Место тайной вечери в иерусалиме

Обновлено: 28.04.2024

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Гробница Божией Матери


Гробница, где три дня пребывало пречистое тело Божией Матери, располагается в непосредственной близости от Гефсиманского сада.





50 широких мраморных ступеней ведут глубоко под землю; в нишах слева и справа от лестницы находятся гробницы святых праведных Иоакима и Анны, святого Иосифа Обручника.


Гроб Божией Матери - небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом. Внутри под стеклом помещается каменное ложе. У входа висят иконы Успения Божией Матери и Ее вознесения на небо.

Гроб Божией Матери


Подземный храм Успения Божией Матери украшает великое множество лампад.


Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская.

Святая Земля. Часть 29. Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
(Иоан.19:25-27)

Католический собор Успения на Сионской горе

Дом апостола и евангелиста Иоанна Богослова находился на Сионской горе недалеко от Сионской горницы (места Тайной Вечери). Теперь на этом месте стоит величественный католический собор Успения. В этом доме Пресвятая Дева жила после Воскресения Христова, проводя время в тишине и молитвенном уединении. Находясь в обществе первых христиан, благоговейно уважаемая всеми за свою святость, глубину веры и знание Евангельских истин, Пресвятая Дева никогда, однако, не выступала с проповедями, предоставляя это апостолам Петру, Иакову и другим братиям. Все время после вознесения Господа Она кротко служила немощным, заботилась о сиротах, вдовах и нищих. Каждый день Богородица бывала у гроба Господня и молилась обо всем человечестве. Такое смирение Она сохранила до самой кончины. Это несмотря на то, что слава о Матери Божией распространилась во все концы тогдашнего мира, и многие христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть Ее и насладиться беседой с Ней.


Католический собор Успения Божией Матери на Сионской горе

Через некоторое время Богородица при приглашению Лазаря Четверодневного, ставшего к тому времени епископом Кипрским, отплыла на Кипр. Но случившаяся по дороге буря пронесла корабль мимо острова, и он причалил к берегу лишь возле Афонской горы. Так по Божией воле Она оказалась на Афоне, где обратила ко Христу сердца многих язычников – греков, поклонявшихся олимпийским богам. С тех пор Афон считается земным уделом Божией Матери, Ее апостольским жребием, данным Ей от Господа.

Затем, пожив некоторое время у Лазаря на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим. Обрадованные верующие стали во множестве стекаться к Ней, и Она всех принимала, ободряла и благословляла. Немощным возвращала здоровье, скорбящих утешала, грешников наставляла на путь истинный и всех утверждала в вере и надежде, наполняя сердца радостью божественной любви.

Но, прославляемая всеми, сама Пресвятая Дева горела желанием лицезреть Сына Своего и Бога. Она часто посещала гору Елеонскую, с вершины которой вознесся на небо Иисус Христос, и молилась, чтобы Господь благословил взять Ее из земной юдоли в Свои горние селения. Однажды во время такой молитвы перед Ней предстал архангел Гавриил и возвестил волю Божию о Ее успении, которое должно совершиться через три дня. В знак же торжества над телесной смертью, от которой Она должна воспрянуть к бессмертной жизни, архангел вручил райскую ветвь от финикового дерева, сияющую небесным светом, и сказал, чтобы ее несли перед гробом в день погребения Ее тела. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Господа.



Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия рассказала апостолу Иоанну о случившемся и показала ветвь, принесенную архангелом. Она пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, а также завещала, чтобы Ее тело было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ее святые родители и праведный обручник Иосиф.

В назначенный архангелом день Пресвятая Дева лежала на украшенном одре и молилась в ожидании кончины. Ее окружали все апостолы, кроме Фомы, друзья и близкие. И вот настало три часа дня. Внезапно все залил ослепительный свет, перед которым померкли ярко пылавшие свечи, верх дома как бы исчез, и все увидели Христа, которому, как бы сладко засыпая, Матерь Божия отдала Свою душу.

Сейчас в том месте, где было Успение Богоматери, находится скульптура, изображающая Матерь Божию на ложе, как мы привыкли видеть на православной иконе Успения.



Подземный храм на месте Успения Божией Матери


Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который был чрезвычайно огорчен тем, что не застал Пресвятую Деву в живых и не смог проститься с Ней. Апостол Фома направился ко гробу, где получил величайшее утешение в своей скорби: он сподобился лицезреть Богородицу, уносимую ангелами на небо. Пресвятая Дева сняла с себя пояс и бросила к ногам апостола Фомы. След от упавшего пояса отпечатался на камне, этот камень показывают на территории русского монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании.



След на камне от пояса Богородицы

Когда Фома рассказал апостолам о том, что он видел, они пошли и отвалили камень, закрывавший вход, и увидели что тела Богородицы во гробе не было. Вечером, когда, собравшись вместе, апостолы преломляли хлеб, послышалось пение ангелов, и они увидели на воздухе Пресвятую Деву, которая сказала им: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

Кончину Божией Матери церковь называет Успением, а не смертью, потому что она как бы уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной и через три дня с нетленным телом перенестись в небесное жилище.

Святая Земля. Часть 19. Сионская горница. Гефсимания

Макет древнего Иерусалима


Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находилась на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Матф.26:3,4)

Сионская Горница



Двор Сионской Горницы


Ныне существующее здание, носящее название Сионской Горницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Горница находилась во владении францисканцев, затем был превращен в мечеть. В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

Сионская Горница



Сионская Горница находится во втором этаже здания


«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)

Горница Тайной Вечери



Горница Тайной Вечери


Здесь, в Сионской Горнице, впервые совершилось таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20). Здесь же апостолы оплакивали смерть Иисуса Христа. Сюда Он явился им после Своего Воскресения (Ин. 20:19-23, 26-28). Здесь вместо предателя Иуды в число двенадцати апостолов был избран апостол Матфей (Деян. 1:26). В горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.




Дорога из Сионской Горницы в Гефсиманию


После установления таинства Евхаристии, по свидетельству евангелистов, Господь в учениками «воспев, пошли на гору Елеонскую». (Матф.26:30) Путь пролегал через Иосафатову долину, где с давних пор было множество могил; в том числе «Столп Авессалома», памятник, построенный мятежным сыном царя Давида еще при жизни. По сей день в долине потока Кедрон находятся самые дорогие в мире еврейское и мусульманское кладбище, т.к. считается, что именно здесь произойдет всеобщее воскресение, и похороненные здесь воскреснут первыми.




У стен города с этой стороны сохранились миквы - колодцы для ритуального омовения, которое иудеи совершали перед тем, как войти в Храм




По дороге продолжалась прощальная беседа Христа с учениками. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что «Господь ведет беседу о себе, как виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на ее склонах как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ».

Мусульманское селение на склоне Иосафатовой долины



Мусульманское селение на склоне Иосафатовой (Кедронской) долины


Склоны долины

Путь через Иосафатову долину



Путь через Иосафатову долину


«Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». (Иоан.18:1)

Подъем в Гефсиманский сад



Дорога в Гефсиманский сад

Вид на долину потока Кедрон


Вид на долину потока Кедрон

Золотые ворота Иерусалима


Золотые ворота Иерусалима. Вид от подножия Елеонской горы


Название Гефсиманского сада означает масличные прессы. В этих местах найдено множество масличных прессов эпохи Второго Храма; здесь была огромная промышленная зона Иерусалима по производству масла. По склонам Масличной, или Елеонской горы по сей день растут многочисленные оливковые деревья. 8 древнейших олив бережно сохраняются в ограде франсисканского храма Всех Наций, построенного в 1919-1924 годах архитектором Антонио Бартолуцци.


Оливковые деревья в Гефсиманском саду

Древние оливы в Гефсимании

Гефсиманский сад

Храм Всех Наций и русская церковь Марии Магдалины в Гефсимании


Храм Всех Наций и русская церковь Марии Магдалины в Гефсимании


Внутри храма царит тишина и полумрак, входя туда, человек погружается в сумрак Гефсиманийской ночи. На полу перед алтарем – кованый терновый венец, опоясывающий скалу, на которой, как полагают, и происходило Моление о Чаше.

Алтарь храма Всех Наций в Гефсиманском саду



Алтарь храма Всех Наций в Гефсиманском саду

Мозаики сводов храма Всех Наций


Своды покрыты мозаикой, изображающей переплетающиеся оливы и Чашу. В ветвях олив - гербы стран, давших деньги на строительство храма Всей Наций

Камень Моления о Чаше в Гефсимании


Камень Моления о Чаше


«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
(Лк.22:44-48)

Икона Божией Матери Иерусалимская


Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.



При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
В Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Богослужение на Тайную Вечерю:

Святая Земля. Часть 22. Крестный путь Спасителя

Крестный путь Спасителя


Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.

Остановки Крестного пути


Остановки Крестного пути

Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.

Виа Долороза


Виа Долороза

Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.


Виа Долороза - Скорбный Путь Христа

Первая остановка у католиков – это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.



Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста



Капелла Бичевания



Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше – с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.



Претория. Темница Христа

Темница Христа – небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице – греческая православная церковь.

Темница Христа с отверстиями для ног узника


Темница Христа с отверстиями для ног узника

Подземелья крепости Антония


Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Esse Homo

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников – огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона – каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Лифостротон
Лифостротон

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Каменные плиты Претории
Лифостротон

Монастырь Сестер Сиона
Крепость Антония

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).

Место встречи с Пресвятой Богородицей


Место встречи с Пресвятой Богородицей

Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Место, где был остановлен Симон Киринеянин


Место, где был остановлен Симон Киринеянин

Виа Долороза. Обозначение пятой остановки и эмблема ордена францисканцев


Виа Долороза. Обозначение пятой остановки и эмблема ордена францисканцев

Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.

Дом святой Вероники


Дом святой Вероники

На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

Место обращения к дочерям иерусалимским


Место обращения к дочерям иерусалимским

Сион царя Давида

До того, как Иудею заселили еврейские племена, на Сионе стояла крепость Иевус . Ее построили иевусеи — древний народ, о котором мало что известно. Возможно, иевусеем был легендарный царь Мелхиседек, который встречал хлебом и вином библейского праведника Авраама. Царь Давид взял крепость и основал на Сионе новый город Иерусалим.

В разные исторические периоды Сионом, возможно, называли разные возвышенности. Но царь Давид, основав Иерусалим, создал не просто каменную крепость на холме, а могущественный символ единства и процветания. Ветхозаветные пророки называли Иерусалим «дочерью Сиона». В священных книгах Сион описывается как место откровения Божьей славы и прообраз рая, Сионом называли Царство Божие, которое однажды установится на земле.

Сион на старинной карте и сегодня Сион на старинной карте и сегодня

Во времена Христа район Сиона называли «Верхним городом». Здесь, на возвышенности, жила иерусалимская знать, в том числе семьи первосвященников Иерусалимского храма .

Гора Сион почитается иудеями, а также мусульманами и христианами как место, где похоронен царь Давид. Еще в первые века нашей эры на месте иудейского строения, возведенного над гробом Давида, появилась византийская христианская гробница. Разрушенная персами в 614 году, она была восстановлена при крестоносцах. Затем на священном месте появилась мечеть.

Памятник Давиду (фото автора) Памятник Давиду (фото автора)

В период с 1948 по 1967 год Старый город в Иерусалиме был оккупирован Иорданией, и евреи, не имевшие свободного доступа к Стене Плача , шли молиться на гору Сион, к гробу Давида. Вспомним по случаю, что политическое движение, которое объявило своей целью переселение евреев в Израиль, называется сионизмом .

Сегодня на Сионе представлены все религии, тут есть и церкви, и синагоги, и мечеть.

Загадки "сионской горницы", где происходила Тайная Вечеря.

Четверг Страстной недели. В это день в Иерусалиме Спаситель в последний раз собрался вместе с 12 Апостолами за пасхальной трапезой. Дом находился в городе, где его разыскивали слуги Первосвященников, чтобы арестовать.

Накануне Спаситель гостил в доме фарисея Симона прокаженного в Вифании, за городом, но послал двоих учеников (Иоанна и Петра) в Иерусалим, в некую «горницу», где велел приготовить Пасху.

Вот как об этом рассказывает евангелист Марк, гл.14.

« В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ».

Всё в этом рассказе таинственно, как в шпионском детективе. Спаситель знает точно, что хозяин дома готов принять Его с Апостолами, хоть он и рискует попасть в руки слуг первосвященников, вместе со Христом, но не боится этого. Апостолам же, не известно, где находится тайная комната. Её покажет слуга с кувшином, который будет ждать их у городских ворот. Все детали тщательно продуманы, и законспирированы, как в разведке. Видимо, здесь действовал Божий Спецназ. (Простите, за такую вольную интерпретацию событий, но меня очень интригует этот таинственный эпизод).

Кто был хозяин дома и где находился дом в Евангелии не сказано, но, несомненно, его выбор был не случайным. Ведь Спаситель пришел сюда тайно, взяв с собой только 12 своих учеников, чтобы сказать им нечто очень важное, предназначенное лишь избранным.

Это трапеза названа «Тайная Вечеря». Что же происходило на этом закрытом собрании?

В Евангелии от Иоанна, гл. 11, рассказывается, что сначала Иисус влил воду в сосуд, снял с Себя ризы и стал омывать ноги ученикам, и вытирать их Своим поясом. Петр воспротивился этому, считая себя недостойным, но Иисус сказал: « Если не умою ног твоих, не будешь иметь части со мною». Тогда Петр просил умыть еще руки и лицо, но получил ответ:« Омовенный, не требует омовения, только ноги умыти, есть бо весь чист: и вы чисты, но не все». ( Потому, что знал предающего Его)

Знаменитая гора Сион в Иерусалиме

Гора Сион (евр. «хар Цион») — самая высокая гора древнего Иерусалима , 765 метров над уровнем моря. В наше время Сионом обычно называют часть горы, которая располагается за пределами стен старого города к югу от Сионских ворот.

Небесный свет на Сионе (фото автора) Небесный свет на Сионе (фото автора)

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93)

Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.

Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Тайная Вечеря. Евхаристия. София Киевская

Евхаристия. София Киевская

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких. Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!

Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.

И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон. И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей. Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию. Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?

Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом. Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.

И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.

Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей). Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо.

Всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира. Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем. И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю. Знамение этого — исцеление в субботу.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми. Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.

Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды. Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего. Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.

Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества. Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима. Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.

(Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78)

Тайны Страстной Седмицы. Тайная Вечеря, предательство и отречение

Каждый год на Страстной мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали.


Подготовка к Тайной Вечере

Тайная Вечеря


Гефсиманский сад

Около полуночи в четверг пасхальная трапеза по правилам заканчивается и все идут гулять. Евангелист Иоанн именно тут разворачивает свое основное повествование. Именно в этот момент Господь сообщает ученикам основное содержание Своего учения. Он прощается с ними и дает им новую заповедь любить друг друга, говорит о Святом Духе, благословляет их, устанавливает Церковь, обещает им в мире скорбь, но и победу над миром (Ин.14 – 17). Они идут в Гефсиманский сад. Место было удобное для беседы, и Господь любил туда ходить. Дальше беседа происходит по дороге в Гефсиманию.



Пот, как капли крови

В Евангелии от Луки говорится о том, что во время молитвы пот Его был как капли крови (Лк.22:44). Это явление известно медицине, но неизвестны случаи, когда оно происходило бы ночью, потому что оно связано с обезвоживанием организма на жаре и с крайним отсутствием влаги. Однако оно возможно, например, в темноте тюремного вагонзака, когда узникам не дают пить несколько суток. Человек сначала плачет, потом слезы кончаются и вместо них выступает пот, окрашенный кровью. Но в прохладе Гефсиманского сада, после четырех чаш вина (обязательных на седере) обезвоживания в обычном смысле быть не могло. Но можно себе представить душевное напряжение, о котором мы не имеем и понятия. Такой внутренний жар, который дает эффект обезвоживания, и евангелист Лука, согласно церковному преданию – врач, рассказывает об этом.

Предательство Иуды

Господь снова возвращается к ученикам, и тут же появляется Иуда. Он подает знак. И это вызывает недоумение, которое выразил и Сам Христос, говоря: «Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня» (Ин.18:48). На мой взгляд,это говорит о том, что это не те, кто слушал Его беседы. Это храмовая стража и римляне. Личность Христа была достаточно яркая, не узнать Его было очень трудно. Ночью, при свете факелов и яркой луне (первое весеннее полнолуние) невозможно не узнать того, с кем ты днем вступил в жаркий спор.


Отречение Петра

Когда в Гефсиманском саду завязалась потасовка, мы видели сплоченную кучку учеников, которые все как один были готовы на смерть. Они даже взяли два меча, но вдруг разбежались (Мк.14-50). При этом никаких римских легионов мы не видим. Видим храмовую стражу, которую можно было прогнать или, отбиваясь, убежать. Но учеников полностью деморализует поведение Христа. Они готовы рубиться, в особенности Петр; он даже отсек ухо рабу первосвященника. Но Господь это ухо исцеляет. И они не понимают, как следует действовать в этой ситуации. Он говорит, чтобы Его взяли, а этих не трогали. Значит, Он хочет, чтобы они убежали и оставили Его? Иначе Он бы сказал: «Прикрывайте отход, бежим в Галилею, где нас не найдут!». Можно себе представить эту растерянность, недоумение, ужас, когда они видят, что Он отказывается быть защищенным. Но в то же время Он поворачивается и смотрит на Петра (Лк.22:61). Значит, не хочет, чтобы они отреклись. Чего же Он хочет?


Тайная Вечеря в иконах и картинах

В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.

Горница Тайной вечери и другие христианские святыни

Над гробницей царя Давида находится Сионская горница — помещение, в котором по преданию прошла последняя трапеза Христа с его учениками, то есть Тайная Вечеря. На этой трапезе возникло таинство евхаристии (освящение вина и хлеба).

Сионская горница, или горница Тайной Вечери Сионская горница, или горница Тайной Вечери

Место Тайной Вечери на Сионе стало почитаться еще в византийское время и эта традиция сохранилась до сих пор. После взятия Иерусалима крестоносцами они построили на этом месте церковь. Хотя в XV веке церковь стала мечетью, ее готический интерьер сохранился.

На Сионе в день Пятидесятницы произошло сошествие Духа Святого на апостолов. Так родилась церковь Нового Завета — христианство, а гора Сион долгое время оставалось местом тайных собраний иерусалимских христиан.

"Тайная Вечеря" "Тайная Вечеря"

Именно на Сионе жил Иоанн, один из учеников Христа. В доме Иоанна по завещанию Иисуса жила и престарелая Богоматерь Мария , там она и скончалась в возрасте 72 лет. В 414 году византийцы построили на месте дома Иоанна базилику, назвав ее «Святой Сион». Сегодня на вершине горы стоит католический храм, который относится к монастырю Успения Пресвятой Богородицы. Неподалеку находятся старый армянский монастырь и церковь Петра в Галликанту (слово «галликанту» означает на латыни «крик петуха» и напоминает о троекратном отречении Петра, а также о его горьком раскаянии).

Возле горы Сион стоит над остатками византийского храма англиканская церковь Св. Андрея, покровителя Шотландии.

Читайте также: