Новая голландия место силы летнего питера

Обновлено: 15.05.2024

В 2010 году компания Millhouse LLC выиграла тендер, получила инвестиционный контракт и приступила к проекту реставрации и приспособления острова Новая Голландия. Для создания концепции и проведения архитектурного конкурса в качестве креативного подрядчика был привлечен некоммерческий фонд «Айрис» Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича. В результате появился проект «Новая Голландия: культурная урбанизация», который ставит перед собой цель показать и внедрить новый подход в реорганизации и адаптации к необходимым современным функциям отдельно взятой территории, являющейся памятником культуры и истории федерального значения. Среди амбициозных задач проекта: органично вписаться в инфраструктуру Санкт-Петербурга, стать частью его истории и ДНК, представляя город не только на федеральном уровне, но и на международной арене.

Новейшая история Новой Голландии началась в 2011 году, когда остров впервые был открыт для посещения. В ходе экспериментальных временных программ «Лето в Новой Голландии» (с 2011 по 2013 год) удалось провести большое социальное и маркетинговое исследование, чтобы точнее определить возможные функции будущего проекта. За девять с половиной месяцев работы временных программ остров посетило более 700 000 человек, из которых 90% составили жители Санкт-Петербурга. Исследование выявило целевую аудиторию проекта, портрет посетителей и прочие ключевые факторы, которые дали возможность глубинного изучения для дальнейшего планирования.

1
2
3
4
5

Благодаря успеху временных программ было принято решение отказаться от первоначальной идеи застройки пустующей территории и организовать городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где все и каждый может найти себе занятие и место. Остров по-прежнему будет площадкой для проведения культурных программ и больших городских проектов, часто предложенных и организованных самими жителями города. За короткий период существования летних программ стало понятно, что такая площадка жизненно необходима городу, в связи с чем процесс реставрации и запуска проекта было решено разделить на этапы, для того чтобы вести реставрационные работы, не препятствуя работе парка.

restoration_stages-01.jpg

Помимо целей девелоперских и коммерческих у проекта есть задача стать платформой для молодых и творческих сил в разных областях: от культуры и науки до предпринимательской деятельности. В дальнейшем здесь планируется разместить не только коммерческие проекты, но и культурные и образовательные центры, научные лаборатории, а также выставочные пространства, к программированию которых будут привлечены молодые и начинающие специалисты.

В августе 2016 года стартовал первый этап проекта, который включает в себя благоустройство паркового пространства с временными павильонами, системой инженерных решений и сетей, необходимых для существования проекта, а также первых отреставрированных зданий. Позднее, в 2016 и 2017 году, открылись здания «Кузни», «Бутылки» и Дом Коменданта. Впервые за всю историю своего существования остров открыт для посетителей круглый год, включая зимний период.

Особенное внимание в проекте уделено благоустройству и озеленению территории, над которым работала голландская компания West 8. В европейских питомниках закуплено более 200 взрослых деревьев, выращенных для пересадки по специальной технологии. Таким образом, у острова появилась липовая аллея с набивными дорожками и свои «зеленые легкие». Помимо лип на острове высадили многолетние дубы, ивы и ель. Ландшафтным бюро «Мох» разбит травяной сад в стиле «Новые многолетники».

На острове появились фонари и скамейки, сделанные по мотивам существующей в Петербурге уличной мебели, которые вписывают проект в контекст городского пространства. Центральным местом остается зеленый газон, который полюбился гостям острова в предыдущие годы. На нем для отдыха посетителей выставлены стулья и кресла, дизайн которых знаком многим по парижскому Люксембургскому саду. В зимний период на месте газона появляется каток с натуральным ледяным покрытием, музыкальным и световым оформлением и своей программой мероприятий.

Главным аттракционом для детей стала Детская площадка – макет каркаса фрегата «Петр и Павел», выполненный в масштабе 80% от оригинала.

Набережные Ковша наконец-то приобрели свой завершенный облик: чугунное ограждение с каменными пилонами. На острове появились дорожки из каменной брусчатки и большой травяной сад.

В парке Новой Голландии размещают крупные скульптуры, арт-объекты и инсталляции художников со всего мира.

Временные павильоны из стекла, дерева и металла, выполненные в традициях северного модерна, предназначены для обеспечения функциональных нужд острова. В них располагаются: информационный центр, где посетители могут узнать расписание ближайших мероприятий, оставить свои пожелания и получить обратную связь с кураторами проекта; Павильон, где проходят небольшие выставки, лекции и другие мероприятия; сцена для концертов, кинопоказов и театральных постановок. Небольшие киоски предоставлены под сменяющиеся pop-up-проекты с уличной едой и мороженым. Над дизайном временных павильонов и решений на острове работали два молодых архитектора из Петербурга — Сергей Букин и Любовь Леонтьева.

На входе посетителей встречает большая неоновая вывеска с символом острова – чайкой, которую в 2011 году придумал и нарисовал московский художник Дмитрий Пантюшин. Чайку можно заметить на многих элементах парка: от люков канализации до фонарных столбов.

Реставрация фасадов исторических зданий осуществляется под контролем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и в соответствии с требованиями и нормами, принятыми в отношении памятников архитектуры федерального значения. Генеральный подрядчик — «Балтийская Инжиниринговая Компания», техническим заказчиком на реставрационных работах выступает AECOM, а генеральным проектировщиком — «Геореконструкция».

Новая Голландия

Концерт Михаэля Ротера в Новой Голландии

Остров Новая Голландия — ровесник самого города Санкт-Петербурга.

Созданный для нужд Адмиралтейства, он всегда использовался морскими ведомствами как хозяйственно-испытательная территория, и был закрытой для публики территорией.
Показать полностью. На острове испытывались новаторские системы хранения корабельного леса, разрабатывались опытовые модели кораблей, здесь появилась первая в России искровая радиостанция и первая морская тюрьма европейского образца. Организацией пространства на острове занимались ведущие архитекторы и инженеры разных эпох, создавая комплекс зданий, который сейчас считается шедевром ранней русской архитектурной классики.

В ХХI веке остров Новая Голландия был передан в ведение городской администрации. После проведения первого тендера, выигранного компанией «СТ Новая Голландия» с проектом Нормана Фостера, уже начатая реконструкция острова остановилась из-за сложностей с инвестированием.

15 ноября 2010 года компания «Новая Голландия Девелопмент» выиграла инвестиционный тендер, организованный администрацией города Санкт-Петербург с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова, и с этого момента компания действует как единственный инвестор и девелопер острова Новая Голландия.

Ключевые задачи проекта: восcтановление памятника индустриальной архитектуры, который является современником Санкт-Петербурга, а также — создание многофункционального комплекса, который станет значимым объектом для жителей города.

История острова Новая Голландия

История Новой Голландии берёт свое начало с основания Петром I Санкт-Петербурга. Одновременно с возведением города началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства.

Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы: Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие реки: Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией.

Остров Новая Голландия сформировался в 30-е годы XVIII в. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Путешественник Карл Рейнгольд Берк так описывал увиденный в 1730-х годах остров:

Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса — как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти — деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину.

Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.

К началу 1750-х годов деревянные склады Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.

Также со временем времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. Архитектору было предписано создать склады:

…таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.

Архитектурный комплекс острова "Новая Голландия" был возведён по проекту и в формах раннего классицизма в 1765—1780 гг. Складской комплекс на острове строился по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким способом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.

Архитектор Савва Чевакинский создал чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. В 1788 году, когда прекратили строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили по его проекту.

Этот мастер создал знаменитую классицистическую арку, переброшенную через канал, соединяющий внутренний бассейн "Ковш" с Мойкой. Арка Новой Голландии была построена в 1779—1787 гг. Она являет собой редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. Из его блоков сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент. Всё вместе придают этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним м.

Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот разработал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова.

Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены в жизнь инженером Иоганном Герардом. Он занимался кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих.

Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн машинных дел мастер Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.

Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре. Строительство было завершено к концу XVIII в.

В 1820-е годы на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы по проекту А. Е. Штауберта. Сам автор называл постройку арестантской башне. В народе же сооружение прозвали "Бутылкой". Откуда пошло народное изречение "не лезь в бутылку", т.е. не иди на что-то такое, за что могут поместить в тюрьму.

  • Больше подробностей в экскурсии по пространству "Бутылка" на Новой Голландии

Рядом с Бутылкой в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, выстроили кирпичную кузницу. В 1894 году на острове возвели бассейн, где в начале XX века русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля, проводил свои опыты.

Во время Первой мировой войны в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.

Место силы: Новая Голландия


«Новая Голландия» – это совместный проект компаний группы Романа Абрамовича Millhouse и голландской компании ландшафтного дизайна West 8. Вообще Новая Голландия изначально – остров в Адмиралтейском районе, где раньше располагались склады для нужд судостроителей Галерной верфи, а также морская тюрьма. Каменные здания для острова создавал французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. Однако долгое время дома и сам остров пустовали, так что администрация Санкт-Петербурга несколько лет назад объявила тендер на реконструкцию этих площадей. Так появился современный проект «Новая Голландия. Культурная урбанизация».

Сегодня остров – это отстроенные каменные дома, переоборудованные в кофейни, арт-галереи и концертные площадки, а также яркий газон с переносными стульчиками и масштабные инсталляции мировых художников. Парк совсем небольшой, но уютный, чистый и приятный, не перегруженный историческими отсылками к Петру, но в то же время сохранивший свой колорит.


Остров-парк окружен каналами, вдоль которых посадили взрослые липы, а местные постройки отреставрировали: теперь на территории есть «Бутылка» (бывшая тюрьма, где сейчас размещены галерея, различные студии фитнеса и магазины), «Кузня» (кафе и гастрономия) и «Дом Коменданта» (школа креативных индустрий «Маяк»). Также на территории «Новой Голландии» находится сцена: молодые группы проводят здесь концерты. Для детей на территории «Голландии» возвели уникальную площадку: каркас-верфь строящегося фрегата «Петр и Павел».


В целом, у авторов проекта получилось создать удачное развлекательно-интеллектуальное пространство: организаторы планируют не только обучать искусству и предлагать развлекательные культурные и спортивные мероприятия, но и стать площадкой для выставок разных художников, размещения масштабных инсталляций со всего мира. Особое внимание здесь уделяют начинающим авторам, музыкантам и фотографам.


Сейчас в «Новой Голландии» открылся сезон «зимней сказки»: на территории парка работает каток, внутри «Бутылки» поставили елку и организовали рождественскую ярмарку, а «Кузня» проводит зимние вечеринки с глинтвейном у тлеющего камина: «Голландия» стала идеальным мини-городом для творческих людей и тех, кто хочет весело и качественно отдохнуть.

Маршрут: "Остров Новая Голландия" — 10 интересных мест (самая полезная информация)

Остров Новая Голландия обладает притягательной силой. Долгое время его территория со своей удивительной историей и архитектурно-индустриальной красотой была закрыта для публичного посещения. Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если даже не самый старый в России.

Площадь острова — 7,8 га. Сегодня здесь ведутся реконструкционные работы. Но часть территории доступна для прогулок, куда мы вас и приглашаем на этот раз. Начнём с названия и истории острова, чтобы было легче понять, почему тут такие достопримечательности, непохожие на многие другие в Санкт-Петербурге.

Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX вв. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.

Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.

Аэрофотосъёмка Новой Голландии в Санкт-Петербурге. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

Уникальная Новая Голландия в Петербурге — Как отдохнуть на острове Новая Голландия?

Новая Голландия. Фото: vk.com/newhollandsp

Новая Голландия считается одним из самых загадочных мест в Петербурге. Новая Голландия с площадью в 7,8 га — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. Остров Новая Голландия — современник самого Санкт-Петербурга.

Уникальная история острова Новая Голландия

История Новой Голландии берет свое начало практически с момента основания города на Неве. Голландией в Петербурге называли местность вокруг Адмиралтейства, которая была устроена по образцу голландских верфей. Также здесь работали приглашенные Петром I голландские судостроители. Иностранная речь, каналы с подъемными мостами, всё здесь напоминало Голландию того времени.

Авторство современного названия острова приписывает самому Петру Великому. Остров создавался для нужд Адмиралтейства. Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I в 1721 году. Организацией пространства на острове занимались ведущие архитекторы и инженеры разных эпох, создавая комплекс зданий, который сейчас считается шедевром ранней русской архитектурной классики.

Созданный для нужд Адмиралтейства, остров всегда использовался морскими ведомствами как хозяйственно-испытательная территория. С самого начала, при всех императорах, в советское время остров Новая Голландия был закрытой зоной. На острове Новая Голландия испытывались новаторские системы хранения корабельного леса. В начале XX века в нём проводил свои опыты русский кораблестроитель А. Н. Крылов на предмет непотопляемости новых моделей кораблей.

На острове появилась первая в России искровая радиостанция и первая морская тюрьма европейского образца. В годы Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. С её помощью в ноябре 1917 большевики вели информационную войну с генералом П. И. Красновым. При СССР на территории острова располагались склады Ленинградской военно-морской базы. На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них — памятники федерального значения.

Проекты по реконструкции острова Новая Голландия

В конце XX века появилось множество проектов переоборудования острова, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI века были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн. На заре нулевых остров Новая Голландия был передан в ведение городской администрации.

После проведения первого тендера, выигранного компанией "СТ Новая Голландия" с проектом Нормана Фостера, уже начатая реконструкция острова остановилась из-за сложностей с инвестированием. В ноябре 2010 года компания Millhouse LLC выиграла тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.

15 ноября 2010 года компания "Новая Голландия Девелопмент" выиграла инвестиционный тендер, организованный администрацией города Санкт-Петербург с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова, и с этого момента компания действует как единственный инвестор и девелопер острова Новая Голландия.

Весной 2011 года компания ООО "Новая Голландия Девелопмент", совместно с Фондом "Айрис" и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова. Параллельно с этим в ходе временных программ "Лето в Новой Голландии" прошло исследование потенциальной аудитории проекта.

Свободная от застройки территория была трансформирована в летний парк с обширной программой культурных мероприятий. За девять с половиной месяцев работы, проводимые с 2011 по 2013 годы, остров принял более 700 000 человек.

Впервые проект открылся для публики. В 2014 году на основе успешно выполненного генерального плана WorkAC голландская компания West 8, специализирующаяся на ландшафтном дизайне, разработала проект реставрации и реорганизации острова. В августе 2016 года завершился первый этап реставрации.

Согласно концепции бюро WorkAC, Новая Голландия должна стать "городом в городе". Ключевыми задачами инвесторов проекта станут: восcтановление памятника индустриальной архитектуры, который является современником Санкт-Петербурга, а также — создание многофункционального комплекса, который станет значимым объектом для жителей города.

В ноябре 2018 года архитектурный комплекс острова Новая Голландия получил награду Академии имени Бернхарда Реммерса при Европейском институте по сохранению и уходу за старинными зданиями и памятниками в номинации "Международный проект" за "выдающееся участие инвестора, тесное сотрудничество всех участников проекта, а также работу по восстановлению памятника архитектуры".

В чём уникальность острова Новая Голландия?

Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделённых протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно.

Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42. Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров Новая Голландия обладает большой притягательной силой.

Среди мрачных и мистичных архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки.

Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.

Как отдохнуть на острове Новая Голландия?

16 июля 2011 года, впервые почти за 300 лет, Новая Голландия открылась для посетителей — эту дату можно по праву считать точкой отсчёта новейшей истории Новой Голландии. После завершения работ по благоустройству с 27 августа 2016 года открылась парковая зона Новой Голландии, и остров начал работать круглый год.

В настоящее время работы по благоустройству острова ещё продолжаются, реконструкцию полностью планируется завершить к 2025 году. Сегодня на территории Новой Голландии проводятся разные городские мероприятия в парке, а также в открытых пространствах острова. Во дворе открытой "Бутылки" есть сцена, где проходят концерты, а вокруг неё устраивают танцевальные вечеринки, а также другие события.

Помимо всего прочего в тёплое время тут работают кафе с верандами, и можно прекрасно отдохнуть на свежем воздухе. Когда прохладно, есть возможность провести время внутри. Знакомьтесь и выбирайте, куда можно пойти отдохнуть.

Предлагаем совершить прогулку по 10 интереснейшим местам на острове Новая Голландия:

Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова

Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.

Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.

Новая Голландия Макс А. Хлопов https://commons.wikimedia.org/

Санкт-Петербург. История загадочной Новой Голландии.

О районе Санкт-Петербурга в котором остановилось время, о любимой мною Коломне я рассказывал и показывал ранее, несколько раз. Но о жемчужине этого исторического района, о рукотворном и загадочном острове, Новая Голландия я упомянул вскользь, понимая, что этому месту необходимо посвятить отдельный рассказ. Время пришло. :-)

Ворота в Новую Голландию со стороны Мойки. Фото: В.Кононов. Ворота в Новую Голландию со стороны Мойки. Фото: В.Кононов.

Исторически сложилось, что до недавнего времени всё происходящее на острове, за высокой аркой, нависающей над водами, было сокрыто от глаз горожан и туристов. А неведение, как водится, рождает множество легенд. Архитектурный образ рукотворного острова создал ему репутацию самого загадочного и романтичного уголка одного из самых живописных и самобытных районов Петербурга — Коломны.

Почему Коломна? Одна из множества версий. В годы царствования Анны Иоанновны, на окраине Петербурга стал стихийно возникать немецкий квартал, который и получил русское название Коломна, по-немецки — Колония, в переводе - «селение». Русские люди переделали немецкое слово на свой лад и стали называть район «Коломной».

Остров сформировался ещё при Петре, когда были вырыты Адмиралтейский и Крюков каналы.

Новая Голландия вдоль Крюкова канала. Фото: В.Кононов. Новая Голландия вдоль Крюкова канала. Фото: В.Кононов.

C момента своего основания Новая Голландия принадлежала морским ведомствам — сперва тут был первый в России военный порт. Активное строительство началось в 1732 году под руководством архитектора Ивана Коробова. Адмиралтейство велело зодчему спроектировать сеть бассейнов и складских помещений для нужд верфи. Так и вышло: Говорят, императору рабочая атмосфера на острове напоминала Голландию — по одной из версий, именно благодаря ощущениям царя за островом практически сразу и закрепилось такое название.

Остров быстро оброс сопутствующими помещениями для складов, ремонта снастей и прочими. Через некоторое время из-за хаотичной застройки, Новая Голландия превратилась в тесный муравейник и было решено провести комплексную реконструкцию острова. Это дело поручили Савве Чевакинскому. Именно ему пришла в голову идея, застроить периметр острова стеной-ангаром с главными, водными входными воротами с Мойки, и выходом в Крюков канал.

Новая Голландия вдоль Мойки. Фото: В.Кононов. Новая Голландия вдоль Мойки. Фото: В.Кононов.

Чевакинский начал формировать архитектурный образ в формах раннего классицизма, работу над которым затем продолжил Жан-Батист Валлен-Деламот. Силами французского архитектора и был создан особый романтический образ острова, заключённый в силуэте знаменитой классицистической арки из красного кирпича и тёсаного гранита над водой. К слову, есть мнение, что на Новой Голландии им был построен и царский дворец, но о реальности его существования до сих пор спорят историки.

И так, остров был приведён в порядок. Теперь здесь хранился строевой и корабельный лес, компактно расположилось огромное количество складских помещений, а вскоре появилась и кольцеобразная морская тюрьма в духе английской тюрьмы в городе Осборн. Здание на острове отстроил архитектор военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Штауберт называл сооружение арестантской башней, но в народе тюрьму прозвали «бутылкой». Говорят, поэтому в обиходе появилось выражение «лезть в бутылку».

Эта фотография даёт понимание насколько огромны эти ангары-стены, возведённые по периметру острова. Фото: В.Кононов. Эта фотография даёт понимание насколько огромны эти ангары-стены, возведённые по периметру острова. Фото: В.Кононов.

В 1893 году, по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева, в Новой Голландии был построен бассейн для изучения теории непотопляемости. А в здании мясосольни, Дмитрий Иванович развернул лабораторию по разработке бездымного пороха. Говорят, прежде чем вывести технологию производства пироколлодия, Дмитрий Иванович даже прибегал к промышленному шпионажу, читая лекции в университетах Европы и поглядывая на вагоны поездов, перевозящие химические ингредиенты. Раньше на вагонах были указаны наименования перевозимых химических веществ и адрес их доставки — таким образом русский химик отследил, в какие лаборатории поступают вещества, а на основе наблюдений собрал нужный перечень ингредиентов, говорится в книге Георгия Зуева «Там, где Крюков канал…».

Угол Адмиралтейского и Крюкова каналов. Фото: В.Кононов. Угол Адмиралтейского и Крюкова каналов. Фото: В.Кононов.

В годы Первой мировой войны, на территории острова, была оборудована мощная радиостанция. Она сыграла важную роль во время Октябрьского восстания. Так, радиостанцию захватили большевики, сообщив о падении Временного правительства и смене власти в стране. Просуществовало революционное радио вплоть до 1924 года, затем его превратили в склад. Впрочем, в советское время Новая Голландия была закрытой зоной, а склады Ленинградской военно-морской базы на её территории располагались повсеместно.

К началу нулевых комплекс из двух островов и десятка зданий пришёл в негодность. В 2004 году было принято решение о его восстановлении. Конкурсы и прочие согласования длились долго, но в ноябре 2010 года реорганизацией пространства занялась компания «Миллхауз», которая с 16 июля 2011 года начала открывать остров для посетителей в рамках проекта «Лето в Новой Голландии». Новую Голландию слегка «умыли» и облагородили: установили инфопункт, уложили зелёные газоны, открыли площадку для скейтбордистов и устроили фудкорт.

Мойка. Слева за деревьями Новая Голландия. Фото: В.Кононов. Мойка. Слева за деревьями Новая Голландия. Фото: В.Кононов.

Место набрало популярность очень быстро благодаря массе мероприятий, что проводили в летних сезонах с 2011 по 2013 год. По данным создателей, за это время на Новой Голландии провели около 1200 различных мероприятий. Но под занавес лета 2013 года площадку закрыли, чтобы провести масштабную реставрацию, подарив горожанам по-настоящему насыщенное культурное пространство.

Новое открытие острова состоялось 27 августа 2016 года — с этого момента комплекс работает круглогодично и всё это время, вплоть до настоящих дней, споро ведутся восстановительные и реставрационные работы оставшихся промышленных зданий. Каждый год в Новой Голландии становятся доступными всё новые и новые зоны. То новенький пешеходный мост, то ещё отрезок набережной и т.д.

Совсем рядом Поцелуев мост через Мойку. Фото: В.Кононов. Совсем рядом Поцелуев мост через Мойку. Фото: В.Кононов.

Единственным препятствием не позволяющим полюбоваться новыми зонами отдыха сегодня, является запрет городским Правительством, посещения парков, скверов и пр., связанный с пандемией коронавируса.

Новая Голландия. Любимый остров Петра

Дорогие друзья! Сегодня хочу рассказать вам об очень любимом мной, самом петровском месте Петербурга.

Уверена, что душа Великого Петра и по сей день витает над ним. Потому что именно здесь был центр воплощения главной идеи и миссии Императора.

Окно в Европу им было «прорублено», и нужно было строить корабли.

И это тогда было таким новшеством для России как сейчас например мощный прогресс в науке в виде нанотехнологий !

Это образно говоря, ставило Россию на путь вертикального развития, поднимая страну на новый уровень.

Корабли тогда давали возможности торговли, путешествий и новых открытий.

Вот и представьте себе, ЧЕМ для одержимого идеей Петра стало Адмиралтейство и остров Новая Голландия, которые были возведены и построены именно для строительства кораблей !

Это был полностью рукотворный остров. Для того, чтобы соединить Неву и Мойку, было прорыто два канала-вышеупомянутый Адмиралтейский и Крюков .

У острова идеальная треугольная форма.

И это конечно же не случайно.

Я уже неоднократно писала о том, что при строительстве города были использованы мощные масонские символы, которые благодаря своей форме, многократно усиливают энергетику места.

Это снова географическая магия, друзья!

Петр в 1698 году даже в Лондон ездил и был представлен известному архитектору и Магистру масонской ложи «Приорат Богоматери Сиона» Кристоферу Рену и мастеру той же ложи сэру Исааку Ньютону.

Принял ли масонство сам Петр доподлинно неизвестно, но то, что он строил свой город, учитывая рекомендации этих убежденных масонов, подтвержденный факт.

Так остров Новая Голландия и получил форму треугольника «с глазом», которым служит водоем, именуемый Ковшом.

Это око Великого Архитектора Вселенной, как называли масоны Божественную сущность, око всевидящее и излучающее силу и энергию , благословляющее и поддерживающее !

Петр был трижды прав- если поместить такой знак в нужное место, оно становится местом силы и дает мощнейшую энергию, направленную на развитие.

Что бы не делалось в этом месте, это действие всегда будет глубоко позитивным и непременно даст отличный результат.

Здесь и сейчас сбываются мечты и рождаются новые и новые идеи!

Второй такой «глаз» был размещен около Адмиралтейства.

Собственно его пик с корабликом на игле - это вершина Божественного треугольника. Невский проспект и Вознесенский проспекты- его стороны, внизу он ограничен Адмиралтейским проспектом.

И зрачок глаза- Адмиралтейский фонтан!

Там тоже излучается поток позитивной энергии, побуждающей к действию и успеху.

Вот как усилил великий мечтатель и реформатор Петр свой детище!

Раньше Адмиралтейский канал тянулся прямо до Адмиралтейства, по нему шли на доработку построенные корабли .

Впоследствии осталась лишь часть канала вокруг острова , вместо второй части сейчас Конногвардейский бульвар.

Сначала на острове были построены деревянные сараи для сушки леса. Петр так прикипел душой к своему острову, что даже возвел там себе небольшой деревянный дворец.

Рядом разбили сад. Чтобы не покидать остров, Император даже сановников принимал в своей новой резиденции.

Работа кипела. Суета у складов, аромат дерева, романтика острова напоминали Петру морские верфи любимой им Голландии. Так и возникло название «Новая Голландия».

С реки Мойки через пролив в Ковш заходили баржи, груженые лесом, разворачивались и выгрузив содержимое, выходили с острова через другой пролив в Крюков канал.

После смерти Петра его дело продолжила Екатерина II. При ней в 1765 году по проекту С. И. Чевакинского начали строить каменные склады взамен сгоревших деревянных.

Здесь стволы деревьев сушили и хранили в вертикальном положении.

По проекту Ж. Валлен-Деламота была построена знаменитая Арка на реке Мойке, вторая такая же должна была вырасти и на Крюковом канале, но Турецкая и Шведская войны надолго затормозили строительство.

История Новой Голландии

История острова начинается вместе с основанием Санкт-Петербурга. Петр I приглашал голландцев строить корабли. Для хранения лесов, служивших материалом для строительства, нужны были помещения. Вот их и соорудили в 1719 году на территории Новой Голландии в 960 метрах от Адмиралтейства. И проложили два канала к Мойке: Крюков и Адмиралтейский, тем самым сделав из этого места искусственный остров.

Затем склады много раз перестраивались, причем для их строительства приглашались известные архитекторы.

В 1828 году была построена тюрьма "Бутылка", а в 1849 году рядом с ней "Дом коменданта". В 1894 году там была лаборатория, где работал Менделеев.

В ХХ столетии остров претерпел пожар, бомбардировки во время блокады и многое было уничтожено. И до конца века остров так и находился в заброшенном состоянии.

В 2004 году права на остров перешли городу и возникла отличная идея объявить конкурс на благоустройство этой территории. Что и было сделано в лучшем виде.

С 2011 года остров стал частично открыт для посещения в летний период. А 27 августа 2016 состоялось официальное открытие. В 2020 году завершили второй из трех этапов реконструкции.

Архитектура рукотворного острова

Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.

Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.

Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».

Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.

Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.

Новая Голландия. Арка https://commons.wikimedia.org/

Что посмотреть и чем заняться на острове

Остров Новая Голландия это не столько историческая достопримечательность, сколько место где можно спокойно и интересно провести время.

Все организовано настолько удобно и уютно, что это притягивает огромное количество гостей и жителей Санкт-Петербурга. Иногда даже приходится ограничивать вход.

Вот самые примечательные места острова.

Здание бывшей тюрьмы — "Бутылка" . Оригинальной круглое здание. На трех этажах размещено множество разных ресторанов, магазинов, галерей, выставок. На третьем этаже студии балета и скайлинга. Во внутреннем дворике "Бутылки" проводятся концерты джазовой музыки по средам, выступления известных музыкантов и групп.

Тайна Новой Голландии

Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.

Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.

Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.

Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.

В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.

История названия острова

Новая Голландия — это 2 рукотворных острова в дельте Невы. В 1719 году между Невой и рекой Мойкой были прорыты два канала для нужд судостроителей. Так, появились 2 канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия острова принадлежит, по всем версиям истерических экспертов, самому Петру I.

С самого начала Голландией в Санкт-Петербурге называлась местность вокруг Адмиралтейства. В период возведения города на Неве Петр I приглашал голландских кораблестроителей. Царь почитал голландцев за больших мастеров-корабелов. Они работали на верфях, расположенных на левом берегу Невы.

Тогда обстановка, где работали приглашенные Петром Великим голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами, настолько напоминала государю иностранный порт, в частности голландский, что с его лёгкой руки этот край стали величать Голландией. Местность вокруг Адмиралтейства была реально обустроена по образцу голландских верфей.

Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса. После того, как были прорыты 2 канала, образовался остров, куда и перенесли впоследствии все склады. Этот остров получил название "Новая Голландия". Так, это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.

Вид на остров Новая Голландия. Фото: newhollandsp.com

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге: история, чем заняться и как добраться

Остров Новая Голландия находится в центре Санкт-Петербурга и долгое время был заброшенной промышленной зоной. Но теперь, это уникальное место, с одной стороны исторический Петербург, с другой - территория напоминающая общественные пространства европейских столиц.

Это настоящий островок Европы в центре Петербурга, границы которого образуют река Мойка и два канала: Крюков и Адмиралтейский. Через остров протекает Ново-Голландский канал, соединяющий Мойку и Адмиралтейский канал. Таким образом это два искусственных острова достаточно большой площади, на которых могли бы поместиться Дворцовая и Красная площади.

Рождение Новой Голландии

Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.

В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.

В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.

Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.

В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.

Ансамбль "Новая Голландия" Макс А. Хлопов https://commons.wikimedia.org/

Читайте также: