Место в хабаровске откуда видно китай

Обновлено: 18.05.2024

Из Благовещенска до Москвы почти 8 часов лёта, а до Китая – 15 минут: переплыл Амур на пароме и готово. Всему Дальнему Востоку Азия «роднее», чем Москва и Питер. Множество местных 25-летних никогда не бывали в столице родной страны, но часто гостят в Китае, Таиланде, заводят там друзей.

По большому счету жителям дальневосточных регионов нет никакого дела до проблем, о которых талдычат по центральным телеканалам: Украина, раздор с Западом, санкции. У них своя реальность. Anews предлагает взглянуть и сравнить с ближайшими соседями.

«Золотая миля» и «распиленный» мост

Эти два нашумевших проекта как раз прекрасно демонстрируют, как два государства с централизованной властью относятся к развитию своих регионов.

«Золотая миля» – это пустырь на набережной Благовещенска площадью в 40 гектаров, где еще 10 лет назад начинались масштабные работы по укреплению берега и строительству многофункциональных комплексов делового, коммерческого и туристического значения.

Жителям и туристам обещали современные офисы и отели, зоны отдыха и развлечений, магазины, оздоровительные центры и трансграничную канатную дорогу. Будь это все на китайской стороне, проект был бы давно готов. А у нас – не хватило денег.

Причем их не хватило на самом базовом уровне: прежде чем начинать застройку с привлечением инвесторов, нужно обеспечить площадку – укрепить берег, реконструировать набережную и создать подсобную инфраструктуру. Предполагалось, что это возьмет на себя государство, но оно построило только канализационный коллектор и на этом «исчерпало лимит средств».

До недавнего времени то же самое было с проектом трансграничного железнодорожного моста через Амур в селе Нижнеленинское под Биробиджаном (Еврейская АО). Договор о его строительстве между Россией и КНР был подписан в 2013 году, и уже через полгода китайцы бодро начали стройку на своей половине. А на российском берегу было глухо.

В 2014-м, через год после договора, в Нижнеленинское приехал итальянский фотограф Давид Монтелеоне. Он давно работал в Москве и прочитал в столичной прессе про мост в Китай, который якобы строят русские. «Но я поехал туда, и никакого моста там не было. Люди в Москве знают про этот мост, а местные понятия не имеют, что его собираются строить» , - процитировал его еженедельник The New Yorker.

А еще спустя время интернет запрудили фотографии успешно построенной китайской половины моста, который обрывался ровно посередине реки.

Это выглядело издевкой, особенно с учетом того, что китайская часть аж в 7 раз длиннее российской – почти 2 км. А наша составляет лишь 300 метров с небольшим. И она начала строиться лишь после угрозы международного скандала. Но и тогда сроки сдачи неоднократно переносились, в том числе из-за протестов рабочих, которым много месяцев не платили зарплату.

Кадр из китайского выпуска новостей 2016 года: «За два года с лишним китайская сторона полностью отстроила свою часть. И сегодня россияне официально начинают строительство своего отрезка» .

Взгляд на китайскую границу из Хабаровска


Хабаровский френд dkphoto много пишет про реальный Дальний Восток, что меня очень подкупает - на фоне господствующих у нас, в 8000 км от Китая, нелепых страшилок и глупейших представлений. В этот раз он взял да и забрался на высотную башню в центре Хабаровска. Но не просто забрался, а обозрел амурско-уссурийские окрестности и рассказал о новой китайской инфраструктуре, видимой оттуда, с высоты 25-го этажа с дома на холме. Весьма любопытно получилось - оттуда многое видно, включая даже недавно построенный Восточный Полюс Китая.

В общем, всем тем, кому интересна китайско-русская граница и дела дальневосточные - смотреть однозначно.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром

Пару дней назад я рассказал вам про новый Амурский мост у Хабаровска. Это то место, где окончательно замкнулся Транссиб. Однако есть в тех краях и гораздо более секретный объект, но выполняющий те же функции: дать возможность поездам пересекать широкий Амур. Только не над рекой, а под ней. Подводный железнодорожный тоннель, который зашифровывался под именем "Строительство №4 НКПС". Иногда встречается в публикациях журналистский ляп - "Секретный объект НКВД", например - но в реальности название было именно ". НКПС", а снабжалась стройка по титулу Генштаба РККА, то есть по наивысшему приоритету.

Так вот, в начале октября я побывал на этом объекте, спешно достроенном в самом начале войны, и своими глазами посмотрел оба портала, а также соединение стратегической ветки на тоннель с Транссибом. Но сперва - о его истории и значении.

Западный портал Амурского подводного тоннеля с цифрами 1937-41 гг.

Инициировал стройку в начале 1936 г. Генштаб РККА, учитывая очень высокую уязвимость Амурского моста.
Решения по этому объекту принимались очень оперативно, и поэтому изыскательские работы были проведены всего за пять (!) месяцев: с сентября 1936 по февраль 1937 г. Проектированием занимался институт "Метропроект" под руководством акад. В.Е. Веденеева. Приняли вариант, удовлетворяющий требованиям ПВО: удаление объекта от моста на полкилометра. 22 марта 1938 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) проект Амурского тоннеля протяженностью 7,2 км был утверждён.

Однако строительные работы на объекте начались намного раньше - ещё летом 1937-го, не ожидая окончательной доработки техпроекта. А генеральную смету утвердили и вообще в самый разгар работ, в августе 1940-го. Стоимость тоннельного перехода была установлена в 294,5 млн рублей.

2. Принципиальная схема тоннеля.

Основные параметры:
Длина тоннеля - 7120 м
Длина подрусловой части – 3600 м
Глубина заложения подрусловой части – максимум 14 м
Наибольший уклон в профиле – 13 тысячных
При строительстве закачано бетона - 137,6 тыс. кубометров,
Вынуто грунта - 1.475 тыс. кубометров

Проходка началась в конце 1937 года и осуществлялась силами 15 строительных предприятий с участием военно-инженерных частей. Начальником и главным инженером управления строительства был назначен опытный инженер-строитель Н.А. Ермолаев, который руководил строительством до его полного окончания. Поверхностные работы (заготовка щебня, строительство домов и других наземных сооружений перехода) вели железнодорожные войска. Работы непосредственно по тоннелю под Амуром осуществляли прикомандированные с Метростроя (начальник – И.Д. Гоциридзе) 900 специалистов основных профессий и 1000 местных вольнонаемных граждан. На карьерах использовался труд заключенных. Общее число работников, занятых на объекте варьировалось, составляя в среднем 5,5 тыс. человек в год.

Для ускорения работ на трассе сооружения было заложено четыре шахтных ствола, через которые вниз до проектной отметки были спущены и смонтированы немеханизированные щиты . На каждом из проходческих щитов определенная точка становилась объектом пристального ежедневного внимания трех независимых маркшейдерских бригад. Проходка была очень сложной, так как тоннель прокладывался не по прямой линии от берега к берегу, а по сложной кривой - как в плане, так и по вертикали. При этом требовалась высочайшая точность. Несовпадение осей тоннеля при сбойке допускалось не более 5 сантиметров. При сбойке Амурского тоннеля несовпадение осей составило всего 15 миллиметров (!). Несмотря на местами значительную обводненность штольни, была достигнута небывалая для того времени в мире скорость проходки немеханизированными щитами в скальных породах – около 5 метров в сутки.

(Из книги - В.В. Буркова. Тоннель под Амуром // Великие инфраструктурные проекты России, 2010)

3. Работники Особой (Амурской) дистанции пути ДВЖД, осуществлявшие эксплуатацию тоннельного перехода под Амуром. В нижнем ряду, крайний справа – участник строительства Амурского тоннеля инженер-маркшейдер А.Ф. Чертков

(из фондов Музея истории ДВЖД)

4. Схема прохождения тоннеля (примерная). Тоннельный путь показан красным, основной (через мост) - жёлтыми точками.

Что дальше? Сбойка тоннеля произошла в июне 1941 года, буквально за несколько дней до нападения Германии на СССР. По идее, плановая достройка должна была окончиться примерно к концу 1941-го. Но, когда война началась, ГКО (фактически - по решению Сталина, для уменьшения угрозы японцев, поведение которых было к тому моменту непонятно) решил форсировать стройку - учитывая её исключительное стратегическое значение. Поэтому буквально за месяц были демонтированы все строительные леса и временные подъездные пути, отсыпано 8 тыс. кубометров щебня в балласт, уложен основной путь. И 20 июля 1941 г. по тоннелю прошел первый поезд с участниками строительства, который вёл машинист Василий Вожейко. А 25 апреля 1942 года правительственная комиссия приняла тоннель в постоянную эксплуатацию (после доделки и испытания систем обогрева, откачки воды, вентиляции, заградительной сигнализации) - но к этому моменту тоннель уже действовал 9 месяцев и мог парировать потенциальные японские угрозы мосту.

5. Пассажир поезда в принципе видит наличие тоннеля буквально несколько секунд, если стоит по северной стороне. Уходит путь налево, идёт некоторое время рядом с Транссибом, потом ныряет в забор. И всё. Не понять, что, куда, почему - если ты только заранее не знаешь, где и как надо смотреть. На фото - главный путь, который идёт на мост, а слева - западный портал Тоннеля.

6. Это фото тоже имеет отношение к тоннелю, хотя тут показан мост сверху. Фото периода стройки нового моста, середина 1990-х. Видите обширный остров на Амуре справа в кадре, а в середине его нечто такое белое? Это и есть вентшахта Амурского тоннеля. Отсюда тоже можно в него спуститься, аварийно.

6a. И мой снимок из 1998 года, с восточного подхода. Подбираться тогда к тоннелю приходилось очень осторожно и сразу уходить. Конечно, я тогда не мог даже и подумать, что через 18 лет смогу не только к нему подойти и снять, но и пройти по нему пешком вглубь.

7. Вернемся, однако, в наш 2016-й. Наш путь лежит в неприметные ворота по ул. Санаторной в Хабаровске. Вообще, объекты такого рода похожи на всякие периферийные автобазы и стройучастки. Однако, тут тоннельный объект. Это, кстати, один из очень немногих ж/д объектов, который охраняется не вохрой, а внутренними войсками. Так что попасть сюда крайне трудно.

8. Проходим к восточному порталу - "хабаровскому", который уходит в толщу горной породы (см. схему 2).

9. В другую сторону путь уходит на соединение с Транссибом, примерно за 2,5 км до вокзала Хабаровск-1. На горизонте - ЖК строящееся "Амурские Зори".

10. Тоннель электрифицирован в 1979 г., вместе с основным ходом Транссиба. Сечение в профиле как видите, не круговое, а ближе к эллиптическому, но в подводной (подрусловой) части оно становится круговым, там уложены чугунные метростроевские тюбинги. До того участка я не дошёл.

11. Рядом, по левой стороне - мастерская путейцев с инструментом и прочим инвентарём.

12. Здесь же наготове и тележки, для буксировки по путям инвентаря и оборудования, "на всякий пожарный".

13. Заходим внутрь.

14. По восточной стороне мне удалось пройти вглубь примерно на 100-120 м, до второй ниши укрытия от поездов.

15. Службные помещения по правой стороне.

16. Поближе. Скорей всего, это соединение с припортальной вентшахтой - если завалит портал, можно будет работать с другой стороны.

17. Дальше тоннель криволинейно изгибается и с приличным уклоном уходит вниз, под русло. Сложная была проходка.

18. Ещё помещение, по левой стороне.

19. Тоннель уходит стабильно вниз.

20. Ладно, возвращаюсь обратно к свету.

21. На проход поездов у портала срабатывает ревун, так что по идее поезд пропустить нельзя. Как это внутри, не знаю - мы попали на небольшой перерыв в движении, и увидели через минут 15-20 только электровоз, досылаемый на Левый берег по тоннелю.

22. А вот и путейцы-дефектоскописты. Несут измерительное оборудование. Очень удивились, увидев тут двух людей с фотокамерами (!).

23. "И как далеко вы пойдёте? Весь тоннель, что ли?" - "Ну, сравнительно далеко. " (уклонились от ответа).

24. Пошли вглубь контролировать путь и его габарит. Интересно, как бы они меня приняли, если бы встретили прямо внутри, с фотокамерой? :)

25. А вот и электровоз в тоннель идёт. Увы, одиночный! А я так хотел снять на видео вход полноразмерного поезда.

26. Ну что же, пора ехать на другой портал, западный. Сворачиваемся.

27. Снова выезжаем на Мост и едём на еврейский берег (в ЕАО). Кстати, что это за девайсы такие, на неавтодорожной стороне моста? Они попадаются через регулярные промежутки.

28. Здесь попасть к порталу оказалось посложнее. Подъехать прямо нельзя, объезд километров 10-12, так что пришлось оставить машину у предмостной станции Покровский. А потом пешком, через дачный посёлок, ориентируясь по спутниковым снимкам.

29. Пока выбирались, попали ажно на объезд линии начальником дороги! (ДВЖД). Вот его мотриса, и куча полномочного народу с ним, свита.

30. Идём дачным просёлком вдоль линии. Вон, впереди видно - значит, правильно идём.

31. А это - западный портал Амурского тоннеля. Тут, в отличие от восточного, выбиты цифры 1937-41. Т.е., от начала проходки до пуска первого поезда.

32. Цифры на портале покрупнее.

33. Внутри тоннеля с "еврейской" стороны. Смотрите, тут отличается и отделка и сечение. Мы ждали-ждали поезда с "той" стороны, было даже хорошо слышно его приближение, но электровоз встал по красному сигналу примерно за 200 метров до выхода на поверхность. Стрелковая команда охраны по нашей просьбе созвонилась с ДСП Покровского поста, и тот сказал, что ждать зеленого сигнала ещё 20-25 минут, пока путь закрыт. Увы. Пришлось ехать обратно.

34. Выход на основной Транссиб - через эти "ворота". Кстати, я не упомянул, что движение по тоннелю - только нечётное (т.е. с востока на запад, от Хабаровска на Биробиджан).

35. Вот так выглядит заход в тоннель с западной стороны. Справа выше - главный ход Транссиба, что на мост.

36. Возвращаемся обратно в Хабаровск. Снова на мост, 3 километра - и мы на Правом берегу.

37. За кадром остался только вот этот памятник. Когда я спустился к восточному порталу, то нигде не смог его увидеть почему-то. Оказалось, что памятник этот так искусно поставили в дерновой нише склона, что смотря от портала даже невозможно понять, где он. Я тогда подумал - "так может, он на другой стороне Амура" - и искать дальше не стал. Оказалось, что он расположен уже почти у колючки, в конце охраняемой зоны. На кадре №9 эта ниша с памятником видна, за столбом электрификации. Обидно, но увы. Так что пришлось искать фотку в Сети. Пусть будет хотя бы такая.

* * *
В заключение, немного о последующей истории Амурского тоннеля.
В годы войны подходы к Амурскому мосту и тоннелю строго охранялись, с мощной ПВО на подходах по обоим берегам.
Звездный час его наступил в конце 1944-го, когда он по приказу ГКО был переоборудован "для непосредственного пропуска по нему военной техники", в преддверии начала войны с Японией. Особенно интенсивно он работал в первом полугодии 1945-го. Какую технику и каким способом по нему переправляли - колёсную ли, гусеничную ли? - я так и не смог на месте узнать.

В 1946-1964 гг. тоннель находился на консервации в резерве, но с середины 1960-х годов в целях увеличения пропускной способности Транссиба он стал использоваться для движения грузовых составов в западном (нечетном) направлении. А с начала 1980-х по тоннелю пропускали и пассажирские поезда, в том числе и пригородные (!). Я сам больше десятка раз пересекал на поезде Амур по тоннелю, в 80-е и 90-е. После строительства нового моста пассажирские перестали пускать через тоннель.
В настоящее время тоннель требует ремонта. Слишком долго он работал на пропуск поездов, без каких-либо работ.

Такая вот поучительная история. Ну и конечно, спасибо всем строителям этого уникального тоннеля, которые в самое трудное время войны обеспечили безопасность СССР от возможных поползновений японцев. После Хасана и Халхин-Гола японское нападение оценивалось как вполне реальное, вплоть до окончания Сталинградской битвы.

Чертков Анатолий Филатович, командир взвода на строительстве сооружений
Амурского тоннеля в составе 7-й бригады Особого корпуса железнодорожных войск

Выражаю благодарность Российским железным дорогам за содействие в доступе на этот уникальный объект, а также Музею истории ДВЖД за материалы по истории строительства тоннеля и схему.

В Китай без визы? Это совсем не трудно.

Особый дальневосточный аттракцион - безвизовые поездки в Китай. Каждому областному центру здесь противолежит город по ту сторону границы, поднявшийся в 1990-2000-х годах на русской торговле: Маньчжурия (Чита), Хэйхэ (Благовещенск), Фуюань (Хабаровск), Суйфыньхэ и Хуньчнь (Владивосток). Сами дальневосточники катаются в Китай что питерские в "Финку", и на эти города глядят брезгливо: ненастоящая тут, дескать, Поднебесная и китайцы там тоже не те. Но для первого раза и такой впечатляет сполна. Самый известный безвизовый город - Хэйхэ, самая доступная - Сунька, но мы не ищем лёгких путей! Я для первого знакомства с Китаем выбрал Фуюань - среди своих собратьев этот городок самый неудобный для посещения, но интересный хотя бы тем, что стоит он за Большим Уссурийским островом, в 2005 году ставшим последней территориальной потерей России.

Если Владивосток - морской город, то Хабаровск - речной. Я бы даже сказал - какой-то особенно речной: ведь Амур по расходу воды немногим меньше Енисея или Лены.. Напротив хабаровского центра ширина основного русла около 2 километров, но только само оно здесь не единственное - за синеющим вдали хребтом Большой Хехцир (949м) находится устье Уссури, образующей самую настоящую дельту. У Хабаровска, как и у Владивостока, есть свой "домашний" архипелаг - но не на море, а на реке!

А за архипелагом видна высокая пагода (на вводном кадре) и порой, почти всегда парами, откуда-то сверху по реке приходят скоростные "Полесья". Самая активная пассажирская навигация в Хабаровске - международная:

Отсюда видно Китай: Заброшенный на границе гарнизон 2-го укрепрайона

Ранее мы уже рассказывали о этом гарнизоне и показывали как он выглядит теперь. Но у нас в архивах завалялось ещё несколько десятков фотографий каким он был практически сразу после расформирования, так что мы решили ими поделиться и написать ещё одну статью.

Для тех, кто не читал нашу предыдущую статью о этой войсковой части, мы вкратце повторимся.

Когда-то граница с Китаем проходила в четырёх десятках километров от Хабаровска, а весь Большой Уссурийский остров принадлежал России. Половину его занимали дачи, а на другой половине находился 2-й укреплённый район, призванный сдерживать возможный натиск противника до подхода основных сил. А примерно в центре острова располагался этот военный гарнизон.

Но осенью 2004 г. между странами был подписан договор о демаркации границы, который решил многолетний территориальный спор и укрепил отношения между Россией и Китаем.

Так половина острова отошла Китаю вместе с бывшим укрепрайоном, а граница приблизилась к Хабаровску на 20 километров.

А в 2006 г. гарнизон укрепрайона, оказавшийся прямо возле новой границы был расформирован и законсервирован.

Благовещенск – Хэйхэ

Самое короткое расстояние между этими пограничными городами – всего 750 метров, в любую погоду они отлично видят друг друга с разных берегов Амура. В китайских СМИ их вежливо называют «близнецами», хотя с виду они очень разные. Причем российский город буквально заклеймили «уродцем» в сравнении с сияющим Хэйхэ.

«Благовещенск и Хэйхэ выглядят так, словно жил себе жил советский пенсионер, обветшал по-стариковски, а перед его окнами вдруг – бах! – особняк молодого миллионера. С иллюминацией, садом, парком развлечений» , - написал побывавший там в начале 2018 года обозреватель «Комсомолки».

А годом ранее крайне ядовито оценил столицу Амурской области радиоведущий Сергей Доренко: «Благовещенск – это место ржавчины, пахнущее кошачьей мочой. Благовещенцы сидят в трущобах, в своих жалких бетонных конурках, но подходят к окошку, и если расковырять окошко от грязи, то видно Хэйхэ. И так счастливо становится» .

Критиков особенно коробит тот факт, что Хэйхэ вырос на глазах из глинобитной деревушки на пустынном берегу, а наш старинный Благовещенск, который входит в тройку крупнейших дальневосточных городов, каким был, таким и остался.

Вечерами Хэйхэ загорается как неоновая реклама: с нашего берега китайские высотки кажутся прямо-таки Лас-Вегасом. Впрочем, после полуночи иллюминация гаснет из экономии.

А вот с китайской стороны Благовещенск – «витрина» крупнейшего в мире нефтегазового государства – смотрится куда темнее и скромнее.

Ykt.Ru / Neurosurgeon " data-width="900" data-height="598" data-cke-saved-src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/925050813.jpg" src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/925050813.jpg" data-width="900" data-height="598" />

Дальше – больше. Российская пресса сообщает, что даже в такой «глухомани», как Хэйхэ, живет сотня китайских долларовых миллионеров, поднявшихся на торговле с Россией.

А китайские СМИ, например, крупнейшее онлайн-издание «Феникс», позорят наши власти, рассказывая о том, как обездоленные российские пенсионеры перебираются в Хэйхэ: «Всего лишь нужно пересечь границу, и они сразу заживут безбедно. Съем дома в китайском городе обойдется дешевле, чем проживание в России. Раз в несколько месяцев пенсионеры возвращаются в Россию. Сняв пенсию, порыбачив и наговорившись со своими приятелями, они возвращаются в Хэйхэ для счастливой и беззаботной жизни» .

В Хэйхэ многие вывески продублированы на очень плохом и смешном русском – как и в Благовещенске на китайском.

juan.livejournal.com " data-width="900" data-height="600" data-cke-saved-src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/152653530.jpg" src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/152653530.jpg" data-width="900" data-height="600" />

При этом у китайцев больше заметны пиетет и заигрывание с русскими туристами: там стригут кусты в форме матрешек, копируют русское зодчество, завлекают в ресторан «Путин» и кафе-бар «Наша Раша».

juan.livejournal.com " data-width="900" data-height="600" data-cke-saved-src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/608925629.jpg" src="https://img.anews.com/media/gallery/100367173/608925629.jpg" data-width="900" data-height="600" />

Однако после обрушения курса рубля российских «челноков» заметно поубавилось, зато китайцы, чья валюта остается крепкой, а зарплаты растут, приезжают на наш берег за продуктами (масло, молоко, мед), считая их экологически чистыми.

По иронии, жители приграничных регионов России едут в Китай лечиться по той же самой причине – дескать, китайская медицина основана на экологичных «натуральных» продуктах. Ну и обходится дешевле. Плюс покупают в Китае лекарства, а также электронику и одежду, потому что в своей стране все это стоит как минимум вдвое дороже.

Кстати, китайцы, приезжая в Благовещенск, восхищаются местными деревянными домиками. На своей территории они слепо копируют русскую и европейскую архитектуру, создают целые парки знаменитых достопримечательностей мира. У них есть свой «собор Василия Блаженного», свои «готические замки» и множество помпезных построек а-ля лужковский китч. Хэйхэ – яркий тому пример: на фото ниже не криха, а дворец спорта.

Все это выполнено из самых дешевых материалов, местами чуть ли не из картона, и способно поразить разве что самих китайцев, которые в принципе не видят разницы между оригиналом и копией, и безвкусных простаков-туристов. А вот скопировать добротные деревянные срубы они, похоже, не научились, и потому благоговеют перед ними в России.

По сути, весь Хэйхэ – это претенциозный, но убогий по качеству новодел, хотя издали представляет обманную картинку красоты и благополучия. На это обращают внимание многие въедливые путешественники, начиная с известного фотоблогера Ильи Варламова.

Благовещенск внешне может быть не столь эффектен, но качество застройки, что советской, что современной, существенно выше. А аутентичность старины и чистота улиц (не в пример китайцам, у которых чуть дальше за витринными фасадами начинается настоящая помойка) даже выгодно отличают наш пограничный город от «декоративного» соседа.

А вот чему действительно можно позавидовать, так это качеству асфальтовых дорог в Хэйхэ, по сравнению с которыми благовещенские – сплошная рытвина, а также самим темпам строительства.

Забайкальск – Маньчжурия

Какие-то 6 километров разделяют российский поселок городского типа и китайский город, но между ними как будто дыра из прошлого в будущее.

Еще в 1990-е стороны договаривались создать совместную экономическую зону с безвизовыми поездками ради покупок, отдыха и культурного обмена. В итоге из небольшого поселка вокруг железнодорожной станции китайцы за 5 лет и 2 миллиарда долларов соорудили впечатляющий город, который теперь населяют 300 тысяч человек. Его ежегодно посещают миллионы туристов, в том числе сотни тысяч русских, принося доход почти в 2 миллиарда долларов.

А с российской стороны никакого развития так и не произошло. Даже на карте Google видно, что арочные ворота Маньчжурии, которые символически должны были открываться в Россию, упираются в забор и степь.

Сам Забайкальск, как сравнивают путешественники, за 20 лет мало изменился, а во многом скорее пришел в упадок. Он производит депрессивное впечатление, а единственное место работы здесь – это железнодорожная станция.

Знатоки поясняют, что в Китае государство поддерживает приграничные территории, превращает их в витрины и создает определенные льготы. Привлекается частный бизнес, который ищет всевозможные ниши для развития – люди сами начинают строить свое будущее, зная, что государство им в этом поможет и уж точно не станет препятствовать.

А в России живут как умеют, при этом власти городов жалуются на одно и то же: Москва высасывает деньги из регионов, превращая их в дотационные, а взамен возвращает копейки.

Прежний глава Забайкальска Олег Ермолин ранее в этом году привел пример: «В Маньчжурии 65% доходов территории остается на развитие и лишь 35% уходит в центр – в Пекин. А у нас почти 100% денежных средств уходят в Москву» .

Туристов «впечатляет» множество разрушенных или недостроенных зданий в поселке, словно здесь была война, и то, что на некоторых улицах до сих пор нет канализации, так что помои стекают на дороги.

Ермолин поясняет: «Мы из реки Аргуни пьем мочу, которую сливает Маньчжурия. 300 миллионов стоит поставить новый водовод, а у меня годовой бюджет 60 миллионов» .

Впрочем, не стоит отчаиваться. Взгляните на блочное жилье в Маньчжурии, где тот самый итальянец Давид Монтелеоне заснял русско-китайскую семью, живущую на два города. Очевидно, и здесь стройка идет быстро, но ее качество отвратительно.

Фуюань, китайский райцентр. Лучше наших райцентров во всём?

Фуюань - маленький и по китайским, и по российским меркам (20 тыс. жителей) городок в округе Цзямусы провинции Хэйлунцзян с центром в Харбине. Вот только 65 километров по Амуру отсюда не до Харбина, а до Хабаровска: Фуюань - из тех городов приграничного Китая, что расцвели на деньги склочных русских челноков. Само собой, я понятия не имею, насколько это всё для Китая типично и каждый ли малый город Поднебесной выглядит так.

На заглавном кадре - весь фуюаньский пейзаж. Прямые и широкие, как в Петербурге, улицы, и дома вдоль них высокие, словно в Москве. Но в перспективах этих улиц, как в маленьком таёжном городке - то Амур, то лесистые сопки, и со многих точек город виден буквально насквозь. В октябре по улицам гуляет пронизывающий ветер и по сравнению с соседним Хабаровском тут просто собачий холод. Но так, видимо, лучше продаётся тёплая одежда и больше манят двери магазинов, кафешек, самоваров (тех же кафешек, но приходишь туда со своими ингредиентами), парикмахерских, стоматологий, массажных клиник и неофициальных, но известных кому надо публичных домов.

На стенах глаз рябит от вывесок, где иероглифы почти всегда дублированы парой-тройкой русских слов. За всем этим визуальным шумом далеко не сразу замечаешь, что тут и общественные здания есть, куда не русский приходит тратить рубли, а китаец - по своим насущным нуждам. Вот например "псевдо-сталинки" городской администрации и школы поодаль:

526 метров и ты в Китае без визы. Где это? Через всю Страну (Москва-Владивосток) на машине с детьми за 29 дней. Часть 11


Подробнее о нашем путешествии: введение, часть 1-10; обустройство лагеря в дороге; стоимость отправки автомобиля из Владивостока в Москву и затраты на автопутешествие уже в блоге и на ЯндексДзене.

Часть 11: Благовещенск (китайская кухня, Хэйхэ принимают за центр Благовещенска, соседство).
Часть 10 закончилась на том, что мы на 23 день нашего путешествия, преодолев 1530 км от Читы, добрались до Благовещенска.

Благове́щенск — город в России на границе с Китаем. Расположен на левом берегу Амура. Это единственный административный центр региона России, находящийся на государственной границе. Китайский город Хэйхэ стоит на правом берегу Амура, расстояние — 526 метров.

В Благовещенске я был в 2019, проехав от Нерюнгри (Рес. Якутия) до Тынды (Амурская область) на машине, а потом на поезде по БАМу до Благовещенска.

Тогда я был один и прилетел в Нерюнгри на самолете. Теперь же я сюда приехал своим ходом на своей машине со своей семьей. Я им долго рассказывал об этом месте, показывал фото и видео, а теперь мы здесь и приехали на своей машине, как же это круто!

Именно за это я и люблю автопутешествия, когда ты можешь приехать на своей машине туда, куда раньше прилетал только на самолете или куда большинство людей именно прилетают. В связи с этим есть в планах доехать на своей машине до Азии (Тайланд, Малазия…), а также до Африки (Марокко, Дакар)

Вернёмся к нашему путешествию.

Так как в Благовещенске я уже был, то знал, какой самый лучший в городе китайский ресторан. Китайскую кухню мы любим, а найти хороший китайский ресторан в центральной России не так уж легко.

Было уже поздно, готовить не хотелось, а есть очень хотелось.

Решили заехать в этот ресторанчик и поужинать. По дороге зашли на сайт ресторана, чтобы уточнить часы работы и выяснили, что в связи с пандемией ресторан работает только на вынос(( Ну, чего же делать, заказываем на вынос и мчим к ресторану.


Циндао. На заметку тем, кто будет в Благовещенске

Забираем еду и ужинаем прямо в машине.


Полный размер Это было что-то, очень всё вкусно! Супруга сразу оценила))

Поужинав, отправляемся в центр. Гостиница забронирована и нас ждут. Время уже 22.30, но завтра мы выдвигаемся дальше и нужно увидеть ночную набережную в огнях.

Как я уже говорил, Благовещенск находится на берегу Амура. По другую сторону реки — Китай, вернее, город Хэйхэ КНР.

Первоначально, при подготовке к путешествию в планах было сделать днёвку в Благовещенске и съездить на денек в Китай.

Переход границы из Благовещенска по упрощенной схеме, виза ставится при въезде. Летом переезжают через Амур на катере, а зимой на корабле с воздушной подушкой. Срок визы 30 дней, НО за границы Хэйхэ выезжать в Китай нельзя.

Местные ездили в соседний Хэйхэ просто в ресторан на день рождения, так как там было дешевле, за покупками, на лечение (стоматология напр.), для косметических услуг и т.д. Но по словам местных, после скачка доллара такие поездки стали не так привлекательны. Цены в кафе не дешевле, многие вещи уже есть и в Благовещенске, вот только если необходимо получить качественное лечение, но после скачка доллара это уже не так доступно.

Мы же планировали чисто в туристических целях посетить Хэйхэ, но пандемия перечеркнула все планы, как и планы съездить на космодром Восточный, который находится недалеко от Благовещенска. В пандемию все экскурсии на него тоже отменили.


Полный размер Китай виден и слышен с набережной Благовещенска (музыка на том берегу слышна, как с соседней улицы)

На набережной мы вышли в прямой эфир Instagram, чтобы показать Китай, но я не знал, что ровно в 23.00 все огни на том берегу выключают. Эфир начал в 22.58. И буквально на глазах все башни потухли. Было немного обидно. Видео прямого эфира с набережной Амура.

Кстати, в этот день был День ВМФ и на набережной Благовещенска было шумно и людно.

Что можно увидеть из Хабаровска, поднявшись на высокий берег Амура?

Для того, чтобы из Хабаровска увидеть его, достаточно подняться на высокий берег Амура. Что это?

комментировать в избранное up --> 4 года назад

Ответом на этот интересный игровой вопрос будет государство Китай. Ведь именно Китай можно увидеть если подняться на берег реки Амур. Хотелось бы мне побывать в городе Хабаровск и увидеть территории Китая таким способом.


автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Ёпрст Извес­ тный [253K] 4 года назад

Ответ для меркантильной викторины - Китай.

Теперь сурьезный ответ. Для желающих познать истину.

Поднявшись на самое высокое место в Хабаровске, можно увидеть лишь остров Кабельный. Который как раз находится перед хабаровским утесом - напротив него. Если имеется у наблюдателя орлиное зрение - Большой Уссурийский остров. Ну если подвезти на утес приличную военную оптику, то можно разглядеть поселки Бычиха и Козакевичево. А также Еврейскую автономную область.

Никакого Китая разглядеть с самой высокой точки Хабаровска разглядеть нельзя. Из-за сложности островного рельефа Большого Уссурийского. Только если представить себе - что видишь Китай. Ближайшая населенная точка, Фуюань, если мне не изменяет память, в 65 км от Хабаровска. Разглядеть ее из Хабаровска можно только в телескоп.

Россия – Китай: доходы

В Забайкалье, где уровень безработицы выше, половина людей живут доставкой китайских товаров через границу, причем занимаются этим в основном женщины, таская на себе баулы по 25 кг и стоя по полдня в очередях. Это не слишком благодарный труд – по 2 тысячи рублей за один проход через таможню. При «полной занятости» в месяц выходит 40-50 тысяч.

Мужчины в основном работают водителями, причем зарплаты на сайтах вакансий порой впечатляют. В Уссурийске, например, предлагают 60, 70 и даже 100 тысяч рублей. Но, как поясняют специалисты отрасли, в реальности выходит 30-40 тысяч – если вычесть затраты на содержание и страховку машины. И если «впахивать».

В ближайшем к Уссурийску китайском поселке Суйфыньхэ (который русские называют просто Сунька) средняя зарплата в 2017 году составляла свыше 55 тысяч юаней в год – это примерно 45 тысяч рублей в месяц. При этом вариантов работы больше, а жилье и многие товары, как уже говорилось, стоят вдвое дешевле, чем в России.

В общем, понять, где лучше, непросто, хотя бы из-за разницы культур и менталитетов. Кстати, даже те наши соотечественники, которые знают китайский и часто бывают или живут в этой стране, лишь иронично усмехаются на попытки новичков понять китайцев. Но мы попробуем облегчить задачу – почитайте на досуге:

Читайте также: