На какое расстояние сходить от поезда

Обновлено: 14.05.2024

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

* при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

* тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

* не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

* курите только в установленных местах;

* не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

* не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

* при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна-аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Правила безопасности для отдельных категорий железнодорожников

Осмотрщикам, осмотрщикам-ремонтником, слесарям не разрешается:

  • стоять, двигаться, работать под грузом, который находится в поднятом положении либо при транспортировке;
  • вступать в контакт (трогать) с электрическими проводами, наступать на них;
  • находиться в депо, на территориях, которые отмечены табличками «Осторожно! Негабаритное место», оставаться рядом с такими местами, если там осуществляется прохождение состава;
  • нельзя при нахождении на ЖД-путях пользоваться мобильными телефонами, гаджетами;
  • правила нахождения на ЖД-путях железнодорожников требуют следующего: перед тем как как выйти из зданий, пунктов обогрева, иных помещений, которые создают затруднение в обозрении обстановки, сотрудники обязаны удостовериться в том, что по путям не осуществляется передвижение состава; в темное время суток надо выждать некоторый период для привыкания глаз к темноте.

Контактная сеть железной дороги

1.26. Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях

1.26.1. При нахождении работников на железнодорожных путях необходимо:

при следовании к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";

проходить вдоль путей только по обочине пути или посередине междупутья, при этом внимательно следить: за движением поездов, маневрирующими составами и локомотивами, дрезинами, самоходными путевыми машинами, кранами, отцепами вагонов (далее - подвижной состав); а также за тем, нет ли предметов, выступающих за пределы очертания габаритов погрузки, подвижного состава и приближения строения;

переходить пути перпендикулярно оси пути, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

проявлять особую осторожность в темное время суток, а также при сильном тумане, ливнях, снегопаде, метели, ухудшающих видимость и слышимость предупредительных сигналов или приближающегося подвижного состава;

следить за показаниями светофоров, положением стрелочных переводов, звуковых и ручных сигналов, ориентируясь по ним о маршрутах следования подвижного состава;

при нахождении на станции выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи и другие сооружения).

1.26.2. Для перехода через пути следует использовать маршруты служебного прохода, пешеходные тоннели, мосты и специально установленные для этого места, имеющие настил.

Запрещается переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать на рельсы и концы железобетонных шпал.

Прежде чем перейти через путь, необходимо остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава по этому пути. Особую внимательность требуется проявлять при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий и сооружений, ухудшающих видимость приближающегося подвижного состава по этому пути.

1.26.3. При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться только переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки.

Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути на опасном расстоянии подвижного состава и нет ли канав или посторонних предметов, о которые можно споткнуться. В темное время суток следует освещать это место ручным фонарем.

При поднятии на переходные площадки и сходе с них необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону.

Запрещается подлезать под вагоны, переходить по автосцепкам и рамам вагонов.

1.26.4. Переходить путь, занятый подвижным составом, разрешается следующим работникам станции:

составителю поездов и помощнику составителя поездов (далее - составителю), кондуктору главному грузовых поездов и кондуктору грузовых поездов (далее - кондуктору), приемосдатчику груза и багажа (далее - приемосдатчику), регулировщику скорости движения вагонов (далее - регулировщику скорости) и осмотрщику вагонов, производившим работы с составом, - на расстоянии не менее 3 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива и другого подвижного состава), а проходить между вагонами, если расстояние между их автосцепками не менее 5 м;

остальным работникам - на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона и 10 м между вагонами.

1.26.5. При приеме, отправлении и пропуске поездов по станции дежурные по станциям, дежурные стрелочных постов и другие работники, которые обязаны встречать и провожать поезда, должны находиться в местах, указанных в станционной инструкции по охране труда.

Работники, оказавшиеся на пути следования поезда, до его приближения должны отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья.

Минимальное расстояние от работника до крайнего рельса при этом должно быть не менее:

Работники должны отойти в безопасное место при расстоянии до поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда при скоростях движения 141 - 200 км/ч.

1.26.6. При маневровых передвижениях на станции работники при приближении подвижного состава должны отойти на обочину пути или середину междупутья, дождаться проследования (остановки) подвижного состава и только после этого продолжить работу или проход по территории станции.

Составители поездов, кондукторы и другие работники, которым предоставлено право руководить маневрами, а также регулировщики скорости движения вагонов должны проходить вдоль пути только по обочине или посередине междупутья и наблюдать при этом за движущими поездами, маневровыми составами и локомотивами, отцепами вагонов, обращая внимание на возможное наличие в движущемся подвижном составе предметов, выступающих за пределы габарита.

1.26.7. При приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава.

1.26.8. Запрещается проезд на подвижном составе лиц, не участвующих в маневровых работах.

1.26.9. Работники станций, работа которых связана с нахождением на железнодорожных путях, обязаны носить спецодежду и спецобувь установленного образца, сигнальный жилет оранжевого цвета и быть одетым так, чтобы одежда не мешала движениям, а пуговицы были застегнуты. Головной убор не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

Основные запретительные положения

Всем лицам, находящимся рядом с железнодорожными путями:

  • ходить по ним запрещается;
  • перебегать, переходить через железную дорогу перед приближающимся железнодорожным составом, когда до него меньше 400 м, запрещено;
  • после прохода состава в одном направлении нельзя переходить через рельсы если установлено, что по соседнему пути следует состав встречного направления;
  • недопустимо перемещение через переезд, когда шлагбаум закрыт либо закрывается; также запрещается это делать при наличии красного сигнала светофора;
  • нельзя идти вдоль ЖД-пути, если до ближайшего рельса расстояние меньше 5 метров;
  • если железнодорожные мосты, тоннели не имеют специально оборудованных дорожек для пешеходов, то передвижение по ним недопустимо;
  • нельзя осуществлять подъем на железнодорожные опоры, касаться их спусков, которые идут от них к рельсам. От контактной сети или иных железнодорожных систем, находящихся под напряжением, надо находиться на расстоянии более 2 м. Касаться их руками либо какими-либо приспособлениями не допускается;

Опасная ситуация на жд путях

  • при установлении лежащего на земле электрического провода требуется обходить его, при этом расстояние должно быть более 8 м;
  • на рельсы нельзя садиться или стоять на них;
  • к электрическому оборудованию вагонов или иного подвижного состава нельзя прикасаться любой частью тела, а также контактировать с ним через предметы.

Действия при установлении повреждений контактной сети

Железнодорожники, которые установили факт обрыва элементов сети, обязаны незамедлительно уведомить о ситуации руководство. Необходимо оставаться на месте до прибытия бригады ремонтников. Опасный участок надо оградить, обеспечив радиус безопасной зоны в 8 и более метров.

Разрушенная контактная сеть железной дороги

Правила нахождения на ЖД-путях для работников предписывают в ситуации, когда железнодорожник попал в зону шагового напряжения, ее незамедлительно покинуть. При этом требуется соблюдать определенные правила, а именно: ступни ног свести вместе, медленно, небольшими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая от земли ног, выйти из опасной зоны. Можно это осуществить и прыжками.


1. Область применения

1.1 Настоящая "Инструкция по организации рабочего места осмотрщика вагонов при встрече поезда "сходу" (далее по тексту Инструкция) предназначена для руководства по размещению, оборудованию и оснащению постов безопасности на пунктах технического обслуживания вагонов (далее по тексту ПТО), а также в парках пассажирских станций при безусловном обеспечении требований охраны труда и техники безопасности.

1.2 Нормативные ссылки:

  • "Правила технической эксплуатации железных дорог", ЦРБ-756;
  • "Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах", ЦД-790;
  • "Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда", ЦВ-ЦШ- 453 ;
  • "Автоматизированное рабочее место осмотрщика вагонов при встрече поезда "сходу", Руководство по эксплуатации ПЕТИ.402313.002 РЭ;
  • "Инструкция по организации рабочего места осмотрщика вагонов, принимающего пассажирский и грузовой поезд "сходу"", N 647-99 ПКБ ЦВ;
  • "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)", ЦВ-ЦЛ-408;
  • "Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава", ПОТ РО-32-ЦВ-400-96;
  • "Типовая инструкция по охране труда для осмотрщиков вагонов, осмотрщиков- ремонтников вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава", ТОН Р 32- ЦВ-460-97;
  • "Неисправности грузовых вагонов в эксплуатации", иллюстрированное пособие для работников эксплуатационных вагонных депо N 020-2008 ПКБ ЦВ;
  • "Методы выявления неисправностей грузовых вагонов по внешним признакам", N 711-2008 ПКБ ЦВ;
  • Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги";
  • "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта", ОСТ 32.120-98.
  • ПТО - пункт технического обслуживания вагонов;
  • АРНХ - автоматизированное рабочее место осмотрщика вагонов при встрече поезда "сходу";
  • ГГС - громкоговорящая парковая связь;
  • ДСП - дежурный по станции.
3. Содержание рабочего места и назначение инвентаря

3.1 Расположение рабочего места осмотрщика вагонов - "островок безопасности" должен располагаться в горловине станции, обеспечивать его безопасность при прохождении осматриваемого поезда и способствовать качественному осмотру вагонов и выявлению неисправностей вагонов проходящего поезда. Наиболее оптимальное расстоянии не далее 5-6 метров от проходящего подвижного состава. "Островок безопасности" должен быть огражден по периметру и оборудован навесом от атмосферных осадков, стойкой с прожектором. Для обеспечения условий бесперебойного функционирования и безопасного проведения работ должны быть предусмотрены резервные средства освещения. Вертикальная норма освещенности на ходовых частях вагона должна составлять не менее 50 лк (п. 1.2 (12)).

Средства связи должны включать в себя:

  • Громкоговорящую парковую связь с ДСП и оператором ПТО;
  • Переносную радиосвязь.
4. Организация работы

4.1 Оператор ПТО или ДСП (при отсутствии должности оператора ПТО) по оповестительной связи (ГГС, телефонная, радиосвязь) оповещает осмотрщиков о движении проходящих поездов через станцию для своевременной их встречи.

4.2 При встрече поезда "сходу" в темное время суток и в условиях плохой видимости осмотрщик вагонов включает прожектор только после проследования локомотивом поста безопасности.

4.3 Осмотрщик вагонов встречает поезд "сходу" с блокнотом в руках - где ведет запись, или диктофоном - проговаривая вслух, последние четыре цифры номера вагонов и выявленные неисправности. По окончании осмотра, по телефонной или радиосвязи, сообщает оператору ПТО или ДСП (при отсутствии должности оператора ПТО) состояние проследовавшего подвижного состава и выявленные у вагонов неисправности, после чего записывает их в журнал установленного образца (Приложение В). Полученную информацию оператор ПТО или ДСП (при отсутствии должности оператора ПТО) по оповестительной связи, (ГГС, телефонная, радиосвязь) сообщает ремонтно-смотровой группе, при выявлении неисправности, указывает примерное место нахождение вагона.

4.4 При обнаружении неисправности угрожающей безопасности движения осмотрщик должен принять незамедлительные меры к остановке поезда: связаться с ДСП и потребовать остановки поезда, сообщив причину. Пример регламента переговоров с ДСП при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения:

5. Проведение работ перед началом и во время осмотра проходящего поезда

5.1 Перед началом смены осмотрщик вагонов обязан проверить исправность средств освещения, действие связи с ДСП и оператором ПТО, исправность переносной радиостанции, прожекторной установки, фонаря, состояние защитного ограждения рабочего места.

5.2 О всех обнаруженных неисправностях осмотрщик вагонов обязан сообщить мастеру или оператору ПТО для принятия мер по их устранению.

5.3 Во время осмотра вагонов в движущемся поезде осмотрщику вагонов запрещается выходить за пределы ограничительной стойки "островка безопасности".

5.4 Встреча поезда "сходу" является одним из основных методов выявления неисправностей грузовых вагонов. При встрече поезда "сходу" диагностика производится по характеру движения ходовых частей, колесных пар и работы рычажной передачи (особое внимание осмотрщики должны обращать на наличие дефектов на поверхности катания колес, перемещение боковин и надрессорных балок тележек вагонов, наличие дыма и специфический запах смазки, на пощелкивание и периодическое подергивание буксы, характерный стук колеса о рельс при вращении колесной пары) в соответствии с рекомендациями, приведенными в документе "Методы выявления неисправностей грузовых вагонов по внешним признакам", N 711-2008 ПКБ ЦВ.

5.5 При встрече поезда "сходу" выявлению подлежат ниже перечисленные дефекты деталей и узлов грузовых вагонов, а так же волочащиеся элементы вагона в соответствии с рекомендациями приведенными в иллюстрированном пособии для работников эксплуатационных вагонных депо N 020-2008 ПКБ ЦВ "Неисправности грузовых вагонов в эксплуатации":

  • обнаружение неисправных буксовых узлов, в т.ч. грение буксы (писк, свист от трения металла, дым, пламя из буксы);
  • ползун (колесо не вращается, частые удары колеса об рельс);
  • нарушение крепления груза;
  • обрыв бортов платформы (провисание бортов, угрожающее падением на путь);
  • выход груза за пределы габарита;
  • обрыв двери крытого вагона (провисание двери, сход ее с роликов, угрожающие падением на путь двери или груза, задир крыши, касающийся контактного провода);
  • открытие или обрыв крышки люка полувагона;
  • выход стрелы грузоподъемных механизмов за пределы габаритов погрузки;
  • обрыв или разъединение тормозных тяг, предохранительных устройств и триангеля (провисание тормозных тяг и триангеля, угрожающее падением на путь, скрежет, искрение от соприкосновения деталей, волочение их);
  • провисание торцовой двери вагона;
  • отсутствие хвостового сигнала (по наличию хвостового сигнала контролируется проследование поезда в полном составе);
  • несоблюдение нижнего габарита (сбита габаритная планка).
6. Общие требования безопасности

6.1 К работе по осмотру вагонов "сходу" поезда допускаются наиболее опытные осмотрщики вагонов, прошедшие вводный первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний.

6.2 Все работы по осмотру вагонов при встрече поездов "сходу", должны выполняться в соответствии с требованиями местных "Технологических процессов", "Инструкций по охране труда", отражающих особенности и конкретные условия труда на данном рабочем месте осмотрщика вагонов, "Типовой инструкции по охране труда осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава", "Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава".

6.3 Осмотрщики вагонов, находящиеся на рабочем месте и выполняющие осмотр вагонов поезда "сходу" должны знать:

  • действие на человека опасных и вредных факторов;
  • правила оказания первой (доврачебной) помощи и места расположения аптечек;
  • требования производственной санитарии, пожарной безопасности.
7. Правила прохода к рабочему месту

7.1 Проходить к месту работы и с работы необходимо только по специально установленным маршрутам, обеспеченным указателями "Служебный проход".

7.2 Проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав.

7.3 Переходить пути необходимо только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов или вагонов.

7.4 Нельзя вставать между остряком и рамным рельсом или в желобе на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал.

7.5 Путь занятый подвижным составом переходить, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек, и в отсутствии движущихся по смежному пути подвижного состава. При сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода.

7.6 Обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, допускается на расстоянии не менее 5 м от автосцепки, а проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м. При переходе обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

7.7 При проходе на рабочее место, при нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:

  • переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;
  • подлезать под вагоны;
  • становиться или садиться на рельсы;
  • садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
  • находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
  • переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов, становиться на автосцепку.

7.8 На электрифицированных станционных путях запрещается приближаться к не огражденным проводам или частям контактной сети, находящихся под напряжением, на расстояние ближе 2 м, а к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

7.9 При выходе из помещения, а также из-за угла здания, ухудшающего видимость пути, необходимо убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

8. Действие осмотрщика вагонов в аварийных ситуациях

8.1 К таким аварийным обстоятельствам можно отнести:

  • сход вагонов с рельс при прохождении их мимо "островка безопасности" осмотрщика вагонов, прибывающего поезда;
  • разрывы соединительных тормозных рукавов, магистрального подвагонного воздухопровода;
  • загорание вагона в поезде;
  • возникновение утечки химических грузов (газа, жидкости и других опасных веществ);
  • обрыв подвесок оборудования, волочение деталей ходовых частей вагонов;
  • видимое нарушение крепления груза;
  • обрыв контактного провода.

8.2 При возникновении аварийных ситуаций осмотрщик вагонов обязан действовать порядком установленным технико-распорядительным актом станции и Инструктивными указаниями по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги".

8.3 Находящиеся поблизости от места аварии работники, в том числе и осмотрщики вагонов по приему и отправлению поезда, обязаны принять участие в оказании пострадавшим первой до врачебной помощи или устранении последствий возникшей аварийной обстановки.

8.4 Ликвидировать загорание предметов, расположенных на расстоянии менее 2 м от контактной сети, допускается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями. Тушение водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями разрешается только после получения указания от ответственного лица о снятии напряжения с контактной сети или ее заземления.

8.5 Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 7 м от не обесточенной контактной сети, допускается без снятия напряжения. В этом случае струи воды или пены не должны касаться контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.

8.6 При механических травмах пострадавших необходимо ликвидировать кровотечение, обработать рану дезинфицирующим веществом. При вывихах, переломах зафиксировать неподвижность поврежденных частей тела и необходимо доставить в лечебное учреждение.

8.7 При наличии пострадавших от ожогов, оказывать помощь медицинским работникам и отправке обожженных в лечебные учреждения.

8.8 Пострадавшего от электрического тока, необходимо немедленно освободить от его действия, соблюдая меру безопасности. Пострадавшему после освобождения от тока, при необходимости, делается искусственное дыхание и массаж сердца до восстановления естественного дыхания или до прибытия врачей. Пострадавшего от электротравмы оказать содействие в направлении в лечебное учреждение.

8.9 Принять участие: - в переносе пострадавшего от отравления газами (кислотами) на открытое проветриваемое место. При остановке дыхания и сердечной деятельности - проведение искусственного дыхания и массажу сердца. Во всех случаях отравления пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

8.10 При ранении глаз острыми или не колющими предметами, при ожогах горячей водой, паром, химическими веществами - глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего доставляют в медицинское учреждение.

9. Обязанности осмотрщика вагонов по окончании смены по осмотру поезда "сходу"

9.1 После окончания смены осмотрщик вагонов должен:

  • привести в порядок рабочее место;
  • после ухода с рабочего места снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, и убрать в шкаф гардеробной ПТО или на хранение в кладовую.

ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное)


Рисунок А.1 Схема расположения рабочего места осмотрщика вагонов на междупутье

1-заасфальтированная площадка

2-элементы ограждения рабочего места


Рисунок А.2 Схема расположения рабочего места осмотрщика вагонов на обочине

1-заасфальтированная площадка

2-элементы ограждения рабочего места


Рисунок А.3 Расположение рабочего места осмотрщика вагонов при встрече поезда "сходу" в парках сортировочной станции


Рисунок А.4 Расположение рабочего места осмотрщика вагонов при встрече поезда "сходу" в парке пассажирской станции

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое)

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ ПРИ ВСТРЕЧЕ ПОЕЗДА "СХОДУ"

Б.1 АРНХ размещается перед парками прибытия, на главных путях или непосредственно в парке прибытия, в соответствии со схемой, приведенной на рисунке Б.1. Выбор места расположения осуществляется порядком указанным в п. 2.3. настоящей Инструкции.


Рисунок Б.1 Функциональная схема АРНХ. Размещение оборудования входящего в состав комплекса АРНХ

АРНХ предназначено для автоматизации процесса регистрации и передачи данных о состоянии вагонов в составе поезда в АРМ ПТО при встрече поезда "сходу". В основе АРНХ заложено выполнение визуального осмотра и фиксации через пульт, видимых неисправностей подвижного состава, проходящего через участок контроля, органолептическими методами.

Б.2 В состав АРНХ входит:

  • Напольное оборудование:
  • Постовое оборудование:

Скорость на участке контроля не более 10 км/час.

Интервал температур окружающего воздуха: -50 - +60 град.С.

Питание АРНХ осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц (основное питание) и от сети постоянного тока напряжением 24 В (резервное питание).

Б.3 Наличие АРНХ обеспечивает выполнение следующих функций:

  • подсчет числа осей от 2 до 16 для каждого вагона;
  • определение тип вагона (грузовой, пассажирский, локомотив);
  • определение номера вагона от головы поезда и число вагонов в поезде от 1 до 400 ;
  • определение номера и числа осей от 1 до 6400;
  • определение длины поезда от 10 до 6000 м;
  • измерение скорости проследования поездом контрольного пункта от 1 до 150 км/ч;
  • определение порядкового номера (до 999) контролируемого состава, проследовавшего в данном направлении с начала суток;
  • фиксирование кода неисправности вагона, вводимого осмотрщиком при проходе вагона через участок контроля;
  • передача результатов осмотра по линии связи и отображение их на дисплее станционного блока или АРМ оператора;
  • при наличии связи с системами АСУ выполнение автоматической привязки к инвентарному номеру вагона, передача результатов осмотра в системы АСУ и выполнение архивирования результатов осмотра.

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)



Приложение Г (обязательное)

Форма журнала регистрации состояния поезда и выявленных неисправностей при встрече поезда "сходу".

Журнал установленного образца должен иметь единую форму для всех постов безопасности. Журнал пронумеровывается, и прошнуровываются, состоит из 11 граф.

4. Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

4.1. При проходе вдоль путей на перегоне одному или группой электромонтерам следует идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по установленному для данной станции маршруту прохода или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, при этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.

Если работник оказался между движущимися по соседним путям поездами, то ему, по возможности, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути. При переходе через пути следует сначала посмотреть в обе стороны и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы, вагоны, автодрезины и т.п.). Переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.

Не разрешается переходить через путь сразу за последним вагоном проследовавшего поезда. Следует выждать, пока поезд удалится на расстояние не менее 200 - 300 м, затем осмотреться в обе стороны пути и при свободности путей выходить на междупутье.

При следовании группой необходимо идти по одному, друг за другом или по два человека в ряд под наблюдением производителя работ, не допуская отставания и движения толпой.

При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав.

Запрещается подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы.

Прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.

Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами и другим подвижным составом.

При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м При этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.

4.2. Не разрешается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава (рисунок 2).

Рисунок 2 Габарит подвижного состава

4.3. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:

на двухпутных участках необходимо идти навстречу движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;

на многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров;

при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); в конце группу должен ограждать производитель работ в указанном выше порядке;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава следует отойти на обочину на расстояние L:

2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/час;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения от 121 до 140 км/ч;

при нахождении работников на путях станции допускается отойти на середину широкого междупутья.

На участках при установленных скоростях движения более 140 км/ч за 10 минут до прохода скоростного или высокоскоростного пассажирского поезда по расписанию работники должны сойти на ближайшую обочину пути на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути.

Если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м; если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.

4.4. При плохой видимости, в крутых кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети, ВЛ необходимо осуществлять в 2 лица в порядке, указанном в пункте 4.3 настоящей Инструкции. При этом один из работников должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.

Осмотр ВЛ и связанного с ней оборудования при наличии однофазного замыкания на землю, а также отыскание места замыкания путем поочередного отключения разъединителей необходимо производить в два лица.

4.5. Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.

По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.

На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.

4.6. При подъеме на автодрезину или автомотрису необходимо убедиться в исправности подножек и поручней и подниматься, держась обеими руками за поручни. Сходить с автодрезины или автомотрисы можно только после полной остановки, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к автомотрисе и автодрезине, предварительно внимательно осмотрев место остановки.

Запрещается сходить с автодрезины или автомотрисы со стороны проходящего поезда.

Что запрещается железнодорожникам

Правила безопасности при нахождении на ЖД-путях имеют ряд пунктов, в которых обозначен перечень запретов, а именно:

  • недопустимо перемещение через железную дорогу перед двигающимися по нему составом, к которому относятся локомотивы, мотовозы, дрезины, а также иные средства. Также нельзя переходить путь сразу за прошедшим по нему составом, не удостоверившись, что по соседнему не осуществляет движение встречный поезд;

Железнодорожники на путях

  • правила безопасного нахождения на ЖД-путях работников указывают на то, что нельзя перемещаться под вагонами;
  • находиться на подножках локомотивов, вагонов, спускаться с них, если эти транспортные средства находятся в движении;
  • в пространстве между ЖД-путями в случае передвижения по ним безостановочно составов находиться нельзя;
  • осуществлять переход через рельсы в зонах расположения стрелочных переводов (стрелок);

Хождение по ж.д. путям

  • при проходе через ЖД-пути становиться на оконечности шпал, на рельсовые головки;
  • нельзя использовать для мест отдыха путевые ящики, дроссельные трансформаторы, а также иные наземные железнодорожные устройства.

Соблюдение правил безопасности на электрифицированных участках железной дороги

Железнодорожникам, которым по долгу службы приходиться находится на электрифицированных участках ЖД-путей запрещено:

  • приближаться к проводам, участкам контактной сети, которые находятся под напряжением, на дистанцию меньше 2 м. Правило нахождения на ЖД-путях обозначает, что недопустимо осуществлять работы на крышах подвижного состава, проводить их осмотр до того момента, пока не будет отключено напряжение и не последует соответствующее распоряжение от руководителя работ;
  • осуществлять контакты с оборванными проводами, расположенными под ними посторонними предметами. При это не имеет значения, касаются ли они земли либо иных заземленных конструкций.

Правила нахождения на ЖД-путях: техника безопасности, нормативы, указатели


Инфраструктура железной дороги — это зона повышенной опасности. На ней работа осуществляется круглосуточно. От железнодорожников и пассажиров жизнедеятельность железной дороги требует осторожности, бдительности, повышенного внимания. Здесь не прощается беспечность, игнорирование предписанных правил безопасности.

Причины разработки и внедрения правил безопасности

Однако, как показывает практика, предписанные правила поведения на ЖД-путях выполняются не всегда и не всеми.

Так, статистика свидетельствует, что не прекращаются случаи гибели людей, получение ими инвалидности. Все это происходит вследствие игнорирования правил нахождения на ЖД-путях. Не сокращается число пострадавших от прикосновений к контактной сети железной дороги, напряжение который более 27000 Вольт.

Для того чтобы исключить подобное, а также предостеречь людей от иных опасных последствий, разработаны правила безопасности граждан рядом с железнодорожными путями, на посадочных платформах, в вагонах и т.д.

Также надо знать, что лица, нарушающие эти правила, привлекаются к ответственности, которая установлена действующим законодательством РФ.

Правила безопасного нахождения работников на ЖД путях

Сотрудники железной дороги, к которым относятся осмотрщики, осмотрщики-ремонтники, слесари, должны соблюдать ряд правил, основными из которых являются следующие:

  • к местам работ надо проходить исключительно специальными маршрутами, которые обозначены табличками, имеющими надпись «служебный проход»;
  • при прохождении вдоль ЖД-путей в пределах станции нужно передвигаться только по широкому межпутью либо рядом с дорогой, придерживаюсь обочины. Удаление от крайнего рельса должно составлять более 2.5 м. При движении следует наблюдать за движением подвижного состава на расположенных рядом путях. Смотреть под ноги для исключения контактов с предельными и пикетами столбиками;
  • правилами нахождения на ЖД предписывается, что пересекать их необходимо исключительно под прямым углом. Перед этим нужно убедиться, что в пределах видимости нет движущегося поезда, который может оказаться на опасном расстоянии;
  • если на путях стоят вагоны, пересекать их разрешено через переходные вагонные площадки, у которых имеются подножки, поручни. Спускаться надо лицом к вагону, выяснив, что по соседнему ЖД пути нет движения;
  • находящиеся на путях локомотивы, вагоны, целесообразно обходить на расстоянии 5 м и более от автосцепок;
  • между вагонами, которые расцеплены, перемещаться можно только тогда, когда расстояние между их автосцепками превышает 10 м;
  • правила нахождения на железнодорожных путях предписывают обязательное обращение внимания на световые сигналы светофоров, предупреждающие таблички, звуковые сигналы.

На какое расстояние сходить от поезда

Приказом Минтранса России от 13.04.2020 № 118 внесены изменения в п. 7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, согласно которым с 23 апреля 2020 г. все пассажиры при оформлении проездного документа в кассе, на сайте ОАО «РЖД» или с помощью мобильного приложения «РЖД Пассажирам» должны указывать свои контактные данные, куда будут приходить уведомления о возможных изменениях в графике движения поезда, на который куплен билет.

Информирование пассажиров о корректировках в движении поездов осуществляется бесплатно и адресно. Контактная информация не используется для маркетинговых и рекламных рассылок.

Напомним, что ранее пассажир мог оставлять свои контактные данные для оперативного информирования о корректировках в расписании движения поездов дальнего следования только по желанию. Теперь данная норма закреплена на законодательном уровне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2020 №901 утверждено Положение об особенностях исполнения договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, касающееся права пассажира, при отмене отправления поезда дальнего следования, осуществить поездку по приобретенному документу до станции, указанной в проездном документе, в вагоне того же типа и класса не позднее 12 месяцев после прекращения чрезвычайных ситуаций, либо получить полную стоимость проезда в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111.

Общие положения

К основным правилам безопасности пешеходов в местах нахождения ЖД-путей относятся следующие:

  • Переходить пути разрешается только в специально обустроенных местах, по мостам, оборудованным переездами, тоннелям. В пределах станций, где мосты, тоннели отсутствуют, пешеходы пересекают пути по оборудованным настилам, а также там, где имеются соответствующие разрешительные указатели.
  • Переходя по настилу через железнодорожный переезд, надо убедиться в том, что в зоне видимости нет подвижного состава
  • Если установлено приближение поезда, необходимо остановиться и пропустить движущиеся транспортное средство. После этого, убедившись в отсутствии движения по соседнему пути, следует закончить переход.

На межпутье железных дорог

  • При подходе к ЖД-переезду предписывается осуществлять наблюдение за предупреждающими сигналами (световыми, звуковыми), положением шлагбаума. Перемещение через железнодорожную дорогу можно реализовывать при поднятом шлагбауме. Если он на переезде не предусмотрен, то нужно убедиться в том, что приближающегося состава нет.

Общие правила безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта

Для того чтобы обезопасить железнодорожников, пассажиров ЖД транспорта, лиц, проживающих в непосредственной близости от инфраструктуры железнодорожной дороги, рядом со всеми опасными и требующими повышенного внимания местами, имеются информационные плакаты, таблички, указатели, информационные стенды и т.п. Основная их цель — предостережение и призыв к повышенной бдительности.

Дети на ж.д. путях

Изложенные в них правила нахождения на ЖД-объектах предупреждают об опасности пересечений железнодорожных путей в местах, которые для этого не предусмотрены. Указывают на опасность хождения по ним. Информируют о недопустимости размещения на рельсах посторонних предметов. Предупреждают о запрете на пересечение железной дороги перед движущимся составом и т. п.

Читайте также: