тронулся в обратный путь, и через час-полтора был на месте. Всего на подъём и спуск ушло 5 часов. Был очень уставшим но счастливым!

ТРОПА К ПАРОВОЗУ В АБХАЗИИ

Гора Акуи в Новом Афоне – последнее пристанище немецкого паровоза, купленного монахами в начале прошлого века. Поэтому, чтобы увидеть достопримечательность, придется подняться более чем на 500 м над уровнем моря. Как добраться в Новом Афоне к паровозу на горе? Стартовой точкой выступает тот самый Новоафонский монастырь, рядом с которым расположена пещера Симона Кананита и бурный водопад.
Начинается всё с ровной асфальтовой, а позже грунтовой дороги, но вскоре она превращается в еле заметную, петляющую пунктиром тропинку, уходящую вглубь душистых абхазских чащ. Путь к паровозу занимает около полутора часов и составляет 5 км (если идти от берега моря, то истраченное время увеличится примерно до 2,5 часов). Иногда по дороге встречаются указатели, сделанные местными умельцами, чтобы туристы не заблудились. На обочинах тропы, ведущей к Новоафонскому паровозу, то и дело виднеются мшистые останки деревьев, поросшие папоротником, лежалый валежник, а также древние корни, намертво впившиеся в землю. Спустя время, путники увидят останки железного привода, когда-то служившего нуждам канатной дороги.

Новый Афон лес деревья

Абхазия лес природа

Лесопилка Новый Афон фото

А где же сама достопримечательность поселка Новый Афон – паровоз на горе? Присмотритесь, вот он виднеется между резным изумрудом листвы! С виду новоафонский паровозик, стоящий на опушке, неказист: его железное тело испещрено ранами, нанесенными безжалостным временем, а колёса заросли густой горной растительностью. Неподалёку можно отыскать старое здание лесопилки, также давным-давно заброшенное. Когда-то монахи использовали его для заготовки бревен.
Судя по старым фото, на одном из тогда еще новеньких боков новоафонского паровозика была начертана фраза «В добрый час» (сейчас табличку отыскать не удастся). Туристы утверждают, что стоя возле многократно простреленного корпуса старого локомотива, создается странное впечатление – кажется, он вот-вот поедет, и это несмотря на явную ветхость и давно разобранные рельсы. Кстати, относительно многочисленных пробоин на теле новоафонского паровоза, стоит отметить, что это работа отнюдь не военных, орудовавших здесь в период абхазской войны: еще в восьмидесятые годы прошлого столетия локомотив был прострелен вандалами, которые приезжали в абхазские горы оттачивать свое мастерство.

Паровоз Новый Афон красный

То, что узкоколейку срочно пришлось разобрать, в том числе, виновен Сталин, роскошная дача которого была построена рядом. Отцу народов мешали шумы, производимые железной дорогой. В те времена она пролегала там, где сейчас расположено Сухумское шоссе. Далее, рельсы заворачивали непосредственно к Новоафонскому монастырю. К слову, ходит легенда, что паровоз якобы был подарен рачительным монахам самим государем-императором.
В лесу можно отыскать странное кладбище, кресты на котором сделаны из рельсов. На территории этого оригинального некрополя покоятся служащие, когда-то работающие на узкоколейке, включая последнего машиниста с супругой (о нём упоминалось выше). Сохранился здесь и огромный колодец, обложенный камнем, вырытый для нужд новоафонской железной дороги – сейчас он включён в систему водопровода, обслуживающего деревню Акуи.

Видео Абхазия. Паровоз в Новом Афоне

Паровозик Новоафонского монастыря, забравшийся столь высоко на гору, представляет исторический интерес, поскольку является вещественным свидетельством процветания старинной обители, а также служит доказательством раннего расцвета железнодорожного дела в Абхазии. Кроме того, прогулка к опушке, на которой стоит паровозик, обязательно принесет несказанное удовольствие любопытному туристу.

ПЛАТФОРМА «ПСЦЫРХА» СЕЙЧАС

Несмотря на то, что павильон «Псцырха», как и платформа, находятся в удручающе заброшенном состоянии, на данный момент поезда продолжают эксплуатировать эту железнодорожную линию. Правда, они проходят мимо станции, не останавливаясь. Так было не всегда: запустение вокзала началось с момента возникновения грузино-абхазского конфликта, и за это время ситуация несколько раз менялась.
Вентиляционные установки (обратите внимание на два круглых окошка, размещенных поверху туннеля), упомянутые выше, которыми была оборудована станция «Псырцха» (Абхазия), благополучно отключили ещё в 1992 году, и до сего момента они не возобновили свою работу. Когда начались боевые действия, движение поездов, естественно, прекратилось, и тоннель возле станции Псцырха опустел. Возобновился трафик только спустя год, и то частично. Сейчас же поезда на станции «Псырцха» – крайне редкое явление.

Станция Псырцха озеро фото

Железнодорожная станция «Псырцха» в свое время принимала поезда, идущие по направлению из Сухума в посёлок Псоу. Позже маршрут был продлен до Адлера, а ещё через некоторое время снова сокращён. В 2009 году остановочный пункт в Новом Афоне окончательно прекратил свою работу. Но колея по-прежнему задействована в системе железных дорог, правда, как уже упоминалось, поезда молниеносно пролетают мимо заброшенной станции.

Платформа Псцырцха Абхазия фото

Псырцха станция ночь Абхазия фото

Паровоз в Новом Афоне: труженик на отдыхе

Старый паровоз Новый Афон фото

Адрес: Абхазия, г. Новый Афон.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.

В Абхазии множество мест, которые претендуют на эксклюзивность и необычность. В этом смысле не отстаёт и Новый Афон – паровоз на горе практически не обозначен в туристических справочниках, но однозначно стоит того, чтобы на него посмотреть. Когда-то этот объект приносил немалую пользу монахам Новоафонского монастыря и жителям прилегающих населенных пунктов, а сейчас стоит одинокий и всеми забытый на вершине горы. Хотя туристы не обходят его вниманием – как-никак историческая ценность!

Новоафонская тропа к паровозу и остаткам узкоколейки: подробности

Начало маршрута: 43.09318, 40.82275

Координаты паровоза: 43.09585, 40.8286

Координаты остатков узкоколейки: 43.09484, 40.82854

Протяженность маршрута: около 5 км

Сложность: легкий горный маршрут

Высота: 528 метров над уровнем моря

В рюкзаке: 1-2 литра питьевой воды на человека, панама, очки, солнцезащитный крем

Первая половина маршрута тяжела тем, что тени очень мало. Вы идете все время вверх, очень жарко (летом). Вторая половина идет по тенистому лесу, где веет прохладой, и уже не такой крутой подъем. Обязательно одевайте кроссовки и берите с собой воду.

Тропа очень известна в Новом Афоне, и в некоторых местах на маршруте стоят указатели со стрелками.

Советую скачать Osmand с картами Абхазии. На крайний случай - MapsMe. С помощью этих приложений вы можете построить пеший маршрут. Он выделен красным на карте:

СТАНЦИЯ «ПСЫРЦХА»: КАК ДОБРАТЬСЯ

То, что станция «Псырцха» находится в Абхазии – это неоспоримый факт, а вот более точные её координаты – посёлок Новый Афон. К вокзалу существует три подхода.

  • Первый ведёт по тропе мимо Новоафонского водопада, построенного монахами, и гидроэлектростанции, восстановленной в 2012 году. Серебряные потоки в какой-то мере могут соперничать с Ниагарой, причём происхождение их – искусственное.
  • Второй путь пролегает через пешеходный мост, соединяющийся с автомобильным тоннелем.
  • Третья дорога ведёт к кельям Симона Кананита и одноимённому храму. Его обязательно стоит посетить, поскольку возведение святилища тесно связано с историей Нового Афона.

Видео Абхазия. Станция «Псырцха»

Безусловно, увидев мистические символы на станции «Псцырха» и как следует рассмотрев её удивительный павильон и тоннель, вполне можно совместить эту увлекательную экскурсию с осмотром вышеуказанных достопримечательностей. Заброшенная «Псырцха» – интереснейший объект для исследования и любования окружающими природными прелестями!

Заброшенная ж/д станция Псырцха: история, мистика и красота

Псырцха станция Абхазия

Адрес: Абхазия, г. Новый Афон.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.

Вокзал «Псцырха» – своеобразная достопримечательность Абхазии и Нового Афона. Это вещественное свидетельство бурного технологического и архитектурного развития прошлого столетия, ведь вокзалу в этом году исполнилось уже 76 лет. На данный момент железнодорожная станция «Псырцха» давным-давно заброшена, но по-прежнему прекрасна. Вы не поверите, но в её ветхости просматривается нечто изысканное, благородное, навевающее ностальгические воспоминания.

ПАРОВОЗ В НОВОМ АФОНЕ В АБХАЗИИ

Паровоз в Новом Афоне стоит того, чтобы рассказать о нём подробнее. Для своего времени это было техническое чудо. Железнодорожный тягач произведен в Берлине с применением прогрессивных деталей от знаменитой компании Арнольда Юнга. Произошло это событие в 1902 году. Предельная мощность новоафонского паровоза была небольшой – он развивал примерно 12 км в час, а двигатель едва достигал 60 лошадиных сил. Но и этого было достаточно, чтобы произвести фурор, едва паровоз доставили в Новый Афон в августе 1902 года. Агрегат не был предназначен для разворотов, поэтому ходил только по прямой, курсируя взад-вперед.
Таким образом, заброшенный паровоз в Новом Афоне является своеобразным памятником первой абхазской железной дороге. Гора Акуи упокоила также и последнего машиниста этого паровоза – Ефрема Исааковича Сморжока, он похоронен неподалеку с достопримечательностью. Первым – был монах Новоафонского монастыря по имени Милентий. Он водил паровозик до самой Октябрьской революции. После смерти Ефрема Исааковича машинистом стал Нури Смыр, но проработал всего 5 лет, поскольку началась Вторая мировая война. Видимо, поэтому Сморжока принято считать последним, кто управлял локомотивом.

Гора Акуи Новый Афон

На данный момент за паровозом присматривает местный лесник, в чьих владениях находится техническое чудо начала XX века. Корпус паровоза, когда-то помогавшего монахам Нового Афона исправно вести хозяйство, изрядно поржавел от сырости и дождей, хотя его периодически подкрашивают. Сохранились фото, на которых агрегат находится в рабочем состоянии и выглядит довольно прогрессивно для своего времени, прямо-таки, как новенький!
Вопреки расхожему мнению, история железнодорожного транспорта в Абхазии начинается не с первых дней войны, а гораздо раньше. Это знаменательное событие связывают с новым игуменом монастыря, отцом Иероном, поскольку именно он стал инициатором покупки паровоза и запуска узкоколейной железной дороги. Примечательно, что поначалу монахи обходились гужевым усилием местных лошадей – идущие по рельсам вагонетки, которые самозабвенно тянули за собой рабочие мулы, могли перевозить гораздо больше грузов. Всё равно это не шло ни в какое сравнение с пусть маленьким, почти игрушечным, но металлическим трудягой паровозом.
Железная дорога 10-километровой длины, идущая по горным лесам, здорово помогала обеспечивать монастырь всем необходимым. Локомотив, называемый иногда танк-паровоз, неспешно тащил вагоны, которые по дороге нагружались медом, бревнами, сельхозпродукцией и множеством других полезных вещей.

паровоз Новый Афон механизм

Колодец Абхазия Новый Афон

Как мы поднимались на Акуи к паровозу

Наш день начался с купания в Черном море. Если сравнивать с нашим югом, пляжный отдых мне понравился больше в Абхазии. Море чистое, пляжи пустынные, заночевать в палатке (как на фото ниже) - запросто. Смущает лишь один момент - быки и коровы. Ты можешь лежать и греться на солнышке спокойненько. Открываешь глаза, а там.. Бык пьет воду. Морскую. Ничего особенного, просто бычок. Блин, боюсь их нереально.. Я уже начала потихоньку собирать вещи (бежать отсюда, скорей!). Но он просто попил и ушел, даже не глядя на меня, ура.

Меня очень вдохновляет небо. Люблю рассматривать облака и лучи солнца, проходящие сквозь них. Для этого понадобятся всего лишь качественные поляризационные очки. В тот день облака были нереальные:

Антон уже накрутил себе тюрбан из футболки, чтоб голову не напекло.

В 11:30, после принятия морских ванн, мы прогулялись до еще одной достопримечательности: на вокзал Нового Афона, Афон Еыц. Хозяйка дома, в котором мы остановились, рассказала: со стороны железной дороги здесь можно пособирать ежевику! К сожалению, мы были в августе, и ягода уже отошла. Но вы примите на заметку.

Ныне заброшенный, вокзал вызывает жалость и обиду. Такая архитектура, красота и изящество! Неужели не хочется абхазам восстановить всё это, а не ждать, пока здание превратится в руины?

Кирпичная стена, вся сплошь заросшая мхом и вьюнами:

На тропу к паровозу мы вышли около 15:00. В зависимости от физической подготовки и выносливости можно подняться на вершину за 1-3 часа. Напоминаю, что мы шли в августе, в самую жару. Поднимались с постоянными остановками на отдых. В итоге маршрут "туда" занял около 2 часов.

По мере подъема начинают открываться чудесные виды. Иверская гора, на которую мы ходили вчера. Наверху можно рассмотреть башню Анакопийской крепости.

Пройдя еще немного, можно полюбоваться куполами Новоафонского монастыря на фоне Черного моря:

Когда все жилые дома остались позади и нас окружил субтропический лес, мы вышли на настоящую тропу. Вдруг затрещали ветки, зашевелилась трава! И из кустов выбегают.. Кабаны?! Медведь?!

Нет! Красивые и очень дружелюбные охотничьи собачки, которые сопровождали нас всю оставшуюся дорогу. Эти зайки терпеливо дожидались нас, когда мы набирались сил в тенечке. И заботливо бежали впереди, охраняя нас от невидимых врагов и показывая дорогу. Когда пойдете по этому маршруту, они могут и вас проводить 🙂

Тропа к паровозу очень хорошо видна. Идти одно удовольствие, если не принимать во внимание жару. Мы побывали в самом настоящем лесу, где водятся дикие животные: это территория охотничьих угодий.

Практически весь путь мы прошли вдвоем наедине с природой, лишь пару раз встретив людей.

Здесь мы понимаем, что вышли на вершину горы Акуи (528 метров). Очень приятно видеть такие надписи, чувствуется теплое отношение к туристу.

Мы выходим на залитую солнечным светом поляну. Вот и виновник нашего похода: паровоз. Он оказался таким маленьким, необычным. На железе видны следы пуль. Кто его так изрешетил, останется загадкой.

Это паровоз модели Jung D, мощностью 20 л.с, 1902 года производства.

Сквозь настоящие джунгли мы пробираемся к остаткам механизмов узкоколейки. Меня поразил размер шипов на местных ветках:

Они очень острые!

Как назло, тропа проходит точно сквозь колючие заросли.

Фото ниже для понимания размера шипов относительно меня:

Осторожно пробравшись сквозь злые шипастые растения, мы все-таки оказались у руин какого-то сооружения.

Внутри сохранившихся каменных стен можно найти механизмы, служившие для работы канатной дороги. Даже трос сохранился.

Теперь здесь паровозы не ездят, не возят лес и припасы.

На обратном пути я решила сфотографироваться на память:

Спуск в город прошел быстрее и легче (что само собой разумеется, когда идешь вниз). Тропа к паровозу в Новом Афоне - такой интересный однодневный маршрут, советую не лениться и пройти весь путь. Возможно, когда-нибудь встретимся на тропе! 🙂 Наши приключения на этом не закончились. На следующий день мы сели в автобус и отправились в Гагру.

Тропы в Новом Афоне: хайкинг к паровозу на горе Акуи

паровоз с узкоколейки на вершине горы в Новом Афоне

В Новом Афоне много интересного, и среди достопримечательностей главную роль занимает природа. Я обожаю горы, и мы не могли оставить без внимания пешую тропу на вершину горы Акуи (528 м). Подъем интересен тем, что на горе раньше была узкоколейка, и до сих пор можно увидеть кое-что сохранившееся: паровоз, руины сооружений и заржавевшие механизмы. Итак, начинаем!

Прошлый фоторассказ был о пешей прогулке на вершину Иверской горы с осмотром Анакопийской крепости. Все фоторассказы из этой поездки собраны на одной странице: если вам интересно почитать что-то еще об Абхазии, заходите сюда.

На гору шла узкоколейная железная дорога Новоафонского монастыря. Ширина колеи 89 см, длина - 10 км. Скорее всего, ее соорудили монахи для лесовозных нужд в 1884 году (год точно не известен). Перестала использоваться в 50-х годах, профункционировав тем самым более 60 лет.

Машинистов, работавших на узкоколейке, было всего двое. Первый - монах о. Милентий, а второй - Е. И. Сморжок. Могилы обоих машинистов находятся там же, на горе, мы подходили к ним, но не фотографировали.

Дорога состояла из канатной дороги и узкоколейной железной дороги. Сейчас от шпал уже ничего не осталось, но многочисленные остатки сооружений все еще можно найти на склоне и вершине горы.

СТАНЦИЯ «ПСЫРЦХА»: ИСТОРИЯ ОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА

Когда-то заброшенная ж/д станция «Псырцха» была активно функционирующим вокзалом. Живописный павильон и прилегающая к нему платформа возведены здесь в далеком 1944 году. Река Псцырха, протекающая рядом с вокзалом, прогнозируемо, дала название станции. Но у самых истоков дело обстояло иным образом: изначально остановку открыли под названием «Дача». Спустя 7 лет местное начальство решило переименовать станцию, и ту стали называть по-грузински – Агараки. И только в 1967 году ныне заброшенная станция «Псцырха» обрела имя, под которым теперь известна всем.
На довольно крупном перегоне располагаются два тоннеля, в верхней части которых размещены машинные отделы и разветвленная вентиляционная система, в те времена помогающая освежать воздух под землей. В период своего расцвета станция «Псырцха» также была оборудована караульными постами, на которых попеременно дежурили солдаты внутренней охраны.

Псцырцха станция Абхазия

Круглый павильон, считавшийся в советские времена эталоном изящества и красоты, как бы нависает над водами водохранилища, образованного рекой Псцырха. Много лет назад в нём располагались билетные кассы. Сейчас об этом почти ничего не напоминает, кажется, что у воды застыла прекрасная беседка. Кстати, лексема «псцырха» переводится как «пихтовый родник» – не правда ли, романтично?
История строительства станции «Псцырха» связана, прежде всего, с человеком, которого в благодатном крае озёр, гор и водопадов знают все – это архитектор Георгий Лежава. Его можно назвать флагманом грузинской архитектуры – умелым рукам и креативному уму бесподобного мастера своим появлением обязан Тбилисский Дом правительства, кроме прочего, он приложил творческие усилия и к созданию сооружений необычного вокзала в Новом Афоне.

Железнодорожный вокзал Псцырцха фото

Заброшенная ЖД станция Псырцха

Псцырцха станция тоннель фото

МИСТИЧЕСКАЯ ПСЦЫРХА

Как выглядела раньше станция «Псцырха» можно без труда представить даже сейчас, внимательно разглядывая великолепную лепнину, резные узоры высоких сводов и стройные колонны, обрамляющие вокзальной павильон. В то же время, взирая на облупленные стены и выбитые стёкла станции, закрадывается холодок уныния и, что греха таить, мистический страх. Одна звезда на полу станции чего стоит – здесь воспаленному воображению есть, куда разгуляться: так и представляется проведение в этих стенах некого запретного, оккультного ритуала. Кажется, как в ночи блики сотен свечей отражаются в холодном, мертвом мраморе, а фигуры в тёмных плащах, согбенные под тяжестью магических заклинаний, молча прохаживаются по давно опустевшему зданию.

Псцырха старая станция фото 1

Вот такая она, ж/д станция «Псырцха», неоднозначная и мистическая! Конечно, на это можно не обращать внимания, ведь легенды ходят о многих заброшенных постройках, если бы не одно «но». Между прочим, семиконечная звезда на полу станции «Псырцха» действительно относится к магическому символизму, олицетворяя собой единство нечистого, материального мира и безгрешного, духовного. Гуляя здесь и рассматривая пол станции «Псцырха», нужно быть предельно внимательным – недалеко от терракотовой, переплетенной звезды расположен технический колодец, куда, судя по отзывам, нехотя попадал не один турист.

Псцырцха вокзал Абхазия фото

Псырцха павильон внутри фото

Псцырцха станция вокзал звезда

ПАРОВОЗ НА АФОНСКОЙ ГОРЕ: ИСТОРИЯ

Узкоколейка Новоафонского монастыря была запущена начиная с 1884 года. Её основной целью являлось обслуживание нужд иноков, поэтому паровозик Юнг, стоящий сейчас на горе Акуи, неустанно перевозил продукты питания, фрукты и овощи, монастырское вино, гроздья винограда и даже пассажиров. Функционировала железная дорога до 1948 года, на три года пережив Вторую мировую войну. Предположительно, после закрытия Новоафонская узкоколейка была заменена канатной станцией.

Заброшенный паровоз горы Абхазия

О трудолюбии и прогрессивности новоафонских монахов, пришедших сюда из далёких греческих островов, буквально ходили легенды. Чего стоит рукотворный водопад – настоящая абхазская Ниагара, который насельники приспособили под тайный, не заметный глазу склад. Поэтому без железной дороги монахи обойтись не смогли, соорудив транспортную ветку, согласно тогдашним представлениям о технологиях. Считается, что паровоз Новоафонского монастыря, в данный момент находящийся в 5 км от города, причастен к основанию самого селения, поскольку в своё время прочно связал кельи, поля и сады насельников с молодым населенным пунктом.
Учитывая пересечённую, труднопроходимую горную местность, Новоафонская железная дорога и ее легендарный паровоз, в этих условиях считались незаменимыми, поскольку способны были поднимать и перевозить с места на место невероятные грузы, особенно если сравнивать со слабой конной тягой. Ширина колеи составляла 90 см, поэтому для неё был заказан специальный паровоз, способный передвигаться по узкоколейке.

Паровоз Юнг Абхазия

Новый Афон ЗИЛ Абхазия

Новый Афон указатель пасека фото

Достопримечательности Нового Афона: Псырцха, монастырь, водопад

Новоафонский монастырь в Абхазии в Новом Афоне

Всем привет! Я начинаю серию фоторассказов о красоте Абхазии. Сегодня я поделюсь первыми впечатлениями о переходе границы и стране в целом. Покажу первые достопримечательности, которые мы посетили за день в Новом Афоне. В сводном посте ищите ссылки на все отчеты из этого путешествия.

Содержание:

Пересечение границы Россия - Абхазия

Из аэропорта добрались до приграничного села Веселое. Это легко: нужно найти автобусную остановку недалеко от аэропорта, откуда отходят маршрутки до Псоу. Пока вы стоите на остановке, к вам будут подходить непонятные люди и говорить, что они вас отвезут быстро и недорого. Таким образом нас нашла женщина-водитель: подойдя к нам, назвала цену. Мы, подумав, быстренько схватили чемоданы/сумки и понеслись за ней в машину. В итоге раза в 2 быстрее добрались до границы, чуть-чуть переплатив. И прокатились в белой семерке жигули. 🙂

Из машины нас высадили около пограничного пункта, идти далеко не пришлось. Местные "пейзажи" Веселого не внушали доверия: грязно и неопрятно, как-то неприятно было находиться здесь. Хотелось быстрее проскочить в нейтральную зону.

Машин в очереди на границу много. В этом плане пешком переходить просто замечательно: несколько минут, и ты в Абхазии. Русский пограничник, изучая мой российский паспорт, поинтересовался, зачем мне понадобилось в Абхазию: почему в Сочи не отдыхается. Я отвечаю, что первый раз пересекаю границу, хочу отдохнуть в новых для себя городах. А пограничник мне и отвечает, мол, пожалеете вы, девушка. Там смотреть нечего, одна разруха.

Забегая вперед, скажу, что пророчество пограничника не сбылось: понравилось мне в Абхазии. Заброшенные здания красивейшей архитектуры граничат с великолепной субтропической растительностью. Пустынные пляжи омывает чистое Черное море.

Следующий чек-пойнт: после российской стороны идем по пешеходной зоне (не потеряетесь), подходим к абхазскому погранпосту. Там, даже не глядя в наши паспорта, всех быстро пропускают. Граница пройдена.

Маршрутки, идущие в разные города Абхазии, найти очень просто. Когда выйдете с паспортного контроля, почти сразу заметите небольшую площадь с кучей микроавтобусов. Там же в киоске можно купить местную сим-карту.

Приехали в Новый Афон вечером, уже стемнело. Выйдя на остановке "Ракушка", я позвонила хозяину гостевого дома, и он подъехал за нами на машине. Тяжелый день наконец-то завершился: быстро заселяемся и падаем в кровать.

Достопримечательности Нового Афона

Проснувшись утром, решаем пройтись по ближайшим достопримечательностям. Так как мы жили практически у самой Новоафонской пещеры, пешком пройти до центра города не составило большого труда. Спускаясь по улице, любуемся видом на Новоафонский монастырь и горы:

Вышли на набережную. Буйство красок цветущих олеандров никого не оставят равнодушным. Дышится легко: воздух как будто пропитан хвойным ароматом. Самая середина августа, а вокруг никого!

Так выглядит площадь у остановки "Ракушка": ни тебе разметки, ни знаков. Паркуйся как хочешь.

Псырцха: ж/д станция, озеро и река

Мы прогулялись по улице Ладария к железной дороге и станции Псырцха (координаты 43.09188, 40.81578) и были удивлены красотой этого места. Посмотрите на фото, это всего лишь озеро около ж/д станции. Невероятный цвет воды, нависающие над ней скалы, буйная растительность - я не верила, что всё это реально.

В Абхазии не нужно далеко ехать, чтобы оказаться среди природы.

Псырцха пленяет своей безмятежностью, спокойствием и насыщенностью красок. Неухоженность ж/д станции лишь подчеркивает красоту и придает очарования пейзажу.

Каждый может взять катамаран напрокат и прокатиться по озеру с фантастически чистой лазурной водой.

Вот и сама станция Псырцха. Обшарпанные колонны, выбитые стекла. Заброшенность красивейших строений в Абхазии в порядке вещей. Прошла новость, что не так давно абхазы стали потихоньку восстанавливать свою инфраструктуру. Надеюсь, что эту красоту когда-нибудь отремонтируют.

Туннель в объятиях природы. Темный зев преграждает запрещающая табличка: внутрь туннеля заходить запрещено. Круглые окошки совсем заросли лианами, а над путями нависают листья банановых пальм. Где еще такое увидишь?

По координатам 43.0911714 , 40.8165648 находится искусственный Новоафонский водопад, который падает вниз широкой стеной. Мы идем вдоль озера по тротуару, и уже видим людей, которые стоят и смотрят сверху на стремительный водяной поток.

Вот и он, Новоафонский водопад. Водные брызги попадают на нас и освежают жарким летним днем, пока мы фотографируемся на одной из смотровых площадок.

Рядом с водопадом можно гулять и рассматривать фигуры, высеченные из камня. Впечатления неимоверные: всего первый день в Новом Афоне, а уже так интересно.

Каменные лица высечены прямо на скале:

К сожалению, я ничего о них не знаю. Если кто владеет информацией, поделитесь в комментариях, насколько старые эти каменные изваяния и что они символизируют.

Ландшафт здесь заслуживает восхищения:

Старец с очень длинной бородой:

Еще одна скульптура пытается спрятаться от туристических глаз и слиться с окружающим пейзажем:

Слева - музей Абхазского царства (вход 100 руб). В музей мы не попали, он был закрыт. Слева - храм Апостола Симона Кананита. Неподалеку есть еще грот и келья Симона Кананита, но об этом в другом фоторассказе.

Река Псырцха, берущая свое начало в одноименном озере:

Где-то рядом с музеем и храмом мы обнаружили источник, в котором можно набрать питьевую (?) воду. О качестве воды я ничего не знаю, но мы пробовали, и многие другие подходят с бутылками.

Можно целый день гулять здесь: интересного действительно много. Но нам нужно двигаться дальше. Напоследок любуюсь морем с видовой точки, а потом идем к монастырю.

Новоафонский монастырь

Монастырь реставрируют (ура!). Когда мы посещали его, примерно половина здания уже была свежей. Но я читала, что ремонт сильно затягивается. Вообще создается впечатление, что абхазы не особо торопятся приводить в порядок свои города.

Новоафонский монастырь - произведение искусства, услада для глаз. Настоящая жемчужина Нового Афона. Очень величественно выглядит он с высоты, окруженный горами. Вблизи храм производит не менее сильное впечатление: огромное, яркое здание с золотыми куполами. Всё портит только общая обшарпанность (реставраторы, поторопитесь!).

Огромный крест расположился на крыше над входом в монастырь:

Обязательно зайдите внутрь, осмотрите фрески и росписи. Поднимите глаза и посмотрите вверх. Жаль, не все фрески в хорошем состоянии.

В Новоафонском монастыре прохладно и тихо. Здесь царит особая атмосфера. Внутри очень красиво: много окошек, дающих естественный мягкий свет. В росписи стен много золотых деталей.

Мы провели здесь около получаса и насытились впечатлениями.

Приморский парк в Новом Афоне

После посещения монастыря, передохнув и пообедав, мы пошли в Приморский парк (координаты 43.08489,40.81546). Даже не ожидали, что здесь будет так круто. Парк достоин посещения, в нем приятно гулять ближе к вечеру, когда не так жарко.

На Лебединое озеро можно полюбоваться из симпатичной беседки:

Не зря озеро имеет такое название. Мы были очень удивлены, увидев черных лебедей!

Вот он, красавец, поближе:

Пока гуляли и наблюдали за лебедями, наступил вечер. Стемнело. Решили пойти поужинать. Путь наш проходил мимо очередной заброшки: Новоафонской турбазы.

Мы впервые в Абхазии, и было некомфортно идти мимо зловещих черных проемов дверей и окон. Внутрь зайти мы бы не решились даже днем.

Вот и прошел день, наполненный положительными эмоциями. Мы поняли, что у Абхазии две стороны: одна невероятно красивая, красочная и яркая. А вторая - грустная, темная, разрушенная и заброшенная. Но это всего лишь первый день! Дальше будет интереснее.

Найти авиабилеты можно очень недорого, а добраться до границы и нужного города в Апсны самим не составит труда. Жилье можно найти на месте или заранее договориться с хозяевами через интернет. Стоимость жилья составит от 300 рублей.

Если вам не понравился вариант самостоятельного путешествия в Абхазию, то поищите недорогие туры в эту страну.

Если информация в моих фоторассказах оказалась вам чем-то полезна, не скупитесь и выразите свое "спасибо" в комментариях!

Читайте также: