Но все таки надо было подумать как быть с местом сходить или нет

Обновлено: 21.05.2024

Оборудование: Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

- дать понятие о чужой речи; познакомить с основными правилами расстановки знаков препинания в предложениях с чужой речью речью;

- развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь и диалог.

- воспитание любви к русскому языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей ученика.

Материалы урока:

В зависимости от способа передачи различают следующие разновидности чужой речи: прямую, диалог, косвенную, несобственно-прямую, цитаты.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д.

Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).

Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».

«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).

«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».

«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).

он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.

Диалог

Диалог (от греч. dialogos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.

Пунктуационное оформление диалога:

— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.

— За угол красного кирпичного дома?

— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!

— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.

он сказал:
— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).

Предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь. Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.

ср.: Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
[Аверкию надо было подумать], (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная речь.

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Цитирование

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Способы оформления цитат:

1. предложения с прямой речью.

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»

2. Предложения с косвенной речью.

Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»

3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.

«По мнению Оскара Уайльда, "быть серьёзным — это несерьёзно!"»

4. Отдельные слова и словосочетания.

«В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов называет Пушкина "невольником чести"».

5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:

На лире скромной, благородной,

Земных богов я не хвалил. »

Предложение с дополнением

Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.

«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Чужая речь – это высказывания других лиц, ф включённые в авторское повествование

Из учебника теории

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Способы передачи чужой речи

Домашнее задание:

1. Изучить материалы урока.

2. Законспектировать таблицу в тетради.

3. Выполнить упражнения:

- Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

2. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

- Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

1. Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
2. Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
3. Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.

Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать!

Легкое дыхание (сборник)

Подали на деревянном круге круто посоленную жирную баранину. Аверкий вспомнил, как служил он когда-то зиму в городе. Подумав, он осторожно взял кусок своими тонкими пальцами и бледно усмехнулся.

— Люблю горчицу, а где я ее могу взять? — сказал он застенчиво, не глядя ни на кого.

От баранины стало нехорошо; но он досидел-таки до конца стола. Когда же работники, дохлебав до последней капли огромную чашку голубого молока и самодовольно икая, стали подниматься и закуривать, смешивая запах махорки с запахом еды и свежих ситников, Аверкий осторожно надел свою большую шапку, — в пеньковом дне ее всегда была иголка, обмотанная ниткой, — и вышел на порог сенец, постоял среди голодных собак, жадно смотревших ему в глаза, точно знавших, что его тошнит. Погода портилась. Стало сумрачно, похоже на будничное предвечернее время; мелкий дождь стрекотал по газете, валявшейся у крыльца барского дома; индюшки, опустив мокрые хвосты, усаживались на развалившейся ограде, а цыплята, которых сердито клевали они, лезли, прятались под их крылья… Сладкие харчи! Аверкий знал им цену. Последняя предсмертная тягота наступала для него, а все же крепко не хотелось ему терять их, когда брел он за избу.

Воротился он бледный, с дрожащими ногами, и попросился у стряпухи на печку. Она равнодушно спросила:

— Служил тридцать лет, — в тон ей ответил Аверкий, влезая на нары, ставя лапоть в печурку и поднимаясь тесное, жаркое пространство между печью и потолком, служил тридцать лет с чистым лицом, а теперь шабаш, ослаб… Блоху не подкую, — пошутил он. — Износился, задыхаться стал, — еще тверже и даже с удовольствием сказал он, ложась.

И как только лег, получше пристроив голову в шапке на какую-то сломанную плетушку, тотчас стал задремывать и слышать свое глубокое, однообразно прерывающееся дыхание ощущать его жар в губах. Он уже твердо решил, что захворал без отлеку, что он — «оброчный кочет». Он давно перемогался. Больные собаки уходят со двора, ищут по межам, по лесным опушкам какую-то тонкую, лишь им ведомую траву, и едят ее — тайком ищут себе помощи. Отдаляясь от дворни, Аверкий тоже искал — тайком покупал то водки, то соды… Теперь перемогаться уже не стало сил. Но все-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрешь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?

Работники курили и хохотали. Слушая и думая, он стал видеть сны. Но из печальных и скучных воспоминаний складывались они. Вот он будто вышел из избы — надо ехать за хоботьем на гумно… А во двор входит и останавливается, увидя поднимающихся собак, странник: голова закутана женской шалью, на левой руке лукошко, в правой высокая палка, на худых ногах растоптанные лапти… «Если бог подымет, пойду в Киев, в Задонск, в Оптину, — подумал Аверкий в дремоте. — Вот дело настоящее, чистое, легкое, а то не знамо, зачем и жил на свете…»

§ 101. Способы передачи чужой речи

В зависимости от способа передач различают три разновидности чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.

Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, — косвенная речь.

476. Прочитайте афоризмы. Преобразуйте их в прямую и косвенную речь. Запишите получившиеся предложения.

Замена прямой речи косвенной

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) указывают на автора, рассказчика, а не на то лицо, чья речь передаётся.

Прямая речь Косвенная речь
«Давненько не брал я в руки шашек!» — говорил Чичиков. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
«А ваше имя как?» — спросила помещица. Помещица спросила, как его имя.

Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передается изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

Прямая речь Косвенная речь
Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города». Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.

Если прямая речь выражена побудительным предложением, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Прямая речь Косвенная речь
«Отпусти его [мужика]», — шепнул я на ухо Бирюку… Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.

Прямая речь, в которой сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, может быть передана и простым предложением с дополнением — инфинитивом.

Прямая речь Косвенная речь
«Посвети барину», — сказал Бирюк девочке. Бирюк велел девочке посветить барину.

Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

Прямая речь Косвенная речь
«Имеете вы известия от вашего сына?» — спросил я её наконец. Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.
«Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил наконец Собаке- вич. Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена.

Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Иногда их значения передаются другими словами, более или менее близкими по смыслу, и получается приблизительный пересказ прямой речи.

Прямая речь Косвенная речь
Он [незнакомец] нагнулся к ней и спросил: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват». Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его.

Способы передачи чужой речи

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.

Прямая речь — это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утром».

Способы передачи чужой речи

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора.

Содержание

Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Оборудование: Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

- дать понятие о чужой речи; познакомить с основными правилами расстановки знаков препинания в предложениях с чужой речью речью;

- развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь и диалог.

- воспитание любви к русскому языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей ученика.

Материалы урока:

В зависимости от способа передачи различают следующие разновидности чужой речи: прямую, диалог, косвенную, несобственно-прямую, цитаты.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д.

Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).

Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».

«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).

«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».

«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).

он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.

Диалог

Диалог (от греч. dialogos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.

Пунктуационное оформление диалога:

— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.

— За угол красного кирпичного дома?

— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!

— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.

он сказал:
— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).

Предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь. Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.

ср.: Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
[Аверкию надо было подумать], (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная речь.

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Цитирование

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Способы оформления цитат:

1. предложения с прямой речью.

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»

2. Предложения с косвенной речью.

Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»

3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.

«По мнению Оскара Уайльда, "быть серьёзным — это несерьёзно!"»

4. Отдельные слова и словосочетания.

«В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов называет Пушкина "невольником чести"».

5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:

На лире скромной, благородной,

Земных богов я не хвалил. »

Предложение с дополнением

Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.

«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Чужая речь – это высказывания других лиц, ф включённые в авторское повествование

Из учебника теории

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Способы передачи чужой речи

Домашнее задание:

1. Изучить материалы урока.

2. Законспектировать таблицу в тетради.

3. Выполнить упражнения:

- Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

2. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

- Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

1. Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
2. Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
3. Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.

Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать!

Знаки препинания при прямой речи.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Цель урока: повторить и обобщить сведения о способах передачи чужой речи, формировать навыки грамотного оформления чужой речи.

Ключевые слова: понятие чужой речи; прямая речь; косвенная речь; несобственно – прямая речь, цитита; диалог.
Основные понятия:

Используемая литература:
1. Учебник Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н.И. Гольцова, И.В. Шамшин., М.А. Мищерина- ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Интернет – ресурсы:

Презентация к уроку«Предложения с чужой речью».

Ход урока

Формулируется тема урока.

Ребята, на этом уроке вы повторитесведения о

2.Основная часть
Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

План:

1.Способы передачи чужой речи.

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах.

В зависимости от способа передач различают три разновидности чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.

Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как бытье местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся, точка (перед ней — закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности — многоточие (после них — закрывающиеся кавычки). Например: Услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает ?» Они отвечают:« Червяк точит». (М. Пришвин) Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка — после кавычек.

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире. Например:

Я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:

— Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. (М. Лермонтов)

3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая. Например: «Надо жить по закону природы и правды», — проговорила из-за двери г-жа Дергачёва (Ф. Достоевский); «Сколько вам может быть лет?» — спросил Балунский, глядя на реку. (А. Куприн)




4. Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора:

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы. Например: «Однако, — говорю я, — крупных-mo господ осталось три-четыре на уезд». (И. Бунин)

б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Надо же служить, — отвечал он с убеждением. — А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». (Л. Толстой)

в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Как названивают! — сказал он, радуясь. — Послушай только, что делается! По всей Десне». (Е. Носов)

5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая — к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: — Простите мою навязчивость, ноя так понял, что вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в Бога?» (М. Булгаков)

6. Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. Например: Я прижался к перилам и пропустил носилки, а Катя жалобно сказала: «Мамочка» — и пошла рядом с носилками. (В. Каверин)

Схемы: А: «П» — а. А: «П», а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П. » — а.

Антоновские яблоки (сборник)

Воротился он бледный, с дрожащими ногами, и попросился у стряпухи на печку. Она равнодушно спросила:

И как только лег, получше пристроив голову в шапке на какую-то сломанную плетушку, тотчас стал задремывать и слышать свое глубокое, однообразно прерывающееся дыхание ощущать его жар в губах. Он уже твердо решил, что захворал без отлеку, что он — «оброчный кочет». Он давно перемогался. Больные собаки уходят со двора, ищут по межам, по лесным опушкам какую-то тонкую, лишь им ведомую траву, и едят ее — тайком ищут себе помощи. Отдаляясь от дворни, Аверкий тоже искал — тайком покупал то водки, то соды… Теперь перемогаться уже не стало сил. Но все-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрешь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?

Но тут громко и дружно захохотали работники, надымившие всю избу. Аверкий очнулся. Стукнула дверь, кто-то вошел.

5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна. И 5 случаев, когда всё-таки нужна

Перед союзом «как» нужна запятая. Кажется, об этом знают более-менее все. А вот о том, что запятая нужна далеко не всегда, — из головы пропадает. Напоминаем, когда запятым перед «как» место, а когда лучше воздержаться (первое запомнить проще).

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Когда запятую надо ставить


Правильно: Хочу быть таким же сильным, как папа

Первая подсказка, которая говорит нам о том, что оборот с союзом «как» нужно немедленно обособить, это указательные слова: «так… как», «такой… как», «тот… как» и «столь… как». Если они встречаются в основной части предложения, значит, впереди ставим запятую: «Хочу быть таким же сильным, как папа» (ну или как Халк!), «Делай так, как сказал учитель».


Правильно: Мы, как обычно, проведём лето на даче

Всегда выделяются запятыми конструкции, близкие к вводным (или прямо-таки вводные): «как правило», «как один», «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как например», «как следствие», «как обычно», а ещё конструкции «не кто иной, как…» и «не что иное, как…». И, как всегда, примеры: «Это был не кто иной, как наш сосед по даче», «Запятая, как правило, ставится».


Правильно: Физику, как и химию, реже всего сдают на ЕГЭ

Третий сигнал, кричащий нам о наличии запятой, это оборот с союзом «как и…». Если вы его видите — ставьте запятую и даже не думайте. Часто в этот же оборот входят указательные слова: «Игра так же формирует личность, как и знания», «Гугл, как и мы, может ошибаться». Но с нашими подсказками ошибиться почти невозможно.


Правильно: «Мел» советует, как провести лето с пользой

Ещё одно правило (простое!), которое мы рассмотрим, — это запятая перед союзом «как» в сложноподчинённых предложениях. Запятая ставится, если «как» присоединяет придаточное предложение: «Эксперты рассказывают, как не забыть английский за лето», «Я помню, как получил первую двойку».


Правильно: Её глаза были прекрасны, как донья океанов

Пример, который перекочевал из другого выпуска грамотности про множественное число. Из него очень уж хорошо видно, какие обороты мы можем считать сравнительными и как их нужно выделять на письме (подсказка — запятыми). «Восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи», «Я люблю полежать на диване, как Обломов, и подумать».

Когда запятую НЕ надо ставить


Правильно: Аня может поступить в вуз без ЕГЭ как победитель Всероса

Переходим к сложному. И сразу расскажем о самых (!) распространённых ошибках. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Проблема в том, как это «в качестве» отличить от, допустим, сравнительного оборота. Никак. Только внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет. «Аня поступает без ЕГЭ как („в качестве“) победителя Всероса».

Теперь внимание. Если в предложении улавливается значение «причины», то есть из одной части можно составить вопрос, а из другой ответ, — оборот с «как» обособляется. Главное, не спутать его со значением «в качестве». Для этого задаём вопрос. Почему Аня может поступить в вуз без ЕГЭ? — Потому что победитель Всероссийской олимпиады школьников (сокращённо Всерос).


Правильно: Дождь льёт как из ведра

Привет фразеологизмам и устойчивым сочетаниям (у нас тест такой был). Запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, всё как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать нельзя, поэтому не стыдно заглянуть в словарь (или в Гугл).


Правильно: Нам нужно сдать работу как можно быстрее

Верим, что вы не запутаетесь в разных словах-подсказках. Не поддавайтесь уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы. «Она рассуждала совсем как взрослая», «Я постаралась приехать как можно раньше», «У них всё не как у людей».


Правильно: Школа как лучшее время жизни (но это не точно)

Правило младших классов. Перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире или вообще ничего. «Жизнь как чудо», «Школа как лучшее время жизни (но это не точно)», «Озеро как зеркало» и другие не менее красивые метафоры.


Правильно: Порхай как бабочка, жаль как пчела

Девиз боксёра Мохаммеда Али, который идеально подходит под наше правило. Оборот с союзом «как» не обособляется, если он выступает в роли обстоятельства образа действия, которое надо отличить от сравнения (опять). Для проверки можно заменить творительным падежом существительного или наречием (порхай бабочкой, жаль пчелой) или задать к обстоятельству вопрос. Вот ещё пример: в школе японский нам преподавали как факультатив. Преподавали как? — Факультативно.

Как передать чужую речь на письме

Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее. Чужая речь передаётся на письме разными способами:

  • в виде предложений с прямой речью,
  • косвенной речью,
  • простым предложением.

Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (подумал, написал):

«Нам придется здесь заночевать, — сказал Максим Максимович, — в такую метель через горы не переедешь».

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: речи другого лица и слов автора (они указывают, кому принадлежит прямая речь, когда и при каких обстоятельствах она произнесена): «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика.

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью. Например: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела.

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.

Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» — крикнул он. — Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)

Примеры предложений со схемами

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д.

Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

1. «П(!?)», — а.

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).

2. А: «П(!?)».

Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».

3. «П(!?), — а, — п(!?)».

«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).

4. «П(!?), — а. — П(!?)».

«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».

5. «П(!?), — а: П(!?)».

«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).

6. А: «П(!?)», — а.

он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.

Это интересно: В современном понимании строфа в стихотворении — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

Диалог

Диалог (от греч. dial­o­gos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.

Пунктуационное оформление диалога:

1. — Р(!?), — а.

— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.

2. А:

— Р(!?).

— За угол красного кирпичного дома?

3. — Р(!?), — а. — Р(!?).

— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!

4. — Р(!?), — а, — р(!?).

— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.

5. А:

— Р(!?), — а.

— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).

Предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.
В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.

Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.

  • Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
  • [Аверкию надо было подумать], (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная речь.

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.

  • Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
  • Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.
  • Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Цитирование

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Способы оформления цитат:

1. предложения с прямой речью.

  • Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»

2. Предложения с косвенной речью.

  • Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»

3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.

  • «По мнению Оскара Уайльда, “быть серьёзным — это несерьёзно!”»

4. Отдельные слова и словосочетания.

  • «В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов называет Пушкина “невольником чести”».

5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

  • «Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:
    На лире скромной, благородной,
    Земных богов я не хвалил…»

Предложение с дополнением

Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.

  • «Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».

Запомните: Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Читайте также: