Молодая пара только что эмигрировавшая в чикаго из дании была приглашена в местный американский клуб

Обновлено: 24.04.2024

КЕЙС Бытует мнение, что для совместной жизни или профессиональной деятельности надо выбирать в социально-психологическом плане: а) очень похожего на тебя человека, б) свою полную противоположность. На чем основываются эти мнения? Согласны ли вы с каким-либо из них и почему? Какие трудности могут возникнуть при профессиональном взаимодействии между «одинаковыми» людьми? Какие трудности могут возникнуть при профессиональном взаимодействии между различными людьми? Какие особенности сходств и различий необходимо учитывать в контексте профессионального взаимодействия между сотрудниками? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с ориентацией на процесс у одного и ориентацией на результат у другого? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с ярко выраженной рефлексивностью у одного и деятельной активностью у другого? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами темперамента? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами акцентуаций? Бывают ли «совместимые» типы акцентуаций? Могут ли на их совместную работу влиять различия, связанные с мировоззрением? Обоснуйте все данные ответы. Кейс 2 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала на свою доступность в сексуальном отношении. 4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой. Кейс 3 Поясните, пользуясь приведенным примером, как социальная ситуация «задает», «навязывает» выбор определенных средств общения. Мужчины, а тем более женщины должны чувствовать себя в согласии с окружающей средой. Мне безразлично, в чем быть, в смокинге или в костюме, но я чувствовал бы себя крайне неловко, придя на ужин во фраке и увидев остальных мужчин в пиджаках. Я сумел бы преодолеть неловкость, но все же я чувствовал бы себя много лучше, последовав общему правилу. Слабость? Разумеется. Но она естественна в человеке (А. Моруа). Может ли социальная ситуация полностью детерминировать человеческое поведение? Может ли она, наоборот, не оказывать никакого влияния на поведение человека? Почему в социальной психологии поведение человека рассматривается в ситуационном контексте?

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

Узнать стоимость или Разместить задание

city
city
bush
bush

Цены ниже –
качество выше!


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Молодая пара только что эмигрировавшая в чикаго из дании была приглашена в местный американский клуб

Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейсистов. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он "пристает" к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намекала, что она для них доступна в сексуальном отношении.

Эта ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций интимная зона составляет только 23-25 см, а у некоторых и того меньше. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужденно, находясь на расстоянии 25 см от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его интимную зону, составляющую 18 дюймов. Датчане также чаще используют контактный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Продвижение в интимную территорию человека лица противоположного пола является способом выражения его интереса к этому человеку и называется заигрыванием. Если заигрывание не принимается, этот человек отступает и соблюдает в дальнейшем дистанцию. Если же ухаживания принимаются, человек позволяет

"нарушителю" оставаться внутри его интимной зоны. То, что для датчан являлось нормальным общественным поведением, интерпретировалось американцами как их сексуальное заигрывание. Датчане же думали, что американцы были холодны и недружелюбны, потому что они устранялись от удобной для их общения зоны.

Недавно на конференции я заметил, что когда встречались и беседовали два американца, они стояли друг от друга на расстоянии 90 см и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора. Когда же разговаривали японец и американец, то они o медленно начали передвигаться по комнате. Американец постоянно отодвигался от японца, а японец постепенно наступал, приближаясь к нему. Тем самым каждый из них пытался приспособиться к привычному и удобному для него пространству общения. Японец, чья интимная

Задание1. Выделите элементы коммуникативного процесса.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Знаковые системы, которые используются в коммуникативном процессе лежат в основе двух традиционно выделяемых видов коммуникации:

Вербальной (с речью в качестве знаковой системы);

Невербальной (с использованием различных неречевых знаковых систем).

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Она представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с другими людьми посредством языка. Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Степень и точность понимания слушающим смысла высказывания будет очевидна коммуникатору только тогда, когда реципиент заговорит, превратится т.о. в коммуникатора и даст знать как он понял принятую информацию.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. В психологии выделяют пять форм невербальной коммуникации:

^ Паралингвистику и экстралингвистику;

^ Проксемику (пространственно-временную организацию коммуникативного процесса);

Каждая из указанных форм общения использует свою знаковую систему.

Кинесика - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук- тогда мы имеем жестикуляцию; лица - тогда мы имеем мимику; позы - тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских, отрицание у болгар.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы.

Насколько эффективным средством общения являются жесты?

В чем проявляются их недостатки и ог­раниченность?

Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?

Какие — труднее всего?

Какие из них вообще невозможно выразить жестом?

Могут ли жесты передать эмоции?

Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков

представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система -это система вокализации, т.е. тембр (качество) голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех.

Задание 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах. » Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.

В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй — может пропасть правда, — говори реже».

В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».

Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который и ввел термин проксемика, буквальный перевод которого означает близость. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На праксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены 4 расстояниями:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких;

персональное (от 45 см. до 1м.20см) - общение со знакомыми людьми;

социальное (от 1,20 до 3,60) - предпочтительно приобщении с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (от 3,60 и далее) - при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Задание 4. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Визуальное общение - это контакт глазами. Многие исследователи считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.

Задание 5. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются необходимой формой стимуляции общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнера, возраст, пол, степень знакомства.

Задание 6. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), . () и . ().

Контрольная работа по предмету "Социальная психология"

Бытует мнение, что для совместной жизни или профессиональной деятельности надо выбирать в социально-психологическом плане:

а) очень похожего на тебя человека,

б) свою полную противоположность.

На чем основываются эти мнения? Согласны ли вы с каким-либо из них и почему?

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Какие трудности могут возникнуть при профессиональном взаимодействии между различными людьми?

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И что бы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у рабочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к процессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их общении.

Какие особенности сходств и различий необходимо учитывать в контексте профессионального взаимодействия между сотрудниками?

При «взаимодействии» цели четко осознаются участниками команды, они открыто обсуждаются, корректируются при необходимости и согласовываются всеми членами команды. Степень персональной ответственности каждого сотрудника достаточно высока. Часто сотрудники берут на себя дополнительную ответственность за деятельность коллег, способствуя достижению не только собственных целей, но и целей других.

При совместной деятельности сотрудники стремятся не только достичь определенных целей, но и выстраивать качественные отношения с коллегами. Различия между людьми четко осознаются и учитываются при взаимодействии, сводя, таким образом, до минимума напряженности и трудности. Критерием того, что компания достигла этого состояния говорит наличие так называемых «продуктов» взаимодействия.

Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с ориентацией на процесс у одного и ориентацией на результат у другого?

Это высокий уровень развития команды. Цели согласовываются не только на стратегическом, но и на тактическом уровне. В этом случае команда гибко управляет процессом достижения целей, не упуская из вида более масштабные задачи компании. Каждый член команды обладает максимальной степенью ответственности как за индивидуальные, так и за командные результаты. Сотрудников объединяют общие цели, ценности, качественные взаимоотношения и постоянное самообучение друг друга. Каждый член команды воспринимается и принимается со всеми своими личностными особенностями и может рассчитывать на конструктивную обратную реакцию со стороны коллег.

Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами темперамента?

Но постоянное проявление у человека во всех случаях жизни только преобладающего и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации и величины психологической дистанции с другими людьми, а это зависит в свою очередь от характера взаимоотношений (формального или неформального), а также психологического климата (комфортного или дискомфортного).

Основной, доминирующий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Второй по степени убывания - дополнительный темперамент, ярче проявляется на самой далекой психологической дистанции - в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми.

Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (официальный отношения с руководством, подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, адаптируясь к социуму, играет определенную социальную роль.

Четвертый тип темперамента, реже всего проявляющийся у человека, характерен для стрессовых ситуаций или тех, которые принято называть форс-мажорными (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.). К таким ситуациям можно также причислить состояния сильного алкогольного опьянения или наркотического воздействия.

Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами акцентуаций? Бывают ли «совместимые» типы акцентуаций?

Демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон). Аналог истероидного типа по Личко.

Эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). - Аналог лабильного типа по Личко.

Гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);

Дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);

Лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);

Тревожный (боязливость, робость, покорность);

Экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ). Аналог лабильного типа по Личко.

Педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам). Аналог психастенического типа по Личко.

Застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); - аналог Иксотима, Вязкого характера по Кречмеру. Другая аналогия - эпилептоид.

Возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты). Аналог эпилептоидного типа по Личко.

7.)Могут ли на их совместную работу влиять различия, связанные с мировоззрением?

Работнику турпредприятия и особенно менеджеру необходимо помнить, что ведущим и определяющим моментом в формирова­нии характера являются взаимоотношения человека с другими людьми, которые в конечном счете определяют и его отношение к вешам. к своей деятельности, и отношение к самому себе.

В многообразных, богатых всевозможными оттенками отноше­ниях с коллегами по работе, другими людьми складывается и про­является величайшее многообразие самых основных для облика личности работника характерологических черт. Таковы, например, забота о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доб­рота, мягкость, нежность, доверчивость и множество других, как аналогичных, так и противоположных им качеств. При этом един­ство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же работника проявляются различные и даже про­тивоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его харак­тера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться. Эти различия, противоположности и даже противоречия вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяю­щихся конкретных условий.

Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

Нормы, касающиеся соблюдения дистанции, зависят во многом от культуры. Ниже перечислены виды дистанций между людьми.

К примеру, народ с Ближнего Востока, общаясь друг с другом, поддерживают небольшую дистанцию — не более ладони. В Западной Европе люди, собираясь пообщаться, садятся поближе друг к другу, в отличие от французов. Голландцы, например, располагаются подальше друг от друга, чем это делают французы. Во всем мире, стоит только пересечь границу, как вы сразу столкнетесь с различными нормами распределения дистанции.

А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

Отличная дистанция для разговора это дистанция вытянутой руки .Так вы показываете свою воспитанность собеседнику.

Что бы он чувствовал себя комфортно.

Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала на свою доступность в сексуальном отношении.

Эта ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций интимная зона составляет только 23-25 см, а у некоторых и того меньше. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужденно, находясь на расстоянии 25 см от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его интимную зону, составляющую 18 дюймов. Датчане также чаще используют контактный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Продвижение в интимную территорию человека лица противоположного пола является способом выражения его интереса к этому человеку и называется заигрыванием. Если заигрывание не принимается, этот человек отступает и соблюдает в дальнейшем дистанцию. Если же ухаживания принимаются, человек позволяет "нарушителю" оставаться внутри его интимной зоны. То, что для датчан являлось нормальным общественным поведением, интерпретировалось американцами как их сексуальное заигрывание. Датчане же думали, что американцы были холодны и недружелюбны, потому что они устранялись от удобной для их общения зоны.

Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Социальная. Деловые контакты и иные социальные взаимодействия — расстояние от 1,2 до 3,5 метра. Такое расстояние, как правило, исключает прикосновения, и общение носит более формальный характер.

Может ли социальная ситуация полностью детерминировать человеческое поведение?

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

Может ли она, наоборот, не оказывать никакого влияния на поведение человека?

Может если индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Почему в социальной психологии поведение человека рассматривается в ситуационном контексте?

Таким образом, современные социальные психологи, и отечественные, и западные, указывают на то, что само взаимодействие людей осуществляется в некотором социальном контексте (определенном окружении, месте, времени). Дословно термин социальный контекст означает требование привязанности исследования к определенной практике. Именно этот контекст служит отправной точкой анализа социально-психологических исследований.

Измените отношение к неприятному партнеру

Слушатели делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему собеседнику по следующей схеме:

Как выглядит. Как одевается.

Семейное положение. Есть ли проблемы в семье.

Где учился, где работал раньше.

Что представляет собой организация, где он работает сейчас.

Как к нему относятся в коллективе.

Каковы его политические взгляды, увлечения.

Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать.

Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется.

Собеседник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например, вместо «длинный, тонкий» – «стройный», вместо «консерватор» − «человек устоявшихся взглядов», вместо «ругает все иностранное» – «патриот» и.т.д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности.

Задание 9. Выполните задание на формирование умений вести полемику на определенную тему. Подготовьте дискуссию по одной из данных тем или предложите свою:

1. Реклама: наука или искусство.

2. Женщина и карьера: «за» и «против».

3. Талант: счастье или проблема.

4. Феминизм и современное общество.

Задание 10. Выполните задания на правильность употребления грамматических и лексических форм слова.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях:

– криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

2. Устраните многословие в выражениях:

– каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:

– сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; командированный и командировочный; представить и предоставить; акционерный и акционерский; абонент и абонемент; парламентер и парламентарий.

4. Вставьте окончания, употребив слова в нужной форме:

Кандидат экономических наук, доцент Иванова Анна Ильинична возглавил . предприятие в трудный период. Директор рассмотрел . проект обязательства, согласно которо. осуществлялась реконструкция производства. В пользу проекта высказались известные профессор. Согласно приказ. директора токар. и слесар. инструментальщики работали в течение первого квартала сверхурочно. Благодаря успешн. стечени. обстоятельств, задание выполнено в срок. Цех. заполнены продукцией. Сейчас вопреки негативн. изменениям в экономике большинство отделов работа. стабильно: это инженер. бухгалтер. инспектор. Пять маркетологов отправил. в командировку изучать сложившуюся на рынке ситуацию. Некоторая часть наших работников еще нужда…ся в специальной подготовке.

5. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано.

а) От кого подано заявление?

(Константин Живаго; Булат Окуджава; Николай Жерех; Сергей Жук; Михаил Фоменко; Евгений Крыса; Петр Горло).

б) Кому адресовано заявление?

(Наталья Седых, Антонина Венда; Мария Мицкевич; Светлана Карась; Анна Шевченко; Елена Ремесло).

Задание 11. Выполните задания по теории коммуникации. Проанализируйте приведенные ниже афоризмы.

1. Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей Конфуций (Кун-Цзы).

2. Добавленное напоследок всегда кажется самым важным (Тит Ливий).

3. Когда сказать нечего, всегда говорят плохо (Вольтер).

4. Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей (Василий Осипович Ключевский).

5. Наслаждаться общением – главный признак дружбы (Аристотель).

6. Общение с дурными людьми портит хорошие нравы (Иероним).

7. Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий (Ф. Ницше).

8. Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот. (Ф. Ницше).

9. В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями (Пифагор).

10. Близкое общение – вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть (А. Ривароль).

11. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности (Сократ).

12. Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве (Л. Фейербах).

13. Люди, познания которых одинаковы, недолго остаются лучшим обществом друг для друга (Р. Эмерсон).

14. Ограничения в пище возвращают нам телесное здоровье, а ограничение в общении с людьми − душевный покой (Б. Сен-Пьер).

15. Нужно гораздо чаще слушать, чем говорить, ибо очень трудно говорить много, не сказав чего-нибудь лишнего (Людовик XIV Бурбон).

16. Критика подобна почтовому голубю: она всегда возвращается обратно (Дейл Карнеги).

Задание 12. Что Вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки:

1. В начале 1967 года в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге: когда леопард прибыл на место, курица в клетке была жива – леопард нашел себе компаньона.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 18 месяцев находился в одиночном заключении. И его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она составила ему компанию на какое-то время.

3. Овцы, которые держатся стадами, всегда следуют за своим вожаком. При этом они не проявляют никакого интереса к особям других стад и никогда не пойдут за «чужим» бараном.

Задание 13. Объясните причины непонимания, происходящие в межкультурной коммуникации. Используйте знания о психологической дистанции и ее нормативности для различных народов.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться локтями, коленями; американцы считают, что азиаты фамильярны и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев слишком холодными и официальными.

2. Когда встречаются и беседуют два американца, они стоят примерно на расстоянии около метра друг от друга, когда же разговаривают американец и японец, они медленно передвигаются по комнате: японец наступает, а американец отступает. Почему так происходит?

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что датчанин к ним пристает, а мужчины почувствовали, что датчанка своим поведением якобы намекает на свою доступность в сексуальном отношении.

4. При рукопожатии сельские жители протягивают руку издалека и наклоняют корпус вперед, но с места не сходят, горожане приближаются к партнеру достаточно близко для того, чтобы пожать руку. Почему так происходит?

Задание 14. Проанализируйте наблюдения американского психолога Джейна Темплтона за поведением потенциального покупателя. Можно ли достоверно использовать эту информацию в процессе совершения купли-продажи?

«Если глаза возможного покупателя смотрят вниз, а лицо он отворачивает в сторону, − вам откажут. Напротив, если клиент искренне, а не механически улыбается, а его подбородок выставлен вперед, то он, вероятно, обдумывает ваше предложение. Если его взгляд встречается на несколько секунд с вашим и он одновременно улыбается легкой улыбкой, то он склонен принять ваше предложение. И наконец, если он чуть опускает голову и по лицу скользит улыбка, будьте уверены – покупка действительно будет сделана.

Задание 15. Ознакомьтесь с техниками рефлексивного слушания. Представьте себя экзаменатором. Задайте вопрос своему товарищу по теме занятия. В процессе его ответа попробуйте применить некоторые из техник рефлексивного слушания.

Слушание может быть нерефлексивным и рефлексивным.

Нерефлексивное слушание – это активное молчание, требующее большого физического и психологического внимания. Техника нерефлексивного слушания выражается:

в "буферных" фразах типа: "Что-то беспокоит?", "Что-то случилось?", "Вы чем-то встревожены?", "У вас произошло что-то радостное?";

в ответах, подчеркивающих внимание – "Да?", "Продолжайте, продолжайте. Это интересно", "Надо же!", "Понимаю", "Приятно это слышать" и т.д.;

в невербальных средствах, выражающих заинтересованность, – утвердительный наклон головы, открытая поза, соответствующая мимика.

Техники рефлексивного слушания:

Отражение чувств – состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы: "Мне кажется, что Вы чувствуете …", "Вы несколько расстроены …", "Мне знакомы Ваши ощущения …", "Я чувствую, что Вы …".

Резюмирование – подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Резюмирование помогает соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это дает возможность слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему − оценить, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми формулировками могут быть следующие: "Основными выводами, с Вашей точки зрения, являются …", "Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит …", "Если подытожить сказанное Вами, то …", "Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются …".

Задание 16. Деловая игра «Придите к согласию».

Используя все возможные средства (вербальные и невербальные), способы (деловые и манипулятивные) общения, коммуникативные умения (вести диалог, убеждать, полемизировать), разрешите заданные ситуации продуктивным способом.

1. Договоритесь о возможности аренды помещения под проведение выставки.

Роль 1. Вы – директор известного художника. Вы не располагаете большим количеством денег, но имеете возможность отдать некоторое количество картин хозяину галереи.

Роль 2. Вы – хозяин галереи. У вас есть реальные предложения от бизнесменов, которое хотят арендовать вашу галерею для выставки, презентации разных фирм.

2. Договоритесь о возможности предоставления автобуса для перевозки детей средней школе.

Роль 1. Вы – директор автотранспортного предприятия, которому невыгодно отдавать новый автобус для благотворительных целей.

Роль 2. Вы – директор школы. Вам нужно убедить директора автотранспортного предприятия взять на баланс своей фирмы новый школьный автобус, который будет в вашем распоряжении.

3. Договоритесь о возможности проведения свадьбы в кафе.

Роль 1. Вы – организатор свадьбы. Вам нужно уговорить хозяина кафе разрешить использовать в меню блюда, приготовленные в домашних условиях или свои спиртные напитки.

Роль 2. Вы – хозяин кафе. Вам невыгодны условия заказчика. В то же время у вас нет других заказов на время проведения этой свадьбы.

4. Договоритесь о возможности издания новой книги.

Роль 1. Вы – хозяин типографии. Вам невыгодно издавать книгу тиражом менее 10 000 экземпляров. К тому же вы хотите убедить заказчика издать книгу в цветном формате и на хорошей бумаге.

Роль 2. Вы – автор книги. У вас недостаточно денег на предложения издателя. В то же время вашу книгу очень ждут в определенных кругах общества. Вы знаете, что она будет хорошо продаваться.

Задание 17.Выполните тест на определение степени эмоциональной отзывчивости.

Тест «Эмоциональная отзывчивость»

Цель: исследование эмпатических тенденций.

Тестовый материал

Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый мне человек чувствует себя среди людей одиноко.

Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

Я считаю, что глупо плакать от счастья.

Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь и переживаю, негодую.

Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

Чужой смех меня не заражает.

Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не действуют.

Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.

Маленькие дети плачут без причин.

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межлично.

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще использу¬ют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходи¬мость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встреча¬лись и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего раз¬говора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодви¬гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало¬ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани-на, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба по¬чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. 4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно¬сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност¬ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про¬тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Читайте также: