Можно ли женщине посетить мужской монастырь

Обновлено: 17.05.2024

Церковь имеет свои основные законы, которыми должны руководствоваться и епископы, и клирики, и миряне; иначе будут разрушаться основы духовной жизни, упадет дисциплина и воцарится хаос. И епископы и клирики перед хиротонией дают клятвенное обещание свято соблюдать священные каноны. К сожалению, с конца XVII века в Русской Церкви в силу политических обстоятельств чувства соборности и верности канонам стали постепенно изгоняться из сознания народа и заменяться слепой покорностью начальству 1 . В результате Московский Патриархат постепенно превратился в Ведомство православного исповедания, подчиненное министру Двойного министерства 2 . Это имело печальные последствия в истории и дает о себе знать и в наше время. Многие забыли об обязательности и необходимости соблюдения канонов и, вместо них, стали руководствоваться различными мирскими соображениями, как будто не было совсем церковных Соборов и святоотеческих творений. Что удобно в той или иной ситуации, что более соответствует интересам правительства, то и полагается в основу церковной жизни.

Монастырские уставы в одинаковой степени распространяются и на мужские и на женские обители, независимо от содержания канонического определения. Для непреткновенного стяжания евангельского совершенства (что является целью монашеского жития) вместе с подвижничеством необходимо всеми возможными способами уклоняться от соблазнов. Уже самые первые монастыри (преподобного Пахомия Великого) ограждались стеной, чтобы как можно меньше сталкиваться с миром. Как в мужских, так и в женских обителях очень рано появляются правила, ограничивающие вход или пребывание внутри монастырской ограды посторонних лиц, поскольку сакраментальное, таинственное духовное делание возможно только в уединении. Внутри монастыря выделяется особая территория, предназначенная только для братии, а гостиницы для паломников строятся обязательно вне стен обители.

В мужском монастыре запрещается вход или пребывание любой женщины (замужней или незамужней, мирянки или монахини), независимо от возраста. Нарушающим этот запрет грозит отлучение, а игумену и вместе с ним начальствующим полагается епитимия 5 . Такое запрещение является общим, начиная от простого случая входа для посещения родственников монахов, или молитвы в храме в праздничный день, или совершение панихиды о почивших сродниках мужчинах, погребенных внутри монастыря. Не позволяется даже погребать женщин на территории мужского монастыря. В некоторых монастырях иногда делаются исключения, например всем разрешается присутствовать на богослужении в воскресный или другой праздничный день.

На Святую Гору Афон издревле запрещалось приезжать женщинам, а впоследствии и рабочий скот стали завозить туда только мужского пола.

Монастырские правила строго запрещают вход в обитель юного отрока, не имеющего бороды, даже если он является сыном, братом или другим родственником кому-либо из монахов. Строгие канонические прещения и наказания предписываются приведшему его, а также начальствующим в монастыре, если они знали о приходе отрока и не поспешили предотвратить его приход. Это запрещение общее, распространяющееся на любой случай введения за монастырскую ограду безбородого отрока, с целью обучения или исполнения каких-либо работ. Для отроков, желающих монашествовать, устанавливаются особые условия пребывания в монастыре. Еще со времени преподобного Пахомия Великого (с начала IV века) при монастырях устраивались школы для детей, но учащихся держали отдельно от монастырской братии, в особом корпусе-школе за оградой монастыря, под строгим наблюдением опытнейшего в духовной жизни старца.

Подобные правила имеются и для женских обителей. Запрещается входить и оставаться на ночлег внутри монастыря любому мужчине (женатому или неженатому, мирянину или монаху), независимо от его возраста, а также погребать мужчин в ограде монастыря. Исключения делаются в следующих случаях: 1) посещение один или два раза в год близкими родственниками; 2) посещение врачом столько времени, сколько необходимо для лечения; 3) пребывание священника для совершения литургии и других Таинств. Обычно иерей, старец преклонного возраста, останавливается в домике вблизи монастырских ворот; 4) посещение местным епископом для выполнения канонических пастырских обязанностей; 5) посещение мужчин для производства некоторых работ, которые не под силу монахиням по естественным причинам, например строительные и связанные с ними работы, погребение и тому подобное; 6) посещение мужчинами богослужения в праздничные дни.

Ниже приводятся некоторые цитаты на данную тему из авторитетных источников.

Безпреткновени бывайте и внешним, глаголет божественный апостол (1 Кор. 10, 32). Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто-либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит таковый епитимии: закосневающий же в том, да будет извержен. Аще и случится женам быти в загородных домах, и восхощет епископ, или игумен путь творити тамо: то в присутствии епископа или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена: но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания 6 .

Толкование Зонары: И третье правило Перваго Собора и пятое Шестаго ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергает и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удалятся в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19-е правило Анкирского Собора.

Толкование Аристина: Женщинам не должно пребывать в епископиях, или в монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.

Правило 20-е VII Вселенского Собора

Определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовати, то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входити в женский монастырь: ибо сим благоугождается Бог. А обретающиеся доныне двойные монастыри, да будут управляемы по правилу святаго отца нашего Василия, и по заповеди его, законополагающей тако: да не живут во едином монастыре монахи и монахини: потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужеской приносятся к монахиням: за вратами оныя да приемлет женскаго монастыря игумениа с некоею старою монахинею. Аще же случится, что монах пожелает видети некую родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими словами, и вскоре от нея да отходит 9 .

Правило 47-е VI Вселенского Собора

Ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит. Ибо верные должны быти чужды всякаго преткновения и соблазна, и благоучреждати жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием ко Господу (1 Кор. 7, 35). Аще же кто сие учинит, клирик ли, или мирянин: да будет отлучен 11 .

Глава 49. О святых честных монастырех о том соборный ответ по священным правилом:

А по келиам бы архимандриты и игумены, и строители, и соборные старци, и вся братиа молодых робят голоусых однолично не держали. А которому старцу невозможно будет без служащего быти немощи ради или старости, и архимандриты, и игумены бы посылали к тем старцом братию на службу, единаго или дву, или человека мирскаго в совершенном возрасту, имущаго браду, а голоусых бы робят отнудь в манастырех по келиам не держали и в келии бы приходити к собе не велели 12 .

А жонкам и девкам по келиам не ходити и в келии их не пускати. А у которых попов или у диаконов, или у чернецов увидят или вымут жонку или девку в келие, и тем попом и диаконом изверженым быти от священства по священным правилом, а простым чернецом отлученным быти от всякиа святыни по тем же священным правилом.

А робятом молодым по келиам не жити и по селом с архимандриты и с игумены, и з старцы не ездити 13 .

Глава 82. Ответ о том, что впредь чернецом и черницам в одном манастыре не жити:

Да на том же соборе прежде нас отцы по священным правилом уложили, что в одном манастыре черньцом и черницам не жити. И мы ныне по тем же священным правилом и по прежеуложенном соборе, что в монастырех жили в одном месте черньцы и черницы, а служили у них игумены, и вперед черньцом и черницам в одном манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черньци, ино туто служити игумену, а черницам в том манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом белцом, а черньцом в том манастыре не жити 15 .

Из решений Первого Всероссийского съезда

монашествующих 1909 года

Вопрос 13-й. По вопросу о женской прислуге в мужских монастырях и мужчин в женских (сторожа, дворники и др.) постановлено, чтобы при монастырях не было в виде прислуги лиц другого пола, как то: прачек, коровниц и т. п.; в случае, где это невозможно избежать, в крайней необходимости, разрешить иметь коровниц самых благоговейных старушек, но ни под каким видом, молодых, и при условии, если скотский двор вдали от монастыря; прачек же не разрешается держать ни в каком случае, ибо неприлично иноческую одежду мыть женщинам. В монастыре же или около монастыря, в гостиницах монастырских жить и прислуживать женщинам воспретить безусловно под строгой ответственностью настоятеля со старшей братиею 16 .

Правило 11-е святого Никифора Исповедника,

патриарха Константинопольского

Не подобает инокиням входити во святый олтарь, ни вжигати свещю и кадило, и украшати и пометати 17 .

Правило 17-е святого Никифора Исповедника,

патриарха Константинопольского

Монаху дозволено оставить монастырь по трем причинам: 1) если игумен еретик, 2) если женщины (свободно) приходят в монастырь и 3) если дети мирян учатся в монастыре 18 .

Правило 23-е святого Никифора Исповедника,

Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает 19 .

Из правил преподобного Антония Великого

4. С отроком и юношей остерегайся начинать беседы, или устанавливать знакомство.

10. Женщине к себе подходить не позволяй, и не допускай, чтобы она вступала в твое жилище.

11. Родственников твоих не посещай, и не позволяй, чтобы они взирали на тебя, и не приходи к ним.

16. С отроком не говори никогда, поскольку он будет тебе в преткновение.

28. Церковь, в которую приходит множество людей, не посещай 20 .

Из устава святителя Василия Великого

Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно как можно скорее поспешить расходиться с ними.

А если кто говорит, что от свидания и долгаго сожительства с женщинами не терпит вреда; то он или не имеет в себе мужской природы. или если имеет, то будучи погружен в страсти, не чувствует сего по подобию упившихся, или сумашедших, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но уступим слову, чуждому всякого разума, а именно, будто иный не уязвляется мужскою страстью. Если сам он и не подлежит уязвлению, то не легко ему уверить других, что точно неуязвим. А соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого добраго дела, почитаю небезопасным для поступающаго так. При том должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с ними в разсуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба разсудком и склоннее к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с нею свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. Женщина, часто приходя к подвижнику под видом духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми глазами пожирать наружность ближняго и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву. 21

Из жития преподобного Саввы Освященного

Из завещания преподобного Феодора Студита

Отрекись совершенно женскаго пола, не имей скота женскаго рода для необходимых работ, ни в обители, ни на полях; ибо и из преподобных и Святых Отцев наших, никто сего не делал, и по самой природе это противно (монашескому образу жизни) 23 .

Не отворяй ворот обители для входа женщин, кроме великой нужды. Не имей по пристрастию в келлии твоей учеником юношу, но принимай услужение от лица, не подающего повода к соблазну 24 .

Из устава преподобного Ефросина Псковского, чудотворца

Из устава преподобного Иосифа Волоцкого

Общие правила поведения в монастыре


По всем вопросам обращайтесь к игумену и священникам монастыря.

Свадебные процессии в монастырь не допускаются.

Перед входом: Подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является греховным деянием.

В обители: Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, поэтому должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.

Паломникам оставшимся на ночлег необходимо соблюдать распорядок, установленный священноначалием монастыря: запрещены ночные выходы из гостиницы без благословения, а также необходимо соблюдение тишины, чтобы у других была возможность для чтения молитвенного правила и отдыха.

Территория монастыря открыта для посетителей с 8 часов утра. В 20:00 монастырские ворота запираются на ночь. Исключение делается только для ночных служб в дни великих праздников, на Рождество Христово и Пасху.

В Храме: Посещение монастырских богослужений является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением.

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой. Вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко совершать молитву. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. Недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

Внешний вид: Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, ибо тесно сопряжен с внутренним состоянием. Внешний вид паломников должен быть достаточно приличен для посещения богослужения. Вся одежда должна быть чистая и опрятная.

Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в открытой одежде, шортах или брюках, с непокрытой головой. Волосы должны быть под платком. Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их. Не допускается приходить в храм надушенным сильными, вызывающими ароматами. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты. В монастырской привратной при входе женщины на время посещения обители могут получить платок и юбку, надеваемую поверх имеющейся одежды.

Паломникам мужского пола также не желательно ношение открытой одежды. Мужчины надевают брюки, рубашку с длинными рукавами.

Просим соблюдать эти требования и в гостинице.

Обращение к духовенству: Если вам нужно подойти к священнику, вы можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали.

Когда вы подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить вас. Для этого сложите ладони крестом (правую на левую, ладонями вверх) и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС — что означает Иисус Христос.

Получив благословение, поцелуйте руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.

Отдельное замечание: если на шее у вас висит фотоаппарат (хотя при обращении к священнику сумки, аппаратуру лучше отставить в сторону), ваши сложенные крестом руки (когда вы испрашиваете благословения) должны быть над аппаратом. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь скромно, просто, вежливо и предупредительно. В случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Обращение к наместнику монастыря при желании получить разрешение на осмотр закрытых в данный момент территорий монастыря, на фото- или видеосъемку и по другим вопросам — см. «Обращение к духовенству». О встрече с наместником, который традиционно является самым занятым человеком в монастыре, лучше договориться заранее, обратившись через вратарника или по телефону наместника.

Если наместник в обители по каким-то причинам отсутствует, необходимо обращаться к старшему иеромонаху монастыря.

Советы паломнику: Ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество — дело доброе и спасительное для души. Ведь мы едем на богомолье не только, чтобы взять что-то от святыни, но и для того, чтобы оставить там груз наших грехов, отдать Господу сокровище нашего смирения и молитвы, попросить о помощи нашим близким, любимым, оставшимся дома… Часто мы везём к святыне и собственные духовные болезни. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — сказал Господь (Мк. 2:17). Но в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть в дороге. И для этого просим вас, братья и сестры, внимательно изучить и со всей строгостью придерживаться правил благочестивого поведения в паломнической поездке. Это поможет нам сохранить во время поездки мир и избежать всех неприятных ситуаций.

Куда поехать трудником

<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":49.48719679999999954134182189591228961944580078125,"lon":31.271832100000001020134732243604958057403564453125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":3,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>

Молитва

Здравствуйте, Анна.
В настоящее время мужские монастыри и скиты, закрытые для посещения женщинами, - большая редкость. Вы вполне можете посещать богослужения в мужском монастыре и заказывать требы, в том числе и сорокоусты, так же как и в немонастырских православных храмах. Единственное, хотелось бы напомнить, что если в любом храме мы должны строго соблюдать церковный этикет относительно нашего внешнего вида, то в монастырском храме это требование строже вдвойне.

Мария, утренние молитвы перед тем, как Вы идете на службу, читать нужно. Литургия не заменяет утреннее молитвенное правило. Более того, утренние молитвы помогают настроиться на общение с Богом в храме. Нужно понимать, что духовный плод не дается автоматически, здесь нужен усердный труд. Утреннее и вечернее правило для того и дано нам, чтобы каждый из нас научился молиться правильно, со смирением, показывает должный образ мыслей, с какими нужно обращаться к Богу. Кроме того, в утреннем правиле содержится много личных прошений, а Литургия – это молитва соборная, общая, наполненная славословием Богу и благодарением. Недаром, Литургия иначе называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение».
Но также нужно следить, чтобы правило не превратилось в формальность: его нельзя вычитывать механически, наспех. Если Вы находитесь в стесненных жизненных обстоятельствах и не можете полностью со вниманием прочесть молитвенное правило, то решить вопрос об индивидуальном подходе к утренним молитвам перед Литургией Вы можете со священником на исповеди или в личной беседе.

Уважаемая Екатерина, совершенно понятно и естественно Ваше желание включить поминовение дорогого Вам человека в церковную, богослужебную молитву. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в основе жизни с Богом лежит закон свободы (Иак 2:12): нельзя механическим включением имени человека в поминальную записку привлечь к нему милость Божию вопреки собственному духовному самоопределению человека. Ваш отец, как Вы пишете, считает себя атеистом, и это выражается, в частности, в том, что он не посещает храм и не носит нательного креста. Церковное поминовение не магия, оно может лишь восполнить несовершенство духовного стремления к Богу, но не может этого стремления заменить.
Кроме того поминовение неверующего человека на проскомидии является, в определенном смысле, оскорблением Бога, так как частицы, вынимаемые из богослужебной просфоры за грехи людей, омываются Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе во искупление людей. Верующий человек через покаяние делается способным усвоить искупительные плоды этой жертвы, уподобляясь благоразумному разбойнику, вошедшему в рай вслед за Христом (Лк 23:40-43). А неверующий своей нераскаянностью вменяет страшную жертву Богочеловека ни во что подобно жестокосердным иудеям, потребовавшим смерти Спасителя мира, или неразумному разбойнику, хотя и распятому вместе с Христом, но хулившему Его и сошедшему по этой причине в ад.
Однако, не совершая персонального поминовения неверующих людей, Церковь в разных обстоятельствах молится об обращении их к вере и примирении через покаяние с Богом: например, в первое воскресенье Великого поста, совершая особое молитвенное чинопоследование Торжества Православия, а также в евхаристической молитве Литургии Василия Великого, испрашивая у Бога "обратить и совокупить" Святой Церкви "прельщенных", то есть заблудших, не знающих Бога. Можете и даже должны, имея долг попечения о родителях (Исх 20:12), молиться за своего отца и Вы – в частной, келейной молитве. Только просить нужно не столько о его здоровьи, долгоденствии и благополучии, сколько о даровании ему веры и покаяния, ибо без них все остальное не имеет спасительного смысла, а, напротив, сытая и спокойная жизнь без веры может окончательно разлучить человека с Богом, сделав для него спасение невозможным.

Сами того не замечая, Вы уже помогаете своей подруге, выказывая неподдельное сочувствие и готовность прийти ей на помощь. Молитвенно мы поддерживаем друг друга и своими частными прошениями, и обращением к ходатайству святых, и церковным поминовением за различными богослужениями. Бог не ждёт от нас подвига выше сил и возможностей. Делайте, что можете, но от полноты сострадающего сердца. Скорее всего, полное выздоровление будет ещё не скоро, и Вам неоднократно будет дана возможность помочь облегчить состояние больной, поддержать её и словом и делом.
Благослови Бог Ваше намерение.

Уважаемый Сергий, мы должны молиться, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, поскольку ни одна страсть не может быть побеждена без божественной помощи, как сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), затем Божией Матери и святым, которым от Бога дана благодать помогать борющимся с блудною страстью: преподобным Моисею Мурину, Моисею Угрину, Марии Египетской.
Следует также знать, что действие нечистой плотской страсти попускается Богом за нечистоту духовную – тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Синайский в связи с этим задает риторический вопрос в своей знаменитой «Лествице»: «Кто победил свое тело?», и сам же на него отвечает: «Тот, кто сокрушил свое сердце!» (Слово 15), то есть покаянным сокрушением снизошел в глубину смирения. Покаянием и молитвой ищите смирения, и блудная страсть ослабеет.

В храме должно молиться – это главное. В первую очередь, конечно, нужно стараться внимательно слушать то, что поется и читается. При благоговейном и усиленном внимании к церковной молитве сердце начинает сочувствовать словам, звучащим из алтаря, с амвона или клироса. Тогда это становится уже Вашей молитвой, вводящей Вас в общение не только с Богом, но и с братьями и сестрами, молящимися вместе с Вами. Это – богоугодное единение, посреди которого пребывает Сам Господь (Мф 18:20). Проговаривать про себя при этом ничего не нужно. Но когда Ваш ум рассеялся или Вы перестали понимать произносимое в храме во время богослужения, тогда молитесь про себя какой-нибудь краткой молитвой (Иисусовой, мытаря, краткого призывания Божией Матери или святого) до тех пор, пока не вернется внимание к храмовой молитве и сердце снова не начнет сочувствовать ее словам.

Автор странички высказывает чересчур крайнее мнение, не соответствующее ни духу христианской любви, требующей постоянной молитвы за ближнего, ни практике церковной жизни. Сорокоуст о здравии заказывать можно.
Кроме того, чтобы иметь правильное понятие о духовной жизни, а не засорять голову различными неправильными мнениями, пользуйтесь только православными ресурсами Интернета. Указанная Вами страничка принадлежит человеку, не принадлежащему Русской Православной Церкви и не являющемуся священником, хотя и называющему себя таковым.

Семья не казарма, и совершать такие важные дела как молитвенное правило по звонку и всем вместе, конечно, удается не всегда, но при этом в дружной семье всегда находят случаи, чтобы провести время вместе. Праздничное богослужение, домашнее обсуждение евангельского текста, духовных книг и передач – та среда, в которой формируется и выражается духовное единство семьи. А молитвенное правило детей, даже уже школьников, может быть очень ограниченным, по детскому молитвослову. Очень хорошо, когда дети постепенно заучивают основные молитвы наизусть, например, 50, 90 псалом. Таким образом, совершив молитвенное поклонение перед домашними святынями, попросив благословение у родителей, школьники могут «по дороге» выполнять пусть небольшое, но свое собственное правило. Не возбраняется, конечно, детям молиться и по взрослым молитвословам, но важно, чтобы такая молитва была осмысленной, то есть понята детьми, и шла от сердца. Замечательно, если по важным случаям родители просят помолиться детей с ними вместе, и когда молитва достигает своей цели, то часто сама и подсказывает, как это сделать лучше.

Правила поведения в монастыре


Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Вне монастыря оставляют все свои греховные привычки и пристрастия

Вне монастыря оставляют все свои греховные привычки и пристрастия

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В монастырях при работе на послушаниях стараются щадить немощного

В монастырях при работе на послушаниях стараются щадить немощного

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В монастыре каждый несет определенное послушание

В монастыре каждый несет определенное послушание

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

Монастырь – это особый мир

Монастырь – это особый мир

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

Послушание

Послушание

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

В монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют

В монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

Трапеза в женском монастыре

Трапеза в женском монастыре

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Игумен Аристарх (Лоханов)

Игумен Аристарх (Лоханов)

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

10 золотых правил поведения на территории монастыря


– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.

Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.

– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?

– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.

Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.

– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?

– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.

Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.

В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.

– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?

– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.

– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?

– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.

Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.

– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?

– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.

– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?

– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.

– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?

– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?

– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.

– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?

– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.

Читайте также: