Место встречи изменить нельзя интересные факты

Обновлено: 02.05.2024

Культовый фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» давно разошелся на диалоги и кадры. Поклонники с первого взгляда узнают каждую сцену фильма. Однако изначально в фильме планировалось 7 серий, а не 5. На финальном монтаже многие сцены были убраны — иногда по цензурным соображениям, иногда ради стройности сюжета. Большинство этих эпизодов есть в романе братьев Вайнеров, но в фильм не попали.

20+ фактов о съемках фильма «Место встречи изменить нельзя», сценаристы которого попросили удалить их имена из титров

В 1979 году на экраны вышел детективный многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». Он тут же приобрел бешеную популярность среди зрителей из-за блистательного актерского состава, острого сюжета и ярких диалогов. Интересно, что, когда по телевизору показывали очередную серию, по всей стране отмечалось снижение потребления воды — никто не хотел пропускать ни единого кадра. Со временем «Место встречи» по праву вошел в золотой фонд советского кинематографа.

Разрыв с Жегловым

В произведении Вайнеров Шарапов после гибели Левченко при задержании отказывается работать с Жегловым дальше. Он говорит, что Жеглову нравится убивать. Но в фильме тандем сыщиков-соперников решили сохранить, несмотря на скрытый конфликт и неприятие Шараповым методов Жеглова.

«Место встречи изменить нельзя» - 10 фактов о культовом фильме

О работе над фильмом «Место встречи изменить нельзя» написано очень много. Все наверняка знают, что Высоцкий убедил братьев Вайнеров сделать сценарий по роману, потому что хотел сыграть там главную роль (а это не так!).

Что Горбатого должен был играть Ролан Быков, Шарапова Леонид Филатов, а Варю Синичкину – Марина Влади. А фразу «Как пишется – Облигация или Аблигация», Лариса Удовиченко сымпровизировала прямо в кадре. Но есть и факты, о которых мало кто слышал. Какие же?

Высоцкий пригласил Говорухина стать режиссером картины

Однажды Владимир Семенович навестил старого друга Станислава Говорухина и обмолвился между делом:

- Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда - в Парижск уезжаю.

Говорухин прочитал «Эру Милосердия» и моментально представил, какой грандиозный фильм можно снять.

Когда Высоцкий вернулся из-за рубежа, режиссер созвонился с другом:

- Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь.

Говорухин и Высоцкий отправились к Вайнерам и обсудили будущий сценарий во всех подробностях. То, что Владимир Семенович на момент разговора даже не читал книгу, удалось скрыть.

Высоцкий тоже стал режиссером «Места встречи»

Владимир Семенович не только помог собрать блестящий актерский состав (многие соглашались на второстепенные роли ради чести сниматься с ним), но и участвовал в работе над кинолентой. Когда Станислав Говорухин вынужден был отъехать на фестиваль, Высоцкий остался за главного.

«Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили», — шутил Говорухин.

Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич собрался снимать «Трех мушкетеров», он видел Владимира Семеновича в главной роли и уже наметил пробы.

Представляете себе, вместо громогласного разбитного усача Боярского невысокого, но полного внутренней силы Высоцкого? Увы, на момент запуска съемок Высоцкий оказался занят в «Месте встречи» и с сожалением отказался от предложения Юнгвальд-Хилькевича. Скорее всего актер чувствовал, что роль Жеглова станет его лебединой песней, и выкладывался по полной.

Высоцкий должен был петь в фильме

В «Месте Встречи» он планировал исполнить несколько замечательных песен, в том числе «За тех, кто в МУРе», «Песню о конце войны» и написанную специально для картины «Балладу о детстве».

Шарапова мог сыграть Садальский

Садальский посмотрел… и согласился на роль щипача Сапрыкина по кличке Кирпич. Шепелявый истеричный блатарь вышел у актера просто великолепно. А настоящий карманник, почтенный московский вор в законе, у которого Садальский консультировался, пришел от фильма в такой восторг, что еще несколько лет присылал актеру дорогие подарки на день рождения.

Влюбленная Фатеева

Говорухин использовал Высоцкого как приманку для многих актрис – харизма Высоцкого притягивала женщин как бабочек. А сыгравшая Соболевскую Наталья Фатеева пережила искреннее чувство, которое к сожалению не встретило взаимности у актера:

Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. Не люблю высоких, красивых, ярких. Это чисто природное: может понравиться поступок, взгляд, даже запах. Я сразу фантазирую, что за этим стоит… Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы.

Конфликт Высоцкого и Конкина

Напряженные отношения Жеглова и Шарапова отразились и на актерах. Причем Конкин изначально преклонялся перед Высоцким и млел от счастья, что будет работать с такой звездой. Но менторский тон Высоцкого, переменчивость его характера и бесцеремонность критических замечаний вскоре разбили иллюзии молодого актера.

В свою очередь Владимир Семенович невзлюбил напарника за то, что неопытному Конкину платили 52 рубля за съемочный день, а всемирно известному Высоцкому – 11-50. К тому же Высоцкий считал Конкина смазливым и заурядным комсомольским выскочкой. И наконец Конкин «запорол» первую совместную съемку. Высоцкого ждала Влади, он торопился на самолет чтобы лететь в Париж. А Конкин как назло от волнения забыл слова роли, пришлось делать 5 или 6 дублей подряд.

Дурилка кардонная

Фраза «дурилка картонная» после выхода фильма стала мемом, ее использовали «митьки» и употребляли все, кому не лень. Появилась даже «блатная трактовка» термина. А на самом деле Карп в романе называет Шарапова «дурилка кардонная» - от слова «кордон», в старинном произношении «кардон».

Это термин времен Кавказской войны XIX века, означающий «подсадную утку». Пара солдат отправлялась в обход вражеских позиций, а за ними следовали замаскированные пластуны. Как только кавказцы, соблазненные легкой добычей, атаковали «дурилок», пластуны вступали в бой и истребляли противников.

Роли трамваев в фильме играл. трамвай

Внимательные зрители наверняка обратили внимание, что Жеглов и Шарапов разъезжают по разным районам Москвы в одном и том же вагоне с серийным номером 2170.

У студии не было ни возможности ни желания брать в аренду несколько трамваев, поэтому вагон следовал за артистами по всей столице.

Было отснято 7 серий

Очень много эпизодов пришлось сократить и вырезать по требованиям цензуры. Сценки с блатным жаргоном, военные воспоминания Шарапова, постельную сцену с Варей - эротика в советском кино еще не приветствовалась. Зато жизнь персонажу Синичкиной спасли чиновники из Мосфильма - они потребовали сохранить жизнь Левченко или Синичкиной, Говорухин выбрал девушку и Варя уцелела.

Отснятый материал потерялся на Одесской киностудии, поэтому восстановить изначальный авторский замысел невозможно. Среди пропавших материалов - военный эпизод, где снимался Пьер Оссейн - сын Марины Влади и Пейрака всея кинематографа Робера Оссейна .

А закончить статью хочется цитатой из романа:

…У одного африканского племени отличная от нашей система летосчисления. По их календарю сейчас на земле – Эра Милосердия. И кто знает, может быть, именно они правы и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи – Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…

Хочется надеяться, что прогноз братьев Вайнеров однажды станет реальностью!

Интересные факты о съемках фильма "Место встречи изменить нельзя".

Владимир Конкин (Шарапов) и Владимир Высоцкий (Жеглов). Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).

Владимир Конкин (Шарапов) и Владимир Высоцкий (Жеглов). Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979).

  • За основу пятисерийного художественного фильма был взят детективный роман братьев Вайнеров "Эра милосердия". В нем рассказывалось о борьбе милиции и прокурорских работников Москвы с уголовщиной в первые послевоенные годы. Здесь и Шарапов, и Жеглов, и банда "Черная кошка".

Фото обложки книги "Эра милосердия" издательства "Военные приключения"

Фото обложки книги "Эра милосердия" издательства "Военные приключения"

Война

В прологе должны были показать боевое прошлое Шарапова и Левченко. Они переходят линию фронта, чтобы доставить пленного «языка». Актеры были вынуждены раз за разом залезать в холодную воду, при том, что Виктор Павлов только недавно оправился от воспаления легких. Но из-за хронометража от сцены потом отказались. Роль пленного немца сыграл старший сын Марины Влади — Пьер Оссейн.

Место встречи изменить нельзя интересные факты

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые прекрасно передают дух того времени

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые прекрасно передают дух того времени

Жизнь советских людей в картинах

Жизнь советских людей в картинах

Почему в СССР было запрещено каратэ?

Почему в СССР было запрещено каратэ?

Распорядок дня в пионерском лагере СССР, о котором сегодня нам остается только мечтать

Распорядок дня в пионерском лагере СССР, о котором сегодня нам остается только мечтать

Разрыв с Жегловым

В произведении Вайнеров Шарапов после гибели Левченко при задержании отказывается работать с Жегловым дальше. Он говорит, что Жеглову нравится убивать. Но в фильме тандем сыщиков-соперников решили сохранить, несмотря на скрытый конфликт и неприятие Шараповым методов Жеглова.

Война

В прологе должны были показать боевое прошлое Шарапова и Левченко. Они переходят линию фронта, чтобы доставить пленного «языка». Актеры были вынуждены раз за разом залезать в холодную воду, при том, что Виктор Павлов только недавно оправился от воспаления легких. Но из-за хронометража от сцены потом отказались. Роль пленного немца сыграл старший сын Марины Влади — Пьер Оссейн.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Фильм с будничным названием "Место встечи изменить нельзя" появился на излёте эпохи "застоя". В нём не было никакой "супер-злободневности" - её так любили маститые критики, как не было и лёгкого налёта антисоветчины, которую (оказывается!) так ждали от Высоцкого. Он и поёт там только один раз, да и то - не своё с подтекстами, а из репертуара Вертинского (совершенно без оных). Этому фильму была уготована судьба всех крепких, добротных сериалов о тяжёлой, но созидательной жизни народа и неоспоримой правоте советской власти. Однако шедевр С.Говорухина оказался в нашей вечной "горячей десятке" и успешно пережил "застой", "Перестройку", ужасные-девяностые и вот уже в новом тысячелетии продолжает быть нашим любимым фильмом.

Слева - реконструкция быта конца 1940-х гг. Платье с крупным растительным рисунком.
Справа - платье середины 1940-х гг.

Фильм про Жеглова, Шарапова и "Чёрную кошку" для меня - предлог поговорить о послевоенной эпохе - мы будем говорить о фильме в контексте времени. Мы увидим, как почему именно так одевались персонажи "Места встречи. "

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Вот, например, всеми любимая героиня - Манька Облигация - одета в крепдешиновое (или шёлковое) платье в цветочек. Яркие сочные цвета послевоенной моды историк моды А.Васильев назвал экзотическим эскапизмом.Судя по покрою, платье пошито в середине 1940-х гг. и, возможно, трофейное. Типичный для эпохи приталенный силуэт с расклешёной юбкой и фиксированными плечиками.

Мария Афанасьевна Колыванова пишет оперу. Опер-уполномоченному, то есть.

В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.
Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный. Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады. Чулки, которые также щедро демонстрирует Манька, вероятно, изготовлены из 'fil de Perse' - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий. Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.

Западная реклама губной помады.

Браслет-змейка, скорее всего, не мог быть "старше" 1890-х годов: в эпоху Модерн (она же - Art Nouveau) змея была одним из любимых символов (и мотивов для создания ювелиных украшений). Возможно, он даже "моложе", и относится к эпохе Art Deco.

Безумные послевоенные шляпки.

На голове у нашей дорогой Марии Афанасьевны - красная шляпка с наворотами. Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоратиные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны.

В моде - вариации на тему берета.

"Угостите даму спичкой, гражданин начальник!" В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы. Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам".

Модную длину волос, помимо М.А. Колывановой, демонстрирует манекенщица Галина Суворова.

Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом. Сообщница Ручечника, как раз, работает в образе обеспеченной дамы с хорошо сделанной, профессиональной завивкой.

Тщательно причёсанные девушки середины 1940-х гг. - неизвестная pin-up girl и гражданка С.П. Волокушина.

После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии. Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы. Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды."

Слева - трофейный немецкий корсет-грация (колоссального размера, кстати).
Посередине - дама выходит замуж в этом платье.
Справа - трофейное платье..

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины. Для того, чтобы привести в соотвествие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали эти самые Верки-модистки.

Жёны обеспеченных граждан (справа - жена дипломата) в привозной одежде.
Взято из книги А.Васильева "Русская мода".

Верки жили бедно и особо не разбирались, что за шмотьё им притаранил очередной клиент - оно могло быть честно отнятым у какой-нибудь Фредерики-Августы на подступах к Потсдаму, а могло быть и вынесено из квартиры профессора или генерала. Перешитое Веркой пальто - с подкладкой от одного и лисьим воротником от другого - поступало в оборот и уже доказать что-либо не представлялось возможным.

Трофейные открытки.

Трофейные открытки с многочисленными и незнакомыми дивами UFA также имели авторитет модных журналов. Костюмы и причёски, в лучшем случае, 1944 года, воспринимались как приметы красивой жизни. Создатели фильма "Серенада Солнечной долины" были бы крайне удивлены, узнав, что костюмы из этого фильма этак до 1950 года будут восприниматься в СССР, как весьм актуальное шмотьё (все эти свитера "с оленями").
В "домашней" моде - широкие шёлковые халаты "с драконами" - типа кимоно. Правда, носили их отнюдь не работницы фабрик.

Сцена в ресторане.

В фильме "Место встречи. " советское общество 1940-х показано , как весьма неоднородный и неоднозначный социум. Так, помимо "светлых сил" во главе с МУРовцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из пед.ВУЗов и противостоящих им ворам - бандитам, есть ещё один "мир". Это мир маникюрш, модельерш, артисток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский. Так, сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!

Послевоенная мода.

И вот красивая старая дева Соболевская показана таким образом, чтобы все поняли - она, разумеется, нам не враг, но и не особо друг. Она ходит в косметической кремовой маске, всегда нарочито-хорошо одета и любит романтические приключения (в виде Фокса). Фрагментарно показана и демонстрация мод - тоже какое-то "не наше" зрелище. Убитую Ларису Груздеву, от которой муж сбежал аж на Лосинку, тоже, вероятно, была красивой (судя по тому, что её сестру играет Светлана Светличная) и модно одетой дамой. И очень ценила мужественную мужскую красу (опять же - в виде Фокса).

Слева - в магазине консервов.
Справа - в парфюмерном отделе

. Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора. Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К чему ни советская мода, ни советская промышленность не была готова. Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины. Ну и "борьба с космополитизмом" также внесла свою лепту в развенчание чуждых нам силуэтов.

Слева - туфли второй половины 1940-х гг.
Справа - статуэтка "У маникюрши".

Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты. Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа. Тогда же прозвучал вопль мещанки: "А ещё шляпу надел!"

Одежда советских людей конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина. Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро. Поэтому-то Фокс и прикидывался офицером-фронтовиком.

Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов. В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.

Особый шик - чёрное кожаное пальто, символ мужественности и власти.

. Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Дворовая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов". В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.

Интересная деталь - "мент" одет по типичной "блатной" моде, бандит одет как дипломат - в велюровый пиждажок.

Мир малолетних хулиганов той эпохи - это отдельная тема для целой книги, потому что через эту "романтику" проходили не только те, кто потом влился в дружные ряды "щипачей" и "медвежатников", но и дети из вполне приличных семей. Среди дворовых мальчишек считалось особым шиком не просто хулиганить, но и водиться с местными урками, покуривать и, разумеется, держать голубятню. Всё это вкупе с "тюремными" песнями, татуировками, словечками составило особый пласт городской послевоенной культуры.

Слева - Иван Бортник - исполнитель роли Промокашки.
Справа - Промокашка и Жеглов - приятели по жизни.

Связано это было не только с тем, что огромное количество людей проходило через ГУЛАГ и привносило в свой быт "блатную феню" и прочие атрибуты своей отсидки. Виновата и беспризорность, и безотцовщина, и невозможность работающих матерей заниматься своими детьми. Мир бандитов манил детей точно также, как мир героев Майн Рида или Луи Буссенара - риск, погони, драки, презрение к боли, ненависть к навязанным авторитетам и так далее.

лева - дворовый пацан Лев Дуров.
Справа - студент горного техникума Иосиф Кобзон.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Небольшая роль Промокашки в фильме "Место встречи. ", тем не менее, является достаточно заметной - молодой "шестёрка" в банде. По существу, он - главный носитель этой субкультуры. По замыслу сценариста роль Промокашки была гораздо объёмнее - он должен был петь песни, однако, чиновники тогда запретили подобную популяризацию "русского шансона".

Лев Дуров в компании.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Кстати большинство современных людей (даже весьма респектабельных) постоянно употребляет в своей речи слова из блатной "фени". К примеру, такие слова, как ксива, кодло, параша, фрайер, пацан, родаки (близкие родственники), салага, не говоря уж о всеми любимом слове "мент".
Считается, что основу блатного языка составляет идиш - в начале XX века по тюрьмам скиталось очень много воров, проституток и мошенников именно этой национальности. Иногда "феньку" ещё именуют почему-то "лагерным ивритом".

Слева - кинотеатр "Победа", где Шарапов с Промокашкой смортели фильм.
Справа - кадр из фильма "Новые похождения солдата Швейка" (1943), который они смотрели.

. Помните атмосферу кинотеатра, куда зашли Шарапов и Промокашка? Тогда перед сеансом пели эстрадные исполнители - эту особенность подчеркнул Говорухин, выведя в эпиходических ролях Наталью Крачковскую и Зиновия Высоковского. Показано с ностальгической иронией - два немолодых и не слишком талантливых певца играют на маленькой сцене "любовное свидание". Пение перед сеансом считалось чем-то вроде "второго сорта", как и пение по ресторанам.

Дина Дурбин, Джаннет Макдональд, Марика Рёкк.

Фильмы, которые смотрели советские граждане 1940-х, делились на два типа - "наши" - их было мало (в основном - довоенные) и "трофейные" (их было гораздо больше). Правда, в эту категорию почему-то попадали и американские кинокартины, которые трофейными, собственно, не являлись. Невероятно популярны были "Тарзан", "Сестра его дворецкого", "Серенада Солнечной долины", "Судьба солдата в Америке".

Слева - кадр из фильма "Девушка моей мечты".
Справа - кадр из фильма "Серенада Солнечной долины"

. Из немецких - "Девушка моей мечты" и "Индийская гробница". По-прежнему любимы картины "Большой вальс" и "Петер" - их демонстривали в СССР ещё до войны, однако, они не потеряли своей актуальности. Итак, мальчики во дворе играли в Тарзана, девочки покупали на "толкучке" трофейные открытки с Диной Дурбин, Марикой Рёкк, Джаннет Макдональд.

Слева - кадр из фильма.
Справа - советская женщина с ребёнком. 1947 год.

В фильме постоянно произносится словосочетание "продовольственные карточки".
14 декабря 1947 года было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Через два года после окончания войны, невиданной по своему напряжению и жертвам, СССР оказался в состоянии отменить вызванное войной нормированное снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами и перейти к нормальной развернутой советской торговле.

Рекламные плакаты конца 1940-х гг.

Помните фразу Жеглова про "домик в Жаворонках с коровкой да кабанчиком"? Имеется в виду, как Вы понимаете вовсе не дача. Дело в том, что западное направление (Жаворонки, Перхушково, Голицыно, etc) в те времена не было сугубо дачным. Его планировали сделать резервным при расселении коммуналок центра Москвы. На станциях Дачное, Малые Вязёмы, Пионерская, Немчиновка, всё те же Жаворонки строились деревянные дома с возможностью для жильцов обзаводиться "хозяйством" - коровками да кабанчиками. Правда, это была вовсе не популярная мера - никому особо не хотелось уезжать с Арбата в городок Голицыно. Хотя, клоповники-коммуналки тоже не сахар. Это немыслимое расселение происходило примерно до 1951 года, после чего всё это дело тихо "свернули". Но многие люди так до сих пор там и живут.

Отсыпь нам сахарку и даже не мечтай о домике в Жаворонках.

Что можно сказать о том времени? Самая популярныя композиция - 'Rio-Rita', самое популярное дамское имя - Лёля, самый популярный человек. вот с ним - заминка. Что любопытно, в фильме не звучит имя, которое (вроде бы!) просто обязано звучать - СТАЛИН. Сталинская Эпоха оказалась эпохой кого угодно - МУРовцев, бандитов, манекенщиц, фронтовиков, биллиардистов, актрис и сторожей. Но не Сталина. У него отняли право жить в такую героическую эпоху.

Смерть Вари

В книге и первоначальном варианте картины Шарапов, выбравшись из логова бандитов, узнает, что Варя погибла на посту. А ночью герой видит об этом вещий сон. Но руководство Гостелерадио настояло, что финал должен быть оптимистичным. В итоге досняли сцену, где Шарапов видит любимую девушку с ребенком на руках. Так как сцену снимали последней, у актрисы Натальи Даниловой уже другая прическа — для следующих съемок.

«Я пришел застолбить Жеглова»: интересные факты о съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»

В марте исполнилось 37 лет с момента выхода на экраны легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя». Премьера на телевидении состоялась 29 марта 1979 г. Она была приурочена ко Дню милиции и совпала с Днем рожденья режиссера – Станислава Говорухина. Во время съемок происходило немало курьезов и забавных случаев.

Фильм «Место встречи изменить нельзя» поставлен по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» . Вскоре после того, как авторы подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров книги, он пришел к ним со словами: «Я пришел застолбить Жеглова». Вайнеры удивились: «Что значит застолбить?». Высоцкий ответил: «Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…». И оказался абсолютно прав!

Ради Высоцкого Вайнеры даже согласились на изменение облика главного героя: в романе Жеглов был 25-летним высоким и плечистым красавцем. Режиссер Станислав Говорухин вспоминал: «Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут – такая одиозная фигура – в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило».

Предполагалось, что в каждой серии главный герой будет петь. Но исполнение собственных песен привело к тому, что образ Жеглова затмевал сам Высоцкий. Поэтому Говорухин отказался от этой идеи, что привело к обидам и ссорам. Перед самым началом съемок Высоцкий вообще хотел отказаться – ему разрешили выезды за границу, и он собрался путешествовать с Влади. Режиссер убедил его не бросать работу над ролью, весь процесс съемок подстраивали под него, ожидая его возвращения в страну.

«По поводу картины «Место встречи изменить нельзя» я не буду давать интервью. И не потому, что мне нечего сказать. Этот фильм мы делали с друзьями, кланом. Я получил удовольствие от работы, не то чтобы удовольствие, а купался в некоторых моментах роли. И больше ничего не скажу», – говорил Высоцкий.

Нешуточная борьба развернулась за роль Шарапова: пробы проходили А. Абдулов, С. Никоненко, Е. Леонов-Гладышев, Ю. Шлыков и даже С. Садальский. Братья Вайнеры планировали пригласить Е. Герасимова, но тот был занят в другом фильме. Когда на роль Шарапова утвердили В. Конкина, писатели были очень недовольны.

На главную женскую роль – сержанта Синичкину – пробовались 12 актрис. Высоцкий уговаривал режиссера отдать эту роль Марине Влади. Но худсовет был категорически против – подругу борца с бандитами должна была сыграть настоящая советская гражданка с безупречной репутацией, а не иностранка.

Ларису Удовиченко пригласили на роль Вари, но она хотела сыграть Маньку Облигацию. И оказалась настолько убедительна в этом образе, что после выхода фильма ей стали писать из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!», а один из заключенных после освобождения даже приехал к ней домой. Актриса утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у нее нечаянно, так как она действительно не знала, как пишется это слово.

Для Станислава Садальского роль карманника Кирпича стала одной из первых и принесла всесоюзную известность. Постоянные шутки Высоцкого и Садальского заставляли Конкина чувствовать себя неуютно – ему казалось, что его недолюбливают (его кандидатура на роль Шарапова была навязана Центральным телевидением).

Высоцкий и Куравлев в фильме должны были быть заядлыми бильярдистами, но ни тот, ни другой вообще не умели играть. В кадре кий в руках за них держал мастер спорта СССР, одессит Владимир Иванов.

Смерть Вари

В книге и первоначальном варианте картины Шарапов, выбравшись из логова бандитов, узнает, что Варя погибла на посту. А ночью герой видит об этом вещий сон. Но руководство Гостелерадио настояло, что финал должен быть оптимистичным. В итоге досняли сцену, где Шарапов видит любимую девушку с ребенком на руках. Так как сцену снимали последней, у актрисы Натальи Даниловой уже другая прическа — для следующих съемок.

Интимная сцена Шарапова и Вари

Ее сняли в соответствии с романом и должна была следовать после танца Вари и Шарапова. Однако позже от нее отказались, сочтя лишней для романтических отношений героев.

Интимная сцена Шарапова и Вари

Ее сняли в соответствии с романом и должна была следовать после танца Вари и Шарапова. Однако позже от нее отказались, сочтя лишней для романтических отношений героев.

12 фактов о фильме «Место встречи изменить нельзя»

По идее в начале статьи мы обязаны поведать вам, что это за кино, чем славно, кем снято, когда и зачем. Но у нас имеется подозрение, что вы и сами это знаете.

Фото: Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

* Как известно даже последнему двоечнику, сериал снят Станиславом Говорухиным в 1979 году по роману «Эра милосердия». Менее известно, что Владимир Шарапов является героем и ряда других произведений братьев Вайнеров: «Ощупью в полдень», «Лекарство для Несмеяны» и «Гонки по вертикали».

* Высоцкий после прочтения романа лично явился к авторам с просьбой подарить ему этого персонажа, если вдруг кто-то соберется ставить по книге фильм. Однако Говорухин считает, что Высоцкий разыграл писателей, а на самом деле роман он не читал вплоть до начала съемок. Государственная премия СССР за роль Жеглова была вручена Высоцкому посмертно и с непростительным опозданием — в 1987 году.

* У шайки «Черная кошка» был реальный прототип — банда Ивана Митина с Красногорского механического завода, которая в свободное от завода время грабила сберкассы. Вообще, многие события и персонажи сериала базируются на материалах из жизни.

* В отсутствие Говорухина его замещал сам Высоцкий, и ему, как режиссеру, принадлежат несколько сцен из фильма. Станислав уверяет, что Высоцкий столь рьяно и энергично занимался режиссерской работой, что вполне мог бы снять фильм целиком, дай ему волю. Когда настоящий режиссер после долгого отсутствия объявился на площадке, команда с облегчением вздохнула, заявив, что Высоцкий их измучил.

* Манька Облигация, точнее, сыгравшая ее Лариса Удовиченко превратилась в героиню блатного народа: ее завалили письмами из тюрем, гласившими что-то в духе «Не горюй! Выйду — моей будешь!». Особо настырный поклонник после отсидки заявился к ней домой самолично и был выпровожен милицией.

* У фильма могло быть продолжение, и даже имелся проект сценария. Его успел расписать сам Высоцкий — с законченным сюжетом на шесть серий. Но Говорухин справедливо решил, что после смерти Высоцкого эта затея теряет всякий смысл. Впрочем, в нашу эпоху бестолковых сиквелов да ремейков велик шанс, что какая-нибудь бессовестная сволочь может и за такое взяться.

* С каждым показом сериала по ТВ по всей стране отмечалось снижение потребления воды. Еще бы, кому охота торчать в ванной, когда такое по телику!

* Многомесячные съемки не оторвали Высоцкого от его основной работы в театре, однако ему приходилось постоянно, почти ежедневно летать в Москву из Одессы на свои спектакли. Это объясняет, возможно, частые замены Высоцкого дублером, что заметили на экране самые дотошные зрители. Актера всегда везла на «Волге» милиция с сиреной, и там же в машине на ходу ему накладывали грим Гамлета.

* Высоцкий категорически отказывался надевать милицейскую форму сталинских времен, так как при одном только виде ее в нем пробуждались наихудшие ассоциации. Хотя бы раз показаться на экране в полном мундире требовали силовики, ответственные за съемки, потому актера уговаривали всеми правдами и неправдами, но он был неумолим. В итоге родилась очень хитрая сцена в мундире у зеркала со следующим диалогом: «Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы».— «Почему?»— «Да потому, что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется».

* Роль Горбатого изначально замышлялось поручить Ролану Быкову — того желали сами Вайнеры, да и никто не был против. кроме самого Быкова. Вот что он ответил на запрос автора: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают. Пойми, я только что разошелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще горбатого! Побойся бога!»

* Постовой милиционер Варвара Синичкина, она же подруга Шарапова, должна была умереть в конце фильма, однако за ее жизнь заступилось руководство Гостелерадио: бюрократы тщательно блюли, чтобы в советском кино не погибало слишком много персонажей, особенно положительных.

* Гостелерадио на этом не остановило свое вредительство. Самым неприятным оказалось требование сократить повествование с семи серий до пяти. Вырезанный материал до сих пор числится утерянным, за что отдельное спасибо работникам архива Одесской киностудии.

Плевок Промокашки

В заключительной серии Промокашка, который выходит из подвала, не только поет блатные песни и задирается, но и плюет в лицо Жеглову. Естественно, сцену, где вор плюет в лицо капитана милиции, вырезали как недопустимую. Кстати, в роли охранников снялись настоящие ветераны милиции и Иван Бортник даже получил пару настоящих ударов при задержании его героя — настолько убедительной им показалась его игра.

Плевок Промокашки

В заключительной серии Промокашка, который выходит из подвала, не только поет блатные песни и задирается, но и плюет в лицо Жеглову. Естественно, сцену, где вор плюет в лицо капитана милиции, вырезали как недопустимую. Кстати, в роли охранников снялись настоящие ветераны милиции и Иван Бортник даже получил пару настоящих ударов при задержании его героя — настолько убедительной им показалась его игра.

Что вырезали из “Место встречи изменить нельзя” и почему

Культовый фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» давно разошелся на диалоги и кадры. Поклонники с первого взгляда узнают каждую сцену фильма. Однако изначально в фильме планировалось 7 серий, а не 5. На финальном монтаже многие сцены были убраны — иногда по цензурным соображениям, иногда ради стройности сюжета. Большинство этих эпизодов есть в романе братьев Вайнеров, но в фильм не попали.

Читайте также: