Моему знакомому была представлена возможность поехать на юг

Обновлено: 19.05.2024

представляется) такому-то? Запомним: здесь выбор должен быть сделан в пользу предоставляется (предоставить значит «дать возможность, право что-либо сделать»). А значения глагола представить вы можете сами определить по словосочетаниям 1) представить доказательства, 2) представить своего знакомого, 3) представить к награде, 4) представить себе все трудности путешествия, 5) представить дело в смешном виде. И теперь выбирайте: 1) Ему была (предоставлена – представлена) возможность поехать на юг. 2) Ему (предоставилась – представилась) возможность поехать на юг. Если в первом случае вы выбрали первое слово из заключенных в скобки, а во втором – второе, то вы не ошиблись.
Возможно, вы слышали, как водитель трамвая (автобуса, троллейбуса), обращаясь к пассажирам, говорит: «Вошедшие граждане, оплатите за проезд». Правильно ли он употребил словосочетание «оплатить за проезд»? Нет, нужно говорить: уплатить за проезд (с предлогом за) или оплатить проезд (без предлога).
Сможете ли вы построить предложения с паронимами: абонемент – абонент, адресант – адресат, бережливый – бережный, болотистый – болотный, глинистый – глиняный, земельный – земляной, искусный – искусственный, мелкий – мелочный,

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
2. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
3. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
4. Ему была представлена возможность поехать на юг.
5. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
6. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Моему знакомому была представлена возможность поехать на юг

Кн. для внеклассного чтения. (VIII–X кл.)

В нашу эпоху расцвета социалистической культуры подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Сегодняшний и завтрашний строитель коммунистического общества должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой национальной речи.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, грамматические или орфографические нормы. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо говорить или писать? Другие представляют собой наиболее распространенные, предпочтительные языковые (речевые) варианты из закрепившихся в практике использования, варианты, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с этими вторыми нормами (вариантами норм) мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос «А как лучше сказать?».

Напрасной была бы попытка ответить на этот вопрос однозначно, стремление дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не прочный образец), норма изменяется в результате развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в данный период не один-единственный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Сравните сочетания типа много народу – много народа, чашка чаю – чашка чая, в которых формы на – у(-ю) свойственны прежнему употреблению, а формы на– а(-я) – современному. Другой пример: произношение суффикса – ся (в возвратных формах глагола) с твердым [с] – прежняя норма, с мягким [с'] – теперешняя. В обоих случаях прежнее и теперешнее сосуществуют, между ними возможен выбор, перед нами варианты нормы в хронологическом плане, т. е. в их временной последовательности.

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива), в зависимости от конкретных условий его использования, возникают особые разновидности – стили, характеризующиеся каждый своими признаками (преимущественным использованием определенных лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т. д.): Среди стилей выделяются две большие группы: стили книжные (чаще в письменной форме) и разговорный (чаще в устной форме), которые обычно располагают своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа договоры – договора, слесари – слесаря, из которых одни (с окончанием – ы или – и) являются книжными, а другие (с окончанием – а или – я) – разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием – е) – книжные, а формы в отпуску, в цеху (с окончанием – у) – разговорные.

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остается добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного и более тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Вернемся к заглавию предлагаемой книги: «А как лучше сказать?» Сама формулировка вопроса говорит о том, что имеются возможности улучшать качество нашей речи, совершенствовать ее. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». (Д. И. Писарев.)

Точность речи, т. е. соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла». (К. Федин.)

Ясность речи, т. е. доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Логичность речи, т. е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей». (Н. Г. Чернышевский.)

Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания». (Л. Н. Толстой.)

Богатство речи, т. е. разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их». (М. Горький.)

Сжатость речи, т. е. отсутствие лишних слов, ненужных повторений. «Если пишет многословно, – это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит». (М. Горький.)

Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», (В. Г. Белинский.)

Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым». (А. Н. Толстой.)

Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их». (А. П.Чехов.)

«Салтыков-Щедрин изобразил тяжелое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров – молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин – лучшие представители „темного царства“. (Авторы приведенных курьезов слабо разбираются в значении слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.) „Сатин первый раскусывает Луку“; „Манилов умеет только трепать языком“. (Ошибочно употреблены просторечные слова.) «Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.) «Партизан спрятался в закуте»; «При этом известии у них сполох произошел». (Ненужная в сочинении диалектная лексика.) «Роман „Что делать?“ сыграл большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых оборотов.)

Моему знакомому была представлена возможность поехать на юг

НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКЕ

Войти через uID

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой проступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветном платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо было обезводить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.

Выберите одно из двух, данных в скобках.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.

Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.

Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.

(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).

(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.

В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.

Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).

Голосование за лучший ответ

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент

У девушки были влажные, чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных слов.

Любой проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил материал.

Молодой рабочий освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым видом.

Мать приготовила сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие дома.

(Болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый

(Соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных этажах.

В жаркий день приятно походить по тенистым) аллеям.

В квартире нужно было произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая).

Задание: найдите ошибки и исправьте их, запишите предложение в исправленном виде:

1.На крыше висели ледяные сосульки.
2.На охоте.
3.Мой брат закончил школу с медалью.
4.Мы не попали в зоопарк, вследствие того что он был закрыт.
5.За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда.
6.Владимир обрадовался приездом друга.
7.Ребята прошли через березовый лес и выходят на знакомую поляну.
8.Запрещаются сварочные на верхней палубе без устройства навеса в дождливую погоду работы.
9.Мать просила Павла пригласить его друзей к себе.
10.Ученик сомневался, что можно ли так выполнить задание.
11.Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама.
12.Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в котором давно никто не жил.
13.На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем.
14.В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
15.Во время забостовки А. С. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловске.
16.За последнее время у нас достигнуты значительные достижения в повышении урожайности.
17.Люба и Сережа подошли к бирже, и пробрались внутрь помещения, и подожгли здание.
18.Я скрипя сердцем подписал этот договор.
19.Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.
20.К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка.
21.Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.
22.При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.
23.Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
24.Интерьер нашей улицы очень красивый.
25.После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
26.Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
27.У нее были огромные каштановые глаза.
28.С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
29.Ему была представлена возможность поехать на юг.
30.Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
31.Перепишите текст, исправив все ошибки.
У ног тинулась уская долина. Прямо крутой стиной возвышался чястый осинник. Я оглинулся и спустился с халма. Густая, высокая трова на дне далины билела скатертью. Хадить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторану и пашел по опужке. Литучие мышы насились и кружылись. Резво пролител в вышыне запаздалый ястреп.

Лучший ответ

1. С крыши свисали сосульки.
Сосульки -- наледь. "Ледяные сосульки" -- плеоназм, то есть ненужное дублирование одинаковых по смыслу слов.
2. На охоте.
Мы были на охоте.
Восполняем речевую недостаточность.
3. Мой брат Окончил школу с медалью.
В русском языке в значении "завершить курс обучения" употребляется глагол "окончить".
4.Мы не попали в зоопарк, так как он был закрыт.
Убираем речевое излишество.
5. За ночь прорубь покрылась тонкой коркой льда.
Прорубь -- существительное женского рода.
6. Владимир обрадовался приездУ друга.
Обрадовался чему? приезду -- дательный падеж, а не творительный.
7. Ребята прошли через березовый лес и вышли на знакомую поляну.
Однородные сказуемые должны согласовываться во времени.
8. Сварочные работы на верхней палубе в дождливую погоду без навеса запрещаются.
Исправляем инверсию, то есть неправильный порядок слов.
9. Мать просила Павла пригласить друзей.
Убираем речевое излишество.
10. Ученик сомневался, можно ли так выполнить задание.
Убираем речевое излишество (синтаксический плеоназм).
11.Книга, которую мне подарила мама, рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова.
Исправляем последствия инверсии.
12. Нежилой дом, стоявший на берегу реки, освещался лучами солнца.
"Который. который" -- тавтология (ненужное повторение одинаковых слов).
Действия должны быть в одном времени: стоит, освещается или стоял, освещался.
13. На веранде стояли мама и Гриша с банкой варенья.
Нельзя сваливать в кучу людей и неодушевлённые предметы.
14. В магазине большой выбор канцелярских товаров: тетрадей, ручек, карандашей.
Обобщающее слово должно стоять перед уточнением.
15. Во время восстания декабристов А. С. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском.
Неправильно употреблено слово "забастовка".
Родовое и имя собственное должны согласовываться в падеже: в селе МихайловскОМ.
16. За последнее время мы добились значительного повышения урожайности.
"Достигнуты достижения" -- тавтология.
17. Люба и Сережа подошли к зданию биржи, пробрались внутрь и подожгли его
Убираем речевые излишества.
18. Я СКРЕПЯ СЕРДЦЕ подписал этот договор.
"Скрепя сердце" -- фразеологизм, то есть НЕИЗМЕННОЕ устойчивое выражение,
19. Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность.
Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем рабство.
"Покорность и рабство" -- плеоназм.
20. К пристани подъехала карета, из нее вышла прекрасная девушка.
"Вылезла" в данном контексте -- просторечие.
21. Среди участников соревнований было много молодых спортсменов.
Неправильно употреблён пароним "соучастники" вместо "участники".
22.При выплавке стали была применена новая, более эффективная технология.
Неправильно употреблён пароним "эффектная" вместо "эффективная".
23. Во время перемены в класс вошел директор школы.
Убираем речевое излишество и заимствованное слово "интервал".
24. Наша улица очень красивая.
Убираем неоправданное употребление заимствованного слова.
25. После посещения катка я иду домой радуясь или с веселыми впечатлениями.
Восполняем речевую недостаточность и убираем плеоназм " радостная, с веселыми впечатлениями".

nina baсlanovaВысший разум (294463) 4 года назад

26. Спешим поздравить вас с юбилеем.
Постигнуть может горе, но не юбилей.
27. У нее были огромные карие глаза.
Неправильно употреблено слово "каштановые".
28. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Неправильно употреблён пароним "особенным" вместо "особым".

nina baсlanova Высший разум (294463) 29. Ему была предОставлена возможность поехать на юг. Неправильно употреблён пароним "представлена" вместо "предоставлена". 30. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть. Главная суть -- плеоназм.

Помогите пожалуйста!

1. На девочке было (одето, надето) зимнее пальто.
2. Окружность и диаметр - (несоизмеримые, неизмеримые) величины.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. Как только (предоставится, представится) возможность, я поеду на юг.
5. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену
6.(Длительное, длинное) путешествие очень полезно

Лучший ответ

1. На девочке было ( надето) зимнее пальто.
2. Окружность и диаметр - (несоизмеримые, ) величины.
3. Все лето стояла ( нестерпимая) жара.
4. Как только, представится) возможность, я поеду на юг.
5. (е, дефектные) вещи подлежат обмену
6.(Длительное, ) путешествие очень полезно

Остальные ответы

1.одето
2.несоизмеримые
3.нестерпимая
4.предоставится
5.дефектные
6.длительное

1.надето
2несоизмеримые
3 нестерпимая
4представится
5 дефектные
6.длительное

1.надето
2.несоизмеримые
3.нестерпимая
4.предоставится
5.дефектные
6.длительное

1 - надето
2 - несоизмеримые
3 - нестерпимая
4 - представится
5 - дефектные
6 -длительное

1. надето
2. несоизмеримые
3. Нестерпимая
4. предоставится
5. Дефектные
6. длительное
Но я сомневаюсь в п. 2

1. На девочке было одето зимнее пальто
2Окружность и диаметр - неизмеримые величины.
3. Все лето стояла нетерпимая жара
4Как только предоставится возможность, я поеду на юг.
5дефектные вещи подлежат обмену
6Длительное путешествие очень полезно

Моему знакомому была представлена возможность поехать на юг

КНИГИ 404186 АВТОРЫ 123264 СЕРИИ 41646 ЖАНРЫ 491 ГОРОДА 1125 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16876 ТЕГИ 306650 СТАТЬИ 483 Лит Век - электронная библиотека >> Дитмар Эльяшевич Розенталь >> Языкознание >> А как лучше сказать? >> страница 3 предметов); «В конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер» (подходит ли прилагательное закоренелый со своими значениями «застарелый, неисправимый» как определение к слову революционер?); «Молодогвардейцы верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной войне» (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель, и решите, удачно ли сочетание «'неминуемая победа», укажите, каким подходящим словом можно заменить в этом сочетании прилагательное неминуемый); «Добролюбов под Катериной видел луч света, а под Кабанихой – темное царство» (удачно ли использован глагол видеть?); «Ученик подробно рассказал автобиографию писателя А. А. Фадеева» (вместо биографию; автобиография – это описание своей жизни).

С лексической сочетаемостью соединена логическая связь слов в предложении, которая тоже нередко нарушается в речи. Рассмотрим такое предложение: «Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди действующих лиц „Грозы“ (язык оказался „действующим лицом“).

А теперь сами найдите аналогичные ошибки, основанные на неправильном сопоставлении: 1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары». 2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет». Как вы исправили эти предложения?

Попытки расширить лексические связи, не считаясь с логикой высказывания, приводят иногда к курьезным результатам. Например: «Комсомольцы и молодежь совхоза решили полностью взять в свои руки откорм свиней и уже в этом году добиться, чтобы две трети молока, производимого в совхозе, были молодежными».

А как лучше сказать?. Иллюстрация № 2

«Верней клади ступень ноги»

Приведя эту фразу как пример неправильного употребления слов, смешения смысла, М. Горький иронически указывал, что автор «не замечает некоторого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы». Случаи подобного смешения близких по звучанию, но далеких по значению или расходящихся в своих значениях слов (языковеды называют такие слова паронимами) встречаются в практике речи довольно часто.

Так, в школьном сочинении читаем: «Помещики жестоко обращались со своими придворными». Очевидно, автор этой фразы не различает значений слов придворный – «тот, кто входил в число лиц, приближенных к царю», и дворовый – «крепостной крестьянин, взятый на барский двор для обслуживания помещика».

В другом примере из работы ученика «Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков» смешаны слова крепостник – «помещик» и крепостной – «крестьянин, принадлежавший помещику на основе крепостного права».

Классическим стал пример смешения глаголов одевать и надевать. Приходилось ли вам слышать предложения типа «Он одел пальто и шляпу и вышел на улицу»? Вероятно, да, потому что глагол одеть (одевать) значительно активнее своего собрата. Однако в подобных примерах литературная норма не станет защищать такое употребление. Дело в том, что глагол одевать обозначает действие, обращенное на другой предмет (в грамматическом значении этого слова, то есть им может быть и человек, и животное, и неодушевленный предмет), например: одевать ребенка, одевать коня попоной, одевать куклу. Если же действие обращено на его производителя, то употребляется глагол надеть (надевать), например: надеть пальто, надеть шляпу, туфли, калоши, перчатки, очки, коньки, кольцо и т. д. Однако в конструкциях с предлогом на глагол надеть (надевать) обозначает действие, производимое по отношению к другому лицу или предмету, например: надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло.

Смешение близких по звучанию слов находим в предложении «Он полный невежа в вопросах искусства» (вместо невежда – «малосведущий, малообразованный человек»; а невежа – это «грубый, невоспитанный человек»).

Какой глагол из заключенных в скобки должен был бы выбрать председательствующий на собрании: Слово (предоставляется – представляется) такому-то? Запомним: здесь выбор должен быть сделан в пользу предоставляется (предоставить значит «дать возможность, право что-либо сделать»). А значения глагола представить вы можете сами определить по словосочетаниям 1) представить доказательства, 2) представить своего знакомого, 3) представить к награде, 4) представить себе все трудности путешествия, 5) представить дело в смешном виде. И теперь выбирайте: 1) Ему была (предоставлена – представлена) возможность поехать на юг. 2) Ему (предоставилась – представилась) возможность поехать на юг. Если в первом случае вы выбрали первое слово из заключенных в скобки, а во втором – второе, то вы не ошиблись.

Возможно, вы слышали, как водитель трамвая (автобуса, троллейбуса), обращаясь к пассажирам, говорит: «Вошедшие граждане, оплатите за проезд». Правильно ли он употребил словосочетание «оплатить за проезд»? Нет, нужно говорить: уплатить за проезд (с предлогом за) или оплатить проезд (без предлога).

Сможете ли вы построить предложения с паронимами: абонемент – абонент, адресант – адресат, бережливый – бережный, болотистый – болотный, глинистый – глиняный, земельный – земляной, искусный – искусственный, мелкий – мелочный, обидный – обидчивый, практический – практичный, скрытный – скрытый, соседний – соседский?

А в заключение попробуем совместно решить, какой из заключенных в скобки паронимов уместно использовать в приводимых предложениях. Смысл этой небольшой работы сводится к следующему: вы знаете, что в принципе одинаково возможны словосочетания высокий дом и высотный дом, близкие холмы и ближние холмы и т. д., но в условиях конкретного контекста один из вариантов становится предпочтительным, и тем самым решается вопрос: а как лучше сказать? Итак, попрошу вас сделать надлежащий выбор.

1. Самые… дома находятся в новых кварталах города (высокие – высотные). 2. Вкусный и… обед прибавил нам силы (сытый – сытный). 3. Любой… заслуживает осуждения (поступок – проступок). 4. Молодой рабочий быстро… профессию токаря (усвоил – освоил). 5. С… удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика (особенным – особым), б. Все вокруг привлекательно: и… озера, и дальние холмы (близкие – ближние). 7. Мы с братом живем в одном доме, но па… этажах (различных – разных). 8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то… видом (виноватым – виновным). 9. Было жарко, и пешеходы шли по… стороне улицы (теневой – тенистой). 10. В квартире нужно было… ремонт (провести –

Моему знакомому была представлена возможность поехать на юг

А теперь сами найдите ошибки в сопоставлении понятий и исправьте предложения:

1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары».

2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет».

Попытки расширить лексические связи, не считаясь с логикой высказывания, приводят иногда к курьёзам. Встречаются и такие тексты: «Юноши и девушки животноводческого хозяйства решили полностью взять в свои руки откорм свиней и уже в этом году добиться, чтобы две трети молока, производимого в хозяйстве, были молодёжными».

Ступень ноги (паронимы)

Приведя фразу «Верней клади ступень ноги» в качестве примера неправильного употребления слов, смешения смысла, М. Горький иронически указывал, что автор «не замечает некоторого несходства между ступнёй ноги и ступенью лестницы». Случаи подобного смешения близких по звучанию, но далёких по значению или расходящихся в своих значениях слов (такие слова называют паронимами) встречаются в речи довольно часто.

Так, в школьном сочинении читаем: «Помещики жестоко обращались со своими придворными».Очевидно, автор этой фразы не различает слов придворный — «тот, кто входил в число лиц, приближённых к царю» и дворовый — «крепостной крестьянин, взятый на барский двор для обслуживания помещика».

В предложении «Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков» смешаны слова крепостник — «помещик» и крепостной — «крестьянин, принадлежавший помещику на основе крепостного права». А автор предложения «Он полный невежа в вопросах искусства» не различает слов невежда — «малосведущий, малообразованный человек» и невежа — «грубый, невоспитанный человек».

Классическим стал пример постоянного смешения глаголов одевать и надевать. Причём глаголы одеть — одевать значительно «активнее» своих собратьев надеть — надевать. Предложения типа «Он одел пальто и вышел на улицу» никак не уходят из нашей речи. Дело в том, что глаголы одеть — одевать обозначают действие, обращенное на другой предмет (в грамматическом значении этого слова, т.е. может быть и человек, и животное, и неодушевлённый предмет): одевать ребёнка, одевать коня попоной, одевать куклу. Если же действие обращено на его производителя, то употребляются глаголы надеть — надевать: надеть пальто, надеть шляпу, надевать туфли, надеть очки, надевать коньки. Однако в сочетании с предлогом на глаголы надеть — надевать обозначают действие, производимое по отношению к другому лицу или предмету: надеть шубу на ребенка, надевать чехол на кресло.


Говорите и пишите по-русски правильно. Иллюстрация № 2

Какой глагол следует употребить в предложении В заключение собрания слово для выступления. (предоставляется или представляется) Иванову? Запомним: здесь выбор должен быть сделан в пользу глагола предоставляется, имеющего значение «дать возможность, право что-либо сделать». А значения глагола представить легко можно определить, сравнив словосочетания: представить доказательства; представить своего знакомого; представить к награде; представить себе все трудности путешествия; представить дело в смешном виде. Определили значения? Если да, то в следующих предложениях употребите один из данных в скобках глаголов: 1) Ему была (предоставлена или представлена!) возможность поехать на юг; 2) Ему (предоставилась или представилась?) возможность поехать на юг. Если в первом предложении вы выбрали первый глагол, а во втором — второй глагол, то вы не ошиблись.

Возможно, вы слышали, как водитель или кондуктор трамвая (автобуса, троллейбуса), обращаясь к пассажирам, говорит: «Вошедшие граждане, оплатите за проезд».Допустимо ли «оплатить за проезд»? Нет, нужно говорить: уплатить или заплатить за проезд либо оплатить проезд.

Сможете ли вы построить предложения с паронимами: абонемент — абонент, адресант — адресат, бережливый — бережный, болотистый — болотный, глинистый — глиняный, земельный — земляной, искусный — искусственный, мелкий — мелочный, обидный — обидчивый, практический — практичный, скрытный — скрытый, соседний — соседский?

А в заключение вам предстоит выполнить небольшую работу. Вы знаете, что одинаково возможны словосочетания высокий дом и высотный дом, близкие холмы и ближние холмы и т.д., но в условиях контекста один из вариантов оказывается не только предпочтительным, но и порой единственно возможным. Итак, выберите правильный вариант.

1. Самые (высокие — высотные) дома находятся в новых кварталах города. 2. Вкусный и (сытый — сытный) обед прибавил нам силы. 3. Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения. 4. Молодой рабочий быстро (усвоил — освоил) профессию токаря. 5. С (особенным — особым) удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика. 6. Всё вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) озёра, и дальние холмы. 7. Мы с братом живём в одном доме, но на (различных — разных) этажах. 8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым — виновным) видом. 9. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой — тенистой) стороне улицы. 10. В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт. 11. Мы живём в (геройскую — героическую) эпоху покорения человеком космоса.

Проверьте себя:

1. Высокие. 2. Сытный. 3. Проступок. 4. Освоил. 5. Особым. 6. Ближние. 7. Разных. 8. Виноватым. 9. Теневой. 10. Произвести. 11. Героическую.

Старый, давний, старинный. (синонимы)

Приведя ряд синонимов-прилагательных старый, давний, старинный, ветхий, древний, писатель Д.И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведётся издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдалённейших веках». Для иллюстрации этих значений синонимов Фонвизин приводит такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

Итак, включённые в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. При

Читайте также: