Место встречи изменить нельзя красиво

Обновлено: 18.05.2024

За прошедшие сорок лет этот легендарный фильм многие уже выучили наизусть. По крайней мере, я точно. Но тем не менее, каждый раз я с большим удовольствием его пересматриваю. Однажды, в начале нулевых, мне попались странные фотографии с героями этого фильма, которые я раньше никогда не видел. Например, фотографии Шарапова и Синичкиной, которые сидят на лавочке вместе, находясь в отношениях, значительно более близких, чем были у них по сюжету фильма.

Варя Синичкина обнимает Володю, а его рука лежит на её колене, и это совершенно не смущает девушку. Варя Синичкина обнимает Володю, а его рука лежит на её колене, и это совершенно не смущает девушку.

Сначала я подумал, что фотографии из набора фотопроб к фильму, но опять же эти «полупостельные» отношения заставили меня в этом засомневаться.

То, что рядом в кадре находятся посторонние предметы и лица, а Варя Синичкина сидит с сигаретой в руке, говорит о том, что это не кадры из фильма, а скорее всего общение актеров между съемками. И надо сказать, что очень близкое общение! Даже если они были хорошими друзьями, то вряд ли бы они стали вот так недвусмысленно обниматься.

Я решил разузнать об этом побольше и через друзей, работающих в кино, выяснил интересные подробности о съемках этого фильма. И если про романтические отношения актера Владимира Конкина с актрисой Натальей Даниловой мне никто ничего путного не сообщил, то про сам фильм я узнал много нового, чем хочу поделиться и с вами. Возможно, кто-то это уже знает, но я уверен, что многим такая информация неизвестна.

Оказывается, первоначально по сценарию в фильме должно быть семь серий, а не пять. И все семь серий были отсняты. Причем первая серия целиком посвящена фронтовой жизни главного героя – Владимира Шарапова. По сюжету там отдельная захватывающая история о его подвигах в разведке, которая тянет по своему содержание на отдельный военный фильм-боевик.

Кадр из первой серии фильма, которая была полностью удалена. Кадр из первой серии фильма, которая была полностью удалена.

Там же впервые появляется важный персонаж фильма, его сослуживец Левченко, с которым Шарапов как говорится - ходил в разведку, и они ни раз вместе рисковали жизнью.

В таком контексте, зная такую фронтовую историю, их встреча в банде была бы для зрителей более впечатляющей и драматичной, чем получилась в итоге.

Кадр из фильма. Встреча Шарапова и Левченко в банде. Кадр из фильма. Встреча Шарапова и Левченко в банде.

Первоначально было снято 508 минут экранного времени. Но в фильме остались только 390 минут, что соответствовало пяти сериям по часу с небольшим каждая. Получается, что в фильм не вошли почти два часа уже отснятого материала. И это были не только большие эпизоды (например, целиком первая серия), но и отдельные короткие сцены по ходу всего сюжета, и почти полностью удаленный трагический финал.

Итак, что не вошло в фильм:

1. Фронтовые подвиги Шарапова и Левченко. Это целая серия фильма, где, кстати, в одном из эпизодов с захватом немецкого "языка" снялся средний сын Марины Влади – Пётр (Пьер Оссейн). Они приехали навестить Высоцкого на съемках, и попались на глаза режиссеру. Тот сразу заметил «арийское» лицо парня, и пригласил его сняться в роли немецкого офицера.

Крылатые фразы из фильма "Место встречи изменить нельзя"

В квадратных скобках - количество цитат
31 июня [30]
Афоня [33]
Белое солнце пустыни [71]
Белые росы [30]
Берегись автомобиля [31]
Берегите женщин [13]
Бриллиантовая рука [40]
В бой идут одни «старики» [27]
Весна [31]
Влюблен по собственному желанию [5]
Вокзал для двоих [46]
Гараж [58]
Гусарская баллада [22]
Двенадцать стульев [55]
Девчата [33]
Доживем до понедельника [16]
Джентльмены удачи [20]
Закрытая школа. Сезоны:
1 [26], 2 [25], 3 [12]
Здравствуйте, я ваша тетя [30]
Зигзаг удачи [48]
Золотой теленок [42]
Иван Васильевич меняет профессию [70]
Интерны [117]
Ирония судьбы, или С лёгким паром! [62]
Ищите женщину [38]
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика [38]
Карнавальная ночь [26]
Кин-дза-дза [24]
Королева бензоколонки [46]
Курьер [16]
Летучая мышь [30]
Любовь и голуби [41]
Максим Перепелица [14]
Мастер и Маргарита (2005) [38]
Место встречи изменить нельзя [83]
Мимино [19]
Москва слезам не верит [56]
Мужики! [22]
Мы из джаза [18]
Не может быть! [16]
Обыкновенное чудо [60]
Операция «Ы» и другие приключения Шурика [45]
Осенний марафон [35]
Папик [34]
Полосатый рейс [50]
Призрак [16]
Самая обаятельная и привлекательная [21]
Свадьба в Малиновке [45]
Семнадцать мгновений весны [28]
Служебный роман [53]
Собачье сердце [57]
Соломенная шляпка [39]
Тот самый Мюнхгаузен [51]
Формула любви [26]
Чародеи [25]
Человек с бульвара Капуцинов [49]
Я шагаю по Москве [30]

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

  1. — А мусорка своего отдашь нам на съедение?
    — А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим.
  2. А сейчас я приступаю ко второму отделению концерта по заявкам радиослушателей.
  3. А теперь - Горбатый! Я сказал, Горбатый!
  4. А ты ему тогда скажи, что у них в Англии не меньше нашего воруют. А правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
  5. - А что сыграть-то?
    - Мурку.
  6. А я тебя не расколол, потому что нам с тобой под одной шинелькой спать доводилось. И ты свой офицерский доппаёк под койкой втихаря не жрал и за нашими спинами не прятался под пулями.
  7. Бабу не проведёшь, она сердцем видит.
  8. Берлин видел, Варшава видел, Москва ещё не видел.
  9. Будет сидеть! Я сказал.
  10. В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч. А тут - я!
  11. Вам лишь бы засадить человека, а кого — не имеет значения!
  12. Вот рекомендую тебе, Шарапов. Это великий человек Гриша Ушивин. Подпольная кличка ''6 на 9''. Непревзойдённый фотограф и внук барона Мюнхгаузена.
  13. Вор должен сидеть в тюрьме!
  14. Воспитываете? Так это зря. Поздно.
  15. Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок.
  16. Вышак ему ломится.
  17. Да не приставучий я, а справедливый.
  18. Да у тебя десять классов на лбу написано!
  19. Да чхала я на твоё сознание!
  20. Да я-то Аня. А ты вот что за ком с горы?
  21. Давай, давай, открывай! У нищих слуг нет.
  22. Давай сейчас выйдем и спросим у ста человек, что им больше по сердцу - моё вранье или твоя правда!
  23. Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!
  24. Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
  25. Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах. И головы эти - хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.
  26. Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок.
  27. Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает.
  28. Значитца, так и запишем: Вы - не жулик, вы человека убили.
  29. И однажды уговорил.
  30. Кабаки и бабы доведут до цугундера!
  31. Как пишется: облигация или аблигация.
  32. Карп, ты на руки то его посмотри. Из него водила как из Промокашки скрипач.
  33. Кому повезёт, у того и петух снесёт, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!
  34. Консерваторию кончить не дают.
  35. Кофелёк, кофелёк. Какой кофелёк?
  36. Место и время операции изменить нельзя.
  37. Милосердие — поповское слово.
  38. Мне известен, по книжкам конечно, хорошо известен этот прием: один следователь грубый и злой, а другой - добрый и вежливый. Подследственный, естественно, психологически тянется к следователю доброму. Я понимаю, что я наивен, но. Я прошу, очень прошу вас, уйдите. Уйдите, а? А вот с ним мы будем разговаривать.
  39. На святое дело идём — товарища из беды выручать.
  40. На чёрной скамье,
    На скамье подсудимых,
    Его доченька Нина и какой-то Жиган.
    Это было во вторник.
  41. Наш пахан ихнего не глупее.
  42. Не бери на понт, мусор.
  43. Не имеешь правa, старший приказал!
  44. Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!
  45. Не учи учёного, гражданин Копчёный!
  46. Но сегодня у вас, граждане, промашка вышла ужасная.
  47. Ну и видок у тебя, Шарапов!
  48. Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!
  49. Ну как, ротный, окропим снежок красненьким?
  50. Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к нашим играм.
  51. — Ну это уже хамство, Жеглов, насчёт хлеба мы не договаривались.
    — А мы и насчёт сахара не договаривались.
  52. Он через кого хочешь перешагнёт. Доведётся - и через тебя тоже.
  53. Очень трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно если её там нет.
  54. — Пасюк, а ну держи меня!
    — Как держать?
    — Нежно!
  55. По моему глубокому убеждению, преступность у нас победят не карательные органы, а естественный ход нашей жизни. Человеколюбие, милосердие.
  56. Положим, жена Груздева под присягой подтвердит, чтобы мужа выгородить, что это ты пистолет подбросил. А также поведает, о чём говорил отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на Литовской границе.
  57. Риск — благородное дело!
  58. Рожа красная, хоть прикуривай…
  59. — С незнакомыми мужчинами не разговариваю.
    — Я незнакомый мужчина из МУРа, так что поговорить придётся.
  60. С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов! Слыхал, наверное?
  61. Слушай, папаша, вчера в это же время твой дружок Фокс мне замечательные слова сказал: самое, говорит, дорогое на земле - это глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить.
  62. Собака лаяла на дядю фраера!
  63. Спрос - он в нашем деле дорого стоит.
  64. Старики не должны жить вместе. Старики должны держаться молодых. Это делает их существование более или менее осмысленным.
  65. Сядь, сядь! Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.
  66. Твой номер шестнадцатый — смотри за клиентом.
  67. Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!
  68. Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.
  69. Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем: чик - и ты уже на небесах.
  70. Ты не сознание — ты совесть потерял.
  71. — Ты убил человека.
    — Я убил бандита.
  72. Уж лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике — у Фокса на пере.
  73. Указ «семь-восемь» шьёшь, начальник?
  74. Ценности мои вон, на кровати сопят. А больше у меня ничего нет! Хлебные карточки, да денег сорок рублей.
  75. Что за шум, а драки нет?!
  76. — Что у вас с лицом?
    — В «Астории» поужинал.
  77. Чтоб я себе с пола срок поднял.
  78. — Этих денежек нам с Лёлей на целый годок хватит!
    — Ты ещё проживи этот год.
  79. Это только ты умный, а я так, погулять вышел.
  80. — Это что же, за чей-то барахловый браслет мне подрасстрельную статью?!
    — А что же тебе за него? Талоны на усиленное питание?
  81. — Я вор в законе, и дружков не продавал.
    — Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружков своих, бандитов.
  82. Я по пятницам не подаю.
  83. Я тебе что, сопляк беспорточный? Я слов не понимаю? Я боевой офицер! Пока ты здесь, в тылу, я двадцать два раза за линию фронта ходил! А ты мне выволочки устраивать. Ну и гад же ты, Жеглов!

Место встречи изменить нельзя

Место встречи изменить нельзя

Лето 1945 года: заканчивается Вторая мировая война и люди постепенно приходят в себя. Восстанавливать разбитую боями страну занятие не из простых, так что многие граждане решили нажиться с помощью грабежей и разбойных нападений.

В это неспокойно время с фронта возвращается лейтенант Владимир Шарапов. Его направляют на службу в Московский уголовный розыск. Здесь бывший фронтовик работает в убойном отделе и становится оперуполномоченным. Руководит управлением по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов – бывалый и смелый капитан милиции.

Жеглов видит в новеньком Шарапове потенциал, но его методы работы всё же дают знать о суровом офицерском прошлом. На фронте понятно, кто враг, и действовать нужно решительно. Но работа в милиции требует проверки улик и тщательных допросов согласно протоколу. Приходится следовать правилам, и даже если ты уверен в чьей-то вине, сперва её нужно доказать.

Однажды департаменту уголовного розыска поступает задание найти и обезвредить банду, терроризирующую улицы Москвы. Группу преступников назвали Чёрная кошка, потому что на месте каждого своего преступления банда рисовала это усатое животное либо оставляла маленького котёнка угольного цвета. Вместе с тем шайка оставалась неуловимой, продолжая грабить и убивать московских жителей. Чтобы задержать хитрых бандитов, Жеглову и Шарапову придётся разобраться в целой веренице противоречивых событий и фактов.

Место встречи изменить нельзя – легендарный советский фильм, снятый по роману Эра милосердия братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Детективно-криминальная драма конца 80-х годов состоит из 5 серий, и до сих пор не теряет популярности среди своих поклонников.

Место встречи изменить нельзя красиво

Водитель автобуса пожалел о том, что подъехал близко к слону

Водитель автобуса пожалел о том, что подъехал близко к слону

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

33 мрачных факта, о которых вы не сможете забыть

Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии

Два грузовика в одной машине: история безумного "Сиама" из Голландии

Крайне бюджетные автоматические ворота

Крайне бюджетные автоматические ворота

 Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с.

Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак

Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак

Авария дня. Пьяный водитель устроил ДТП и скрылся

Авария дня. Пьяный водитель устроил ДТП и скрылся

Глава МВД вручил награды полицейским, обезвредившим массового убийцу в Перми

Глава МВД вручил награды полицейским, обезвредившим массового убийцу в Перми

20+ малоизвестных фактов и деталей фильмов, после которых хочется их пересмотреть

20+ малоизвестных фактов и деталей фильмов, после которых хочется их пересмотреть

Такие милые деревенские пейзажи

Такие милые деревенские пейзажи

Безотказный способ нарваться на неприятности

Безотказный способ нарваться на неприятности

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

Пиф-паф, ой-ой-ой, или История о том, как призер Олимпиады поохотился на зайца с пистолетом

 Виды и рода войск в России

Виды и рода войск в России

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

10 книг о космосе, которые стоит прочесть

Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания

Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания

Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации

Пока Джо Байден получал третью вакцину, в США шли митинги против обязательной вакцинации

Семантически верный вандализм

Семантически верный вандализм

Появились подробности нападения киллера-неудачника на бизнесмена из Приморья

Появились подробности нападения киллера-неудачника на бизнесмена из Приморья

Вулкан Кумбре-Вьеха: лава приближается к воде

Вулкан Кумбре-Вьеха: лава приближается к воде

Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)

Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)

5 любопытных фактов о всяком разном

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

"После общения с чеченцами наши кажутся просто вафлями": экс-журналистку затравили за пост в Сети

Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения

Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения

Трейлер фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (2021)

Трейлер фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (2021)

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

В Минске при проведении спецоперации погиб сотрудник КГБ Белоруссии

 10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ

10 продуктов с самым высоким содержанием питательных веществ

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

Популярные профессии, которые исчезли благодаря появлению машин

Популярные профессии, которые исчезли благодаря появлению машин

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Продавец с помощью бутылки вина утихомирил буйного покупателя

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Какие профессии попадают под вредные условия труда

Народного творчества пост

Народного творчества пост

Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"

Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"

Что за дрянь вы курите? Тест по фильму "Служебный роман"

Что за дрянь вы курите? Тест по фильму "Служебный роман"

Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов

Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов

Тайная жизнь амишей

Тайная жизнь амишей

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Фильм с будничным названием "Место встечи изменить нельзя" появился на излёте эпохи "застоя". В нём не было никакой "супер-злободневности" - её так любили маститые критики, как не было и лёгкого налёта антисоветчины, которую (оказывается!) так ждали от Высоцкого. Он и поёт там только один раз, да и то - не своё с подтекстами, а из репертуара Вертинского (совершенно без оных). Этому фильму была уготована судьба всех крепких, добротных сериалов о тяжёлой, но созидательной жизни народа и неоспоримой правоте советской власти. Однако шедевр С.Говорухина оказался в нашей вечной "горячей десятке" и успешно пережил "застой", "Перестройку", ужасные-девяностые и вот уже в новом тысячелетии продолжает быть нашим любимым фильмом.

Слева - реконструкция быта конца 1940-х гг. Платье с крупным растительным рисунком.
Справа - платье середины 1940-х гг.

Фильм про Жеглова, Шарапова и "Чёрную кошку" для меня - предлог поговорить о послевоенной эпохе - мы будем говорить о фильме в контексте времени. Мы увидим, как почему именно так одевались персонажи "Места встречи. "

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Вот, например, всеми любимая героиня - Манька Облигация - одета в крепдешиновое (или шёлковое) платье в цветочек. Яркие сочные цвета послевоенной моды историк моды А.Васильев назвал экзотическим эскапизмом.Судя по покрою, платье пошито в середине 1940-х гг. и, возможно, трофейное. Типичный для эпохи приталенный силуэт с расклешёной юбкой и фиксированными плечиками.

Мария Афанасьевна Колыванова пишет оперу. Опер-уполномоченному, то есть.

В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.
Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный. Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады. Чулки, которые также щедро демонстрирует Манька, вероятно, изготовлены из 'fil de Perse' - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий. Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.

Западная реклама губной помады.

Браслет-змейка, скорее всего, не мог быть "старше" 1890-х годов: в эпоху Модерн (она же - Art Nouveau) змея была одним из любимых символов (и мотивов для создания ювелиных украшений). Возможно, он даже "моложе", и относится к эпохе Art Deco.

Безумные послевоенные шляпки.

На голове у нашей дорогой Марии Афанасьевны - красная шляпка с наворотами. Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоратиные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны.

В моде - вариации на тему берета.

"Угостите даму спичкой, гражданин начальник!" В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы. Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам".

Модную длину волос, помимо М.А. Колывановой, демонстрирует манекенщица Галина Суворова.

Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом. Сообщница Ручечника, как раз, работает в образе обеспеченной дамы с хорошо сделанной, профессиональной завивкой.

Тщательно причёсанные девушки середины 1940-х гг. - неизвестная pin-up girl и гражданка С.П. Волокушина.

После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии. Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы. Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды."

Слева - трофейный немецкий корсет-грация (колоссального размера, кстати).
Посередине - дама выходит замуж в этом платье.
Справа - трофейное платье..

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины. Для того, чтобы привести в соотвествие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали эти самые Верки-модистки.

Жёны обеспеченных граждан (справа - жена дипломата) в привозной одежде.
Взято из книги А.Васильева "Русская мода".

Верки жили бедно и особо не разбирались, что за шмотьё им притаранил очередной клиент - оно могло быть честно отнятым у какой-нибудь Фредерики-Августы на подступах к Потсдаму, а могло быть и вынесено из квартиры профессора или генерала. Перешитое Веркой пальто - с подкладкой от одного и лисьим воротником от другого - поступало в оборот и уже доказать что-либо не представлялось возможным.

Трофейные открытки.

Трофейные открытки с многочисленными и незнакомыми дивами UFA также имели авторитет модных журналов. Костюмы и причёски, в лучшем случае, 1944 года, воспринимались как приметы красивой жизни. Создатели фильма "Серенада Солнечной долины" были бы крайне удивлены, узнав, что костюмы из этого фильма этак до 1950 года будут восприниматься в СССР, как весьм актуальное шмотьё (все эти свитера "с оленями").
В "домашней" моде - широкие шёлковые халаты "с драконами" - типа кимоно. Правда, носили их отнюдь не работницы фабрик.

Сцена в ресторане.

В фильме "Место встречи. " советское общество 1940-х показано , как весьма неоднородный и неоднозначный социум. Так, помимо "светлых сил" во главе с МУРовцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из пед.ВУЗов и противостоящих им ворам - бандитам, есть ещё один "мир". Это мир маникюрш, модельерш, артисток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский. Так, сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!

Послевоенная мода.

И вот красивая старая дева Соболевская показана таким образом, чтобы все поняли - она, разумеется, нам не враг, но и не особо друг. Она ходит в косметической кремовой маске, всегда нарочито-хорошо одета и любит романтические приключения (в виде Фокса). Фрагментарно показана и демонстрация мод - тоже какое-то "не наше" зрелище. Убитую Ларису Груздеву, от которой муж сбежал аж на Лосинку, тоже, вероятно, была красивой (судя по тому, что её сестру играет Светлана Светличная) и модно одетой дамой. И очень ценила мужественную мужскую красу (опять же - в виде Фокса).

Слева - в магазине консервов.
Справа - в парфюмерном отделе

. Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора. Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К чему ни советская мода, ни советская промышленность не была готова. Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины. Ну и "борьба с космополитизмом" также внесла свою лепту в развенчание чуждых нам силуэтов.

Слева - туфли второй половины 1940-х гг.
Справа - статуэтка "У маникюрши".

Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты. Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа. Тогда же прозвучал вопль мещанки: "А ещё шляпу надел!"

Одежда советских людей конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина. Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро. Поэтому-то Фокс и прикидывался офицером-фронтовиком.

Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов. В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.

Особый шик - чёрное кожаное пальто, символ мужественности и власти.

. Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Дворовая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов". В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.

Интересная деталь - "мент" одет по типичной "блатной" моде, бандит одет как дипломат - в велюровый пиждажок.

Мир малолетних хулиганов той эпохи - это отдельная тема для целой книги, потому что через эту "романтику" проходили не только те, кто потом влился в дружные ряды "щипачей" и "медвежатников", но и дети из вполне приличных семей. Среди дворовых мальчишек считалось особым шиком не просто хулиганить, но и водиться с местными урками, покуривать и, разумеется, держать голубятню. Всё это вкупе с "тюремными" песнями, татуировками, словечками составило особый пласт городской послевоенной культуры.

Слева - Иван Бортник - исполнитель роли Промокашки.
Справа - Промокашка и Жеглов - приятели по жизни.

Связано это было не только с тем, что огромное количество людей проходило через ГУЛАГ и привносило в свой быт "блатную феню" и прочие атрибуты своей отсидки. Виновата и беспризорность, и безотцовщина, и невозможность работающих матерей заниматься своими детьми. Мир бандитов манил детей точно также, как мир героев Майн Рида или Луи Буссенара - риск, погони, драки, презрение к боли, ненависть к навязанным авторитетам и так далее.

лева - дворовый пацан Лев Дуров.
Справа - студент горного техникума Иосиф Кобзон.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Небольшая роль Промокашки в фильме "Место встречи. ", тем не менее, является достаточно заметной - молодой "шестёрка" в банде. По существу, он - главный носитель этой субкультуры. По замыслу сценариста роль Промокашки была гораздо объёмнее - он должен был петь песни, однако, чиновники тогда запретили подобную популяризацию "русского шансона".

Лев Дуров в компании.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Кстати большинство современных людей (даже весьма респектабельных) постоянно употребляет в своей речи слова из блатной "фени". К примеру, такие слова, как ксива, кодло, параша, фрайер, пацан, родаки (близкие родственники), салага, не говоря уж о всеми любимом слове "мент".
Считается, что основу блатного языка составляет идиш - в начале XX века по тюрьмам скиталось очень много воров, проституток и мошенников именно этой национальности. Иногда "феньку" ещё именуют почему-то "лагерным ивритом".

Слева - кинотеатр "Победа", где Шарапов с Промокашкой смортели фильм.
Справа - кадр из фильма "Новые похождения солдата Швейка" (1943), который они смотрели.

. Помните атмосферу кинотеатра, куда зашли Шарапов и Промокашка? Тогда перед сеансом пели эстрадные исполнители - эту особенность подчеркнул Говорухин, выведя в эпиходических ролях Наталью Крачковскую и Зиновия Высоковского. Показано с ностальгической иронией - два немолодых и не слишком талантливых певца играют на маленькой сцене "любовное свидание". Пение перед сеансом считалось чем-то вроде "второго сорта", как и пение по ресторанам.

Дина Дурбин, Джаннет Макдональд, Марика Рёкк.

Фильмы, которые смотрели советские граждане 1940-х, делились на два типа - "наши" - их было мало (в основном - довоенные) и "трофейные" (их было гораздо больше). Правда, в эту категорию почему-то попадали и американские кинокартины, которые трофейными, собственно, не являлись. Невероятно популярны были "Тарзан", "Сестра его дворецкого", "Серенада Солнечной долины", "Судьба солдата в Америке".

Слева - кадр из фильма "Девушка моей мечты".
Справа - кадр из фильма "Серенада Солнечной долины"

. Из немецких - "Девушка моей мечты" и "Индийская гробница". По-прежнему любимы картины "Большой вальс" и "Петер" - их демонстривали в СССР ещё до войны, однако, они не потеряли своей актуальности. Итак, мальчики во дворе играли в Тарзана, девочки покупали на "толкучке" трофейные открытки с Диной Дурбин, Марикой Рёкк, Джаннет Макдональд.

Слева - кадр из фильма.
Справа - советская женщина с ребёнком. 1947 год.

В фильме постоянно произносится словосочетание "продовольственные карточки".
14 декабря 1947 года было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Через два года после окончания войны, невиданной по своему напряжению и жертвам, СССР оказался в состоянии отменить вызванное войной нормированное снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами и перейти к нормальной развернутой советской торговле.

Рекламные плакаты конца 1940-х гг.

Помните фразу Жеглова про "домик в Жаворонках с коровкой да кабанчиком"? Имеется в виду, как Вы понимаете вовсе не дача. Дело в том, что западное направление (Жаворонки, Перхушково, Голицыно, etc) в те времена не было сугубо дачным. Его планировали сделать резервным при расселении коммуналок центра Москвы. На станциях Дачное, Малые Вязёмы, Пионерская, Немчиновка, всё те же Жаворонки строились деревянные дома с возможностью для жильцов обзаводиться "хозяйством" - коровками да кабанчиками. Правда, это была вовсе не популярная мера - никому особо не хотелось уезжать с Арбата в городок Голицыно. Хотя, клоповники-коммуналки тоже не сахар. Это немыслимое расселение происходило примерно до 1951 года, после чего всё это дело тихо "свернули". Но многие люди так до сих пор там и живут.

Отсыпь нам сахарку и даже не мечтай о домике в Жаворонках.

Что можно сказать о том времени? Самая популярныя композиция - 'Rio-Rita', самое популярное дамское имя - Лёля, самый популярный человек. вот с ним - заминка. Что любопытно, в фильме не звучит имя, которое (вроде бы!) просто обязано звучать - СТАЛИН. Сталинская Эпоха оказалась эпохой кого угодно - МУРовцев, бандитов, манекенщиц, фронтовиков, биллиардистов, актрис и сторожей. Но не Сталина. У него отняли право жить в такую героическую эпоху.

"Место встречи изменить нельзя" глазами зарубежных зрителей

Вернёмся еще раз к ставшему уже классикой нашего кинематографа фильму Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя!". Вряд ли ошибусь, если скажу, что в нашей стране его видели все без исключения. И для абсолютного большинства "наших" зрителей это, безусловно, один из самых любимых фильмов советской эпохи. А как оценивают эту картину "не наши" зрители? Да и смотрели ли они его вообще? Оказывается - смотрели.

Начнём с отзывов из "братского социалистического лагеря" .

Чехословакия

"Володя (Высоцкий) всегда потрясал меня своими песнями, но выбор фильмов, в которых он снимался, казался мне удручающим. Этот мини-сериал всё же выше среднего, Каждая серия заканчивается в волнующий момент, чтобы правильно заманить зрителя к следующей. Высоцкий убедителен в роли капитана угрозыска, у него есть обаяние, он может с бульдожьим рвением разоблачать преступников, он может быть добр к подчиненным, словом, он обаятелен в каждое мгновение фильма. Я не обременен ностальгическими воспоминаниями об этой картине, поэтому, к сожалению, тоже вижу, как, например, вторая часть потеряла темп по сравнению с первой. К сожалению, это связано с избыточной ролью Высоцкого, который здесь выступает как лучший ингредиент, без него это был бы пресный банальный детектив."

Кстати, роль Высоцкого отмечают практически все "кинокритики". Вот еще один отзыв.

"Этот отличный детектив построен на невероятной харизме Высоцкого, хотя, вероятно, фильм был бы хорош и без него. Кстати, те же приёмы использовались и нашими киношниками, которые создали майора Земана, но у них это не очень хорошо получилось. Итак, сразу после войны все возвращаются с фронта, даже те, кто теперь руководит вооруженными бандами. Из-за них в Москве создается специальный отдел МУРа по борьбе с организованной преступностью. Молодой разведчик тоже приходит сюда с фронта. Командир ведет себя очень дружелюбно, берет его под свое покровительственное крыло и потихоньку избавляет его от наивности. Его идеализм должен сдаться, хоть он и сопротивляется этому зубами и когтями. . С этим переплетается расследование не связанных между собой убийств. Сериал напичкан экшеном, удивительно правдоподобным и брутальным. Даже на сцене в танцевальном зале у меня отвисла челюсть, что я увидел что-то настолько жесткое в постановке СССР, а не в каком-то Грязном Гарри. Реалии периода и мелкие детали из послевоенной действительности (достать сахар - это праздник, поэтому он посыпается на хлеб. ) абсолютно великолепно. Так что фильм - 80% криминальной фантастики и 20% истории из старого СССР."

Румыния

А вот мнение румынского зрителя . К сожалению, удалось найти только одно, зато - развёрнутое и подробное! Правда, это скорее размышления о жизни, чем о фильме, но написано явно от души.

"Когда я был ребенком и мы играли в прятки на улице, один из нас бросался около восьми часов и выяснял, какой фильм показывают по телевизору. Если он или она выходили и кричали "русское кино!", мы говорили что-то вроде" бла. " и продолжали играть до темноты. Если шел фильм с Джоном Уэйном или какой-нибудь американский фильм, мы все бросались по домам, чтобы посмотреть его.
Теперь, спустя тридцать лет или даже больше, я заново открываю для себя великолепные русские фильмы, и я должен, я чувствую необходимость отдать им должное, хотя бы такой малостью, как написав рецензию.
Это происходит со временем, вы становитесь мудрее, и справедливость и истинная ценность в конце концов появляются в вашей жизни. Дорогие друзья, это самый совершенный сериал о криминальной полиции в истории, и мне не нужно больше ничего говорить. Кажется, что книга написана великим русским романистом, и я все сказал."

Англоязычные отзывы

Понятно, что таких - большинство, ведь и сайты любителей кино ведутся в основном на английском языке (хотя, конечно, не только на нём). Отзывов довольно много, приведу лишь самые любопытные.

"Сам фильм - не более чем хороший детектив, и только игра одного актера превращает его в отличный фильм; как всегда, Владимир Высоцкий оказывается в центре шоу и заставляет других актеров казаться просто хорошими. Это обязательно нужно увидеть тому, кто любит захватывающее зрелище и великолепную актерскую игру."

Да, игра Владимира Высоцкого никого не оставляла равнодушным. Почти во всех отзывах любителей кино обязательно отмечается "капитан Жеглов". Кстати, и рейтинг фильма весьма высок - 9 из 10.

Приведу еще один развёрнутый отзыв (с некоторыми сокращениями). Он очень характерен и, не скрою, лестен.

Почему «Место встречи» - шедевр?

Сериал «Место встречи изменить нельзя» (1979) по праву считается одним из любимых фильмов современного телезрителя. Я подчёркиваю — современного, то есть до сих пор. Стало быть, в нём есть нечто цепляющее, чего нет в прочих ретро-детективах, на которые была столь щедра эпоха брежневской стабильности. Что же там ценно? Владимир Высоцкий, острый сюжет и хорошая игра всего актёрского ансамбля?

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Всё те же пункты есть и в других кинокартинах, но результата — нуль (вряд ли сейчас вызовут массовый интерес «Интервенция», «Опасные гастроли» и даже «Вертикаль» - тут везде и Высоцкий, и фабула, и звёзды, а последний из перечисленных фильмов снят всё тем же Станиславом Говорухиным, что и «Место встречи. »). Так почему? На мой взгляд, всё очень просто и - сложно одновременно.

В картине отсутствует липкая, навязчивая мораль/дидактика , при том, что устами Глеба произносится чеканное: «Вор должен сидеть в тюрьме!», а куркуль-Соловьёв, мечтавший о домике в Жаворонках и любящий пожрать втихаря, оказывался ещё и предателем. Но в целом эта милицейская сага — о том, что положительный и отрицательный герой — это не про жизнь. В реальности — всё многоцветно и многогранно .

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

В советских (и тем более — типовых голливудских) боевиках-стрелялках Добро и Зло весьма чётко разграничены. Обычно воришки, жулики и прочие расхитители народного добра мерзковаты, суетливы, носят дурацкие фамилии; убийцы — матёры и грубы, как лесные звери. Тут же всё — зыбко. Отрицательные герои - не из ада, тогда как у положительных — нет ангельских крыльев . Они (крылья) даже у Шарапова не слишком велики.

Мы видим ряд . симпатичных и при том — асоциальных, уголовных «элементов» . Допустим, Мария Николаевна Kолыванова — Облигация. Они с Глебом, хотя, и антагонисты, но их серьёзный разговор более всего напоминает флирт несостоявшихся любовников, как ни дико оно звучит. Kарманник Kирпич, равно как «игрок на бильярде» Kопчёный не вызывают особого отторжения.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

Они, скорее, забавны, а диалоги с их участием - искромётны. Ручечник — импозантен и жалок одновременно, этакий обломок НЭПа и довоенной жизни. Хороша и его подельница — Волокушина в панбархате. Н а все основные роли преступников Говорухин взял актёров с положительной харизмой (разной степени, конечно). Люди с лицами Удовиченко или Kуравлёва — приятны, солнечно заряжены, . комичны.

Фокс — Белявский и вовсе способен потеснить Жеглова по части мужской привлекательности. Горбатый — это особый изощрённый ум. Шикарны брюнетки в логове Горбатого. Да. Нам открыто показывают привлекательных и умных уголовников . Даже Промокашка по-своему обаятелен. А вот «приличный интеллигент» Груздев нам неприятен, как неприятен он Глебу Жеглову. Юрский гениально сыграл мерзкого, но невиновного.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

И, хотя, Груздев — сам жертва, он противен. До конца - противен. В нём чувствуется гораздо больше гнильцы, чем надо бы иметь «порядочному гражданину». И нам это тоже активно транслируют. Что вот так бывает. И Жеглов сам . больше похож на урку, чем на мента. Если честно. И вся его команда, включая Тараскина, Пасюка, Гриши-фотографа иной раз . смахивает на банду. Те же кепки, те же ухмылки. Ребята с нашего двора - и те, что воруют, и те, что ловят.

Один Шарапов «портит» картинку, да и он в образе «сокамерника Фокса» исправляет визуальный образ. Больше того, всех этих актёров можно спокойно поменять местами — Высоцкого сделать Фоксом, а Белявского — кем-то из МУРа , ребят из группы Жеглова — посадить за стол Горбатому, а Джигарханяну дать роль милицейского начальника — Сергея Ипатьевича. Евстигнеева сделать соседом Шарапова, а Гердта — Ручечником.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

Один из ключевых пусть и эпизодических, героев сюжета — Левченко, бывший однополчанин Шарапова. Левченко — это образ возможностей: он мог тоже стать МУРовцем, или кем-то ещё, но выбрал падение. Оставшись — в общем-то — совестливым человеком. Вот эта двойственность и даёт ощущение шедевра — многомерность всегда интересна . Ибо мы все постоянно выбираем, кем стать: Фоксом или Жегловым.

Читайте также: